Реферат: «Характер: понятие, типология, этапы формирования характера личности»

Часто, давая личностную характеристику человеку, нам приходится слышать: у него ужасный характер или по характеру он спокойный, или он бесхарактерный. Сразу создаётся определённое впечатление о человеке. Так что же такое характер и какие факторы влияют на его формирование, какое место он занимает в общей структуре личности человека? Является ли он устойчивым или меняется от ситуации к ситуации? Как характер влияет на поведение человека? Начнём разбираться.

Обратимся к психологическому словарю по редакцией Дубровиной И. В.

Характер (греч. charakter – черта, особенность) – индивидуальное сочетание свойств личности, которые выражают отношение человека к действительности и проявляются в его поведении и поступках. Бесхарактерность – тоже проявление характера.

Нужно добавить, что характер – это совокупность устойчивых черт личности. Характер человека проявляется во всём: в отношениях, в деятельности, в общении. Именно характер (нельзя исключать и темперамент) делает поведение человека специфичным, отличающим его от других. Например, одни предпочитают спокойную и последовательную деятельность, другие выбирают сложную, порой связанную с риском и проблемами.

В общении характер проявляется в способах реагирования на поступки других людей, в манере поведения (вежливой и деликатной или грубой и бесцеремонной). Характер не меняется от ситуации к ситуации, он более устойчив и мало изменяем.Человек, со сложным характером обычно имеет массу проблем, с ним сложно и окружающим. Характер тесно связан с темпераментом, если темперамент неизменен, т.к. он заложен в нас природой, то характер формируется средой и его подкорректировать можно, если этого человек захочет сам.

Что такое характер

Характер — совокупность тех наиболее четко проявляемых черт психики человека, которые особенно ярко проявляются при выражении отношения к окружающему миру, общении с другими людьми и отношении к себе.

К примеру, мы восхищаемся характером другого человека: «Какой же он целеутремленный и решительный!». Мы судим так, потому что этот человек ведет себя соответственно данным характеристикам: он не опускает руки при трудностях, идет до конца, постоянно ищет в себе силы, совершает смелые поступки.

Как побороть привычку лениться?

Лень не зря считается в религии грехом. Ведь движение — это жизнь, а его отсутствие стагнация и регресс.

Встать на тропу борьбы с самим собой. Помочь измениться себе или близкому человеку важно, чтобы не потерять собственное «я».

О вреде

Лениться и отдыхать — разные понятия, но большинство путает их, выдавая одно за другое. Ленивые люди в 99% случаев не признаются в этом недостатке и оправдывают это различными предлогами. Последствиями такого поведения могут быть:

  • игнорирование жизни вокруг;
  • потеря интересов к происходящему;
  • отстранение друзей и близких;
  • изменение репутации и имиджа среди окружающих;
  • возникновение проблем со здоровьем и внешним видом;
  • сужение кругозора, интеллектуальная отсталость;
  • проблемы в семье, на работе, в коллективе;
  • стресс, появляющийся из-за невозможности изменить что-либо в жизни.

Страдая от вредных проявлений лени, такой человек не может признаться в том, что ему необходима помощь. Самостоятельная или от посторонних. Важно вести тщательную борьбу, чтобы лень не превратилась в смысл жизни.

Как формируются черты характера

Изначально перед тем как перейти к теме о влиянии на характер, разберемся с тем, как формируется характер каждого человека. Нрав может изменяться на протяжении всей жизни личности. Начиная с подросткового возраста, он может самосовершенствоваться, например, путем внедрения полезных привычек и изменения поведения. Первым делом формируются связки положительных и отрицательных черт: доброта — враждебность, общительность — скрытность, отзывчивость — эгоистичность.

В раннем возрасте хорошо развиваются те качества, которые одобряются и поддерживаются взрослыми.

Психологи считают, что характер складывается исходя из темперамента человека, который, в свою очередь, и представляет собой генетически обусловленные свойства человека Выделяют 4 вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждому типу свойственны определенные манеры поведения и реакции на происходящее, например, меланхолики медлительны, быстро утомляются, плохо адаптируются под новые условия внешней среды, а сангвиникам характерна общительность, активность, высокая скорость мышления и эмоциональность.

Но темперамент может изменяться, особенно когда ребенок растет и происходит его становление как личности. Наверное, ваши родители или родственники, с которыми вы давно не виделись, в вашем уже сознательном возрасте говорили: «А в детстве ты был спокойным ребенком» или, наоборот: «Родителям пришлось непросто с тобой, ведь тебя было не унять!». Они так рассуждали, потому что видели изменения, которые произошли в вашем нраве.

Факторы формирования характера

Как уже было сказано, еще до нашего рождения гены формируют наш характер. А наибольший вклад в становление нрава в ранние годы вносят семья и социум. Дальнейшее формирование обеспечивает сам человек в зависимости от того, как он работает над собой и своим внутренним миром.

