Специфика подросткового возраста отличается в зависимости от гендера. Переходный этап у девушек имеет свои особенности, прежде всего связанные с репродуктивной системой. Каковы особенности развития девочек-подростков, какие ситуации ждут родителей и какие возникают риски? Как грамотно пройти переходный возраст? Об этом читайте далее.
Сначала хочу упомянуть, что в статье я придерживаюсь классических периодизаций, а не современных предложений по продлению подросткового возраста до 24 лет. О том, почему я придерживаюсь такого мнения, вы можете прочитать в статье «Переходный возраст и кризис у подростков – советы психолога».
На основе анализа разных возрастных периодизаций можно сказать, что у девочек подростковый возраст длится с 10 (12) лет до 15 (16) лет. При этом пиком негативных реакций является промежуток от 11 до 13 лет. А пик эмоциональной нестабильности приходится на 13-15 лет. У девочек негативная фаза в 70 % случаев заканчивается литературной работой (письма, дневники, стихи).
Половое развитие
У девочек половое созревание начинается в среднем в 12 лет, а заканчивается в 16 лет. Характерная черта девчачьего полового созревания – стремление нравиться. Для этого они начинают наряжаться, ухаживать за собой. При этом легко и искренне влюбляются, тянутся к обществу мальчиков. Однако становление женственности (половая идентификация) не зависит от мужественности окружающих мальчиков.
Иногда стремление быть совершенной и неудовлетворенность собой выливаются в нервные расстройства, например, анорексию. Хотя стоит отметить, что в последнее время это в не меньшей степени задевает мальчиков.
Если вы заметили или подозреваете расстройство пищевого поведения у своей дочери, то нужно срочно обращаться к специалисту.
Особую роль в развитии у девочек играет начало менструации:
- С одной стороны, это воспринимается как этап превращения в женщину, является символом утонченности и нежности. Девочка начинается стремиться к этому образу. Однако это происходит только при условии, что девочка принимает свои изменения.
- Если девушка не может принять начало менструаций и расценивает это как закрытие двери в детство, то это становится препятствием на пути к успешной адаптации. Может появиться чувство неполноценности, стыда, неуверенности. Однако в силу противоречивости подросткового возраста при этом возникает гордость и самоуверенность, что усугубляет ситуацию.
Спровоцировать внутриличностный конфликт в половой (гендерной, репродуктивной) сфере у девочки может стремление отделиться от матери, наложенное на желание походить на нее (образец женщины). Усугубить ситуацию может стремление матери сделать из дочери свою копию и позитивное отношение отца к сближению «его женщин».
Реакция организма
Что у мальчиков, что у девочек переходный период завязан на гормонах, вернее, их большом количестве. У мальчиков за половое созревание отвечает группа мужских гормонов, которую называют андрогенами. Процесс их выработки называется андренархе, и именно с него начинается тот самый переходный возраст.
Одним из первых и главных признаков пубертатного периода у мальчиков является увеличение наружных половых органов, семенных пузырьков и предстательной железы. После чего последние два органа начинают активно функционировать, что приводит к повышенной возбудимости у парней, а также к эрекциям и поллюциям – непроизвольным семяизвержениям, как правило, во время сна. Такие неприятные «сюрпризы» зачастую смущают подростков. Поэтому если он вдруг спросит, что это такое, то спокойно скажите ему, что он взрослеет, что это совершенно нормальное явление, и это только начало, а если его что-то волнует, то пусть не стесняется спрашивать вашего совета.
Волосяной покров на теле становится интенсивнее. Вырастают волосы на лобке, на груди и в подмышках. Не обязательно, но вполне естественно появление волос на руках, ногах и спине. На лице появляется пушок в виде усиков или бородки.
Еще один верный признак переходного возраста – ломка голоса. Он временами грубеет, а временами слишком высокий. Сюда же относятся голосовые перепады во время речи. Связано это с тем, что в гортани образуются новые голосовые связки, которые уплотняются вместе с уже имеющимися.
Изменения затрагивают все тело. Во время пубертатного возраста у мальчиков активно растут кости и мышцы. Причем растет все это крайне неравномерно и негармонично, отчего подростки выглядят нескладно. Первыми начинают расти кости конечностей, вытягиваться таз. Затем плечи становятся шире и увеличивается нижняя челюсть. Вместе с этим увеличивается сила ребенка. Затем начинается бурный рост мышц. Очень важно не упустить этот момент и обеспечить ребенку регулярные занятия спортом, помимо уроков физкультуры. Это может быть простая зарядка утром, которая длится не больше 10–15 минут, пробежка или походы в тренажерный зал (после 14 лет). Еще эти изменения могут повлечь за собой неуклюжесть в движениях и нарушение координации, связанное с переоценкой подростком своих сил и неполноценным владением своим новым телом.
