В 1943 году в журнале Psychological Review была опубликована статья Абрахама Маслоу «Теория мотивации индивида». Его взгляды отличались от популярных в то время концепций психоанализа и бихевиоризма, которые основывались на поведении зверей и были умозрительными. Теория Маслоу базировалась на экспериментах с людьми, проводившихся в больничных условиях.
Кроме того, исследования Маслоу позволили впервые сформулировать позитивный взгляд на человеческую природу. Традиционная психология изучала людей с психическими отклонениями, тогда как Абрахам Маслоу исследовал поведение здоровых и реализовавшихся индивидов. Он уделял особое внимание таким проявлениям личности, как альтруизм, любовь, креативность.
Введение
В предыдущей статье мы уже упоминали об обстоятельствах, при которых в психологии возникло гуманистическое направление. Его важной особенностью была убежденность его последователей в том, что помимо базовых потребностей и потребностей в реализации животных инстинктов, любой человек обладает и совершенно другой мотивацией, а также, потенциалом к ее реализации.
Имелось ввиду следующее, невозможно исчерпывающе описать человека, исключив те его черты, которые отличают его от животного, а именно такие вещи, как стремление понять основополагающие вопросы бытия и мироздания, стремление к самоактуализации, самосовершенствованию, стремление к творчеству и к прекрасному. Более того, последователи гуманистического направления считали, что стремление к вышеперечисленному имманентно присуще человеческой природе, наравне с животными инстинктами.
Среди всех гуманистических теорий и воззрений на природу личности и на ее мотивы, теория Абрахама Маслоу, пожалуй, наиболее известна.
Критика
Многие психологи все-таки подвергают критике теорию о пирамиде потребностей. Они обосновывают это тем, что экономическая обстановка во времена создания теории оставляла желать лучшего, поэтому мнение о неудовлетворенности базовых потребностей было актуальным. Сейчас же человек пресыщен разными услугами, и у него нет необходимости страдать от нехватки чего-то, выживать уже не приходится.
Современные исследователи подтверждают, что сейчас у человека не такая последовательность потребностей, как в пирамиде. Совсем не обязательно получать сначала любовь, а потом ценность, и потом развитие. Сейчас мотивация немного преобразилась, есть другие мотиваторы, помогающие достигать успеха и изменяться. Подробнее об этом читайте в статье.
Маслоу Абрахам Гарольд (1908 — 1970). Краткая биография
Абрахам Маслоу родился в США в 1908 году в семье бедных еврейских эмигрантов. Детство Абрахама было нелегким из-за непростых отношений с родителями и сверстниками. По его собственным словам сказанным впоследствии, такая личная история должна была непременно завершится психическими проблемами или еще более серьезными последствиями. Мальчик рос несчастным, покинутым и одиноким, а общение со сверстниками и понимание родителей ему заменяли библиотечные коридоры и книги.
Изначально образование планировалось отцом, поэтому молодой Маслоу поступает учиться на юриста в колледж, но довольно быстро понимает, что быть адвокатом не его призвание. Вскоре молодой человек поступает в университет в Висконсине, где получает степень бакалавра по психологии, а через несколько лет и доктора. Во время обучения Маслоу знакомится с Гарри Харлоу, известным американским психологом, в лаборатории которого он занимается исследованием доминантного поведения у обезьян.
Получив степень доктора, Маслоу возвращается в Нью-Йорк и остается там уже надолго, работая в Бруклинском колледже. Во время второй мировой войны, в США из Германии и Европы от нацистов бежит большое количество европейской ученой элиты, в том числе известнейшие психологи того времени, такие как Эрих Фромм, Альфред Адлер, Рут Бенедикт и другие, а Нью Йорк того времени становится психологической меккой всего мира, в таких условиях формируются научные взгляды ученого.
С 1951 года Маслоу руководит кафедрой психологии в Университете Брандейс и читает лекции. К этому периоду относится наиболее плодотворный этап его деятельности, именно в это время и происходит зарождение нового направления гуманистической психологии при существенном его вкладе.
