Пожалуй, не одна из теорий личности не была так широко известна, как психодинамическая теория (психоанализ), которая вышла далеко за пределы психологической науки и повлияла не только на развитие психологии, но и социологии, медицины, культуры, искусства 20 века. Её основоположником был австрийский учёный, психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд (1856 – 1939).
Главным источником развития личности Фрейд считал врождённые биологические факторы (инстинкты), которые порождают энергию либидо (влечение, желание). Она является энергией жизненных поступков человека и находит разрядку в сексуальном поведении. По мнению учёного, между инстинктами и влечениями с одной стороны и между сознанием и морально-этическими нормами с другой, происходит сложное динамическое взаимодействие. Регулируется это взаимодействие поведением человека. Причём, главную роль в этом играет бессознательное. Такое объяснение послужило появлению целого направления в теории личности как психодинамического (психоанализ).
Что такое психоанализ
Психоанализ – это теория, основателем которой стал Зигмунд Фрейд, а также метод устранения проблем психологического характера.
При разработке теории известный австрийский психотерапевт применил многолетний опыт, обретенный ним во время врачебной практики.
Итак, о чем говорят основные положения психоанализа:
- Конфликты сознательного и бессознательного могут привести к неврозам, страхам, депрессиям и прочим нарушениям психики.
- Опыт, знания и поведение человека формируются на базе его иррациональных бессознательных влечений.
- Индивид, пытающийся осознать эти влечения, «включает» механизмы защиты, мешающие процессу осознания.
- Влияние бессознательного можно нейтрализовать через его осознание. Психоанализ – это терапия, предполагающая решение проблемы.
Ключевая идея психоанализа сводится к утверждению, что человек не осознает собственные мотивы поведения – им необходима интерпретация. Согласно классическому психоанализу Фрейда, пациенту следует озвучить все свои мысли, ассоциации, сны. Задача психоаналитика – проанализировать услышанное.
Психоаналитическое направление
Самым мощным и разнообразным течением в современной психологии является психоаналитическое течение, которое обязано своим возникновением психоанализу Фрейда. Наиболее известными работами психоаналитического направления являются индивидуальный психоанализ Адлера и аналитический психоанализ Юнга.
В своих трудах Альфред Адлер и Карл Юнг поддерживали теорию бессознательного, но пытались ограничить роль интимных импульсов в интерпретации человеческой психики. Как следствие, бессознательное приобрело новое содержание. Содержанием бессознательного по А. Адлеру было стремление к власти как инструменту компенсации чувства неполноценности.
Психоанализ Юнга вкратце: Г. Юнг положил начало концепции «коллективного бессознательного». Он считал, что бессознательная психика пронизана структурами, которые не могут быть приобретены индивидуально, а являются даром далеких предков, в то время как Фрейд полагал, что бессознательная психика субъекта может содержать явления, ранее изгнанные из сознания.
Далее Юнг развивает концепцию двух полюсов бессознательного, коллективного и личного. Юнг назвал поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с личным опытом, то есть забытые воспоминания, подавленные влечения и желания, забытые травматические впечатления, личным бессознательным. Она зависит от личной истории субъекта и может пробуждаться в фантазиях и снах. Коллективное бессознательное он назвал сверхличным бессознательным психики, которое включает в себя драйвы, инстинкты, которые в личности представляют природное творение, и архетипы, в которых находится душа человека. Коллективное бессознательное включает в себя национальные и расовые верования, мифы и предрассудки, а также некоторое наследие, которое люди переняли от животных. Инстинкты и архетипы играют определенную роль в регулировании внутренней жизни человека. Инстинкт определяет определенное поведение субъекта, в то время как архетип определяет специфическое формирование сознательных содержаний психики.
Юнг различал два типа людей: экстраверт и интроверт. Первый тип характеризуется внешней ориентацией и озабоченностью социальной деятельностью, а второй — внутренней ориентацией и концентрацией на личных влечениях. Юнг обозначал эти субъектные влечения термином «либидо» так же, как и Фрейд, но Юнг не приравнивал термин «либидо» к сексуальному инстинкту.
