Реминисценция — что это за явление в литературе и психологии

Реминисценция — это мнемический эффект характеризующийся внезапным воспоминанием воспринятого материала без его повторения через длительное время (от одних суток до 7, а то и более длительного периода времени). Реминисценция это психическое явление, которое зачастую возникает при восприятии информационного материала с внутренними логическими связями содержимого, производящего сильное эмоциональное впечатление на индивида. Явные причины возникновения внезапного воспоминания еще не изучены.

Платон

Авторство древнегреческого философского термина следует приписать Платону. Понятие использовалось в платоновском учении о природе человеческой души и учении об идеях. Платон полагал, что для души интуиция служит инструментом сбора информации об ином мире. Данный термин обнаруживается в трёх программных произведениях Платона. В «Меноне» Сократ рассуждает о всеобщей родственности предметов друг другу, благодаря чему можно в буквальном смысле слова всё вспомнить и всё найти. Платоновская концепция, вложенная в уста Сократа, состоит в том, что механизм припоминания (ана́мнес
,
ана́мнесис
, др.-греч. ἀνάμνησις) открывает доступ к суждениям о причинах. В «Федоне» повторяется догмат о том, что на самом деле знание есть припоминание. В «Федре» Платон постулирует реминисценцию (припоминание) как посвящение в таинства и приближение к духовному совершенству.

Что такое реминисценция

Слово реминисценция происходит от латинского и означает «воспоминание». Синоним этого понятия – заимствование, намёк, отзвук.

Явление реминисценции – это сознательное или непреднамеренное упоминание в тексте об известном культурном факте, а также о другом произведении. Это может быть повторение образной или фразовой конструкции.

Существуют реминисценции скрытые, рассчитанные на узнавание. Кстати, в отличие от цитаты реминисценция может быть автором неосознанной.

Отличается она и от обычного копирования, плагиата и компиляции, потому что всегда носит творческий характер и интеллектуальный.

Характеристики и свойства

Реминисценция характеризуется следующими свойствами:

  • Это распространённое явление, которое затрагивает 41% случаев, среди которых есть место бессвязному неосмысленному материалу. То есть, ситуация характерна для тех, кто «просто так» может вспомнить событие из жизни, занимаясь своим делом.
  • Насыщенное содержание реминисценции говорит о том, что всплывание отголосок памяти может свидетельствовать о нарушении работы мозга. Характеризуется этот процесс резким воспоминанием, которое человек может передать речью с точными данными.
  • Смысловое содержание будет всегда превышать значение воспоминаний для человека. То есть, он будет говорить о том, что видит «внутри головы», не понимая, для чего именно он это вспомнил и держит в подсознании.
  • Характерно такое явление для тех. Кто уже покидает этот мир. Перед смертью люди часто сталкиваются с процессом реминисценции, чтобы смерть казалось не такой бесполезной. Прожив многие десятилетия, «жизнь проносится перед глазами». Это явление помогает скрасить процесс ухода из жизни.

Реминисценция не обладает свойствами, так как процесс является свойством других ситуаций, возникающих с человеком:

  • Изменение чувствительности органа чувств под влиянием раздражителя. Вместе с реминисценцией наблюдается апатия, синестезия и адаптация к происходящему.
  • Свойства восприятия информации не могут быть связаны с реминисценцией. Этот орган чувств всегда будет передавать мозгу только положительные результаты работы после поиска нужного воспоминания.
  • Искажённое восприятие предмета (синдром дежавю) порождает иллюзию, реминисценцию, апперцепцию и целостность. Если орган работает неправильно, человек может принимать за один предмет совершенно иной, который будет отождествляться с другими чувствами.

Соответственно социальная память формировалась, как память коллективная, представляющая собой совокупность действий, предпринимаемых социумом по ценостносимволической реконструкции прошлого в настоящем. Сохранение прошлого, как коллективной памяти, в традиционном обществе задавалось самим его укладом.

В обществе модерна и постмодерна коллективная память именно в силу своей аксиологической нагруженности зачастую становится источником легитимизации тех социальных групп, которые посредством манипуляции ценностно-смысловым содержанием исторического прошлого, составляющим значительный раздел социальной памяти, пытаются создать в массовом сознании тот или иной зачастую фальсифицированный образ прошлого:

  • Расширение ментальной вместимости социальной памяти позволяет глубже понять ценность прошлого, смысл настоящего и гипотетическую значимость будущего, что в определенной мере способно предотвратить манипуляционные процессы.
  • Чем богаче социальная память, тем богаче историческое и актуальное бытие человека и общества.
  • Именно сущностная, бытийственная значимость социальной памяти в современном обществе, особенно в период переоценки ценностно-смыслового бытия социума, особо значима, так как именно она может, с одной стороны, наиболее адекватно выявить процесс самоидентификации общества, а с другой – раскрыть возможные вариативно-модальные характеристики его будущего.
  • Бытие социальной памяти в различных ее формах выступает предметом теоретического дискурса в рамках современного гуманитарного знания.

Наиболее продуктивными из свойств являются:

  • ассоционистская;
  • когнитивная;
  • культурно-историческая;
  • семиотическая.

