Транскраниальная микрополяризация головного мозга ТКМП

Что такое транскраниальная микрополяризация?

Транскраниальная микрополяризация (ТКМП), или микрополяризация головного мозга – это метод лечения, суть которого заключается в воздействии на отдельные структуры мозга очень слабым постоянным электрическим током. Разработан он был еще в 70-х годах прошлого столетия учеными Ленинградского института экспериментальной медицины, а сегодня успешно применяется для лечения и детей, и взрослых в ряде медицинских учреждений России и зарубежья.

Сейчас эту методику активно развивает Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева.

Врачи медицинского работают с данной методикой более 7 лет в тесном сотрудничестве с центром Бехтерева.

Вот что говорит ведущий специалист НИИ им. Бехтерева Горелик Александр Леонидович, кандидат медицинских наук, врач-нейрофизиолог высшей категории, который с 2000 года занимается разработкой и внедрением методик транскраниальной микрополяризации при различных видах паталогии нервной системы.

«Микрополяризация – серьёзная альтернатива ноотропам».

«Помните фразочку Ленина из доволно уже давнего прошолго: «Марксизм не догма, а вечно живое … и так далее… учение!»? Помните? Так вот, микрополяризация — это еще менее догма и еще более живое учение, которое развивается стремительно и в самых разных направлениях. Питер — родина этого учения, но и в нем уже работают 4 самостоятельные школы. А теперь, прямо на наших глазах, возникает воронежская школа микрополяризации, которая уже демонстрирует свои подходы и идеи, и это здорово. «Проведение повторного курса стоит начинать, как только Вы заметите, что развитие снова застопорилось».

При данной процедуре на структуры головного мозга воздействует постоянный ток очень малой силы – менее 1 мА. Он сравним с собственными электрическими процессами головного мозга, поэтому не оказывает на него интенсивного стимулирующего действия, свойственного иным методам электролечения, применяющимся в физиотерапии.

Ток направленно изменяет функциональное состояние нейронов головного мозга и, улучшая взаимодействие между нервными клетками и отдельными структурами этого важнейшего органа, способствует восстановлению регуляции им ряда различных функций. После курса таких процедур активизируются функциональные резервы головного мозга, исчезают или хотя бы уменьшаются признаки его функциональной незрелости, повышается социальная адаптация пациента, интерес его к познанию, улучшается обучаемость. И все это при отличной переносимости больными данного метода лечения и полном отсутствии побочных реакций и осложнений его.

Транскраниальная микрополяризация оказывает на организм человека как местное, так и системное действие. Местное, или тканевое, приводит к сокращению отечности, уменьшению воспаления и улучшению питания тканей поляризуемой структуры головного мозга. Это особенно важно при очаговых его поражениях – острых нарушениях мозгового кровообращения, черепно-мозговых травмах и прочих подобных ситуациях. Суть системного эффекта сводится к улучшению взаимодействия между дистанционно расположенными нервными структурами, например, разными долями головного мозга. Это повышает его компенсаторные возможности, что способствует более быстрому восстановлению нарушенных функций центральной нервной системы.

Другим видом микрополяризации является воздействие постоянным током малой силы не на головной, а на спинной мозг. В этом случае ее называют трансвертебральной.

Когда применять транскраниальную микрополяризацию?

Транскраниальную микрополяризацию применяют как самостоятельный метод лечения, так и в составе комплексной терапии тех или иных патологических состояний у больных различного возраста. Она позволяет устранить гиперкинезы и приступы судорог, восстановить или хотя бы улучшить двигательные и речевые функции организма, нормализовать психическое состояние пациента, значительно уменьшить очаги поражения мозга в остром периоде черепно-мозговых травм или инсультов.


У детей, отстающих от сверстников в психическом или речевом развитии, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности курс процедур транскраниальной микрополяризации приводит к улучшению психоэмоционального состояния и сна, уменьшению импульсивности, обостряет память и внимание, повышает усидчивость и обучаемость, способствует развитию речи и двигательных функций.

У лиц с очаговой патологией головного мозга после проведения курса лечения методом ТКМП определяется значительное уменьшение очага поражения и более быстрое восстановление нарушенных функций.

Итак, показаниями к применению ТКМП являются:

  • задержка нервно-психического развития ребенка;
  • ДЦП(спастическая, мозжечковая, гиперкинетическая, смешанная форма любой степени тяжести) и другие виды органических поражений центральной нервной системы;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также другие невротические, неврозоподобные (в том числе тики), психосоматические и психоэмоциональные расстройства;
  • нарушения речи у детей;
  • агрессивность, энурез, энкопрез психогенной природы, страхи, депрессивные расстройства;
  • нейроинфекциии их последствия;
  • эпилепсия;
  • черепно-мозговые травмы, острые нарушения мозгового кровообращения и другие виды мозговых катастроф, а также последствия их (нарушения речи, головокружения, парезы, вегетативный статус и так далее);
  • сенсоневральная тугоухость;
  • патология органа зрения (косоглазие, амблиопия, нистагм);
  • астенический синдром;
  • головные боли напряжения.

Иногда этот метод лечения применяют с целью профилактики развития возрастных изменений головного мозга.

