Общие сведения о состоянии
Страх – естественный инстинкт человека, возникающий как ответ на угрозу, возможную опасность. В детском возрасте в силу развитого воображения и эмоциональной нестабильности такие страхи в большинстве случаев надуманны, не имеют под собой реального основания. Тем не менее, такое состояние очень распространено, является угрозой для психики ребенка и требует обязательного вмешательства специалистов. Пущенный на самотек детский страх впоследствии может стать причиной настоящей фобии, которая сохранится в течение всей дальнейшей жизни.
Причины детских страхов
Страх у детей формируется из-за чрезмерной впечатлительности, доверчивости, яркой фантазии, неумения отделять реальность от сказки. По сути он – ответ на внешние обстоятельства, где ведущую роль играют воспитание и взаимоотношения ребенка с членами семьи. Возможных причин возникновения детских страхов много, и каждая из них способна спровоцировать сильное эмоциональное потрясение, которое может обернуться выраженным тревожным расстройством.
- Пережитые негативные события, которые оставляют глубокий эмоциональный след. Например, укус собаки, после которого ребенок сильно боится любых четвероногих, или просмотр страшного фильма, откуда малыш переносит образ злодеев и монстров в реальный мир. Таким событием может стать любая ситуация, где ребенок столкнулся с негативом, агрессией, угрозой в свой адрес или адрес близких.
- Запугивания со стороны взрослых: родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, посторонних или малознакомых людей. Попытки воспитания путем угрозы в стиле «не будешь кушать, прибежит волк и унесет в лес» или «не будешь меня слушаться, придет доктор и сделает укол» провоцируют обоснованные детские страхи перед указанным объектом. В результате малыш ужасно пугается любой картинки, где изображен волк или большая собака, а реальная встреча с врачами в случае болезни приводит к длительной истерике.
- Повышенная тревога родителей за безопасность ребенка. Постоянные переживания взрослых, одергивания, предостережения о возможной опасности («не подходи к собачке, она укусит», «не лезь наверх, а то упадешь») эмоционально программируют сознание ребенка на неудачу. В итоге у малыша зарождается чувство тревоги, которое постепенно перерастает в безотчетный страх перед элементарными действиями, новыми местами и событиями.
- Агрессия со стороны взрослых. Когда родители или иные близкие родственники открыто демонстрируют свою силу и превосходство над ребенком по каждому поводу, это снижает уровень доверия малыша ко взрослым, приводит к тому, что дети постоянно ожидают неприятностей. Подобное поведение также нередко приводит к патологическому вранью: пытаясь избежать наказания и агрессии, ребенок лжет буквально на каждом шагу.
- Взрослые компьютерные игры, фильмы, мультсериалы и книги, в которых встречаются сцены насилия, смерти. Сталкиваясь со злом в любом его проявлении, ребенок бессознательно переносит полученные знания и опыт на реальную жизнь. В результате герои «оживают», подстерегая малыша за углом, в темной комнате, под кроватью.
В некоторых случаях причиной возникновения страха у детей являются психические расстройства (неврозы, невропатия), и тогда боязнь становится симптомом конкретного заболевания, которое можно и нужно контролировать.
Страх — это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность.
Страх — это привычное чувство. Испытав его однажды в какой-то травмирующей ситуации, мы будем испытывать его в аналогичной ситуации снова и снова.
Страх появляется с опытом. Нас пугает то, что когда-то потревожило нашу душу и сознание. Редко кто боится тех предметов и ситуаций, в которых реально никогда не оказывался, или хотя бы не видел или не читал об этом. Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и постепенно начинает познавать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье ребенка.
По мнению Захарова ,у девочек не только больше страхов, чем у мальчиков, но и их страхи более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и, прежде всего, с ее эмоциональной сферой.
Как у девочек, так и у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 3-5 лет. Это возраст, когда страхи «цепляются друг за друга» и составляют единую психологическую структуру беспокойства. Можно предполагать, что страхи в данном возрасте связаны с интенсивным развитием эмоциональной сферы личности.
Максимум страхов наблюдается в 6-8 лет, при уменьшении интенсивности связей между страхами. Начиная с 5 лет на первый план выходит интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление. Страх при этом более сложно психологически мотивирован.
Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условии, в которых происходит формирование личности ребенка.
Причины:
Ребенок боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У детей все реально, следовательно, их страхи так же носят реальный характер.
1) Конкретный случай, напугавший ребенка
2) Особенности характера ребенка (закреплению страхов способствуют такие черты, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от других людей (родителей, воспитателей, учителей), физическая и психическая незрелость, болезненность)
3) Запугивающее воспитание («быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»)
4) Излишняя родительская опека: «Туда не ходи, там опасно», «Этого не трогай, порежешься» (внушенные страхи, ребенку передается повышенная тревожность родителей)
5) Суровые наказания или угрозы, авторитарное воспитание
6) Ссоры между родителями
7) Детские фантазии (часто их провоцируют страшные сказки, фильмы, мультфильмы, книги со страшными сюжетами, услышанные взрослые разговоры, компьютерные игры)
Первая причина напрямую связана со второй и третьей — потому что не у всех детей травмирующий конкретный случай превращается в страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.) А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать — заберет Баба-Яга!»
По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда он будет бояться уже на бессознательном уровне. Причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка.
Но самые распространенные — это внушенные страхи. Их источник — взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи — упадешь», «Не бери — обожжешься», «Не гладь — укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет!
Детская фантазия — одна из наиболее частых причин страха. Ребенок — существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то пофантазирует, немножко побоится (кто из нас не прятался в детстве под одеялом?), а потом забудет и успокоится. А у кого-то эти фантазии могут привести к непоправимым последствиям.
Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной. Заслуживает внимание обнаружение у детей-дошкольников из конфликтных семей более частых страхов перед животными (у девочек), стихией, заболеванием, заражением и смертью, а также страхов кошмарных снов и родителей (у мальчиков). Также очень часто причиной страха у ребенка могут быть взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, и малыш не хочет идти в садик, вполне вероятно, что он боится быть униженным, отверженым. Так же причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями, «внушать» свой страх.
У детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир, особенно у девочек. В коммунальной квартире много взрослых, больше сверстников, возможностей для совместных игр и меньше страхов.
Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, чем и вызываются ответные реакции беспокойства.
Беспокойство у эмоционально чувствительных детей 5-7 лет возникает и вследствие стремления некоторых матерей как можно раньше выйти на работу, где сосредоточена основная часть их интересов. Они рано отдают детей в дошкольные детские учреждения, на попечение бабушек, дедушек, других родственников, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные запросы.
Честолюбивые, не в меру принципиальные, с болезненно заостренным чувством долга, бескомпромиссные матери излишне требовательно и формально поступают с детьми, которые вечно не устраивают их в отношении пола, темперамента или характера.
Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (после 30 и особенно после 35 лет) дети более беспокойны, что отражает преимущественно тревожность матери, поздно вышедшей замуж и долго не имевшей детей.
Виды страхов.
Некоторые страхи сопровождают определенный возрастной период.
У детей до года они выражаются в беспокойстве при громких звуках, а также связанные с отсутствием матери или с ее настроением.
В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), одиночества и особенно темноты. Эти страхи типичны и нормальны для ребенка этого возраста.
В 3-4 года появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка. Малыш может сам придумать какое то чудовище и потом долго его бояться, думая, что оно живет под шкафом.
У детей 6-7 лет может появиться страх смерти, своей или своих близких. Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза и т.п.) могут вызывать панику.
Если родители видят, что страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами. Существует много методов для выявления страхов.
1) Для начала нужно поговорить с ребенком. Нужно осторожно и доброжелательно выяснить, чего именно ребенок боится.
2) Реакция родителей на наличие страха должна быть спокойной. Нельзя оставаться равнодушным, но и сильное беспокойство, отрицательный эмоциональный фон могут привести к усилению проблемы.
3) Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться.
4) Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.
