Сказкотерапия: теория и практическое применение
Как работает сказкотерапия?
Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.
Сказка не только учит, но и лечит.
Сказкотерапия помогает детям, потерявшим родителей. Ребенок встречается в сказке с самим собой, с хорошим, лучшим проявлением себя. Учится у себя сказочного добрым поступкам, учится быть счастливым.
Cказкотерапия в садике и дома
Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.
Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.
Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.
Какие бывают сказки?
Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:
- Трудности в общении.
В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.
- Внутренние переживания.
Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»
- Страхи.
Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное,
как он этого боится
. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь. - Возрастные трудности.
В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.
Виды сказок в сказкотерапии:
- Художественные сказки.
Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».
- Психокоррекционные сказки.
Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.
- Психотерапевтические сказки.
Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.
Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).
- Медитативные сказки.
Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.
- Дидактические сказки.
Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.
Для детей и взрослых
Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.
Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.
Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь… Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».
«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.
Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.
Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.
Сказкотерапия в логопедии и дефектологии
Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:
- формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);
- развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;
- тренировку употребления родительного падежа;
- формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).
Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.
Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.
Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.
В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.
Сказкотерапия в психологии
Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:
- Диагностика
, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.
- Собственно терапия
— решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.
- Прогностика
— помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.
Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.
Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.
Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:
- Решение задач, стоящих перед человеком.
Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.
- Развитие мыслительных процессов.
Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.
- Передача истинных ценностей.
Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.
- Выявлением забытых, далеких детских травм
занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.
- Эмоциональное насыщение.
Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.
- Изменение поведения
— терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.
Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.
Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности
с детьми любого возраста:
- Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа.
При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.
- Отсутствие слишком длинных пауз.
Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.
- Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами.
Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.
- Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.
Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:
- Чтение
(рассказывание)
произведения. - Художественное изображение
— рисование, лепка, изготовление аппликации.
- Диагностика.
- Придумывание собственной истории.
- Создание кукольных персонажей.
- Театрализованная постановка.
Читайте другие материалы по дошкольному образованию:
Методическая помощь педагогам дошкольного образования
Как читать ребенку вслух? Улучшаем навыки чтения
Методика диагностики, развития и коррекции зрительного восприятия у дошкольников
10 игр для детского сада: учимся дружить и помогать
И уму, и сердцу
Все методы применяются отдельно или комплексно, в соответствии с возрастными особенностями слушателей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу – так происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций.
Из сказочных образов черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать…
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.
Выводы
Ребёнку в силу малого опыта сложно чётко сформулировать свои переживания и мысли по этому поводу. А симптомы, признаки, говорящие о проживании проблемы, знакомы всем взрослым – капризы, слёзы, крик.
«НЕ хочу в детский сад!», «Кашу есть не буду!», «Вы меня не любите!», «Спать не пойду!» и так далее. Можно надавить авторитетом взрослого и заставить всё это сделать, так часто поступают молодые родители. Ведь пробовали, упрёки и отчитывания с нравоучениями практически не работают.
Можно рассказать полезную короткую сказку. Коротко о главном, которое меняет поведение и уровень осознания. Ребёнок с удовольствием примерит на себя новую роль и будет пробовать подражать герою.
Общайтесь с детьми больше, задавайте множество вопросов ему: нравится ли главный герой, хорошо ли он сделал вначале, как можно было поступить, что сделал бы ты в такой ситуации.
Простым и лёгким путём с радостью взявшись за руки с ребёнком каждому доступно повысить качество жизни и взаимоотношений.
Ненаправленная форма
Существует и менее директивный метод сказкотерапии. В его основе лежит представление о том, что каждый ребенок – это уникальная личность, по-своему воспринимающая окружающий мир. Такая психокоррекционная программа для детей ставит своей целью помочь маленькому пациенту в выявлении и осознании имеющейся проблемы. Составленная специалистом история обязательно содержит указания ребенку и на некоторые направления их решения.
Педагогом или психологом в данном случае создается особая эмоциональная атмосфера. Она направлена на поддержание всего доброго и позитивного, что есть у ребенка, признавая его право на любые чувства, но при этом выдвигая социальные требования. Например, детям указывают на то, что не следует кусаться, драться или обзываться.
Чаще всего при использовании данного направления занятия проводятся сразу с группой маленьких пациентов в составе 3-5 человек. Длительность такого курса составляет 1-2 месяца. Сказки в этом случае создаются для всей группы, так как считается, что ребенок будет воспринимать предложенную историю по-своему, взяв из нее только то, что актуально его проблеме.
Психотерапевтические сказки
Особенность подобных историй состоит в том, что их сюжет должен быть аналогичен проблеме, которая имеется у ребенка, но при этом не иметь с ней прямого сходства. Рассказанные истории должны предлагать решение существующей проблемы. Не зря их называют еще и сказками, способными врачевать душу.
Для какого возраста подходит использование подобного направления? Весьма эффективным оказываются такие психокоррекционные сказки для дошкольников, а также для старших детей. Применяют их и для подросткового возраста.