В 1969 году Маслоу неожиданно уходит из университета и посвящает все время занятиями философией и экономикой, а в 1970 внезапно умирает от инфаркта.
Предпосылки теории Маслоу
Теория развития человека по Абрахаму Маслоу основывается на пяти гуманистических принципах, которые были изложены в предыдущей статье о предпосылках гуманистической психологии. А поскольку вершиной его теории является такое понятие, как стремление человека к самоактуализции, то естественно, что основной вопрос, который возникает к этой идее заключается в том, какими именно мотивами руководствуется человек, выбирающий подобный ориентир в своей иерархии ценностей. И наибольшее количество вопросов к новой тории потребностей возникало с точки зрения психоаналитической теории Фрейда, которая, на тот момент, занимала весьма авторитетную позицию в мировой психологии.
Для сравнения, базовым стремлением человека Фрейда, помимо удовлетворения физиологических потребностей тела, было снятие постоянного психологического напряжения, которое возникало вследствие действия оппозиции ИД — Супер Эго. Любая личность в такой системе была вечным заложником этого противостояния, устранить которое полностью с позиций психоанализа было невозможно.
Также, апеллируя к психоанализу, необходимо обратить внимание на тот факт, что в этой системе стремление к высшим ценностям было обусловлено целиком и полностью позицией супер эго. Это означало, что во-первых, это стремление было приобретенным через воспитание, а во-вторых, вторичным, поскольку истинными, первичными потребностями человека, согласно учению психоанализа, были бессознательные стремления ИД.
В такой системе координат места для высшей и при этом, не обусловленной насущной необходимостью тела потребности, не было и быть не могло. При всей недоказуемости положений психоанализа, логика Фрейда была, если и научно не безупречной, то вполне, очевидной и понятной.
С другой стороны, теория личности Фрейда была построена в основном на материалах его работы, как психиатра, с людьми, страдающими различными психологическими проблемами, зачатую весьма серьезными.
В этом то и была основная претензия Абрахама Маслоу к психоанализу. Вполне логично он считал, что нельзя построить правильную теорию, не принимая в расчет того факта, что в мире не так уж и мало психически здоровых людей. Именно по этой причине сторонники гуманистической психологии делали такой существенный акцент на психическом здоровье человека, и это играло такую важную роль, что стало одним из пяти базовых принципов нового направления.
Конечно это не означало отрицания очевидного факта существования психологических и психических проблем, но позволяло взглянуть на них с совершенно другого ракурса.
И таким ракурсом стала теория потребностей, которая заняла главное место в воззрениях Маслоу на человеческую личность.
Очевидно, что в человеческом мире существует немалое количество людей, цель жизни которых реализация своих творческих и духовных возможностей и способностей, причем, что интересно и неожиданно, эта реализация предполагает частичный отказ (а иногда и весьма впечатляющий) от приоритета базовых потребностей. Кроме того, движение в этом направлении сопряжено с определенными рисками и нередким выходом за пределы, так называемой, зоны комфорта.
Итак, если вы хотите делать то, в чем заключается ваше призвание, то не является редкостью, что вам приходится выбирать довольно тернистую и трудную дорогу, на которой люди претерпевают немало лишений. Эти факты хорошо всем известны, что означает, что те кто выбирает этот путь, хотя бы примерно, осведомлены о его трудностях и опасностях заранее. Несмотря на это, такие люди всегда есть и их немало. Исчерпывающе объяснить их мотивы с точки зрения сублимации базовой потребности ИД довольно затруднительно, особенно в тех случаях, когда эти базовые потребности уже были удовлетворены. И эти доводы, конечно же, ждали своих объяснений.
