Как пережить переходный возраст у трудного подростка: советы психолога

В жизни каждого ребенка наступает сложнейший период – взросление. Этот этап трансформации в подростка часто делает его растерянным. Он еще не привык к новому себе. Часто родители тоже испытывают от этого волнение. Но они в силах справиться со своей проблемой и помочь ребенку пережить этот этап.

В статье рассмотрены ключевые проблемы подросткового возраста, причины их появления и действенные способы борьбы с ними. Как должны вести себя родители с трудным подростком, и почему дети в этом возрасте приносят немало проблем маме с папой?

Проблема №1 – иллюзорное ощущение независимости и зрелости

В основном, переходный возраст начинается с сообщения подростком о том, что он уже вырос и способен самостоятельно решать свои проблемы. Это касается уроков, которые он может делать, а может и нет (по желанию), прогулок с друзьями до поздней ночи, необдуманных и не согласованных с родителями покупок.

Фразы мамы с папой о том, что именно они обеспечивают ребенка, дают ему деньги на карманные расходы, кормят до подростка не доходят. Он повзрослел, осознал это и простодушно считает, что стал независимым.

Причина такого поведения:

отсутствие житейского опыта у только сформированного подростка.

Основная проблема юношества – бесконтрольное потребление большого количества общедоступной «взрослой» информации. А при отсутствии помощи мудрого наставника ни один тинейджер не может ее проанализировать и правильно оценить ситуацию. С вопросами из серии «что такое хорошо и что такое плохо?» сейчас никто не подходит к родителям. В нынешнее время ответ легко можно найти в интернете.

Как быть:

главная задача родителей – не запустить проблему, и не предоставлять ребенку свободу во всех его действиях. Быть может, тинейджер научится на собственных ошибках правильно действовать, но лучше вовремя его уберечь от этих ошибок.

Обратите внимание! Чрезмерная опека и полный контроль действий подростка недопустимы. Действовать родители должны неназойливо, показывая откровенный интерес к его занятиям, хобби и волнениям, прислушиваясь к его мнению и проявляя любовь.

Нельзя критиковать действия подростка, давать им оценку. Главное в отношениях с подростком – родители и ребенок должны слушать друг друга, уважать мнение. Это приведет к взаимопониманию.

Способы разрешение психологических проблем современных подростков

Если рассуждать исходя из основных групп основных проблем подростков, перечисленных выше, то можно увидеть следующие методы работы с ними:

  • Просвещение. Родителям стоит на доступном языке, но без лишних подробностей общаться с детьми на тему секса. Акцентировать внимание на контрацепции, последствиях ранних половых контактов, собственном первом опыте, если он положителен. Беседа должна быть не в форме нравоучений, а в форме дружеского разговора. Лучше – с родителем одного пола. Общение на эту тему должно быть честным, желательно постараться ответить на все вопросы, которые возникают у взрослеющего ребенка. Нет ничего постыдного в этих разговорах, будет хуже, если ребенок узнает обо всем в искаженной форме от сверстников, или в связи с не информированностью, заразится неприятным заболеванием либо поучаствует в зачатии ребенка.
  • При деструктивном поведении, заключающемся в криминальных действиях или вредных привычках, важно вовремя установить с ребенком психологический контакт, найти для него нужные слова и направить его потребность самореализоваться в более мирное русло: спорт, искусство, творчество. Если родители чувствуют, что уже не могут самостоятельно повлиять на ситуацию, то следует обратиться к специалистам — психологам и психотерапевтам.
  • Для снижения риска попадания ребенка в «плохую» компанию важно поддерживать с ним эмоциональную связь, постоянно с ним разговаривать на интересующие его темы, демонстрировать свою любовь, но стараться ненавязчиво держать его поведение в позитивном русле, мягко сообщать о неприемлемости девиантного поведения в обществе.
  • Склонность к депрессиям обычно вызвана предрасположенностью к этому нервной системы, но обострение возникает на фоне непонимания и непринятия подростка взрослыми. При возникновении признаков депрессии: апатии, постоянной печали, уменьшении количества контактов, мыслях о своей ничтожности, важно вовремя разобраться в причинах и постараться вместе устранить их. Если ситуация выходит из-под контроля, то следует обратиться к психологу или психотерапевту.

