Что влияет на выбор будущей профессии: основные факторы, формула профессий

Что влияет на выбор профессии

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

8 ФАКТОРОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПО Е.А. КЛИМОВУ:

  1. Позиция старших членов семьи Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
  2. Позиция товарищей, подруг Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
  3. Позиция учителей, школьных педагогов Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
  4. Личные профессиональные планы Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
  5. Способности О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
  6. Уровень притязаний на общественное признание Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
  7. Информированность Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
  8. Склонности Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это – интересы, подкрепленные определенными способностями.

Составить перечень требований выбираемой профессии

Составьте список своих требований:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

Определить основные практические шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить:

  • в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование,
  • как развивать в себе профессионально важные качества,
  • как можно получить практический опыт работы по данной специальности,
  • как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль — то есть, к какому типу и по какому критерию она отностися. А потом составить для себя «идеальную формулу профессии» предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.

Зачем нужна «Профориентация студентов и выпускников ВУЗов и ССУЗов»?

  • Для выявления компетенций, способностей, интересов, личностных качеств и установок, а также мотивации учащихся к прогнозированию дальнейшего профессионального и карьерного развития;
  • Для самопознания, самоопределения, развития способностей и навыков;
  • Для выбора успешной профессиональной траектории и наиболее подходящего типа компании;
  • Для планирования и построения своей карьеры;
  • Для решения вопросов смены профиля обучения и деятельности, получения дополнительного образования и повышения квалификации в выбранном направлении образования;
  • Для содействия в трудоустройстве и профессиональном продвижении студентов и выпускников ВУЗов и ССУЗов;
  • Для способствования личностному и профессиональному росту молодых специалистов и осуществления эффективного взаимодействия между ними и компаниями-работодателями;
  • Для оценки профессионально важных качеств студентов и выпускников ВУЗов и ССУЗов и ориентации их на те деловые позиции (должности) и отрасли, где они будут наиболее востребованы, успешны, смогут максимально эффективно использовать полученные знания и раскрыть свой потенциал.

Базовая классификация профессий

Любая профессия по каждому из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации — и соответствующие им типы профессий.

Предмет труда Природа Техника Человек Знак Художественный образ
Условия труда Бытовые На открытом воздухе Необычные C повышенной моральной ответственностью
Средства труда Ручные Машины Автоматизированные Функциональные
Цели труда Гностические Преобразующие Изыскательские

1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

В действительности, это — очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело — таких предметов, характеризующих профессию может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

«ЧЕЛОВЕК — ПРИРОДА»

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа «человек-природа» можно выделить профессии, предмет труда которых:

  • растительные организмы,
  • животные организмы,
  • микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов — растения и их среда существования.

C другой стороны, при выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

«ЧЕЛОBЕК — ТЕХНИКА»

Здесь главный, ведущий предмет труда — технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания — область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа «человек-техника» можно выделить:

  • профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
  • профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.
  • профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
  • профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
  • профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
  • профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
  • профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

«ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК»

Здесь главный, ведущий предмет труда — люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

  • профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
  • профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
  • профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
  • профессии, связанные с информационным обслуживанием;
  • профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
  • профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

  • устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
  • потребность в общении,
  • способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
  • умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
  • умение находить общий язык с разными людьми.

«ЧЕЛОВЕК — ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ»

Здесь главный, ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Профессии типа «человек — знаковые системы» включают:

  • профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
  • профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
  • профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

«ЧЕЛОВЕК — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Здесь главный, ведущий предмет труда — художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа «человек-художественный образ» включают:

  • профессии, связанные с изобразительной деятельностью,
  • профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
  • профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,
  • профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий типа «человек-художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий

  • Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).
  • Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном).
  • Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).
  • Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ).

3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела

  • Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).
  • Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).
  • Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).
  • Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).

4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий

  • Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
  • Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
  • Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Пример формулы профессии: Юрист

Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), ….Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации).

Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), ….бытовые (иногда — если это юрист-следователь, милиционер — то на открытом воздухе).

Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика),….иногда — автоматизированные (компьютер).

Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента — сортировать, классифицировать), …..Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).

Конечно, Ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов — Вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения Вами тех или иных средств труда, предмета — в будущей профессиональной деятельности.

Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий — задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления Вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов. Подобные услуги Вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда Ваш выбор профессии будет действительно осознанным — Вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ Вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера — за необычные условия, а физика-теоретика — за изыскательские цели).

Резюме

Итак, как же правильно выбрать будущую профессию и какие тесты в этом помогут? Давайте пройдемся по основным моментам, на которые стоит обратить внимание.

Начинать поиск профессионального пути нужно с понимания себя. Кто вы есть? Каковы ваши сильные и слабые стороны, цели в жизни? В Интернете есть много полезных тестов, которые помогут ответить на эти вопросы. Пройдите, например, тест на тип личности по Майерс-Бриггс.

Полезным будет также выполнить следующее:

  1. Возьмите лист бумаги и разделите его на 3 колонки: «быть», «делать», «иметь».
  2. В третей колонке напишите, чем бы вы хотели заниматься в идеале и какие у вас цели (признание, высокий доход, расширение связей). Во второй колонке перечислите навыки, которые у вас есть.
  3. Теперь перечитайте вторую колонку и определитесь, какая профессия соответствует вашим умениям. Напишите варианты в графе «быть», даже те, что кажутся вам совсем неправдоподобными.
  4. Теперь здраво оцените свои возможности и вычеркните то, что вам совсем не подходит. Оставшиеся варианты – наиболее подходящие для вас профессии .

Ваша задача понять, что именно вам мешает принять решение. Не нужно идти на поводу мнения или моды, оцените свои мотивацию, желания и предпочтения. А если причина сомнений в отсутствии необходимой информации, так этот вопрос решается просто: почитайте соответствующую литературу, посмотрите ролики в Интернете об интересующей профессии, пообщайтесь с уже состоявшимся профессионалом в этой области, найдите способ попрактиковаться, чтобы «вживую» оценить все «за» и «против».

Интересную подборку книг, которые помогут определиться с профессией и ответить себе на вопрос, занимаетесь ли вы делом своей жизни, предлагает издательство «МИФ». Посмотреть ее можно здесь.

Идеально, если вы будете рассматривать не одну область, а сразу несколько, ведь так вы лучше поймете, что действительно вам подходит. Попробуйте начать изучать азы профессий самостоятельно. А если вы сомневаетесь, что справитесь с изучением большого объема информации и освоением разнообразных тем, рекомендуем заглянуть на нашу онлайн-программу «Лучшие техники самообразования», где вы научитесь применять различные техники и модели самообразования и убедитесь, что обучение может быть увлекательным и эффективным одновременно.

Если вы не уверены, правильно ли выбрана профессия, обратитесь за помощью к карьерному консультанту и пройдите профессиональную ориентацию.

А вот и обещанные полезные ссылки, которые помогут сделать правильный выбор:

  1. Профориентация онлайн от сайта hh.ru.
  2. Опросник Голланда на определение профессионального типа личности.
  3. Дифференциально-диагностический опросник Климова.
  4. Выбор профессии по объекту труда и действию с ним. Методика ПрофГида.
  5. Тест на профориентацию от WhyEducation.
  6. Тест на профориентацию «Карта интересов».

Выбор профессии – это важный шаг, ведь от него зависит ваше будущее. Конечно, нельзя гарантировать, что вы сможете определиться с направлением раз и навсегда и это дело станет делом всей жизни, ведь реалии современного мира обязывают подстраиваться под изменения и находить для себя лучшие варианты, что касается и профессии в том числе.

Но если сделать свой выбор осознанно, можно обеспечить себя счастьем заниматься любимым делом, приносящим достойный доход, хотя бы на ближайшие несколько лет.

Желаем успехов и предлагаем пройти небольшой опрос:

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Профессии будущего: как подготовиться к изменениям
  • На кого пойти учиться?
  • Причины для создания собственного сайта
  • Методы профориентации
  • Профориентация: осознанный выбор будущей профессии
  • Профессия программист: кодер или создатель?
  • Профессия юрист: призвание быть честным
  • Теория Холланда о шести типах личности
  • Русский язык: репетитор или онлайн-занятия?
  • Выбор профессии по методу MPS

Ключевые слова:1LLL, 1Самопознание

Отношение к выбору профессии как к неизменному

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор професии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей…

Какие вопросы помогает решить профориентация?