Микрополяризация как метод неинвазивной нейромодуляции

Микрополяризация – это терапевтическое изменение активности центральной, периферической или вегетативной нервной системы посредством воздействия сверхмалого электрического тока на нервную ткань вызывая тем самым изменение уровня поляризация нейронных и синаптических мембран, что сопоставимо с естественными физиологическими процессами, обеспечивающими деятельность центральной нервной системы.
«Следует понимать, что ожидаемый результат определяется адекватным выбором структур-мишеней и физиологически обоснованной их комбинацией, что делает саму технологию микрополяризации глубоко наукоемкой, требующей от исполнителя достаточно высокого уровня «нейрофизиологического» мышления.» Горелик А.Л. Нарышкин А.Г. Шелякин А.М.

Микрополяризация, воздействуя на уровень возбудимости нервной ткани, оказывает нейромодулирующий эффект, что позволяет активизировать функциональные резервы способствуя тем самым образованию новых межнейронных связей, а это является необходимым физиологическим условием для развития мозга и коррекции нарушенных функций.

Клинические эффекты микрополяризации опираются на такие элементы нейропластичности, как полимодальность корковых нейронов и возможности перестроек интрацентральных взаимодействий.

Существует три основных типа микрополяризации:

  • 1. Транскраниальная микрополяризация (ТКМП),
  • 2. Солярная микрополяризация (СМП)
  • 3. Трансвертебральная микрополяризация (ТВМП)

Нейромодулирующий эффект проявляется в улучшение структур головного и спинного мозга, способствуя восстановлению их функциональности.

Противопоказания

В ряде клинический ситуаций проведение транскраниальной микрополяризации недопустимо или же нецелесообразно по причине неэффективности.

Так, противопоказания к проведению ТКМП следующие:

  • острые воспалительные (инфекционные или иной природы) заболевания либо обострения хронических болезней, протекающие с повышением температуры тела пациента;
  • злокачественные опухоли головного мозга;
  • инородные тела в черепе;
  • тяжелая сердечно-сосудистая патология;
  • нарушенная целостность кожных покровов головы;
  • пигментные пятна, сыпь, опухолевидные образования в области предполагаемого наложения электродов;
  • системные заболевания соединительной ткани;
  • индивидуальная гиперчувствительность к воздействию электрического тока.

Эффективность терапии при этих заболеваниях составляет порядка 75 %, то есть у трех из четырех больных отмечается положительный эффект.

При тяжелых психиатрических, генетических заболеваниях, в частности, при глубокой умственной отсталости, синдроме Дауна или же при аутизме, проведение ТКМП малоэффективно, посему не всегда целесообразно. Тем не менее, эти патологии не относятся к противопоказаниям, и некоторые специалисты иногда рекомендуют их своим пациентам, поскольку для них зачастую важен хоть самый малый, но все же положительный результат.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в последние годы относится к одной из самых частых причин обращений к педиатру и детскому неврологу, особенно в период подготовки ребенка к школе. Данная патология представляет большую социальную проблему, так как этот синдром встречается у 5-17% детей в общей популяции (Заваденко Н. Н. с соавт., 2010,. Brown R.T et al., 2004, Faraon S.V. et al., 2003) и ухудшает качество жизни пациента и членов семьи.

Клиническую картину СДВГ определяют неуместная, не соответствующая ситуации избыточная активность, дефицит внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, создаются проблемы во взаимоотношениях с окружающими, имеют место сопутствующие нарушения поведения, трудности школьного обучения, двигательная неловкость вследствие статико-локомоторной недостаточности (Гузева В.И., Шарф М. Я., 1998; Баранов А.А., 2007; Брязгунов И.П., Касатикова Е. В., 2002).

Ведущим звеном в этиопатогенезе заболевания является повреждение лобной коры больших полушарий и подкорковых структур головного мозга. Предполагается, что выявленные нейроанатомические, гемодинамические, обменные нарушения могут обусловливать снижение тормозного контроля двигательной активности, обеспечиваемого, главным образом, лобной корой и хвостатым ядром, и приводить к возникновению дисфункции контролирующего поведения (executive dysfunction) (Заваденко Н.Н., 2005).

В настоящее время данная патология рассматривается, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии (Кропотов Ю.Д., 2004; Заваденко Н.Н., 2010). По общему интеллектуальному развитию дети с СДВГ находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.

Исходя из представленных данных о ведущей роли биологических факторов в патогенезе СДВГ, следует заключить, что усилия специалистов должны быть направлены на их раннее выявление с целью определения детей группы риска по развитию СДВГ уже в первые годы жизни. Дети с пре- и перинатальной патологией в анамнезе, причем разной степени тяжести, нуждаются в динамическом наблюдении специалистов.

При лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в основном применяется медикаментозная терапия (ноотропы, психостимулирующие препараты и др.). Работ, посвященных немедикаментозному лечению недостаточно и их данные разноречивы (Чутко Л.С., 2004; Илюхина В.А., 2006; Пинчук Д.Ю., 2007).

В последние время все большее внимание специалистов привлекают новые технологии нефармакологических способов коррекции нарушений ЦНС. При этом прослеживается отчетливая тенденция к применению щадящих методов как наиболее эффективных в достижении результатов (Илюхина В.А., 2001, 2006; Богданов О.В., 2000).

