Психоанализ — грандиозное мошенничество XX века или гениальный метод лечения психических расстройств?


Сейчас в моде всевозможные афоризмы о смысле жизни. Вот одни из самых популярных:

«Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри». «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, — это вы сейчас». «Человек никогда ни от чего не отказывается, он просто одно удовольствие заменяет другим».

Но, ставя эти красивые фразы в статусы, публикуя в соцсетях, цитируя их в компаниях, большинство людей даже не догадываются, что они принадлежат знаменитому психологу первой половины XX века Зигмунду Фрейду и отражают всю суть его учения, известного как психоанализ.

Что такое психоанализ

Психоанализ — это психотерапевтическое направление, созданное Фрейдом, эффективный метод лечения различных психических расстройств, получивший широкую популярность.

Это первое направление в психологии и психотерапии, детально проработанное в плане теории. Чётко описаны две ипостаси личности человека — бессознательное (скрытое, вытесненное, неосознаваемое) и сознательное (поверхностное, видимое, осознаваемое, понятное). Они постоянно вступают в противоречия между собой — отсюда и внутренние конфликты, приводящие в итоге к психическим расстройствам. Но самое главное — почти всегда побеждает бессознательное. Именно оно становится мотиватором большинства поступков и решений. Задача психоанализа — вскрыть его и перевести в плоскость сознательного.

Являясь ключевым понятием, личность в психоанализе максимально представлена с точки зрения и скрытых, и осознанных мотивов, которые определяют её развитие и совершенствование на протяжении всей жизни.

Что изучает данное направление? Предмет исследования — скрытые мотивы из бессознательного, провоцирующие развитие различных психоэмоциональных расстройств личности и поведения. Они раскрываются через высказываемый анализантом (пациентом) свободный поток мыслей.

На сегодняшний день психоаналитическое направление представлено разными школами. Но все они объединены базовыми понятиями — разделением на сознательное и бессознательное и поисками истоков проблем в детстве. В психологии это мощный инструмент для устранения неосознанных механизмов и привычных шаблонов, мешающих реализации желаний и социальной адаптации.

Из истории

Фрейд

Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856-1939) — знаменитый австрийский психолог, психиатр и невролог. Практикуя в разных больницах, постепенно накапливал опыт, чтобы потом оформить его в одну чёткую и обоснованную теорию.

  1. Долгое время работал с пациентами, страдающими от невротических и истерических черт характера.
  2. Затем консультировал детей-афатиков (с нарушениями речи). Выявил, что их проблемы обусловлены не физиологией, а именно психическими реакциями.
  3. Проходил стажировку у знаменитого невролога Ж.-М. Шарко, изучая общий парез.

В результате обширной и разносторонней практики в 1895 году он написал книгу «Исследования истерии». Это первая теоретическая основа психоанализа. Именно в ней сформулирована мысль о том, что причинами большинства психических расстройств являются подавленные, скрытые в бессознательном воспоминания о психотравмирующих ситуациях из детства. Здесь же Фрейд высказал предположение, что все они так или иначе связаны с сексуальными влечениями.

В 1900 году вышла вторая крупная работа — «Толкование сновидений». В ней описано значение снов для психики человека. По его мнению, именно они раскрывают суть бессознательного, которое проявляется в виде символов. Их нужно только расшифровать. В этой же книге представлена подробная «топографическая модель психики», её структура и принцип работы. Согласно ей, социальные запреты и рамки воспитания вытесняют неприличные сексуальные влечения в область бессознательного. Данный процесс практически всегда заканчивается чувством повышенной тревожности и развитием психических расстройств.


Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Психоанализ Фрейда (фрейдизм) в дальнейшем постоянно развивался, расширялся и критически переосмысливался. На его основе появлялись новые школы, течения и ответвления от классической теории. Чаще всего их возглавляли бывшие коллеги и ученики Фрейда. Например, А. Адлер и К. Г. Юнг. Хотя во многих вопросах они резко расходились во мнениях со своим учителем.

Юнг

Многие специалисты отмечают, что психоанализ Юнга — направление, кардинально отличающееся от фрейдизма. Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр и педагог, разработавший учение об архетипах. Это структурные элементы коллективного бессознательного (существуют архетипы младенца, девы, матери, возрождения, духа, трикстера и др.). С их помощью можно растолковать не только сны, но и мифы разных народов. Цель юнговского направления (как её определял сам психоаналитик) — индивидуация личности. Это процесс психического развития, когда в полной мере реализуются индивидуальные способности (таланты) и уникальные особенности человека.

