Определение моральных принципов
Моральные принципы — это набор нравственных правил, которые действуют для отдельного человека, группы лиц или общества в целом. Чаще всего усваиваются с детства. |
Другими словами, моральные принципы — это такие требования, которым нужно строго следовать во всех жизненных ситуациях.
На формирование моральных принципов сильно влияет воспитание, отношения в семье, религия, окружение, культура. То, что какое-то время назад казалось неприемлемым и предосудительным, может стать нормой и не вызывать порицания. И наоборот: некоторые вещи, которые считались обычными, могут стать абсолютно недопустимыми.
Именно моральные принципы позволяют человеку выбрать верный жизненный путь и влияют на принятие решений в соответствии с его совестью на всем жизненном пути, дают ему общее направление деятельности.
Любой человек проходит несколько стадий нравственного развития на различных этапах своей жизни, и его собственные моральные принципы могут меняться под влиянием внешних факторов.
Моральные принципы — это то, что формируется и может изменяться в течение всей жизни, актуально для конкретно взятого общества и для каждого человека отдельно, без этих принципов невозможно существование гармоничного общества.
Правила нравственности
Существует множество правил, которые характеризуют нравственность, и мы следуем им, практически не замечая того. Действуя на уровне подсознания, человек несет в мир свое настроение, достижения, победы и многое другое. Такие формулировки очень плотно воплощают то, что значит нравственность, во всех ее воплощениях. Отношения в мире должны брать за основу взаимность, для комфортного существования.
Принимая данные условия, человек может научиться быть добрее, общительнее и отзывчивее, а общество, состоящее из таких людей будет подобно идеалу. Некоторые страны добиваются такого положения, и у них значительно снижается количество преступлений, детские дома закрываются за ненадобностью и так далее. Помимо золотого правила, можно учитывать и другие, такие как:
- искренние разговоры;
- обращение по имени;
- уважение;
- внимание;
- улыбка;
- добродушие.
Как звучит «золотое» правило нравственности?
Основой мира и культуры является золотое правило нравственности, которое звучит как: поступай с людьми так, как хотел бы, что бы поступали с тобой или, не делай другому то, чего не хочешь получить себе. К сожалению, не у всех получается следовать этому, и от этого растет число преступлений и агрессии в обществе. Правило подсказывает людям как вести себя в любых ситуациях, стоит лишь задать себе вопрос, как бы ты хотел? Самое главное, что решение проблемы не диктует социум, а сам человек.
История термина «мораль»
Невозможно сказать точно, когда общество впервые задумалось о том, что такое мораль.
Самый ранний источник, который описывает это понятие — притчи Соломона (середина X века до нашей эры). При жизни Гомера социуму были хорошо известны совесть, добродетель, честь, законность.
О вопросах нравственности и морали писал Конфуций (VI–V вв. до нашей эры), который считал милосердие, человеколюбие и добропорядочность важнейшими общечеловеческими ценностями.
Большой вклад в формирование понятия морали внес Цицерон. Он много рассуждал о том, как соотносятся между собой этика, мораль и право. Он стремился показать, что невозможно разделить понятия права и нравственности, поскольку совместно они позволяют избавлять общество от хаоса и создавать порядок. Конечно, Цицерон, который жил в I веке до нашей эры, был далеко не первопроходцем в данной теме. Но именно он ввел определение морали, на которое мы ориентируемся и сегодня.
Пифагор, Сократ и Платон также поднимали вопросы морали и нравственности в современном им обществе, приводили примеры высоконравственного поведения по меркам того времени.
Термин «мораль» берет начало от латинского moralitas, moralis, mores — традиция, народный обычай, поведение, а позднее — нрав, характер, нравы. Древнеримские авторы переводили слово как «соответствие добрым нравам». В XVIII столетии подобное слово использовалось во французском языке и обозначало «равный закону, законный». В русский язык слово «мораль» также пришло через французский (la morale) в XVIII веке.
Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!
Подходы к пониманию морали
Существует четыре подхода к пониманию морали:
- Религиозный. Его приверженцы считали, что источник морали — это абсолют. Человек для обуздания своих страстей вынужден обращаться к Богу за помощью. Вера в него помогает исполнять абсолютные правила поведения.
- Эволюционный. В процессе естественного отбора человек обретает и передает по наследству определенную линию поведения. По этой версии мораль происходит из инстинкта общительности людей.
- Натуралистический. Первопричина морали — природа. Человеческий разум определяет природные моральные ценности как добро или зло.
- Культурологический. Мораль является одним из элементов культуры общества.
Основные функции морали
Мораль осуществляет такие функции:
- Интегративная функция морали — гармонизирует внутреннее состояние человека.
- Оценочная функция морали связана со способностью человека определять критерии своих и чужих поступков исходя из понятий добра и зла. Нравственная оценка выражается в похвале, порицании, согласии и т. д.
- Регулятивная функция морали — определяет деятельность с учетом потребностей окружающих людей, всего общества. Мораль устанавливает общественные нормы, которые необходимо соблюдать, накладывает санкции и поддерживает правила поведения.
- Контролирующая функция морали — проверка соответствия поведения человека нормам, которые установлены в обществе. Контроль самого себя на основе осуждения окружающих или совести.
- Воспитательная функция морали — механизм обучения жизни в социуме: как научиться считаться с другими людьми. Мораль учит понимать и принимать их нужды и интересы, формирует личность индивида, его мировоззрение и личные понятия о добре и зле.
- Ценностно-ориентирующая функция морали формирует жизненные ценности и моральные цели для каждого человека, закладывает понятие о смысле жизни.
Что такое аморальное поведение?
Это нарушение принципов морали, выражающееся в поступках. Аморальное поведение напрямую связано со слабыми духовно-нравственными установками личности. Другая причина – приверженность человеческим порокам. Если индивид ведет себя аморально, значит, родители и общество не заложили в него определенные нормы поведения, считающиеся моральными в социуме. Дальнейшие обстоятельства жизни (окружающая среда или нахождение внизу социальной лестницы) выработали у него свое внутреннее моральное сознание. Оно стало противоречить с моралью в обществе.
Классификация моральных принципов
Моральные принципы человек осознает как поведение, которое определяет характер взаимоотношений в обществе.
Выделяют такие моральные принципы:
- Принцип гуманизма — высшая человеческая ценность, которая выражается в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и самореализацию.
- Принцип альтруизма — нравственная норма, которая призывает оказывать бескорыстную поддержку нуждающимся.
- Принцип коллективизма — возможность совместного существования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма.
- Принцип справедливости — равные права и свободы для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества усилий со стороны каждого человека.
- Принцип милосердия — готовность сострадать и помогать тем, кто просит, вне зависимости от социального статуса и внешнего вида.
- Принцип миролюбия основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Миролюбие способствует поддержанию общественного порядка, взаимопониманию поколений.
- Принцип патриотизма — любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
- Принцип толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Другими словами, принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.
Текст книги «Этика: Шпаргалка»
9. ЭТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СЧАСТЬЯ
Счастье
– состояние длительного удовлетворения от пережитого наслаждения и полноты жизни. Оно сопровождает каждый момент человеческой жизни человека как проявления высшей ценности. Поэтому оно тесно связано с судьбой человека. Именно в смысле цели всех устремлений человека счастье понималось в эпоху античности.
Эвдемонизм
– этическое направление, рассматривающее счастье как мотив и цель всех стремлений человека. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым того человека, чьи физические и духовные способности могли беспрепятственно развиваться. Представителями эвдемонизма в разное время были Сократ, Эпикур, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Л. Фейербах, Г. Спенсер и др. Основы учения о счастье были заложены и развиты античными школами эпохи эллинизма: стоиками, эпикурейцами и скептиками.