Таким образом, психоанализ Юнга является дополнением к классическому психоанализу. Философия психоанализа Юнга оказала значительное влияние на дальнейшее развитие психологии и психотерапии, а также антропологии, этнографии, философии и эзотерики.
Адлер, трансформируя первоначальный постулат психоанализа, выделил чувство неполноценности, вызванное, прежде всего, физическими дефектами, как фактор развития личности. В ответ на эти чувства возникает желание компенсировать их, чтобы получить преимущество над другими. Источник неврозов, по его мнению, лежит в комплексе неполноценности. Он в корне не соглашался с утверждениями Юнга и Фрейда о преобладании в поведении и личности человека личных бессознательных инстинктов, которые противопоставляют и отчуждают человека от общества.
Краткое содержание психоанализа Адлера: Адлер утверждал, что чувство общности с обществом, которое стимулирует социальное взаимодействие и ориентацию на других, является главной силой, движущей человеческим поведением и определяющей жизнь индивида, а не врожденные архетипы или инстинкты.
Однако между тремя концепциями — индивидуальным психоанализом Адлера, психоаналитической теорией Юнга и классическим психоанализом Фрейда — есть нечто общее: все они утверждали, что человек обладает внутренней, индивидуальной природой, которая влияет на формирование личности. Только Фрейд отводил решающую роль сексуальным мотивам, Адлер отмечал роль социальных интересов, а Юнг придавал решающее значение первобытным типам мышления.
Другим убежденным сторонником психоаналитической теории Фрейда был Э. Берн. Развивая идеи классического психоанализа и разрабатывая методы лечения нервно-психических расстройств, Берн сосредоточил свое внимание на так называемых транзакциях, составляющих основу человеческих взаимоотношений. Психоанализ Берна: Он рассмотрел три состояния эго, а именно: ребенок, взрослый и родитель. Берн предположил, что при любом взаимодействии с окружающей средой субъект всегда находится в одном из этих состояний.
Берна «Введение в психоанализ» — эта работа была разработана для объяснения динамики индивидуальной психики и анализа проблем, с которыми сталкиваются пациенты. В отличие от своих коллег-психоаналитиков, Берн считал, что важно свести анализ проблем индивида к истории жизни его родителей и других предков.
Берна «Введение в психоанализ» посвящено анализу типов «игр», используемых людьми в повседневном общении.
История психоанализа
История психоанализа берет свое начало в 1880 году, в дни, когда венский врач Й. Брейер поделился с товарищем З. Фрейдом примечательной историей о пациентке, излечившейся от симптомов истерии после сеанса гипноза. На приеме она смогла озвучить глубоко травмирующее событие, произошедшее с ней. Итогом стала сильнейшая эмоциональная реакция. Катарсис привел к значительному смягчению симптомов. Когда пациентка вышла из состояния гипноза, она не помнила о своих признаниях.
Фрейд решил применить методику со своими пациентами – результаты Брейера подтвердились. Партнеры поделились выводами в общей публикации «Исследования истерии», утверждая, что симптомы истерии вызваны подавленными воспоминаниями о неких травмирующих событиях. Тяжелая ситуация вытесняется из сознания, но продолжает оказывать на пациента влияние.
Личные причины побудили Брейера отойти от исследований и Фрейд приступил к независимой работе. Ему удалось обнаружить, что похожий результат достигается не только при истерии, но и при навязчивых состояниях сексуальной природы, зачастую возникающих еще в детские годы.
Психоаналитик изначально считал ключевой причиной неврозов Эдипов комплекс. Симптом начинает формирование в моменты, когда бессознательные влечения ребенка грозят прорвать барьер, поставленный вытеснением, что оказывается неприемлемым для прочих частей психики из-за страха наказания и по соображениям морали.
Основы психоанализа
Психоанализ – это терапия, базирующаяся на нескольких незыблемых принципах:
- В первую очередь, подразумевается принцип детерминизма. Согласно идеям психоанализа, ни одно проявление психики нельзя назвать случайным, ни с чем не связанным, непроизвольным. Осознаваемые чувства, мысли, импульсы следует рассматривать, как события причинно-следственных взаимодействий, определенных ранним детским опытом. Специальные методы исследования (преимущественно через анализ сновидений и ассоциации) выявляет связь между ситуациями из прошлого и нынешним психологическим опытом.