Особую популярность получила юнговская концепция психологических типов. В основе классификации — психологическая установка (экстравертная или интровертная) и психические функции (мышление, чувства, ощущения, интуиция).

Неофрейдизм

Вторая, более поздняя волна возникновения новых психоаналитических течений, — неофрейдизм. Самые яркие представители — Э. Фромм, К. Хорни, Г. С. Салливан, Ж. Лакан и др. Они пытались найти общие точки соприкосновения психоанализа с общественными и гуманитарными науками.

Эрих Фромм (1900-1980) — немецкий социолог, социальный психолог, философ, представитель Франкфуртской школы. Является основоположником неофрейдизма и фрейдомарксизма. Связал психоанализ Фрейда с марксизмом и этикой.

Карен Хорни (1885-1952) — американский психолог, ключевая фигура неофрейдизма. Перенесла акцент с сексуальных влечений как основных мотиваторов человеческого поведения на воздействие окружающей социальной среды. Свои взгляды и идеи изложила в книге «Новые пути в психоанализе».

В России

В России данное направление стало невероятно популярным в 1920-х гг. Иван Дмитриевич Ермаков (1875-1942) — русский психиатр и психолог, попутно был художником и литературоведом. Считается пионером фрейдизма в СССР. Основал Государственный психоаналитический институт, перевёл на русский язык работы Фрейда и Юнга. Начиная с 1930-х гг. психоанализ подвергся гонениям и был предан забвению вплоть до 1990-х гг.

Современный психоанализ насчитывает более 20 школ и течений. Их теория и подходы к лечению расстройств различаются настолько кардинально, что найти у них один исток крайне затруднительно.

Механизмы психологической защиты

Основатель психоанализа утверждал, что психика человека, настроенная на удовольствие и проявление агрессии, создает защиту. Это оформляет поведение в приемлемые для общества рамки.

  • Отрицание. Человек на бессознательном уровне отрицает очевидные факты. Например, вред наркотических веществ или разрушительность отношений.
  • Вытеснение помогает избавиться от неприемлемых стимулов. На их место помещаются стимулы, угодные для общества или нравственных установок самого человека. Благовоспитанность, сформированная у ребенка строгими родителями, может ограничивать его в потребности вести себя более раскрепощенно.
  • Проекция появляется, когда человек не может смириться со своими истинными побуждениями, чувствами и желаниями. Он переносит их на тех, кто ими не обладает. Отсюда появляются истории про поступки людей, которых они не совершали.
  • Идентификация обратное явление проекции. В данном случае, человек приписывает себе чужие, но желанные для него, качества. Человек наделяет себя, например, смелостью, не характерной ему.
  • Рационализация. Человек находит для своих действий разумное объяснение. Но, при этом, в основе его поступков лежат причины, болезненно отзывающиеся в его сознании.
  • Включение. Травмирующие стимулы обесцениваются за счет их внесения в систему более сильных стимулов. Например, проблемы в семье становятся менее значимыми на фоне глобальных проблем экономики страны и уровня жизни.
  • Замещение. Один объект воздействия замещается другим, более слабым. Например, человек выплескивает свой гнев на членов семьи вместо начальника, разозлившего его. При этом, начальник выступает фигурой, более сильной по влиянию.
  • Изоляция. Травмирующие стимулы вытесняются в бессознательное. За счет их влияния могут наблюдаться расстройства: деперсонализация и расщепленность личности.
  • Регрессия. При защите наблюдается возврат к предыдущим стадиям развития. Человека возвращается к поведению, которым он пользовался, например, в подростковом периоде.
  • Реактивное образование. Побуждения человека преобразуются в противоположные явления, близкие к тем, что одобряется социальной средой. Например, добрый человек может вести себя озлобленно.
  • Сублимация. Энергия от непозволительных проявлений направляется в другие сферы жизни. Например, потребность в адреналине оценивается обществом неоправданно бессмысленной. Поэтому человек выбирает профессию, связанную с риском. При этом, другие люди будут одобрять такой выбор.