Счастье
– бесстрастие и аскетический образ жизни, сопровождающийся отречением от земных чувств. В этом состоит суть понимания природы счастья
стоиками.
Основным принципом счастливой жизни, по их мнению, должна стать апатия. Апатия – независимость от чувств и страстей. Поэтому счастливый образ жизни – удел мудреца. Он всегда предан разуму, а его высказывания правильны и беспристрастны.
Счастье
– свобода от страстей и бесстрашие перед смертью и смертельными муками. Таков был идеал счастливой жизни
скептиков.
Он основывался на принципе атараксии. Атараксия – нравственный принцип, согласно которому счастье заключается в душевном спокойствии и безмятежности. Путь к счастью лежит через следование другому принципу – принципу эпохе.
Эпохе
– воздержанность от суждений, за которой следовала бестревожность.
Счастье
– стремление к наслаждениям и удовольствиям. Таково понимание счастья
эпикурейцами,
которые выделяли два вида счастья:
1) высочайшее счастье, принадлежащее богам, его невозможно приумножить;
2) счастье, достижимое для человека и допускающее умножение.
Эпикурейцы видели не в каждом наслаждении залог будущего счастья человека, но только в тех из них, которые соответствуют его разумной природе. Счастье невозможно для человека, который живет неразумно, так как разум – высшее благо для человека. Нравственный смысл счастья состоит в стремлении человека к радости, наслаждениям и удовольствиям, но только к тем, которые не наносят ущерба его духовному и физическому здоровью. Счастье ведомо человеческими желаниями, но не все они нравственно оправданы и часто достигаются в ущерб самому человеку и окружающим его людям. В ином случае стремление к счастью оборачивается несчастьем. Несчастье
– черта характера человека, которая ведет к ошибкам, проступкам, невзгодам, болезням или потерям близких людей. Погоня за наслаждениями не гарантирует счастья и, наоборот, самоотречение является более близким путем к нему. В конечном итоге счастье является результатом добродетельной и согласующейся с нравственными ценностями жизни.
10. СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК РЕГУЛЯТИВНЫЙ ПРИНЦИП ОБЩЕСТВЕННЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Справедливость
– принцип, регулирующий взаимоотношения между людьми как членами общества по поводу распределения общественных ценностей, которыми являются свобода, благоприятные возможности, доходы, знаки престижа и уважения.
Аристотель,
а вместе с ним вся этическая мысль различают два вида справедливости:
1) распределительная справедливость
– распределение почестей, имущества и других материальных благ между членами общества по достоинству и пропорционально заслугам;
2) справедливость, связанная с обменом,
– уравнивание сторон, которые участвуют в обмене, независимо от их достоинств.
В обоих случаях подразумевается согласие между членами общества относительно принципов их жизни. Эти принципы могут изменяться, но понимание справедливости зависит от того, какие правила установились в данном обществе. Их нарушение воспринимается как несправедливость.
Справедливость
– принцип индивидуального поведения, который устанавливает предел произволу. Она требует соблюдения прав другого человека, непосягательства на личность и ее собственность. Главным требованием справедливости является уважение прав и достоинств людей. Она ориентирует человека на соблюдение им обязательств перед другими людьми. Обязательства могут быть представлены в виде юридических законов, конституционных прав, нравственных представлений.
Различие между справедливостью и несправедливостью устанавливается индивидуально для каждого индивида. Этот вопрос подробно обсуждается в диалоге Платона «Горгий». Справедливость
рассматривается как равенство людей друг перед другом, выражающееся в совершении поступков, не нарушающих права и свободы других людей. Быть справедливым или нести наказание за несправедливость расценивается как счастье для человека, потому что тот, кто поступает несправедливо и остается безнаказанным, служит злу и даже не имеет представления о том, что является истинным благом. Неся наказание, человек избавляется от испорченности, омрачающей душу. В этом смысле лучше терпеть несправедливость, чем причинять ее другим людям.