5) Очень хороший метод — это сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.
6) Нарисовать страх — это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. А после того как ребенок нарисует, сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его.
7) Для борьбы со страхами можно также использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Поэтому родители самостоятельно не могут воспользоваться этим методом, и должны действовать совместно со специалистом-психологом, проводящим групповую терапию.
Общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи, само по себе является отличным методом коррекции невроза страха. Ребенок будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей (те самые рассказы после отбоя в пионерских лагерях — отличный пример, прообраз тематических форумов будущего).
Рисование.На занятиях ребёнок должен рисовать самостоятельно, без помощи взрослых. Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер — страх страха.
Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.
Методику коррекции А.Л. Венгера «Уничтожение страха». Эту методику психолог применяет в присутствии кого-либо из родителей, который впоследствии будет при необходимости напоминать ребенку о показанном ему способе преодоления страха.
Проведение методики включает пять этапов: предварительную беседу, создание изображения, уничтожение изображения, рациональное объяснение ребенку смысла показанного приема и релаксацию (последний этап повышает действенность методики, но не является обязательным). Проведение каждого из этапов варьируется в соответствии с возрастом ребенка, его психическим складом, состоянием, отношением к заданию и т. п.
Фантазирование.Не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка превалирует неопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность эмоций. В таких случаях невротичного ребенка мы просили закрыть глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Не только представить, как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков страх на ощупь. Ребенку предлагали побыть этим страхом и рассказать от его имени о своих ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Ребенок от имени страха рассказывает самому себе, кто он, как от него избавиться. Во время диалогов следим за сменой интонации ребенка, ведь именно здесь могут промелькнуть важные воспоминания, касающиеся его основных внутренних проблем, с которыми в дальнейшем необходимо работать.
На групповых занятиях применяли метод релаксации для снятия мышечного напряжения, игры на телесный контакт .
Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.
Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.
Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно.
Коррекция страхов осуществляется посредством игротерапии, песочной терапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.
Рисование используют в коррекционных целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Важность активной коррекционной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребёнка.
Классификация
По видам детские страхи классифицируют по самым разным направлениям, начиная от причин возникновения и заканчивая выраженностью симптоматики. В целом все состояния подразделяют на три группы:
- навязчивые страхи, которые обусловлены реально пережитыми жизненными ситуациями (боязнь животных, высоты, замкнутого пространства, воды);
- бредовые страхи, когда логическая взаимосвязь между объектом опасения и причиной возникновения боязни нелогична, даже абсурдна;
- сверхценные страхи, когда точкой отсчета становится любое событие, активизировавшее фантазию ребенка; такое состояние не проходит, боязнь постепенно разрастается, охватывая все мысли и чувства малыша.
У детей наиболее распространены сверхценные виды страха, которые ребенок взращивает в себе, придумывая все новые подробности, наделяя объект боязни удивительными способностями и качествами.
Школа современных психотехнологий
«Страх и надежда — вот два орудия,
при помощи которых управляют людьми»
Ж.Ж. Руссо
Объектом религиозного, философского осмысления феномен страха является уже с древности, как одно из наиболее ярких и при этом значимых проявлений эмоциональной сферы человека. Основные взгляды на сущность и природу страха, условия его возникновения и роль в жизни человека представлены в трудах многих философов таких как Б.Спиноза, Декарт.Р, Кант.И, учёных различных психологических школ и направлений Уотсона.Дж, Холла.С, Фрейда.З, Адлера.А,Роджерса.К, Кемпински.А, в теориях эмоций Вундта.В, Джеймса.У, Изарда.К и концепциях страха Кагана.Дж. Большая часть работ российских учёных по проблеме страхов опираются на исследования В.Н.Мясищева, И.П.Павлова, С.Т.Шатского, В.И.Гарбузова, А.С.Спиваковской. В психотерапевтическом направлении этой тематика освещается у А.И.Захарова, Ю.В.Климаковой, О.Е.Хухлаевой, в рамках экстремальной психологии Ц.П.Короленко, В.И.Лебедева, В.С.Мухиной и др.
Однако интересно отметить, то, что еще Диоген из Синопа (ок.400-325 гг. до н.э.) и Ибн-Сина (Авиценна ок. 980-1037 н.э.) разграничивали переживания актуальной опасности и страха перед будущей опасностью. Они подчёркивали, что у человека в отличие от всех других «живых творений», страх связан не только с непосредственным восприятием опасности, но и с предчувствием возможной опасности [2].
Давайте разберемся, что подразумевается в современной психологической науке под феноменом страха и механизмами его возникновения.
В словаре В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова указано, что страх это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищающим его ценностям [4].
Е.П. Ильин рассматривает страх как эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Однако, как утверждает автор, если для человека как биологического существа возникновение страха не только целесообразно, но и полезно, то для человека как социального существа страх может стать препятствием для достижения поставленных им целей [3].
Известно, что обычные страхи появляются у людей вследствие обучения бояться, путем повторения «фантазий в темной комнате», исходя из чужого опыта.
На свой собственный эмоциональный опыт опирается страх появившийся в результате сильнейшего эмоционального переживания, научения, причем с одной попытки. Такой страх называется фобия, для него характерна мгновенная скорость обучения и всегда внешний агрессор, что и является, главным отличаем фобии от других страхов. Единичное переживание, за счет механизма обобщения, превращается во множество внешних агрессоров – опасными становятся ВСЕ собаки, лифты, самолеты..…
И так, как было сказано выше, страх, паническая атака или фобическая реакция могут возникнуть в результате научения на базе реальной или воображаемой опасности. [4].
То, что касается реальных событий, механизм возникновения страха достаточно понятен: в коре головного мозга организуется нейронная цепочка связывающая событие и эмоциональную реакцию на него. Как же может возникнуть чувство страха при отсутствии агрессора, когда человек находится в комфортном, защищенном пространстве?
Для этого необходимо уточнить особенности восприятия и хранения информации нашим мозгом. Мы знаем, что мир дан нам в наших ощущениях благодаря органам чувств: зрению, слуху, вкусу, осязанию и обонянию. Если эмоциональный фон не очень высок, человеку приходиться многократно воспринимать внешнюю информацию для ее запечатления и сохранения в памяти. Например, когда мы учили какой-то скучный предмет в школе, приходилось повторять и повторять прочитанное, «зазубривать».
В то же время интересное, эмоционально окрашенное преподнесение материала, позволяло всё «схватывать на лету». А неординарное событие, окрашенное яркими эмоциями, воспринимаемое сразу по всем сенсорным каналам запоминается, оставляет свой отпечаток мгновенно, и что характерно, не в словесной форме, а в образах, звуках, вкусовых, обонятельных и тактильных ощущениях. Часто говорят: оставляет неизгладимый след. След в нашей памяти, т.е. следовая деятельность коры головного мозга.
Кто или что может освежить нашу память, включить следовую деятельность? Известно, что в основе нашего обучения и формирования привычек лежит способность мозга выстраивать ассоциативные связи между внешними стимулами и внутренней информацией, эмоцией, помогающие нам понимать все явления внешнего мира. Такие ассоциативные цепочки в NLP называются Якоря. Любое явление внешнего мира, вызывающее эмоцию, как положительную, так и отрицательную и есть тот самый Якорь.
Якоря существуют во всех модальностях: вы увидели старую фотографию или услышали любимую мелодию, а запах мимозы или одеколона «Шипр»…и…мы унеслись в страну воспоминаний. А если в пятницу подумать о выходных, будущем отдыхе, рыбалке …и …вот она – радость!
Самое интересное, что наше сознание и тело – едины, представляют собой систему и на эти внешние «якорёчк» и или мысли, откликнется наше тело и к нам возвращаются те эмоции, которые мы переживали когда-то или те которые мы ожидаем получить в будущем.
