Факторы и механизмы социального развития подростков


Макрофакторы социализации

Макрофакторы социализации оказывают влияние на социализацию всего человечества или очень больших групп людей, проживающих в определенных странах.

К макрофакторам относятся:

  • Вселенная, или Космос.
  • Планета Земля.
  • Все человеческое сообщество.
  • Страна – территория, имеющая границы, выделяемая из остальных территорий по природным условиям и географическому положению.
  • Общество – совокупность социальных отношений, сложившихся между людьми в стране, включающая в свою структуру семью, государство, возрастные, социальные, профессиональные и другие группы.
  • Государство – часть политической системы социума, обладающая властными функциями.
  • Природная среда, или географический фактор.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В современном мире имеется множество проблем, отражающихся на условиях жизни индивида, оказывающих косвенное или прямое влияние на социализацию личности:

  1. Экологические проблемы – загрязнение окружающей среды.
  2. Демографические проблемы – рост или сокращение численности населения отдельных стран.
  3. Экономические проблемы – экономические кризисы, увеличение разрыва уровня экономического развития отдельных стран и континентов.
  4. Военно-политические проблемы – распространение ядерного оружия, рост числа региональных конфликтов, политическая нестабильность.

На социализацию личности оказывают влияние характеристики полоролевой структуры общества, предопределяющие представления о статусном положении пола, полоролевые ожидания, самоопределение.

Государство выступает как:

  • фактор социально контролируемой социализации: участие в создании воспитательных и образовательных учреждений (детские сады, школы, колледжи, институты, учреждения для детей с ослабленным здоровьем и т.д.);
  • фактор относительно направляемой социализации: определение обязательного минимума образования, срок службы в армии, возраст вступления в брак и т.д.);
  • фактор стихийной социализации: идеология, политика, социальная и экономическая практика, характерные для данного государства формируют определенные условия для жизни его граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Факторы социализации личности 480 ₽ Реферат Факторы социализации личности 220 ₽ Контрольная работа Факторы социализации личности 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Агенты социализации

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На различных возрастных этап ах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Результат социализации – социализированность. Социализированность в наиболее общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом». Существует также подход к социализированности как к усвоению человеком установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать его на следующей стадии развития.

Мезофакторы социализации

Мезофакторы социализации – это определенные условия социализации групп людей, объединенных:

  • национальным признаком;
  • типом и местом поселения (поселок, село, город, регион);
  • принадлежностью к аудитории того или иного средства массовой коммуникации (компьютеры, телевидение, радио, кино и т.д.).

Этнические особенности, влияющие на способ социализации делят на:

  • витальные, или жизненно важные (охрана здоровья, характер питания, способы физического развития);
  • ментальные, или духовные.

Особенности социализации, определенные типом и местом социализации:

  1. Значительный социальный контроль за поведением индивида, открытость в общении в поселках и селах.
  2. Широкий выбор системы ценностей, групп общения, стиля жизни, значительные возможности для самореализации в городе.
  3. Основные функции средств массовой коммуникации:
  4. Социально-психологическая функция: потребность в связях с другими людьми, удовлетворение в получении информации, поддерживающей его идеи, ценности, взгляды.
  5. Распространение знаний в области науки и культуры.
  6. Социальное управление и регулирование, поддержание общественных отношений.

Факторы и механизмы социального развития подростков

Динара Денисова

Факторы и механизмы социального развития подростков

Эволюция содержания и методов социализации неразрывно связана с изменением социально-экономической структуры и форм общественной деятельности людей. По мере усложнения и обогащения культуры объем передаваемых из поколения в поколение знаний, умений и навыков увеличивается, а сами факторы их передачи дифференцируются и специализируются. Автономизация процессов социализации от других видов общественной деятельности сопровождается изменением функций ее «естественных»

агентов
(родителей, родственников, братьев, сестер и др.)
и появлением специализированных
социальных институтов, осуществляющих воспитание и обучение детей (детские дошкольные учреждения, школы, училища и т. п., которые вступают в сложные и противоречивые отношения с семейными влияниями,причем их значимость соотносится с конкретными фазами жизненного цикла: до какого-то возраста ребенок воспитывается в семье, а затем переходит в специализированный институт.
Автором термина «социализация» применительно к человеку, является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887г. употребил его в значении, близком к современному — «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

К середине XX века социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследования. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, специалисты по социальной работе. До середины XX века под термином социализация понимали развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

Мир, в котором живут дети, образ жизни семей существенно изменился и продолжает интенсивно меняться. Эти изменения затрагивают социально-экономические и экологические условия, ценностные ориентации детей, родителей, специалистов по коррекционной педагогике, психологии и социальной работе, межличностные отношения детей и взрослых. Социальная динамика восприятия окружающей среды, других людей и самого себя, в конечном счете приводит к тому, что социальный мир может меняться вместе с ребенком.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации)

и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация)

— процесс и результат встречной активности субъекта и
социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями социальной среды. Таким образом, адаптация — это процесс и результат становления индивида социальным существом.
Обособление — процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса — потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия)

потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия, потребность самостоятельно решать касающиеся лично его вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению
(поведенческая автономия)
. Таким образом, обособление — это процесс становления человеческой индивидуальности.