Несправедливость
– величайшее зло и для того, кто ее совершает, потому что не только делает его нравственно хуже, но и лишает возможности исправить собственные нравственные ошибки. По этой же причине несправедливость не может быть оправдана ни законом, ни обычаем.
11. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АНАЛОГИ МОРАЛИ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Теория английского естествоиспытателя Ч. Дарвина (1809–1882) об эволюционном происхождении видов путем естественного отбора привела к разработке нового подхода к проблеме зарождения морали и нравственности. Дарвин объясняет происхождение нравственного чувства из чувств общительности, которые существуют инстинктивно или врожденны уже у низших животных. Инстинкт общительности
– чувство, которое доставляет удовольствие от пребывания в обществе подобных себе индивидов и испытываемого сочувствия или симпатии по отношению к ним.
Сочувствие
– чувство товарищества и взаимного испытания одинаковых впечатлений. В разной степени развитый интеллект побуждает животных и также человека стыдиться и испытывать неудовлетворенность по причине того, что общественный инстинкт уступил у них другим инстинктам. Причиной усиления общественного инстинкта и взаимной симпатии становится привычка. Из проведенных над жизнью животных наблюдений стало очевидным, что они способны сочувствовать не только в удовольствиях, но и в беде. Отсюда формируется представление о существовании у животных взаимопомощи как основы нравственности. Несмотря на потребность человека в развитии собственной индивидуальности и незначительность влияния на его жизнь общественных инстинктов, он представляет собой общительное существо. Способность сочувствовать своим сородичам сохранилась в подсознании человека и поддерживается разумом, опытом и желанием одобрения со стороны других людей.
Дарвин пришел к выводу об общественном инстинкте как об источнике развития всех нравственных начал. Его развитию немало способствовал естественный отбор вследствие его полезности для сохранения и развития вида. Естественный отбор входит в противоречия с инстинктом самосохранения и инстинктом привязанности родителей к своему потомству и одерживает верх. Однако это не препятствует взаимосвязи и взаимному развитию этих инстинктов. В человеческом обществе сила общественного инстинкта проявляется с наибольшей очевидностью вследствие способности людей испытывать чувство вины. Так, человек, который уступил естественному инстинкту самосохранения и не пожертвовал своей жизнью ради спасения другого человека, испытывает муки совести.
Нравственная совесть
– чувство, свидетельствующее о наших прошлых проступках, воспоминание о которых заставляет испытывать чувство неудовольствия. Совесть является результатом борьбы, в которой не менее прочный и не менее постоянный личный инстинкт уступает более постоянному общественному инстинкту. Дарвин, знавший природу, обосновал довод о том, что общественный инстинкт сильнее личного инстинкта самосохранения. Это объясняется тем, что он поддерживается естественным отбором, и те виды, в которых он ослабевал, безжалостно истреблялись. Взаимная помощь внутри вида стала главной причиной его прогрессивного развития.
12. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ПРИРОДЕ МОРАЛИ
В истории этики можно выделить три основных подхода к происхождению и природе морали.
1. Религиозная этика
утверждает в качестве источника появления нравственных ценностей – норм, принципов, идеалов, основных этических категорий и способности человека следовать им – Божество. Бог оказывается необходимой инстанцией, которая придает морали ее всеобщий, абсолютный и неизменный характер и духовное значение. Божественное происхождение морали объясняется тем, что люди в силу своей телесной и чувственной природы не могут самостоятельно обуздать желания и страсти и обращаются к помощи Бога. Вера в Бога помогает следовать моральным принципам и выработать представления об истинной человечности. Вместе с тем человек является высшим творением Бога, и в нем присутствует Божественное начало, или склонность следовать моральным нормам.