Таким образом, через внешние стимулы или мысли о них мы получаем доступ к нашим ресурсам или к страхам. Дальше уже идет работа кинестетической системы – волшебным образом, следуя за мыслями, переносить чувства и телесные ощущения из прошлого или будущего в настоящее, в «здесь и теперь», в тот миг, который и называется Жизнь.
Если мы вернемся к нашему вопросу о причинах переживания страха, то благодаря выше описанному механизму и проявляется уникальная способность человека, при отсутствии агрессора начать испытывать дискомфорт.
Например, человеку страдающему фобией, не надо оказаться радом с собакой, чтобы ее испугаться, достаточно только подумать о ней – уже страшно …. При клаустрофобии, не надо заходить в лифт, достаточно подумать, о том, что надо в нем ехать – и человек уже задыхается.
Страх, который возникает в настоящем, при отсутствии агрессора, показывает, что мы реагируем не на само событие, а на воспоминание об этом событии, на, те картинки, звуки и чувства, которые смогла сохранить следовая деятельность коры головного мозга.
Как помочь людям, что можно с этим сделать? Вот вопрос, на который направлен научный и практический интерес психотерапии.
С точки зрения концепции NLP — помнить можно по-разному! Например, основоположники данного направления в психотерапии Р.Бендлер и Дж. Гриндер, работая в клинике неврозов, выявили следующую особенность кодировки событий у пациентов – приятные события те вспоминали диссоциированно, в виде картинок, находящихся далеко, маленькими и тёмными, в то время как негативные события — виделись рядом, цветными и ассоциированными. Напомню, что люди, умеющие именно так, кодировать и сохранять информацию, оказались в клинике неврозов. И, конечно, нам с Вами логично предположить: что для выздоровления, надо просто поменять эти картинки местами: негативные отодвинуть, выйти из них, сделать их маленькими и черно-белыми, а приятные – приблизить и раскрасить, т.е. перекодировать сохранение информации, научиться ПОМНИТЬ ПО-ДРУГОМУ[2].
Именно на таких возможностях мозга и построены техники NLP, помогающие изменять отношения клиентов к стрессорам, вызывающим фобические реакции, страхам, неприятным ситуациям.
А, Вы, как кодируете свой опыт? Подумайте по очереди, с начало о приятной ситуации, а потом о нейтральной. Где появляются картинки, какого они размера, цвета, вы внутри ситуации или смотрите со стороны? Подвигайте эти картинки, ближе дальше, поиграйте с цветом, а потом верните все на прежнее место. Как менялись Ваши ощущения, чувства? Поздравляю, теперь и Вы приобщились к волшебникам, умеющим ВЫБИРАТЬ, что и как помнить! Бояться или опираясь на свой опыт идти дальше!
Как, сказал Ж.Ж. Руссо: «Страх и надежда — вот два орудия, при помощи которых управляют людьми». Каждый из нас может выбрать, да-да, ВЫБИРАТЬ, о чем часто забывают люди, как двигаться по своей жизни. Согласен ли человек быть управляемым страхами, и реализовывать цели других людей или опираясь на собственный опыт, используя его как ресурс, идти к своим!
Литература:
- Р.Бендлер, Дж. Гриндер Из лягушек в принцы.- Корвет, 2010.
- Большой толковый психологический словарь, том 1 А.Ребер Вече АСТ Москва 2000
- Ильин ЕЛ. Эмоции и чувства. — СПб, 2001.
- Психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: 2003
Ссылка на источник (PDF)
Симптомы детских страхов
Проявления патологической боязни напрямую зависят от возраста ребенка. В период новорожденности это состояние характеризуется инстинктивными вздрагиваниями, вскидыванием рук над головой, громким плачем, беспокойством. По мере развития малыш начинает узнавать маму, запоминает ее запах, голос, и, когда мама надолго уходит, начинает переживать, плакать, таким образом выражая свои эмоции.
Ближе к году может появиться страх перед незнакомыми людьми, большими объектами, которые издают громкие звуки или быстро приближаются. Все это отражается в беспокойном, плаксивом поведении, а при резком испуге оборачивается внезапным громким плачем, попыткой отвернуться от источника негатива.
В более осознанном возрасте симптомами страха у детей могут послужить:
- категорическое нежелание малыша оставаться в комнате одному;
- необходимость все время проводить рядом с мамой/папой/бабушкой в любой момент дня и ночи;
- закрывание лица или зажмуривание глаз при прохождении определенного места в квартире или доме;
- ночные кошмары, переходящие в длительный плач наяву;
- жалобы ребенка на его преследование сказочными персонажами, героями из мультиков или фильмов;
- внезапные вскрики и плач при резком изменении освещения, громком звуке, появлении в поле зрения незнакомого человека.
Чем старше становится ребенок, тем больше возможностей у страха. Взрослея, дети получают знания и опыт, которые могут находить отражение в эмоциональном состоянии. Например, в случае внезапной смерти кого-то из родственников, аналогичного сюжета в фильме ребенок начинает патологически переживать за собственную безопасность, жизнь и здоровье родителей, или, получив нагоняй за двойку, школьник боится возвращаться домой. Ребенок начинает искать доступные ему выходы из неприятной ситуации, старается избежать неотвратимой беды, что в результате становится причиной реальных физических проблем: головной боли, потери аппетита, нарушения сна, запоров.
Детские страхи – не просто временное явление, которое малыши перерастают. На почве постоянных переживаний могут развиться психические заболевания, с которым бороться гораздо сложнее: неврозы навязчивых состояний и депрессий. Подростки, страдавшие в младшем возрасте от какого-либо страха, становятся мнительными, неуверенными в себе, боятся заводить новые отношения, испытывают трудности в общении, учебе и социализации.
Игры и упражнения, направленные на коррекцию детских страхов
Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста
Автор: Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района. Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игры, подобранные для родителей по коррекции детских страхов. Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями,поэтому родителям нужно пробовать разные методы работы со страхами именно своего ребенка. Материал будет полезен родителям детей дошкольного взраста, воспитателям и психологам ДОУ. Цель – Снятие страхов у детей Задачи: 1.Развивать социальное доверие. 2. Развивать внутреннюю свободу и раскованность. 3. Помочь в преодолении негативных переживаний. Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности. Деские страхи — тщательно исследуемая психологами, врачами, педагогами, но до конца не изученная тема. Дети боятся уколов и драконов, собак и великана, который живет под кроватью, громких звуков и ночных бабочек…Причины детских страхов: многотравмирующая ситуация, авторитарное поведение родителей, впечатлительность, внушаемость, перенесенный стресс, болезнь. Часто у детей возникают ситуативные страхи из-за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения и т.д. О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее: — не засыпает один, не разрешает выключать свет; — часто закрывает уши ладонями; — прячется в угол, за шкаф; — отказывается от участия в подвижных играх; — не отпускает маму от себя; — беспокойно спит, кричит во сне; — часто просится на руки; — не хочет знакомиться и играть с другими детьми; — отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом; — категорически отказывается принимать незнакомую пищу.