Проблема №2 – вспыльчивость

Чрезмерная раздражительность – частый спутник подросткового возраста. По этой причине возникает немало конфликтных ситуаций – с родителями, друзьями, близкими. Любой запрет, недопонимание со стороны мамы с папой принимаются близко к сердцу. Находясь в состоянии ярости, подросток проявляет агрессию, грубо высказывается и даже может кинуть каким-либо предметом в стену.

Почему так происходит:

причина такого поведения – резкие физиологические изменения и гормональные импульсы. Нервная система еще не готова к таким всплескам, и ей требуется время для адаптации под новые функции подросткового организма. Еще одна причина подобного поведения – неготовность к самостоятельности. Такая ответственность пугает тинейджеров, вынуждает их нервничать, хамить.

Как быть:

родители должны запомнить, что огрызаться в ответ – это неправильно. Не нужно подавать ребенку отрицательный пример своей агрессией. Главное для них – подождать, пока приступ нервозности пройдет, все успокоятся, и лишь затем обсудить имеющуюся проблему. Родители должны донести до подростка, что дерзкое поведение причинит боль близким, обидит их и даже испортит отношения.

Проявляя агрессию, тинейджер избавится от отрицательных эмоций, но ему не станет легче. Он лишь спровоцирует конфликт.

Проблема №3 – закрытость

По мере взросления ребенок становится замкнутым. У него возникают новые нужды, о которых он не желает говорить. На первый план у него выходит виртуальное общение, а реальное (с родителями, сверстниками) отходит на второй. В социальных сетях у подростка появляются новые друзья, с которыми без стеснения можно обсудить самые откровенные темы. Им не нужно смотреть в глаза собеседнику, обсуждая сокровенное.

Причина:

нужда в анонимном общении возникает из-за страха быть подвергнутым критике, позору и высмеиванию.

Как быть:

несмотря на желание подростка проводить все время в одиночестве, родители не должны предоставлять ему такую возможность. Нужно подойти к нему и предложить варианты для проведения времени с семьей – катание на велосипедах, поход в кинотеатр, занятие спортом.

Родителям на заметку! Если в семье несколько детей, в качестве переговорщика можно выдвинуть старшего брату (сестру) – вероятнее, им подросток больше доверяет, чем родителям.

Новый пубертат

Молодеют не только болезни. Пубертатный период тоже сдвинул свои сроки, и переходный возраст у современных детей может наступить в 11, 12, а иногда даже в 10 лет. Уже в этом возрасте мы можем увидеть предпосылки к зарождению трудного подростка: ребенок перестает учиться, бросает прежние увлечения, дерзит взрослым, целый день сидит в интернете, связывается с опасной компанией и странно себя ведет.

Эти кажущиеся резкими перемены случаются не на пустом месте, и причиной может быть как психологический климат в семье или школе, так и, например, неблагоприятная наследственность. Чтобы понять, почему с ребенком стало трудно, необходимо восстановить цепочку всех возможных причин.

Проблема №4 – зависимость от девайсов

Каждому родителю знакома картина, когда без мобильного телефона или планшета не обходится ни один прием пищи, и когда всю ночь подросток сидит со смартфоном, уменьшая этим длительность сна.

Причина такого поведения:

огромное количество функций в гаджетах.

Подростки – активные и любознательные существа. Ежедневно они узнают все больше информации, поскольку у них возникает немало вопросов по мере взросления. К тому же, они должны обсудить насущные вопросы, понаблюдать за одногодками и кумирами в социальной сети. Завораживающая и активная жизнь современных подростков не представляется без функциональных новинок.

