Эго-состояния в общении: распознавание скрытых мотивов

Человек с самого рождения живет в социуме, поэтому он постоянно взаимодействует с окружающими. По мере взросления круг нашего общения значительно расширяется: вначале мы контактируем только с родителями, чуть позже – со сверстниками, затем — одноклассниками, однокурсниками, коллегами по работе. Обмен информацией – это важная часть нашей повседневной жизни. С помощью слов и невербальных средств мы передаем важные сообщения, делимся своими чувствами, эмоциями с окружающими, а также получаем необходимые сведения. Коммуникация является одним из главных способов получения новых знаний о мире.

Дефицит общения

Исследователи пришли к выводу, что у каждого человека есть определенный запас слов, который он должен растрачивать каждый день. В противном случае, люди начинают ощущать психологический дискомфорт.
Многие члены современного общества, несмотря на большое количество средств коммуникации (мобильная связь, Интернет и др.), ощущают себя одинокими. Последствия дефицита общения самые разнообразные:

  • нестабильное эмоциональное состояние,
  • нервные срывы,
  • психозы,
  • депрессии,
  • и др.

При этом одинокие люди – это не обязательно отшельники, которые живут вдали от цивилизации, населению больших многомиллионных городов, как оказалось, не так уж легко установить по-настоящему качественные и крепкие социальные связи.

Стадии общения.

Общение или беседа будет эффективна или успешна тогда, когда

а) Люди удовлетворены ею;

б) Найдено и принято решение, с которым все согласны.

Таким образом, напрашивается вывод, что для того, чтобы общение было эффективным, необходимо пройти четыре стадии общения.

  • Контакт.
  • Ориентация.
  • Поиск совместного решения
  • Принятие решения.

Контакт. Эта стадия очень важна, так как именно в этот момент устанавливается доверительный контакт, который помогает быстрее прийти к единому пониманию ситуации, а затем к решению задачи. Стадия контакта может длиться от нескольких секунд до нескольких часов. Например, когда собеседники здороваются и переходят к делу – тогда стадия контакта очень короткая. Но иногда люди сначала долго говорят на отвлечённые темы и только после того переходят к делу – тогда стадия контакта может быть больше чем остальное общение.

Ориентация. На этой стадии необходимо сориентироваться в собеседнике, в его проблеме и сориентировать собеседника в своём понимании проблемы.

Поиск совместного решения. Здесь основной акцент делается на совместности решения, то есть оба собеседника как партнёры должны прийти к единому решению.

Принятие решения – для того, чтобы подчеркнуть значимость принятого решения. Бывает, что люди поговорили, и у каждого осталось впечатление, что вроде бы всё решено, но непонятно, что за решение и кто ответственный. Поэтому на данной стадии самое главное – чётко проговорить принятое решение и убедиться в одинаковом его понимании.

Также важен выход из контакта или ритуал прощания.

Стадия «Контакт». «Правило угла». За спиной любого человека находится угол, в который его легко загнать, но из угла нет достойного выхода. Есть только два недостойных. Первый – это попытаться выиграть за счет агрессии. Но всё равно проиграть. Второй – согласиться, уступить, и потом чувствовать негативные эмоции, то есть сразу проиграть. Таким образом, есть два правила угла: не загонять другого в угол, т.е. не осуждать его без достаточного основания, и самому не заходить в этот угол, т.е. не обижаться.

Невозможно решить проблему, не установив контакта!

Правила вступления в контакт.

Первое правило – приветствие. Три составляющих: обращение к человеку по имени, улыбка, рукопожатие.

Второе правило – контакт глаз необходимо поддерживать 10-15% времени общения

Третье правило – сокращение социальной дистанции.

Четвёртое – сказать человеку о его значимости.

Пятое – не вести серьёзных разговоров на ходу.

Стадия «Ориентация». Чтобы сориентировать человека в вашем понимании проблемы и сориентироваться самому в том, как ваш собеседник понимает проблему:

Нужно уметь говорить;

Нужно уметь слушать;

Обращать внимания на невербальные проявления.

Карта реальности . Собачки. Обобщение, упущение, искажение.

Люди думают с помощью образов, звуков и ощущений.

  • Любое произнесённое или прочитанное слово вызывает у них образ.
  • У каждого своя собачка в голове.
  • Внутренние картинки и образы объединяются в голове в целые фильмы. Именно эти фильмы запоминаются как воспоминания о сказанном или прочитанном.
  • Слова – это кнопки, пусковой механизм, запускающий процесс воображения.