Каждому возрастному этапу соответствуют определенные задачи в области самоопределения, решить которые помогает профориентационное тестирование и последующая совместная консультация психолога с ребенком и его родителями

Для учащихся 5-7 классов (тестовый комплекс «Профнавигатор»):

Прислушиваясь к советам родителей и знакомых, возьмите ответственность за выбор профессии на себя

Не стремитесь делать выбор за подростка, но и не отказывайте ему в поддержке, когда он просит

  • определить виды деятельности, которые могут заинтересовать ребенка, стать основой будущей профессии;
  • узнать про неочевидные родителям особенности характера и мышления ребенка;
  • выявить, в чем причина трудностей обучения в школе, если они есть;
  • найти пути устранения существующих трудностей;
  • выбрать кружки и секции для дополнительного развития ребенка;
  • найти ресурсы (силы, время, мотивацию) для дальнейшего планомерного развития.

Для школьников 8-9 классов (тестовые комплексы «Профоринетатор», «Профмастер»):

  • выбрать предметы для сдачи ОГЭ;
  • определиться с профилем класса для дальнейшего обучения или выбрать для поступления определенную школу с углубленным изучением ряда предметов;
  • наметить профессиональные области, в которых в дальнейшем удастся добиться большего успеха;
  • решить, нужно ли идти в колледж или остаться в школе и планировать поступление в вуз;
  • выбрать учебные заведения, в которых можно получить среднее профессиональное образование или рабочую профессию.

Для школьников 10-11 классов (тестовый комплекс «Профориентатор»):

Не стремитесь получить сразу высокооплачиваемую должность, стремитесь добиться мастерства

Принести счастья и доход в будущем могут не только модные, высокооплачиваемые профеcсии

  • определиться с выбором будущей специальности – сделать первый серьезный шаг во взрослую жизнь;
  • выбрать необходимые предметы для усиленной подготовки к ЕГЭ, наметить план подготовки, возможно, с помощью занятий в организациях дополнительного образования;
  • наметить список колледжей или вузов (факультетов), куда следует подавать документы для поступления;
  • заранее разработать траекторию профессионального обучения под конкретную наиболее подходящую профессию (например, сдать международный экзамен по иностранному языку или освоить второй иностранный язык, получить базовую художественную подготовку для участия в творческих испытаниях и т.д.).

Бытующие мнения о престижности профессии

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии дожна учитываться — но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) «модной», но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполненю основных рабочих функций…

Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать)

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.

Чувство группы, ориентация на сверстников — очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа «Я» и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей — и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он — рискованый человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика — это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне «комплекта»). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира — спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены — они не все такие.

Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьнгых предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

Что влияет на выбор школьника

Советы умудренных опытом людей — это хорошо. Однако не тогда, когда они идут в разрез с желаниями и способностями самих подростков. Так, родители обычно советуют поступать в тот или иной ВУЗ по следующим соображениям:

  1. Образование, которое оно дает, престижно.
  2. Будущая профессия позволит хорошо зарабатывать и гордиться занимаемой должностью.
  3. Работать можно будет в чистых, комфортных условиях.
  4. Родители сами работают в этой сфере и хорошо ее знают.
  5. Небольшой конкурс в ВУЗ позволит гарантированно поступить даже при наличии не самых высоких отметок.

Заметьте, о способностях, желаниях учащегося и востребованности профессии никто даже не заикается!

Четвертый пункт в списке («родители сами работают в этой сфере и хорошо ее знают») зачастую становится причиной образования целых семейных династий врачей, адвокатов и пр. По статистике, 44% сыновей медиков и 28% отпрысков адвокатов идут по стопам родителей.

Вопрос о самоопределении в этих семьях практически не поднимается. «Твой отец — такой уважаемый доктор. Разве можно пойти учиться не в медицинский ВУЗ?!» При этом у сына «уважаемого доктора» может не быть ни способностей, ни стремления лечить людей.

Еще хуже, если выбор ВУЗа определяется наличием в нем бюджетных мест или небольшого конкурса. Тут абитуриент просто слепо идет туда, куда удается «впихнуться». Ни о какой профессиональной самореализации в будущем при таком факторе выбора даже говорить не приходится.

Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов — активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Тест по соционике

Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.

Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.

Опросник Голланда

Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.

Методика Климова

Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости. Ответив на 20 вопросов теста, испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).

С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.

Матрица выбора профессии

Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]