В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация человека имеет особенности на различных этапах, В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека.

Человек в процессе социализациипроходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года, раннее детство (1-3 года, дошкольное детство (3-6 лет, младший школьный возраст (6-10 лет, младший подростковый (10-12 лет, старший подростковый (12-14 лет, ранний юношеский (15-17 лет, юношеский (18-23 года, молодость (23-30 лет, старость (65-70 лет, долгожительство (свыше 70 лет)

.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

1. Мегафакторы (мега — очень большой, всеобщий)

— космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы
факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
2. Макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредовано двумя другими группами факторов).

3. Мезофакторы (мезо — средний, промежуточный, условия социализации больших групп людей, выделяемых; по местности и типу поседения, в которых они живут (регион, село, город, поселок)

; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации
(радио, телевидение и др.)
; по принадлежности к тем или иным субкультурам.

4. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через четвертую группу — микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов также входят супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится с ним взаимодействие, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого.К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур)

: стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных
социализирующих организациях; последовательные приобщения человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности — общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.
Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая или малая)

вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций — способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград, С помощью этих способов и мер поведения человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Рассмотрим основные механизмы социализации. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда «механизмов«. По мнению А. В. Мудрика, к психологическим и социально-психологическим механизмам социализации можно отнести следующие.

Импринтинг (запечатление)

— фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми людьми.

Идентификация (отождествление)

— процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийный)

представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения
(соседского, приятельского и др.)
Эффективность традиционного
механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни, могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается, комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.)

референты
(значимы)
для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации.

Социализация человека, а именно детей, подростков, юношей происходит с помощью всех выше названных механизмов. Однако, у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей интровертированного типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных)

важнейшим может стать рефлексивный
механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации.
В качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип,то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую, послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971)

.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности.В свою очередь эта стадия разделяется на две более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т. е. тот период, который в возрастной психологии именуется

периодом раннего детства; стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому относится, безусловно, все время обучения в школе.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека.

Послетрудовая стадия. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни — с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место.

По Н. Смелзеру, четыре психологических механизма (имитация, идентификация и чувство стыда и вины)

помогают понять, как происходит
социализация детей. Имитацией называется осознанное стремление ребенка копировать поведение взрослых, которые служат для него образцами. Идентификация — это процесс усвоения детьми жизненной позиции родителей и других взрослых. Стыд и вина являются негативными механизмами, которые запрещают определенное поведение или подавляют его. Для успешной социализации, по мнению Н. Смелзера, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям.
В контексте представленного исследования особое значение для понимания особенностей и механизмов социализации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии имеет работа А. И. Ковалевой «Социализация личности: норма и отклонение»

, в которой раскрываются понятия
социализационной нормы, социальной идентичности, отклоняющейся социализации. Принимая позицию автора, что социализация индивида почти всегда имеет отклонение, мы акцентируем внимание на утверждении об отклоняющейся социализации ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями и необходимости преодоления отклонений в социализации путем коррекции социализационного процесса.
Таким образом, механизмы социализации детей с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют свои особенности и определяются спецификой развития личности посредством и в ходе интеракции со средой, что конструирование норм и стандартов поведения — результат процессов интеракции и в то же время оно приводит к постоянным изменениям как в чертах индивида, так и в свойствах среды.

Следовательно, в целях анализа социализации как процесса преображения внешней действительности необходимо проводить систематическое изучение природы социальных и материальных условий жизни. Результативность социализации зависит от того, в какой мере задачи развития в данной биографической и социальной ситуации связаны с умением ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями действовать, со спецификой его образа идентичности и с представлением о себе.