Творческий потенциал человека
Признание приоритета творческой стороны в человеке является, пожалуй, самым значимым понятием в гуманистической психологии. Маслоу первым предположил, что творчество является наиболее универсальной чертой человека, которую он изучал или наблюдал (Maslow, 1950). Маслоу (1987) охарактеризовал его как врожденное качество человеческой природы и рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях с рождения. Это естественно: деревья производят листья, птицы летают, люди создают. Однако он также признал, что большинство людей утрачивают эту черту в результате «культуризации» (во многом обеспечиваемой формальным образованием). К счастью, некоторые люди сохраняют свой свежий, наивный и непосредственный взгляд на вещи, или, если они находятся среди тех, кто потерял это качество, они могут восстановить его с течением времени. Поскольку, по словам Маслоу, способность к творчеству присуща каждому из нас, она не требует особых талантов или навыков. Нам не нужно писать книги, сочинять музыку или рисовать картины, чтобы быть творческими. Относительно немногие так делают. Творчество — это универсальная функция человека, ведущая ко всем формам выражения. Например, могут быть креативные дисковые жокеи, программисты, бизнесмены, продавцы, клерки и даже преподаватели колледжей!
Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов к изучению поведения не придавал должного значения функционированию, образу жизни или жизненным целям здорового человека. В частности, он резко раскритиковал увлеченность Фрейда изучением болезней, патологии и дезадаптации. Маслоу считал, что психоаналитическая теория является односторонней и лишена универсальности, поскольку в ее основе лежат аномальные или «больные» аспекты человеческой природы (т.е. ее недостатки и несовершенства) и игнорируются сила и добродетель человека. Для устранения этого недостатка Маслоу сосредоточился на психически здоровом человеке и понял такого человека с другой точки зрения, чем психически больной человек. Он считал, что мы не сможем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Маслоу прямо заявил, что изучение калек, слаборазвитых и нездоровых людей может привести только к «калечащей» психологии. Он решительно настаивал на изучении самореализующихся, психически здоровых людей как основы более универсальной науки психологии. Следовательно, гуманистическая психология исходит из того, что самореализация является основной темой человеческой жизни, темой, которая не может быть доступна только через изучение людей с психическими отклонениями. Гуманистически ориентированные работы Маслоу нашли понимание у психологов в 1960-х и 1970-х годах. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества, выбора и самореализации, оказался оптимистической альтернативой тому, что они видели как механистические и дегуманизированные модели человеческого поведения. Хотя популярность гуманистического направления с тех пор несколько снизилась, его влияние на важные тенденции в развитии психологии и теории личности до сих пор очевидно. Такие области, как консультирование, социальная работа, образование, медсестринское дело, деловое администрирование и маркетинг также находятся под влиянием идей Маслоу (Leonard, 1983).
Пирамида Маслоу. Иерархия потребностей.
Совершенно очевидно, что сначала у человека возникает потребность в чем-либо, а уже на базе этой потребности возникает импульс (желание) к ее удовлетворению. Это и есть мотивация.
Одно из основных положений теории Маслоу заключается в том, что человек постоянно чем то мотивирован, и почти никогда не бывает положения дел при котором наступает полное удовлетворение, а если такие ситуации и возникают, что бывает, то весьма ненадолго, и очень скоро возникает следующая потребность и так далее и так далее.
Обобщая этот тезис можно сказать, что по Маслоу, желания являются неотъемлемой характеристикой человеческого бытия.
Другая важная часть этой теории говорит о том, что все потребности, стоящие в основе мотивации, имеют не приобретенную, а врожденную природу, и этот изначальный позыв человека (энергия желания) просто накладывается на внешние обстоятельства, которые и определяют сам предмет желания, или направление в котором разворачивается эта психическая энергия.
Третье важное предположение говорит о том, что эти стремления — мотивации существуют в условиях иерархии в силу наличия очевидных приоритетов.
Так например, потребность в дыхании несомненно более первична по степени важности, чем потребность в еде и питье, а потребность в общении естественно проигрывает стремлению насытиться и не умереть с голоду.
Все это означало, что желания (стремления к реализации потребностей) — ИЕРАРХИЧНЫ.
Вот какая иерархия потребностей в порядке очередности была предложена Маслоу.
— первичные физиологические потребности тела. — потребность в безопасности. — потребность в принадлежности к обществу и любви. — потребность в самоуважении. — потребность в самоактуализации.