Направленная форма
При директивном методе сказкотерапии педагог или психолог являются главным лицом, активно участвующим в процессе занятий и внимательно наблюдающим за поведением ребенка. Это позволяет интерпретировать реакции маленького пациента и правильно выстраивать свою дальнейшую тактику.
В этом случае психотерапевтические метафоры, которые используются при такой работе, должны быть созданы и подобраны индивидуально, исходя из целей работы и проблем, имеющихся у ребенка.
Те психологи, которые работают с использованием данного метода, отмечают тот факт, что при создании сказки они, прежде всего, ставят своей целью получение желаемого результата. Он при этом должен быть:
- конкретным;
- подконтрольным, то есть зависимым не от внешних обстоятельств, а от самого ребенка;
- сформулированным в максимально позитивном виде, то есть подчеркивать, от чего следует избавляться, а к чему необходимо стремиться.
И если сама структура истории будет связана с проблемами и с жизнью маленького пациента, то это позволит эффективно сработать психокоррекционным механизмам сказки.
Виды психотерапевтических сказок
Специалисты выделяют несколько типов подобных историй. Среди них:
- Сказки о ребенке, очень похожем на маленького пациента. В этом случае главный герой повествования может стать другом малыша. События, которые будут происходить в истории, непременно должны быть похожи на те, которые имеют место в реальной жизни. На подобном примере дети учатся не только решать свои проблемы, но и приходить к самостоятельным выводам. Например, ребенку, не желающему заниматься гимнастикой, вполне уместно будет рассказать историю, в которой главный герой случайно подслушал разговор о пользе таких занятий. Он понял, что гимнастика способна придать ему такую энергию и силу, которые позволят добиться желаемого.
- Истории о маленьком пациенте. Слушая такие сказки, ребенок начнет напрямую отождествлять себя с ее главным героем. При этом педагогу или психологу понадобится включить в свое повествование некоторые элементы, напрямую перенесенные из реальной жизни. Это названия игрушек и имена друзей или любимых малышом мультяшных героев. В сказке подобного типа главный персонаж должен быть наделен теми положительными качествами, которые желательно привить маленькому пациенту. Например, невежливость может быть откорректирована поступками героя. В сказке он должен со всеми здороваться и каждому помогать. Если ребенок боится темноты, то для него полезными станут истории о маленьком персонаже, вызволяющем кого-либо из страшного и темного подземелья. По утверждениям психологов, таким образом можно добиться эмоционального восприятия истории. По истечении некоторого времени сказка начнет соотноситься с реалиями. Порой модель поведения у ребенка меняется в нужную сторону уже спустя несколько часов после проведенного сеанса. Ведь малыш начнет примерять роль главного персонажа на себя.
Функции психокоррекционных сказок
Какой цели можно добиться, рассказывая ребенку специально придуманные для него истории? Все типы сказок для психокоррекционной работы позволяют:
- Воспитать в маленьком человеке самые хорошие качества. Это доброта и порядочность, искренность и смелость, честность и отзывчивость.
- Обучить правилам поведения. Психокоррекционные сказки делают это ненавязчиво и мягко. Ведь подобные истории необходимы для того, чтобы малыш прочувствованные им эмоции грусти и радости, а также сопереживания персонажам переносил в реальную жизнь.
- Привить маленькому человеку извечные ценности, а также обучить его пониманию окружающего мира и тех отношений, которые существуют между людьми.
- Расслабить.
- Воспринять положительный опыт и показать модели идеальных взаимоотношений.
Те качества, которыми обладают выдуманные герои, играют в сказкотерапии лишь вспомогательную роль. При этом они помогают сформировать у ребенка необходимые черты характера. Чаще всего психологи пытаются завуалировать сюжет истории. Они делают его несколько более запутанным, чем события реальной жизни. С малышом, который должен найти выход из проблемной ситуации, специалисты разговаривают как с взрослым. Только в таком случае производимая маленьким пациентом духовная работа станет максимально эффективной.
Психокоррекционные сказки для младших школьников должны иметь сюжет, основанный на их личном интересе. В 6 лет на ребенка желательно воздействовать с помощью забавных историй, содержащих в себе увлекательные приключения. В 7 лет оптимальным вариантом явятся волшебные сказки. В этом возрасте желательно также знакомить малышей с произведениями разных авторов. В 8-9 лет детям будут особенно интересны притчи и бытовые сказки. Они с удовольствием прослушают истории, имеющие разветвленный сюжет, где помимо переживаний и чувств героев добавятся и авторские размышления.
Сюжет повествования при недирективном методе
Сказки при ненаправленной форме коррекционной работы составляются в виде целого цикла историй. Между собой они связаны одними и теми же персонажами. В каждой сказке герои попадают в различные приключения. Подобный алгоритм весьма удобен. Ведь ребенок быстро привыкает к постоянным героям, и ему становится намного проще сравнивать себя с ними. Помимо этого, используемый цикл историй порой включает в себя некоторые ритуальные моменты, а команды, которые переходят из одной сказки в другую, позволяют максимально эффективно руководить проводимыми сеансами.
Существуют различные типы сказок для психокоррекционной работы. Рассмотрим некоторые из них подробнее.