Ментальные расстройства у подростков: как вовремя заметить и помочь

В детском и подростковом возрасте могут проявиться самые разные психиатрические заболевания. Их симптоматика, хоть и имеет важнейшие признаки, позволяющие диагностировать расстройство, но, все же, существенно отличается от картины, которая наблюдается у взрослых людей.

К тому же, существуют состояния, характерные именно для детского или подросткового возраста. При дальнейшем взрослении они могут исчезнуть вовсе. Но это не означает, что появление детских психических расстройств можно игнорировать.

Расстройства личности (в устаревшей терминологии – психопатии)

стойкие, возникающие в детско-подростковом возрасте и сохраняющиеся в периоде зрелости, тяжелые нарушения характера и поведения индивидуума, сопровождающиеся социальной и/или образовательной дезадаптацией. Причиной обращения к специалисту при расстройствах личности, как правило, выступают вторичные по отношению к расстройству социальной и учебной адаптации полиморфные тревожные, депрессивные и астенические реакции.

Согласно современному диагностическому руководству DSM-V, расстройства личности подразделяются в соответствии с доминирующим типом характерологических нарушений на 3 основных кластера – А, В, С.

Кластер А (параноидное, шизоидное, шизотипическое РЛ) характеризуется устойчивыми нарушениями характера с преобладанием интровертированности, эмоциональной холодности, социальной отгороженности и/или своеобразием мышления, эксцентричностью (в отдельных случаях – отчетливой чудаковатостью) поведения и хобби.

Кластер В (пограничное, истерическое, нарциссическое) с преобладанием обостренной жажды признания, демонстративности, эмоциональной неустойчивости, безответственности и недостаточности волевого контроля поведения (безрассудство, инфантильность и эгоцентризм поступков).

Кластер С (избегающее, зависимое, обсессивно-компульсивное РЛ) определяется устойчивыми нарушениями характера типа болезненной тревожности, застенчивости, несостоятельности, склонности к избеганию минимальных жизненных трудностей с зависимостью от контроля и опеки родных, и/или патологическим перфекционализмом, регламентированностью с легкостью возникновения страхов и опасений.

Для постановки диагноза расстройств личности в клинической практике используются клинические критерии, заявленные в современных диагностических руководствах (МКБ, DSM) – в частности:

  • Недостаточность адаптации имеет стойкий, жесткий и устойчивый характер
  • Выраженное расстройство или нарушение функционирования в результате неадаптивного поведения
  • Относительная стабильность и раннее начало неадаптивной поведенческий модели

Во время роста ребенок сталкивается со множеством проблем, среди которых подростковый стресс. Именно стресс становится частой причиной развития психических заболеваний среди подростков. Если во время переходного возраста не оказать ребенку должную поддержку, то все может закончится нервным заболеванием в более зрелом возрасте, которое практически не поддается лечению.

Если родители заметили резкие перемены в поведении подростка — он сменил хобби, перестал интересоваться тем, что было дорого на протяжении длительного времени, то это свидетельствует о неких проблемах.

Не стоит сразу начинать изводить ребенка вопросами о любви, проблемах в школе или с наркотиками, нужно получить консультацию подросткового психолога. О том, как определить расстройство по симптомам, как помочь ребенку пережить сложный период.

Давайте остановимся на этом подробнее.

Признаки психических расстройств у подростков

Именно в подростковом возрасте начинают формироваться многие психические заболевания, среди которых шизофрения и разного рода психозы.

Признаками таких расстройств являются следующие симптомы:

  • у ребенка появилось новое увлечение, которому он уделяет все свое время, но при этом успехов нет;
  • резко забросил старые увлечения;
  • стал плохо учиться в школе, когда ранее у него отмечались значительные успехи;
  • потерял интерес ко всему, чем ранее был увлечен.

Но эти симптомы не на все 100 % указывают на психические расстройства у подростков. Возможно, таким образом проявляется акцентуация характера, о которой поговорим в следующих разделах.

