Арт-терапия для детей: увлекательные техники
Состояние психического здоровья детей и подростков сегодня является важной задачей не только для родителей, но и для педагогического сообщества. Здоровый ребенок — это, прежде всего, творческий, жизнерадостный, открытый и познающий себя и окружающий мир человек. Расскажем про несколько видов и увлекательных техник арт-терапии, которые отлично подойдут как маленьким детям, так и подросткам.
Классическая арт-терапия первоначально включала в себя такие виды визуального искусства, как живопись, лепку, фотографию, графику. Однако в современном мире появляются новые виды творчества и самовыражения. Сейчас популярны библиотерапия, драматерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, видео- и аудиотерапия, маскотерапия, песочная терапия и многое другое. Мы остановимся на наиболее доступных и популярных видах творческой терапии.
Простые советы
- Не забывайте, что арт-терапия — это творческий процесс. Главное — получение удовольствия, а не результат.
- Позвольте вашему ребенку самому выбрать методику и материалы для арт-терапии. Как показывает практика, младшие дети чаще выбирают песок, а школьники — гуашь.
- Дети не должны испытывать затруднений во время творческого процесса. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Изотерапия
Самый популярный вид арт-терапии — это рисование. Для него подойдут самые разнообразные виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, кисти разных размеров и жесткости, пластилин и т.д. Существует несколько техник рисовательной терапии.
- Марания
— это рисунки, выполненные в абстрактной манере, не имеющей никаких правил: рисуем так, как хотим. Марания по внешнему виду порой выглядит как деструктивные действия с красками, мелками, карандашами или пластилином. Однако игровая форма такого формата позволяет ребенку удовлетворить деструктивные влечения.
- Монотипия
— это базовая графическая техника. На гладкой поверхности — стекле, пластмассовой доске, пленке — делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении.
- Рисование на стекле.
Вам понадобится гладкая стеклянная поверхность и краски (подойдут окно, стеклянный стол или зеркало). Детей увлекает сам процесс рисования: краска скользит мягко, ее можно размазывать и кистью и пальцами, так как она не впитывается в стеклянную поверхность и долго не высыхает. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности.
- Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами.
При помощи листьев, суховея, сыпучих материалов и клея ПВА создаются различные рисунки. На лист бумаги клеем наносится изображение. Затем сверху рассыпается материал, предварительно измельченный или растертый. Лишние, не приклеившиеся частички, стряхиваются. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, она способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
- Рисование пальцами, ладонями, другими частями тела
— это своеобразная игра с красками и новыми тактильными ощущениями, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются через отпечатки на бумаге. Способ очень ценится детскими психологами.
Для более взрослых детей подойдут такие виды изотерапии, как рисование жидким акрилом или в технике алкогольных чернил.
- Жидкий акрил или «Fluid Art»
— это современный вид творчества, чья главная особенность заключается в том, что человеку не нужно иметь какие-либо навыки рисования, чтобы создать произведение искусства. В процессе задействованы такие чувства, как интуиция и креативность, а техника исполнения настолько проста, что новички учатся ей сразу. Рисование жидким акрилом можно порекомендовать тем, кто любит экспериментировать, любит абстрактные картины, мечтает научиться рисовать с нуля и нуждается в релаксации.
- Алкогольные (спиртовые) чернила
— это техника рисования специальными чернилами путем раздувания их феном по поверхности. Создание картин в этой технике похоже на создание причудливых узоров и форм в виде волнообразных геометрических фигур, а переливы краски создаются фактически сами собой. Все, что нужно художнику, — нанести краситель и проявить фантазию.
Цветной мир. Пособие для детей 5-6 лет.
Данное пособие входит в УМК «Ступеньки к школе», в котором представлена уникальная система развития школьно — значимых функций и подготовки детей к школе. Задания данного пособия позволят дошкольнику получить более полное представление о цветах и их сочетаниях, познакомят с приемами смешивания цветов, а также потренируют в нахождении геометрических фигур в сложном рисунке. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2014 г.). Текст в пособии предназначен для чтения взрослыми детям.
Купить
Песочная терапия
Кто из нас с вами не играл в детстве в песочнице? Детям полезно лепить фигурки из песка, ведь именно так можно развить мышление, фантазию и, что немаловажно, мелкую моторику пальцев. Кроме того в процессе работы с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность.