2. Натуралистическая этика
выводит нравственные требования и нормы из природы в целом и природы человека в отдельности. Однако найти критерии нравственности в природе невозможно без помощи разума, так как человеку свойственны и пороки, и добродетели. Разум позволяет определить меру и ценность того, что ведет человека к добру, а что к злу. В Новое время рассуждения о нравственной природе человека расходятся. Так, Т Гоббс видел в естественной природе человека только зло, которое следует обуздать общественным договором и законами. Ж. – Ж. Руссо и Г. Гроций, напротив, видели именно в естественной природе человека залог нравственности и общественного порядка. Прочное естественнонаучное обоснование этика получила после создания Ч. Дарвином теории эволюционного развития человека и природы в их органической взаимосвязи. В природе путем естественного отбора по принципу биологической целесообразности порождается многообразие природы, в том числе и человек с его нравственными способностями. В процессах приспособления к изменившимся условиям и естественного отбора выживают особи, обладающие биологически и нравственно полезными свойствами. Они передают свои навыки последующим поколениям. Нравственность обрела биологическую ценность и целесообразность.
3. Социально-историческая этика
в вопросе о возникновении и формировании морали исходит из решающей роли труда и общественного производства. Трудовая деятельность привела к возникновению у человека речи и сознания, что способствовало очеловечиванию первобытного общества. Объединение людей в единое сообщество происходит на основах разделения труда и обмена его результатами. В процессе труда человек преобразует собственную природу и создает условия для творческой деятельности и развития. Социально-историческая этика рассматривает мораль как продукт общественного развития, основой которого являются общественные потребности и интересы.
13. МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ И ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ
Моральное сознание
– совокупность моральных понятий и ценностей, характерных для определенной исторической эпохи. Оно характеризуется способностью все сделать объектом морального суждения и оценки, выражает общеисторическую потребность в признании личности в ее конкретном историческом проявлении и основывается на нравственном идеале личности.
Нравственный идеал
– воплощение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе моральные добродетели и выступающего образцом для подражания. В моральном сознании личности нравственный идеал предстает как критическое отрицание несовершенной действительности и духовное ее преодоление. Он создает условия духовного развития личности на основе объединения моральных норм как высоких целей. Благодаря этому возможны правильная оценка моральных ценностей и обоснованность обращения к ним личности в своей деятельности.
Нравственный идеал
– результат общей моральной идеализации, которая выражает критическую неудовлетворенность действительностью и нежелание морали примириться с ее несовершенством. Моральная идеализация находит выражение в стремлении морального сознания к лучшему, идеальному типу взаимоотношений между людьми. Поэтому нравственный идеал задает ценностную ориентацию поступкам людей, выражающую исходную позицию человека, которой он придерживается на протяжении всей своей жизни. Ценностная ориентация личности обусловлена системой ценностей.
Ценность
– все, что признается наиболее значимым индивидом или обществом.
Система нравственных ценностей
включает следующие понятия:
1) добро
– все положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с принципами гуманности;
2) нравственный долг
– принятие человеком нравственных требований и ценностей в качестве личной задачи. Нравственный долг ориентирует человека на интересы группы, но они не всегда совпадают с его личными интересами и не всегда соответствуют моральным нормам;
3) совесть
– способность человека нести моральные обязательства, контролировать и оценивать свое поведение. Руководствуясь собственной совестью, человек берет на себя ответственность за собственные представления о добре и зле, справедливости и долге;
4) достоинство
– выражение представлений о ценности человека как о нравственной личности. Оно выражает требование уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание его свободы в самоопределении и равенства в правах;
5) честь
– признание и уважение человека в связи с его заслугами. Честь основывается на порядочности человека и соблюдении им прав других людей;
6) справедливость
– выражение принципа долженствования в человеческих взаимоотношениях, который соответствует назначению человека. Человек, придерживающийся нравственных норм, способен достигнуть счастья;
7) счастье
– осознание образа жизни человека, приносящего ему удовлетворение;
смысл жизни
– признание значимости человеческой жизни и определение ее целей.
