Если слово «доминант» знакомо многим, то «сабмиссив» вызывает больше вопросов, чем ответов. Два образа были подробно описаны в романе Э.Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого», сыгравшего роль в популяризации культуры БДСМ.
Тема вызвала интерес у прочитавших книгу, а также посмотревших её экранизацию. Но в теме углубится не каждый — считается, что она запретна и даже постыдна.
Что такое доминанта в физиологии?
Доминанта — это стойкое возбуждение, оно обязательно приобретает значение главенствующего фактора в работе прочих очагов. Этот центр способен накапливать в себе возбуждение, идущее от отдельных источников. Он также может вызвать процесс торможения в других очагах, при этом реагировать на импульсы которые к ним поступают, они уже не могут. Например, в порыве творчества человек может напрочь забыть не только о еде, но и о сне. Иногда это приводит к истощению организма. Это и есть пример физиологической доминанты. Остается вопрос, вредно ли такое состояние?
Существует такое понятие, как патологические доминанты. Это усиленный прорыв в центральной нервной системе очага возбуждения. Причиной формирования такой доминанты может стать стресс, инфекция, травма. Кроме этого, спровоцировать такое состояние способна сильная эмоция: обида, боль, страх или гнев.
В отличие от физиологических, патологические доминанты являются вредными для человека. Они ограничивают его способность к адаптации в окружающей среде. Такая доминанта способствует формированию в организме условий, которые затягивают или вызывают рецидив болезненного процесса.
Техника безопасности7
Во время «экшена», ответственность за состояние здоровья и жизнь партнера лежит на Верхнем. Но, стоит отметить, что Нижний должен заранее определить допустимые рамки возможных воздействий, чтобы обезопасить себя. В последствии эти рамки могут меняться, но только по согласию сабмиссива.
Также во время БДСМ сессии употребляются «стоп-слова». Это может быть любое слово, которое Саба использует, чтобы оповестить Верхнего о необходимости прекратить (или ослабить, если так было заранее обговорено) BDSM-действия. Доминант, в ответ на стоп-слово, должен немедленно остановиться. Если же сессия происходит без таких оповещений, то на Дома возлагается еще большая ответственность.
Если неумело использовать приспособления и применять практику, можно спровоцировать травмы. Так как ведет процесс именно Верхний партнер, на нем лежит вся степень контроля над ситуацией. Он должен понимать (хотя бы на минимальном уровне) анатомические особенности и иметь некоторые медицинские знания (оказание первой помощи). При использовании девайсов, партнер должен руководствоваться правилами безопасности, которые указывает производитель в инструкции. Ему необходимо быть внимательным к партнеру, осторожным.
Помимо этого, если применяется одна из «БДСМ игрушек» или практик (например, удушение), у Дома должен быть опыт ее использования и осознание силы ее воздействия.
Принцип доминанты
Все моменты в нашей жизни создают благоприятные условия, при которых какая-либо одна функция или деятельность становится более значимой, чем иные. В этом и заключается принцип доминанты. Это означает, что выполнение одной определенной важной функции подавляет другие, менее значимые. Много примеров можно привести из животного мира. Кошка, в момент течки изолированная от самцов, теряет всякий интерес к еде и прочим потребностям. В данный момент времени ее доминантой является процесс размножения. А все, что не относится к данной функции, подавляется. Это половая доминанта. Подавить такое состояние практически невозможно. Даже введение бромистых препаратов никак не повлияет на поведение кошки. Физиологическую доминанту стереть крайне сложно.
Склонность к доминированию9
В «ванильных» отношениях также просматривается тенденция, когда один из партнеров принимает доминирующую позицию. Как бы не старались люди искать компромиссы и достичь равенства, чаще встречаются пары, где один партнер (сознательно или нет), выполняет функции ведущего, а другой – ведомого.
Распределение зависит от определенных особенностей в паре. Каждый человек индивидуальный, но доминирующие спутники обладают несколькими качествами, которые делают их такими. Интересные факты о мужском доминировании читайте по ссылке.
Учение о доминанте
По мнению Ухтомского, доминанта — это комплекс определенных симптомов, которые выявляются в организме: в секреторной работе, в мышцах, в сосудистой деятельности. Важно понимать, что это не единый очаг возбуждения в центральной нервной системе, а совокупность центров с повышенной возбудимостью в различных местах головного и спинного мозга и, конечно же, в автономной системе. Ухтомский полагал, что доминанты обладают способностью преобразовываться в любое психическое состояние. При этом она является прерогативой коры головного мозга, это общее свойство всей ЦНС.