Виды

Классический фрейдизм

Основная концепция в двух словах: любые психические расстройства — результат конфликта бессознательного (сформированного под влиянием психосексуального развития) и сознательного (продиктованного воспитанием и социальными нормами).

Юнгианский психоанализ

Другое название — аналитическая (комплексная) психология. Цель — осмыслить и интегрировать глубинные силы и мотивации человеческого поведения через феноменологию не только сновидений (как у Фрейда), но ещё и фольклора и мифологии. Ключевое понятие — коллективное бессознательное.

Статистический

Авторская методика Ольги Перцевой, построенная на квадрате (психоматрице) Пифагора. Позволяет составить цифровой портрет личности, не осложнённый шаблонами общества, навязанными моделями мышления и поведения. Одно из направлений в нумерологии.

Экзистенциальный

Техника экзистенциальной психотерапии, разработанная Ж.-П. Сартром. Согласно ей, человек — завершённая целостность, а не комплекс паттернов поведения, вступающих в конфликт с сексуальными инстинктами (как у Фрейда). Основной инструмент — наблюдение.

Гуманистический

Основоположник — Фромм. Отрицает ведущую роль сексуальных влечений в развитии личности. Акцентирует внимание на других факторах её формирования — социологических, политических, экономических, религиозных и культурных.

Структурный

Основоположник — Ж. Лакан. Направление, использующее особое значение языка для характеристики бессознательного. Активно применяется для терапии речевых нарушений, продиктованных психическими расстройствами и детскими психотравмами.

Эго-психология

Ведущая роль в психике отводится Эго (согласно классической концепции, её играло Оно). Представители: А. Фрейд (младшая дочь Зигмунда Фрейда), Э. Глоувер, Э. Эриксон.

Теория объектных отношений

Основа британской школы психоанализа. Базовая идея — отношение людей к окружающему миру во взрослой жизни формируется под влиянием опыта, сложившегося в детстве. Основные представители — М. Кляйн и Д. Сандлер.

Современными школами с психоаналитическим подходом к лечению расстройств также являются Self psychology Кохута, интерперсонализм Салливана и интерсубъективизм Столороу.

Теория

Анализант — пациент, с которым работает психоаналитик.

Метапсихология — вся теория психоанализа.

Топографическая модель психики:

  • сознательная — её поверхностная, понятная, видимая часть;
  • бессознательное — скрытая, непонятная, загадочная, неосознаваемая;
  • предсознательное — пограничная, находящаяся в области бессознательного, но прорывающаяся наружу во время определённых ситуаций выбора или во снах.

Структурная модель психики:

  • Ид (Оно) — инстинкт, подчиняется принципу удовольствия;
  • Эго (Я) — контакт с окружающим миром через восприятие, управляет поведением и мышлением;
  • Суперэго (Сверх-Я) — нормы морали, ценности, основанные на моральных запретах и формирующихся в процессе воспитания.


Структура личности по З. Фрейду
Этапы психосексуального развития — опыт, оставляющий отпечаток в виде моральных установок, черт характера, паттернов поведения:

  1. Оральная фаза (от рождения до 1,5 года) — господство Ид.
  2. Анальная (1,5-3,5) — формирование сверх-Я под влиянием норм, правил, ограничений, запретов.
  3. Фаллическая (3,5-6) — повышенный интерес к сексу, который чаще всего приводит к комплексам Эдипа или Электры.
  4. Латентная (6-12) — отсутствие проявлений, перерыв.
  5. Генитальная, взрослая (с 12 лет).

Защитный психологический механизм — бессознательный психический процесс, направленный на устранение отрицательных переживаний:

  • замещающий;
  • компенсирующий;
  • вытесняющий;
  • отрицающий;
  • проектирующий;
  • сублимирующий;
  • рационализирующий;
  • регрессирующий.

Это основные защитные механизмы, описанные Фрейдом. На сегодняшний день список существенно расширен и включает более 30 психических процессов.

Инстинкт жизни и инстинкт смерти

Инстинкты — это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энер­гии. Для Фрейда инстинкты — это не врожденные рефлексы, а та часть стимуляции, которая исходит от тела. Целью инстинктов является устранение или ослабле­ние стимуляции при помощи определенных типов поведения (например, еда или сексуальная активность).