Есть три процесса, участвующих в создании пространства внутренних представлений у человека.

  • Обобщение;
  • Упущение;
  • Искажение.

Обобщение. Обобщения помогают нам быстро учиться. Обобщения могут ограничивать наш мир.

Упущения. Мы можем отключать тот или иной канал восприятия и не воспринимать всю информацию, имеющуюся вокруг нас в данный момент.

Искажение. Без процесса искажения мир не мог бы изменяться и развиваться. Но и у этого процесса есть свои отрицательные стороны. Например, с помощью процесса искажения у людей появляются страхи.

Самые большие ошибки людей.

  • Люди часто думают, что другие думают точно так же как они.
  • Люди часто уверены, что в любой ситуации может быть только одно истинное восприятие и только одна трактовка событий – их трактовка.
  • Люди часто считают, что при произнесении слова, например, «собачка», другие люди подразумевают и видят то же самое, что и они.

Как добиться наиболее полного взаимопонимания с окружающими? Нужно сделать несколько вещей.

  • Во-первых – это осознать субъективность восприятия окружающего мира человеком.
  • Во-вторых научиться слушать и слышать человека.

Для этого необходимо освоить несколько техник. Одна из них – техника активного слушания.

Можно выделить три способа слушания:

  • Негативная оценка, игнорирование и эгоцентризм.
  • Выспрашивание, замечания о ходе беседы – техники пассивного слушания. С их помощью можно показывать партнёру, что «я тебя слушаю», но в действительности, слушать не помогают.
  • Техники активного слушания.

Необходимость в поддержке

Общение для большинства людей, в первую очередь, является инструментом реализации определенных потребностей.
Человек за всю свою жизнь выстраивает целую систему социальных связей: семья, друзья, коллеги по работе, знакомые и др. Психологи считают, что через коммуникацию люди ощущают свою принадлежность к обществу.

Общение обеспечивает несколько видов социальной поддержки:

  • Информационная
    – общаясь с другими людьми, мы получаем новые сведения об окружающей нас действительности.
  • Эмоциональная
    – с помощью слов мы выражаем свои чувства и переживания.
  • Инструментальная
    – в процессе коммуникации люди могут попросить предоставить им определенную помощь (материальную или моральную).
  • Оценочная
    – во время общения происходит сопоставление нашего отношения к определенным событиям и людям

Средства общения.

Речь (вербальные средства) – наиболее универсальное средство общения, потому, что с её помощью информация передаётся наиболее точно с наименьшими потерями.

Неречевые (невербальные) средства — мимика, пантомимика, позы, жесты, расстояние между партнёрами

Выделяют также 2 особые подгруппы.

Экстралингвистика – смех, слёзы, сопение и т.д.

Паралингвистика – звуки, сопровождающие речь.

С помощью речи человек передаёт информацию, а с помощью невербалики – своё отношение к ней. В случае противоречия между вербальными и невербальными выражениями, люди склонны доверять невербальным.

Как мы уже говорили, дистанция общения – расстояние между партнёрами – является невербальным фактором. Различают 4 зоны общения

  1. Интимная зона – 0 – 45 см.
  2. Личная (персональная) зона – 45 – 120 см.
  3. Социальная зона – 120 – 350 см.
  4. Публичная зона – от 350 см и выше.

Следует отметить, что в разных культурах величины этих зон варьируются. На ближнем востоке эти зоны ближе, на западе – дальше.

Интерактивная сторона – общение как взаимодействие людей. Вступая во взаимодействие, люди могут руководствоваться различными мотивами.

  1. Мотив максимизации всеобщего выигрыша. (Сотрудничество)
  2. Мотив максимизации собственного выигрыша. (Эгоизм)
  3. Мотив максимизации выигрыша других. (Альтруизм)
  4. Мотив максимизации собственного выигрыша при минимизации выигрыша других. (Соревнование)
  5. Мотив минимизации выигрыша других
  6. Мотив минимизации различий в выигрыше. (Равенство)

Общение успешно в том случае, если мотивы сторон совпадают.

