Страхи у подростков: какими бывают, и как помочь с ними справиться?


Страхи у подростков: какими бывают, и как помочь с ними справиться?

Страхи у подростков: какими бывают, и как помочь

с ними справиться?

Подростковый возраст является переходным периодом, когда меняются отношения, интересы, увлечения, происходит становление мировоззрения. Трансформацию претерпевает и самооценка личности, а также межличностные отношения в группе. Не удивительно, что такие изменения сопровождаются повышенной тревожностью, беспокойствами и страхами. Среди причин, приводящих к формированию страхов у подростков в возрасте от 11 до 16 лет, выделяют:

Биологические причины, которые связаны с особенностью нервной системой старших школьников, усилением эмоциональной чувствительности.

Социальные причины, среди которых страх быть непринятым в группе, большой возраст родителей (страх их смерти) и пр. Психоэмоциональные причины, обусловленные большим количеством запретов, конфликтными отношениями с родителями и внутри группы сверстников, психологическими травмами и т. д.

Скрытые формы агрессии способствуют зарождению страхов, среди этих форм можно отметить раздражение, вину, подозрительность. Подростковый страх отличается от фобий, которые обуревают детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отличительной чертой является увеличение числа социальных страхов и уменьшением фобий.

Природные фобии: смерти, темноты, болезни

1. Смерти. Все психологи сходятся во мнении, что ведущим страхом, возникающим у подростков, является страх смерти родителей. Причем уже в младшем школьном возрасте опасения за жизнь матери и отца начинают превалировать над страхом собственной смерти. Узнать о терзаемых подростка скрытых чувствах родителям очень сложно. Дело в том, что в этом возрасте они не пытаются избавиться от страхов, а стараются их скрыть. А попытки самостоятельно преодолеть страх собственной смерти часто заканчиваются плачевно. Дети неоправданно рискуют собственной жизнью, пытаясь контролировать это чувство.

2. Болезни. Нередко опасаясь гибели как собственной, так и близкого человека, подросток начинает испытывать страх болезни. Если это состояние приобретает характер фобии, то необходимо обращаться за помощью к психологу, так как может угрожать реальными проблемами со здоровьем. Подросток может начать: испытывать приступы паники; страдать от учащенного сердцебиения; падать в обмороки.

3. Темноты. К природным страхам, часто возникающим в подростковом возрасте, можно отнести страх темноты. Его причины кроются несколько глубже, чем в детском возрасте. Это могут быть: конфликты с родителями и сверстниками; безответная любовь; увлечение компьютерными играми или фильмами ужасов. Все эти факторы являются провоцирующими стресс и появление боязни находиться в темном помещении.

4. Ночные страхи также могут мучить подростка. Преобладают они преимущественно в младшем подростковом возрасте, то есть до достижения ребенком 12-13 лет. Чаще им подвержены девочки, чем мальчики. Свое выражение эти страхи находят в эпизодических приступах ужаса и крика, когда подросток чрезмерно возбужден.

К социальным страхам относят те, которые касаются общественной жизни и всего, что с ней связано. Часто подростки испытывают тревогу и страх публичного выступления, в частности, ответа у доски. Помимо того, что на ребенка будет направлено множество взглядов, так еще ему придется демонстрировать свои знания. Опасения возникают небезосновательно, сказывается многое: чувство престижа; стремление к авторитету (как перед одноклассниками, так и перед родителями); усилия, затраченные на подготовку. В итоге боязнь неудачно ответить приводит к ухудшению успеваемости. Причем контрольные работы и домашние задания выполняются на «отлично», а ответы у доски часто бывают лишь «удовлетворительными».

Социальный подростковый страх – это боязнь общения. Его ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, ведь именно контактны со сверстниками в подростковом возрасте являются доминирующим видом деятельности. Застенчивый ребенок оказывается в весьма невыгодной ситуации, что сказывается на его развитии. Причин этого страха может быть несколько: негативный опыт; неуверенность в себе; недовольство внешним видом; неудовлетворение материальным достатком в семье. Но случается, что этот страх не имеет рациональной почвы и попросту является фобией, идущей из детства. Как побороть подростковый страх. Для того чтобы побороть страхи, преследующие подростка, нужно их распознать. Внимательным родителям и педагогам сделать это не составит труда.

