Понятие о теории личности
Теория личности является совокупностью предположений о предпосылках и способах личностного развития.
Каждая теория стремится к индивидуальной трактовке и предсказанию общественного поведения.
Структура личности содержит эндопсихологический компонент (восприимчивость, задатки) и экзопсихологический (характер, способности).
Базовые вопросы теорий личности:
- Каков характер механизмов личностного роста?
- Какой период становления наиболее важен в личностном развитии?
- Какие процессы являются доминантными в структуре личности?
- Существует ли свободная воля у индивидуумов?
- Субъективен или объективен внутренний мир личности?
Отечественные и зарубежные подходы к определению категории «личность»
К определению категории «личность» существовало множество подходов. Согласно психодинамическим подходам воздействие людей на окружающую среду в том или ином направлении предопределяется через конфликт между силами его подсознания и внешней реальностью (психоанализ Фрейда, индивидуальная психология Адлера, аналитическая психология Юнга).
Фрейд, описывая топографию психики, рассматривал 3 уровня:
- Сознание,
- Предсознание,
- Бессознательное.
Индивидуальная психология Адлера не отводила либидо важного значения в развитии личности. Ученый придавал основное значение «воле к власти». Она, по его мнению, являлась главным импульсом с самого рождения и присутствует в каждом человеке. С первых лет жизни данный импульс начинает вступать в конфликт с требованиями взрослого мира. Он заставляет детей чувствовать бремя собственной неполноценности.
К. Г. Юнг свел до минимума значение индивидуального бессознательного, заменив его на коллективное бессознательное, которое обладает врожденным характером и миллионы лет передается из поколения в поколение. Его содержание включают, в частности, архетипы (первичный образ, проявляющийся в снах и заставляющий индивида вести себя в определенных ситуациях так, как это характерно для представителей всех культур).
Если проанализировать взгляды В. М. Бехтерева на личность, то здесь важно подчеркнуть значимость исследования личности в качестве интегративного целого. Ученый вводит в науку категорию «индивид», «индивидуальность» и «личность». Он рассматривал личность в виде двух совокупностей следов, тесно связанных друг с другом.
Личностный подход С. Л. Рубинштейна характеризовался тем, что личность определялась в качестве зависимости психических процессов. Это выражалось, во-первых, через индивидуально-дифференциальные различия между людьми. У разных людей в соответствии с их индивидуальными особенностями можно увидеть различные типы восприятия, памяти, внимания. Во-вторых, выражение личностной зависимости психических процессов состояла в том, что сам процесс развития психических процессов зависел от общего развития личности.
Базовые теории личности
- Аналитическая (К. Юнг): личность – общность архетипов; структура личности – отношение сознательного к бессознательному, экстравертного к интравертному.
- Психодинамическая (З. Фрейд): личность – система агрессивных и сексуальных мотиваций и механизмов защиты; структура личности – соотношение свойств личности и механизмов защиты.
- Гуманистическая (А. Маслоу): личность – внутренний мир человека; структура – соотношение реального и идеального «Я».
- Когнитивная (Д. Келли): личность – система внутренних блоков для переработки опыта человека; структура – познавательный элемент для определения будущих событий.
- Деятельностная (С. Рубенштейн): личность – субъект с определенным общественным положением; личность играет определенную, важную для общества роль; структура – взаимодействие направленности, самоконтроля и системообразующих личностных черт.
- Поведенческая (Э. Торндайк, бихевиоризм): личность как результат учения; структура – система навыков человека; главная роль – субъектная значимость.
- Диспозиционная (Э. Кречмер): личность – совокупность темперамента и социально обусловленных личностных качеств; структура – темперамент, биологические черты
Современные теории личности занимают большой пласт в социологическом знании. Примеры: социодинамическая (с точки зрения внешних обстоятельств), интернационистская (как система внутренних и внешних факторов), теория черт (разность черт индивидуумов).
Внутренний мир человека полон тайн и загадок. На протяжении исторического развития ученые так и не смогли прийти к общей теории личности, поэтому рассмотрение отдельных аспектов базовых теорий позволит сформировать индивидуальную точку зрения в отношении структуры психики человека.