- Основой второго принципа стал топографический подход. Все психические элементы оценены по критериям их доступности. Вытеснения, обеспечивающее удаление из сознания некоторые психологические элементы, говорят о том, что некая часть психики прикладывает усилия, не желая их осознавать.
- В основе третьего динамического принципа, теория о том, что психика побуждается к действию импульсами агрессии и сексуальности, являющиеся элементами общего биологического наследия. Они имеют существенные отличия от инстинктивного поведения животных. В животном мире обычно фиксируется стереотипный ответ, провоцируемый особыми стимулами в определенных ситуациях и направленный на выживание. Психоанализ рассматривает влечение, как состояние нервного возбуждения, являющегося ответом на стимулы, направляющие психику к действию, снятию напряжения.
- Четвертый принцип – генетический подход. Черты личности взрослого человека, характеризующие его конфликты, невротические симптомы, в общем связаны с фантазиями и желаниями детства. Считается, что какие бы пути не открылись перед человеком, ему не удастся уйти от собственных детских переживаний – они в любом случае будут преследовать его на протяжении всей жизни.
Что входит в основу
Сознание — что это в психологии
Кратко психоанализ можно представить, как метод исследования психологических процессов, находящихся за гранью сознания. Теория учитывает взаимосвязь всех гипотез о функциях и строении психического аппарата и рассматривает их в целом.
В основе современного психоанализа лежат такие направления:
- Теория, дающая определения поведению и развитию индивида;
- Исследования мотивов через свободные ассоциации, толкование сновидений. Это позволяет извлечь наружу скрытые предпосылки, приведшие к расстройству психики;
- Методика лечения, включающая:
- анализ переноса и сопротивления;
- толкование источника конфликтов (интерпретацию);
- проработку, как заключительный этап, приводящую к перестройке психики.
Основная цель аналитика – избавление психики исследуемого от скрытых механизмов, породивших конфликтные ситуации. Это позволяет перенаправить пациента на реализацию позитивных желаний и помочь ему адаптироваться в обществе.
Что скрыто за гранью сознания
Дополнительная информация. В ходе психодинамического подхода специалист старается добиться от пациента осознания существования бессознательных конфликтов, благодаря чему повлиять на поведение и персональные отношения.
Методы психоанализа
Рассмотрим детально основные методы, применимые в сфере психоанализа: метод толкования снов, метод свободных ассоциаций, метод интерпретации. Опишем каждый по отдельности.
Метод свободных ассоциаций
На чем базируется этот знаменитый метод? На применении феномена ассоциативности мышления с целью исследования глубинных психических явлений и процессов (зачастую они бессознательны). Полученные данные применяются для лечения и коррекции функциональных психических расстройств, с помощью осознания пациентом характера и источника проблем.
В чем особенность метода свободных ассоциаций? В осознанном совместном и целенаправленном противостоянии терапевта и пациента с состоянием психологического дискомфорта. Действуя сообща, психоаналитик и пациент справляются с проблемой.
Методом свободных ассоциаций можно назвать метод исследования психического состояния больного. Он рассказывает о любых мыслях, пришедших ему в голову, какими бы абсурдными или неуместными те не казались. Они могут звучать фантастично, обыденно, непристойно. Терапевту предстоит сделать вывод из этих откровений или несвязных обрывком мыслей.
В «Словаре по психоанализу» (Ж.Б.Понталис, Ж.Лапланш) отмечается, что свободными ассоциациями можно назвать высказывание всех без разбора идей и мыслей, возникающих в сознании – самопроизвольно или отталкиваясь от какого-либо элемента (числа, слова, образа из сновидения).
Фрейд призывал отказаться от роли контролируемого сознания, приступая к осознанию психических процессов. Он заявлял, что сознание пытается устранить появляющиеся на периферии образы и мысли до того, как на них сфокусируется внимание анализирующего объекта. При этом при анализе психического состояния именно эти образы и мысли могут нести особое значение.
