Возрастные кризисы представляют собой закономерные изменения психики человека в зависимости от этапа развития. Они проявляются в изменении мировоззрения, характера реакции на привычные вещи и базовой линии поведения.
В каждом возрасте человек выполняет определенные социальные роли и задачи. Со сменой возраста они также меняются, что может стать причиной появления кризиса.
Л. Выготский, советский психолог, занимавшийся изучением когнитивного развития ребёнка, определил кризис как переломный пункт в нормальном течении психического развития, когда накапливаются изменения структуры личности, появляются возрастные новообразования и дают резкие сдвиги в развитии.
Л. Выготский называл новообразованием качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития. На каждом возрастном этапе он выделял центральное новообразование, характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе, и частные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности.
Также у человека меняются потребности и побуждения, которые формируют их поведение.
По Л. Выготскому, можно определить признаки «нормального детского развития» и стабильных стадий. Нормальное развитие начинается во время рождения ребенка и заканчивается в 17 лет.
Любой переходный период сопровождается стрессовой реакцией организма, на фоне которой развивается повышенная личная раздражительность от непонимания и отсутствия адаптации. Это считается нормальным течением. Но если социальная среда оказывает давление и не способствует мягкому прохождению переходного этапа, то кризис может затянуться или трансформироваться в более серьезные состояния.
Причины и факторы риска
Психиатры отмечают, что депрессия у подростков 17–18 лет может развиться как на фоне специфических возрастных изменений. К этим факторам можно отнести – кризис юности, гормональная нестабильность, психофизические и эмоциональные перегрузки – так и под влиянием тех же факторов, что вызывают депрессии в зрелом возрасте:
- травмы;
- интоксикации;
- генетическая предрасположенность;
- психотравма;
- тяжелые или хронические соматические заболевания;
- органические нарушения;
- неврозы;
- другие психические расстройства;
- стресс.
Причины стресса у школьников 17–18 лет:
- выбор вуза и поступление;
- сдача ЕГЭ;
- переезд в другой город (часто связано с дальнейшим обучением);
- конфликты в отношениях между родителями;
- страх перед новой жизнью;
- боязнь нового коллектива;
- проблемы в личной жизни (безответная любовь, болезненное расставание);
- ранняя беременность;
- недовольство собой;
- хронический недосып;
- внутренний конфликт, например самоощущение себя как взрослого человека в сочетании с осознанием зависимости от родителей, дефицита опыта и знаний для самостоятельной жизни и т.д.
В группу риска входят как мальчики, так и девочки, дети из любых семей. Особенно уязвимы подростки, у которых нет поддержки в семье или среди сверстников, а также подростки из неблагополучных семей (малообеспеченные, с деструктивным стилем воспитания, с зависимостями в семье).
Обратите внимание! У девушек-подростков депрессия встречается в два раза чаще, чем у юношей.
Кризис смысла жизни
Интересно, что многие люди в период личностного становления часто задаются вопросом о смысле жизни. Юноши и девушки пытаются понять назначение своего «я», его роль в социуме, поэтому невольно проявляют интерес к психологии, самопознанию, эзотерике. Если внутренних резервов не хватает и человек духовно беден, то он скатывается на дно. Часто молодые люди становятся алкоголиками, наркоманами, когда не могут преодолеть кризис смысла жизни. Некоторые тинэйджеры объединяются в группы, создают свои субкультуры, протестуя таким образом против обезличивания взрослой жизни. К сожалению, есть и те, кто заходит слишком далеко и решается на самоубийство. Но подобное действие – не выход из ситуации, а всего лишь проявление малодушия.
Автор: психолог Марина Александровна Байдюк
возрастной кризис воспитание дети детская психология кризис становления огда я стану взрослым психология психосоматика семья
К каким видам расстройства склонны в этом возрасте?
Чаще встречается реактивная депрессия, то есть расстройство, вызванное влиянием внешних факторов. К этим факторам можно отнести:
- переутомление;
- проблемы в семье или в отношениях со сверстниками;
- трудности в учебе;
- поиск смысла жизни.
В большинстве случаев у старших школьников депрессия протекает стерто. Это означает, что она прячется за масками других расстройств, заболеваний, проблем.
