Концепции развития личности: основные и второстепенные понятия

Именно этой теории придерживались британский педагог Джон Локк, советский психолог Лев Семенович Выготский, советский педагог Антон Семенович Макаренко и другие.

Существует так же концепция, объединяющая два описанных выше подхода – биосоциальная. Сторонники биосоциальной концепции считают, что психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность формируются под влиянием среды.

Остановимся подробнее на каждой из этих концепций.

Развитие личности по Выготскому

Концепция развития личности отечественного ученого Л. С. Выготского возникла в начале XX века. Первая публикация относится к 1928 году и называется «Проблема культурного развития ребенка».

Выготский впервые делал акцент на социальном окружении ребенка. Ученый отмечал, что во время его развития имеют место две взаимосвязанные линии – первая из них относится к самостоятельному созреванию высших психических функций, вторая – зависит от культурно-социальной среды. Именно в своем окружении ребенок осваивает манеры поведения, способы мышления.

Развитие внимания, памяти, речи, мышления и других функций всегда происходит сначала через внешнюю деятельность, и только затем эти внешние функции становятся внутренними, или интрапсихическими. Все, чему учится ребенок, он сначала делает со взрослым. Программа личностного развития, по Выготскому, не может быть осуществлена без диалогичности – основной черты сознания, формирующейся за счет взаимодействия со взрослым.

Основная концепция развития личности, впервые введенная Выготским, называется «зона ближайшего развития», или те действия, которые ребенок пока не в состоянии выполнить сам, но может сделать их вместе со взрослым. Исследователь считал, что хорошим может называться только то обучение, которое идет впереди развития.

Базовые концепции развития личности по Выготскому включают и понятие о постепенности развития. Процесс развития происходит по ступенчатому принципу – ровные этапы накопления знаний сменяются резкими скачками. Еще одно важное понятие в теории Выготского – это активность ребенка. В воззрениях других психологов того времени, например, в работах Б. Скиннера, доминировало представление о том, что ребенок является субъектом активности взрослого. Но ни один из ученых до Выготского не рассматривал детей как тех, кто сами могут оказывать активное влияние на старших.

Основы теории Эриксона

Человек согласно определениям социальной психологии – это субъект, который что-то познает, получает определенный опыт. При этом предмет его изучения – это объект. Социальная психология изучает внутренний мир самого человека, его поступки при взаимодействии с социумом. Изучаются не только отдельные качества личности, но и проявление характера в определенных ситуациях.

В теории Эрика Эриксона на каждой стадии человек сталкивается с общественными ожиданиями. Если он оправдывает их, то становится частью социума. В противном случае общество отвергает его. Такая простая идея легла в основу разработки 8 фаз жизненного пути, с которыми встречается каждый индивид.

На каждом этапе развития перед личностью ставится определенная задача, которую назначает социум. Ее решение зависит не только от опыта человека, но и духовного состояния общества. Теория Эриксона затрагивает все этапы жизненного цикла – от рождения до смерти. Психолог учитывает исторический период, в котором родился и вырос ребенок. Также на формирование личности влияют социальные условия, культурное развитие, принятая система ценностей, знаменательные события.

Человек – это отдельная система, которая взаимодействует с окружающим миром благодаря органам восприятия, мыслительным процессам, памяти, вниманию. Со временем личность адаптируется к любым условиям и на основании своего опыта двигается дальше.

Задача концепции Эриксона – привлечение внимания к тому, что индивид способен решать психосоциальные проблемы. На первом плане в теории стоит человеческое «Я», положительные черты характера, которые открываются в определенных жизненных ситуациях.

Эриксон утверждает, что каждая трудность, с которой сталкивается человек – это своеобразный вызов общества. После преодоления кризиса личность становится сильнее, умнее, опытнее. Чтобы понять источник тех или других проблем, достаточно узнать, как индивид справился с определенной проблемой в прошлом.