По этой причине особый интерес вызывает разработанный метод микрополяризации головного мозга, представляющий избирательное интрацеребральное воздействие малым постоянным током, близким к физиологическим процессам, на нервную ткань (Шелякин А.М., Пономаренко Г.Н., 2006).

Способность транскраниальной микрополяризации (ТКМП) головного мозга регулировать общие функциональные состояния глубоких структур мозга сделали возможным и целесообразным использование этого эффективного и гибкого метода регуляции мозговых функций в клинике нервно-психических заболеваний.

Цель исследования — повысить эффективность медико-социальной реабилитации детей с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, дополнив комплекс восстановительных мероприятий микрополяризацией головного мозга.

Задачи исследования

  • Разработать и внедрить принципы и методы медико-социальной реабилитации пациентов с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания.
  • Изучить влияние транскраниальной микрополяризации на эффективность реабилитационного процесса у детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания.
  • Разработать критерии эффективности реабилитационного процесса у детей с СДВГ при включении транскраниальной микрополяризации.
  • Определить длительность положительного влияния транскраниальной микрополяризации.
  • Изучить в динамике качество жизни пациентов с СДВГ и их семей при включении в восстановительную терапию транскраниальной микрополяризации.

Новизна исследования

  • Разработан комплекс немедикаментозной восстановительной терапии детей дошкольного возраста с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания.
  • Впервые у детей дошкольного возраста с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания использована транскраниальная микрополяризация.
  • Доказана высокая эффективность и безопасность транскраниальной микрополяризации у детей с СДВГ.
  • Разработаны критерии эффективности использования транскраниальной микрополяризации.
  • Установлено повышение качества жизни пациентов и их семей при использовании в восстановительном лечении детей дошкольного возраста с СДВГ транскраниальной микрополяризации.

Практическая значимость

Внедрение транскраниальной микрополяризации позволит значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий у детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания.

Включение в комплекс восстановительного лечения микрополяризации головного мозга способствует снижению социальной дезадаптация детей при СДВГ и повышает качество жизни семьи.

Личный вклад автора

Автором лично проведены: сбор анамнеза, анализ данных, полученных при неврологическом, соматическом, логопедическом, психологическом, педагогическом, социальном и нейрофизиологическом обследовании, разработка и заполнение формализованных карт, динамическое наблюдение 98 больных, анализ, интерпретация результатов, формулировка выводов и практических рекомендаций, изучена, освоена и внедрена в практику реабилитационного процесса методика транскраниальной микрополяризации, выполнены статистическая обработка и анализ результатов исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечена представительностью выборки, обширностью первичного материала, тщательностью его качественного и количественного анализа, системностью исследовательских процедур, применением современных методов статистической обработки информации.

Апробация работы

Основные положения и научные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на итоговой конференции Центрального федерального округа » Обеспечение полноценной жизни ребенка — инвалида в семейной среде»(2010), научно-практической конференции «Стратегия профилактической медицины»(2011). Материалы исследования доложены на Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке«(2012).

Внедрение результатов в практику

Представленные в работе материалы внедрены в практику реабилитационного процесса в Центре реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды». Результаты исследования используются в учебном процессе на кафедре пропедевтики детских болезней и педиатрии ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н.Бурденко Минздравсоцразвития России.

Публикации

По материалам диссертации опубликовано 7 печатных работ, в том числе 2 статьи в журналах, рекомендованных ВАК.

Объем и структура диссертации

Диссертация изложена на 137 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, объекта и методов исследования, полученных результатов, обсуждения полученных результатов, выводов, заключения и списка литературы. Работа содержит 10 рисунков, 9 фотографий и 5 таблиц. Список литературы включает 217 источников: 131 отечественных и 86 иностранных авторов.

Основные положения, выносимые на защиту

  • Предложенный базисный комплекс восстановительной терапии детей с СДВГ обеспечивает эффективность у трети пациентов (32%).
  • Транскраниальная микрополяризация у пациентов с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания позволяет повысить эффективность проводимых мероприятий до 82%.
  • Транскраниальная микрополяризация патогенетически обоснованный и безопасный метод реабилитации детей дошкольного возраста с СДВГ.
  • Включение в процесс комплексной реабилитации транскраниальной микрополяризации влияет на повышение качества жизни пациента и его семьи.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Объект и методы исследования

Исследование проводилось на базе кафедры педиатрии лечебного факультета (научный руководитель, заведующий кафедрой — д.м.н., профессор А.Ф. Неретина) ГБОУ ВПО Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко Минздравсоцразвития России (ректор — д.м.н., профессор И.Э. Есауленко), БУ ВО Областной Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды» (директор — к.м.н. И.В. Петрова).

В соответствии с целями и задачами данного исследования за период с 2005 по 2010 год наблюдали 148 детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. В исследование было включено 98 , из них 61 мальчик и 37 девочек.

У всех детей, направленных в центр, диагноз верифицирован в условиях клинических стационаров.

Критериями включения в исследование служили возраст детей от 5 до 7 лет, установленный диагноз — синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, согласно МКБ-10.

Для участия детей в исследовании от родителей было получено добровольное информированное согласие на проведение их ребенку реабилитационных мероприятий с включением микрополяризации головного мозга.