Именно Фрейд впервые начал активно применять метод свободных ассоциаций. Психоаналитик предлагал своим пациентам лечь на кушетку и расслабиться, просто говоря все, что приходит им в голову, какими бы невероятными, абсурдными и непривычными не были эти мысли с точки зрения привычных моральных норм. Во время сеансов терапевт наблюдал, как мощные эмоциональные влечения несли бесконтрольное мышление к психическому конфликту. Знаменитый психотерапевт заявлял, что первый случайный образ и мысль подразумевает именно то, что необходимо для психоанализа. Случайная мысль может иметь связь с подавленным воспоминанием.
Метод толкования сновидений
Согласно теориям Зигмунда Фрейда, сновидения могут открыть присутствие интенсивной психической деятельности в глубинах сознания. В чем заключен анализ снов? Терапевту предстоит отыскать искаженную бессознательную правду, скрывающуюся в каждом сне. Фрейд был убежден: чем страннее сон и запутанней, тем больше в нем скрытого содержания. На языке психоанализа это явление называют сопротивлением – его проявления можно заметить даже тогда, когда человек, видевший сновидения, не соглашается на его толкование. Это говорит о его бессознательном сопротивлении, установленных барьеров для защиты собственной психики.
Сновидения отделяют бессознательное от реального мира. В них волнующие ситуации, вызывающие переживания, деформируются самым причудливым образом. Также сны могут поведать о тайных желаниях. В случае с детским психоанализом, различия между скрытыми и явными мыслями менее очевидны.
Скрытые мысли преобразуются в символы, проявляясь в форме, приемлемой для сознания. Это позволяет им обойти определенную «цензуру». Даже сегодня проявление бессознательного в форме сна остается одной из величайших тайн сознания.
Метод толкования сновидений очень важен – он позволяет выявлять суть возникающих во сне образов. Фрейд обрабатывал сны, позиционируя их как симптомы болезней. По его словам, для правильного использования этого метода, не рекомендуется рассматривать сны, как что-то единое – такой анализ не приведет ни к чему стоящему. Он был убежден: анализируя сновидения, необходимо кропотливо изучать его элементы по отдельности. Правило ассоциаций следует применять к отдельным фрагментам. Фрейд читал любые сновидения не только объектом, достойным научных исследований, но и способом познать свою глубинную сущность, обнаружить скрытые желания, которые не проявляются на поверхности.
Метод интерпретации
Интерпретация считается одним из важнейших инструментов любого аналитика. Даже в толковании снов и свободных ассоциаций терапевтом используются интерпретации. Что этот термин подразумевает под собой?
Интерпретацией называют главным аналитическим инструментом. В толкованиях сновидений и свободных ассоциациях, психоаналитик пытается использовать интерпретации. Речь идет о переводе значимой информации о пациенте из бессознательного уровня в сознательный. Вытеснения информации, вызывающее беспокойство и тревогу индивида, а также ее правильный анализ, смягчат симптомы невроза либо других психических проблем.
Решение внутриличностных конфликтов
Психика человека пытается решить внутриличностные конфликты различными способами:
- Сновидениями
- Сублимацией
- Компенсацией
- Блокировкой защитных механизмов психики
Во снах проявляются отражения желаний, которые не получили реализации в реальности. Повторяющиеся сны указывают на неудовлетворение определенной нереализованной потребности, служащей препятствием свободы и развития человека. Под сублимацией понимается перенаправление внутренней энергии на цели, поощряющиеся и одобряющиеся в социуме. Особенно часто этим целям соответствует творческая активность, социально значимые деяния, имеющая интеллектуальный характер. Под сублимацией так же автор понимал форму успешной защиты, благодаря воздействию этой энергии человечество создало цивилизацию. Неудовлетворенные желания нередко вызывают состояние тревожности, это возможность организма нейтрализовать проблему с помощью прямого обращения к ней. Не находящая выхода энергия будет приобретать направленность на преодоление трудностей, уменьшения риска и компенсацию потребностей. Под компенсацией понимается возмещение недостатков психики. К примеру, человек с недостатком способности, но с сильным желанием к достижению цели, может развить в себе навыки работоспособности и напористости.