Что делать родителям:

им нужно осознать, что большинство проблем детей-тинейджеров исходит именно из взаимоотношений в семье. Если родитель ходит со смартфоном даже в туалет, этим он подает негативный пример ребенку. Выход из такой ситуации необходимо искать вместе – проводить больше времени за общением, выходить на прогулки, заниматься активными видами спорта.

Проблема №5 – попытка доказать собственную важность

Желание самостоятельно принимать решения, подросток отказывается от выполнения просьб и требований либо делает это все назло.

Почему так происходит:

такое поведение провоцируется предъявлением детям повышенных требований. Не соблюдая правила, подростки доказывают окружающим собственную значимость.

Как быть:

чтобы не допустить конфликтов, родители не должны давить на ребенка. Когда он не слушается, протестует, важно выслушать его рассуждения, разрешить ему высказать собственное мнение.

Обратите внимание! Среди сверстников также распространен этот механизм – все забывают, что тинейджеры требовательны к ровесникам. Обе стороны должны научиться слушать друг друга, уважать мнение.

Конформизм

Приспособленчество и беспринципность заставляет подростка быть таким, как принято в его группе или его окружении. Наглядным проявлением конформизма является стремление быть модным. В атмосфере распространения рекламы эта черта является очень часто встречающейся.

У подростков конформизм принимает гипертрофированное содержание, порой он боится быть не таким как все и отстать от правил группы, к которой принадлежит. Такое настроение делает ребёнка зависимы от сверстников, а на расстоянии от них чувствует себя неуютно. Приспосабливаясь, подросток может делать то, чтоявляется вредным и противозаконным.


Конформизм подростков формируется под влиянием окружения

Чтобы этого не произошло, важно для ребёнка уметь сказать «нет» тому, что ему повредит. Для этого нужны мужество и уверенность. Он должен знать, что умение сказать «нет» это круто и достойно уважения. Тот, кто умеет отстаивать свою позицию, чаще всего является лидером. Стоит подростку отказать хотя бы один раз, у него растёт уверенность в своих силах.

Проблема №6 – невзаимная любовь

Такое чувство вызывает апатию и обиду, которые тинейджер выплескивает на окружающих, кроме объекта обожания. Как результат – он впадает в депрессию.

Причина:

период романтики, желание любить и быть любимым.

Как быть:

психологию подросткового возраста понять сложно. Родители допускают ошибку, говоря ребенку фразы типа «ты еще молод, у тебя таких, как она, будет еще много». Такие советы усугубят ситуацию. Влюбившись первый раз, подросток становится уязвимым, морально страдает. Эти чувства настолько сильны, что проявляются физиологически.

Взрослые наверняка знают, какие чувства испытывает их ребенок в этот период. Их задача – поддержать подростка, ненавязчиво предложить помощь:

  • почитать статьи или посты в социальных сетях на эту тему;
  • посетить блоги;
  • полистать дневники сверстников, находящиеся в открытом доступе;
  • посмотреть фильмы о безответной любви и пр.

Необходимо проследить за тем, чтобы в период неразделенной любви у подростка не снизилась самооценка. Нужно поддержать его и объяснить, что он хороший человек, вот только его объект обожания еще не готов к высоким чувствам.

Опасности подросткового периода

Меня когда-то сильно зацепила фраза русского писателя-врача В. Вересаева: «В пять лет каждый ребенок — гений, а в пятнадцать — подонок». Зацепила, наверное, потому, что я сам тогда был в «подоночном» периоде жизни…

Все слышали, что у подростков бывает так называемый «трудный возраст», который, как раньше полагали, обусловлен гормональными изменениями полового созревания. Но исследования последних лет доказали, что проблемы подросткового периода скорее связаны с особенностями электрофизиологии мозга, а также со «стадным чувством», которое сильнó именно в этом возрастном периоде. Кстати, имейте в виду, что в мировой практике подростками обычно называют людей с 13 до 19 лет.