Симптоматика

Симптомы психических расстройств у подростков 12-18 лет проявляются следующими особенностями:

  • резкие смены настроения, агрессивность, конфликты с родителями, учителями и другими детьми, импульсивность, меланхолия, тревожность, противоречивость;
  • пренебрежительное отношение к взрослым;
  • излишняя критичность к себе или же, напротив, чрезмерная самоуверенность;
  • взрывная реакция на советы со стороны и критику в свой адрес;
  • чувствительность сочетается с черствостью, подросток застенчив, но в то же время сильно раздражен;
  • отказ подчиняться общепринятым правилам;
  • шизоидность;
  • отвержение какой-либо опеки.

Если вы заметили в поведении ребенка только один из пунктов, то беспокоиться не стоит, просто поговорите с ним и выясните причину перемены.

На психические расстройства подростков указывает сочетание нескольких или всех перечисленных симптомов.

Обращаться ли к специалисту?

За консультацией подросткового психолога обычно родители предпочитают не обращаться.Некоторым кажется, что стыдно вести ребенка к мозгоправу, или то, что это только усугубит ситуацию, и ребенок больше замкнется в себе, потеряет доверие к родителям и так далее.

На самом деле обратиться к специалисту необходимо.

Сегодня многие психологи работают анонимно, то есть никто в школе не узнает про обращение подростка к врачу, а он может даже не говорить своего имени.

Чтобы понять, необходимо ли в конкретном случае посетить психолога, ответьте на несколько вопросов:

  1. Выше описаны признаки психических расстройств у подростков. Вспомните, насколько резко изменился ребенок. Если в семье все хорошо, нет ссор и резких перемен (развод, гибель родственника и так далее), а изменения стали заметны, то без психолога сложно обойтись. Если же ребенок плавно переключился на другие интересы или резко, но в семье при этом не все гладко, то эти симптомы могут быть акцентуацией характера или выражением (непроизвольным) внутренних переживаний.
  2. Обратите внимание на сон и аппетит подростка. Если ребенок плохо спит и отказывается от еды, то стоит посетить специалиста.
  3. Если ребенок находится в длительном депрессивном состоянии, ему ничто не интересно, появляется бред и галлюцинации, то срочно обращайтесь за помощью к профессионалу.

Здесь хочется отметить, что многие родители путают меланхолию у подростка, которая присуща для переходного возраста, с депрессией.

Если, помимо этого состояния, ребенка более ничего не тревожит (ест и спит, как и раньше, не утратил интереса к своим увлечениям и так далее), то это просто сложный возрастной порог, который хорошие родители и сами помогут пережить. Больше проводите времени со своим ребенком, разговаривайте, но не «пытайте», если какая-то тема ему не нравится, гуляйте вместе, слушайте его. При переходном возрасте помогут даже простые объятия.

Если подросток сам понимает, что с ним что-то не так, и пытается избавиться от этого состояния, вернуть жизнь в прежнее русло, то это хороший признак. Скорее всего, у него простой невроз на фоне переходного возраста, учебы, отношений с противоположным полом и тому подобное.

Если намечается серьезное психическое заболевание, то подросток будет воспринимать нового себя спокойно, и у него не будет стремления что-то исправить. Случаются специфические расстройства в образе мышления подростка, но их практически невозможно заметить непрофессиональных глазом.

Чтобы исключить или подтвердить психическое расстройство у подростка, ведущее к серьезному заболеванию, рекомендуется все же проконсультироваться у психолога.

Если специалист не увидит тревожных сигналов, то со спокойной душой и с несколькими советами от профессионала можете отправляться домой. Если же тревожные сигналы будут обнаружены, то врач поможет скорректировать обстановку дома, проведя беседы с родителями и прочими членами семьи.

Также специалист поможет ребенку научиться находиться в школе и других общественных местах с минимальными психотравмирующими моментами.

