Структура и особенности портрета социальной личности

«Социальный» — это прилагательное, образованное от существительного «социум» — «общество». В современном русском языке существует множество терминов, так или иначе связанных со словом «социальный»: социальное положение, социальная ответственность, социальное обеспечение, социальная психология… Этот список можно продолжить. Большинство его элементов плотно вошло в повседневную жизнь современного человека, но разобраться в том, что они значат, невозможно, если не знать значения самого понятия «социальный».

Понятие

Человек не может существовать вне общества.

В этом его главное отличие от животных.

Социальная личность — это любой индивид, который входит в общественные группы, вступает в общественные отношения, является самостоятельным членом общества с определенными правами и обязанностями.

У каждого человека множество социальных личностей, поскольку его жизнь в обществе, как правило, достаточно многосторонняя. Один и тот же человек может восприниматься разными людьми из своего окружения по-разному с социальной точки зрения.

Например, та социальная личность, которую видят коллеги, может не иметь ничего общего со знакомой друзьям или родственникам личностью.

Социально-психологическая сторона любой личности включает комплекс специфических индивидуальных параметров. Каждая личность — это отдельный человек, с присущим ему набором социальных и психологических черт.

На формирование социально-психологического портрета индивида оказывает влияние множество факторов: анатомические особенности, свойства психики, ближайшее окружение, социальные группы, образование, сфера профессиональной деятельности, идеология, религия и т.д.

Каждый человек изначально представляет собой «чистый лист», который в процессе социализации под влиянием вышеперечисленных факторов начинает формироваться в конкретную личность со своим индивидуальным набором психологических и социальных черт.

Альтернативное значение

Социальный — это не только относящийся к общественной жизни. Иногда этим термином характеризуют нечто, что кардинально меняет эту жизнь, вносит в нее существенные поправки, причем резкие и радикальные.

Социальным может быть переворот или революция. Значение слова «социальный» в этом случае — изменивший общественную жизнь. Самые яркие примеры таких перемен — Английская революция в семнадцатом веке и Великая французская революция — в восемнадцатом.

Типы

В современной науке принято выделять следующие социальные типы личности с точки зрения ценностных ориентаций, присущих индивидам:

  1. Традиционалисты. Для них на первом месте законопослушность, исполнительность, дисциплинированность и ответственность. Подобные черты наблюдаются на фоне отсутствия стремления к самореализации, самостоятельности.
  2. Идеалисты. Они являются полной противоположностью традиционалистов. Стремятся проявить себя и действовать в соответствии с собственными установками, принципами. Не признают авторитетов и традиционных взглядов на вопросы.
  3. Фрустрированный тип. Эти люди не чувствуют себя вовлеченными в общественную жизнь, в принятие важных общественных решений. Им свойственна низкая самооценка, постоянное состояние подавленности и пассивности.
  4. Реалисты. Подобные личности грамотно сочетают стремление к самореализации с осознанием чувства долга.
    Они способны рационально подходить к решению проблем и объективно оценивать предлагаемые обстоятельства.
  5. Гедонистические материалисты. Являются типичными потребителями, которые стремятся к получению сиюминутных удовольствий, не задумываясь о завтрашнем дне. Собственные желания для них всегда на первом месте.

Типы личности:

Социальное в человеке

Человек – это единственный представитель животного мира, который не подстраивается под окружающую среду, а подстраивает её под себя. Стоит отметить, что влияние человека на природу может быть как разрушительным, так и созидательным. Своим действиями он может нарушать её естественную гармонию, а может облагораживать мир вокруг себя, превращая мрачные топи в цветущие сады.

При этом практически любая деятельность человека неразрывно связана с обществом. Лишь в своём взаимодействии с другими представителями своего вида и с окружающей средой мы становимся людьми, поскольку лишь тогда мы действительно отличаемся от остальных животных. Наша социальная сущность проявляется через общение, осознанную работу, способность приходить к компромиссу и желание заниматься творчеством, создавая что-то для других.