14. ПРИРОДА, ОСОБЕННОСТИ И КРИТЕРИИ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
Моральная оценка
– одобрение или осуждение моральным сознанием явлений общественной и индивидуальной жизни. Моральная оценка позволяет установить соответствие общественных отношений и человеческой жизни требованиям морали. Вынося моральную оценку, человек подчас действует неосознанно, руководствуясь эмоциями, чувствами, интуицией, субъективным жизненным опытом или пристрастиями. Однако и в этих действиях он основывается на общих моральных ценностях, которые были им освоены ранее.
Моральная оценка
– осознанное ценностное отношение человека к действительности и установление ее нравственного смысла.
При анализе моральной оценки выделяют следующие ее элементы:
1) субъект моральной оценки
– индивид или группа людей, которые обладают устойчивым общественным мнением, коллективным суждением по общественно значимым вопросам. Субъект высказывает суждения и активно воздействует на индивидуальную и общественную жизнь;
2) объект моральной оценки
– все явления человеческой жизни, подвергаемые моральному осмыслению. Мораль задает гуманистический характер оцениваемым объектам. Поэтому объектом моральной оценки являются моральная деятельность и поступки человека, а также сферы экономики, политики, права и духовной культуры общества.
Моральная оценка оказывает косвенное воздействие на систему общественных отношений, формирует отношение людей к общественным событиям и изменяет их деятельность. Моральная оценка касается также моральных требований и ценностей в силу самосознания личности и принятия ею самостоятельных решений.
Характер и форма моральной оценки
– реакция одобрения или осуждения индивида на происходящие явления общественной жизни. Она выражается в виде поощрительных или неодобрительных действий, симпатии и поддержки, неудовольствия или критики. Моральная оценка выражается в оценочных суждениях, таких, как честный, порядочный, мужественный, скромный, лицемерный, равнодушный, щедрый или гостеприимный.
Основание моральной оценки
– ценности и формы выражения моральных требований, которые устанавливаются по отношению к мотивам и установкам поведения, качеств характера, поступков человека, его жизненной позиции и общественной жизни в целом. К ним относятся нормы и принципы морали, моральные идеалы, понятия добра, справедливости, чести, достоинства и долга.
Критерии моральной оценки
– понятия, которые характеризуют моральную ценность индивидуальной и общественной жизни. Человек проявляет свои нравственные характеристики по отношению к другим людям, с которыми он вступает во взаимоотношения в обществе. Поэтому высшим и абсолютным критерием моральной оценки является общественно-историческая необходимость развития ценностей человеческой жизни, признания и обеспечения прав и свобод личности.
15. МОРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МОРАЛЬНЫЙ ПОСТУПОК И ОТНОШЕНИЯ
Моральная деятельность
– показатель общественной значимости деятельности человека. Она проявляется в оказании гуманитарной помощи, в нравственном проповедничестве, моральном воспитании личности и любви к людям. На нее распространяются нравственные требования, и поэтому она подлежит нравственной оценке. Нравственная деятельность складывается из поступков, которые имеют собственную структуру.
Моральный поступок
– общественно значимое поведение человека, совершаемое сознательно и согласно личным мотивациям. Для моральной оценки поступка, т. е. установления его морального качества, важна ценностно-содержательная характеристика действия. Оценка охватывает поступок в его целостности и учитывает условия его совершения. Поэтому важно знать, как складывается моральная оценка поступка. Нравственная ценность поступка повышается по мере возрастания препятствия к его совершению и успешности в его преодолении. Поступок заслуживает высокой оценки в том случае, если для его совершения от человека потребовались максимальное приложение воли, умение и настойчивость. Поступок складывается из его мотивации, намерения и цели действия, средств для ее достижения и полученного результата.
Намерения и цель
выражают представления человека о предмете его поступка и формируют способ его совершения и результат. Основанием морального поступка является мотив.