Одновременно с кризисом позитивизма, представление о реминисценции в рамках когнитивной психологии утратило свою привлекательность. Выход из создавшейся ситуации был предложен отечественной школой психологии в работах Л. С. Выготского, А. Я. Лурии, А. А. Леонтьева, где отчетливо проступает научная позиция, которая позволяет рассматривать память, как культурноисторическое явление.

Методы управления

Выдвинута гипотеза о перспективности использования реминисценций в педагогическом процессе в качестве одного из эффективных методов формирования социальной памяти.

Метод аналогии

Методика помогает установить причины, вызывающие всплеск реминисценции. Автором диагностического анализа является психолог Л. Швец.

Он же предложил использовать метод для установления причин, по которым человек может испытывать психологические расстройства личности.

Модальный метод дискурса

Модальный метод является гносеологической вариацией онто-гносеологического метода, который выступает в качестве основного инструмента в исследовании.

Привлечение же модального метода, пока еще слабо ангажированного в философскосоциологическом знании, может способствовать раскрытию новых аспектов трансмутации ценностно-смыслового содержания социальной памяти:

  • Под модальным методом исследования понимается способ познания, при котором основные характеристики рассматриваемого явления зависят от характера устанавливаемой им достоверности, которая может выступать как возможная, действительная или необходимая.
  • Модальная методология позволяет разрешить парадокс «плюрального понимания» феноменов социальной памяти.

Метод модального дискурса можно пройти в клинической больнице бесплатно, но только при постановке человека на учёт.

Философский метод

Реминисценция в психологии – это связь с памятью, которая позволяет восстановить культурно-историческую связь с предыдущими событиями. С. В. Дементьевой предложен вариант философского анализа роли реминисценций в социальной памяти общества. Она, по мнению С. В. Дементьевой, позволяет углубить ментальную вместимость социальной памяти.

Автор подчёркивает, что в реминисцентном отражении и постижении мира культуры нет главных и второстепенных линий. В зависимости от способности человека к творческому постижению явлений культуры, от его личностной ментальной вместимости второстепенные сюжеты могут превратиться в главные, и наоборот.

Факт реминисценции в науке о психологии личности расценивается, как способность человека вспоминать нечёткие и бессознательные материалы, которые не могли бы быть получены в обычном состоянии.

При этом реминисценция – это неконтролируемая способность человека избирательно выдавать факты из глубин памяти. Если такой феномен имеет место в период кризиса, можно подвергнуть процесс диагностике и методам управления.

Реминисценция в литературе

Для понимания проблемы следует отличать реминисценцию от литературного заимствования. В первом случае все происходит бессознательно, с целью реализации конкретных художественных задач. Обнаружить подобное явление может не каждый. Удается это лишь подготовленным и проницательным читателям, слушателям или зрителям.

Реминисценция — это неосознанное использование автором опыта предшественников. В мировой литературе существует множество примеров:

  • «Игра в бисер» немецкого писателя Германа Гессе 1943 года.
  • Роман «Улисс» ирландского автора Джеймса Джойса, который был полностью опубликован в 1922 году.
  • «Долгий путь к чаепитию» английского писателя Энтони Берджесса.
  • Произведения американского поэта Эзра Паунда.

Что такое реминисценция?

Далеко неизученным остается явление реминисценции, поскольку невозможно пока логически понять, как возникают воспоминания, которые человек не запоминал. Под реминисценцией понимаются воспоминания, которые человек воспроизводит без их повторения спустя несколько дней или даже лет после их запоминания. Причем данные воспоминания являются очень четкими и логически построенными. Несомненно, такие воспоминания вызывают эмоции у человека, который даже и не подозревал об их наличии.

Реминисценция – это воспроизведение информации спустя какое-то время после его восприятия, что происходило неосознанно, без повторений и намеренного участия человека.

Данное понятие было описано в 1907 году сербским ученым Урбанчичем, который наблюдал за тем, как люди воспроизводят вербальный, невербальный и сенсомоторный материал. Ученые отмечают данный феномен у детей дошкольного и школьного возраста. Именно они могут воспроизводить материал через несколько лет после его восприятия, когда это происходило единожды, без заучивания.

Феноменом реминисценции было заинтересовано много психологов. Каждый пытался описать данное явление, стараясь объяснить механизм его возникновения. Однако пока это никому не удалось сделать. Просто человек совершает автоматически действия или воспроизводит материал, что происходит не по его воле, а неосознанно.

Реминисценция проявляется так часто, насколько интересным для человека является материал. К примеру, логические цепочки чаще воспроизводятся, нежели бессвязный материал, а то, что человеку интересно, может всплыть в голове уже через несколько месяцев после его восприятия.

На воспроизведение влияет множество факторов. К примеру, если человек недостаточно овладевает материалом, тогда он не воспроизводится.

  1. Если материал воспроизводится сразу после его заучивания, тогда индивид опирается на ассоциации.
  2. Если информация воспроизводится спустя какое-то время после получения, тогда основывается на логических связях.