Например, родители могут бороться с агрессивностью юноши и даже не догадываться, что это маска депрессии. Апатия, ипохондрия, девиации, дезориентация – часто встречающиеся маски депрессии у подростков.
По данным исследования Н.А. Мазаевой, Н.Е. Кравченко и Е.И. Ивановой, чаще встречаются умеренные депрессивные эпизоды.
В 10% случаев им предшествует аффективная нестабильность (1–2 года). Для расстройства этого типа и в этом возрасте характерно затяжное течение (от полугода).
Важно! Депрессия в 17–18 лет хорошо поддается лечению. По данным ВОЗ, 80% подростков успешно преодолевают депрессию и не встречаются с ее последствиями или осложнениями. Однако прогноз во многом зависит от раннего начала лечения.
Неприятности для послушных
Многие молодые люди, привыкшие быть примерными детьми, учениками, после совершеннолетия практически не меняются. Они продолжают быть паиньками и аккуратно выполнять социальные требования. Им кажется, что если они будут делать всё хорошо и своевременно, то их жизнь будет лёгкой, спокойной, привычной. Как правило, такие юноши и девушки преуспевают в дальнейшей учёбе в вузах, колледжах, но при этом нередко воспринимаются однокурсниками как «ботаники» и зубрилы, которых не любят.
А вот лентяи и тусовщики, которые предпочитают учёбе весёлые вечеринки, чувствуют себя в общество непринуждённо. Они оттачивают свои навыки общения на разных пати, заводят полезные связи, что позволяет им в дальнейшем стать более успешными. К сожалению, бывшие отличники быстрее ломаются, чем двоечники, когда сталкиваются с реальной жизнью лицом к лицу. Они вырабатывают навыки, которые позволяют вести себя правильно и нравиться обществу. Очень часто такие люди становятся жертвами офисных интриг, так как не умеют выкручиваться из сложных ситуаций и ставить на место зарвавшихся коллег.
Признаки эмоциональной нестабильности
Признаки и симптомы депрессии в 17–18 лет:
- раздражительность;
- рассеянность;
- невнимательность;
- сниженная работоспособность;
- неадекватные эмоциональные реакции (изоляция, крик, плач);
- болезненная реакция на критику;
- уход в себя;
- проблемы с учебой;
- чередование апатии и тревоги (первое усиливается к утро, второе – к вечеру);
- перепады настроения;
- изменение аппетита;
- утрата интереса к прежним увлечениям;
- склонность к самобичеванию (больные ругают себя за слабоволие, обвиняют в несобранности);
- склонность к аутоагрессии (самонаказание, самоповреждение);
- уход из дома;
- рискованное и опасное, асоциальное поведение.
Признак, который сложно не заметить, – равнодушие к ЕГЭ, вступительным экзаменам, учебе. От подростка можно услышать такие фразы: «Да зачем мне все это!», «Не пойду дальше учиться», «Ну, не сдам и не сдам – плевать».
Некоторые подростки испытывают чувство вины перед родителями, например, если из-за рассеянности не смогли сдать ЕГЭ на нужный балл и поступить туда, куда планировали.
Пример течения депрессии у девочки 17 лет (со слов мамы): «Лежит пластом на кровати, не ест, слушает музыку и плачет, пропускает школу, общается неохотно».
Пример обращения девушки 18 лет с подозрением на депрессию: «Раньше была душой компании, излучала позитив, все трудности переносила стойко и с юмором, увлекалась многими хобби, была разносторонней личностью.
Сломалась после измены любимого человека с лучшей подругой. Сейчас мучает тревога и проблемы со сном, не могу найти свое место в мире».
Обратите внимание! Если у младших подростков на первый план выходят соматические симптомы депрессии, то у старших подростков – психологические.
Последствия
Высокая тревожность и влияние частых стрессовых ситуаций на неокрепшую подростковую психику нередко заканчиваются печальными последствиями для здоровья. На фоне постоянных переживаний, когда ребёнок не чувствует поддержки со стороны, могут наблюдаться:
- психосоматические расстройства: повышенная или, наоборот, слишком низкая температура тела, астения, головные боли, нарушения в работе желудка, кожные высыпания;
- неврозы, психозы, обсессивно-компульсивное расстройство;
- нарушения сна, вплоть до сонного апноэ;
- панические атаки, фобии;
- склонность к истерии;
- социальная дезадаптация;
- обострение хронических заболеваний (гастрита, нейродермита, аллергии);
- алкоголизм и наркомания, игровая зависимость;
- суицид.