В школьные годы человек формирует черты, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми. Замечали ли вы, что от того, насколько общительными вы были в школе со своими сверстниками, зависело ваше дальнейшее общение с людьми по жизни: насколько вы легко можете заводить новые знакомства, общаться с незнакомыми людьми. В школе начинается сравнение с одноклассниками, поэтому у ребенка развивается самоотношение: он соотносит свои успехи с успехами других детей в классе, на факультативах. Это может способствовать формированию как положительных качеств (при успехах в учебе/деятельности), так и отрицательных (при неуспеваемости или неудачах).

Особенности формирования характера

Черты характера ребенка закладываются еще в утробе матери. С поступлением гормонов матери формируется эмоциональный и психический фон младенца. После рождения при грудном вскармливании с молоком также продолжают поступать гормоны от матери ребенку. Поэтому, как во время беременности, так и после рождения малыша важно эмоциональное состояние матери.

Наиболее ярко черты нрава проявляются у человека во время стрессовых ситуаций. Потому если человек задан целью изменить некоторые черты характера, ему следует избегать критических ситуаций, чтобы трансформация прошла более успешно.

Вам наверняка знакомо чувство, когда вы срываетесь после долгого сдерживания негативных эмоций и замечаете, как сложно потом взять волю в кулак и начать заново.

Повторяемость

Черту характера можно назвать обобщёнными способом поведения. Если, например, человек всегда отвечает честно, то черта его характера – честность.

Поэтому ещё одним условием является возможность повторить свой способ поведения, чтобы он перерос в черту характера.

Допустим, что человека попросили помочь, и он согласился. По единичному случаю мы вряд ли можем назвать его отзывчивым. Но если его попросят несколько раз и он опять согласится, тогда мы вполне можем сделать вывод о его отзывчивости.

Этапы развития характера

Формирование характера начинается с самого рождения ребенка. В первые годы жизни мы копируем поведение, привычки, ценности близких нам людей: мам, пап, бабушек и дедушек. Лет с 12-14 начинает проявляться наша индивидуальность, под влиянием внешних и внутренних факторов нрав меняется. В этот период происходит формирование моральных и нравственных ценностей, волевых качеств. У старшеклассников основные черты характера уже сложились. В дальнейшем происходит их закрепление, развитие, но возможна и трансформация под воздействием внешних факторов: культуры, окружения, СМИ и другого. У взрослого человека не останавливается формирование характерных черт, но происходит закрепление тех свойств, которые способствуют достижению успехов в жизни: в семейном плане, в карьере, в формировании нужного круга общения.

Саморазвитие человека

На каждом из жизненных этапов человек способен совершенствоваться. Он может менять свой характер благодаря информационному полю. Личностное саморазвитие происходит следующим путем:

  1. Посредством мнений и суждений других людей.
  2. Благодаря личному примеру от значимых людей и их поступков.
  3. По результату прочитанных книг.
  4. Развитие культуры и идеологии в обществе и государстве.

Формирование черт характера человека во взрослой жизни не заканчивается. На новом этапе все становится более осмысленным. Рациональное черты закрепляются, если человеку нужно достигнуть успеха в карьере и семье, то он развивает в себе такие качества как выдержка, ответственность упорство, целеустремленность и настойчивость.

Что влияет на формирование характера кроме физиологии

Известно, что характер каждого человека базируется на генетических особенностях, передаваемых от родителей. Но он также подвластен изменчивости под влиянием социальных факторов.

Во-первых, многое значит воспитание. Родителям необходимо с ранних лет понять темперамент своего ребенка и выстраивать воспитание таким образом, чтобы не сломить его и не нарушить его психику. Нрав человека склонен меняться также под влиянием условий жизни: насколько у человека спокойная или суетная жизнь, богатая или бедная семья, высокий или низкий статус. Образ жизни аналогично способен внести изменения: неправильный образ жизни — чрезмерное употребление алкогольных и спиртных напитков, курение, наркотики – все это будет портить положительные черты характера, разрушая нервную систему. Разовьются такие качества, как нервозность, недоброжелательность, сквернословие. Представьте подростка из неблагополучного района и бедной семьи и вообразите, какой образ жизни он ведет. Наверняка охарактеризовать такого человека вы сможете только негативными качествами.

Биологические факторы

Личностное саморазвитие зависит от внутренних факторов. Генетические особенности передаются от родителей с рождения. Черты, приобретенные посредством наследства, формируют базу личности. Восприятие окружающего мира и оценка других людей зависит от наследственных качеств индивида, его способностей и физических особенностей. С точки зрения биологической наследственности не существует одинаковых людей.