Неограниченные знания


Исследователи пришли к выводу о том, что во многих случаях главная цель общения – это получение опыта. Знания каждого отдельно взятого человека довольно ограничены, поэтому, зачастую, мы даже не можем представить полную картину происходящего.
Процесс коммуникации открывает нам двери в сокровищницу мирового опыта. Чтение книг, поиск сведений в интернете, живое общение с опытными профессионалами – всё это ценные источники информации.

Кроме того, как известно, в споре рождается истина: многие новые идеи и задумки стали результатом продуктивного общения.

Те, кто умеют прислушаться к оппоненту гораздо дальновиднее тех, кто яростно пытается отстаивать свою точку зрения.

Выслушав мнения другого человека, вы получаете возможность взглянуть на происходящее со стороны и сделать правильные выводы.

Понятие мотивов общения методы их исследования

Глава пятая

Развитие мотивов общения

со сверстниками

Понятие мотивов общения методы их исследования

Мотивы — побудительные силы деятельности и поведения субъек-та. В понимании их природы в психологии нет единого взгляда, Исходное для нас понятие предложено А. Н. Леонтьевым (1975).) Оно естественно вытекает из разработанной им концепции психики как деятельности. Последняя — отправной пункт нашего понимания природы общения как коммуникативной деятельности. Понятие мотива тесно связано с понятиями предмет деятельности и потребность. «Только в результате своего обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляе­мый, мыслимый) предмет — свою побудительную, направляющую деятельность функцию, т. е. становится мотивом» (А. Н. Леонтьев, 1975, с. 190).

Предложенное понятие дает возможность опереться на объект (или представление о нем), в котором мотив «опредмечивается», что позволяет судить о мотивах субъекта на основании наблюдае­мых объективно фактов. Это особенно важно при изучении мотивов маленьких детей.

Мотивы общения — это те качества партнера, которые, выявляясь в его процессе, удовлетворяют потребность в общении. Поскольку мотивы общения неразрывно связаны с потребностью в нем, их по­нимание требует раскрытия содержания потребности. Лучше всего судить о содержании потребности позволяют продукты общения, которые — согласно концепции М. И. Лисиной — представляют собой образы самого себя и другого человека. Суть потребности в общении состоит в самопознании и самооценке субъекта через познание партнера по общению. Отсюда следует, что субъекта по­буждают к взаимодействию с партнером, т. е. становятся мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное я, способствуют его самосознанию.

Метафорическое понятие «партнер как зеркало» разводится на две функции: 1) выявление сходства, подобия партнеров, что по­зволяет познавать себя через познание другого и сопоставление себя с ним;

2) выявление оценки своих качеств партнером и уточнению их для себя. Первый путь предполагает восприятие и оценку s качеств партнера; второй — заключается в побуждении партнера к отклику на инициативу, улавливании и учете его. Отсюда мотивы I общения следует искать в двух различных по функции типах качеств: 1) в общих (сходных) свойствах партнера и 2) в способности \

партнеров давать отклик (оценку) на проявления других участ-

4* 99

ников общения. Названные типы качеств соответствуют двум Ос­новным типам коммуникативных мотивов (партнер—подобие субъек­та, партнер—ценитель субъекта).

При анализе мотивов общения детей между собой важен учет того, что общение не всегда представляет самостоятельную дея­тельность: оно часто лишь компонент деятельности практической или познавательной. Ребенок реализует свои основные потребности в познании мира и в активности. По мере развития у детей различных видов деятельности, прежде всего ведущей — игры, у них возни­кает необходимость коллективных действий, объединения усилий. Поэтому важнейшее качество, побуждающее их к совместной дея­тельности, а значит и к общению в ней,—способность к слаженно­сти действий, к согласованности. Такая способность составляет третий основной тип коммуникативных мотивов детей (партнер — равный участник общего дела).

Коммуникативные мотивы теснейшим образом связаны с содер­жанием потребности в общении. Содержание потребности в обще­нии выражает тип объектов (проявлений качеств человека), спо­собных ее удовлетворить. На каждом уровне развития этой потреб­ности коммуникативные мотивы представляют различные варианты качеств, способных удовлетворять потребность детей в общении. Так, потребность в уважении может быть удовлетворена различ­ными проявлениями сверстников: речевым одобрением или под­ключением к деятельности ровесника и ее творческим развитием.

