Индивид, личность, индивидуальность. Понятие и содержание индивидуальности

Личность, индивид, индивидуальность – эти понятия часто употребляются как синонимы. И мы, не задумываясь, заменяем одно другим, причем не только в отношении взрослого человека или любого представителя биологического вида Homo sapiens. Слово «личность» можно услышать и в рассказе молодой мамы о своем новорожденном малыше, и даже в рассуждениях хозяйки о своей кошке или собаке.

На самом деле это слишком вольное обращение с серьезными психологическими понятиями. Синонимами они не являются и, несмотря на то, что каждое из этих слов обозначает совокупность качеств человека, между ними есть существенные различия.

Человек

Человек
Это существо биологическое и социальное, которое находится на высшей ступени в иерархии живых организмов на Земле, является субъектом общественно-исторической деятельности и культуры.

Главная же характеристика человека – его сознательная, целенаправленная деятельность. Понятие «человек» является родовым, указывает на качественное отличие людей от животных, служит для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей, которые находят свое выражение в названии «homo sapiens».

Соотношение терминов

Исходя из определений «индивид», «личность» и «человек», характеристику их в обществе можно представить как совокупность определенных качеств и черт. Несмотря на существенные различия, между этими понятиями существует устойчивая связь. У каждого при рождении есть набор свойств, которые можно развивать и совершенствовать, становясь при этом выдающейся личностью. И наоборот, при нежелании становиться частью социума субъект деградирует, а значит, не становится индивидуальностью.

В совокупности все три понятия можно объединить словом «субъект». Под ним понимается активно познающий мир, целенаправленно действующий индивид. Он способен проявлять инициативу, быть самостоятельным, принимать и реализовывать значимые решения и нести за это ответственность. Неразрывная связь между тремя понятиями обусловлена тем, что они все относятся к конкретному биологическому существу.

Индивид и личность

Индивид
Это человек как отдельный представитель той или иной социальной общности (в противовес коллективу, семье, бригаде, социальной группе).

«Индивид» означает конкретного человека, единичного представителя человеческого рода. «Личность» служит для характеристики социального в человеке. Термин индивидуальность включает в себя те особенности, то специфическое, неповторимое, что отличает индивида как конкретного человека от других (ему подобных).

Лицо (человек) – это человек, являющийся воплощением конкретно-исторических общественных отношений, влияющий на них в меру своих сил и способностей в зависимости от положения, которое лицо занимает в обществе.

Иными словами, лицо показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются ее социально значимые черты и оказывается его суть как совокупность всех существующих в обществе социальных отношений. Личность, в отличие от человека, является продуктом не только природы, но и общества, субъектом социальных процессов. Личность – устоявшийся комплекс качеств человека, приобретенных под влиянием соответствующей культуры общества, конкретных социальных групп и сообществ, к которым она относится и в жизнедеятельность которых вовлечена. Понятие «личность» употребляется по отношению к каждому человеку, поскольку он является носителем важных черт определенного общества. Главное в личности – не абстрактная физическая природа, а ее социальное качество.

Человек как предмет конкретных наук

ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ

Познай самого себя…

Сократ

Человек как предмет философии

Человек — это вечная загадка. Кажется, что мы знаем о нем все, но стоит задуматься — и открывается бездна непонятного, необъяс­нимого. И пока человек живет, он обречен на познание самого себя, потому что как бы ни был безначален и бесконечен мир, самое главное в нем для человека — он сам.

Зачем нужны знания о человеке

.»Для того, чтобы жить. Чем больше мы узнаем друг о друге, тем легче найти обший язык, избежать конфликтов. Чем больше мы знаем о своем организме, тем легче избавить его от болезней. Чем лучше мы разбираемся в своей душе, тем успешнее управляем своими желаниями и поступками. Узнавая человека, мы одновременно постигаем и законы природы, потому что в нем, как в высшем проявлении жизни на Земле, отражено все ее многообразие.

Но у человека есть то, чего нет больше нигде вприроде, — сознание. И, проникая в его тайны, мы узнаем не только о своих возможностях, о своем будущем, но и о непонятом пока космическом единстве разума. Ведь человек воплощает в себе не только законы Земли, но и Космоса.

.Можно ли узнать человека до конца?

Нет, сам себя человек не узнает целиком никогда. Чтобы получить исчерпывающие знания о какой-то системе, надо выйти за ее рамки, посмотреть на нее как бы сверху. Человек не может выйти за пределы самого себя. Он изучает себя как бы «по кусочкам», но всегда из поля наблюдения исключается какая-то часть его самого, прежде всего та, которая наблюдает.