З. Фрейд выделял 2 большие группы инстинктов: жизни и смерти.

Инстинкты жизни (Эрос) включают в себя голод, жажду, сексуальную активность и направлены на самосохра­нение особи и выживание вида. Это созидательные, поддерживающие жизнь силы. Та форма психической энергии, в которой они проявляют себя, получила название либидо. Либидо – это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в половом поведении.

Фрейд верил в то, что людям присуще и стремление к смерти. Инстинкты смерти (Танатос) — это разруши­тельные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). В отличие от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни. К концу жизни Фрейд все больше приходил к убеждению, что инстинкт агрессии может быть весьма могуществен в качестве фактора мотива­ции.

Основы

Основные положения:

  • человеческое поведение, познание окружающего мира и опыт определены внутренними влечениями;
  • они иррациональны и бессознательны;
  • попытки их осознания вызывают психологическое сопротивление, которое проявляется в виде защитных механизмов;
  • индивидуальные особенности поведения и личности зависят от событий, произошедших в раннем детстве, на разных этапах психосексуального развития;
  • осознанное восприятие окружающего мира и материал бессознательного (вытесненного) вступают между собой в конфликт;
  • он приводит к различным психоэмоциональным расстройствам: неврозам, депрессиям, невротическим чертам характера, фобиям;
  • от области бессознательного можно освободиться, если осознать его (но сделать это можно только с помощью профессионала).

Это основные идеи психоанализа, на которых строится работа с пациентом.

Три структурных компонента личности

Ид (эго) — это сумма инстинктивных влечений, которыми ребенок обладает в начале своей жизни. Он способен к некоторым элементарным мыслям и может ставить перед собой желаемые цели (первичные мыслительные процессы), но, как и следовало ожидать, его потребности сведены к самым примитивным. Для того чтобы человек мог более или менее бесконфликтно взаимодействовать с миром в своей повседневной жизни, он развивает эго (самость).

Эго (Я) — этот компонент личности приближается к рациональному мышлению (вторичные мыслительные процессы), выбирает соответствующие цели и пытается примирить ид и суперэго (сверх-Я).

Суперэго (сверх-Я) — развивается к концу детства, представляет собой набор идеалов (часто чрезмерно строгих), и фактически действует как «внутренний родитель», навязывающий моральные нормы. Если эго чувствует угрозу со стороны ид или супер-эго, в игру вступают различные защитные механизмы. Одним из примеров является знаменитая репрессия, при которой неприемлемые мысли блокируются в бессознательном. В самых крайних случаях это может привести к психологически спровоцированным нарушениям чувствительности. При истерической глухоте, например, глухой человек буквально ничего не слышит. Его уши и связанные со слухом физиологические механизмы функционируют нормально, но все звуки, поступающие извне, не достигают органа слуха.

Практика

Общая схема лечения

Анализант вербализует (проговаривает) мысли на основе свободных ассоциаций, возникающих у него в голове, а также фантазии и сны.

Далее психоаналитик на основании этого материала находит бессознательные конфликты, которые являются причинами всех проблем анализанта.

В конце концов он интерпретирует их, чтобы найти путь для решения проблем.

Примеры из частной практики Фрейда

В своих работах Фрейд подробно описывал не только теорию психоанализа, но и те клинические случаи, с которыми сталкивался сам. Всего их 43, но наиболее известны 5 из них. Они демонстрируют, как психиатры должны выстраивать свои сеансы в зависимости от того, с каким диагнозом они имеют дело.

Психоаналитический подход эффективен при таких диагнозах, как:

  • тревожная и конверсивная истерия;
  • обсессивно-компульсивный невроз;
  • психоневротическая депрессия;
  • невротические черты характера;
  • фобии;
  • психосоматика.

Противопоказаниями являются различные формы ши­зофрении и маниакально-депрессивного психоза. Психоаналитический подход в лечении импуль­сивного невроза, перверсии, зависимостей и девиантного поведения решается в индивидуальном порядке.

Методы психоанализа

Свободные ассоциации

Является основным правилом психоанализа. Проективный метод, заключающийся в том, что анализанту предлагается свободно говорить всё, что приходит в голову. При этом он может высказывать даже то, что кажется ему абсурдным и непристойным. Задача психоаналитика — увидеть в этом потоке мыслей, вычленить и проанализировать бессознательное, связать с детством и снами пациента.