Подробности роли доминанта2
Так называют участника БДСМ отношений, который является ведущим партнером в ходе игры (сессии, «экшена»). Он доминирует над другим, что проявляется в приказании, наказании, а также связывании, порке и других действиях по отношению к партнеру. Доминанта также называют Верхний, Топ, Господин или Дом.
Человек может просто притвориться таким, или реально иметь особенности морально-психологического состояния, которые делают его по жизни лидирующим. Во втором случае, такому человеку необходим спутник сабмиссивного типа, с которым близкие отношения будут наиболее комфортны. Истинного доминанта не будут привлекать другие типажи, кроме сабмиссива. Тогда ему нужен постоянный подчиняющийся партнер. Доминирование в БДСМ – единственное комфортное для него состояние в близких отношениях.
Доминанта культуры
Понятие доминанты нашло свое применение и в сфере культуры. Оно отображает общий способ понимания и видения мира, отношение человека к социальной сфере и, конечно же, к природе. Доминанта может иметь место в национальной культуре. Она помогает пронести ее основы через поколения едиными и неизмененными. Это традиции, верования, национальные элементы в одежде.
Конечно, доминанта культуры имеет более глубокий смысл. Она отображает смысловое единство исторических эпох, определяет устойчивость мышления и миропонимания, интегрирует социум в духовно-смысловое целое. Во все исторические эпохи жизнеориентирующим началом выступала какая-либо культурная доминанта. В античном мире это была космоцентрическая модель. В средневековой культуре – христианство, в эпоху Возрождения – гуманизм. В настоящее время главенствует идея технологического подчинения окружающей нас природы. Моменты изменения доминанты происходят под влиянием диалогической встречи или в результате творческих вариаций традиций. Но между тем такая ломка всегда влечет за собой катастрофические последствия для смыслового единства социума.
Разбираем ощущения
Фемдом нередко является частью игр с целью получения новых впечатлений. Женщина примеряет на себя роль госпожи, а мужчина находится в полном ее подчинении. Обоим это дарит свои ощущения.
У мужчин
Мужчина ощущает, что делает своей женщине приятно, а самого его будоражит новый опыт. Это чувство, когда его всего распирает от возбуждения.
У женщин
Женщины-доминантки во время таких игр получают власть, что значительно повышает их самооценку. Они чувствуют себя увереннее и сексуальнее, чем когда-либо.
Примеры психологической доминанты
Примеры по доминантам можно привести самые различные. Например, у женщин это ярко можно видеть в период беременности, лактации и особенно в момент родов. Еще один пример — человек, страдающий алкоголизмом. При этом пагубная привычка и есть доминант. Человек это обычно понимает, но алкоголь дает ему мнимое ощущение расслабления и свободы. Это для него становится важнее, чем собственное здоровье и ясность ума. Еще один пример – человек-трудоголик. Все его мысли занимает работа. Он не реагирует на свою семью, не слышит возмущение спутника жизни. Для него материальные блага важнее семейных ценностей.
То, что на данный момент важнее для человека в сравнении с другими факторами, и определяет его действия и поступки. Он будет идти на поводу у своей доминанты, даже если ему самому не будут нравиться собственные поступки. Вот почему порою происходят конфликты. Не осознавая своих доминант, люди обманывают и не держат слово. Они не могут притворяться и идти вразрез со своими желаниями. Порою стремление добиться вожделенного (бутылки водки, новой вещи, высокой должности) толкают человека на совершение преступления. При этом он находит себе оправдание: «для получения желаемого все средства хороши». Именно доминанта диктует человеку, как ему жить.
Отношения между Верхним и Нижним4
Когда сабмиссив и доминант встречаются, и между ними возникает взаимная симпатия, такую пару называют тематической. Отношения между ними приобретают 24-х часовой формат. То есть они постоянно живут так, что один доминирует, а второй – подчиняется. В БДСМ сообществе это явление называют «лайфстайл». Оно встречается гораздо реже, чем просто сексуальные игры в госпожа и Раб в БДСМ.
Отношения «обычные», которые не имеют БДСМ окраса, в обществе называют «Ванильными».
Для лайфстайла характерно составление специального договора между сторонами.
Материнская доминанта
В период ожидания ребенка у будущих мам происходит смена ценностей, изменяются доминанты. Это происходит под влиянием гормонов. В организме формируется очень стойкая материнская доминанта, то есть постепенно нарастает и прочно удерживается возбуждение в некоторых определенных очагах головного мозга. Параллельно идет торможение в других центрах, то, что раньше было первостепенно, отходит на задний план. Беременная женщина в силу эмоциональных изменений становится более ранимой и сентиментальной. Она может расстроиться и даже расплакаться из-за одного обидного слова.