Проблема личности и характера в психологии
Понятие личности — это системообразующее и базисное понятие практически во всех педагогических и психологических дисциплинах. Этот вопрос способен раскрыть представления об основных особенностях личности в качестве психического феномена, что дает систему представлений о зарубежных и отечественных теориях личности.
Проблема личности и сути, а также психологических характеристик считается одной из самых сложных в теоретической психологии. В зарубежных исследованиях каждое психологическое направление предложило собственную концепцию личности. В отечественной психологии одним из ранних представлений о личности являлось «коллекционерское» представление.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Первоначально личность рассматривалась в качестве некоторой емкости, которая принимала на себя черты темперамента, характера и преобладающие потребности. В этом случае личность выступала в виде набора следующих составляющих:
- Качества,
- Свойства,
- Характеристики,
- Особенности.
К концу 70-х гг. прошлого века ориентация на структурный подход к проблеме личности поменялась на тенденцию к использованию системного подхода. А. Н. Леонтьев давал собственное определение личности, которое позже становится базовым для работы с этим понятием в рамках системного подхода.
Личность по Леонтьеву представляет собой особое качество, приобретаемое индивидом в обществе в совокупности отношений, которые имеют общественный характер по своей природе. Иначе говоря, личность является системной категорией. По этой причине часто она рассматривалась как «сверхчувственное» качество, хотя его носителем выступал вполне чувственный и телесный индивид, обладающий врожденными и приобретенными свойствами.
Свойства индивида составляли только условия (предпосылки) развития и функционирования личности, включая внешние условия и жизненные обстоятельства. Личность и индивид необходимо, по мнению ученого, рассматривать как единство. Тем не менее, эти категории не тождественны друг другу. Личность представляет собой особое «системное качество, которое начинает раскрываться в трех пространствах «психологического измерения».
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Обзор исследований личности и характера в отечественной и зарубежной психологии 400 ₽ Реферат Обзор исследований личности и характера в отечественной и зарубежной психологии 280 ₽ Контрольная работа Обзор исследований личности и характера в отечественной и зарубежной психологии 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Проблему характера ученые рассматривают в тесной взаимосвязи с категорией темперамента, хотя это разные проявления личности и индивидуальности. Темперамент способен выступать в качестве природной и обусловленной предпосылки для развития черт характера. Чаще всего он находит проявление в динамике реакций (возбудимость, темп, сила реакций, общий психологический тонус, настроение).
Послесловие
Рассмотренные концепции в чем-то схожи, но в чем-то абсолютно разные. В частности, нет однозначного ответа о том, что в итоге первично: человек или общество, природа или среда.
Но если ориентироваться на отечественные концепции, то можно отметить, что личностью человек становится под влиянием социума, через отношения и усвоение культурного опыта.
Подробнее о том, что такое личность, можно прочитать в статьях «Понятие личности в психологии: сущность и структура» и «Направленность личности – что это в психологии».
—>
В зарубежной психологии существует огромное количество разнообразных теорий личности. Условно все они могут быть разделены на три большие группы: психоаналитические, бихевиоральные и гуманистические теории.
1. Психоаналитическая концепция З. Фрейда. Одной из наиболее распространенных теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм. Эта теория возникла в тот период исследования личности, который был определен нами как клинический. Создателем этой теории является З. Фрейд. Впоследствии на базе фрейдизма возник целый ряд теорий, которые могут быть условно объединены в группу теорий неофрейдизма.
Рассматривая проблему поведения, Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного. Но все же иногда они прорываются, обходя «цензуру» сознания, и проявляются в виде символов. Главными разделами теории личности Фрейда были проблемы бессознательного, структура психического аппарата, динамика личности, развитие, неврозы, методы изучения личности. Впоследствии многие известные психологи (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксон, Ф. Александер и др.) разрабатывали, углубляли и расширяли именно эти аспекты его теории.
2. Типология личности К. Юнга. Он выделяет два типа личности: экстравертов (он ориентирован на внешний мир) и интровертов (оринтированных на мир собственных переживаний). К. Юнг был одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от своего учителя. Основной причиной разногласий между ними была идея пансексуализма Фрейда. Но борьбу с Фрейдом Юнг осуществлял не с материалистических, а с идеалистических позиций. Свою систему Юнг назвал «аналитической психологией». По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества.