Нравственный мотив
– личностное побуждение индивида к совершению поступка. Оно формируется под влиянием общества, но осознается личностью как часть собственного сознания, которое выражается в желании внести свой посильный вклад в обеспечение благополучного разрешения конфликта и в стремлении помочь втянутым в него сторонам. Нравственный мотив составляют идеальное желание и стремление человека к моральному поступку.
Содержание морального поступка
– действия индивида, средства, условия, обстоятельства достижения нравственных целей и их результатов.
Результат морального поступка
– показатель нравственной ценности поступка для общества и его пользы для духовного развития личности.
Нравственные отношения
– совокупность общественных отношений, мотивом которых являются моральные ценности и цели. В отличие от иных общественных отношений нравственные отношения выражаются в форме ценностей и образуют основу общественных отношений, которые входят во все общественные сферы – экономику, политику и культуру. Они несут в себе морально-ценное содержание и определяют поведение людей. В моральных отношениях человек занимает активную позицию, так как они возникают как результат его деятельности, и пассивную, так как он обязан освоить систему принятых в обществе нравственных норм и ценностей. Нравственные отношения формируют понимание человеком общественного блага – условия солидарности людей.
16. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ МОРАЛИ
Мораль
– внутренний регулятор поведения человека, настраивающий его на соблюдение принципов человечности. Поэтому назначение морали состоит в духовном освоении действительности. Она необходима как надежное средство ориентации человека в сфере общественных отношений и ценностей, помогает регулировать поведение человека и всю систему общественных отношений в целях поддержания сотрудничества и сплоченности общества.
Назначение морали
находит конкретное выражение в ее функциях:
1) регулятивная функция
– способность морали гармонизировать общественные отношения и формировать морально зрелую личность соответственно моральным ценностям и требованиям. Ценности и требования морали выступают в качестве способа осознания обществом своих потребностей и необходимости совершенствоваться. Общество представляет свои интересы с позиции долга, так как индивидуальные интересы ближе человеку, а общественные воспринимаются в качестве перспективы. Успех выполнения моралью своей регулятивной функции зависит от способности человека принимать общественные требования как свои личные мотивы поведения. Эта задача упрощается, если в обществе устанавливается относительное равновесие интересов и потребности человека признаны и гарантированы обществом. В этом важную роль играет высокий духовный уровень развития человека, помогающий ему правильно воспринять нравственный долг;
2) оценочно-императивная функция
морали выражается в отражении действительности с точки зрения долга. Мораль устанавливает и оценивает соответствие поступков человека принципам моральных ценностей и определяет нравственные качества поступка;
3) воспитательно-гуманистическая функция
морали – приобщение человека к системе моральных ценностей, духовных идеалов и развитие в нем моральных чувств, которые выражаются в способности сопереживать, сочувствовать и милосердствовать. Эти чувства определяют сущностную черту человека – человечность;
4) познавательная функция
морали – способность морали отражать действительность с точки зрения нравственного долженствования и принципов человечности. Мораль как познавательная сфера ориентирует человека на будущее и предъявляет к нему требования долженствования, которые, как кажется, невозможно выполнить в действительной общественной ситуации;
5) идеологическая функция
морали – способность морали усиливать политические позиции одной стороны и ослаблять позиции другой. Это осуществляется посредством представления о целесообразности действий, гуманности и справедливости одной из сторон и критики своекорыстных и расчетливых действий другой стороны.
Все функции морали взаимосвязаны и пересекаются. Регулирование обществом возможно при условии выработки требований и ценностей морали, оценочного отношения и воспитания в человеке потребности в духовном совершенствовании.