Модели социализации

  1. Сикорская Л.Е. Кризис институтов социализации современной молодежи // ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА. ЮВЕНОЛОГИЯ. СОЦИОКИНЕТИКА. 2009. № 4. С. 258 – 265.
  2. ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Принудительная социализация

Принудительная социализация представляет собой модель социального формирования личности, которая опирается на средства принуждения, подавления, угнетения, насилия над индивидом в целях его подчинения и контроля со стороны социума. Принудительная модель социализации, отталкиваясь от указанной оппозиции, не гнушается всякого рода попыток принизить, дискредитировать ценность индивидуальности человека, поскольку она представляет опасность, угрозу деперсонализированному устройству общества. Принудительная модель основывается на мотивации страха, которую она питает и всячески поддерживает, прибегая к всякого рода запугиваниям и репрессиям. Именно страх становится той мотивационной пружиной, заставляющей индивидов подчиняться и действовать в угоду чужых требований, даже если они идут вразрез с их собственными желаниями. Страх избежать наказания зачастую скрывается за многими формами проявления социальной активности, которые выглядят как добровольные. В рамках принудительной модели индивиду приписывается внешняя ответственность в виде бесконечного, как правило, неисчерпаемого долга его перед обществом (группой), которому он обязан всем, что имеет (и даже тем, что он живет и дышит). Обращение к индивиду со стороны общества носит императивный характер, в приказной, распорядительско-призывной лексике. В обществе доминирует монолог, поток информации носит дозированный и однонаправленный характер без обратной связи и живой социальной рефлексии. модель принудительной социализации, по сути, есть проект, созданный индивидами, несамодостаточными, зависимыми, внутренне слабыми для производства себе подобных. Если данная модель доминирует в обществе, если в нем продуцируется бесконечный, порочный круг принуждения и насилия, то такое общество неизбежно порождает жертв социализации.

Адаптивная социализация

Социум стремится с бόльшим вниманием относиться к человеку, стремится изучать его самого, его спросы, потребности и т.д. При этом социум уже более разборчив в средствах и способах воздействия с тем, чтобы они не вызывали в ответ сопротивления и неприятия со стороны индивида, а в определенной мере отвечали его насущным потребностям. Вместе с тем, в рамках адаптивной модели, как и в принудительной практике, развивающийся индивид рассматривается как объект социализации, требующий постепенного включения в социокультурный процесс посредством обучения и воспитания в рамках установленных социальных нормами и институтами стандартов. В данной модели пара «человек – социум» как главные фигуранты социализации, также как и в предыдущей модели мыслятся изначально разъединенными, удаленными друг от друга, хотя и не обязательно противостоящими друг другу.

Социум как субъект социализации рассматривается как основной носитель социального опыта и норм, а индивид как объект есть лицо, усваивающее данный опыт, руководствующееся им и воспроизводящее его в своих действиях. При этом важно подчеркнуть, что человек в данной модели не переходит в разряд полноценного субъекта социализации. К модели адаптивной социализации можно отнести функционирование всех типов социальных общностей и групп, исповедующих принципы социального договора, демократии, придерживающихся различного рода условностей, соглашений, компромиссов, прав частной жизни, собственности и т.п., а также основных свобод цивилизованного общества.

В адаптивной модели социализации вместо прямого принуждения и давления действует сложная и разветвленная система средств социального подкрепления (положительного и отрицательного), хорошо известная по психологическим разработкам в русле необихевиоризма Б.Ф. Скиннера как программированное поведение. Индивид как бы движется в лабиринте жизни, опираясь на подсказки общества. Оно даёт ему наводящие знаки, сигналы и вознаграждения, и тем самым выводит его в нужном для себя направлении. И то, что часто воспринимается как самостоятельное достижение, на самом деле может быть не более, чем способность умело «читать знаки», т.е. адаптироваться к существующим правилам игры. Технологически задача данной модели состоит в том, чтобы продуцировать как можно больше сценариев для программирования индивидов на «все случаи жизни» с тем, чтобы контролировать, управлять поведением людей. Таким образом, адаптивная модель также формирует жертв социализации. Мотивационная основа, на которой выстраивается данная модель, представляется потребностями социального принятия, стремлением быть как все, боязни изоляции и одиночества, страха лишиться социальных благ и т.п. Но главным мотивационным источником здесь очевидно выступает стремление индивида избежать нелегкого бремени внутренней ответственности за свою судьбу и жизнь в этом мире.

Теория социального обмена, согласно которой люди обмениваются не только материальными благами, но и социальными товарами – любовью, услугами, информацией, статусом. Это означает, что, проявляя добрые чувства по отношению к ближнему, человек производит едва уловимые расчеты о вознаграждении, которые предшествуют действию. В качестве вознаграждения могут выступать соображения карьеры, повышение социальной приспособляемости, уменьшение чувства вины, упрочение своего чувства собственного достоинства и т.п.