На основе этой шкалы была создана известная пирамида потребностей Маслоу, согласно которой, потребности нижнего уровня должны быть удовлетворены (пусть и не полностью, но в основном), прежде чем возникнет хотя бы осознание наличия потребностей другого уровня, как необходимости. По мнению Маслоу, чем выше поднимался индивид по ступеням этой пирамиды, тем больше он реализовывал именно человеческие качества личности, и тем большим психологическим здоровьем он должен был обладать.
*В наше время, только ленивый не критиковал и не выражал свой сарказм по поводу пирамиды Маслоу, тем не менее, следует понимать, что такое отношение всегда происходит не от большого ума, а от глупости. Пирамида Маслоу, как и любая другая психологическая теория, не претендует на математически точную всеобщность, любая такая теория всегда приблизительна, но при этом, довольно точно описывает поведение статистически значимого большинства. В этом то и заключается специфика психологического подхода, в котором всегда есть исключения
Совершенно очевидно, что исключения из иерархии мотивов могут быть и они довольно многочисленны. Мир знает немало людей, которые во имя высоких идей подвергали себя лишениям, голоду и даже шли на смерть. По этому поводу Маслоу говорил, что некоторые люди, в силу своих индивидуальных особенностей, способны создавать собственную иерархию потребностей, отличающуюся от представленной. Это допущение было очевидным и хорошо согласовалось со второй позицией гуманистической психологии где утверждался тезис об уникальности каждой личности. Таким образом, сама природа человека говорила о неизбежности существования исключений в любой подобной теории.
Препятствия к самоактуализации
Если самоактуализация — это врожденный потенциал, то почему он не развивается у всех? Человеческие существа постоянно сталкиваются с ситуациями, в которых должны выбирать между ростом и безопасностью. Выбор безопасности взывает к себе, но только выбор роста приближает нас к самоактуализации. Если мы думаем не об опасностях роста, а о позитивных влечениях и о возможной скуке вместо социального одобрения того, что представляется безопасным выбором, то наши выборы чаще будут продвигать нас в направлении самоактуализации. Родители, чтобы побудить детей к такому выбору, должны иметь мудрость избегать как гиперопеки (которая ориентирует детей к безопасности), так и чрезмерного одобрения (которое фокусирует ребенка на чужом мнении вместо собственного переживания). Когда все идет хорошо, ребенок открывает, что выбор роста предлагает развлечение, а выбор безопасности приводит к скуке. В обстоятельствах не столь идеальных выбор роста кажется опасным, а выбор безопасности сулит одобрение (рис. 2).
Выбор между безопасностью и ростом. По Maslow, 1962
Этот постулат подтверждается исследованием, которое сообщает о более низких уровнях подверженности скуке по шкале самоотчета среди студентов с высокими показателями Краткого индекса самоактуализации (McLeod & Vodanovich, 1991).
Помимо этой внутрипсихической тяги к самоактуализации есть и другие причины, по которым самоактуализация встречается не часто. Потребности высшего порядка развиваются лишь тогда, когда благоприятные внешние условия (такие, как адекватное питание и жилье) позволяют удовлетворить более ранние потребности. Кроме того, потребности высшего порядка слабее потребностей низшего порядка, поэтому им приходится соперничать с ними.
Внешние силы могут затмить наши внутренние мотивации с большей легкостью, чем мотивации у животных.
У людей больше пет инстинктов в животном смысле — могущественных, безошибочных внутренних голосов, которые недвусмысленно подсказывают, что, когда, где, как и с кем делать. Все, что у нас осталось, это пережитки инстинктов. И сверх того: они слабы, тонки и неуловимы; их очень легко вытеснить научением, культурными требованиями, страхом, неодобрением (Maslow, 1968b).
Чтобы подчеркнуть слабость людских инстинктов, Маслоу (Maslow, 1955,1965) снабдил их окончанием -оид, назвав инстинктоидами. Слабость высших инстинктоидных импульсов означает, что порой они оказываются неадекватными и не ведут нас к полноценной самоактуализации.