Социально-психологический портрет

Каждый человек обладает яркой индивидуальностью, складывающейся из природных, социальных, психологических особенностей.

Социально-психологический портрет любого индивида можно составить на основе анализа следующих компонентов:

  • темперамент;
  • характер;
  • навыки и умения;
  • уровень интеллекта;
  • эмоциональность;
  • волевые качества;
  • коммуникабельность;
  • уровень самооценки;
  • степень самоконтроля.

В процессе социализации человека в обществе данные компоненты постоянно изменяются, развиваются. Это происходит в результате усвоения социального опыта, получения новых представлений об окружающей действительности, приобретения знаний, освоения моделей поведения и т.д.

По этой причине социально-психологический портрет человека формируется на протяжении всей жизни.

Основные факторы антропогенеза человека

Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития.

Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.

К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.

Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность

— способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья.

Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.

Свойства и качества

Социально-психологические свойства — это устойчивые, индивидуальные черты конкретного индивида, которые позволяют охарактеризовать его с социальной и психологической точки зрения.

Данные свойства делятся на четыре группы:

  • свойства, связанные с развитием и применением социальных способностей (интеллектуальный уровень, воображение, налаживание связей и т.д.);
  • свойства, формирующиеся под влиянием группы и в результате внутригруппового взаимодействия (знания, навыки, модели поведения и т.д.);
  • свойства, связанные с социальным поведением, позицией индивида (активность, ответственность, чувство долга, стремление к сотрудничеству и т.д.);
  • свойства, базирующиеся на психологических характеристиках индивида (открытость мышления, подвижность психики, модель реагирования на критические ситуации и т.д.).

Социально-психологические качества — это характеристики личности, которые формируются в процессе взаимодействия с другими людьми, во время коммуникации.

В зависимости от своих качеств личность может выполнять определенные общественные роли, занимать конкретное социальное положение. Стандартная классификация предусматривает разделение людей на три типа в соответствии с присущими им качествами:

  1. Атлетики. Люди с активной жизненной позицией, которые стремятся всегда доминировать и управлять.
  2. Пикники. Люди с хорошо развитыми адаптивными механизмами, позволяющими им легко вступать в коммуникации и успешно избегать конфликтных ситуаций.
  3. Астеники. Классические интроверты, предпочитающие уединение.

Что значит асоциальный человек

Чтобы понять, кто такой асоциальный человек и не путать данное понятие с антисоциальными, мизантропичностью и прочими, необходимо разобрать психологические первопричины особенности данного типа характера, относящегося не к патологическим нарушениям, а к социопатическому спектру. Изначально это связано с нарушениями эмоционального спектра, таким людям не только тяжело активно и бурно демонстрировать свои эмоции, но даже выразить их словесно, некоторые состояния остаются закрытыми для описания, и только психотехники помогают разобраться с тем, что происходит внутри. Поскольку окружающие демонстрируют свои чувства ярче, говорят о них чаще, асоциальному типу становится неуютно и непонятно в их компании.

В ценностях и важности преобладают собственные взгляды и приоритеты, поэтому общественные правила и нормы будут игнорироваться. Например, если асоциальному человеку стало скучно, то он не будет выдерживать культурную паузу, дожидаться прощания, а просто уйдёт (спектакль, гости – не важно). Улыбаться кому-то ради того, чтобы произвести приятное впечатление он также не будет, улыбка появится только при хорошем настроении, а вежливое общение только при условии наличия уважения к собеседнику.

Из-за сниженной чувствительности в эмоциональной области распространённой реакцией на любое вторжение или попытки навязать общественные нормы является агрессия. Она является единственным способом реагирования на любые раздражители, при этом, чтобы добиться своего желаемого от других людей асоциальная личность легко использует манипулирование, ложь, надевает любые роли. Получается, что асоциальное поведение человека не исключает адаптацию, а использует её только в тех ситуациях, когда это необходимо ему, иначе просто включается жестокое противостояние.