В некоторых ситуациях напряжение может являться искаженным либо отвергнутым механизмами защиты. Защитная реакция на одну и ту же ситуацию в психике у каждого человека может быть различной.
К примеру, реакцией на неразделенные любовные чувства может быть подавление («Я не помню этих чувств»), отвержение («Чувств то и не было»), рационализация («Эти отношения являлись ошибкой»), изоляция («Эти чувства мне не нужны») и другие. В своей теории З.Фрейд сделал величайшую попытку понимания и описания человеческой психики, совершил сенсационные открытия в психоаналитическом направлении психологии. Основные понятия, введенные ученым, применяются в науке и в современном мире и являются основой многих теорий.
Психоанализ в психологии и философии
О психоанализе можно услышать множество общих суждений. Обычно отмечается, что психоанализ – это известное направление в психологии, пользу и значимость которого оценивают по-разному. У метода имеются и сторонники, и противники.
Если говорить о психоанализе в философском ключе, то замечено, что особенностью психоаналитических концепций стали их связь с психотерапевтической практикой. Она не сводится ни к экспериментальному познанию, ни к философскому умозрению, а прорастает из опыта общения и других аспектов. Настоящее постижение своего внутреннего мира осуществляется, через инсайт. Такое озарение вносит перемены в жизнь пациента – он начинает совершенно иначе осмыслять себя и свои убеждения.
Подобная философия в чем-то схожа с древними учениями, в которых сочеталась теория и практика дзен-буддизма, йоги и прочих видов психической саморегуляции.
Практика психоанализа периодически сравнивается с целительными действиями жрецов, шаманов. Обучение психоанализу приравнивают к инициации. Многие известные аналитики, практикующие психоанализ, неслучайно параллельно проявляют интерес к различным восточным учениям и даже магии.
Большинство приверженцев теорий Фрейда, как и раньше, придерживаются той модели человеческой психики, которая поддерживалась «отцом психоанализа». В основе их убеждений лежит то обстоятельство, что психоаналитики обычно получают психологическое или медицинское образование. Их задача заключается в приспособлении больного к окружающим обстоятельствам. По большей мере психоанализ распространен в Америке и наиболее развитых европейских странах.
В свое время Зигмунд Фрейд все же надеялся, что его теории психоанализа будут признаны научным сообществом. С этой целью он прибегал к аналогиям с археологией, гидравликой, экономикой и иным наукам. Постепенно в нем начало крепнуть убеждение, что этого все же не случится.
Первой причиной можно назвать разность подходов, а второй, то, что для ученых, формирование которых происходило в научных сферах девятнадцатого столетия, психоанализ является неприемлемым аспектом по личным причинам. Идеи терапии шли в разрез с нарциссическими иллюзиями о власти разума над природой и собой. В целом, то, с какой периодичностью многие представители науки и философии осуждали принципы психоанализа, говорит об их явной предвзятости. Постепенно эти убеждения начали меняться.
В наши дни научный статус психоанализа периодически продолжает оспариваться. Некоторые исследователи склоняются к мысли, что он все же научен, иные ставят это утверждение под сомнение, называя известную терапию псевдонаукой.
Тем не менее, в ХХ столетии психоанализ получил широкое распространение в гуманитарных науках, психологии, философии и прочих сферах.
Теория психоанализа Фрейда: кратко
Согласно теории Фрейда, психику человека можно «поделить» на такие составляющие: Эго, Ид и Суперэго.
Определение терминов:
- Ид – главный источник влечения и желания. В качестве аналогии можно привести обычную уличную собаку, где все ее действия, вроде спаривания, сна и прочего, являются результатом инстинктов, заложенных природой.
- Эго – посредник, делящий социальные рамки и животные инстинкты. Часть личности, удовлетворяющий потребности Ид, беря во внимание ограничения внешнего мира.
- Суперэго подразумевает под собой все социальные рамки, начинающиеся с периода родительского воспитания, когда закладываются основы того, что можно делать, а что недопустимо. Во взрослой жизни отображается во всех жизненных аспектах, вроде, нравственности, религии, закона.