Предлагаем рассмотреть вопрос о том, какие психические расстройства у подростков бывают чаще всего.

Акцентуация характера и психопатия

Понять, что происходит с подростком — акцентуация характера или психопатия, может только профессиональный психолог, практикующий работу именно с детьми и подростками, так как грань между понятиями очень тонкая.

Во время акцентуации начинают явно заостряться некоторые черты характера, и по внешним признакам это может напоминать картину развития психопатии.

Первым делом необходимо удостовериться в нормальной социальной обстановке дома. Как правило, психопатией подростки реже страдают, если семья благополучная.

Диагноз необходимо ставить аккуратно и сообщать о нем можно только родителям и преподавателям подростка. При этом психолог должен объяснить сторонам разницу между акцентуацией характера и психопатией, чтобы случайно не поставить на подростке клеймо «псих».

Меланхолия

Когда у подростка начинается гормональная перестройка, он меняет свое поведение. Меланхоличное состояние — норма переходного возраста, и его нельзя путать с депрессией.

Первыми признаками меланхолии могут стать жалобы подростка на неспокойное душевное состояние. Он замыкается в себе на этом фоне. Могут быть и приступы агрессии, в том числе направленные на самого себя.

Молодые люди часто в таком состоянии разочаровываются в себе. В такие моменты нельзя подростка оставлять одного. Мир для него теряет краски, кажется пустым и никчемным, в таком состоянии многие думают о суициде, а некоторые и предпринимают попытки покончить жизнь самоубийством. Подростку кажется, что никому он не нужен.

Признаки меланхолии

Если вы заметили хоть половину из перечисленных признаков меланхолии, то немедленно обращайтесь к специалисту.

Симптомами являются следующие изменения:

  • ранимость, слезы даже на пустом месте;
  • смена настроения без причины;
  • самоизоляция, замыкание;
  • частые приступы агрессии из-за пустяков;
  • бессонница;
  • чрезмерный аппетит или его отсутствие;
  • снижение успеваемости в школе;
  • постоянная усталость, недомогание.

Маниакально-депрессивный психоз

Картина развития подобного психического расстройства у подростка сильно схожа с меланхолией, но уже не является нормой при переходном возрасте.

Главная опасность расстройства — преступление закона на фоне депрессии, а также не попытка суицида, а реальная его возможность.

Отличить меланхолию от маниакально-депрессивного психоза непросто.

Обратите внимание, что в первом случае у подростка часто меняется настроение, а во втором — на протяжении некоторого времени у него сохраняется маниакальное настроение, то есть он чем-то увлечен, весел, полон энергии и планов, отрыв от занятия ведет к агрессии.

Маниакальное настроение нередко меняется депрессивным — крах всех надежд, плохие воспоминания, неудовлетворенность жизнью и собой. Из такого состояния подростка очень сложно вытащить.

Если вы заметили за своим ребенком такую симптоматику, то немедленно ведите его к специалисту.

Шизофрения

Это расстройство сильно схоже с маниакально-депрессивным психозом. Совпадают все симптомы — сначала настроение маниакальное, увлеченное, а затем начинается продолжительная депрессия. Отличие есть, и оно главное — при шизофрении возможны панические атаки, бред, галлюцинации.

Подведем итог

Проблемы в подростковом возрасте — неотъемлемая часть взросления.

Если вы видите, что с ребенком что-то творится, не игнорируйте это, думая, что переходный возраст сам по себе пройдет.

Если не помочь подростку в это сложное для него время, то последствия могут быть самыми плачевными: от развития серьезного психического заболевания до суицида ребенка.

Источник

ВОЗ. Психические расстройства у детей и подростков

ВОЗ. Предотвращение самоубийств. Справочные пособия

Куда обращаться за помощью, когда срочно нужно поговорить, но трудно дойти до психолога или набрать номер телефона доверия.

Представляем подборку бесплатных служб, в которых помощь предоставляется онлайн и в которых работают специалисты и подготовленные волонтёры. Это ресурсы, на которых не страшно рассказать о трудностях.

Интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС России

Кто создал: МЧС РФ.

Сервис бесплатной психологической помощи, где можно получить однократную консультацию или зарегистрироваться и завести личный кабинет, чтобы общаться с персональным консультантом. В личном кабинете проводится психодиагностическое тестирование, консультант рекомендует упражнения, чтобы справиться с проблемой. Плюс на сайте есть раздел со статьями консультантов службы.

Телефон горячей линии: 8-499-216-50-50.

Обратиться за помощью

Помощь рядом

Кто создал: организация «Врачи детям», которая занимается поддержкой семей и защищает права детей.

Поддержка подростков и детей в трудной ситуации. На сайте проекта два раздела: для детей от 6 до 12 лет и для подростков. Они немного отличаются, но главное — возможность получить консультацию психолога в чате, написать письмо и найти телефоны, по которым можно позвонить. Чат работает с 11:00 до 23:00 по московскому времени.

У проекта есть группа в соцсети «ВКонтакте».

Обратиться за помощью

Твоя территория

Кто создал: фонд «Твоя территория», который специализируется на защите прав детей.

Ещё одна онлайн-служба помощи подросткам, где можно рассказывать обо всём, что волнует в переходном возрасте.

Консультант работает с 15:00 до 3:00 — как раз после того, как заканчиваются занятия в школе, и в то время, когда в голову лезут ненужные мысли.

У проекта тоже есть группа в соцсети «ВКонтакте».

Обратиться за помощью

Служба психологической помощи

Кто создал: государственное бюджетное учреждение «Московская служба психологической помощи населению».

Дистанционное консультирование оказывают не только для жителей Москвы. Консультации проводятся онлайн (по предварительной заявке), по электронной почте, на форуме психологической поддержки.

Обратиться за помощью

Телефон доверия

Кто создал: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

На сайте вопросы могут задавать и взрослые, и дети. Если нет сил позвонить, оставьте сообщение онлайн-консультанту, ответ придёт на почту.

Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122.

Обратиться за помощью

Я родитель

Кто создал: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Онлайн-консультации по вопросам воспитания и сложных ситуаций в отношениях с детьми. Вопросы публикуются на сайте, но консультации анонимные.

Обратиться за помощью

Читать также:

  • Консультация специалиста. Профилактика психических расстройств
  • Психическое здоровье. Как улучшить
  • Подростковая наркомания и причины наркозависимости
  • О деятельности Роспотребнадзора по предотвращению самоубийств среди детей и подростков
  • ВОЗ. Самоубийства можно предотвращать

Психосоматические расстройства (соматоформные/соматизированные и ипохондрические расстройства)

Включают в себя широкий спектр психических патологий, имитирующих заболевания соматического круга (кардиопатологии, расстройства желудочно-кишечного тракта, вегето-сосудистая дистония, длительное повышение температуры до субфебрильных значений, крапивницы и др.), и сопровождающихся устойчивой тревогой о собственном здоровье и убежденностью в органической природе страдания.

Отличительной особенностью выступают стойкие, длительные и тягостные болевые телесные ощущения, локализующиеся в определенной системе организма, не обнаруживающие по данным функциональной диагностики реальных соматических нарушений.

Вне зависимости от специфики телесных ощущений, суть психосоматических расстройств заключается в виде невротической ипохондрической реакции с фиксацией на собственной болезни, непропорциональной интенсивности восприятия болевых феноменах, ограничении жизни «поведением в болезни» (систематическое обращение к врачам; недоверие данным анализов, опровергающих наличие предполагаемого заболевания, отказ от образовательных и/или повседневных нагрузок).

К классическим вариантам соматоформных расстройств подросткового возраста относятся: синдром раздраженного кишечника, психогенный метеоризм, невроз мочевого пузыря, термоневроз, краниоалгии (головные боли напряжения), псевдоаллергии, нейрогенный псориаз.