Этапы развития личности известны заранее. Они одинаковы для каждого человека. Нельзя изменить последовательность прохождения стадий. Эриксон выделил 8 фаз развития, которые соответствуют определенному возрастному диапазону. На каждом этапе наблюдается кризис, который возникает, когда индивид достигает определенного психологического состояния. Также на формирования проблем влияют требования, которые выдвигает социум.

В каждом кризисе можно найти преимущества и недостатки. При удачном решении проблемы человек приобретает новое положительное качество, что упрощает процесс обогащения приятным опытом на следующей жизненной стадии.

Жизнь в теории Эриксона – это цепочка смены разных аспектов. Если не удалось пройти кризис, то личность приобретает негативное качество. В дальнейшем этот опыт будет препятствовать развитию индивида. При этом не исключено, что проблемы будут повторяться. Некоторые конфликты и внутренние зажимы сопровождают человека всю жизнь, хоть он постоянно с ними справляется. К тому же постоянно появляются новые кризисы. Но при удачном прохождении этапа будет проще справиться с проблемами в будущем.

Концепция Менегетти

Антонио Менегетти – итальянский ученый, которым была создана область психологического знания под названием «Онтопсихология». Менегетти был одновременно и ученым, и психотерапевтом, получившим степени в различных областях – теологии, философии, психологии. Слово «онтопсихология» состоит из трех частей. «Онто» означает «бытие», «психо» — «душа», «логос» — «смысл». Менегетти основал научно-психологическую школу, посвященную развитию онтопсихологии. Концепция развития личности Менегетти базируется как на философском знании, так и на психологическом. Из философских работ на его теорию повлияли работы Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Парменида. Из психологических исследований наибольшее воздействие оказали работы А. Адлера, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Юнга.

Главной практической задачей онотопсихологии было достижение соответствия человеком своей природы, внутренней сущности. Менегетти выделил базовые концепции развития личности:

  • «Сущность в себе», или так называемое «Ин-Се» — внутреннее ядро человеческой души, где заключается его подлинное бытие;
  • «Неискаженные проекции Ин-се»;
  • «Искаженные проекции», или психологические комплексы;
  • «Сознательно-логическое Я» — единственная часть психики человека, которая обладает осознанием.

Онтопсихология рассматривает человека как погруженного в собственные психические процессы, но при этом практически не обладающего информацией о самом себе. Считается, что внутреннее ядро человека — «Ин-Се» — имеет положительную природу. Внутри каждого заложены все необходимые для самореализации ресурсы. И чем больше путь человека отклоняется от направления реализации своих возможностей, тем большим становится ощущение неудовлетворенности.

Одна из основных концепций развития личности по Менегетти состоит в том, что все физические и психические болезни возникают тогда, когда человек идет против собственной природы. Он склонен обвинять в своих бедах кого угодно, но не способен понять, что уничтожает себя собственными руками. Реализация плана личностного развития начинается с того, что человек осознает свои индивидуальные особенности, и то, как его текущий образ жизни препятствует самореализации.

Такая ситуация названа онтопсихологами экзистенциальной шизофренией. В переводе с древнегреческого слово «шизофрения» значит «расщепленный мозг». Когда внутренние желания конфликтуют с обстоятельствами, требованиями общества, и человек сдается перед ними, возникает экзистенциальная шизофрения. Главная задача психотерапевта-онтопсихолога – достижение человеком соответствия своей жизни и внутренней сути.

Что такое интеграция Эго?

Чувство эго-интеграции – это ощущение целостности своего «Я». Изначально дети не обладают ощущением «Я». Для них окружающий мир и они сами – одно и то же. Известный психолог Жан Пиаже подчеркивал, что младенцы не имеют границ личности. Они начинают формироваться лишь к 2-3 годам.

Самый высокий уровень развития личности – это такое состояние, когда мир для человека становится идеальным местом для удовлетворения его потребностей (как духовных, так и низшего порядка). Именно это состояние называется в психологии интеграцией. С эволюционной точки зрения оно означает самую высокую степень приспособленности.