Вербальные и художественные упражнения
1.Нарисуй свой страх. Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?» 2. Придумываем сказку. Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это. 3. Придумываем и рисуем друга. Спросите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Когда ребенок ответит, сложите: «Давай попробуем его (ее) нарисовать». 4. Радуга силы. На листе акварельной бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой. 5. Где живет страх? Предложите ребенку несколько коробок разного размера, скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко». 6. Напугаем страх. Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение: Страх боится солнечного света, Страх боится летящей ракеты, Страх боится веселых людей, Страх боится интересных затей! Я улыбнусь, и страх пропадет, Больше меня никогда не найдет, Страх испугается и задрожит, И навсегда от меня убежит! Ребенок повторяет каждую строчку, улыбается и хлопает в ладоши. 7. Выкидываем страх. Из пластилина дети катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро. 8. Если бы я был большой. Предложите ребенку представить, что он вырос. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?» 9. Отпускаем страх. Надуйте воздушные шары, дайте ребенку. Отпуская шар в небо, повторять; «Шар воздушный, улетай, страх с собой забирай». Пока шар улетает, повторять стишок. 10. Угощу свой страх. Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение по одной строчке: Страх боится солнечного света, Возьму три килограмма плюшек, Конфет, пирожных и ватрушек, Печенья, шоколада, Варенья, мармелада. Лимонада и кефира, И какао, и зефира, Персиков и апельсинов, И чернил добавлю синих. Страх все это съест и вот, У него болит живот. Надулись у страха щечки, Разлетелся страх на кусочки. Когда ребенок повторит стихотворение, попросите нарисовать к нему картинку, 11. Закапываем страх. Подготовьте коробочки с песком и одну большую пустую коробку. Слепите из глины несколько плоских кругов. Спросите ребенка: «Как будет называться этот страх?» (Страх темноты, страх шума, страх, «меня не заберут из сада» и т.д.). Получив ответ, предложите заковать страх. Когда все страхи будут закопаны, поставьте коробочки в большую коробку и предложите ребенку нарисовать сторожа, который не выпустит страхи из коробки. Коробку надо спрятать в шкаф, запереть на ключ. 12. Волшебная палочка. На острие карандаша прикрепить шар из пластилина, карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дождиком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 мин «набираться волшебства». Выучить «заклинание» против страха: Я все могу, ничего не боюсь, Лев, крокодил, темнота — ну и пусть! Волшебная палочка мне помогает, Я — самый смелый, я это знаю! Повторить «заклинание» 3 раза, обвести вокруг себя «волшебной палочкой». 13. Пальчиковый кукольный театр. Разыграть сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов. 14. Затопчем страх. На полу расстелите три листа ватмана. В пластиковые тарелки налейте мальчиковые краски. Предложите ребенку наступить в краску и пройтись по ватману со словами; «Страх сейчас я затопчу, я отважным стать хочу!» 15. Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение: Упражнение-кричалка: Я хлопаю (хлопать в ладоши), Топаю (тonаю ногами), Громко рычу (произносить «р-р-р»), Страх прогоняю (махать руками) 16. Придумываем страшилку. Вы начинаете рассказ, а ребенок прибавляет по предложению. Например: «Была ужасная ночь … На прогулку вышла большая собака… Она хотела кого-то укусить…» и т.д. Родитель должен закончить страшилку смешно; «Вдруг с неба спустилась большая тарелка мороженого. Собака завиляла хвостом, и все увидели, что oнa совсем не злая, и дали ей лизнуть мороженого». 17. Пишем волшебнику Добросилу. Нарисовать свой страх и написать: «Волшебник Добросил, преврати мой страх в … (глобус, конфету, радугу, стрекозу…). Письма запечатать в конверты. Принести ребенку ответ. 18. Мы смелые и дружные. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и повторяют за психологом стихотворение по строчке, в конце каждой строчки поднимают руки вверх. Мне ничего не страшно с другом Ни темнота, ни волк, ни вьюга, Ни прививки, ни собака, Ни мальчишка-забияка. Вместе с другом я сильнее, Вместе с другом я смелее. Мы друг друга защитим И все страхи победим!
Театралиэованные этюды.
Импровизированную ширму можно соорудить из 2 стульев и одеяла, персонажи — игрушки.
19. Этюд Страшный сон. Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг… в темном углу появляется что-то страшное (провидение, волк„ведьма, робот-желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище — это всего-навсего или колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне… 20. Этюд Грoзa Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию необязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстати, проговаривание (а не только демонстрирование на ширме событий и действий) в терапевтических этюдах чрезвычайно важно. Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший и испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» жаль щенка, но с другой стороны страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка. Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребенком, а если он на первых порах отказывает, сделайте его зрителем. Самое лучшее — когда зрителями становятся взрослые, а ребенок — единственным «актером», исполняющим поочередно разные роли. 21.Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав». Предложите ребенку «отправиться» в мультфильм «Котенок по имени Гав». Котенок в грозу забрался на чердак и сидит там один, дрожа от страха. Все кругом грохочет, а он не убегает и даже приглашает своего друга – щенка Шарика – побояться вместе. Обсудите поступки персонажей, а затем разыграйте сценку. 22. Игра «Пчелка в темноте» «Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». Игру можно повторять, усиливая плотность материи, то есть степень темноты. 23. Упражнение «Качели». Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 — 3 минуты. 24. «Неваляшка» (для детей с 6 лет). Двое взрослых встают на расстоянии метра лицом друг к другу, выставив руки вперед. Между ними стоит ребенок с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенка снова встречают выставленные руки взрослого. Подобное покачивание продолжается в течение 2 — 3 минут, при этом амплитуда покачиваний может увеличиваться. Дети с сильными страхами выполняют упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания сначала минимальная. 25. Игра «В темной норе» В комнате, где находится ребенок, как бы по ошибке выключите на 3 — 5 минут свет. Предложите ребенку представить, что он попал в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты. «Светлячок» с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места. 26. Игра «Тень» Звучит спокойная музыка. Дети разбиваются на пары: один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Тень» старается точно скопировать движения «путника», который ходит по помещению, делает разные движения, неожиданно поворачивает, приседает, нагибается «сорвать цветок», подобрать «красивый камушек», кивает головой, скачет на одной ножке и т.п.
Список литературы
1. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.:2007 2. Сазанова Н.П. Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. – СПб: 2010 3. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет — Волгоград — 2009
Рекомендуем посмотреть:
Детские страхи и как с ними бороться Дидактическая игра для детей 2-6 лет своими руками. Мозаика из фетра Игры с ластиком для детей 3-6 лет Многофункциональное дидактическое пособие для детского сада своими руками. Чудо-куб
Похожие статьи:
Детские страхи
Если ребенок чего-то боится. Что делать?
Диагностика
Основной способ определить наличие, причину и уровень страха – беседа ребенка со специалистом. С помощью психотерапевтических методик и опросников врач может выявить изначальный источник переживаний, оценить текущее эмоциональное состояние малыша. Немалую диагностическую ценность в этом отношении имеют так называемые проективные методики, когда психолог просит детей нарисовать или иным творческим способом выразить свой страх.
В случае реальных психических нарушений проводится стандартный комплекс обследования, включающий лабораторные анализы, ЭЭГ, МРТ головного мозга, консультации невролога, педиатра и других узких специалистов.
Лечение детских страхов
Основная задача терапии – создать для ребенка благоприятную обстановку дома, которая будет олицетворять спокойствие, уверенность. Очень важна эмоциональная поддержка родителей: так малыш будет чувствовать, что он не остается со своей проблемой один на один, у него есть защита.
Основными методами коррекции детских страхов являются:
- психотерапия, включающая индивидуальные беседы с психологом, в ходе которых дети обсуждают свои эмоции и переживания, учатся выражать и преодолевать боязнь, а также проективные техники;
- медикаментозная поддержка, направленная на снижение тревожности, нормализацию сна, стабилизацию эмоционального фона малыша;
- семейная психотерапия, в ходе которой врач помогает родителям найти нужный подход к ребенку, подобрать разумные методики воспитания и восстановить доверительные отношения между детьми и взрослыми.
Очень важно, чтобы родители относились к детским страхам со всей серьезностью, не отмахивались от малышей, которые жалуются, по мнению взрослых, на ерунду.
Шесть шагов на пути к преодолению страха
Чтобы иметь возможность помочь своему ребенку справиться с иррациональными страхами, необходимо, чтобы он сталкивался с пугающими его ситуациями или местами. Конечно, дети и подростки стремятся избегать всего, что их пугает, но их защитное поведение мешает им понять, что пугающие ситуации или места не опасны.
Процесс встречи со своим страхом лицом к лицу называется «воздействием» (экспозицией). Принцип воздействия предполагает, что ребенок должен многократно сталкиваться с пугающими ситуациями, пока не перестанет их бояться. Само по себе воздействие не опасно и не приводит к усилению страха. Спустя некоторое время тревога ребенка приобретет тенденцию к уменьшению.