3. Теория комплекса неполноценности А. Адлера. Другим, не менее известным учеником Фрейда, отошедшим от своего учителя, был А. Адлер – основатель так называемой индивидуальной психологии. Он резко выступил против биологизаторской теории Фрейда. Адлер подчеркивал, что основное в человеке – не его природные инстинкты, а общественное чувство, которое он называл «чувством общности». Это чувство является врожденным, но оно должно быть социально развито. Он выступал против мнения Фрейда о том, что человек от рождения агрессивен, что его развитие детерминируется биологическими потребностями.
По его мнению, структура личности едина, а детерминантой в развитии личности является стремление человека к превосходству. Однако это стремление не всегда может быть осуществлено. Так, из-за дефекта в развитии телесных органов человек начинает переживать чувство своей неполноценности, оно может также возникнуть в детстве из-за неблагоприятных социальных условий. Человек стремится найти способы для преодоления чувства неполноценности и прибегает к разным видам компенсации. Адлер разбирает разные формы компенсации (адекватные, неадекватные) и говорит о возможных ее уровнях
4. Теория Личности К. Хорни. Перечисленные авторы не считали себя прямыми последователями Фрейда. Основными представителями неофрейдизма являются непосредственные ученики З.Фрейда – К.Хорни и Г.С.Салливан. Карен Хорни была вначале преданной ученицей Фрейда. В 1939 г., будучи уже в США, она издала книгу «Невротическая личность нашего времени», в которой горячо благодарит своего учителя. Однако вскоре она стала резко критиковать Фрейда за его попытку свести механизмы поведения человека к двум тенденциям – либидозной и агрессивной, а также за пансексуализм.
5. Концепция (теория) личности К. Роджерса. Свой метод терапии он назвал недирективным, т. е. сосредоточенным на пациенте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациентом должен основываться на уважении друг к другу; при этом оба они являются полноправными участниками беседы, или контакта. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе «Я» клиента и с пониманием относится к его внутреннему миру. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности – единственное правило терапии. Клиент в такой ситуации чувствует, что все его внутренние переживания, ощущения воспринимаются с интересом и одобрением, это помогает открыть новые аспекты его опыта, иногда впервые осознать значение тех или иных его переживаний.
6. Теория личности А. Маслоу. Согласно его мнению, основная потребность человека – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. На главный вопрос его теории – Что такое самоактуализация? – Маслоу отвечает: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них – добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы «быть или не быть». В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций.
7. Теория личности Жане. Говоря о различных теориях личности, мы не можем не сказать несколько слов о французской психологической школе и о ее наиболее выдающемся представителе П. Жане. Жане высказал мнение о том, что различные психические процессы представляют собой явления, подготавливающие действия. Чувства, мышление являются процессами, осуществляющими регуляцию действий. В основу развития личности им положено учение о поведении. Но понятие поведения Жане использует не в бихевиористском смысле. Оно рассматривается как включающее не только извне наблюдаемую активность индивида, но и внутреннее психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном.
Положение Жане о том, что в структуру психических процессов включен процесс регуляции, является чрезвычайно важным. По существу, здесь уже предвосхищена мысль, которая нашла свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович и других, а именно превращение индивида в человека определяется тем, что появляется возможность регуляции и саморегуляции. Жане говорит о том, что психика человека развивается в сотрудничестве с другими людьми. Сперва человек сотрудничает с другими и лишь потом, на основе этого, может регулировать собственное поведение. Интересной представляется структура поведенческого акта, предложенная Жане. В соответствии с ней в поведенческом акте выделяются три этапа: внутренняя подготовка к действию, выполнение действия и завершение действия. Как мы видим, в это описание поведенческого акта включено уже представление о цели действия.
8. Концепция личности Д. Уотсона. Все поведение человека может быть описано в схематизированном виде с использованием терминов «стимул» (S) и «реакция» (R). Уотсон считал, что человек изначально наделен некоторыми простыми реакциями и рефлексами, но количество этих наследственных реакций невелико. Практически все поведение человека является результатом обучения через обусловливание. Формирование навыков, по Уотсону, начинается на самых ранних этапах жизни. Системы основных навыков или привычек следующие:
1) висцеральная, или эмоциональная;
2) мануальная;
3) ларингальная, или вербальная.