Интегрированная личность – это буфер обмена между обществом и внутренним миром. Она способна избегать вредных факторов, усиливать полезные, и даже превращать зло во благо. Для высокой степени интеграции характерно профессиональное развитие личности на серьезном уровне.

По Эриксону, Эго-интеграция возникает как свойство позднего возраста. Но только при условии, если человек смог пережить в течение жизни многочисленные победы и поражения, был вдохновителем для других. Эго-интеграция пожилого человека – это взгляд на прошедшие годы и их положительная оценка: «Я доволен прожитой жизнью». Таких людей не страшит смерть. Ведь в своих потомках или творческих достижениях они сумели в определенном смысле обрести бессмертие.

По другую сторону баррикад находятся те, кто «растратил жизнь впустую». На прожитое время они смотрят с сожалением: оно представляется теперь чередой упущенных возможностей. На закате своего бытия они чувствуют, что начинать что-то уже слишком поздно. Теория развития личности Эриксона выделяет два вида умонастроения у таких людей. Во-первых, они сожалеют о том, что жизнь нельзя прожить еще раз. Во-вторых – отрицают собственные недостатки, проецируя их на окружающий мир. «Отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности; вот почему старики пытаются приукрасить свои воспоминания», пишет в своих работах Эриксон. Чувство тревоги и самосожаления в своих крайних случаях приводит в пожилом возрасте к психическим отклонениям. Это ипохондрия, паранойя, депрессия и слабоумие.

Развитие личности и аналитическая психология Юнга

Как известно, Карл Густав Юнг был учеником Фрейда. Но он значительно отдалился от центральной идеи фрейдовского психоанализа. В теории Юнга борьба с животной частью себя не занимает главного места. Концепция развития личности Юнга, помимо индивидуального бессознательного, включает в себя коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное – это «память поколений». Она включает все те переживания, которые могли испытывать люди, жившие до нас.

Коллективное бессознательное проявляется в архетипах – тех образах, которые являются общими для всего человечества. Повторяющиеся среди различных народов образы Юнг считал прямым доказательством теории коллективного бессознательного. К примеру, во многих мифах и легендах встречается фигура богини плодородия, которая является архетипом Матери.

Другие понятия в концепции Юнга – это «Эго», «Персона», «Анима»,«Анимус» и «Тень». «Я» — это центральная часть сознательной деятельности человека. «Персона» является маской, которая одевается на публике, в обществе. Женский архетип внутри мужской психики называется «Анимой», а мужской архетип в психике женской – «Анимусом». «Тень» — это те черты характера, наличие которых сам индивид не признает в себе. «Эго» имеет две стороны: светлую – то, что человек в себе самом признает, а также темную – «Тень».

Структура деятельностной теории

Деятельностная теория А. Н. Леонтьева рассматривает мотивы и потребности человека в контексте деятельности. Леонтьев разделил ее на несколько уровней:

  • Первый уровень — деятельность. Она характеризуется определенными потребностями и мотивами, исходя из которых формируется определенная цель или задача.
  • Второй уровень — действия, которые подчиняются достижению цели.
  • Третий уровень — операции. Это способы осуществления действий, зависят от условий достижения конкретной цели.
  • Четвертый уровень — психофизиологические функции. Является самым низким уровнем в структуре деятельности, характеризуется физиологическим обеспечением психических процессов, то есть способность человека мыслить, чувствовать, двигаться и запоминать.

Теория Леонтьева дает подробное описание структуры деятельности и определяет ее связь с потребностями и мотивами, побуждающими человека к разного рода активности.

Таким образом Леонтьев показал связь внешних практических действий и поведения человека — с внутренними процессами психических действий и сознанием человека. В теории деятельности Леонтьева, основными ее видами являются: трудовая, познавательная, игровая.