Дошкольный возраст — начальная фаза развития общения де­тей с ровесниками, которое еще редко выступает в своем самостоя­тельном качестве и по преимуществу включено как компонент в дру­гие виды деятельности, и главным образом в ведущую — игру. По­этому реально побуждают детей к общению мотивы таких видов деятельности, как игра, самообслуживание, начальные формы труда. Мотивы общения подчинены другим мотивам или выступают в единстве с ними.

Для изучения развития мотивов общения дошкольника со сверст­ником прежде всего нужно исследовать объекты, побуждающие его к общению, т. е. определить и охарактеризовать качества сверстника как субъекта и личности. Согласно концепции А. Н. Леонтьева, а также во многом совпадающей с ней в этом плане теории Дж. Нюттена (J. Nuttin, 1980 а), чтобы охарактеризовать побуж­дающие объекты, необходимо выделить те действия субъекта, которые выражают его стремление к объектам-побудителям. Это действия ребенка, которыми он побуждает ровесника выявить ка­кие-либо свои качества (и прежде всего — зеркала, а также стрем­ления к согласованности действий).

Необходимо оценить побудительную силу разных мотивов, вы­членить ведущие из них, определить сравнительное значение допол­нительных, выявить решающий фактор развития мотивов.

До сих пор нет ясной картины развития мотивов общения ребенка со сверстниками. В работах зарубежных исследователей неофрейдистского направления подчеркиваются враждебные прояв­ления детей в отношении друг к другу (N. Feshbach et al., 1972), которые авторы объясняют, исходя из инстинктов, лишь постепенно преодолеваемых в ходе «социализации» (N. Feshbach et al., 1972; F. Dodson, 1970—цит. по: М. Lewis, L. Rosenblum, 1975). Представи­тели поведенческой психологии видят в побуждении детей к кон­тактам со сверстниками надежду на вознаграждение: чаще — пода­рок (картинки, конфеты), реже — духовные ценности (ласка, поддержка) (J. Bryan, 1975).

М. И. Лисина (1974 б), А. Г. Рузская (1974) выделили виды мотивов вступления детей в общение со взрослыми, получившие название деловых, познавательных и личностных. Для изучения мотивов общения ребенка со взрослым использовались два типа ме­тодов. При первом из них создавались ситуации, близкие к есте­ственным условиям общения ребенка со взрослым, в которых взрослый адресовал ребенку свое доброжелательное внимание, го­товность участвовать в общей игре, свои качества интересного рассказчика, после чего предоставлял на выбор несколько аль­тернативных возможностей общения (А. Г. Рузская, 1974). При втором типе методов в ситуации игры взрослый сохранял пассив­ность, ожидая от ребенка инициативы в завязывании контактов, которые регистрировались, а затем подвергались анализу (3. М. Бо­гуславская, 1974; Д. Б. Годовикова, 1974; А. И. Силвестру, 1978).

Иначе изучались мотивы общения детей со сверстниками. Авто­ры анализировали обоснования детьми своих привязанностей к ровесникам (В. А. Абраменкова, 1981; В. К. Котырло, 1979; A.. В. Запорожец,

Т. А. Маркова, 1980; Т. И. Комиссаренко, 1979 а, б; B.С. Мухина, 1975; Т.А. Репина, 1978). Однако известно, что даже взрослые, как правило, не осознают мотивов своих поступков (A. Maslow, 1954); в еще большей мере это присуще малышам. Поэтому при изучении мотивов общения необходимо опираться на объективные факты поведения детей и через факты устанавли­вать, что побуждает дошкольников к общению.

В данной главе используются материалы четырех исследований (Д. Б. Годовикова, М. Н. Махаманова, 1985; Д. Б. Годовикова, 1984; Р. А. Смирнова, 1981; Р. И. Деревянко, 1983), в которых моди­фицированы два вышеупомянутых метода исследования мотивов общения ребенка со взрослыми. В первом исследовании (Д. Б. Го­довикова, М. Н. Махаманова, 1985) анализируется общение каждо­го из 50 детей от 2 до 7 лет в течение 2 ч друг с другом в естественной обстановке детского сада (регистрацию вели два наблюдателя). Мы отмечали ситуации, в которых появлялись инициативные обра­щения ребенка к сверстнику, и рассматривали их в связи с ответом партнера. Нами выявлялись объекты, т. е. проявления тех или иных качеств, которые искал ребенок, обращаясь к ровеснику. Кроме

того, вычленялись конкретные действия, вербальные и невербаль­ные, которыми ребенок выражал свое стремление к партнеру.