Родители к детям передают определенные качества, они заложены в генетической программе. По наследству от родителей человеку передается анатомо-физиологическая структура, различные физические данные и физиологические особенности, а также устройство нервной системы. Дополнительно в генетике заложены аномалии в развитии организма, предрасположенность к определенным заболеваниям, что имеют наследственный характер.

К примеру, люди с врожденной «заячьей губой» будут чувствовать себя другими в обществе. В период дошкольного развития у них могут развиваться комплексы и внутренние страхи. В этот момент человеку важно оказать поддержку, показать возможности равного взаимодействия с другими, не стоит проявлять насилие по отношению к такому ребенку или взрослому человеку. Интеграция в общество и социальная адаптация помогут ему в жизни.

Можно ли изменить характер

Большой вклад в изменение характера вносит труд. Люди, уделяющие много времени работе, постановке высоких целей и их достижению, борьбе с возникающими на пути трудностями и проблемами, как правило, имеют сильный характер. Во взрослой жизни он менее поддается корректировке, но, тем не менее, его возможно изменить. При этом важную роль играет самовоспитание и самодисциплина человека. Поэтому, если вы хотите измениться к лучшему, пересмотрите вашу деятельность и начинайте внедрять полезные привычки или меняйте мышление. Исходя из этого можно судить о том, что человек сам влияет на то, каким будет его нрав, совершая определенные поступки и выполняя соответствующую деятельность.

Жизненная ситуация

В определённых условиях мы проявляем определённые черты характера. Если нужных условий не создаётся, у нас отпадает возможность проявить себя.

Например, если на вас навалилось много проблем, и вы мужественно с ними справляетесь, вы проявляете упорство, смелость, целеустремлённость и т.д. Если у вас никаких проблем нет, то вы у вас просто нет возможности обнаружить в себе смелость и упорство.

В этом смысле характер в какой-то степени детерминирован жизненными ситуациями, но нельзя исключать и другие факторы.

Как избавиться от лени?

Справиться с чрезмерной ленивостью можно только строго взяв на контроль своё поведение. Регулярно отслеживайте свои мысли и совершайте следующие действия:

  • качественный сон, отдых, здоровое питание позволят быть активным в течение дня, не чувствуя усталость;
  • отсутствие цели и ее видения лишают мотивации. Четко представляйте то, ради чего совершаете какие-либо действия. Думайте о конечном результате и не жалейте себя;
  • планируйте и фиксируете все, что наметили, прописывайте сроки. Ставьте рейтинги важности, отслеживайте прогресс по выполнению задач;
  • самые сложные дела выполняйте в первую очередь. Чтобы лень не застала врасплох и силы не кончились раньше, чем вы встанете с дивана;
  • необходимо заставлять себя делать первый шаг к действию;
  • будьте активны: любая физическая нагрузка ускорит умственные процессы и метаболизм. В организме начнут появляться силы к действию. Если спорт – не ваше, попробуйте пешие прогулки, туризм;
  • общайтесь с активными энергичными людьми. Заряжайтесь и черпайте опыт их жизни. Постоянный контакт с ними заразит вас привычкой трудиться, быть продуктивнее;
  • не ищите лени оправдание. Будьте ответственным перед самим собой.

Для большей эффективности, в списке задуманных дел можно оставлять пояснительные записки с указанием причин. По которым некоторые из них не были выполнены.

Честно признавайтесь, если это произошло по вашей вине. Но старайтесь не винить себя, а поощрять в тех случаях, когда задача выполнена верно и в срок.

Обмен положительными эмоциями на статью: Характер это что? Как он формируется? Я вам Благо Дарю, а вы пройдитесь по звездочкам!

  • Эмоции: как справиться с волнением
  • Всё что нас не убивает делает нас сильнее: что разрушает человека и помогает ему быть сильнее

Рекомендации по совершенствованию характера

Первичные черты характера у ребенка, прежде всего деловые, можно развить в определенном возрасте при соблюдении некоторых условий.

  1. У ребенка, или у взрослого, который и будет в основном заниматься этой задачей (родитель, воспитатель, педагог) должно быть твердое желание выработать такие качества. Спешка и обещания «сделать из ребенка человека» – пустая трата времени.
  2. Необходимо выработать определенную последовательность настойчивых и продолжительных по времени действий, направленных на проявление и закрепление требуемых черт характера.
  3. Направить на нужный путь, а где необходимо – подсказать шаги для создания условий самовоспитания.
  4. Постоянно акцентировать и весомо подкреплять положительную динамику в достижении цели.
  5. Задействование механизмов санкций за проявление противоположных черт, как: безответность, лень, неряшливость.

Следует не забывать, что развитие одной из черт невозможно, не затрагивая другие, так как они с возрастом складываются в достаточно стабильную систему ценностей.

Прежде, чем качественно корректировать какую-то черту, важно выявить взаимосвязь с другими и действовать в комплексе со всеми зависимыми чертами характера.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]