Концепция развития личности по Юнгу: цель

Концепция развития личности по Юнгу предполагает, что цель становления – это найти самого себя. «Я» всегда оказывается скрытым под личиной, «Персоной». Процесс самопознания начинается с того, что человек знакомиться с «Тенью». Процесс индивидуации, или психологического рождения, происходит в течение всей жизни. Этим теория Юнга отличается от идей Фрейда, согласно которым развитие личности происходит, главным образом, в начале жизненного пути.

Согласно аналитической психологии, созданной Юнгом, развитие личности происходит в процессе обретения новых умений, познания самой себя. Оно представляет собой стремление к покою, целостности и гармонии. Главной жизненной целью является полная реализация возможностей «Эго».

«Три кита человеческой психики»

Теория личности Фрейда со временем модернизировалась. В 1923 году им была предложена структурная модель психики, основанная на представлениях об «Ид», «Эго» и «Супер-Эго». Это не какие-либо определенные области мозга или психики, а скорее гипотетические образования, соответствующие важным психическим функциям.

Так, «Ид» – полностью бессознательное. Оно образовано двумя противоположными влечениями, Эросом и Танатосом. Первый из этих инстинктов – инстинкт любви. Он помогает человеку выжить, поддерживая основные функции жизнедеятельности, такие как еда, дыхание, секс. Энергия, создаваемая Эросом, носит название либидо.

Танатос – инстинкт смерти. Психологическая теория Фрейда рассматривает его как совокупность деструктивных сил, присущих всем человеческим существам. Когда эта энергия направляется вовне, на других людей, она принимает форму агрессии и насилия. Зигмунд Фрейд полагал, что Эрос все же сильнее Танатоса, и только благодаря этому человек может выжить, а не уничтожить сам себя.

«Эго» развивается из «Ид» в период младенчества. Эту структуру психики можно отнести к сознательным, она олицетворяет собой личность человека. «Ид» же иногда сравнивают с капризным ребенком, имеющим множество противоречивых желаний. И этот ребенок привык требовать их исполнения. Цель «Эго» – удовлетворить все потребности «Ид» безопасным и социально приемлемым способом.

«Супер-Эго» развивается также в детстве. Возникает оно, когда ребенок начинает отождествлять себя с родителем своего пола. «Супер-Эго» иногда называют совестью, так как оно ответственно за соблюдение человеком моральных принципов. Оно побуждает нас к социально одобряемому поведению. И, если этого не происходит, «Супер-Эго» заставляет нас чувствовать себя виноватыми.

Таким образом, теория личности Фрейда гласит, что психика человека управляется описанным выше триединством: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго».

Развитие личности по Адлеру

Альфред Адлер был первым из психологов, кто ввел понятие «комплекс неполноценности». В отличие от психоаналитической теории, разработанной Фрейдом, Адлер уделяет главную роль не сексуальности, а социальным факторам. Основная концепция развития личности по Адлеру заключается в том, что личность формируется благодаря «жизненному стилю». Жизненный стиль представляет собой набор психологических установок, которые несут компенсаторный характер. Например, древнегреческий оратор Демосфен в юности страдал от заикания. Многие из полководцев – Наполеон, Суворов – были невысокого роста.

Адлер считал, что все дети с рождения ощущают себя неполноценными перед всемогущими родителями. Поэтому задача борьбы с комплексом неполноценности стоит перед каждым ребенком. Она может осуществляться как позитивно, так и негативно – в этом случае человек растет со стремлением к власти над другими. Но обычно стремление компенсировать свою неполноценность является двигателем развития.

Главную роль в развитии личности по Адлеру играет «Эго» человека – именно с его помощью человек выбирает определенный тип поведения, индивидуальные установки. Препятствием к развитию являются общественные правила. Однако ни один человек не может существовать без общества, поэтому конфликт между творческой самореализацией и общественными нормами неизбежен. Альфред называет этот конфликт «вечным стремлением получить одобрение общества и перестать быть его частью».