Во втором исследовании (Д. Б. Годовикова, 1984) специально апробировалось значение качеств сверстника как побудителей к об­щению с ним. Мы создавали такие игровые ситуации общения, при которых дети должны были принять роль, перевоплотиться в носителей качеств (мотивов), присущих их общению со взрослыми (деловых, познавательных и личностных). Так, дети, играя в игруш­ки, демонстрировали деловые качества (мастера игры); они рас­сматривали книжки с картинками, что создавало повод для появления познавательных мотивов; беседовали о своих вкусах, любимых игрушках, предпочитаемых ровесниках, выражая свои личностные качества. В нескольких ситуациях деловые, познаватель­ные и личностные мотивы воплощались в программе поведения одно­го ребенка. Он выступал в роли актера, другой — зрителя. Актер по­лучал возможность демонстрировать свои достоинства ровеснику и получать его отклик, оценку, зритель — воспринимать разнообразные качества ровесника, выражать свое отношение к ним. Ситуации строились как игра «в телевизор» (А. Г. Рузская, 1974).

У обоих участников регистрировались проявления активности, характеризующие меру стремления к демонстрируемым сверстником качествам: внимание к нему и эмоциональная реакция на его ак­тивность, инициативные обращения к нему и отклик на его ответ. Суммарная оценка данных проявлений стремления ребенка к обще­нию с партнером, выступающим в определенном качестве, служила показателем побудительной силы мотивов той или иной категории. Той же цели служил далее выбор ребенком одного варианта об­щения после ознакомления со всеми вариантами. К опытам при­влекались* дети, связанные отношениями приязни и дружескою расположения.

В экспериментах (второе исследование) и наблюдениях (первое исследование) участвовали одни и те же дошкольники (в количестве 50 человек), что позволяло получить разнообразные сведения о каж­дом ребенке.

В третьем исследовании, проведенном Р. А. Смирновой (1981), также использовалась методика воплощения определенных мотивов общения в программах поведения детей. Программы были персони­фицированы в разных детях. После того как ребенок получал опыт всех предусмотренных видов взаимодействия с партнерами, выясня­лось, какой из них он предпочитает. Основанием для вывода о при­влекательности конкретного вида взаимодействия служило изменение отношения ребенка к сверстникам, олицетворяющим разные мо­тивы общения.

В четвертом исследовании (Р. И. Деревянко, 1983) сопоставля­лись мотивы общения ребенка со сверстниками и со взрослыми. Со-

1 Работа не опубликована. 102

здавались ситуации, стимулирующие ребенка к деловым, позна-вательным и личностным контактам как со взрослым, так и с ро­весником.

Исследования (всего 5000 опытов) проводились с детьми от 2 до 7 лет в детских садах Москвы, Душанбе, Комсомольска-на-Амуре.

Основные категории мотивов общения — со сверстниками у детей 27 лет

Мы судили о мотивах общения ребенка со сверстниками, исходя из анализа его коммуникативных действий и тех активных прояв­лений партнера, которые создавали у ребенка состояние удовлетво­ренности. В вербальном акте выявлялась тема обсуждения, что характеризовало потребность, вызывавшую обращение к сверстни­ку, и одновременно определялся тип действия, к которому ребенок побуждал партнера: практического, сообщения информации, от­ношения к услышанному. Это давало нам возможность установить, ради каких качеств сверстника ребенок обращается к нему, и вычле­нить устойчивые цели, которые систематически ставились ребенком. В результате анализа всех полученных материалов определились три категории мотивов общения ребенка со сверстником, аналогич­ные тем, которые присущи его контактам со взрослым.

Первую и важнейшую категорию составляют мотивы, порождае­мые потребностью детей в активной деятельности, которая выра­жается у дошкольников в сюжетно-ролевой игре и является для них ведущей деятельностью. Ребенок вступает в общение со сверстником ради участия в общей игре или продуктивной дея­тельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательного и слаженного действования. И прежде всего это умения создавать интересные замыслы игр, выдвигать цели и согласовывать свои цели и действия с другими участниками. Подчиненность мотивов общения данной категории потребностям в общем деле позволяет назвать их деловыми.

На протяжении дошкольного возраста развиваются познава­тельные интересы детей. Ребенок обогащается новыми знаниями о мире, умением строить повествование. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя и це­нителя. Качества сверстника как источника сведений и их ценителя, отвечающие познавательной потребности детей,- составляют вторую категорию — познавательных мотивов их общения, по значению уступающую первой.