Высокий уровень импульсивности не даёт возможности асоциальному человеку найти адекватные пути удовлетворения своих желаний, зато потребность их реализации становится крайне обострённой и требует выполнения в секунду возникновения. Это приводит к тому, что люди осуществляют не очень хорошие поступки только чтобы получить желаемое быстрее, а объяснить им недостойность такого выбора тяжело, поскольку они не способны понять чувств других и их страданий или боли, отсутствует стыд и вина, как основные регуляторы социального поведения.

Исправлять недостойные поступки асоциальные люди также не спешат, поскольку даже при виде слёз, боли и огорчении других полностью уверены в своей правоте, а нежелательное поведение других рассматривают в качестве манипуляции и попыток оказывать давление. Свои негативные поступки они не анализируют и не используют как опыт, т.е. раз извинившись перед кем-то, они могут продолжать делать те же самые вещи.

Из таких личностных черт может сложиться много паттернов поведения, поэтому описать социопатичность или асоциальность как проявление чего-то одного в ограниченном наборе невозможно. Тут не будет инструкции с цитатами, а только понимание внутренней мотивации человека и его социальной отгороженности. Даже к своим партнёрам, которые могут быть центром вселенной и действительно любимыми, асоциальная личность не будет проявлять чувств, особенно чуткость. В это сложно верить тем, кто не находится с ними в близкой связи, потому что на поверхностных отношениях асоциальные личности очень харизматичны и вызывают интерес практически у всех.

Особенности

С социально-психологической точки зрения личности присущи следующие характерные особенности:

  • является не только объектом, но и субъектом социальных отношений, поскольку обладает свободой выбора;
  • является уникальной, так как имеет индивидуальный набор социальных и психологических характеристик;
  • формируется под влиянием социума (процесс социализации);
  • осознает свое отношение к различным событиям, явлениям, общественным установкам;
  • осознает свои потребности, желания и цели;
  • стремится к самореализации;
  • самостоятельно формирует мнение о членах общества, с которыми вступает в различные коммуникации;
  • полностью включена в отношения с окружающей действительностью;
  • занимается конкретной деятельностью, позволяющей удовлетворить материальные потребности и занять определенное место в обществе.

Рейтинг городов с низкой социальной ответственностью

Маркетинговое агентство Zoom Market провело в России исследование, целью которого было выяснить в каких городах живет больше мужчин, пользующихся услугами представительниц “древнейшей профессии”.

Получился следующий перечень:

1. Екатеринбург 2. Краснодар 3. Москва 4. Новосибирск 5. Самара 6. Владивосток 7. Ростов-на-Дону 8. Челябинск 9. Санкт-Петербург 10. Воронеж 11. Уфа 12. Красноярск 13. Сочи 14. Омск 15. Пермь 16. Тамбов 17. Казань 18. Нижний Новгород 19. Чита 20. Симферополь 21. Брянск 22. Саратов 23. Волгоград 24. Саранск 25. Иваново

Параметры анализа

Социально-психологические параметры анализа личности следующие:

  1. Зрелость. Высшим уровнем зрелости является наличие определенных жизненных установок и взглядов. Зрелый человек в своих действиях руководствуется индивидуальной системой ценностей. Он занимает уважаемое положение в обществе и является объектом для подражания, не отказывается от своих взглядов даже под угрозой применения насилия. Такой человек может содействовать развитию других членов общества, которые берут с него пример. Незрелая личность отличается отсутствием четкой системы ценностей, низким уровнем социальной ответственности.
  2. Адаптация. Это степень приспособления человека к жизни общества. При конфликтной адаптации происходит непринятие общественных норм, что приводит к психологическому напряжению и сложностям с самореализацией. При средней адаптации человек вполне вживается в окружающую действительность и более или менее успешно функционирует в обществе.
    При высоком уровне адаптации индивид не только приспосабливается к окружающей действительности, но и успешно развивается в предложенных условиях.
  3. Адекватность. Это принятие и усвоение человеком существующих в обществе норм и принципов. Индивид не просто внешне подстраивает свое поведение под общепринятые модели, а внутренне преобразовывает себя в процессе социализации. Адекватных с социальной точки зрения людей отличает высокий уровень морали, нравственности.
  4. Идентичность. Это результат самоидентификации человека. Осознав свое «Я», индивид может сопоставлять выдвигаемые обществом требования и предоставляемые возможности со своими способностями и желаниями. В итоге вырабатывается механизм регулирования поведения в обществе с учетом представлений о себе.