Значение речи

Важнейшая особенность по Выготскому – диалогичность. Через взаимосвязь со взрослыми людьми или другими детьми ребенок развивает свое сознание. Разум строится путем освоения знаков (ими выступают слова). Сначала дети учатся распознавать и запоминать их, затем начинают сопоставлять слово с его значением. Набор букв приобретает смысл. ВПФ заключается в мышлении знаками. Когда все мысли пропускаются через словосочетания, то есть люди думают словами.

Сначала символы помогают понимать других и воздействовать на них, а позже речь становится главной составляющей мышления. Без речи, как и без общения, человек не может быть полноценной личностью. Ведь даже внутренний диалог ведется с помощью слов. Слово соотносится к сознанию, как меньшее к большему. Например, как атом к веществу. Иначе говоря, разум состоит из слов.

Развитие личности по А. С. Макаренко

А. С. Макаренко является гениальным отечественным психологом. В 1988 году ЮНЕСКО определило четырех педагогов, которые своими работами определили весь метод педагогики XX века – ими оказались Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори и А. Макаренко.

Макаренко организовывал колонии для тех детей, которых общество считало полностью испорченными – мальчиков-воров, девочек-проституток. Никто не мог с ними справиться – даже родители иногда самостоятельно привозили своих детей к педагогу. И Макаренко добился в своем мастерстве огромных результатов. Он самостоятельно, без помощи воспитателей, возглавлял колонию несовершеннолетних правонарушителей им. Дзержинского. Число ее обитателей достигало 500-600 человек.

В настоящее время статистика Генпрокуратуры свидетельствует: порядка 10% выпускников детских домов адаптируются к обществу, 40% заболевают алкоголизмом или наркоманией, около 10% накладывают на себя руки. Для сравнения – из 3 тысяч выпускников А. С. Макаренко не было ни одного уголовного случая. Многие уже взрослые выпускники считали себя «счастливыми людьми».

Однако, несмотря на успехи, концепция развития личности по А. С. Макаренко не признавалась официальной педагогической наукой. Одним из его противников была Н. С. Крупская. Система Макаренко была запрещена в советских школах и детских домах. Макаренко спас писатель М. Горький – именно благодаря его стараниям педагог получил возможность трудиться в колонии им. Дзержинского.

Основные понятия программы колонистов

Каким образом Макаренко добивался таких блестящих результатов? Программа личностного развития колонистов включала несколько понятий – дело, формат, ядро коллектива.

Дело — это род занятий, которые имели колонисты. Дело было для них источником доходов и одновременно дисциплины. На заработанные средства воспитанники колонии содержали себя, своих младших товарищей, ходили в походы, откладывали средства на будущее. В возрасте 17-19 лет многие уже становились мастерами производства.

Ядро коллектива. Воспитанием жителей колонии не занимался воспитатель. План личностного развития новоприбывших был делом авторитетных членов колонии. На своем языке они объясняли им основные ценности коллектива – сам Макаренко лишь наблюдал, чтобы это происходило в рамках цивилизованности.

Формат. Макаренко тщательно следил за тем, чтобы в колонии была строгая дисциплина. Он внедрял особые правила и ритуалы, благодаря которым в колонии возможен был порядок. Педагог был уверен, что дети не должны были даже друг друга толкать, вести себя прилично – Макаренко никогда не был приверженцем гуманистических теорий, ценил сдержанность, дисциплину и армейские порядки.

Основные положения системы Макаренко

Многие педагоги, видя марширующих строем детей, впадали в ужас. Программа личностного развития Макаренко давала блестящие результаты – но, как они считали, «методы были не те». Главная идея педагога заключалась в следующем – дети могут и должны трудиться. Но сейчас время детский труд находится под запретом. Фактически, система Макаренко реализуется только в некоторых частных предприятиях.