С увеличением срока беременности женщина пересматривает свою жизнь. Старые доминанты подменяются новыми. Она задумывается о том, как ее жизнь изменится после рождения малыша. У женщины в положении появляются новые увлечения и интересы. Она может начать шить или вязать, хотя до беременности ее это и вовсе не интересовало. Все ее внимание, как правило, нацелено на то, чтобы выносить и родить здорового малыша. Материнская доминанта имеет три формы: гестационную, лактационную и родовую. Но каждая из них непременно связана с ее ребенком.
Как реагировать, если доминирует женщина
Есть женщины, которые искренне полагают, что при хорошей жене даже мужчина может стать человеком. И тогда она, с первых дней общения, начинает буквально мурашить своего избранника, подгоняя под свои внутренние эталоны, изменением его прически, манеры одеваться и поведения в целом. Как папа Карло, выстругивая из данной ей «заготовки» мужского пола – идеал. Альфа-самец сразу резко пресекает подобные попытки, отстаивая свою индивидуальность. А вот партнеры попроще, особенно сильно влюбленные в такую даму, подчиняются почти сразу, превращаясь в анекдотичный персонаж типичного подкаблучника.
Впоследствии, с расширением семьи, власть супруги, не ослабевая на муже, распространяется и на детей. Причем моральная и физическая свобода всех подчиняющихся членов этой ячейки общества определяется длиной «цепи», разрешенной альфа-женщиной. Если она умна, самодостаточна и обладает здравостью инициативы, то такие союзы положительны и могут существовать долго и счастливо. Но в случаях открытого проявления деспотизма и своенравия, в ее семье все поголовно чувствуют себя челядью, которую периодически отправляют на прилюдную казнь, а в последний момент зачитывают манифест о помиловании. До завтрашнего дня.
Как ведут себя мужчины
Мужчинам в общении с сильной, доминирующей женщиной бывает интересно, но непросто. И здесь несколько вариантов развития отношений.
- Уверенный и самодостаточный мужчина может изредка позволять женщине проявлять командные качества. Только не прилюдно и в рамках разумности. Или же он раз и навсегда мягко, но категорично и безапелляционно, пресекает эти попытки.
- Партнер, которому постоянно твердят, как догму, «если бы не ты, мы были б идеальной парой», либо однажды, после длительного уничижения, в очень резкой форме начинает отстаивать свои права, либо без разбирательства молча уходит. Есть еще вариант попытаться «дорасти» до идеала, придуманного партнершей, но это сделать сложно, т.к. планка требований постоянно повышается.
- Муж, с покорностью барана, ведомого на заклание, терпеливо сносит все указания жены, которые с каждым годом становятся все более требовательными и уничижающими. В гостях ему указывают на то, какой кусок курицы с общего блюда позволено взять, при соседях контролируют тем ли шурупом он ремонтирует забор, а при детях замечают то, что он одет не в ту футболку. Долготерпение, в данном случае, можно объяснить либо моральной слепотой, ввиду большой любви, либо абсолютным отсутствием самоуважения. Такие покорные мужчины живут в данной атмосфере всегда, пока однажды к ним не приходит прозрение, открывающее ему его истинное, ничтожное положение в паре. А далее – либо взрыв эмоций и расставание, либо продолжение привычного вида существования, над которым все окружающие смеются, чтобы не плакать.
Есть необычный вариант взаимного существования, в котором мужчина, умный и уверенный, изначально демонстративно поддерживает тезис: «у моей жены одно достоинство – это я», и принимает себя на извечно вторых ролях. Он, как правило, неглуп и начитан, имеет хороший характер и считается неплохим собеседником. Но не при своей жене. В ее присутствии он ведет себя как можно тише и незаметнее. Это – умело подстраивающийся бета-тип, который переложил на свою супругу всю ответственность за существование семьи, умело «играя» роль слабака.
Родовая доминанта
Эта доминанта формируется непосредственно перед родовой деятельностью. Все мысли женщины при этом занимает скорое появление малыша. Родовая доминанта — это подготовка к скорым изменениям в жизни. Замечено, что за неделю до родов поведение будущей мамы становиться странным. Она то уходит в себя, то, напротив, начинает разводить бурную деятельность: убирается тщательно в доме, перестирывает все пеленки, начинает собирать сумку в больницу. Даже в момент схваток она может, как говориться, «вычудить». Бывали случаи, когда женщина, не желая рожать, например, 13 числа, программировала себя так, что схватки у нее длились до наступления следующего дня, после чего она быстро и легко рожала.