Личность Уотсон определил как производное систем привычек. Описать личность можно в виде суммы действий, которые могут быть обнаружены при практическом изучении поведения за достаточно длительный период времени. Проблемы личности и нарушения психического здоровья для бихевиористов – это не проблемы сознания, а нарушения поведения и конфликты привычек, что следует «лечить» с помощью обусловливания и разобусловливания. Все последующие за работой Уотсона исследования были направлены на изучение отношений «стимул – реакция». Другой известный американский ученый Б.Ф. Скиннер попытался выйти за рамки этой формулы, чтобы учитывать воздействия окружения на организм после проявления реакции. Он создал теорию опёрантного научения.
Используемые источники:
- https://psychologist.tips/733-teorii-lichnosti-otechestvennye-i-zarubezhnye.html
- https://studopedia.ru/2_57316_osnovnie-zarubezhnie-teorii-lichnosti.html
Когнитивная теория
В когнитивной теории личности существует всего два вопроса:
- Что происходит сейчас?
- Что приготовило будущее?
Именно эти две дилеммы терзают человека всю жизнь по мнению основоположника Дж.Келли. Личность воспринимает мир согласно индивидуальной внутренней модели поведения, которая называется конструктором и интерпретируется через влияние интеллектуальных процессов. Если сформулировать кратко то, по мнению психолога, только сходные конструкторы способны нормально взаимодействовать между собой.
Индивидуальная теория по Альфреду Адлеру
Психолог А. Адлер полагал, что человеческая жизнь стремится к превосходству и совершенствованию, личность старается побороть детские страхи, комплексы и чувство собственной неполноценности. В рамках этой научной теории индивид вырабатывает собственный, оригинальный стиль жизни, который ориентируется на стремление быть первым, быть лучшим. При этом у индивида есть только три основные задачи – дружба, любовь и работа. В зависимости от важности каждого из них проявляется уровень активности и типология индивида — управляющий, получающий, избегающий и общественно-полезный тип.
Аналитическая теория К.Г. Юнга.
Теория черт личности по К.Г. Юнгу содержит основной и главный психологический фактор, который базируется на врожденных аспектах, передающиеся генетически от родителей, т.е. первичные заготовки характера или «архетипы» в человеке заложены от рождения. В дальнейшем ученый развил теорию, выделив три концептуальных направления в структуре:
- Коллективное бессознательное содержит в себе весь накопленный человеческий опыт или врожденное культурное наследие. В этой структуре отражены мысли и чувства, которые характерны для всего человечества.
- Индивидуальное бессознательное подразумевает наличие комплексов и переживаний, которые были забыты или подавлены, но впоследствии становятся движущей силой личности на всю жизнь.
- Индивидуальное сознательное – регулирует сознательную деятельность человека, посредством самосознания, воспоминаний и ощущений.
Также К.Г. Юнг описал основные направленности эго – экстраверсию (направленность во внешний мир) и интроверсию (сосредоточие индивида на внутреннем).
Концепции структуры личности в отечественной психологии
- Концепция Рубинштейна: личность состоит из следующих четырех компонентов:
- Направленность– мотивационно-ценностная сфера личности, включающая глубокие, устойчивые и относительно независимые от наличной ситуации потребности, мотивы и цели, а также базирующиеся на них ценностные ориентации, убеждения и склонности, в совокупности составляющие мировоззрение человека. Направленность определяет избирательность всех форм активности человека.
- Характер – совокупность индивидуальных свойств личности, обусловленных ее отношениями к миру и к самому себе и проявляющихся в типичных для данного человека формах поведения.
- Темперамент – совокупность формально-динамических свойств личности.
- Способности – индивидуальные свойства личности, обусловливающие успешность выполняемой человеком деятельности.
- Концепция Платонова: личность состоит из следующих компонентов, которые могут быть рассмотрены как уровни:
- Направленность(влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение) – высший уровень структуры личности. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
- Индивидуальный социальный опыт (приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки) – формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.
- Индивидуальные особенности психических процессов (индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей) – зависят как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
- Биологически обусловленные свойства личности (темперамент, половые и возрастные особенности) – низший уровень структуры личности.
- Концепция Ананьева
Характер Социальный статус Социальные роли Направленность Особенности социального поведения Характер коммуникаций и отношений с другими людьми Темперамент