Кроме того, люди порой обладают комплексом Ионы, что означает их убежденность в невозможности сделать нечто очень важное и, таким образом, устранение от полноценной реализации своего потенциала. Маслоу (Maslow, 1976) упрекал своих учеников за отсутствие в них стремления сделать важный вклад в развитие сфер их деятельности. Он спрашивал их: «Если не вы, то кто?» Он предупреждал, что крах устремления к высшему потенциалу, самоактуализации, оставит их глубоко несчастными.
КАТЕГОРИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ
1. Физиологические потребности.
Это ряд потребностей, которые непосредственно связаны с нуждами физического тела и с его непосредственным выживанием. Без их удовлетворения у индивида быстро наступают серьезные проблемы, угрожающие здоровью и даже жизни. Это потребность в воздухе, в воде, в пище, сне, благоприятных климатических условиях, физической активности, а также, в стимуляции сенсорной активности (органов чувств). Понятно, что пока эти потребности не будут удовлетворены, речи о следующем уровне, в большинстве случаев, не возникнет. Ясно также и другое, что если на этом уровне не удовлетворена хотя бы одна потребность, то скорее всего, она очень быстро станет доминирующей и отодвинет другие на вторичную роль.
2. Потребность в безопасности.
Это потребность также весьма близка к первоочередным, ведь если вашей жизни, свободе или благополучию угрожает постоянная опасность, то вы вряд ли будете заняты чем то еще, кроме решения этой проблемы.
Что же решает проблемы безопасности личности?
По Маслоу это организация общества (государство, община, клан и т.п.), что, до некоторой степени, гарантирует некоторую стабильность условий существования, а именно, закон и порядок, относительную защиту при стихийных бедствиях, защиту от хаоса и определенные гарантии сохранения здоровья. В итоге, жизнь индивида становятся более предсказуемой, что способствует стабильному и качественному психологическому состоянию. Очень важно понимать связь между безопасностью и качеством психологического бытия человека.
В свое время сам Маслоу сделал на этот счет замечание о том, что определенные типы невротических состояний находятся в прямой зависимости от того, насколько личность ощущает себя в безопасности и как далеко она может прогнозировать события своей жизни.
3. Потребность к групповой принадлежности и любви.
Это следующий уровень потребностей начинает полноценно оказывать влияние на индивида после удовлетворения предыдущих двух.
Здесь на первый план выходит построение отношений с обществом и между отдельными людьми. Человек старается выстроить дружеские, семейные и общественные отношения, что способствует, решению проблем и на предыдущих двух уровнях, ведь нередко вопросы безопасности и физиологических ресурсов находятся в тесной связи с тем, насколько хорошо человек интегрирован в общество. Этот фактор приобретает намного большее значение в авторитарных и традиционалистких обществах, где человек весьма сильно зависит от общественного устройства и вынужден жить с оглядкой не только не закон, но и на многочисленные неписанные правила.
Также, очень важную роль в нашей жизни играет потребность в любви.
Здесь Маслоу выделил два типа любви дефицитарную (д-любовь) и бытийную (б-любовь).
Д-чувство основано на, так называемой, дефицитарной потребности, это означает, что ее источник лежит в сфере удовлетворения определенных насущных, нужд, например, потребности в сексе, в обществе, в сочувствии, в контакте, в привязанности, утешении и защите. По всему получается, что это чувство эгоистично и его источником является нужда личности в чем-либо, то есть, это чувство обусловлено теми факторами, на основе которых возникло. Это означает, что такая любовь всегда основана на ощущении принадлежности объекта чувств, к индивиду, эти чувства испытывающему. И это всегда чувство собственническое.
В противоположность первой, бытийная любовь (б-чувство) не обставлена таким количеством эгоистических условий, и была определена Маслоу, как любовь «бытия» другого человека, то есть, в ее основе стояло безусловное принятие человека таким, каков он есть. Отношения построенные на основе б-любви означали истинный союз двух людей, изначально поддерживающих друг друга в реализации высших потребностей. Конечно, в таких отношениях предполагается куда меньше эгоизма и чувства собственности. Характерной особенностью такого чувства является отсутствие негативных переживаний, когда партнер по какой то причине от вас уходит, ведь в основе б-любви естественным образом стоит уважение к свободе выбора другого.