Уровни развития
Фемдом — тонкое понятие. К нему неправильно приходить быстро и спонтанно. Партнеры должны подготовиться, особенно мужчина, так как для него образ человека, который повинуется может быть непривычным.
Начальный
Здесь мужчина только учится повиноваться. Ему нужно научиться изображать из себя воспитанного человека. Он всегда уступит женщине место, донесет ей сумки, откроет перед ней двери. Таким образом мужчина постепенно будет привыкать делать все, чтобы ублажить женщину и удовлетворять ее потребности.
Более высокий
Когда мужчина проходит начальный этап и привыкает служить женщине, он становится ее персональным рабом. С этого момента он во всем ее слушает и беспрекословно выполняет все ее указания.
Можно ли изменить доминанту?
Существуют разные виды доминанты – это и полезные, например, желание быть здоровым и видеть счастливой свою семью, и вредные (курение и алкоголизм). Однако от последних вполне можно избавиться. Существует два способа это сделать. В первом случае ее можно разрушить, во втором заменить другой.
Если был выбран первый способ, то человеку в корне придется пересмотреть все свои жизненные ценности и приоритеты. Например, если человек влюблен безответно, ему придется осознать всю безысходность ситуации и, что сложнее, принять этот факт. Для этого потребуется и сила воли, и время. Но конечный результат будет положительным. Доминанта будет разрушена.
Во втором случае необходимо заменить одно желание другим. Например, человек с сильной алкогольной зависимостью решает «завязать», чтобы сохранить свою семьи и работу. В этом варианте пагубная доминанта подменяется более полезной. Результат — полное избавление от вредного образа жизни.
Доминирование мужчины
Откровенно говоря, доминирование мужчины в отношениях, его главенство, – является самой понятной, часто встречающейся и правильной позицией. За все время существования цивилизации, в воспитании мальчиков, помимо изучения различных наук и приобретения нужных навыков, уделялось большое значение приобретению лидерских качеств. С одновременным умением нести ответственность за свои решения, которые им приняты за все семейство.
Это – патриархальная, прагматичная и устоявшаяся модель существования семьи, как важной ячейки общества.
В послевоенное время, когда ощущался острый недостаток физически полноценных мужчин, женщины вынужденно стали доминирующей частью общества. Но в нашем времени все-таки надо вновь отдавать главные позиции сильному полу.
Физиолог души
Выдающийся российский ученый, мыслитель, физиолог, академик Алексей Алексеевич Ухтомский родился 25 июня 1875 года в родовом княжеском поместье в селе Вослома, недалеко от Рыбинска в Ярославской (тогда) губернии. Отец его был отставной военный Алексей Николаевич Ухтомский, мать – Антонина Федоровна, в девичестве Анфимова. В семье помимо Алексея были еще две сестры Елизавета, Мария и старший брат Александр.
Когда Алексею было чуть больше года, его отдали на воспитание в дом к сестре отца, Анне Николаевне, в Рыбинск, где и прошло его детство. Тетя стала для Алексея, по его словам, «главной воспитательницей и спутницею» до самой ее смерти в 1898 году.
В Рыбинске Алеша учился в классической гимназии. Но в 1888 году, не закончив ее, по настоянию родителей поступил в Нижегородский кадетский корпус, где к тому времени уже учился его старший брат. Там он познакомился с преподавателем (в будущем – профессором) Иваном Петровичем Долбней, который оказал большое влияние на юного Алексея. «Учитель мысли», как называл Ухтомский Ивана Петровича, был математиком, но обладая широким кругозором, привил ученику интерес к естествознанию. За время, проведенное в кадетском корпусе, Алексей освоил физику, математику, литературу, психологию, и увлекся философией – «наукой гениев».
В 1894 году по совету Долбни Алексей поступил в Московскую духовную академию на отделение словесности. Академические годы сам ученый вспоминал как одни из самых счастливых. В академии были заложены основы его мировоззрения, именно здесь он начал философские изыскания: как в едином процессе познания соединить религию и науку, разум и веру, историю и индивидуальный опыт, каковы общие основы нравственного поведения, и какие физиологические механизмы формируют личность человека. Кандидатская диссертация Ухтомского «Космологическое доказательство Бытия Божия» обозначила дальнейшие темы исследования ученого: физиологию головного мозга, нервной деятельности и физиологию поведения.
После окончания академии Алексей Алексеевич решил оставить церковную карьеру и стать физиологом. И в 1899 году начал заниматься языкознанием в Санкт-Петербургском университете, а на следующий год перевелся на Физико-математический факультет. В это же время перешел в православное старообрядчество – единоверие, которое было широко распространено среди жителей в его родном селе Вослома.