Работу с песком можно использовать как одному, так и в группе, если песочницу разделить на несколько участков. Таким образом достигается атмосфера доверительности, целостности, налаживается взаимодействие в группе. Для занятий ребенку понадобится небольшая песочница, емкость с водой и множество различных формочек, чтобы малыш мог составив композицию на песке, описать и объяснить свое произведение искусства.
Танцевальная терапия
Эта методика позволяет раскрепостить ребенка не только физически, но и эмоционально. Здесь тело является инструментом, а движение — процессом, помогающим пережить, распознать и выразить свои чувства. В современной танцевальной терапии существуют самые разнообразные танцевальные стили. Их выбор зависит от физических и эмоциональных особенностей и предпочтений ребенка.
Танец может стать сильным терапевтическим средством, которое сможет раскрыть, развить и скорректировать не только физические, но и эмоциональные качества личности. Просто включайте любимую музыку и танцуйте вместе! Не предлагайте ребенку конкретных движений, пусть выбирает их сам.
Музыкальная терапия
На сегодняшний день различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии ребенок прослушивает различные музыкальные произведения, соответствующие определенному психологическому и эмоциональному состоянию.
При активной музыкальной терапии дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений. Они могут петь в хоре, играть на музыкальных инструментах, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Особенно действенным методом является совместная музыкотерапия, которая не только раскрепощает ребенка, но и налаживает межличностные взаимодействия между родителем и ребенком.
Коллаж
Такая модель арт-терапии подойдет абсолютно каждому вне зависимости от возраста. А в особенности тем, кто не любит рисовать. Создание коллажа при помощи различных вырезок и иллюстраций помогает детям выразить свои желания и развивает креативность. У ребенка есть возможность разобраться в той теме, которая его волнует и кажется ему важной. Коллаж учит нас понимать себя и свои желания и наглядно их демонстрировать.
Для создания коллажа понадобится большой лист бумаги и разные иллюстрации, вырезки из журналов, фотографии, этикетки, наклейки и все, что поможет образно выразить мысли. Можно определить тему заранее: твои желания, цели, чувства, настроение, мечты, наше лето, воспоминания о школе.
Мы перечислили лишь некоторые виды и техники арт-терапии. Вы можете выбрать именно те, которые подходят вашему ребенку, исходя из его увлечений и интересов. Не забывайте, что использование арт-терапии может быть творческим поиском для ребенка, а также способом социальной адаптации. Помогите ребятам познать себя и окружающий мир при помощи искусства, фантазии и игры.
Чем полезна арт-терапия
Комплексное развитие ребенка строится из многих факторов. Это и интеллектуальное развитие ребенка, и физические упражнения (например, хореография для детей). Важна морально-нравственная база, развитие лидерских качеств. Но каркасом для всего является гармоничное психическое состояние и уверенность ребенка в себе. Через творчество ребенок не только достигает этого внутреннего баланса, но и приобретает множество других полезных навыков:
- Познает себя, формирует понятие о себе, как о личности, индивидуальности;
- Безопасно и гармонично проживает сложные и деструктивные чувства;
- Учится самовыражаться;
- Развивает ощущение собственной ценности, значимости;
- Улучшает успеваемость и социализацию в коллективе;
- Учится искать ответы на свои вопросы;
- Развивает эмоциональный интеллект, учится чувствовать свои эмоции и потребности;
- Улучшает скорость мышления;
- Развивает мелкую моторику за счет работы с глиной, пластилином, кистью, пальчиковыми красками.
Через раскраски – к личной эффективности
Творчество развивает правое полушарие. Раскраски помогают улучшать интуицию и эмоциональный интеллект. Это отразится и на работе. Если хотите достичь карьерного роста, повысить продуктивность – найдите время для раскрашивания изображений.
Арт-терапевтические раскраски позволяют выразить свои чувства. Не о всех проблемах можно рассказать – иногда их проще отобразить в цвете или образе. Это способ безопасно выразить себя. Вы берете в руки карандаши, раскрашиваете изображения и с помощью оттенков передаете свое состояние. В этом и заключается исцеляющий эффект арт-терапии. Вы отделяете проблему от себя и смотрите на нее со стороны.