Очень важно в это время уделять внимание личной гигиене, поскольку у мальчиков изменяется состав пота, от чего последний приобретает специфический запах, как и сам подросток. Кожа становится более жирной, секрет сальных желез вырабатывается активнее, поэтому появляются угри и прыщи. Тут важно разъяснить подростку важность ухода за кожей лица и тела, поскольку некоторые парни бунтуют против использования специальных средств для умывания и дезодорантов, считая их женскими штучками. Дайте ему понять, что девушкам больше нравятся ухоженные и следящие за собой юноши и что пользоваться кремами, лосьонами и парфюмом не стыдно и нормально, если в меру, конечно.
Физическое развитие
Пик роста у девочек приходится на возраст 10-11 лет, к 16 годам рост значительно замедляется. При этом набор веса происходит с 11 до 14 лет.
Становление иммунитета
На подростковый возраст приходится итоговая фаза развития иммунной системы человека. У девочек это происходит в 12-13 лет. Становление иммунитета зависит от внешних условий среды и от наследственности. Именно поэтому подросткам важно:
- хорошо и правильно питаться;
- заниматься спортом;
- избегать вредных привычек.
Сердечно-сосудистая система
У девушек отмечается учащенное сердцебиение и гипертония. Артериальное давление максимально повышено в 13-14 лет. От этого возникают:
- головные боли,
- головокружения,
- усталость.
Мышцы
По физической силе девушки достигают уровня взрослых женщин уже к 14-15 годам.
Дыхание
Происходит рост органов дыхания. У девушек преобладает грудной тип дыхания. Девочки хуже переносят нехватку воздуха при физических нагрузках.
Эмоциональная сфера
Девочки ярче мальчиков переживают любые эмоции. Они все воспринимают как высокозначимое, жизненное, важное.
- Пик эмоциональности приходится на 13-14 лет, затем снижается.
- Новый всплеск наступает в 18 лет.
Нередко эти всплески именуются кризисом переходного возраста. Характерны эмоциональные и настроенческие перепады: грусть и отчаяние сменяются эйфорией и радостью. В целом у девочек преобладает маниакально-депрессивное состояние, которое обусловлено гормональной и соматической перестройкой при низком осознании и принятии себя.
Какими могут быть последствия
Подростки, которым не была оказана помощь, если они в ней нуждались, во взрослой жизни могут испытывать массу проблем:
- частые эмоциональные срывы;
- неврозы;
- психологические расстройства;
- замкнутость, закрытость;
- суицидальные наклонности;
- влечение к запрещенным препаратам.
Родители должны сделать все возможное, чтобы их ребенок пережил подростковый кризис с минимальными потерями. Преодолеть кризисные моменты будет значительно проще, если с раннего детства родители будут придерживаться правильного воспитания. К 13-14 годам ребенок будет знать основные правила, научиться придерживаться их и разовьет коммуникативные способности. Эмоциональных вспышек, к сожалению, не избежать, но они будут проходить значительно легче, если заранее установить четкие правила и построить дружеские отношения со своими детьми.
Читайте по теме: Как пережить саизоляцию с подростками
Оставить комментарий
Факты о здоровье (психологическое, физическое)
Если говорить в целом о здоровье современных девочек-подростков, то можно отметить несколько неутешительных фактов (данные исследования М. Б. Красниковой):
- замедленный темп физического развития;
- нарушения в становлении репродуктивной системы;
- обилие хронические и рецидивирующих заболеваний;
- психосоматические проблемы;
- распространенность инфекций, передающихся половым путем;
- ранние беременности;
- девиантное поведение (алкоголизм, наркомания, токсикомания);
- проблемы с социальной интеграцией;
- каждая восьмая девочка имеет нарушения в половом развитии или гинекологические проблемы.
Отмечается, что эти факты связаны с проблемами психического развития девочек-подростков. Это возникает под влиянием разрушающего семейного воспитания, упадка нравственности в обществе, доступности информации на фоне малого количества организованной пропаганды полезного материала.
Роль семьи в формировании девочки-подростка
Задача родителей в решении данной проблемы – внести свой вклад, то есть прежде всего создавать:
- благоприятные внутрисемейные отношения;
- психологически комфортные условия для развития девочки-подростка.
Необходимо также вести просветительские беседы, своевременно знакомить девочку с изменениями ее организма (прежде всего разговаривать про месячные, беременность), описывать плюсы и минусы этих изменений, то есть преимущества и риски.
Важно на личном примере показывать ценность здорового образа жизни. Недопустимо, чтобы ваши слова и действия расходились. Также недопустимо расхождение родительских позиций в воспитании.
Распространенным, но ошибочным является мнение о том, что в семье должны существовать запреты на обсуждение каких-либо тем, например, секса. Или иногда родители испытывают стеснение. Никаких табу быть не должно. Девочка должна и имеет право знать о своей функции женщины и будущей мамы. Именно неграмотность часто является первопричиной девиантного поведения. Не можете поговорить сами – подарите книгу, видеокассету, диск.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
- Снижение успеваемости в школе, работоспособности. Физиологические и психические перемены, смена типа мышления напрямую влияют на обучение ребенка. Он плохо справляется с творческими заданиями, теряет концентрацию, заинтересованность в обучении. Даже незначительная критика может отбить желание углубляться в определенную сферу или тему.