Возрастной кризис 17 лет осложняется часто ещё и тем, что на фоне экзаменов и поступления детей стресс испытывают сами родители. В таком состоянии им зачастую самим требуется помощь со стороны. Так что семейными консультациями у психолога пренебрегать в таких ситуациях не стоит.
Тесты для выявления
Для диагностики депрессии в 17-18 лет используйте Опросник депрессии Бека для подростков старшего школьного возраста.
Еще один тест – Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS). Подходит старшим подросткам и взрослым.
Результаты теста нельзя использовать как основу для постановки диагноза.
Однако если методика определила наличие расстройства, то это еще один повод как можно скорее обратиться к клиническому психологу.
Послесловие
Социальная ситуация развития юности – активный поиск себя и своего места в жизни. Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная (в ранней юности) и профессиональное самоопределение (в поздней юности). Ведущая потребность – социальная и профессиональная самореализация. Это этап самоопределения, практической самореализации, поиска своего места в социуме.
В этот период происходит активное интеллектуальное и личностное развитие. Преобладает абстрактно-логическое мышление, мотивационно-потребностная и интеллектуально-познавательные сферы. Активно развивается самосознание и нравственный интеллект. В 17-21 лет человек мыслит дедуктивно и гипотетически, анализирует, сравнивает, дифференцирует, оценивает себя и других людей. Развивается ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Юноша постоянно что-то осмысливает, сомневается, раздумывает. Контроль и оценка поступков мешают активной деятельности, что может вылиться в нерешительность.
К концу рассматриваемого возрастного периода при благоприятном его завершении отмечаются следующие новообразования:
- потребность и готовность к личностному и профессиональному самоопределению;
- жизненные планы;
- устойчивое самосознание;
- идентичность;
- ценностные ориентации;
- мировоззрение;
- внутренняя ролевая позиция мужчины или женщины.
Юным людям свойственно стремление к взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми с позиции «на равных». Они испытывают потребность в неформальном и доверительном общении с родителями, дружбе и любви со сверстниками.
Куда обратиться за помощью?
Лечением депрессии у старших подростков занимаются три специалиста:
- клинический психолог;
- психотерапевт;
- психиатр.
Лучше обратиться к детскому эксперту, специализирующемуся именно на этом возрасте. Если не удается найти подходящего врача, тогда стоит выбрать психиатра, занимающегося депрессиями у взрослых.
Если в лечении депрессии у детей основной метод – арт-терапия, то в работе со старшими подростками это беседа. Арт-терапия может быть использована как вспомогательное средство.
Беседы проходят в условиях когнитивно-поведенческой психотерапии. Цель работы – выявление деструктивных установок и убеждений и их замена позитивными установками, проработка травм. Кроме этого, показана семейная и групповая психотерапия.
Внимание! В зависимости от вида депрессии и тяжести состояния клиента могут быть назначены лекарства. Если врач определит, что подросток опасен для себя и для других людей, то его отправят на стационарное лечение.
Примеры оснований для этого: суицидальные попытки, самоповреждение, агрессия в адрес других людей.
Если у вас пока нет возможности обратиться за помощью к частному специалисту или в клинику по месту жительства, то воспользуйтесь службами психологической помощи (все анонимно, конфиденциально и бесплатно):
- 8-800-2000-122 – телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Подробнее – на официальном сайте.
- «Помощь рядом» – психологическая помощь детям и подросткам. Онлайн-чат с психологом или переписка по почте, полезные статьи и ссылки на другие ресурсы.
- «Твоя территория» – поддержка для подростков и молодежи до 23 лет. Помощь оказывается через онлайн-чат или по почте.
- «Я – родитель» – сайт для родителей и детей, где можно проконсультироваться с психологом и специалистом по подростковой профориентации.
А также через сайт можно найти психологический центр в своем городе, чтобы лично обратиться за помощью.
А еще здесь вы найдете много полезных материалов и ответы психолога на вопросы других родителей.