Рисунки очень насыщенны – они созданы профессиональными художниками. Но в выборе цвета предоставляется полная свобода. В этом и состоит метод сублимации, о котором обществу рассказал еще Фрейд. Психическая энергия перенаправляется от травмирующего переживания к творчеству. Выразив эмоциональные переживания, человек чувствует облегчение. Такие раскраски помогут избавиться от хандры, страхов, фобий. Они позволяют устранить внутренние блоки и зажимы. Впечатляющие результаты арт-терапевтические раскраски дают во время сильного стресса. Но этот метод арт-терапии хорош не только для «сражения» с проблемами. Это способ самоактуализации, позволяющий жить более полно и ярко.
Игры по арт-терапиикартотека (старшая группа) на тему
Игры по арт-терапии
Этюд «Обнималки»
Цель: снятие мышечных зажимов. Этюд может быть использован в работе с тревожными детьми.
Психолог говорит детям: «Представьте, что вы обнимаете огромного слона, бегемотика, поросенка». Дети изображают «обнималки» широко расставив руки. Затем психолог предлагает детям погладить котенка, щенка, и аккуратно взять в ладошки хомячка. Заканчивается этюд обниманием себя и других детей.
Этюд «Звёзды»
Цель: расслабление, снятие мышечных зажимов. Может быть использован в коррекционной работе с тревожными и гиперактивными детьми.
Дети под расслабляющую музыку ложатся на ковер. Психолог произносит терапевтический текст: «Закроем глаза. Сейчас я сосчитаю до пяти и мы превратимся с вами в небесные звездочки. Раз, два, три, четыре, пять — мы стали маленькими звездочками. Расставим широко ручки и ножки — представим, что это лучики, наполненные светом. Дышим ровно и глубоко. Каждый вдох наполняет нас легкостью и светом. Тревога уходит, и все проблемы покидают нас. Мы лежим на небе и нам все видно сверху, мы знаем все обо всем, нам спокойно и легко, мы никуда не спешим. Сейчас я досчитаю до пяти мы откроем глаза и превратимся опять в мальчиков и девочек. Один, два, три, четыре, пять, открываем глазки».
Упражнение «На берегу моря»
Цель: расслабление, снятие психоэмоционального напряжения. Дети ложатся на ковер. Психолог включает музыку «Шум моря» и спокойным ровным голосом говорит: «Закройте глаза, представьте, что мы лежим на берегу моря. Светит теплое солнышко, мы греемся на нем. Ручки и ножки расслаблены. По телу разливается тепло. Дует ласковый ветерок (в этот момент можно погладить каждого ребенка). Дышим спокойно и глубоко. Набираем полные легкие воздуха и выдыхаем весь воздух. Нам хорошо и спокойно. Море спокойное, а под водой плавают разноцветные сказочные рыбки. Представьте, какие они красивые: голубые, желтые, зеленые – они блестят и переливаются. А мы лежим на берегу, и все заботы и тревоги покидают нас, уплывают как рыбки. Потихоньку открываем глаза, можно потянуться, возвращаемся в нашу комнату».
Этюд «Бабочки»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, обучение детей навыкам ауторелаксации. Этюд желательно проводить в группе из не более чем 5 детей.
Психолог предлагает детям превратиться в бабочек (можно при этом коснуться каждого ребенка волшебной палочкой). Затем под спокойную расслабляющую музыку дети начинают «порхать» по комнате. Психолог сопровождает этюд терапевтическим текстом: «Мы с вами легкие бабочки, летаем по небу. Теплый ласковый ветерок тихонько поднимает нас и уносит. Сядем, закроем глаза и почувствуем, как ветерок ласково дует нам в лицо. Легонько коснемся своими пальчиками лба, щек. Почувствуем нежный ветерок. Глубоко вдохнем и выдохнем, также как ветерок. Дышим глубоко и ровно. Теплое солнышко ласкает нас своими лучиками — улыбнемся ему и откроем глаза. Покружимся по комнате и присядем обратно на коврик. Мы легкие разноцветные бабочки. Наши крылышки переливаются на солнышке. Нам легко, мы как пушинки. Потянемся высоко — высоко, и превратимся обратно в мальчиков и девочек». Психолог подходит к каждому ребенку, гладит его по голове (или прикасается к нему волшебной палочкой), превращая в мальчика или девочку.