Человек всегда больше, чем его знания о себе. С развитием науки появляются новые средства человекознания. Но как бы совершенны они ни были, изобретают их сами люди, потому программы приме-

нения этих средств ограничены уровнем интеллектуальной зрелости человека.

Можно ли понять человека до конца? А

вот это уже другой вопрос. Как часто люди не могут объяснить свои собственные поступки! Как часто мы знаем, что сделает тот или иной человек, но не можем объяснить, откуда это знание взялось! Как часто мы
чувствуем
боль и радость других, даже не задумываясь о природе этих представлений.

А дело в том, что далеко не все в человеке поддается рациональ­ному объяснению. Многие связи, даже в организме, не говоря уже об эмоционально-чувственной сфере, о подсознании, не укладыва­ются ни в какие логические законы и не могут быть высказаны словами. Поэтому человека мало узнавать,

его надо
чувствовать.
Все это вместе и называется пониманием. И мы смело можем сказать, что каждый человек способен понять себя и другого. До конца ли? Этого никто не знает, потому что в понимании фиксируется
целост­ное
представление о человеке.

Целостное — это не значит все. Целостность — это внутреннее единство объекта, его автономность, независимость, отдифференцированность от окружающей среды, а также сам объект, обладающий такими свойствами. В философии понятие целостности сближается с понятием сущности. Таким образом, задача целостного восприятия человека может трактоваться как задача постижения его сущности.

Отличие философии человека от других наук, изучающих его, состоит в том, что она соединяет в себе наиболее общие знания

о человеке с интуитивным постижением его сущности. Философия должна не просто изучать человека — она должна
переживать
его.

Человек как предмет конкретных наук

Человека изучают многие науки. Это неудивительно, потому что люди очень интересны сами по себе. Но науки эти достаточно изолированы друг от друга, каждая из них имеет своим предметом лишь какую-то одну сторону в многообразии человеческих проявле­ний. Однако для целостного представления о человеке знания, до­бытые конкретными науками, необходимы

Что же это за науки и как они представляют человека?

Назовем некоторые из них.

Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и нормальных вариациях физиологи­ческого строения человека. Сформировалась как наука в середине XIX в.. в ней выделяются морфология, теория антропогенеза, расо­ведение.

Биология человека и комплекс медико-биологических дисцип­лин изучают физиологические, биохимические, генетические факто-

ры, влияющие на вариации и строение человеческого организма. Медицина, строго говоря, не является наукой. Это комплекс научных дисциплин и область практической деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Она развивалась опытным путем, опережение в теории (научная медицина) начинается с середины XIX в. Целостная кон­цепция человека в медицине отсутствует.

Психология (общая, возрастная, социальная, медицинская и т. п.) — наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека и поведения животных. Достоверные знания о психической деятельности возможны только на основе хорошей экспериментальной базы, хотя в истории психологии был этап, когда основным методом было созерцание. Как наука психология сформи­ровалась в середине XIX в., хотя учения психологического толка имеют древнюю природу.

Социальные науки — это комплекс дисциплин, которые изучают общественные проявления человека. Это социология, политология, правоведение, этика, эстетика, экономические науки (не все) и т. п. Каждая из них сосредоточивает свое внимание на какой-то отдельной сфере человеческой деятельности. Началом структурирования соци­альных теорий можно считать середину XIX в. (возникновение позитивной социологии).

При характеристике комплекса наук о человеке сразу обнаружи­вается, что каждая из них берет лишь определенный срез человечес­кого бытия, не рассматривая человека в целом. Интересно, что все они структурируются как научные дисциплины в середине XIX в. Но на этом сходство заканчивается. Междисциплинарные связи между науками о человеке развиты чрезвычайно слабо.

Невольно вспоминается притча о слепцах, которых попросили рас­сказать, что такое слон. Один потрогал ногу слона и сказал: «Это столб». Другой взялся за хвост и сказал: «Это веревка». Третий ощупал хобот и заметил: «Это труба». Так и в науках о человеке. Психолог скажет о человеке: это душа. Педагог заметит, что человек — это объект воспитания. А многие врачи так до конца жизни и полагают, что человек


это больной.
Какое же место занимают науки о человеке в структуре знания ?

Науки о человеке в наше время претендуют на роль лидера в системе научного знания.

Здесь необходимо отметить, что в разные периоды истории роль лидера выполняли разные дисциплины. Первоначально это была механика (Новое Время), затем —- физика и химия (начало XX в.), затем на первое место вышли биология и весь цикл биологических дисциплин (такое положение сохраняется п сейчас), но в настоящее время все больший приоритет приобретают человековедческие дис­циплины, номенклатура которых постоянно расширяется. С чем это

связано? Прежде всего с объективной потребностью общества, о чем мы еще расскажем, а также с тем, что данными науками накоплен достаточно большой материал, нуждающийся в обобщении.