Дети и подростки должны начинать с наименее пугающих ситуаций и переходить к таким, которые вызывают у них наибольшее чувство страха и тревоги. Со временем они почувствуют себя более уверенно в подобных ситуациях и, возможно, даже начнут получать от них удовольствие.
Часто этот процесс происходит естественным образом. Ребенок или подросток, который боится воды, берет регулярные уроки плавания и сначала опускает в воду стопы и ноги, затем опускается по пояс, после чего погружает все тело и, наконец, начинает нырять под воду. Дети и подростки с боязнью воды со временем способны полюбить плавание. Тот же процесс происходит и тогда, когда дети и подростки учатся ездить на велосипеде, кататься на коньках или водить машину.
Воздействие (экспозиция) – это один из наиболее эффективных способов преодоления страха. Однако он требует тщательного планирования, поощрения, моделирования и вознаграждения.
Как это сделать
Шаг 1. Помогите ребенку обрести понимание
- Помогите своему ребенку понять то, как важно сталкиваться со своими страхами.
- Используйте примеры. Задавайте ребенку соответствующие вопросы: «Саша боится воды, но очень хочет проводить время с друзьями в бассейне. Что он может сделать такое, чтобы перестать бояться воды?».
- Большинство детей и подростков понимают, что, для того чтобы перестать чего-то бояться, нужно смело встречать и противостоять этому.
- Вы можете объяснить детям это правило следующим образом: «Очень важно, чтобы ты сталкивался со своими страхами и понял, что пугающие тебя ситуации на самом деле безопасны. Хотя сначала тебе будет страшно, но вместе с практикой страх начнет уменьшаться. Начни с того, что пугает тебя меньше всего, и постепенно переходи к тому, что страшит очень сильно. Со временем ты свыкнешься с этими ситуациями и в конечном итоге, вероятно, даже полюбишь их».
Шаг 2. Составьте список всего, что пугает ребенка
- Вместе с ребенком или подростком составьте список ситуаций, мест или предметов, которых он боится.
- Например, если ваш ребенок боится расстаться с вами или делать что-то самостоятельно, список может включать следующие пункты: остаться в доме друга без мамы на десять минут; играть в одиночестве в течение двадцати минут; находиться на дне рождения друга без родителей тридцать минут. Если ваш ребенок боится общения, список может включать в себя следующее: сказать «привет» однокласснику; учителю; позвонить другу по телефону.
Полезные советы:
- Группируйте страхи. У детей и подростков бывает много различных страхов, поэтому полезно группировать похожие страхи вместе. Например, ваш ребенок может бояться делать ошибки, ходить в школу и находиться вдали от родителей. Группировать детские страхи можно следующим образом: боязнь разлуки с родителями или членами семьи; боязнь общения с взрослыми или другими детьми; страхи, связанные с физической опасностью (плавание или езда на велосипеде); страхи, связанные с природой (боязнь животных или насекомых); опасения, связанные с медицинскими процедурами (боязнь врачей, стоматологов, уколов).
- Работайте над преодолением страхов вместе с ребенком. Вместе с ребенком составьте список пугающих его ситуаций. Маленьким детям может понадобиться больше вашей помощи, в то время как подростки зачастую предпочитают делать это самостоятельно. Нужно просто предложить ребенку свою помощь.
Шаг 3. Создайте «лестницу» преодоления страха
Помогите ребенку упорядочить список страшных ситуаций и предметов от наименее до наиболее страшных. Для этого ему необходимо оценить свои страхи по шкале от 0 (страх отсутствует) до 10 (очень страшно). Эту шкалу можно назвать еще «термометром страха». Дети младшего возраста, скорее всего, не смогут оценивать свой страх по этой шкале, но зато они смогут рассказать вам о том, какие ситуации для них легкие, а какие наиболее сложные. Когда ребенок оценит каждую ситуацию, составьте окончательный список его страхов в форме «Лестницы» преодоления страха.
Полезные советы:
- Попросите ребенка определить конкретную цель (например, спать в одиночестве в своей комнате), а затем составьте список шагов, необходимых для достижения этой цели (например, сначала спать в комнате родителей на матрасе на полу, затем спать в своей комнате с открытой дверью и т. д.).
- Если у ребенка несколько разных страхов, выстраивайте «лестницу» преодоления страха для каждого из них.
- Вознаграждайте храброе поведение. Противостоять собственному страху очень нелегко, но используемое вами вознаграждение поможет простимулировать храброе поведение ребенка.
- Дети и подростки положительно реагируют на похвалу и поощрение. Например, вы можете сказать: «Молодец! Ты играл в гостях у друга без родителей», «Ты прекрасно познакомился с другими детьми!» и «Я горжусь тобой за то, что ты спишь в своей комнате».
- Когда ваш ребенок сталкивается с сильным страхом, в качестве мотивации достижения цели полезно использовать особенное вознаграждение.
- Каждая «лестница» также должна содержать инструкции и определять, что должен делать ребенок в не очень тревожной ситуации, как он должен поступать в ситуациях умеренного страха и, наконец, содержать подсказки о том, что он считает крайне тяжелым для выполнения прямо сейчас. Важно постепенно переходить от меньшего к большему страху.
- Некоторые действия, предусмотренные «лестницей», можно разбивать на более мелкие шаги. Например, если ваш ребенок боится разговаривать с одноклассниками, разбейте преодоление этого страха на несколько этапов, таких, как сказать «привет» однокласснику, задать быстрый и короткий вопрос, а затем уже поговорить о том, как прошли его выходные.
- Также важно учитывать и другие факторы, которые могут влиять на уровень страха. Например, временно́й промежуток (разговаривать с одноклассником в течение 30-ти секунд, вероятно, менее страшно, чем в течение пяти минут); время суток (оставаться одному в своей комнате в обед или вечером, когда темно); окружающую обстановку (плавать в бассейне или в озере); людей, находящихся рядом с ребенком (идти в гости к другу с мамой или старшим братом).
Шаг 4. Встречайтесь со страхами лицом к лицу
- Побуждайте ребенка систематически заниматься тем, что вызывает в нем наименьшее чувство страха (например, постоянно говорить «Добрый день» незнакомым людям), пока его тревога относительно этого занятия не станет еще меньше. Если ситуация такова, что ваш ребенок вынужден пребывать в ней в течение определенного периода времени (например, находиться близко к собаке), побуждайте его пребывать в этой ситуации до тех пор, пока он не почувствует снижение уровня собственной тревоги (например, ребенок может стоять рядом с собакой 20–30 минут). Как только ребенок научится входить в ситуацию, не испытывая при этом сильной тревоги, он может переходить к преодолению следующего страха в своем списке.
- Для некоторых детей или подростков полезно заблаговременно моделировать соответствующее поведение. Например, практикуйте с ребенком приветствие «Добрый день/здравствуйте» при встрече со (знакомыми и незнакомыми) людьми или показывайте, как надо безопасно гладить собаку.
- Поощряйте вашего ребенка отслеживать собственный прогресс. Он может заполнить (анкетную) форму противостояния страху, которая поможет определить, насколько изменилась его тревога перед пугающей ситуацией после того, как он несколько раз посмотрел в глаза своему страху, и чему он при этом научился. Сделайте копии такой формы и просите ребенка заполнять по одной каждый раз, когда он сталкивается со своими страхами.
Полезные советы:
- Не спешите! Ведь смотреть в глаза тому, что тебя пугает, очень страшно. Поддерживайте ребенка и не торопите его, принимайте во внимание его собственный темп.
Шаг 5. Практикуйтесь
- Ребенку важно регулярно практиковаться в умении встречаться со своими страхами. Кое-что можно практиковать ежедневно (например, проводить время в одиночестве в своей комнате), в то время как другие навыки можно практиковать лишь изредка (например, спать дома у друга). Тем не менее, чем чаще ребенок практикуется, тем быстрее исчезнет его страх!