В третью категорию вошли личностные мотивы. Ребенок вклю­чается в любое дело, которым занят ровесник, ради того чтобы сравнить свои и его возможности. Здесь в роли мотивов выступают сравнимые, аналогичные качества — свои и сверстника, возможности (умения, знания, нравственные качества), потребности (желания, склонности). Это первый вариант личностного мотива, когда он 103

прямо выражает потребность в общении с ровесником, а не подчинен другим потребностям. Второй вариант личностного мотива — ро­весник как ценитель тех качеств, которые ребенок уже выделил в себе как достоинства. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становятся его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем. Этот мотив также прямо связан с потребностью в общении, со стрем­лением ребенка познать свои возможности, подтвердить достоин­ства, используя отклик на них со стороны ровесника. В обоих вариантах личностных мотивов воплощаются качества сверстника как зеркала в двух функциях, о которых речь шла в начале главы.

Познание, другого человека и себя сопровождается оценкой обоих субъектов, в результате создается устойчивая позиция по отношению к себе и к ровесникам. Возможны три вида позиций: равенства со сверстником, превосходства над ним и неравенства в пользу ровесника. У ребенка может сложиться один вид (пре­восходства или равенства) или все три вида позиций применительно к ровесникам. Неодинаковые позиции становятся источниками раз­ных мотивов общения. В позиции превосходства ребенок ищет в ровесниках качества, подтверждающие ее главный мотив: сверстник-ценитель. В позиции равенства ребенок стремится к сотрудничеству и поиску в ровесниках общих целей, сходных дел и самопроявлений. В неравной позиции ребенок хочет найти в ровеснике образец или источник целей и указаний к их осуществлению, а также его внима­ние и одобрение. Деловой мотив здесь сочетается с личностным. Оценивание поступков и качеств себя и сверстника предполагает их соотнесение с нормой. Поэтому к личностным мотивам мы будем относить и выявляемые детьми в обсуждении поступков людей нравственные нормы. Уточняющееся понимание последних необ­ходимо детям при построении своих поступков, собственной лич­ности.

Личностные мотивы общения образуют самостоятельную кате­горию. Однако они входят как обязательное добавление в категории деловых и познавательных мотивов. Кроме этих основных катего­рий мотивов общения детей существуют сложные формы — личностно-деловые, личностно-познавательные.

Во всех до сих пор рассмотренных вариантах сверстник вы­ступал как мотив-средство: его качества способствовали либо обо­гащению игры ребенка, либо лучшему пониманию им самого себя. Однако уже в дошкольном возрасте возможно общение со свер­стником ради раскрытия именно его качеств и построения цело­стного образа ровесника с присущей ему своеобычностью и непохо­жестью на других людей.

Взгляд на мир

Общение помогает нам меняться и пересматривать свое отношение к окружающим. Обмен информацией с людьми позволяет нам вовремя провести переосмысление своих взглядов и изменить себя.
К сожалению, контакты с обществом могут приносить не только пользу, но и вред. Общение с людьми, которые демонстрируют резко негативное отношение к традиционным общечеловеческим ценностям, может привести к пагубным последствиям. Именно поэтому, получая информацию из различных источников, необходимо быть избирательным, отсеивать те сведения, которые могут быть вредными или даже опасными.

Холод Виктория · 08 мар, 2018

Теория психологии общения.

Общение – это взаимодействие людей, включающее в себя 3 стороны.
а) Коммуникативную сторону – как обмен информацией;

б) Интерактивную сторону – как взаимодействие;

в) Перцептивную сторону – как восприятие человека человеком.

Коммуникативная сторона общения. На первом плане – «что говорится?», а не «кем» и «как».

Выделяют следующие виды коммуникации:

  1. Познавательная коммуникация – получение и передача информации.
  2. Экспрессивная коммуникация – обмен эмоциями, мнениями, взглядами.
  3. Убеждающая коммуникация – с целью заставить человека сделать что-либо полезное для нас.
  4. Социально-ритуальная коммуникация – с целью поддержания норм и обычаев.

Разница между намерением и мотивом

Главное отличие

Основное различие между Намерением и Мотивом состоит в том, что Намерение — это выполнение запрещенного действия с целенаправленным действием и осознанным решением, тогда как Мотив — это причина, побуждающая или запрещающая человеку совершить определенное действие.