Почему же такого обобщения до сих пор нет?

Как уже говорилось, человек никогда не познает себя до конца. Но даже если полностью познать человека невозможно, то иметь целостное представление, составленное из тех данных, которыми мы располагаем, можно и нужно.

И вот здесь-то и возникают новые трудности. Во-первых, это недостаток эмпирических данных в некоторых науках. Так, напри­мер, генетика человека — это область знания, где эмпирические данные накапливаются десятилетиями, поэтому на вопросы, постав­ленные одними учеными, придется отвечать их внукам.

Во-вторых, становление целостного представления о человеке тормозится неравномерностью развития частных наук. Колоссаль­ный материал, накопленный, например, антропологией и этногра­фией, лежит порой без движения, потому что нуждается в интерпре­тации в терминах биологии человека, а она еще только начинает свое становление. Вспомним, хотя бы, сведения по биологии человека, которые содержатся в курсе общей биологии медицинского вуза и сравним их объем со знаниями из курсов истории или культурологии, которые изучаются параллельно.

В-трстыгх, для формирования целостного представления о чело­веке нужна определенная методологическая база. Мы уже говорили, что подходить к созданию портрета человека можно по-разному. Но какой подход правильный? Какой принесет наибольший успех? Вот это пока не выяснено.

Идти к человеку «от природы» или «от духа»? Смотреть на него как на часть Космоса или самого счи­тать микрокосмом?

Складывать картинку из данных индивидуальной жизни или из того общего, что присуще каждому поколению? На эти вопросы можно ответить только имея четкие методологи­ческие установки. Именно поэтому философский синтез знаний о человеке является предпочтительным. Но на основе какой философ­ской системы он возможен? Видимо, должна быть отдельная система, а именно — философия человека.

Индивидуальность

Индивидуальность
Означает особые специфические качества природы, социума, физиологических особенностей которые отличают одного человека от другого.

Термин «индивидуальность» означает особые и специфические качества природные, социальные, физиологические, психологические, унаследованные и приобретенные, которые отличают одного человека от других, влияние на социальные процессы и место в них.

Сравнивая понятие индивидуальности с понятиями об человеке и личности можно сделать вывод, что каждый индивид является человеком, и только под влиянием общества он может стать личностью. При этом личность является не только конкретным выражением индивидуальности человека, но и воплощением социально значимых черт и особенностей данного общества, его культуры, норм и ценностей. Главным представляется то, что личность – это субъект социальных групп, сообществ и социальных процессов, который может формировать новые социальные образования в соответствии с собственными интересами.

Личностные качества

Под определением «личность» понимается конкретный субъект, который отличается способностью к познанию, самосознанию, эмоциональным переживаниям, а также возможностью влиять на окружающий мир и строить взаимоотношения с другими личностями. Психологи считают, что этот термин обозначает любого, кто занимает в обществе какое-либо положение и способен выполнять определенную роль.

Личность не может формироваться вне общества и без связи с ним, главными ее характеристиками являются следующие потенциалы:

  • познавательный;
  • творческий;
  • коммуникативный;
  • ценностный;
  • художественный.

Волеизъявление ответственного субъекта, способность контролировать свою жизнь и строить отношения считаются основой развития личности. Это индивиды, которые понимают, что природные влечения не могут управлять разумом, а человек должен сознательно руководить собственным поведением.

К примеру, сформировавшейся личностью нельзя считать трехлетнего ребенка. Он еще не отдает себе отчета в том, почему поступил так, а не иначе, и к каким последствиям может привести его поступок. Он действует на основании воспитания и привычек, появившихся у него в детстве.

Личностью сложно назвать человека, у которого нет устойчивого, твердого «Я». Многие люди живут шаблонно, механически реагируя на происходящее в окружающем их мире, и следуют исключительно влечениям. При наличии адекватных привычек и разумных их внешних проявлениях в социуме появляется приличный человек, но без собственного «Я».

Становление и определение человека как личности — это длительный процесс, который связан:

  • с выбором социальных ролей и выполняемых функций;
  • осознанием и принятием правил и норм поведения;
  • умением выстраивать отношения и быть частью общества;
  • ответственно и самостоятельно выбирать модель поведения.

Следует понимать, что в обществе всегда привлекают внимание те, кто способен быть не таким, как все. Но психологи делают акцент на тех особенностях, благодаря которым это происходит. Личностью всегда можно назвать того, кто умеет выделяться, но не всякий, кто выделяется, имеет право считаться личностью. Только достойное поведение является главным социальным признаком субъекта. Выдающиеся люди всегда отличались целеустремленностью, силой воли, их принято воспринимать как пример для подражания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]