Шаг 6. Стремитесь к конкретной цели
Предложите ребенку особенный подарок (плеер, книгу, угощение, игрушку, поделку) или интересное занятие (сходить в кино, в цирк, в парк развлечений, отправиться на обед или ужин в ресторан, поиграть в игру, вместе приготовить особенное блюдо). Когда ваш ребенок научится успешно преодолевать свои страхи, количество вознаграждений можно сокращать, при этом не прекращая хвалить ребенка.
Когда ребенок преодолевает свой страх, он может вознаградить себя позитивным внутренним диалогом (например, «Я действительно хорошо постарался!») и приятными занятиями (например, просмотром любимого фильма).
Ссылки по теме:
- Тревоги, страхи и волнения малышей
- Боязнь темноты: как помочь своим детям
- Как укротить монстров и ночные страхи детей
- Как помочь ребенку справиться со страхами
- Больше статей о психологии детей
Профилактика
Родители и члены семьи – самые важные люди в жизни ребенка, именно они отвечают за атмосферу в доме, взаимоотношения между взрослыми и детьми, общую здоровую обстановку.
Для того, чтобы снизить вероятность возникновения страхов у малышей, желательно:
- не показывать маленьким детям фильмы со сценами насилия, убийства, преследования людей фантастическими созданиями;
- читать книги и сказки, соответствующие возрасту и развитию;
- дозировать игры на компьютере, планшете или телефоне;
- не усердствовать с гиперопекой;
- не запугивать детей выдуманными объектами и, тем более, реальными людьми (врачами, сотрудниками полиции, службы МЧС, учителями, соседями, незнакомцами);
- не проявлять агрессию по отношению к малышам.
В большинстве случаев при своевременном реагировании и адекватной родительской помощи страхи родом из детства там и остаются, превращаясь лишь в не слишком приятные воспоминания в более старшем возрасте.
Психологи и нейропсихологи клиники «СМ-Доктор» всегда придут на помощь в борьбе с детскими страхами. К Вашим услугам индивидуальная и групповая терапия, игровые занятия и многое другое. Вместе мы найдем подход даже к малышу с непростым характером.
Страхи у детей с аутизмом. Часть 2.
В предыдущей, первой, части статьи мы говорили о том, что страхи и тревожность у детей с аутизмом, как и остальные поведенческие проблемы, проявляются в зависимости от варианта синдрома в разных формах и с различной интенсивностью. Так, при самом глубоком нарушении взаимодействия с окружением может наблюдаться отсутствие чувства опасности, особое «бесстрашие» ребенка, для другого тяжелого варианта аутистического развития характерны множественные прочно фиксированные страхи. Страхи могут быть очевидны, могут лежать в основе негативизма, агрессии, стойких увлечений ребенка, его особых интересов, носить генерализованный характер.
Страх не может быть оценен однозначно как отрицательный симптом. Однако если он порождает неадекватное поведение ребенка, является препятствием в его развитии, то есть затрудняет адаптацию к окружению, то это — патологический способ реагирования, требующий коррекции. Говоря о таком сложном нарушении развития как детский аутизм, мы понимаем, что преодоление или уменьшение страхов (как и каждой из поведенческих проблем) не может являться отдельной специальной задачей психологической помощи ребенку. Эта работа представляет собой необходимую составляющую целостной системы коррекционных воздействий, направленных на развитие взаимодействия аутичного ребенка с окружением, увеличения его активности, выносливости, заинтересованности, гибкости в контактах с миром. При этом можно выделить два основных дополняющих друг друга направления: в первую очередь, создание и поддержание условий, максимально обеспечивающих снижение уровня генерализованной тревоги и профилактику возникновения новых страхов, с другой стороны — осторожная нейтрализация уже нажитых в большом количестве и фиксированных страхов. Рассмотрим подробнее, как решаются эти проблемы при разных вариантах аутистического развития (группах раннего детского аутизма по классификации О.С.Никольской).
В наибольшей степени легкость возникновения дискомфорта, тревожность и страхи выражены у детей второй группы. Эти проявления крайне дезорганизуют поведение ребенка, затрудняют возможность контакта с ним, предельно ограничивают его взаимодействие даже с ближайшим окружением.
Известно, что уменьшение тревоги наблюдается при предсказуемости ситуации, в которой находится ребенок, при ограничении ее развития, т. е. при ее достаточном упрощении и стабилизации. Конечно, страх перемен – главный страх такого ребенка требует осторожности во внесении каких-то новых деталей в его окружение и привычные занятия, диктует необходимость использовать доступные стереотипные формы взаимодействия. Вместе с тем существует и возможность постепенного развития большей аффективной устойчивости и соответственно гибкости ребенка в отношениях с миром. Она реализуется при условии его дополнительного тонизирования через «подключение» взрослого к его собственным формам аутостимуляции (подхватывание и повторение ритма активности ребенка, его вокализаций и слов, свернутых игровых действий с внесением в них смысла, позитивных эмоциональных акцентов). Это позволяет зафиксировать первые формы взаимодействия, в котором открывается возможность непосредственного эмоционального заражения, поднятия его психического тонуса, что создает большую устойчивость к стрессу. Это в свою очередь позволяет постепенно обогащать привычные формы жизни, развивать исходно свернутые стереотипы игрового или бытового контакта. Дозированное введение в них значимых для ребенка положительных деталей постепенно делает взаимодействие все более сложным и гибким.
Переход к этапу, когда ребенок сам обозначает объект страха, возможен лишь после длительной и тщательной работы по накоплению положительных, тонизирующих деталей и их воспроизведения ребенком (часто на фоне особого эмоционального подъема он начинает повторять их вслед за взрослым). Это возможно через эмоциональный комментарий в игре, в рисунке, в просмотре мультфильма и т.д.
Для смягчения аффективной напряженности, связанной с генерализованной тревогой, мы создаем в игре ситуацию «острой безопасности». Для этого взрослый вместе с ребенком прячутся под стол, под одеяло, в игровой домик, т. е. в безопасное укрытие, надежность которого должна постоянно подчеркиваться соответствующими комментариями, противопоставляющими уют и комфорт в этом «надежном месте» определенной опасности другого пространства, где может «дуть ветер», «лить как из ведра», «бушевать вьюга» и т. д. Мы можем уговорить ребенка взглянуть в окно на разбушевавшуюся стихию или даже выскочить вместе на секунду под «дождь и ветер», чтобы затем немедленно вернуться в наше теплое и надежное укрытие. Такая «тренировка» может приводить к тому, что ребенок, обычно не говорящий о своем страхе, в этой ситуации обостренного эмоционального комфорта может неожиданно сообщить о нем («собаки боишься», «волк страшный») или выдать пугающий объект направленным агрессивным действием (например, выскочить из укрытия, стукнуть ногой по электрической розетке и тут же вернуться обратно).
Появление у ребенка подобных коротких агрессивных действий, направленных на испугавший его объект, означает, что у него начинает формироваться в зачаточном виде механизм преодоления страха. Ребенок может с силой бросить игрушечного волка, пнуть ногой тарахтящую машинку. Это может быть и свернутая вербальная агрессия: «Закрыть, закрыть, чтоб не вышел». В таких случаях необходимо поддержать ребенка, не нагнетая «страсти», а предлагая ему простой разрешающий комментарий происходящего, заражая его своей спокойной интонацией, подчеркивая незначительность пугающего предмета или ситуации: «Потарахтит и перестанет», «закрой, закрой дверь, чтобы не дуло». Такое быстрое разрешение негативного обозначенного, озвученного ребенком впечатления в нашей практике получил название «свернутая психодрама». В подобных случаях нельзя пытаться разъяснять, чего он испугался, говорить: «Не бойся!», потому что это может лишь обострить страх.
Таким образом, прогрессивным в развитии ребенка с тяжелым нарушением взаимодействия с окружением является, наряду с постоянным стремлением заглушить травмирующие впечатления аутостимуляцией, зарождение тенденции к преодолению опасности, к овладению ситуацией. Это уже выход к более сложной ступени аффективной адаптации к окружающему миру, на которой находятся аутичные дети третьей группы.