Лечение психологических нарушений у подростков

Когда имеется психическое расстройство и симптомы у подростков распознаны, обязательно необходимо проходить лечение. Оно может быть амбулаторным или стационарным. Под круглосуточным наблюдением врачей и психологов реабилитационного центра можно оказать всестороннюю комплексную помощь, контролировать прием лекарств, проведение релаксационных процедур, различных курсов терапии.

Вы можете не переживать за своих детей, доверив их нам. Лечение строго конфиденциально, структурировано и индивидуально. Также мы оказываем платные услуги по вызову врача на дом, принудительное лечение. Мы приложим все усилия, чтобы избавить детей от психических расстройств как можно быстрее и мягче.

Аффективной патологии

К наиболее распространенному варианту аффективной патологии подросткового возраста относятся депрессивные расстройства. Острая потребность в ранней диагностике и специализированном лечении определяется высоким суицидальным риском этой группы пациентов.

В современной клинической практике депрессивное расстройство определяется как хроническое состояние подавленного настроения, сопровождающееся снижением жизненного тонуса, апатией, утомляемостью, расстройствами сна и аппетита.

На первый план в психическом статусе больных выступают подавленность, тоска с чувством тяжести в груди, апатия и тревога. Специфика варианта снижения настроения определяется клинической формой депрессивного расстройства (тревожные, апатические, тоскливые и др. депрессии). Пациенты утрачивают прежнюю живость, становятся утомляемыми, ранимыми и восприимчивыми к минимальным эмоциональным провокаторам– снижается их учебная продуктивность, появляется нехарактерная ранее плаксивость, замкнутость, склонность к болезненному самобичеванию и формированию идей собственной несостоятельности и малоценности. Отмечаются расстройства сна по типу бессонницы и трудности пробуждения. Аппетит снижается, или, в случае тревожных депрессий, видоизменяется по типу компульсивных перееданий.

Следует обязательно учитывать тот факт, что депрессии официально признаются психическим заболеванием, этиологией которого выступают нейромедиаторные расстройства, в связи с чем в обязательном порядке требуют своевременного медикаментозного лечения. Психотерапевтическая коррекция в лечении депрессивных расстройств выступает в качестве значимого, однако, в большей мере вспомогательного инструмента, и не может выступать равноценной заменой психофармакотерапии. Игнорирование необходимости приема специализированных медикаментозных препаратов чревато нарастанием тяжести депрессивных симптомов и увеличением суицидального риска.

Почему дети подвержены психическим отклонениям

Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

  • генетические;
  • биологические;
  • социопсихические;
  • психологические.

Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к психическим расстройствам. К другим причинам относятся:

  • проблемы с интеллектом (олигофрения и(иже) с ней);
  • органические поражения мозга;
  • несовместимость темперамента малыша и родителя;
  • семейные разлады;
  • конфликты между родителями;
  • события, которые оставили психологическую травму;
  • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
  • высокая температура, которая может вызвать галлюцинации или бредовое расстройство;
  • нейроинфекции.

На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие церебральной недостаточности, которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

Группы риска

Таким образом, в зоне риска находятся дети:

  • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
  • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
  • перенесшие нейроинфекции;
  • перенесшие психологическую травму;
  • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.

Поведенческие расстройства

подросткового возраста отличаются особой вариативностью и полиморфизмом проявлений. Наиболее распространенным вариантом ПР, в особенности дезадаптирующий подростков на социальном и образовательном уровне, выступает так называемый гебоидный синдром, характеризующийся болезненным заострением и искажением эмоционально-волевых особенностей личности, свойственных пубертатному возрасту (патологический пубертатный криз).

Клиническая картина гебоидного синдрома определяется грубыми расстройствами поведения, несоответствующими врожденному характеру подростка, с появлением грубости, враждебности, нетерпимости, склонности к асоциальным и антисоциальным поступкам, выраженным расторможением и извращением примитивных влечений (сексуальная раскрепощенность, алкоголизм, наркомания и т.д), утратой или ослаблением высших нравственных установок (утрата табу, социальной дистанции, извращение понимания границ добра и зла).