Топическая модель психического аппарата включает в себя два элемента: бессознательное и сознательное.
Что они подразумевают:
- Бессознательное – психические силы, находящиеся за чертой сознания. Они определяют то, как человек себя ведет.
- Сознательное – психический аспект, который индивид способен осознать. Сознательное оказывает непосредственное влияние на то, как индивид позиционирует себя в обществе. Психика автоматически поддается коррекции принципом удовольствия. Если баланс нарушается, то происходит сброс через бессознательную сферу.
Защитные механизмы реализуют конфликт Суперэго и Ид. Фрейд описал многие из них: изоляция, проекция, вытеснение, отрицание, замещение, регрессия и так далее.
Структурная модель личности по Фрейду
Фрейд считал, что зрелая личность состоит из трёх начал: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-эго (Сверх-Я).
Ид (Оно) представляет собой примитивные, врождённые и инстинктивные аспекты личности, оно функционирует в бессознательном и связано с биологическими побуждениями (сон, еда, дефекация и т.д.), наполняя поведение человека энергией. Ид содержит страсти, и как биологическое начало оно иррационально и аморально. Подчиняется Ид принципу удовольствия и сохраняет центральное положение для индивида в течение всей жизни. Согласно Фрейду, Ид (Оно) – это нечто тёмное, биологическое, не регулируемое ни законами, ни правилами. Это исходная структура психики, которая даёт разрядку психической энергии, но происходит это в импульсивной и иррациональной форме.
Эго (Я) – это совокупность осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, ответственных за принятие решений. Эго удовлетворяет желания Ид в той мере, какой позволяют реальные обстоятельства и ориентируется на ограничения, налагаемые внешним миром. То есть, какими бы желания не были, необходимо учитывать реальность, терпеть отсрочку своих потребностей, пока не создадутся приемлемые условия. Выход либидозной энергии тормозится или направляется в другое русло, приемлемое для данной ситуации.
Супер-эго (Сверх-Я) – это носитель моральных норм, критик и цензор всех желаний человека. Супер-эго формируется под воздействием общества на сознание и подсознание человека, принятием им ценностей и норм общественной морали. Главным источником формирования Супер-эго являются родители, близкие, учителя и воспитатели, те люди, с которыми человек вступает в длительные отношения на протяжении всей жизни
Как взаимодействуют Ид, Эго и Супер-эго?
Родившись, ребёнок имеет только Ид (Оно) и живёт по принципу удовольствий. Когда он сталкивается с запретами со стороны родителей и окружающих его людей, он развивается как личность и появляются Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-Я). Следовательно под давлением общества, в котором он живёт, у него антагонистические отношения с ним, но без этого давления невозможен и личностный рост.
По мнению Фрейда, Ид требует удовлетворения инстинктов, бессознательно направляет психическую энергию, чтобы урегулировать психические процессы и состояния человека. Неосознаваемые влечения, которые посылает Ид, находятся в постоянном конфликте с Супер-эго, т.е. с нравственными нормами. Постоянные противоречия между ними разрешает Эго (Я). Эго примиряет обе стороны так, чтобы влечения Ид были удовлетворены, но не нарушались нравственные нормы.
Фрейдовская модель личности (Ид, Эго, Супер-эго) разделена на три зоны: бессознательное, предсознательное и сознание. Сознание – это вершина, предсознательное и бессознательное – это «подводная» часть. Ид полностью находится в бессознательном и недоступно сознанию. Супер-эго формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми и обществом. Содержание предсознательного может быть осознано человеком, но требует усилий. Механизмом формирования Супер-эго у ребёнка является идентификация с близким взрослым по полу, черты и качества которого становятся содержанием Супер-эго. Становление психики и Супер-эго у детей проходит через преодоление Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек.
Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек
По греческой мифологии, царь Эдип убил отца и женился на своей матери, не зная, что она его мать. Фрейд считал, что в Эдиповом комплексе скрывается суть постоянно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу. То есть, мальчик испытывает влечение к матери, а отца считает соперником – это вызывает и восхищение, и страх, и ненависть у ребёнка. Он желает походить на отца, но при этом и хочет его смерти, боясь кастрации за влечение к матери. Преодоление Эдипова комплекса у мальчиков проходит в возрасте 5-6 лет. В это время у них формируется Супер-Эго.