*В связи с Б и Д чувствами важно не вдаваться в крайности — чувство к другому человеку всегда состоит из сочетания описанных факторов, а степень психологического и духовного развития индивида определяет их соотношение. Это также означает, что в совершенно чистом виде Б и Д чувства почти не встречаются.
4. Потребность в уважении.
Эту потребность Маслоу делит на две составляющие, а именно, на самоуважение и уважение со стороны других людей. Нетрудно понять, что самоуважение здесь первично, а уважение со стороны окружения лишь ее важная часть.
Реализация этой потребности означает для личности чувство удовлетворения собой, правильностью своего жизненного выбора, правильностью своих действий.
Здесь исключительно важен тот факт, что настоящее самоуважение может возникнуть, только на основании реальной значимости нашей личности, как для нас, так и для окружающих. Ведь нередко случается, что люди получают признание и уважение со стороны других, пользуясь не слишком честными методами. Таким образом полученное уважение не основано на реальной значимости личности и поэтому будет находится под постоянным вопросом, и, не приведет к реальному психологическому благополучию.
Понятно, что самоуважение для разных людей может быть основано на совершенно разных факторах и на выполнении разных условий. Так подростку важно, чтобы его принимали и уважали его сверстники, а человеку в возрасте важно признание его заслуг и достижений. Что касается перехода на следующий уровень, то Маслоу считал, что стремление к настоящей самоактуализации возникает лишь в зрелом возрасте, поскольку потребности в значимости и ценности для других людей и для себя самого в основном исчерпывают себя в тот момент, когда человек начинает реально понимать свою истинную значимость, а значит, более не нуждается в подтверждении ее со стороны.
5. Потребность в самоактуализации.
Маслоу понимал эту потребность, как стремление стать тем, кем ты можешь стать вследствие полной реализации своего врожденного потенциала и способностей. Это может быть, либо достижение вершины своих возможностей, либо, по крайней мере, истинная и честная попытка это реализовать.
Естественно, стремление к реализации этих возможностей требовало от личности понимания своего призвания и решимости это призвание воплотить, ведь такие ситуации часто требуют от человека ухода на новые неизведанные территории, что автоматически влечет за собой выход из зоны комфорта и определенный риск потери уже существующего положения, а часто и целый ряд новых и неожиданных проблем.
Стремление к самореализации может быть признаком только зрелой и состоявшейся личности, которая обладает необходимой решимостью и осознанием действительной ценности этой высшей потребности.
Два типа мотиваций — дефицитарная и мотивация роста
Важным дополнением теории иерархических потребностей стало выделение двух основных глобальных мотивов личности — дефицитарных мотивов и мотивов роста.
До некоторой степени, здесь можно усмотреть аналогию с Д и Б любовью.
— Первая группа (Д-мотивы), означала стремление в основном к реализации двух первых ступеней пирамиды, это низкоуровневые потребности физиологии и безопасности.
Цели дефицитарной мотивации просты и очевидны — изменить существующие условия таким образом, чтобы они перестали вызывать психологическое напряжение или фрустрацию.
С другой стороны такое определение означает, что Д-мотивы вовсе не обязательно относятся лишь к первым двум ступеням. Так, стремление к Д-любви, также означает попытку реализации дефицитарного мотива. Желание секса, агрессивные порывы, стремление к власти и доминированию, уход от опасности, все это поведение также основано на потребности снять внутреннее напряжение или избавится от фрустрации, а значит представляет из себя дефицитарный мотив.
— Другая группа, так называемые мотивы роста, бытийные мотивы или (по Маслоу) — МЕТАПОТРЕБНОСТИ.
Связаны они со стремлением к реализации скрытых возможностей, стремлением к расширению опыта, его обогащению. Главной отличительной чертой таких мотивов является тот факт, что в отличии от д-мотивов, которые предполагают снятие напряжения, они связаны чаще с обратным, ведь новый опыт и освоение новых территорий, почти всегда связаны с увеличением этого напряжения (риск, неопределенность).