Возможные причины


Взросление в неблагополучной семье может приводить к развитию асоциального поведения

Асоциальное поведение не зарождаются на пустом месте, оно является последствием воздействия определенных факторов, которые могут иметь педагогические, медицинские или социальные корни.

К медицинским причинам относят:

  • наличие психосоматических отклонений;
  • инфантилизм;
  • СДВГ;
  • инфицирование ребенка во время внутриутробного развития;
  • шизотипическое расстройство;
  • шизофрения;
  • травмирование или инфицирование головного мозга.

К педагогическим причинам относят:

  • завышенные требования к ребенку;
  • безотказность в удовлетворении всех прихотей малыша;
  • наличие отрицательного примера для подражания (родители или другие члены семьи);
  • частые, и что главное, несправедливые наказания;
  • полное игнорирование потребностей малыша;
  • наличие гипо- или гиперопеки;
  • отсутствие доверия в семье.

К социальным причинам относят:

  • желание самоутвердиться за счет другого человека;
  • социальное или материальное неравенство;
  • влияние субкультур, религиозных сект;
  • взросление в неблагополучной семье;
  • пережитое сексуальное или физическое насилие;
  • издевательства, травля, насмешки;
  • проблемы в общении с ровесниками у подростков и детей;
  • наличие зависимостей, которые провоцируют развитие девиантного поведения.

Зрелость

Социальная зрелость — способность живущего в обществе человека брать на себя ответственность, принимать решения.

Зрелый человек отличается целостностью характера, предсказуемостью, позитивной направленностью поведения.

Зрелая личность всегда четко осознает свои цели и стремится к их достижению, не нарушая при этом интересов других членов общества. Такие люди предельно объективно оценивают самих себя и окружающих их людей, принимают решения сообразно обстоятельствам.

Достижение социальной зрелости не отменяет потребности в других людях. Зрелый человек продолжает усваивать новый опыт, пересматривать свои взгляды и работать над собой на протяжении всей жизни. Но другие люди для него являются советчиками и собеседниками, а не учителями и наставниками.

Меры предосторожности

Профилактика развития асоциальности у детей и подростков в себя включает следующие советы:

  • позаботьтесь об эмоциональном состоянии малыша;
  • станьте для ребенка положительным примером, пропагандируйте здоровый образ жизни, правильные ценности;
  • создавайте внутрисемейные доверительные отношения;
  • при необходимости своевременно посещайте психологические консультации.

Теперь вы знаете, что собой представляют люди асоциального поведения. Это не означает, что необходимо изолироваться от общения с такими личностями. Гораздо правильнее будет поставить асоциального человека на путь истинный, помочь ему социализироваться, если это в ваших силах.

Соотношение биологического и социального

Человек является биологическим организмом, который появился в результате эволюции. В организме каждого человека происходят различные естественные процессы, которые в некоторой степени обуславливают его поведение.

Но с одной только биологической точки зрения оценивать человека невозможно, поскольку он одновременно является существом социальным.

Как продукт общества человек проходит процесс социализации, в результате которого происходит усвоение определенных норм, принципов поведения, правил, взглядов и т.д.

При этом во время социализации большое значение на усвоение всех этих принципов оказывают индивидуальные черты конкретного индивида, поскольку всю транслируемую обществом информацию он пропускает через призму собственного сознания.

Таким образом, заложенная на генетическом уровне информация отличает человека от других живых организмов и образует его биологическую природу. А получаемое в процессе социализации образование, воспитание формирует общественную составляющую.

Биологическое в человеке

С точки зрения анатомии и физиологии, человек является самым обычным биологическим существом. Каждая из имеющихся в нашем организме систем решает определённые биологические задачи. К примеру, кровеносная система обеспечивает все органы кислородом и питательными веществами, а лимфатическая обеспечивает их очистку.