Анатомо-физиологические особенности ЦНС

Наиболее подробное описание этих особенностей встречается в работах психолога Лоуренса Стейнберга из Темпльского университета, Филадельфия.

Относительная нехватка серого вещества в префронтальных зонах подросткового мозга ведет к трудностям в координации работы нейронов. Например, нервный импульс может пойти совсем не в тот отдел мозга, который был необходим для решения задачи. Из-за этого иногда возникают проблемы с логическим мышлением.

Также в подростковом возрасте не закончен процесс миелинизации, а миелин — это электроизоляция аксонов, которая позволяет импульсам двигаться быстрее. Поэтому связи между различными отделами мозга работают нечетко, поскольку «изоляция проводов» оставляет желать лучшего.

Допаминовых рецепторов в юном возрасте много больше, чем у взрослого человека, поэтому подростки испытывают более интенсивные приятные чувства. Nucleus accumbens, или «центр предвкушения награды», также достигает своего максимального размера именно у подростков, затем он уменьшается в размерах.

Функциональные проблемы подросткового мозга

Главная проблема заключается в низком уровне самоконтроля. И дело не в том, что подростки не понимают опасных последствий рискованного поведения, — они просто не испытывают достаточного уровня страха, чтобы вовремя остановиться. Повышенный настрой на ожидаемую награду (помните про Nucleus accumbens?) мотивирует подростков на опасные действия, когда велик потенциал будущего удовольствия. Как следствие — незащищенный секс, опасное вождение автомобиля, эксперименты с алкоголем, наркотиками и психотропными веществами.

Точно так же для этого периода характерна гиперсенситивность на возможность высокого выигрыша в азартных играх и сомнительных финансовых проектах. Поэтому подростков легко соблазнить на участие в различных финансовых пирамидах.

Подростки фактически обладают иммунитетом к угрозам, и поэтому бессмысленно им говорить об возможных опасностях рискованного поведения.

Добавьте к этому плохое понимание отдаленных последствий своего поведения и неспособность найти безопасные альтернативы. Неудивительно, что уровень преступности по статистике США повышается начиная с 13 лет и, достигнув пика к 18 годам, затем постепенно снижается. Российская статистика дает искаженную картину, так как заявления на преступления, совершенные гражданами в возрасте до 16 лет, просто попадают в «отказную» категорию.

Особенно опасна повышенная чувствительность к влиянию сверстников. По статистике США, подросток, ведущий автомобиль в компании других подростков, в 4 раза чаще попадает в аварии, чем подросток, находящийся за рулем в одиночестве. А вот для взрослого этот фактор совершенно не значим.

Стейнберг проводил следующий эксперимент: подросткам предлагалось поиграть в симуляторы гоночных соревнований. В каждой комнате играл только один человек. Все было нормально до того момента, пока ему не сообщалось, что за его игрой по скрытой камере наблюдают другие подростки. И тут происходило самое интересное — подросток, который думал, что за ним наблюдают сверстники, начинал моментально попадать в аварии. Так что ваш вполне разумный ребенок может стать полным идиотом в компании своих сверстников.

Возникает трагический парадокс: по общему состоянию здоровья подростки находятся в наилучшей форме, а вот по уровню смертности от несчастных случаев и криминальной активности это самой опасный период жизни. Смертность подростков в 3 раза выше, чем смертность детей в возрасте 5–13 лет.

Что будем делать для предотвращения возможных проблем?

Примем на вооружение выражение невролога (и матери троих подростков) Френсис Ларсен: «Мы, родители, должны стать фронтальными долями мозга для своих детей!». И нечего ссылаться на отсутствие свободного времени. Если у вас нет времени для своих детей — зачем их рожать?

Читайте также: Развитие когнитивной эмпатии

Во-первых, ОРУЖИЕ.

В России достаточное количество легально зарегистрированного огнестрельного оружия, которое должно храниться в сейфах. Так вот: ключи, минимум два, должны быть с вами на общей связке, а не лежать в доступном для ребенка месте.