Р-мотивы занимают важную роль в жизни некоторых людей, именно они толкают людей на исследования новых территорий, на занятия небезопасными видами деятельности, на поступки, в основе которых лежит альтруизм и т.п. Если бы люди не были движимы этими мотивами, то не было бы многих географических и научных открытий, не было бы высотных восхождений, не было бы рискованных путешествий и т.п.
Как уже было сказано, в основе Р-мотивации, по мнению Маслоу, лежат метапотребности, вот некоторые из них — это стремление к целостности, совершенству, активности, красоте, истине, чести, опоре на свои собственные силы и т.п.
Важным предположением было то, что он считал эти потребности для человека значимыми в одинаковой степени, то есть между собой они находились вне ценностной иерархии.
Следующей идеей, о которой уже упоминалось ранее, стала гипотеза о едином биологическом источнике как дефицитарных потребностей, так и метапотребностей. А это означало важный факт, что последствия игнорирования последних также могли иметь весьма негативные для личности психологические последствия, а именно, в истоках неудовлетворенности, депрессивных состояний и неврозов могли стоять именно они.
Из этих выводов следовало, что если человек хочет иметь психологическое здоровье, то он неизбежно должен заниматься и самоактуализацией.
Однако, вставал важный вопрос — почему подавляющее большинство людей эти потребности игнорирует?
Маслоу ответил на него так — причина в том, что они не осознаются человеком как истинная потребность, в отличие от потребностей дефицитарных. Когда мы голодны, мы всегда знаем об этом, когда мы чувствуем холод то стремимся от него избавится, поместив тело в тепло, но мы никак не можем знать о том, что нам не хватает, более глубокого переживания какой то знакомой или даже не знакомой нам эмоции. Причина очевидна — мы не можем знать того, чего в нашей еще жизни еще не было и тем более, мы не можем знать потенциальной ценности не известного нам переживания, например переживания от восхождения на вершину горы или прыжка с парашютом, то есть того, что мы никогда не делали.
Метапотребность всегда лежит в будущем, на незнакомой нам территории.
Важный вывод — в большинстве случаев человек не осознает что его метапотребности не удовлетворены, но, к сожалению, это не делает их менее значимыми в нашей жизни.
Маслоу считал, что депривация метапотребности может иметь глубокие негативные последствия в жизни человека, вплоть до психического расстройства личности. Психологические проблемы, вызванные подобной депривацией, Маслоу назвал МЕТАПАТАЛОГИЯМИ, по его мнению, сюда входили такие расстройства как апатия, депрессия, отчуждение, цинизм, антипатия, дезинтеграция, эгоизм и т.п.
А вот черты, которые могут возникнуть у человека вследствие психопатологий высшего уровня — это неспособность к глубоким чувствам, ориентация исключительно на потребление, неуважение к высшим ценностям и не принятие их в расчет, стремление жить лишь одним днем, пренебрежение к этике и т.п. Не правда ли знакомая в нашей жизни картина?
Человек с метапатологиями, как правило, даже не знает о своих проблемах, чаще всего они проявляются как смутное ощущение нехватки чего то важного в жизни, чувстве общей неудовлетворенности. Причины же таких негативных ощущений люди склонны искать в нехватке привычных ценностей, неблагоприятных внешних обстоятельствах, злонамеренных действиях других людей и т.п.
Все это серьезное препятствие на пути полноценного развития личности и достижения ей самоактуализации.
Авторство
Свои мысли Маслоу изложил в трактате «Мотивация и личность», опубликованном в 1954 году.
Важно, что по его мнению, очередность обеспечения необходимых благ может меняться у разных людей, именно поэтому он не рисовал диаграмму и не представлял свою концепцию в виде схемы. Это сделали его ученики и последователи
По одним источникам автором является Ф.Котлер – писатель настольной книги маркетологов «Основы маркетинга», по другим – У.Стопп, который через пять лет после смерти автора опубликовал иерархию желаний в своих статьях.