Если у детей второй группы нам часто приходится догадываться о пугающих объектах, то у детей третьей группы они совершенно явны. Такой ребенок постоянно говорит о них, включает в свои вербальные фантазии. Однако близкие ребенка часто не предполагают, что его странные стереотипные интересы, увлечения тесно спаяны с лежащим в их основе страхом, что ребенок тянется именно к тому, чего боится. Например, он постоянно требует подвести его к помойке, еще и еще раз прокатиться на лифте; любит размазывать темные краски; лезет к огню, стремится включать и выключать газ; находит повсюду пауков. Тенденция к овладению опасной ситуацией часто проявляется у таких детей в фиксации на отрицательных впечатлениях из собственного опыта, из читаемых им книг, прежде всего сказок. Причем характерно «застревание» не только на каких-то страшных образах (пиратах, Кощее, людоеде, акуле, саблезубом тигре и т. д.), но и на отдельных негативных подробностях, к которым часто обнаруживается особая чуткость (например, громкий крик птицы, острые клыки, липкая паутина, «дремучий» лес). Ребенок может бесконечно «перемалывать» их, задавать одни и те же навязчивые вопросы, которые часто выглядят нелепыми, включать их в свои однообразные монологи и фантазии. Иногда ребенок может отождествлять себя с каким-то отрицательным персонажем (например, злым псом Диком).
Достаточно часто влечение к страшному, к неприятному проявляется в особенно тяжелом для родителей стремлении ребенка спровоцировать их на отрицательную аффективную реакцию: крик, слезы, угрозу наказания. Обычно объектом подобных провокаций становятся мама или бабушка, ребенок выбирает того, кто реагирует особенно бурно. Наиболее остро это проявляется в напряженной ситуации, на людях, когда его поведение начинает обсуждаться окружающими, подкрепляться их осуждающими реакциями. Единственным способом частичного решения этой проблемы является установка на аффективное неподкрепление провокационных действий ребенка.
Стремление к преодолению страха, которое мы наблюдаем постоянно у таких детей, не способно само по себе обеспечить его изживание. Это лишь предпосылка для развития механизма экспансии, который в данном случае оказывается ущербным: ребенок постоянно нагнетает аффективное напряжение, но не может разрешить его самостоятельно. Поэтому основная задача коррекционной работы сводится к формированию механизма преодоления страшного.
Для этого прежде всего необходимо поднять психический тонус ребенка, насыщая его игру простыми аффективными действиями: дать ему поиграть с водой и красками, повозить игрушечный поезд, постучать по ксилофону или клавишам пианино, попускать мыльные пузыри и т. д. Мелкие предметы, используемые в игре (мозаика, кубики, детали конструктора), возня с водой часто провоцируют генерализованную агрессию, когда ребенок начинает все разбрасывать, рассыпать, расплескивать воду, размазывать краски. При этом необходимо не накладывать запрет на подобные действия (как того ожидает ребенок), а пытаться придать им положительный, социально приемлемый смысл (комментировать как игру в «салют», «водопад», «плескание рыбы в воде» и т. п.). В результате ребенок, реально никогда не играющий, а только «прокручивающий» в вербальном плане свои стереотипные высказывания или более развернутые, но тоже однообразные фантазии, начинает совершать направленные действия с предметами. Эта ситуация для ребенка третьей группы аналогична ситуации «острой безопасности», которую мы создаем при работе с ребенком второй группы. Чувствуя свою защищенность, ребенок решается на агрессивные действия по отношению к предметам и игрушкам, вызывающим у него страх. Так, он может наступить на игрушечного крокодила, запихнуть подальше в шкаф
Попытки моментального разрешения таких острых моментов в игре, так же как и подавления настойчивых агрессивных высказываний ребенка, обычно непродуктивны. Наиболее действенным нам представляется вариант «отвлекающей психодрамы». Возможны различные ее формы:
- Сразу же задействовать в игре объект страха, не давая ребенку «застрять» на агрессивных действиях, затеять возню с пугающим персонажем, придавая происходящему в целом эмоционально положительный смысл. Например: «Почему это волк так громко рычит? Наверное, у него болят зубы. Точно, так и есть. Надо срочно лечить» — и тут же организовать «лечение» по всем правилам: надеть белый халат, обсудить с ребенком, какие нужны инструменты, на ходу сделать все необходимое (собрать из конструктора бормашину, приготовить из пластилина пломбы и т. д.). При этом ребенок может отчасти дать выход своему аффективному напряжению, но в социально приемлемой форме — «посверлить зубы», «сделать укол». Затем надо выписать волку рецепт, уложить в постель. Между делом можно «заметить», что заболел еще кто-то из зверей, что еще кому-то срочно нужна помощь такого «прекрасного врача» — и вот к нему на прием собирается уже целая очередь «больных». Таким образом, организуется подробная, детальная игра в «лечение зверей», с постоянным акцентированием внимания ребенка на моментах «выздоровления».
- Можно согласиться с присутствием в игре пугающего персонажа, пообещать ребенку, что мы «непременно с ним разберемся, но сейчас у нас есть более важное дело», и тут же начинать разворачивать игровой сюжет. Например, сборы в экспедицию. Для этого имеет смысл вспомнить вместе с ребенком о самом необходимом для путешествия в Африку или кругосветного плавания, заготовить «провизию» и «обмундирование». По дороге надо будет преодолевать разные препятствия, и ребенок при этом может производить оправданные сюжетом агрессивные действия, которым придается положительный эмоциональный смысл (например, «расчистить дорогу в джунглях»). По ходу событий приходится совершить и ряд подвигов («Не может же такой смельчак и замечательный пловец пройти мимо потерпевших кораблекрушение!»). В итоге оказывается, что «мы так устали, что не хотим даже разговаривать с этим разбойником».
Присутствие в сюжете пугающих объектов или ситуации запускает стремление к преодолению, создавая и поддерживая таким образом у ребенка аффективное напряжение, необходимое для организации его длительной целенаправленной активности. Разворачивая игровой сюжет, мы используем этот энергетический заряд, дозируем его, растягиваем, распределяем на проигрывание каждого из элементов сюжета. Таким образом, связанное со страхом аффективное напряжение снимается как бы «по частям». Страшное впечатление, войдя в сложный смысловой контекст, теряет свое самодовлеющее значение и разрешается в общем положительном переживании игровой ситуации.
Аналогичная работа может проводиться и с помощью совместного с ребенком рисунка, во многих случаях это даже продуктивнее, так как в игре ребенок чаще может перевозбуждаться, срываться на импульсивные агрессивные действия. Но при этом также важно не допустить его «застревания» на объекте страха, а для этого — дополнять его рисунок «важными» для сюжета подробностями, вносить, уточнять (также как и в игре) и подрисовывать позитивные детали. Особенно показано использование этого метода, когда ребенок сам постоянно и стереотипно изображает какой-то пугающий его образ, ситуацию (например, какой-то «острый» фрагмент из мультфильма, книжки, рекламы), или их отдельную деталь.
При нарастании количества положительных деталей, при их узнаваемости ребенком в своем аффективном опыте (в каких-то бытовых удовольствиях, ежедневных привычках и необычных ярких впечатлениях, о которых, безусловно, психологу надо знать), появляется большая вероятность заражения комментарием взрослого и изменения соответственно этому смысловых акцентов изображаемой истории. Интенсивность заражения переживанием насыщенных, но позитивных деталей, которую обеспечивает взрослый, позволяет изменить ход развиваемого сюжета, в оптимальном случае – добиться его положительной развязки. Это и является содержанием последнего этапа работы. Подчеркнем еще раз, что таким образом мы не «изживаем» конкретный страх, но позволяем ребенку отвлечься от него, получить хотя бы небольшой, но важнейший опыт сопереживания положительным впечатлениям, начальный опыт диалога.