Избавиться от социальных страхов помогут следующие рекомендации:

Контакт «глаза в глаза». Важно научить ребенка не бояться обмениваться взглядами. Достичь этого можно, поощряя разговор следующими фразами: «Взгляни на меня», «Посмотри мне в глаза», «Хочу увидеть твои глаза». Это закрепит у подростка умение налаживать зрительные контакты, что сделает его общение с другими людьми легче.

Необходимо разъяснить подростку, как следует начинать и завершать разговор. Важно проговаривать и проигрывать различные социальные ситуации. Возможно, это будет преподнесено в шутливой форме, в виде игры.

Необходимо создавать условия для завязывания дружбы между детьми.

Школьные страхи преодолимы, и помочь в этом могут следующие упражнения:

Визуализация страха. Это упражнение работает у подростков, не хуже чем в детском возрасте. Воображение, реализуемое в форме рисования предмета своего страха на бумаге, дает возможность преодолеть боязнь. Завершение упражнения – ликвидация рисунка путем сожжения, сминания листа, разрезания и т.п.

Имплозия. Основывается на том, что страх искусственно усиливается, но при этом подростку предоставляется дополнительная защита. Например, если ребенок боится публичной демонстрации своих знаний, пускай он обязательно ответит у доски, но в присутствии родителей. Рассказ о своих тревогах. При этом важно добраться до сути страха, выяснить самые, казалось бы, незначительные детали. Возможно, после разговора со взрослым, страх обернется в шутку.

СОВЕТЫ:

Переключение на другую деятельность. Нужно постараться отвлечь подростка от его страха, занять чем-то новым, увлекательным и интересным. Процесс засыпания превратился в пытку? Узнай, как избавиться от страха не заснуть.

Страхи у подростка – это явление, с которым можно и нужно уметь справляться. Помочь родителям, совместно с ребенком преодолеть страхи, в состоянии следующие советы психологов:

  1. пересмотр ценностей и приоритетов;
  2. наблюдение за окружающими людьми;
  3. расслабление, как мысленное, так и физическое; доскональное изучение объекта страха;
  4. адекватная оценка собственной личности;
  5. признание прав подростка, в частности: на личное мнение, на позицию в семье, на частную жизнь.

Проблемы подросткового возраста многогранны, в том числе, имеют свое место и страхи. Родителям важно уметь распознавать тревоги и опасения, которые мучают их подросших детей. Это даст возможность совместно преодолеть имеющиеся страхи, а личности – гармонично развиваться.

Педагог – психолог Осипова Г.И.

Рекомендации родителям предупреждения тревожности у подростков (Исмаилова М.К. педагог-психолог)

Рекомендации родителям предупреждения тревожности у подростков.

педагог-психолог Исмаилова М.К.

Наиболее правильным подходом по предупреждению тревожности у подростков является работа в двух направлениях: с самим ребенком и с его окружением.

Рекомендации родителям.

При неправильном построении своего общения с ребенком, родитель может даже способствовать развитию у него тревожности. Зачастую родители склонны предъявлять ребенку требования, с которыми он не может справиться. Потерпев неудачу, подросток начинает чувствовать, что он хуже других, теряется уверенность в своих силах.

В первую очередь, родителям нужно каждый день отмечать успехи своего ребенка, рассказывать о них другим членам семьи. Кроме того, необходимо не использовать слова унижающие ребенка. Иными словами, не стоит требовать от ребенка извинений за поступок, а лучше попросить его объяснить, почему он так поступил.

Полезным является снижение количества замечаний. Чтобы понять, что некоторые замечания излишни, можно записывать их в течение дня, а вечером перечитать. Станет очевидно, что многие из них можно было и не делать: они не принесли никакой пользы или вовсе навредили ребенку. В целях профилактики важно больше разговаривать со своим ребенком, помогать ему выражать свои эмоции, чувства и мысли словами. Родители, чьи дети имеют повышенную тревожность, зачастую сами испытывают мышечное напряжение. В связи с этим, упражнения на релаксацию также полезны и для них.

Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности.

Главная цель при работе с подростком не избавить его от тревоги, а научить разбираться в причинах своих переживаний, не впадать в отчаяние в сложных ситуациях, находить пути решения задач, которые будет ставить перед ним жизнь.

Рекомендации подростку.

  1. «Настройка на определенное эмоциональное состояние». Ученику необходимо мысленно установить связь между тревожным эмоциональным состоянием и какой-либо мелодией, цветом и др.; наоборот, спокойное, расслабленное состояние связать с другой мелодией, цветом или пейзажем, и таким же образом уверенное, «побеждающее» настроение. Испытывая волнение нужно вспомнить первое, после этого, затем перейти к третьему, повторяя последнее несколько раз.
  2. «Приятное воспоминание». Подросток представляет ситуацию, в которой он чувствовал себя спокойно и расслаблено, стараясь как можно более детально и ярко вспомнить все свои ощущения.
  3. «Применение роли». Попав в трудную ситуацию, школьнику предлагается ярко и точно представить себе образ для подражания, затем примерить на себя эту роль и действовать в этом образе. (Данный прием более эффективен для юношей).
  4. «Контроль голоса и жестов». Уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, повышать уверенность. Необходима тренировка перед зеркалом и «зрителями».
  5. «Дыхание». Правильное дыхание способствует снятию напряжения, например, можно делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; испытывая сильное напряжение – сделать глубокий выдох вдвое длиннее или сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.

Данные приемы оказываются наиболее эффективными для учащихся, испытывающих так называемую «ситуативную тревогу».

Почему дети испытывают тревогу?

Дети постоянно сталкиваются с чем-то новым, и это может внушать им беспокойство. Данный процесс совершенно нормален до тех пор, пока эта тревога не становится постоянной. Если дети со страхом реагируют на всё новое и склонны к всевозможным переживаниям, это может говорить о хронической тревожности.

Часто у тревожных детей возникают проблемы с тем, чтобы замечать мысли, которые их беспокоят. Для этого им нужна помощь и поддержка родителей — дети учатся преодолевать тревожные моменты благодаря тому, как вы их тренируете. И в будущем, сталкиваясь с непростыми ситуациями, они будут чувствовать себя более уверенными.

Бывает, что родители, предвосхищая страхи ребёнка, пытаются оградить его от них. Когда дети страдают хронической тревожностью, родители могут попасть в отрицательный цикл и только усугубить проблему. Поэтому вести себя в таком случае стоит очень осторожно и внимательно.

Как помочь ребёнку справиться с состоянием тревожности?


Цель не в том, чтобы избавиться от беспокойства, а в том, чтобы помочь ребенку справиться с ним

Конечно, никто не хочет, чтобы ребёнок был несчастным, но лучший способ помочь детям преодолеть тревогу — не пытаться удалить стрессоры, которые её вызывают, а освоить, как справляться с ними. Это поможет детям научиться терпеть чувство беспокойства и действовать вне зависимости от него — так, тревога со временем уменьшится или вовсе исчезнет.

Не избегайте вещей только потому, что они вызывают у ребёнка беспокойство

Если вы помогаете детям избегать того, что их тревожит, это поможет им почувствовать себя лучше, но только в краткосрочной перспективе. В долгосрочной тревога только усилится. Если ребёнок в неудобной ситуации расстраивается, начинает плакать — не для того, чтобы манипулировать, а просто потому, что он так себя чувствует — нужно не избавлять его от стрессовых ситуаций, а помочь справиться с ними, чтобы избежать повторения.

Выражайте позитивные, но реалистичные ожидания

Важно объяснять ребёнку, что его ожидания вполне реалистичные — например, провалить контрольную, оказаться объектом насмешек или не полюбить учёбу в школе. При этом стоит выразить уверенность, что с ним всё будет в порядке, он сможет справиться с этим. Так ребёнок будет готов к любой ситуации, и, к тому же, он будет понимать, что ожидания его родителей не связаны с тем, с чем он точно не сможет справиться.