Критериями исключения из исследования являлись: возраст пациентов младше 5 и старше 7 лет, наличие тяжелой неврологической симптоматики, повторные эпилептические приступы в анамнезе, умственная отсталость, аутизм.

Все дети были разделены на 2 группы.

Основную группу составили пациенты (n=61) из них 39 мальчиков и 22 девочки, которым в традиционный (базисный) курс реабилитации включали микрополяризацию головного мозга.

Группу сравнения составили дети (n=37) идентичные по возрастным и половым показателям основной группе. Курс реабилитации этих пациентов включал только базисные восстановительные мероприятия.

Всем пациентам проведены исследования, которые включали:

  • социальный анамнез
  • медицинский анамнез,
  • изучение соматического статуса ребенка,
  • оценку неврологического статуса,
  • электроэнцефалографическое обследование в динамике,
  • психологическое консультирование,
  • осмотр логопеда,
  • консультацию педагога.

В ходе исследования совместно с психологами проводили обязательное анкетирование родителей, что помогало не только выявить основные проблемы, которые тревожили родителей, но и правильно построить коррекционную работу с ними.

Комплекс полученных сведений позволил чётко определить реабилитационный потенциал каждого пациента.

При проведении психологического тестирования нами заполнялся модифицированный сотрудниками Центра в 2003 году опросник J. Swanson (1992 год).

Диагностическое электроэнцефалографическое обследование в динамике проводилось всем обследованным детям. Регистрация ЭЭГ проводилось с помощью компьютерного комплекса » Нейрон — Спектр — 4/П«, ООО «Нейрософт», г. Иваново с мостиковых хлорсеребряных электродов, расположенных на поверхности головы в соответствии с международной системой «10-20».

Клиническая электроэнцефалограмма включала в себя регистрацию фоновой ЭЭГ при закрытых и открытых глазах, стандартные функциональные пробы: одиночную фотовспышку, ритмическую фотостимуляцию, гипервентиляцию в течение 3-х минут.

Базисный реабилитационный комплекс процедур, разработанный нами в центре, включал: массаж, бальнеотерапию (подводный душ-массаж), кинезотерапию (лечебную гимнастику индивидуальную и (или) в группах малой вместимости, занятия мелкой моторикой), занятия у логопеда и (или) дефектолога, занятия с психологом, педагогические занятия (трудотерапия и (или) лепка из соленого теста), социальная адаптация.

Данный комплекс назначался как в основной группе, так и в группе сравнения.

Пациенты первой (основной) группы (61 ребенок), прошли курс базисной терапии, дополненный транскраниальной микрополяризацией (ТКМП).

Методика транскраниальной микрополяризацией осуществлялась при помощи сертифицированного аппарата для микрополяризации «Полярис», разработанного в институте реабилитации «Возвращение», г. Санкт-Петербург (патент РФ № 2122443 от 01.07.97).

Курс лечения состоял из 10 сеансов.

Время экспозиции составляло 30 минут. Использовалась сила тока 300мкА. Курс составлял 10-12 процедур, проводимых ежедневно. Повторные курсы назначались трижды с интервалом в 3-4 месяца с учетом индивидуальных особенностей пациента. В ходе проведения процедуры пациенты не испытывали никаких субъективных ощущений, связанных с действием поляризующего тока. Осложнений от проводимой терапии в процессе всех курсов восстановительного лечения не отмечалось.

Медикаментозная терапия в период реабилитационных мероприятий не проводилась.

Во время курса реабилитации и в период между курсами нами и родителями проводилось наблюдение за состоянием ребенка с заполнением медицинских документов, дневника родителей и анкеты для родителей.

Эффективность реабилитационных мероприятий оценивалась после каждого из проведенных трех курсов реабилитации с интервалом в три месяца с использованием шкалы СДВГ-DSM-IV с подсчетом общего балла и опросника J. Swanson по разделам:

INATT-(невнимательность),

IMP/HYP (гиперактивность/импульсивность),

ADDH (невнимательность без гиперактивности.

Эта методика являлась основной в оценке клинической эффективности восстановительного лечения. За улучшение состояния пациентов принималось снижение общего балла по шкале СДВГ-DSM-IV более чем на 25% (Н.Н. Заваденко, 2005). Шкала СДВГ-DSM-IV состояла из 18 пунктов, соответствующих основным симптомам СДВГ по классификации ВОЗ. Каждый симптом оценивался по 4 балльной системе (0- никогда, 1 — иногда, 2- часто, 3- очень часто) затем рассчитывался общий балл.

Статистическая обработка была осуществлена с использованием стандартного пакета компьютерных программ «Statistica» (v. 6.0). Для определения достоверности различий выборок применялся метод Стьюдента. Различия между показателями считали достоверными при p<0,05.

Результаты собственного исследования и обсуждение

Проведенный анализ исследуемых групп детей свидетельствовал об идентичности основной группы и группы сравнения по клинико-анамнестическим данным.