Гебоидный синдром приоритетно встречается в инициальном или манифестном периодах шизофрении и расстройства шизофренического спектра, вследствие чего требует обязательного наблюдения и лечения у врача психиатра.

Пограничная психопатология

Для начала я хотел бы поговорить о пограничной психопатологии, которая часто не требует какой-либо активной психиатрической помощи, каких-либо лекарственных вмешательств или госпитализации.

В этом случае мы говорим о расстройствах поведения

, когда те самые бурные эмоции в поведении, когда тот самый оппортунизм превращают человека в колючее создание, категорически отказывающееся обсуждать какие-то вопросы мирным путем, выступающим войной против всех.

В таких ситуациях мы говорим о расстройствах личности, и это диагностическая категория, которая есть в классификации болезней. Тем не менее, мы всё-таки не считаем это заболеванием, поскольку это состояние характера.

Характер – это не болезнь

, характер это то, что дано человеку природой от рождения. Это то, что так или иначе, формируется. И это как раз завершающая фаза формирования характера, тот самый пубертатный возраст, о котором мы сейчас говорим. И этот пубертатный возраст, который длится приблизительно с 11 до 17 лет, является определяющим возрастом в окончательном становлении характерологических черт.

После 17 лет тот характер, который сформировался, уже останется неизменным, и все его плюсы и минусы, положительные и отрицательные, сильные и слабые стороны, какими сформируются к этому времени, такими и останутся до конца жизни.

Я об этом говорю специально, дабы акцентировать внимание близких, родственников и прежде всего родителей на значимости каждого психологического нюанса, связанного с воспитанием, или нюанса, связанного с отношением к проблемам подростка в его дальнейшей жизни.

То, что для нас взрослых кажется неважным, незначимым или малозначимым, или как нам кажется довольно удачным педагогическим ходом, для подростка может оказаться событием с фатальными последствиями.

Факты о пубертатном периоде

Половым созреванием называют период физиологических изменений, характеризующихся подготовкой организма к выполнению репродуктивной функции. В более широком понимании пубертатом можно назвать взросление, поскольку именно на этот период приходится закладывание фундамента личности человека. Процессы физиологических и психологических изменений происходят параллельно из-за влияния гормонов и реакции подростка на собственное состояние. В среднем пубертат может начинаться в 11-13 лет и заканчиваться в 18-19 лет. У девочек половое созревание обычно начинается раньше.
Главными регуляторами физиологических перестроек являются половые железы – яичники у женщин и семенники у мужчин. Эти органы выделяют в кровь гормоны, контролирующие развитие опорно-двигательного аппарата, половых органов и других анатомических структур. Влияние гормонов на центральную нервную систему обусловлено изменением баланса нейромедиаторов. У мужчин пубертат является единственным в жизни периодом психологической нестабильности, обусловленной эндокринными перестройками, в то время как у женщин похожие явления возникают во время беременности.

Аспекты психологических особенностей пубертата могут зависеть от следующих факторов

  1. Наследственность. Признаки, передающиеся от родителей, влияют на развитие нервной системы.
  2. Питание. Во время пубертатного периода организму требуется большое количество белков, углеводов, витаминов и минеральных веществ для развития органов, включая головной мозг.
  3. Влияние общества, включая взаимоотношение со сверстниками и родителями.

Во время пубертата возникают резкие изменения телосложения. Мальчики и девочки обращают внимание на непропорциональное развитие тела, вроде длинных конечностей, сутулости и большой головы. Все эти временные особенности влияют на самооценку человека. При этом гормональный фон лишь усиливает влияние рефлексии на психику. У некоторых подростков эти факторы приводят к формированию стойких черт личности, вроде тревожности и избегающего поведения. В связи с этим важно начать работу с психологом как можно раньше.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]