Игра «Все, у кого»
Цель игры: формирование чувства общности у детей, формирование доброжелательного отношения друг к другу.
Дети садятся в круг на стульчики и по очереди предлагают выполнить какое-либо действие тем детям, у которых есть что-то общее. Если дети еще не знакомы с игрой, психолог первые несколько раз сам выступает в роли ведущего и дает детям задания.
Примеры: — Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение. — Пусть похлопают в ладоши все, у кого серые глаза. — Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде. — Пусть погладят себя по голове все, кто съел весь завтрак. — Пусть улыбнуться все, у кого есть собака. — Пусть скажут «гав» все, кто живет выше пятого этажа.
Игра «Назови ласковым именем»
Игра формирует у детей доброжелательное отношение друг к другу. Может быть использована в работе с тревожными, застенчивыми детьми. Дети садятся в круг. В центр выходит один ребенок — ведущий. Все остальные по очереди называют ласковые варианты его имени (или называют ласковым словом: котик, принцесса и т.п. или делают комплимент). Затем ведущий выбирает, какой ласковый вариант своего имени ему больше всего понравился.
Игра «Замри»
Формирует произвольность поведения, , вызывает положительные эмоции. Может быть использована в работе с гиперактивными детьми. Ход игры: звучит музыка, дети двигаются по комнате. Когда музыка прерывается, дети должны замереть в той позе, в которой находятся. Игра продолжается несколько раз. Постепенно время в состоянии «замри» увеличивается до 1 минуты. Игру можно проводить и без музыки, а в качестве сигналов использовать хлопок и команду «Замри!», «Отомри!»
Игра «Море и небо»
Цель игры: развитие воображения, обучение детей выражению эмоций. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой до 8 человек.
Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий спрашивает у детей о том , какая бывает погода на море. После чего дети изображают: 1) с помощью рук — море (волны, штиль, шторм); 2) с помощью лица и ладошек — небо (как солнышко светит и как оно прячется за тучки).
Затем детям раздаются листы бумаги А4, разделенные на шесть квадратов. В каждом квадрате дети должны нарисовать море с разной погодой (во время шторма, с молниями, в снег, с радугой, с торнадо, в штиль, с корабликом в хорошую погоду и т.п. по выбору детей). Затем каждый ребенок рассказывает про то, что он нарисовал и про то, какая у него любимая погода.
Этюд «Гроза».
Цель: выражение эмоций, преодоление страха. Этюд может быть использован в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Ведущий предлагает детям представить сильную грозу, как на небо набегают огромные тучи, гремит гром, становится очень темно и страшно. Дети изображают, как они боятся грозу: дрожат от страха, прижимаются друг к другу, сидя на ковре. Ведущий говорит детям, что дождь заканчивается, появляется солнышко. Дети улыбаются, потягиваются и радостно обнимаются.
Игра «Слон, жираф и крокодил».
Цель: развитие внимания, преодоление импульсивности. Игра может быть использована в коррекционной работе с гиперактивными детьми. Правила: Когда ведущий говорит: «слон», все должны широко развести руки в стороны, изображая большого слона. Когда ведущий говорит: «крокодил», все хлопают рукой об руку, изображая пасть крокодила. Когда ведущий говорит: «жираф», все вытягивают руку вверх, изображая шею жирафа. В ходе игры ведущий называет одно животное, а сам, чтобы запутать детей, показывает другое.
Игра «В осеннем лесу». Цель игры: развитие мышления, воображения, речи. Количество участников 3-7. Игра предназначена для детей от 5 лет.
Перед началом игры с детьми проводится беседа о том, как выглядит осенний лес, какими стали деревья, как животные готовятся к холодам и т.п. Затем взрослый предлагает детям задать друг другу вопросы про осенний лес, сначала используя одно прилагательное: «Кто/что в осеннем лесу …?» (например, быстрый, мокрый, старое, веселый), затем два (например: «Что в осеннем лесу высокое и могучее?»), затем три («Кто в осеннем лесу мокрый, холодный, маленький?»). Задавая вопросы, дети могут кидать друг другу мяч или передавать маленький предмет.