Уважайте его чувства, но не наделяйте их решающей силой

Если ребёнок боится идти к врачу и делать укол, очень важно не преуменьшать его страхи, но и не усиливать их ещё больше. Если вы хотите поучаствовать, помогите ему понять, о чём именно он беспокоится, и побудите противостоять своим страхам. Для многих детей очень важно знать, что родитель рядом и поможет им пройти через страшные моменты в их жизни.

Не задавайте наводящих вопросов

Поощряйте ребёнка рассказывать о своих чувствах, но старайтесь не задавать наводящие вопросы. Чтобы не подпитывать цикл беспокойства, просто задавайте открытые вопросы, иначе в голове будет бурлить ещё больше мыслей и тревог.

Не подкрепляйте страхи ребёнка

Если у ребёнка был негативный опыт общения с собакой или неудачный поход на каток, очень важно, чтобы родители не вмешивались и не вынуждали детей снова взаимодействовать с чем-то пугающим и не подталкивали их к определённому решению.

Призывайте ребёнка привыкать к своей тревоге

Дайте ребёнку понять, что вы цените труд, который требуется, чтобы справиться с тревогой. Со временем это чувство будет снижаться, если дети продолжат контактировать с источником стресса. Возможно, тревожность так и не исчезнет насовсем, но именно так преодолеваются страхи.

Старайтесь сделать так, чтобы период стрессового ожидания был коротким

Когда мы чего-то боимся, труднее всего ощущается именно тот период ожидания, который предшествует самому делу. Родителям важно проследить, чтобы такие периоды были как можно более короткими — например, если ребёнок нервничает по поводу похода к врачу, не стоит обсуждать его задолго до посещения.

Обдумайте всё вместе с ребёнком

Иногда полезно поговорить о том, что произошло бы, если бы страх ребёнка сбылся — как бы он с этим справился? Так ребёнок сможет проговорить беспокоящие его вещи и объяснить, чего он действительно боится. А родитель, в свою очередь, может предложить пути решения проблемы. Для некоторых детей наличие плана может снизить неуверенность самым эффективным способом.

Постарайтесь продемонстрировать детям здоровые способы справиться с тревогой

Существует способ помочь детям справиться с тревогой, позволив им увидеть, как это делаете вы. Это будет полезно как ребёнку, так и родителям, ведь с постоянным чувством тревоги жить совсем не просто. Позвольте детям услышать или увидеть, как вы справляетесь с трудностями.

Бонус: один из рабочих лайфхаков по борьбе с тревогами.

Важно осознать, что тревожность — это своеобразный «голос в голове», и отделить его от своих собственных мыслей. Можно представить, что в голове играет расстроенный телевизор, который включает тревожные и неприятные программы. Если регулярно отлавливать его и говорить себе, что это просто фон, и к реальности и вашим собственным мыслям он отношения не имеет, со временем его станет всё проще и проще «заглушать», а то и «выключать». Будьте ментально здоровы!

И подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, там вы найдёте ещё больше полезных материалов для всей семьи.

Диагностика тревожности

Для того чтобы начать преодоление тревожности у детей, важно правильно и своевременно распознать проблему. Большая часть детей не говорят родителям о проблемах, а подростки и вовсе отрицают какие-либо неприятности. Поэтому наряду с изменениями настроения и поведения важно отмечать у ребенка внешние симптомы: ознобы или приливы жара, потливость, дрожь рук, учащение сердцебиений, затруднение дыхания, мышечное напряжение. Дети могут жаловаться на боль в груди, онемение конечностей, головную боль, головокружения или предобморочные состояния.

Для диагностики тревожности можно использовать шкалу Лавреньтевой и Титаренко, а также критерии CMAS. Они подразумевают ряд вопросов. Каждый утвердительный ответ – это 1 балл. Вопросы касаются поведения ребенка, его эмоций, общения со сверстниками, высказываний. Если после прохождения опроса набраны почти максимальные баллы (до 15-20), у ребенка повышенная тревожность. При средней суме баллов (до 7-14) степень выраженности средняя, до 6 баллов – риски низкие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]