Программа личностного развития Макаренко строилась на дисциплине, которая, при этом, не являлась методом воспитания. Скорее, порядок был его результатом. Воспитание не было для педагога чтением морали – это были строго установленные порядки, организация жизни колонистов. Интересы личности всегда подчинялись интересам коллектива, если личность выступала против общественного мнения. При этом Макаренко выступал за демократические отношения в коллективе, возможность творческого самовыражения. Педагог создавал все условия для того, чтобы психологический климат в колонии был благоприятным. Одним из главных средств воспитания был обязательный для всех режим. Режим должен быть точным и целесообразным.

Большое влияние на работы Макаренко оказали произведения М. Горького. Писатель известен тем, что обладал оптимистическим подходом к природе человека, верил в его силы, и это отражает концепция развития личности Макаренко. Педагог считал, что ответственности, которую несет педагог, стоит учиться у Горького. Ведь писатель, имея способность видеть лучшее в человеке, при этом никогда не умилялся этими чертами, не понижал планку требований.

Принципы воспитания

Воспитание личностных качеств начинается с раннего детства. В этом сходятся все существующие педагогические и психологические теории. Каждая из них выдвигает собственные принципиальные идеи в отношении воспитания человека. Но если рассмотреть существующие методики не по отдельности, а как единое целое, то можно выделить главные принципы, присущие каждой из теорий в той или иной степени.

Основополагающими принципами воспитательного процесса можно считать следующие тезисы:

  • четкое понимание того, что требуется «вложить» в детскую голову, то есть, цели процесса;
  • правильно определить допустимые и эффективные способы донесения информации и методы воздействия;
  • соответствовать тому, что пропагандируется, быть авторитетом в детских глазах;
  • понимать последствия своих действий;
  • не допускать физических наказаний и панибратства;
  • уважать и любить личность ребенка, направлять ее, а не подавлять.

Под последствием своих действий следует понимать абсолютно все

К примеру, если человек разъясняет ребенку необходимость проявления уважения к пожилым людям, но при этом не считает нужным выслушать бабушку или дедушку с вниманием, хотя и не забывает уступать место в транспорте пенсионерам, то последствием станет осознание ребенком относительности догматов. Малыш усвоит, что в определенных ситуациях нравственными нормами вполне можно и пренебречь

Другим примером последствий может стать прерывание занятий с малышом ради ответа по телефону

Ребенок усвоит, что общение через гаджет более важно, чем непосредственный контакт. Именно этот тип поведения можно наблюдать практически всюду в наши дни

При воспитании личности ребенка и ее развитии не столь важно, какой именно из базовых теорий станет придерживаться педагог или же родитель. Гораздо важнее не забывать о следовании главным педагогическим принципам воспитательного процесса

Если их не принимать во внимание, то ни одна воспитательная методика или же теория не принесут желаемого результата, какими бы они ни были

К примеру, желая воспитывать ребенка в соответствии с идеями свободного становления, которые впервые сформулировал Руссо, нельзя забывать о том, что и самому придется им соответствовать. Нельзя говорить детям одно, а делать ежедневно другое. Это приведет к развитию двуличности, лицемерия. К примеру, развивая личность ребенка в соответствии с теорией свободного воспитания, не следует заставлять малыша учить алфавит в три года или же идти в пять лет в балетную школу, если только ребенок сам этого не захочет.

Вывод

Зная основные концепции развития личности, можно значительно повлиять на процесс ее формирования. Эти знания незаменимы при воспитании детей, а также для работы над собой, составлении плана личностного развития. Создание благоприятной среды для роста личности требует определенных усилий, а также духовных, временных, денежных затрат. Такие затраты необходимы для того, чтобы положительные качества ребенка развивались, а мотивация деятельности – возрастала. Но народная мудрость гласит: «и на камнях растут деревья». Если даже факторы окружающей среды и нужно помнить пословицу – наследственности далеки от идеала, человека имеет шанс улучшить свою жизнь и приумножить даже тот небольшой потенциал, который имеет.

Тематика: Личностный рост

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]