Толкование сновидений

Анализанту предлагается на протяжении нескольких сеансов рассказывать все свои сны в мельчайших деталях. Именно в них скрыто бессознательное. В своей работе «Толкование сновидений» Фрейд объяснил значения многих символов из снов, которые используются в психоанализе до сих пор. Большинство из них связано с потаёнными сексуальными желаниями.

Интерпретация

Центральный этап любого сеанса психоанализа. Психоаналитик расшифровывает пациенту символы из свободных ассоциаций и снов и объясняет суть внутреннего конфликта. Анализант в свою очередь должен принять и понять данное толкование. Только так он может начать расшатывать систему застойных патологических, навязчивых переживаний, сложившуюся на основе противоречий бессознательного и сознательного.

Сопротивление

Защитный механизм психики, препятствующий проникновению в бессознательное. Это сила, поддерживающая болезненное состояние. Она мешает пациенту говорить всё, что у него в голове. Часто это воспитание или социальные стереотипы.

Перенос

Другое название — трансфер. Бессознательное перемещение ранее пережитых чувств на совершенно другого человека (не того, на кого они были направлены раньше). В том числе — на психоаналитика.

Проработка

Последний этап с анализантом, когда происходит перестройка психики. Основная задача — изменить привычное поведение и устоявшиеся отношения через освобождение от патогенных шаблонов.

Это основные техники, используемые психоаналитиком в работе с разными психическими расстройствами.

Вывод

Непрекращающиеся споры о том, насколько верна теория развития личности Фрейда, не должны вызывать удивления. Не должно вызывать удивления и то, что большинство людей защищает себя от обличающих фрейдовских концепций. Сам Фрейд считал, что судьбой ему было предназначено прервать «сон» человечества и рассказать ему такую нелицеприятную правду о самом себе. Как однажды великий психиатр сказал писателю Цвейгу, основная задача его теории – это научить человека бороться с «демоном иррациональности», при этом применяя самые рациональные начала своего разума.

Фрейд был очень горд своей репутацией «разрушителя иллюзий». Порождение его научно-исследовательской работы – психоанализ – стало главным врагом лживой вежливости и скрытности общества того времени. В 1930 году в письме Альберту Эйнштейну Фрейд написал: «Я больше не считаю одним из моих достоинств тот факт, что я по возможности всегда говорю правду; это стало моей профессией».

Тематика: Детская психология, Личностный рост, Для родителей

Критика

На протяжении всего своего существования психоаналитический подход в психологии критиковался с различных точек зрения.

Основные положения критики:

  • длительный курс терапии (у Фрейда описан случай, когда он провёл 1 017 сеансов за 6 лет лечения одного пациента);
  • высокий риск возникновения ятрогенных эффектов и конформизма;
  • неэффективность кратковременного применения;
  • поведенческая психотерапия в 2 раза эффективнее психоанализа;
  • отсутствует работа пациента над самим собой, он полностью зависит от психоаналитика;
  • иррационализм психоаналитического направления слишком запутан и не понятен многим людям.

Английский биолог Питер Медавар назвал психоанализ самым масштабным интеллектуальным мошенничеством ХХ века.

Несмотря на всю критику, философия психоанализа сыграла важную роль в развитии общества. Она активно используется практически во всех гуманитарных науках. Без неё была бы невозможна даже сексуальная революция. Сейчас данное направление, представленное более чем 20 школами и отдельными течениями, практикуется так же широко и часто, как и сто лет назад, когда было создано.

Видео


Настоящий Китайский Молочный Улун (Оолонг) Чай Зеленый Листовой Ceremony (Milk Oolong Tea, Най Сян Цзинь Сюань, Золотой Цветок с Молочным Ароматом, Бирюзовый Чай), Легкий Молочный Вкус, 200 г.

389 ₽ Подробнее

Настоящий Китайский Молочный Улун (Оолонг) Чай Зеленый Листовой Рассыпной Ceremony (Milk Oolong Tea, Най Сян Цзинь Сюань, Золотой Цветок, Бирюзовый Чай), Тонкий Натуральный Вкус, 100 г.

237 ₽ Подробнее

Пинцет медицинский

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]