Побудительная социализация

Побудительная социализация нацелена на то, чтобы пробудить в человеке его личность, апеллируя к его самосознанию, достоинству, совести, нравственному чувству. Данная модель исходит из фундаментального положения о единстве социума и развивающегося индивида, который не противостоит обществу и не удалён из него, а с самого начала встроен в ткань социальных связей и отношений, преломляет их в своей сущности. При этом, сам человек не растворяется в социуме, а сохраняет свою автономию, выступает носителем своего уникального образа жизнедеятельности. Природа человека в данной модели мыслится не предопределённой наличием злых и добрых начал, а как совокупность способностей, потенций и возможностей развития. Побудительная модель реализуется на базе ценности свободы воли как позитивной свободы («свободы для»), а её воплощением выступает спонтанная активность личности. Данная модель строится на признании возможности позитивной свободы, в которой, как отмечает Э. Фромм, индивид существует как независимая личность, но не изолированная, а соединенная с миром, с другими людьми и с природой. При этом процесс развития свободы – не порочный круг; человек может быть свободен, но не одинок, критичен, но не подавлен сомнением, независим, но неразрывно связан с человечеством.

Ресурсом побудительной модели социализации выступает не сила власти, соблазна или манипуляции, а сила авторитета и нравственного примера, зовущего человека к полноценной реализации своей личности посредством посвящения себя ценностям добра и блага. Отсюда, данная модель полагает сугубо персонифицированный канал взаимодействия и общения, когда общество в лице власти не прячется от индивида в анонимных каналах СМИ, формальных процедурах и бюрократических нишах, а напрямую обращается к нему как личности и гражданину. При этом информация не искажается и не дозируется, а подаётся в полном и открытом виде, объективно отражая суть происходящих в социуме процессов. То есть в рамках побудительной модели социализирующее влияние оказывается по принципу «отраженной субъектности».

Общество в лице отдельных личностей, с одной стороны, обращается к развивающемуся индивиду как личности, с другой стороны, апеллируя к его самосознанию, налаживая непосредственное сотрудничество и полноценный диалог в рамках общих дел на основе взаимного участия и доверия. Элементами доверия являются разделяемые людьми взгляды на место человека в обществе, их интересы и интенции, приверженность семейным ценностям, этическим, религиозным и этническим традициям, национальное самосознание и многое другое. Доверие – то, что делает общность обществом, подобно тому как, например, законы делают систему управления – государством, поскольку сами по себе законы лишь заполняют вакуум, образующийся в условиях отсутствия доверия. Мотивационной основой побудительной модели выступает естественное стремление человека к самореализации и самоактуализации, а также любовь как высшее нравственное чувство.

Микрофакторы социализации

Это группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.).

Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы социализации подрастающего поколения не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет данный процесс через институты и агентов социализации (общепринятые нормы, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации).

Ведущая роль в процессе наряду с семьей принадлежит образовательным учреждениям — детским садам, школам, средним и высшим учебным заведениям. Непременным условием также является его общение со сверстниками, которое складывается в группах детского сада, школьных классах, различных детских и подростковых объединениях. Учителя являются агентами социализации, ответственными за обучение культурным нормам и усвоение ролей.

Социализация в киберпространстве

Бондаренко определяет социализацию в киберпространстве как «…процесс вхождения (интеграции) пользователя в социокультурную среду посредством освоения технологий коммуникации, информационной культуры, социальной навигации, информационной грамотности, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований. Индикаторами социализации выступают уровни электронной грамотности и информационной культуры индивида…»

  • Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов: Ростовский гос. университет, 2004. 319 с. (с. 90).
  • Ефимова Т.В. Социализация в условиях постиндустриальной культуры // Человек и образование. 2011. № 4. С. 4–9.

Интернет как институт социализации

Особую роль в стихийной социализации подрастающих поколений играют компьютерные сети. Работа с компьютером, с од¬ной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов воображения, интенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации — взаимодействие человека с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними.

Совершенно очевиден факт формирования в сетевом пространстве уникальных с точки зрения классических институциональных моделей бытовых практик, унифицированных и имеющих довольно четкую структуру. Наблюдается оформленная устойчивая организация совместной деятельности людей, направленная на удовлетворение социальных потребностей. Фактически речь идёт о социальном институте – не менее важном социальном институте, чем политика, искусство, образование или наука, но имеющем большую популярность в обществе благодаря охвату, трансформации передачи и воспроизведения фактически всех устойчивых форм общественных отношений. Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Интернет даёт феноменальные возможности для реализации множества потребностей, социальных и культурных в первую очередь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]