Мы полностью зависим от состояния этих систем, поэтому должны постоянно обслуживать их. Нам необходимо спать, есть, удовлетворять иные физиологические потребности. Тем не менее иногда мы болеем, и тогда весь организм начинает «сбоить». Но вскоре иммунная система справляется с болезнью, и все системы снова работают в привычном режиме. Все эти процессы являются чисто биологическими, и протекают у нас точно так же, как и у большинства теплокровных животных.

Интересно, что многие наши системы уступают по своим возможностям аналогичным системам животных. Наше зрение не сравнится со зрением орла, мы не можем бегать со скоростью, которую развивает гепард, а наш желудок не способен переваривать траву, создавая из неё питательные вещества, как это делает желудок коровы. Тем не менее по своему общему потенциалу мы превосходим всех животных, и это обеспечивается именно нашей социальной природой.

Теория психосоциального развития Э. Эриксона

Э. Эриксон утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни.

От рождения и до смерти он проходит 8 стадий, каждая из которых сопровождается определенным кризисом:

  • младенчество (0-1 год);
  • раннее детство (1-3 года);
  • детство (3-6 лет);
  • школьный возраст (6-12 лет);
  • отрочество и юность (12-20 лет);
  • ранняя зрелость (20-25 лет);
  • средний возраст (25-65 лет);
  • поздняя зрелость (после 65 лет).

Каждый кризис может завершиться благополучно или негативно.

Если человек успешно его преодолевает, то он переходит на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для дальнейшего личностного развития.

Если же кризис не преодолевается, то переход на следующий уровень все равно происходит, но неразрешенные проблемы на новом уровне остаются вместе с человеком.

Как общаться с асоциальными людьми

  1. Если в кругу ваших знакомых есть такие индивиды, то по возможности сведите общение с ними к минимуму.
  2. Если асоциальный индивид способен проявлять агрессию, не вступайте с ним в спор, себе дороже.
  3. Старайтесь своим поведением подавать пример для подражания.
  4. Если хотите помочь такому человеку, по возможности выясните, что именно привело к развитию асоциальности. И, если вы имеете какое-то влияние на этого индивида, посоветуйте ему обратиться за помощью к психологу.

Учение Эриха Фромма

Эрих Фромм – немецкий социолог и философ – утверждал, что вид деятельности человека обусловлен его соображениями и условиями жизни, соображения, в свою очередь, определяются структурой личности. Согласно его учению, можно выделить несколько типов социального характера.

Рецептивный (пассивный или мазохистский)

Убеждения: источник всех благ находится вовне, создать что-либо самостоятельно невозможно, единственный способ достигнуть желаемого – прибегнуть к помощи извне.

Характеристика: стараются прибегнуть к помощи других, крайне безответственны, в случае неудач перекладывают вину на другого, сильно зависимы от авторитетных в их круге общения лиц, никогда не занимают лидирующие позиции.

Социальные взаимоотношения: хотят быть любимыми, но не хотят любить сами, не инициативны, зависимы.

Эксплуататорский (садистский)

Убеждения: источник всех благ находится во внешней среде, достичь желаемого самостоятельно невозможно, создать что-либо самостоятельно также нельзя, но можно украсть и переработать чужое.

Характеристика: желаемого достигают путем манипуляций и хитрости, навязывают окружающим свои жизненные убеждения, не терпят инакомыслия, легко настраиваются на работу и очень продуктивны в своей сфере деятельности.

Социальные взаимоотношения: заинтересованы только теми, кого нужно завоевать или «отбить», стремятся занять лидирующую позицию, крайне коммуникабельны, но часто враждебны; окружающих оценивают по степени полезности, циники, к новым знакомым относятся подозрительно, завистливы к успехам других и очень ревнивы.

Накопительский (стяжательский, деструктивный)

Убеждения: создать невозможно – нужно беречь и экономить уже имеющееся, стремятся ка можно больше получить и как можно меньше отдать.