Моральные принципы общения
Нравственные нормы и принципы в контексте общения:
- самоуважение и проявление уважения к собеседникам;
- приоритетность чужих или общественных интересов над личными;
- осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
- развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
- ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
- выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
- признание неприкосновенности личного достоинства каждого человека;
- вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
- общение — процесс двусторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него вклад;
- равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
- искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
- понятность и доступность для всех участников общения;
- последовательность и правильная очередность элементов общения, например, вопрос-ответ, побуждение к ответной реплике.
Показатель нравственной зрелости личности
Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование
В быту нравственность является синонимом понятия «высокоморальная личность». Чтобы стать таким, необходимо стать психологически зрелым. Вот некоторые критерии нравственной личности:
- Ответственность – способность человека понимать, что его действия имеют и последствия.
- Внутренний локус контроля. Нравственно зрелый человек не будет перекладывать ответственность на других людей. Вместо того, чтобы искать виноватых, он будет думать, как решить проблему или исправить совершенные им ошибки.
- Адекватная самооценка. Любая нравственная личность трезво оценивает свои сильные и слабые стороны и действует, исходя из них. Первые активно применяет, а вторые компенсирует или пытается исправить. Зрелая личность не будет склоняться и в другую крайность – гиперответственность. Не все от нее зависит, поэтому она четко разграничивает, какие ситуации спровоцированы, а какие получились случайно.
- Способность к рефлексии: анализу своего мышления, действий и ситуации, в которую человек попадает. Это позволяет сделать выводы и ввести их в жизнь.
- Готовность понести наказание или ощутить на себе неприятные последствия своих действий. Отсутствие желания бегать от проблем, спровоцированных ошибками.
- Умение предсказывать последствия своих поступков до того, как они совершены. Например, зависимый от спиртного человек не думает о последствиях своей пьянки. Если бы он всерьез об этом задумался до того, как нальет себе рюмку, у него бы получилось воздержаться.
Таким образом, морально-нравственная зрелость идет рука об руку с личностной зрелостью. Центральное ее понятие – ответственность, которая включает все описанные пункты.
Добрый слон – пример моральности
Важно! Становление высокоморальной личности – процесс долгий, который начинается, еще когда человек является дошкольником. В детских садах используются разные методы для того, чтобы воспитывать толковую личность, которая будет проявлять уважение к себе и другим людям. В школе преподают обществознание, где рассказывают о нравственности.
Отсутствие моральных принципов
Полное отсутствие моральных принципов невозможно — у человека в любом случае есть какое-то представление о том, что можно и что нельзя делать. Эти представления могут значительно отличаться от общепринятых в конкретном обществе, тогда такого человека могут назвать аморальным. Если человек перестает развивать свою личность, прекращает ставить перед собой цели и ориентиры, то он начинает деградировать. Вместе с этим начинается регресс сформированных моральных норм и правил.
Нравственность в современном обществе
Многие считают, что мораль и нравственность современного общества сейчас сильно упала. Впереди планеты всей идут материальные ценности, которые превращают людей в стадо. На самом деле, добиться высокого финансового положения можно и не потеряв нравственности, главное умение широко мыслить и не ограничиваться шаблонами. Многое зависит и от воспитания.
Современные дети практически не знают слова «нет». Получая все, что захочешь с самого раннего возраста, человек забывает про самостоятельность и теряет уважение к старшим, а это уже падение нравственности. Для того чтобы попытаться что-то изменить в мире, необходимо начать с самого себя и только тогда появится надежда на возрождение нравственности. Следуя добрым правилам и обучая им же своих детей, человек сможет постепенно изменить мир до неузнаваемости.
Воспитание нравственности
Это необходимый процесс современного общества. Зная, как формируется нравственность, можно всецело надеяться на счастливое будущее наших детей и внуков. Воздействие на человеческую личность людей, которые считаются для него авторитетами, формируют в нем своеобразные качества, которые максимально влияют на его дальнейшую судьбу. Стоит помнить, что воспитание – это только начальная стадия становления личности, в дальнейшем, человек в силах самостоятельно принимать решения.