Намерение против мотива

Намерение определяется как умышленное совершение действия, запрещенного законом. С другой стороны, мотив указывает на причину совершения или невыполнения определенного действия. Намерение называется целью совершения преступления или противоправного действия. И наоборот, мотив определяется как движущая сила произошедшего инцидента.

Цель намерения выразительна. С другой стороны, цель мотива импульсивна. Умысел существенен для определения уголовной ответственности. И наоборот, мотив для обвинения кого-либо в совершении преступного деяния несущественен.

Намерение относится к предполагаемому действию или цели преступления. Напротив, под мотивом понимается причина совершения преступления. Намерение имеет более высокий уровень порицания из-за большего количества совершенных преступлений. С другой стороны, мотив можно определить и спланировать, но его наличие не доказано.

Намерение — это то, что человек планирует сделать или достичь, тогда как мотив — это причина для этого действия. Умысел может быть задействован не во всех уголовных делах, но мотив всегда присутствует в каждом действии.

Намерение является основополагающим фактором при установлении уголовной ответственности. И наоборот, мотив считается не имеющим отношения к уголовной ответственности. Добровольное совершение действия, запрещенного законом, рассматривается как намерение. Напротив, не требуется доказывать мотив совершения обвиняемого преступления.

Сравнительная таблица

НамерениеМотив
То, что вы планируете сделать или достичь, называется намерениями.Причина совершения противоправных действий называется мотивом.
Имея в виду
Целенаправленное действие и сознательное решение о совершении противоправного действия считаются намерением.Скрытые причины, которые заставляют человека совершить конкретное действие или воздержаться от него, рассматриваются как мотив.
Ключевой элемент
При установлении уголовной ответственностиВ совершении противоправного преступления
Коннотации
Всегда отрицательныйКак отрицательный, так и положительный
Участие в действии
Может или не можетВсегда присутствует
Описан как
ЗадачаДвижущая сила
Цель
ВыраженоПодразумевается
Уголовная ответственность
Существенно при установлении уголовной ответственностиНесущественно при установлении уголовной ответственности
Морально
Всегда плохоХорошо или плохо
действовать
СознательныйИмпульсивный
Судебное беспокойство
СвязанныйНе относится

Что такое намерение?

В уголовном праве совершение противоправного действия или преступления путем сознательного контроля над разумом и умышленного решения рассматривается как намерение. Намерение всегда основано на зле. Запрещенные законом преступления, совершенные при точном планировании, включаются в умысел.

Практика определенного источника, ведущая к заявлению о преступлении, раскрывает намерения подозреваемого. Проще говоря, намерение указывает на волю и план человека. Намерение считается существенным и важным элементом при определении уголовной ответственности, поскольку оно относится к желанию или цели лица.

Когда человек умышленно совершает преступление, он подлежит наказанию и не считается виновным ни по какой причине. Умышленное неправильное действие означает, что человек хорошо осведомлен о последствиях. Следовательно, намерение обладать отрицательной коннотацией. Закон имеет право предполагать намерения подозреваемого.

Намерение — это недвусмысленное намерение, которое является решающим фактором при решении вопроса о незаконности, а также о публичной ответственности. Таким образом, суд обеспокоен умыслом подозреваемого. Цель действия называется намерением.

Примеры

  • Мужчина убивает свою жену, и его намерение совершить это преступление составляет 50 000 долларов, которые будут переведены ему после смерти его жены.
  • Мужчина задержан полицией с 2-х килограммовым героином в сумке. Он намеревался продать их, поэтому нес их покупателям.

Каков Мотив?

Мотив обозначается как основная цель или цель совершения запрещенного действия. Причина действия называется мотивом, который ведет к намерению, а затем совершается противоправное действие.

Все преступления начинаются с мотива и заканчиваются стоящими за ними умыслами. Побуждение, которое заставляет человека совершать или не совершать конкретный греховный поступок, называется мотивом.

Цель, заявляющая о необоснованности при оценке уголовной ответственности, описывается как намерение. Закон имеет право определять скрытую причину преступления. Закон может предполагать мотивы подозреваемого, наблюдая за факторами, приведшими к совершению преступления.