Комплекс Электры у девочек связан с тягой к отцу и неприязнью к матери, развивается в возрасте 5-6 лет. Появление этого комплекса также связано с греческой мифологией и отображено в поведении Электры, которая уговаривает своего брата Ореста убить мать и её любовника, тем самым отомстить за смерть отца. Первая любовь у девочек появляется к матери. Но впоследствии она видит физическую разницу в структуре тела, у неё нет пениса, как у отца и брата, развивается зависть, что является психическим аналогом страха кастрации для мальчиков.
Классический психоанализ Зигмунда Фрейда
Приступив к разработке нового подхода к лечению проблем психики, Фрейд инициировал собственные исследования и изучал данные прочих ученых. Ныне теория психоанализа считается поистине уникальной. От прочих ее отличает то, что она не берется изучать отдельные проблемы индивида. Психоанализ рассматривает все в комплексе. Предлагаем кратко ознакомиться с основными положениями терапии.
Классический психоанализ базируется на детерминизме биологической составляющей – на утверждении, будто потребности физиологии подавляют все прочие, и указывают их вектор. Психический детерминизм указывает на то, что любое происшествие в жизни человека имеет свои последствия. Каждый его поступок определен явным или скрытым мотивом, которому предшествовали определенные события.
Выделяется несколько аспектов психической жизни индивида: сознательное, предсознательное, бессознательное. В первом случае речь идет о переживаниях и текущих мыслях, во втором – о тайных желаниях и фантазиях, в третьем – о том, что выделяется из сознания, подавляясь внутренним цензором. Фрейд полагал, что психология должна детально интересоваться этим непростым механизмом.
Стадии развития личности по Фрейду
Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).
Оральная стадия (до 1 года) – в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец. Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я). При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.
Анальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты. Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др. По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.
Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями. Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.
Латентная стадия (5-12 лет) – это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.
Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
Механизмы психологической защиты
Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания. Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т.к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты. У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.
Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.
Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.
Рационализация – это маскировка. Уход от истинных мыслей, чувств через более приемлемые объяснения собственного поведения. Этим подавляется вина и стыд, сохраняется чувство собственного достоинства, достигается состояние внутреннего комфорта. Эти «рациональные» объяснения зачастую выглядят глупо и нелогично
Проекция – это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.
Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.
Психоанализ современности
Зигмунд Фрейд был убежден, что все наши поступки продиктованы подсознательными желаниями. Особенный акцент был сделан на то, что возникающие потребности основаны на физиологии и сексуальных желаниях. Психология современности уже не акцентирует на этом и не уделяет утверждению слишком много внимания.
Насколько психоанализ распространен ныне? Во многих странах он довольно развит, являясь вполне рядовым явлениям. Множество современных терапевтов пишут книги на эту тему, которые пользуются большой популярностью – то есть, это востребовано. Безусловно общество определенного типа долгое время сопротивлялось основам психоанализа, не принимая их. Это можно сказать о Германии в период национал-социализма и СССР до брежневского застоя. Эти примеры самые очевидные. И фашистский, и коммунистический режим противился учениям Фрейда, базируясь на идеологических соображениях. Немцы считали эти теории «еврейской наукой, унижающей достоинство человека», а Советский Союз – «апофеозом буржуазного индивидуализма».
Известны, как скрытые попытки вытеснения учения из жизни общества, так и очевидные репрессии против него. Стоит признать, что психоанализ также идет в разрез со многими религиозно-центрированными и теократическими обществами. Хотя известны случаи, когда он с успехом получал развитие в странах с авторитарными политическими режимами. Самым явным примером можно назвать Аргентину. По предположению аргентинского психотерапевта А. Бенджамина, причина в том, что именно кабинет психолога обычно становился для угнетенных граждан последним прибежищем, где не запрещалась свобода слова.