Характеристика: их дом – их главная крепость, которую они стремятся сделать максимально комфортной путем размещения там огромного количества вещей, стараются везде навести порядок, не любят перемены.

Социальные взаимоотношения: всегда находятся под чьим-либо контролем, редко проявляют инициативу, много молчат и думают, структурируя и анализируя мысли, они скупы на эмоции не любят конфликты.

Рыночный (конформистский)

Убеждения: успех зависит от умения правильно себя преподносить, все, включая их самих, – товар, с которым необходимо конкурировать.

Характеристика: следят за «спросом» и быстро адаптируются к последним тенденциям, теряя в процессе свою индивидуальность, часто перенимают образы, которые транслируют масс-медиа, нередко жертвуют чувством собственного достоинства.

Социальные взаимоотношения: прицениваются к окружающим, стремятся заводить полезные знакомства, не терпят критики и прочих угроз самооценке, часто не уверены в себе, редко испытывают настоящие чувства – они не любят и не ненавидят, ни к кому не привязываются и никем не дорожат, легко разрывают связи.

Воспринимающий

Убеждения: создать самостоятельно невозможно, но возможно помочь в создании другим.

Характеристика: зависят от других, не имеют индивидуальности, часто живут чужой жизнью.

Социальные взаимоотношения: коммуникабельны, искренне радуются успехам других, много говорят и громко смеются, всегда имеют большой круг общения.

Некрофилический

Убеждения: не задумываются о создании, жизнь – трагедия.

Характеристика: крайне деструктивны, подвержены депрессиям, обладают подвижной психикой, часто являются религиозными фанатиками или ярыми приверженцами радикальных течений.

Социальные взаимоотношения: зависимы от других людей, внушаемы.

Социальный (социофилический)

Убеждения: развитие – главная задача жизни, могут как создавать самостоятельно, так и помогать в этом другим.

Характеристика: зрелые гармоничные личности, внимательны к деталям, стремятся изучить окружающий мир, не противопоставляют себя обществу, но и не стремятся соответствовать его требованиям, осознают свои сильные стороны.

Социальные взаимоотношения: любят людей, терпеливы, стремятся окружить заботой близких, в процессе своего развития стараются привлечь к развитию окружающих.

Примеры из жизни

Заканчивая разговор о социальном статусе и социальной роли, рассмотрим несколько ситуаций, связанных с изменением позиции в обществе.

Рабочие и крестьяне СССР

В результате октябрьской революции в России статус рабочих и крестьян как эксплуатируемого класса сменился на статус правящего. Рабочие и крестьяне стали хозяевами молодого государства, а царизм и буржуазия лишились положения привилегированной прослойки и были изгнаны из страны или физически уничтожены.
Но через несколько десятилетий сформировалось новое сословие: военная, политическая и интеллектуальная элита, затем творческая интеллигенция и шоу-бизнес. Они обладали финансовой и интеллектуальной мощью, связями и другими атрибутами высокого статуса, в отличие от рабочих и крестьян, и сместили их с верхушки социальной пирамиды.

Мегзит

Став супругой принца Гарри, Меган Маркл получила статус члена королевской семьи и титул герцогини Сассекской. Но после рождения наследника герцог и герцогиня официально отказались дать ему титул принца.
А через год и сами отказались от титулов (соответственно и от статусов членов королевской семьи и претендентов на престол), приняли решение покинуть Англию и работать в США, сохранив приобретённые статусы профессионалов, родителей и общественных деятелей.

GreenPeace

Зоозащитные и экологические движения никогда не были приоритетными, так как в целом человечество ещё не полностью признаёт важность «зелёного» движения.
Со временем объединение тысяч добровольцев за счёт численности и общественного резонанса получило способность влиять на производителей товаров и услуг, на покупательский интерес, на законодательные органы и даже на политические решения властей во многих странах мира.

Но всё же считать престижной эту ассоциацию было бы неверно, так как большинство её участников не получают прямой материальной выгоды.

[media=
https://youtu.be/dcz97eGGLWI
]

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]