Во-вторых, СПИРТНОЕ.

В Штатах ставят замок на холодильник со спиртным. Не грех и нам это перенять.

В третьих, АВТОМОБИЛЬ.

Ключи тоже не должны валяться где попало (все-таки вряд ли ваше чадо будет взламывать замок зажигания для угона семейного транспорта). Если у него (нее) уже есть водительские права, не позволяем ребенку ездить вместе с друзьями. В Штатах это введено в ранг закона, и любой полицейский просто обязан остановить машину, в которой едет несколько подростков. Российское законодательство устроено немного по-другому, но вам-то, надеюсь, дорогá безопасность ваших детей?

Кстати, если у вас дома нет ни оружия, ни машин, ни даже алкоголя, не спешите радоваться — все это может быть у друзей вашего ребенка.

Не забываем и про СЕКС, на который ребят уж точно потянет в этом возрасте. Не ждите, пока подросток получит печальный опыт на стороне. Садитесь рядом и расскажите все в мельчайших деталях. Не грех и вместе некоторую эротику посмотреть, давая квалифицированные комментарии.

И, конечно же, обязательно присутствие взрослых на рискованных мероприятиях типа коллективных выездов в горы, на водоемы. Не поленитесь сопровождать детей, и будет вам счастье. Точнее — все шансы избежать несчастья.

Разумеется, нельзя дать общие рекомендации по решению всех подростковых проблем сразу. Помощь подросткам должна стать совместной работой родителей, психологов и социальных служб.

Как в свое время сказал один психиатр-криминалист: «Подростковое криминальное поведение чаще относится к рискованному экспериментированию, а не к глубоко укорененному моральному дефициту». Иными словами, бóльшую часть подростков можно перевоспитать, просто найдя к ним правильный подход.

Сергей Боголепов

Фото thinkstockphotos.com

Проблема №7 – отношения с родителями

В период подросткового возраста страдают все члены семьи. Дети, которые ранее воспринимали информацию от родителей как истину, сейчас начинают сомневаться в правоте своих наставников. По этой причине возникают недопонимания, и как результат – вечные скандалы и обиды друг на друга.

Почему так происходит:

изменения во взаимоотношениях с родителями вызваны тем, что ребенок меняется, становится взрослее, и ему требуется новый уровень общения с мамой и папой.

Обратите внимание! Подростку нужно больше давать личного пространства, чем ребенку.

Как действовать:

не нужно подходить к тинейджеру с поучениями, и нельзя попросту вмешиваться в его жизнь. Необходимо попытаться понять его и, если возможно, разделить с ним его увлечения.

Взрослые должны научиться задавать отпрыску правильные вопросы и давать сдержанные советы, которые не будут восприниматься враждебно. Например, если подросток одевается не по правилам, установленным в учебном заведении, родители не должны заставлять его сменить наряд. Их задача – похвалить его новый образ и попросить одеться подходяще для учебы.

Мои рекомендации

Наиболее стойкие дети, которые могут противостоять подобным основным проблемам подросткового возраста и быстро найти их решение, воспитываются в семьях с авторитетным стилем воспитания. Ребенок, который с детства привык, что его слушают, что любую ситуацию можно спокойно обсудить, а проблему попытаться совместно решить, скорее всего, не будет пытаться доказать взрослым свою значимость: он и так знает, что его уважают. Поэтому важно поддерживать с ребенком связь и доброжелательные отношения еще до наступления пубертата.

Конечно, совсем без конфликтов с подростком обойтись невозможно, но решать их лучше конструктивно: обсуждать, вместе искать пути выхода, иногда идти на уступки и слушать мнение подростка. Чем больше родители и учителя давят и пытаются «поставить на место» взрослеющего человека, тем сильнее его протесты и изощреннее попытки доказать свою значимость. При этом пускать его поведение на самотек – тоже не вариант, важно поддерживать здоровое общение без упреков и унижений, в доброжелательной обстановке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]