По данным ВОЗ, самоубийство – третья по частоте причина смерти людей в возрасте от 15 до 19 лет. Не доводите ситуацию до этого – обратитесь за помощью.
Важно! До 18 лет сеансы психотерапевта проводятся в присутствии родителя ребенка или наедине (врач и подросток), но с разрешения родителя.
Знания или коммуникативные способности?
Какой вариант выбрать, чтобы иметь в жизни успех и в период становления не испытывать серьёзных трудностей? Знания очень нужны, так как без них человек духовно беден, невежественен и груб. Но посвящать всю свою жизнь постоянному обучению тоже нельзя. Как показывает практика, вечные отличники в жизни часто несчастливы. Они не способны подстраиваться под реалии окружающего мира и в случае каких-либо форс-мажорных ситуаций просто теряются.
А вот люди с хорошо развитыми коммуникативными качествами успешно решают многие проблемы и умеют находить общий язык практически со всеми. Они виртуозно играют нужные роли в нужное время, поэтому легче переносят кризис становления в эмоциональном отношении.
Для включения и активной работы социальной рефлексии стоит больше времени уделять не зубрению очередного учебника, а отношениям, общению. Как считают психологи, в возрасте 18–25 лет благоприятнее всего воздействует на человека любовь. Ему приходится выходить из зоны комфорта, разговаривать, приобретать новые навыки и умения, чтобы быть рядом с объектом своего вожделения.
Что делать родителям: советы психолога
Что должны делать родителям:
- Предложите профессиональную помощь. Если ребенок отказывается идти к специалисту, то дайте ему контакты анонимных служб помощи.
Ненавязчиво предложите: «Если захочешь кому-то выговориться, то здесь тебе помогут».
- Предложите свою поддержку. Скажите, что вы готовы выслушать и помочь всем, чем сможете.
- Будьте рядом. Ваша готовность помочь должна чувствоваться не только на словах, но и на деле.
- Верьте ребенку. Каких бы страшных вещей он не говорил («Хочу умереть», «Меня изнасиловали»), верьте. А потом разбирайтесь в сути ситуации.
- Помогите подростку найти свое место в мире. Научите его реализовываться социально одобряемыми методами, помогите подростку понять и раскрыть свой потенциал.
Например, подросток может найти себя в спорте. Это не только увлекательное хобби, но и инструмент для поддержания психофизического здоровья. Спорт помогает бороться со стрессом намного лучше, чем алкоголь.
- Прислушивайтесь к мнению юноши, вовлекайте его в социальную жизнь. Найдите совместное хобби, помогите встретиться с друзьями.
Чего нельзя делать (это не помогает, а вредит состоянию подростка):
- высмеивать подростка и отмахиваться от его проблем («Ну, да, конечно, депрессия. Лень у тебя, а не депрессия», «Что за мода у вас такая, придумывать себе диагнозы»);
- игнорировать его просьбы о помощи и о визите к психологу;
- нагружать работой и учебой, чтобы «голову ерундой не забивал»;
- наказывать за агрессию или другое нежелательное поведение, рассеянность.
А также важно не заражаться состоянием подростка.
Эксперты Северо-Западного университета в Иллинойсе определили, что многие родители не могут оставаться равнодушными, когда слышат о переживаниях подростка или видят его беспокойство – они проживают это внутри себя. Некоторые родители даже сами впадают в депрессию.
Важно! Недопустимо заниматься самодиагностикой и самолечением! При подозрении на депрессию немедленно обратитесь к психиатру!
Влияние событий на течение кризисного этапа
Провоцируют развитие кризиса такие жизненные явления, как:
- фактор материальной и финансовой стабильности;
- нехватка времени для отдыха и «на себя»;
- неурядицы в семейных отношениях;
- неудовлетворенность социальным положением;
- отсутствие семейной привязанности;
- проблемы во взаимодействии с противоположным полом;
- ненормальные условия учебы или труда.
Устойчивое внутреннее стремление к самосовершенствованию приближает этот период по причине того, что физический и психологический возраст человека не совпадают.
Кроме того, к факторам, провоцирующим кризис, можно отнести ухудшение состояния здоровья, политическую нестабильность в стране, резкую смену привычного образа жизни, социальное давление и увеличенные требования и ожидания.