Анализ данных социального анамнеза показал, что:

возраст матерей до 30 лет составил в основной группе 43 человека (70,6 %) и 24 человека (64,7%) в группе сравнения соответственно; высшее образование имели большинство родителей в основной группе — 39 человек (64,7%) и в группе сравнения — 26 человек (70,6%) соответственно; низкий уровень материального обеспечения имели 11семей (17,6%) в основной группе и 7семей (17,6%) в группе сравнения; неудовлетворительные условия проживания у 11 семей (17.6%) в основной группе и 7семей (17,6%) в группе сравнения; частые конфликты и несогласованность подходов к воспитанию у 32 семей (52,9%) в основной группе и у 20 семей (52,9%) в группе сравнения. Таким образом, по социальному статусу исследуемые группы оказались идентичными.

Была проведена оценка анамнестических данных о состоянии здоровья матери, течения беременности, родов в основной группе и группе сравнения.

Беременность у большинства женщин основной группы и группы сравнения протекала с осложнениями.

Анализ анамнестических данных показал, что в патологии беременности преобладали: фетоплацентарная недостаточность у 54 женщин (88,2%) в основной группе и 30 женщин (81,7%) в группе сравнения; гестозы наблюдались у 39 женщин (64,7%) основной группе и у 28 женщин (76,5%) в группе сравнения; угроза невынашивания беременности в основной группе у 32 матерей (52,9%) и 19 матерей (51,2%) в группе сравнения; хронические заболевания матери (хронический пиелонефрит, цистит, гипертоническая болезнь) наблюдались у 18 женщин (29,4%) в основной группе и у 9 женщин (24,6%) в группе сравнения; анемия беременных в основной группе у 25 женщин (41,2%), в группе сравнения у 15 женщин (39,4%); внутриутробные инфекции в основной группе у 22 человек (35,3%) и у 12 человек (31.8%) в группе сравнения соответственно.

При анализе интранатального периода, мы убедились, что различий по уровню патологии родовой деятельности в обеих группах не было: данная патология выявлена у 47 женщин (76,5%) основной группы и у 28 женщин (74,7%) в группе сравнения.

Наиболее частыми патологиями течения родов были: преждевременные роды — у 43 женщин (70,6%) в основной группе и у 26 женщин (70,6%) в группе сравнения; быстрые и стремительные роды в основной группе — у 32 человек (52,9%), в группе сравнения — у 22 человек (58,8%) соответственно, кесарево сечение — у 14 женщин (23,5%) в основной группе и у 9 женщин (23,5%) в группе сравнения; реже встречалась слабость родовой деятельности — у 14 матерей (23,5%) в основной группе, у 8 матерей (20,9%) в группе сравнения.

Таким образом, полученные результаты позволяют утверждать, что различий по изучаемым показателям в основной группе и группе сравнения также выявлено не было.

Клинические проявления СДВГ детей групп сравнения распределялись следующим образом: неуместная, не соответствующая ситуации избыточная активность определялась у 45 детей (73,5%) в основной группе и у 26 пациентов (70,2%) в группе сравнения соответственно, дефицит внимания наблюдался у 50 детей (81,9%) в основной группе и у 29 детей (78,4%) в группе сравнения, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности у 44 пациентов (72,1%) в основной группе и 26 пациентов (70,2%) в группе сравнения соответственно, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, нарушения поведения у 37 детей (60,6%) в основной группе и 23 детей (62,1%) в группе сравнения, двигательная неловкость вследствие статико-локомоторной недостаточности у 27детей (44,2%) в основной группе и 16 детей (43, 2%) в группе сравнения.

Таким образом, по клиническим симптомам СДВГ достоверных различий в исследуемых группах выявлено не было. Данные представлены на рисунке 1:

Рис. 1. Клинические проявления в основной группе и группе сравнения до курса реабилитации.

В ходе проведенного исследования после трех курсов реабилитации значимо изменились показатели, характеризующие клиническую картину в исследуемых группах. Сравнение исходных показателей до проводимой реабилитации с конечными значениями (после 3 курсов) показало статистически значимое уменьшение в основной группе. В группе сравнения изменения показателей клинической картины в сравнении с исходными (до проводимой реабилитации) были незначительны и статистически не достоверны. Избыточная активность оставалась у 19 пациентов (30,98%) (p < 0,005) в основной группе и у 18 детей (48,3%) в группе сравнения(p > 0,05). Дефицит внимания проявлялся у 22 пациентов (36,79%) в основной группе (p < 0,005) и у 28 пациентов (76,94%) в группе сравнения (p > 0,05). Импульсивность проявлялась у 18 детей (30.1%) в основной группе (p < 0,005) и 18 детей (48,1%) в контрольной (p < 0,05); проблемы с общением, нарушения поведения проявлялись у 25 детей (40,8%) в основной группе (p < 0,005) и у 19 детей (50,2%) в группе сравнения (p>0,05), соответственно. Статико-моторная недостаточность была выражена у 18 (30,1%) в основной группе (p < 0,005) и 13 (35,1%) в группе сравнения. (p > 0,05).

Данные представлены на рисунке 2:

Рис. 2. Клинические проявления в основной группе и группе сравнения через 12 месяцев после курса реабилитации.

Динамическое энцефалографическое обследование проводилось всем обследуемым детям. Контрольное исследование проводилось после курса лечения в основной группе и группе сравнения в динамике.