С 1902 года Ухтомский специализировался под руководством профессора Н. Е. Введенского, а с 1909 года совместно с ним работал над рефлексами антагонистов. В 1911 году в магистерской диссертации «О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний» ученый впервые выразил идею доминанты
, принцип которой развивал в последующие годы. В течение следующих пяти лет читал курс лекций в Психоневрологическом институте.
После участия во Всероссийском поместном соборе, в конце 1917 года Алексей Алексеевич уехал в Рыбинск, изучал религиозную литературу. Через год его дом в городе был национализирован, а осенью 1920 там произошел обыск, часть вещей и бумаг была изъята.
30 ноября Ухтомский был арестован и отправлен в Ярославский политический изолятор и оттуда в Москву в особое отделение ВЧК. Через пару месяцев по ходатайствам друзей-ученых был освобожден, но в Рыбинск больше не вернулся.
С 1920 года заведовал кафедрой Естественнонаучного института, а с 1922 – кафедрой физиологии человека и животных Петроградского университета. И с этого времени Алексей Алексеевич начинает выступать публично с новым учением о работе мозга, обосновывая принцип доминанты. В 1927 году выходит его монография «Парабиоз и доминанта»[1], в которой выявляет связь доминанты с установками Н. Е. Введенского.
В 1935 году Ухтомский стал директором основанного им Института физиологии Ленинградского университета, а с 1937 года – руководителем электрофизиологической лаборатории Академии наук СССР. Кроме того Алексей Алексеевич преподавал физиологию в Институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, в психоневрологическом институте и на рабочем факультете Ленинградского университета. В 1932 году получил премию имени В. И. Ленина за научные труды. В 1933 году избран членом-корреспондентом, в 1935 году – действительным членом Академии наук СССР.
На протяжении всей жизни Алексей Алексеевич оставался глубоко верующим человеком. «Монах в миру», как говорил о себе он сам, тайно принял постриг в 1921 году с именем Алипий. Был старостой и клириком, служил в сане иеромонаха в Никольской единоверческой церкви до самого закрытия ее в 1923 году. Для него было важно в выступлениях и лекциях транслировать православные ценности, заветы христианской любви: служить другим, стремиться к пониманию каждого человека, руководствоваться взаимным уважением. Алексей Алексеевич пережил революцию, гражданскую войну, арест за религиозную пропаганду, угрозу расстрела, заключение. Талантливейший мыслитель своего времени, он был чрезвычайно скромен. Имел обширный круг интересов, владел семью языками, писал иконы, играл на скрипке.
В 1941 году, отказавшись от эвакуации, остался в блокадном Ленинграде, где активно работал на нужды обороны, руководил исследованиями по травматическому шоку. 31 августа 1942 года Алексей Алексеевич Ухтомский умер у себя в квартире, и похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Алексей Ухтомский – один их крупнейших физиологов русской школы, которую основали И. М. Сеченов и Н. Е. Введенский в университете Петербурга. Именно там появились первые идеи, которые в последующие годы были развиты и преобразованы в учение о доминанте.
Доминанта для Ухтомского есть универсальный общебиологический принцип, физиологическая основа душевной жизни, внимания, предметного мышления, памяти. В своих работах ученый дает разные определения доминанты – они зависят от той сферы бытия, в которой рассматривается в данный момент явление. С физической стороны – «Доминанта есть повсюду господствующее возбуждение посреди прочих, и повсюду она есть продукт суммирования возбуждений»
; с другой стороны –
«…доминанта является формирователем «интегрального образа» действительности…».
Ухтомский был и физиологом, и философом. В своих изысканиях он опирался на достижения и исследования многих наук – математики, физики, астрономии, биологии, истории, социологии и даже литературоведения. Его учение имеет широкий мировоззренческий характер. В своих статьях он не ограничивался физиологией, а проводил многочисленные параллели и находил взаимосвязи с другими областями науки и жизни.
Ухтомский считал, что «физиологическое определяется социальным…». Он связал разработанные им физиологические принципы с вопросами духовности, сформулировал несколько общих законов нравственного развития человека, становления личности. Доминанты приобретают особую важность, являясь «формирователями интегрального образа действительности», определяют стороны восприятие мира. «Природа наша делаема», – подчеркивал Ухтомский. И через работу над определенными доминантами мы можем влиять на свое поведение, воспитывая и делая себя лучше.
В дальнейшем учение о доминанте вышло далеко за рамки физиологии, задав целые направления в философской антропологии и психологии. Идеи его дали зерна и проросли в многочисленные исследования во многих смежных областях науки.
Анна Шапошникова