- Негативные реакции. Даже самые покладистые дети стремятся сепарироваться от родителей, в связи с чем часто проявляют вспыльчивые реакции даже в привычных ситуациях. Естественными проявлениями негативизма являются пессимистичные настроения, повышенная раздражительность, неудовлетворенность собой, капризы, нервозность.
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:
- Реакции эмансипации. Ребенок хочет самостоятельности, и эта реакция выражается в избегании контроля родителей, отрицании привычных ценностей, уходе к общению с ровесниками. Подросток демонстрирует независимость и самостоятельность, требует признавать его равность и считаться с его мнением.
- Реакции самоутверждения. Преимущественно выражается в общении со сверстниками и проявлении интереса к противоположному полу. В этот период друзья становятся главным авторитетом, появляется интерес к романтическим отношениям.
- Реакции поиска новых интересов. В переходном возрасте интересы подростка распыляются на множество направлений: поиск себя, стремление к неизвестному и новизне, погружение в информативно-коммуникативные сферы. Подросток глубоко увлекается каким-либо интеллектуально-эстетическим направлением (музыкой, кино, философией и др.), ищет телесно-мануальные практики (занимается своим телом, повышает выносливость, силу), развивает лидерские качества (пытается занять достойную позицию среди сверстников), погружается в информационное поле (проводит много времени в Интернете, социальных сетях).
Рекомендации родителям
- Если проблемы девочки надуманы, но легко решаемы, то нужно это сделать. Важно видеть тонкую грань между опасным поведением и допустимым. Например, если девочка недовольна собой из-за прически, то ее можно сменить. Если имеется реальная проблема лишнего веса, то разумный путь – похудеть. Но если девочка совсем прекращает питаться, то нужно начинать профилактику (лечение) анорексии.
- Нельзя сбрасывать воспитание дочери на мать. Отец – не менее важная фигура. Это образец мужской роли. Папам важно не пугаться своей взрослеющей дочери и не убегать от нее, но при этом и не впадать в тотальную опеку, запреты. Отец – поддержка, забота, защита (при необходимости).
- Вместе справляйтесь с подростковой критичностью и максимализмом. Разбирайте все ситуации и наглядно демонстрируйте двойственность каждого события и шага. У всего есть две медали. Описывайте свои реальные ситуации и ощущения, но помните, что ваш ребенок уникален (он – не вы).
- Предоставляйте девочке право выбора, но с несением дальнейшей ответственности.
- Основное орудие в налаживании контакта – диалог. Всегда. Даже если ребенок кричит. Он еще не взрослый, потому ему простительно (гормоны, акцентуации характера). Вы взрослый человек и не имеете права опускаться до такого уровня. Но и проглатывать это нельзя. Можно сообщить о том, что вас расстроило. Если не можете пока спокойно говорить – уйдите, успокойтесь и позже проговорите ситуацию.
- Не смейте читать дневник дочери. Я понимаю, что хочется знать, чем она дышит, но это не тот вариант. Исключение может быть только одно – вы на 100 % уверены, что ваша дочь в опасности. Если же вам просто интересно, что происходит у нее в жизни, то придется терпеть и находить способы того, чтобы дочь сама захотела об этом рассказать.
- Помните, что подросток сам не понимает, что с ним происходит. Вопрос «Да что с тобой не так?» не улучшит ситуацию.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
- проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
- принимает свою внешность со всеми изменениями;
- меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
- принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
- развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.
Итоги
Самопознание – основа подросткового возраста. У девочек ведущую роль занимает планирование будущей семейной жизни, поиска потенциального мужа, создание своего идеала. Свою успешность девочка оценивает через успешность в межличностных отношениях.
Весь подростковый возраст можно описать как критичный. Не усугубляйте ситуацию. Больше всего девочка-подросток ждет от вас мудрого совета, поддержки, понимания.
Подростковый возраст во многом схож у мальчиков и девочек, потому в дополнение рекомендую прочитать статью «Переходный возраст у мальчиков – советы психолога». Там же вы найдете дополнительные рекомендации по взаимодействию со своей юной леди и отсылки к литературе.
Будьте тем, кем вы хотите видеть своего ребенка! Ведь он все равно скопирует с вас основные черты.
Литература по теме
На прощание хочу порекомендовать пару книг.
- Ю. П. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».
- О. В. Холодковская, В. А. Пашнина «Трудный переходный возраст: Легкое решение сложных проблем».
Советую прочитать статьи по этой же теме: «Переходный возраст у девочек – советы психолога» и «Переходный возраст и кризис у подростков – советы психолога».
Спасибо за внимание. Желаю взаимопонимания с вашими детьми! Слушайте и будете услышаны.