По данным клинического анализа ЭЭГ детей из основной группы и группы сравнения характеризовалась легким и умеренным снижением функционального состояния коры головного мозга, выражающемся в наличии в записи волн тета-диапазона (4-7.5 Гц) в различных отведениях. По амплитуде эти волны не превышали остальную фоновую активность. В 12 случаях (19,6%) регистрировались негрубые региональные изменения в виде синхронных групп тета-волн в височных отделах обоих полушарий с вовлечением медиобазальных образований; также регистрировались изменения ирритативного характера в виде вспышек заостренных альфа-волн в затылочных и теменных отделах. Эпилептиформной активности зарегистрировано не было.

Таким образом, результаты дополнительного обследования показывали, что во всех группах выявленные очаговые нарушения не были грубыми и характеризовались умеренной или легкой степенью выраженности.

Подготовка к ТКМП

Направление на этот вид лечения выдает пациенту врач-психиатр, невропатолог, психотерапевт, физиотерапевт либо логопед. Перед началом ТКМП больной должен пройти обследование, обязательным методом которого является электроэнцефалография. Она позволяет оценить работу головного мозга, обнаружить очаги судорожной или других видов патологической активности.

Также ЭЭГ полезна для оценки эффективности лечения ТКМП в динамике (исследование проводят до начала лечения, повторяют его в середине и/или по окончанию его курса – сравнивают результаты).

Интегральная характеристика результатов исследования

Проводился подсчет общего балла шкале СДВГ-DSM-IV и показателей опросника J. Swanson.

Были сопоставлены более значимые изменения по шкалам:

  • INATT(невнимательность),
  • IMP/HYP(гиперактивность/импульсивность),
  • ADDH (невнимательность без гиперактивности).

Показатель по шкале ODD (оппозиционное расстройство) был в данных группах изменен незначительно и не представлен в работе.

Результаты представлены в таблице 1 .

Таблица 1

Интегральная характеристика результатов опросника J. Swanson и общего балла по шкале СДВГ-DSM-IV (до курса реабилитации)

Оцениваемые показателиОсновная группа n=61Группа сравнения n=37
Общий балл40,64±0,9240,82±0,93
невнимательность14,41±0,9615,11±1,10
гиперактивность/импульсивность6,88±1,0988,176±0,85
невнимательность без гиперактивности12,41±0,9112,64±0,89

Как видно из таблицы, достоверных различий до проводимой реабилитации по сумме баллов интегральной характеристики выявлено не было.

В ходе реабилитации наблюдалось изменение общего балла по шкале СДВГ-DSM-IV, мы учитывали его снижение в основной группе и группе сравнения, не менее чем на 25%.Сравнительные показатели оказались неоднозначными в исследуемых группах, что и иллюстрирует рисунок 3.

Рис. 3. Изменения общего балла по шкале СДВГ-DSM-IV в основной группе и группе сравнения.

Из рисунка 3 видно, что снижение общего балла в результате проводимого восстановительного лечения, статистически достоверно выражено в основной группе (с 40,64 до 18,53, p=0,003). В группе сравнения изменения незначительны и статистически недостоверны (снижение с 40,82 до 31 балла p> 0,05). Проведены исследования динамики общей бальной оценки по шкале СДВГ — DSM-IV в течение 3 курсов реабилитации (период наблюдения составлял 12 месяцев), что наглядно видно из рисунка 4.

Рис.4.Динамика изменения общего балла по шкале СДВГ — DSM-IV в основной группе и группе сравнения (после реабилитации).

Из рисунка 4 видно, что в начале проведения курсов реабилитации показатели общего балла сходны в основной группе и в группе сравнения. В ходе проводимого восстановительного лечения в динамике показатели общего балла за 12 месяцев статистически достоверно значительно уменьшились в основной группе (p< 0,005). Уменьшение основных симптомов отмечалось через 6 месяцев в основной группе, положительное влияние микрополяризации сохранялось через 9 и 12 месяцев.

Таким образом, в ходе проведенного исследования произошли изменения общего балла по шкале СДВГ — DSM-IV и показателей модифицированного опросника J. Swanson, что и отражено в таблице 2:

Таблица 2.

Интегральная характеристика результатов опросника J. Swanson и общего балла по шкале СДВГ-DSM-IV (до и после курса реабилитации).

Оцениваемые показатели Основная группа

n=61

Группа сравнения n=37
До лечения После лечения До лечения После лечения
Общий балл 40,64±0,92 18,53±1,1* 40,82±0,93 31,0±0,93
Нарушения внимания 14,41±0,96 6,53±0,92* 15,11±1,10 14,57±1,23
Гиперактивность/импульсивность 6,88±1,098 2,88±0,58* 8,17±0,85 5,52±0,82**
Невнимательность без гиперактивности 12,41±0,91 5,7±0,76* 12,64±0,89 10,0±0,99

Примечание:* p<0,005, **p<0,05 (достоверность различий по сравнению с величинами показателей до лечения).

Как видно из таблицы, статистически значимое уменьшение общей балльной оценки отмечалось только в основной группе (с 40,64 до 18,53, p=0,003) и статистически не достоверно в группе сравнения (с 40,82 до 31 балла p> 0,05).Статистически значимым было снижение баллов в модифицированном опроснике J. Swanson по проявлениям INATT — невнимательность (с 14,41 до 6,53, p = 0,004), IMP/HYP- импульсивность/гиперактивность (с 6,88 до 2,88, p = 0,004), ADDH- невнимательность без гиперактивности (с 12,41 до 5,70,p=0,002) в основной группе, IMP/HYP- импульсивность/гиперактивность (с 8,17 до 5,52, p < 0,05) в группе сравнения и не являлось статистически достоверным в группе сравнения — по проявлениям INATT- невнимательность (с 15,11 до 14,57, p>0,05), ADDH- невнимательность без гиперактивности (с 12,64 до 10,0, p>0,05), что и наглядно отражено на рисунках 5, 6, 7.