Следователи могут определить мотив человека, но не могут доказать их соответствующим образом и связать с преступлением. Таким образом, суд не заботится о мотивах человека. Он касается только незаконных действий, совершенных намеренно или неосознанно.

Примеры

  • Жена подозревает мужа и, наконец, ловит его с поличным, уличенного в измене. Страдая от чувства ревности и предательства, она наносит ему удар в грудь с намерением убить. Мотивом этого поступка было чувство предательства, что отрицательно.
  • Бедная мать, ворующая хлеб для своих голодных детей из дома, где она работает, и мужчина, грабящий банк, чтобы оплатить счета за операции своего сына, — вот примеры положительного мотива.

Ключевые отличия

  1. Намерение — это наше заранее спланированное сознательное действие, тогда как мотив — импульсивный акт.
  2. Намерение всегда основано на зле. И наоборот, мотив может быть положительным или отрицательным.
  3. Намерение имеет негативный оттенок. Напротив, мотив имеет как положительный, так и отрицательный оттенок.
  4. Намерение указывает на решенное достижение или умышленное решение совершить действие, запрещенное законом. Напротив, мотив относится к скрытой причине, которая заставляет человека совершить определенное действие.
  5. Намерение описывается как возражение, тогда как мотив описывается как движущая сила, отталкивающая человека от негодования и преступления.
  6. Выражается цель намерения. Напротив, цель мотива не выражена; скорее, это подразумевается.
  7. Намерение является существенным и решающим фактором при установлении уголовной ответственности. С другой стороны, мотив не имеет существенного значения для определения уголовной или гражданской ответственности.
  8. Некоторые действия не нуждаются в намерении для их совершения. С другой стороны, за каждым действием стоит какой-то мотив.
  9. Намерение глубоко укоренилось в области права. И наоборот, мотив имеет глубокие корни в области психологии.
  10. Суд обеспокоен умыслом преступления, но суд не обеспокоен мотивом преступления.
  11. Намерение связано исключительно с подозреваемым. И наоборот, мотив направлен на всех заинтересованных лиц, включая подозреваемого.
  12. Намерению нужны средства и возможности для доказательства преступления. Напротив, мотив может стоять сам за себя.

Заключение

Намерение — это предыстория совершенного преступления, тогда как мотив — это цель, стоящая за умыслом. Заранее спланированное преступление — это намерение, но побудительным мотивом является стремительный поступок, вызванный эмоциями.

Манипулятивное общение

Манипуляции. – скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором. Манипуляция сознанием присутствует во всех сферах общественной жизни.

Манипулятор – своего рода кукловод, который с помощью «ниток» управляет другими. Такими нитками могут быть человеческие комплексы, амбиции, общественное мнение, духовные и нравственные ценности. Кто и для чего применяет манипуляцию:

  1. Манипуляцию применяют в тех случаях, когда целью манипуляции является действие или намерение, аморальное в глазах общества;
  2. Манипулируют индивиды, для которых заявить о своих намерениях или просьбах невозможно, из – за влияния различных комплексов (чувство вины, чувство превосходства, повышенная тревожность, беспокойство о будущем и другие);
  3. Естественно, манипулируют политики, всегда. Просто по привычке, чтобы не потерять форму;
  4. Однозначно манипулируют журналисты, телеведущие, следователи, прокуроры, адвокаты и прочие юристы.
  5. манипулируют врачи, учителя и психологи.

Манипулятивная система может быть определена как манипулятивный или игровой стереотип. Можно выделить четыре основных манипулятивных схемы.

  1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Обычно привлекает своё общественное положение.
  2. Пассивный манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному манипулятору
  3. Соревнующийся манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующие постоянной бдительности, поскольку здесь можно выиграть или проиграть – третьего не дано. Он колеблется между методами первого или второго поэтому может рассматриваться как нечто среднее.
  4. Четвёртая форма манипулятивной системы – это система безразличной манипуляции. Манипулятор играет роль безразлично, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть. «Мне плевать» — его любимая фраза.

Первый признак – человек ведет себя неестественно, неискренне и в то же время заученно, т.е. играет наиболее удобную для него на данный момент роль. Фальшивые нотки в голосе, преувеличенные или наоборот, неестественно подавленные эмоции – тоже признак манипуляции. У манипуляции, помимо всего этого, есть и вербальные проявления – это всевозможные словесные штампы, клише, банальные речевые обороты, не несущие смысловой нагрузки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]