Дети четвертой группы пугливы, тормозимы, не уверены в себе. В наибольшей степени для них характерна генерализованная тревога, особенно возрастающая в новых ситуациях, при необходимости выхода за рамки привычных стереотипных форм контакта, при повышении по отношению к ним требований окружающих. Нарастание тревоги обычно выражается в появлении двигательного беспокойства, суетливости или, наоборот, чрезмерной скованности, возникновении навязчивых движений (поперхиваний, мигания, гримас). Тревога может опредметиться во множестве страхов, основанных на повышенной чувствительности к сенсорным впечатлениям (шумящих бытовых приборов, заводных игрушек, поездов метро, громкого голоса и др.) и к реально опасным ситуациям (высоты, собак и т. д.). Поскольку такой ребенок крайне эмоционально зависим от матери, он легко заражается ее тревогой. Часто таким образом возникает и закрепляется опасение за состояние своего здоровья и здоровья близких.
Наиболее характерны для детей четвертой группы страхи, которые вырастают из боязни отрицательной эмоциональной оценки своего поведения окружающими, прежде всего близкими. Такой ребенок боится сделать что-то не так, оказаться «плохим», не оправдать ожиданий мамы, быть несостоятельным. С этим часто бывает связаны и проявления негативизма, каких-то отказов, запретов (например, ребенок говорит: «В театре плохо себя ведешь»). Заметим, что основания для этих опасений вполне реальны: он медлителен, плохо говорит, трудно сосредоточивается, плохо ориентируется в непривычной обстановке. Таким образом, накапливается преимущественно отрицательный опыт его взаимодействия с окружением.
У детей этой группы обычно не возникает стремления к преодолению страшного. Хотя в ряде случаев в зачатке оно наблюдается и имеет более естественный (менее искаженный) характер, чем у детей третьей группы. Это прогностически является очень хорошим признаком. Например, упав с лестницы, мальчик вновь карабкается на нее; выключает свет и сидит в темноте; боясь звука пылесоса или соковыжималки, сам включает прибор. Ребенок может и однообразно проговаривать пугающее его впечатление, многократно повторяя: «Там ток», «как гудит соковыжималка?».
В подобных случаях, когда ребенок обозначает таким образом страх, он может быть включен в сюжет игры или совместного рисунка, но тоже при обязательном условии окружения его позитивными подробностями истории и их акцентировании. При таком наименее тяжелом варианте аутистического развития ребенок в наибольшей степени готов к эмоциональному заражению, легче и стабильнее поддается ему, поэтому наполнение сюжета положительными и тонизирующими деталями позволяет ему отвлекаться от самого «приручаемого» страха и нейтрализовать и даже преодолевать его. Например, вокруг достаточно острого для мальчика впечатления, связанного с нагревательным прибором для воды в поезде, которое он часто проговаривал («горячая водичка булькает в котле»), постепенно строился и развивался сюжет совместной со взрослым игры в долгую поездку всей семьи ребенка к бабушке и дедушке на летний отдых. При этом сначала собственная активность ребенка ограничивалась лишь «изготовлением» котла и повторением фразы о булькающей воде, но постепенно, вслед за психологом, он стал участвовать в тщательных сборах в дорогу («что не забыть»), в подготовке поезда, в постройке туннеля и т.д. В совместной игре появилась возможность с удовольствием переживать другие острые – исходно пугающие впечатления (проскочить туннель, залезть на верхнюю полку и др.), а о котле вспоминали только когда после всех приключений – «хорошо бы выпить чаю с вкусными сухариками».
Однако чаще такого ребенка спасает только тесная эмоциональная связь с матерью или другим близким человеком, который поддержит, подбодрит, лишний раз похвалит. В целом же он стремится избегать отрицательных аффективных впечатлений, погружаясь в привычные формы активности. Работая с детьми четвертой группы, мы с помощью игрового стереотипа имеем возможность не только справляться с генерализованной тревогой, но и пытаться формировать у них механизм самостоятельного преодоления страха. Для этого мы постепенно развиваем как можно более развернутую игру с элементами психодрамы, где ребенок должен принять на себя героическую роль в борьбе с опасностями.
Необходимым условием для этого является повышение активности ребенка, дозированная тренировка его эмоциональной выносливости, что достигается прежде всего наполнением игры аффективно насыщенными действиями. Мы качаем ребенка на качелях, кружим его на руках («тренировка для космонавта»); провоцируем на прыжки с небольшой высоты, на залезание на лесенку; на агрессивные действия, необходимые «будущему герою» (порычать, «как лев»; метко пострелять; пощелкать кнутом, «как смелый дрессировщик»). При этом, однако, очень важно не замкнуться на этих простых аффективных действиях, вовремя переключать внимание ребенка на какой-то другой, достаточно яркий поворот сюжета. В нем может уже заключаться элемент преодоления — сначала предельно свернутой психодрамы с быстрым разрешением напряженной ситуации (например, провести игрушечный поезд через «темный тоннель», «нырнуть» на секунду, как большая рыба, и сразу «вынырнуть»).
Механизм преодоления страха следует начинать осваивать на менее значимых, хотя и достаточно напряженных для ребенка ситуациях; наиболее острые его страхи и переживания поначалу затрагивать нельзя. При этом возможно использование следующих приемов:
- создание ситуации «острой безопасности», о которой написано выше и которую мы активно используем в работе с детьми второй группы;
- обыгрывание благополучного завершения ситуации потенциальной опасности, в которой «чуть было» что-то не произошло («Как вовремя мы успели подбежать, чуть было молоко не убежало из кастрюли», «Чуть было трамвай не ушел» и т. д.);
- введение в сюжет игры «проказника» — симпатичного в целом персонажа, но любящего поозорничать (Буратино, Карлсона) или просто «глупого малыша» (Незнайку), которого можно поругать и даже иногда наказать за небольшие провинности: поставить в угол, не пустить гулять, оставить без мороженого. Используя этот прием, мы должны помнить, насколько значима для ребенка четвертой группы правильность поведения, поэтому «шалости» должны быть дозированы — в рамках обычных, знакомых бытовых ситуаций.
Постепенно подобные сюжеты должны удлиняться: следует дольше фиксировать внимание на «приближении опасности» (благодаря внесению новых подробностей сюжета) и, соответственно, оттягивать момент счастливого разрешения напряженной ситуации. Это можно делать, играя с ребенком, рисуя вместе с ним, читая ему сказку («Кот, дрозд и петух», «Три поросенка», «Буратино», «Доктор Айболит»).
При чтении развитие психодрамы достигается постепенным увеличением содержания: сначала книгу можно прочитать в сокращенном варианте или даже коротко пересказать, затем вводить пропущенные эпизоды. При этом необходимы постоянные комментарии взрослого, отражающие его отношение к происходящему и дающие эмоциональную оценку событиям и персонажам. Ни в коем случае нельзя застревать на отдельных отрицательных аффективных деталях, которые достаточно часто встречаются в сказках и придают повествованию остроту. Пока они могут лишь помешать схватыванию ребенком основного, целостного эмоционального смысла прочитанного.
Особенно эффективным является проговаривание и прорисовывание наполненных реальными подробностями историй про самого ребенка, в которых он предстает «помощником», «совсем большим мальчиком», «смельчаком», «защитником», «героем» и т. п. С их помощью можно постепенно приблизиться и к более острым для ребенка впечатлениям из его личного опыта, когда он сам начинает рассказывать об испытанном когда-то страхе («как тетя ругалась», «как бормашина сверлила»). На определенном этапе коррекционной работы, когда ребенок уже обладает достаточно большим запасом героических историй про себя, он может принять формулировку, которую затем начинает использовать самостоятельно для преодоления многих своих страхов: «Когда я был маленький, я боялся» или «Малыши — они всегда этого пугаются».
Таким образом, повышая тонус ребенка, осторожно стимулируя стремление к преодолению, развивая в социально приемлемых формах механизм экспансии, мы обучаем его способам овладения переживанием страшного, самостоятельного преодоления страха.