Рис. 5 Изменения показателя нарушения внимания в ходе процесса реабилитации. (*p < 0,005)

Рис. 6 Изменения показателя импульсивность/ гиперактивность в ходе процесса реабилитации. (*p < 0,005,** p < 0,05)

В основной группе улучшение по результатам общего балла и показателям опросника J. Swanson. наблюдалось у 50 (81,97%) детей (p = 0,004). Эти дети получили по 3 полных курса восстановительного лечения. У 11 детей (18,03%) общее состояние не изменилось, что было связано с неполным проведением курса реабилитации (проведено по одному или два полноценных или неполных курса реабилитации) из-за самостоятельного прерывания лечения и с отсутствием заинтересованности со стороны семьи.

Рис. 7 Изменения показателя невнимательность без гиперактивности в ходе процесса реабилитации. (*p < 0,005)

В группе сравнения улучшение было достигнуто только у 12 детей (32,43%), состояние без изменения отмечалось у 25 детей (67,57%). Это иллюстрирует рисунок 8:

Рис. 8 Эффективность лечения по данным опросника J. Swanson и общего балла шкалы СДВГ-DSM-IV детей основной группы и группы сравнения.

В результате анализа анкетирования родителей пациентов исследуемых групп было выявлено изменение следующих показателей психоэмоционального состояния:

  • улучшение сна;
  • возникновение интереса к окружающему миру и проводимым занятиям;
  • активизация памяти и внимания;
  • ускорение формирования правильных навыков при различных речевых нарушениях; появлении новых звуков, слов;
  • улучшение аппетита.

Эти изменения отражены на рисунках 9 и 10.

Рис.9. Показатели психоэмоционального статуса в основной группе и группе сравнения до курса реабилитации.

Как видно из рисунка 8 эти показатели идентичны в обеих исследуемых группах до проведения курсов восстановительного лечения.

Анкетирование родителей основной группы и группы сравнения проводилось в динамике (период составлял 12 месяцев). Результаты анкетирования отражены на рисунке 10:

Рис. 10. Показатели психоэмоционального статуса в динамике в основной группе и группе сравнения.

Как видно из рисунков 9 и 10:

  • улучшение сна было статистически достоверно отмечено в основной группе (изменилось с 1,58 до 0,53 p< 0,001) и не было статистически достоверным в группе сравнения (с 1,35 до 0,94, p>0,05);
  • активизация памяти и внимания статистически достоверно проявилось в основной группе (с 2,23 до 1,06, p < 0,005) и не было статистически достоверным в группе сравнения (с 2,17 до 1,71, p> 0,05);
  • ускорение формирования правильных навыков при различных речевых нарушениях было статистически достоверно выражено в основной группе (с 2,05 до 1,01, p <0,005) и не было статистически достоверным в группе сравнения (с 2,17 до 1,41, p> 0,05);
  • возникновение интереса к окружающему миру и проводимым занятиям статистически достоверно проявилось в основной группе (с 1,94 до 0,88, p < 0,005) и не было статистически достоверным в группе сравнения (с 1,88 до 1,35, p> 0,05);
  • улучшение аппетита было статистически достоверно выражено в основной группе (с 1,29 до 0,77, p <0,05) и не было статистически достоверным в группе сравнения (с 1,23 до 1,06, p> 0,05).

При сравнительном анализе результатов визуальной оценки электроэнцефалограммы после курса ТКМП положительная динамика отмечалась у 39 детей (63,9 %) основной группы и 11 детей (29,7%) группы сравнения.

Регистрировались следующие положительные изменения: увеличение количества групп альфа-волн в теменных отведениях полушарий и снижение количества полифазных потенциалов в затылочных отведениях. Данные количественной ЭЭГ свидетельствуют об увеличении мощности волн альфа-диапазона в теменных и затылочных отведениях.

Таким образом, положительные клинические изменения у детей с СДВГ, такие как неуместная, не соответствующая ситуации избыточная активность дефицит внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, заниженная самооценка, сопутствующие нарушения поведения, двигательная неловкость вследствие статико-локомоторной недостаточности полностью подтвердились при функциональном исследовании.

Методика проведения ТКМП

Схему лечения врач назначает индивидуально, в зависимости от патологии, которую предполагается устранить, локализации очага поражения и других особенностей течения болезни. На голову пациента надевают специальный шлем, фиксирующий в нужном положении небольшие электроды, затем выставляют необходимые настройки на аппарате и включают его.

Продолжается сеанс около 30-50 минут, в течение которых пациенту совсем необязательно неподвижно сидеть – он может читать, заниматься с реабилитологом или логопедом, выполнять любую интересную ему работу. Процедуры безболезненны и не сопряжены с риском каких-либо побочных реакций или осложнений.

Можно применять этот вид терапии больным в состоянии медикаментозного сна, а также находящимся на искусственной вентиляции легких.