Игра «Кто может?»
Цель: развитие мышления, воображения, речи. Игра для детей 5-7 лет. Количество участников 4-8 человек. 1 вариант. Дети встают в круг, передают друг другу мяч и задают вопрос: «Кто может …?» (кричать, дуть, прыгать, свистеть, звонить, сопеть, топать, вертеться). Тот, кто не может придумать вопрос или ответ выбывает из круга. Побеждает тот, кто остается последним.
2 вариант. Дети встают в круг. Психолог задает детям такой же вопрос: «Кто может …?» (летать, шипеть, фыркать, хрюкать, падать). Дети по очереди отвечают на него. Тот кто не может придумать ответ пропускает очередь ответа. Тому, кто придумает больше всего ответов на один вопрос, выдается фишка. Побеждает тот, кто набирает больше всего фишек.
Игра «Что будет, если…»
Дети садятся в круг. Ведущий задает вопрос: «что будет если…» Дети отвечают на него по очереди, передавая друг другу мяч. Ответы должны быть необычными.
Примеры вопросов: «Что будет/случиться, если…?» 1. 10 лет будет идти дождь 2. с неба будут падать вместо снега сахаринки 3. вместо птиц по небу начнут летать слоны 4. на грядках начнут расти сосиски 5. люди начнут ходить задом наперед
Примеры ответов на первый вопрос: все будут плавать в подлодках, у людей вырастут хвосты, вместо птиц по небу начнут летать рыбы, самолеты перестанут летать, можно без аквариума разводить рыбок и т.п.
Упражнение «Воздушный шарик».Описание. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
Упражнение «Котенок спит».Описание. Педагог говорит «Котенок удобно ложится на ковре и засыпает. У него мерно поднимается и опускается животик: вдох – выдох. Приятно чувствовать свое дыхание, спокойное и ровное. У котенка прекрасное настроение, он дружно и весело играет с другими котятами. Хороший котенок и другие котята тоже хорошие. Котенок отдохнул, он слышит, как за окном кричат ребята, лает собака и т. д. Котенок потянулся, выгнул спину и встал».
Игра «Передай по кругу».Ход игры. Дети идут по кругу, передают (пантомимикой) воображаемый предмет: горячую картошку, ледышку, бабочку.
Игра «Солнце».Цель: активизировать детей, создать положительное настроение.Ход игры. Дети сидят за партами. Учитель произносит слово «солнце», и дети медленно встают со своих мест, поднимают руки вверх, разводят их в стороны («лучики») и улыбаются друг другу.
Упражнение на расслабление «Жираф».Закрой глаза, сделай вдох и расслабься. Положи подбородок на грудь. Поверни подбородок направо, затем налево. Повтори это три раза. Теперь повращай шеей. Приподними плечи. Затем опусти их. Повтори это три раза. Затем подними каждое плечо несколько раз. Снова сядь удобно и прямо. Почувствуй, как удлинилась твоя шея, как она расслабилась. Представь себя с длинной, как у жирафа, шеей.
Игра «Кулачок».Просят участников сжать кулачок крепко-крепко. Пусть они подержат кулачок сжатым, а когда раскроют его, рука расслабится.
Игра «Волшебный сон».Взрослый дает следующую установку: «Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому приснится хороший, добрый сон. Реснички опускаются… Греет солнышко сейчас… Глазки закрываются… Ноги теплые у нас… Мы спокойно отдыхаем (2 раза), Дышится легко, ровно, глубоко… Сном волшебным засыпаем. Губы теплые и вялые, Дышится легко, ровно, глубоко… И нисколько не усталые. Наши руки отдыхают… Мы спокойно отдыхали, Ноги тоже отдыхают… Сном волшебным засыпали. Отдыхают, засыпают… (2 раза) Хорошо нам отдыхать! Шея не напряжена, а расслаблена… Но пора уже вставать! Губы чуть приоткрываются, Крепче кулачки сжимаем, Все чудесно расслабляется… (2 раза) Их повыше поднимаем. Дышится легко, ровно, глубоко… Потянуться! Улыбнуться! Напряженье улетело… Все открыть глаза и встать! И расслаблено все тело (2 раза), Будто мы лежим на травке, На зеленой мягкой травке…