Если подвести итог, то напрашивается вывод, что основным условием успешного развития психоанализа в обществе считается свобода. Уточним, что при этом обществу следует разделять ценность свободы, оно должно демонстрировать реальное осуществление свобод (личности, слова, мысли). К слову, для полноценного развития психоанализа требуется свобода объединений, дающая возможность оформиться соответствующему сообществу.
В целом, в современном обществе психоанализ довольно распространен. Проводятся различные тренинги, функционируют терапевтические кабинеты, выпускается соответствующая литература.
Защитные механизмы личности
Тревога — это своего рода предупреждение о том, что Эго в опасности. Фрейд выдвинул предположение, что Эго возводит своеобразную преграду против тревоги — защитные механизмы, которые представляют собой подсознательное отрицание или искажение реальности.
Защитные механизмы (психологические защиты личности) — это определенные типы поведения, призванные защитить Эго (Я) от тревоги, порождаемой конфликтами в повседневной жизни.
1. Отрицание — это процесс устранения, игнорирования травмирующего восприятия внешней реальности. Например, смертельно больной человек отрицает неминуемость смерти.
2. Замещение — это переключение импульсов Ид с одного объекта, недоступного или таящего в себе угрозу, на другой, более доступный. Те чувства и действия, которые должны были быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект.
Например, замещение неприязни к босу на придирчивость по отношению к собственному ребенку. В телерепортажах о футбольных матчах мы часто видим, как нападающий, не попавший в ворога, сильнейшим ударом посылает отскочивший мяч, причем в любом направлении. Таким образом происходит разрядка накопившейся энергии.
3. Проекция — это ситуация, когда вызывающий тревогу импульс приписывается кому-то другому. Чаще всего это неосознаваемый механизм, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира.
Собственные желания, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (проецирует) на другое лицо.
Например, некто утверждает, что на самом деле это вовсе не он ненавидит своего профессора, а тот его недолюбливает. Или скупой, который, как правило, видит в других людях прежде всего жадность, а агрессивная личность всех вокруг считает жестокими.
4. Рационализация — это переформулирование поведения таким образом, что оно становится более понятным, более приемлемым, а потому и менее пугающим для окружающих. Функция рационализации в маскировке, сокрытии от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.
Зачастую данный механизм используется человеком с целью предотвратить переживание вины или стыда. При действии этого механизма происходит блокировка осознания тех мотивов, которые выступают как социально неприемлемые или неодобряемые. Человек после каких-то действий, поступков, продиктованных неосознаваемыми мотивами, пытается понять их и рационально объяснить, приписывая им более приемлемые, более благородные мотивы.
Например, можно заявить, что работа, с которой вас только что уволили, на самом деле была не столь уж и хороша.
5. Реактивная формация — это подмена одного импульса Ид на другой, противоположный первому. Человек скрывает тревожащие его импульсы тем, что превращает их в нечто противоположное (как вариант, может замещать ненависть любовью). Например, некто, кого постоянно одолевает желание употребить алкоголь, может вдруг стать страстным борцом за принятие «сухого закона».
6. Регрессия — это психологический защитный механизм, состоящий в том, что человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.
Появление у взрослого человека черт детского, зависимого поведения, ассоциирующимися со счастливыми временами.
7. Подавление (вытеснение) — это отрицание существования какого-то фактора или события, вызывающего тревогу. В результате действия данной защиты неприемлемые для человека мысли, воспоминания или переживания как бы «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.п. Например, невольное вытеснение из сознания некоторых воспоминаний или переживаний, вызывающих сильный дискомфорт.
8. Сублимация — это изменение или замещение некоторых импульсов Ид через переключение энергии инстинкта на социально приемлемые цели. Происходит подмена тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены непосредственно, на социально приемлемые цели.
Например, перевод сексуальной энергии в сферу художественного творчества.
9. Идентификация — это защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. Идентификация имеет и позитивный момент, так как с помощью этого механизма индивид усваивает социальный опыт, овладевает новыми для него свойствами и качествами. Например, при использовании механизма идентификации человек подражает манерам какого-то иного человека, кем он восхищается и кто кажется ему менее уязвимым в тревожных ситуациях.