Для достижения какого-либо результата одной процедуры недостаточно – курс лечения включает в себя 10 сеансов и более. Клинический эффект ТКМП не всегда проявляется с первой процедуры. Как правило, он становится заметен приблизительно с середины курса лечения, а наиболее выражен – в конце терапии и в течение еще 4-8 недель после ее окончания.

Конечно, это относится не к 100 % случаев применения транскраниальной микрополяризации – некоторые больные отмечают улучшение состояния уже с начала лечения, а у других эффект, напротив, проявляется позднее, лишь через несколько недель после завершения курса терапии. Повторять ТКМП рекомендовано примерно дважды в год. Это связано прежде всего с вышеуказанным эффектом последействия этого метода лечения. Врач может предложить вам повторный курс и раньше, если заметит, что развитие пациента снова приостановилось.

В отличие от заметного клинического эффекта положительная динамика патологического процесса на ЭЭГ обнаруживается непосредственно в конце курса лечения или же сразу после его окончания.

Параллельно с курсом ТКМП больному могут быть рекомендованы упражнения лечебной физкультуры, массаж (как общий, так и логопедический), занятия с психологом или логопедом.

Недопустимо совмещать транскраниальную микрополяризацию с методиками акупунктуры, вибро- и электромиостимуляции, а также принимать в период лечения психотропные препараты, в том числе ноотропы (данный вид терапии является альтернативой приема этих средств, то есть заменяет их).

Лечение методом микрополяризации головного мозга в Ставрополе

В нашей клинике процедура проводится на специализированном оборудовании «Реамед-Полярис». Пациенту на голову надевается специальный шлем-шапка с расположенными на ней электродами. Во время самой процедуры пациент может общаться, читать книгу, играть.

Транскраниальная микрополяризация локально воздействует на определенные зоны головного мозга. Время стимуляции составляет около получаса. Это продолжительность одного сеанса, однако для того, чтобы достичь желаемого клинического эффекта, необходимо курсовое лечение.

При комбинации лучших из предлагаемых нами методов интегративной нейрореконструкции, нам удается существенно ускорить клинический эффект и позволяет восстановить утраченные в следствии заболевания функции организма полным или частичным восстановлением нервной ткани.

Положительный прогноз в лечении подтвержден нашим многолетним опытом и результатами наших пациентов, при условии применения правильной схемы воздействия.

Результаты лечения проявляются и зависят от индивидуальных особенностей мозга и общей клинической картины. У кого то успех в лечении наблюдался после 1-2 курсов лечения транскраниальной микрополяризацией, а у других положительная динамика наблюдалась после 5-6 сеансов.

Трансвертебральная микрополяризация

Процедура заключается в воздействии тока физиологической частоты на поврежденный участок мозга. Методика позволяет быстро и эффективно восстановить функции «оцепеневшей» нервной ткани вокруг очага повреждения и «включить» в работу сохранившиеся, работающие участки и центры мозга. Микрополяризация нормализует состояние нервной ткани и оптимизирует функции головного мозга при любых проблемах, кроме опухолей.

По данной методике специалисты нашей клиники работают уже более 7 лет совместно со специалистами Санкт-Петебургского ГИПНИ им. Бехтерева и добиваются замечательных результатов при лечении задержек психоречевого развития и алалиях у детей. Возможно также применение данной методики при лечении синдрома гиперактивности с дефицитом внимания

Тканевой эффект:

  • Противовоспалительный;
  • Противоотёчный;
  • Противомикробный;
  • Микроциркуляционный;
  • Противоаллергический;
  • Противоопухолевый. Это – для всех видов тканей!
  • Улучшение памяти и внимания, повышение умственных способностей.
  • Восстановление психических функций.
  • Улучшение речевых навыков — расширение активного словаря.
  • Улучшение когнитивных функций, активного внимания.
  • Устраняются дефекты речи и ее различные нарушению (картавость, заикание).
  • Улучшаются зрение и слух.
  • Уменьшается количество операций с внутримозговым кровоизлиянием (геморрагический инсульт) в 2 раза, с травмами головы – в 1,5 раза.
  • Восстановление после инсульта проходит интенсивнее, регресс проходит в 3 раза быстрее.
  • Повышается острота зрения в 2-3 раза.

Результаты которых можно достичь

Микрополяризация очень активно применяется в последние годы по всему миру, благодаря своей эффективности. Сейчас проведены многочисленные зарубежные исследования, подтвердившие эффективность ТКМП (например, исследования Оксфордского университета).

Применение этой методики значительно повышает эффективность любой программы реабилитации, логопедических, психологических занятий. Рекомендуется параллельно с проведением процедур ТКМП посещать занятия.

Положительный эффект иногда отмечается уже на фоне проводимых процедур, но в большинстве случаев становится заметным через 2 – 3 месяца. Повторять данное лечение целесообразно не ранее, чем через 2 – 4 месяца, т.к. имеется длительный эффект последействия.

Трансканиальную микрополяризацию успешно используют для лечения:

  • заиканий;
  • задержке речевого развития;
  • судорожный синдром;
  • травмы спинного мозга;
  • сосудистые заболевания мозга;
  • нарушения зрительных функций;
  • потерю слуха;
  • гиперактивность у детей.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]