Таблица
В основе пирамиды Маслоу лежат базовые инстинкты человека, которые психология считала исключительно важными потребностями для удовлетворительного уровня жизни. Удивительно, но порывы души не брали в расчет вплоть до середины 20 века, пока о них не заговорил психолог-новатор.
Уровень | Определение | Краткое объяснение |
Физиологический | Объединяет то, что естественным образом связано с жизнедеятельностью человека и его социальностью. |
|
Безопасность | Необходимость чувствовать защищенность и комфорт для себя и своих близких. |
|
Социальный | Включает общение, привязанности, создание семьи, совместную деятельность. |
|
Престиж и репутация | Напоминает о желании быть нужным и важным, уважать себя и получить признание от общества. |
|
Познавательный (творческий) | Выражает стремление к новым знаниям, расширению эрудиции и развитию интеллекта. |
|
Эстетический | Помогает прийти к гармонии и радости через красоту и искусство. |
|
Духовный | Высший уровень потребностей в гармоничном развитии личности. |
|
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Два образа жизни — дефицитарный и мета-образ
Исходя из наличия двух различных типов мотивации, было логично предположить, что поведение людей, ориентированных на каждый из этих типов, будет различаться, и в течении жизни они будут стараться реализовать разные стратегии поведения.
Эти два разных пути воплотились в понятии — о двух принципиально различных образах бытия, по аналогии с определяющими мотивациями, это дефицитарный и бытийный образы жизни.
Дефицитарный образ существования означает, что основная мотивация такого человека направлена на снижение психологического напряжения и удовлетворение импульсивных потребностей.
Как утверждал Маслоу, подобный человек является обычным респондентом, который, более или менее автоматически, реагирует на стимулы — позитивные и негативные подкрепления. Такой индивид, как правило, склоняется перед обстоятельствами — требованиями социального окружения и живет каждодневной рутинной жизнью, считая это совершенной нормой (все так живут). Типичное поведение д-респондента — отсутствие серьезного отношения к чему бы то ни было, стремление к приятным вещам и событиям, отторжение неприятного, формальное выполнение своей работы, отсутствие настоящего вдохновения в любом виде деятельности, потребительское отношение к окружающим людям и т.п. Благополучие здесь состоит в чувстве безопасности и удовлетворения своей жизнью. Такие люди всегда предпочитают синицу в руках и искренне недоумевают, когда встречаются с другими видами поведения.
В отличие от Д-жизни, Б-жизнь можно определить, как сознательные усилия по реализации максимума своих способностей и талантов, характерными чертами такой жизни является личное творчество, постоянный поиск, готовность идти на риск и дискомфорт ради достижения цели. Награда за такой образ жизни — новые и более глубокие переживания счастья, глубокого смысла существования, единства с миром.
Очень важной частью б-жизни по Маслоу является его концепция ВЕРШИННОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ.
Это особый вид эмоционального опыта, переживаемый личностью как восторг, экстаз и благоговение. Такие переживания часто становятся причиной глубоких перемен в личности человека и могут повлечь радикальные изменения в жизни и в отношении к ней.
Одним из результатов такого переживания может стать состояние завершения, когда человек чувствует полную завершенность во всем и более не желает идти к каким либо целям и личным достижениям, находя счастье и покой в простой человеческой деятельности.
Несомненно, в этой идее можно уловить очевидное сходство с религиозным (мистическим) опытом и его результатами.
Согласно Маслоу, подобные переживания и путь к ним и являются характерными чертами подлинного бытия, к которому и следует стремится любому человеку, и только это способно дать личности подлинную награду в виде переживания единства всего сущего и осознания себя в этом единстве.
Похожие идеи и концепции, в более или менее явном виде, присущи всем направлениям гуманистической психологии, но, что более важно, помимо только теоретического воплощения, эти идеи во многом легли и в основы концепций гуманистического подхода по работе с клиентом.
Например, такой системы, как клиент-центрированная терапия Карла Роджерса.
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ — ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ КАРЛА РОДЖЕРСА