Реминисценция часто проявляется у детей, поскольку в ее основе лежит неосмысленное восприятие информации. Так происходит, когда студент заучивает материал, но не понимает его, либо когда ученик учит стихотворение без его понимания, эмоционального восприятия. Как только зачет будет сдан или стихотворение услышит учитель, информация сотрется с сознательной части памяти.

Таким образом, реминисценцией является восприятие материала без его понимания. Идет просто заучивание путем его повторения много раз, чтобы потом забыть (информация уйдет в подсознание), как только он будет использован или длительное время не будет использоваться. Воспроизведение данного материала спустя какое-то время будет реминисценцией, когда человек внезапно вспомнит то, что забыл, и этому будут способствовать благоприятные условия внешней среды.

Реминисценция является внезапным воспоминанием. Человек его не помнит. Человек не участвует в процессе его воспоминания, то есть он даже не догадывается об его наличии. Однако во внешней среде возникают определенные условия, которые помогают вытащить из бессознательного некую информацию. Так происходило с каждым. К примеру:

  • Кто-то мог вспомнить слова песни.
  • Кто-то мог вспомнить события, которые предшествовали потере памяти.
  • Кто-то вдруг вспоминал материал, который был рассказан учителем в школе.

Человек не пытается вспомнить что-то. Реминисценция – это воспоминания, которые возникают внезапно и неожиданно для самого человека, а он о них забыл или даже не знал, что ими обладает.

В психиатрии под реминисценцией понимаются навязчивые образы, воспоминания, которые часто отображаются в кошмарных снах.

Отклонением от реально забытых воспоминаний является вид парамнезии – псевдореминисценция. Это когда в памяти искажаются события прошлого, неверно локализуются во времени из-за негативных эмоций, которые возникли в момент их запоминания.

Причины возникновения

Присутствие моментов реминисценции зачастую является нормой, основанной на особенностях работы памяти. Эффект наиболее часто встречается в детском возрасте, особенно если первоначально запоминающийся материал имеет сильную эмоциональную окраску и внутренние логические связи. Если эмоциональная реакция в первый момент может мешать воспроизвести полученные знания, то после «обработки» материала «активируются» логические связи. Именно это позволяет спустя некоторое время наиболее подробно и правильно вспомнить о чем-либо.

С реминисценцией сталкиваются также студенты, когда происходит активная подготовка к экзаменам. А на первый план выходит не понимание материала, а целенаправленное заучивание. При первоначальных пересказах изученного за раз большого количества учебного материала его пересказ может быть неполным, в частности под воздействием усталости, скуки. Спустя сутки или более припоминание (реминисценция) осуществляется легче, а информация осознается в большем объеме.

Психологические причины

С психологической точки зрения эффект реминисценции проявляет себя ввиду нормализации состояния, когда проходит утомление. Материал «укладывается» в голове, из-за чего его озвучивание после становится проще. Загрузка…

Другим вариантом объяснения особенности считается отсутствие «наслоения» дополнительных деталей на ранее полученные данные. В ситуации, когда человек старается запомнить сразу много фактов, они «перекрывают» друг друга. Из-за этого возникает путаница, условное забывание. После определенного перерыва реминисценция может проявить себя, так как нет дополнительной нагрузки на память.

Психологи также считают, что даже при прекращении заучивания в сознании продолжается непроизвольный процесс повторения. Это позволяет основательно запомнить какие-либо данные. И после приводит к реминисценции в определенных обстоятельствах.

Россия

Вместе с тем в русский язык слово входило как бытовой галлицизм и аллюзия. В письме за 1 февраля 1840 года к российскому историку Т. Н. Грановскому философ и поэт Н. В. Станкевич называл «реминисценцией» платонические отношения адресата с Н. В. Во второй половине XIX века слово становится традиционным музыкальным термином. В письме к российскому композитору М. П. Мусоргскому пианист и дирижёр М. А. Балакирев от 10 июня 1863 года давал описание прошедшей оперы через музыкальные «реминисценции».

В современный период в России методологическими проблемами литературной реминисценции занимались М. М. Бахтин, Д. С. Лихачёв, Ю. М. Лотман, А. Голловачева (), А. Архангельский () и П. Бухаркин (). Ряд плодотворных решений найден Ло ().

В начале 1990-х годов реминисценцией в драматургии (в творчестве Н. Садур и др.) занималась теоретик массмедийных искусств Санкт-Петербурга Т. А. Марченко и её студенты.

Немного о названии

Так или иначе, можно сделать однозначный вывод, что изготовление крепких спиртных напитков на основе дистилляции зародилось на Руси в период с XIII по XV век.

Да, напитки появились, но, как они назывались? Это тоже интересно… Большинство исследователей сходятся во мнении, что подобный алкогольный напиток назывался на Руси — «хлебное вино». Это название существовало вплоть до начала XX века.

Когда же появилось слово «водка» и что оно обозначало? Первые письменные записи этого слова говорят о его использовании применительно к снадобьям, изготовленным на основе хлебного вина. В этом качестве слово водка применялось вплоть до начала XVII века. Начиная с это века в исторических и литературных источниках слово «водка» появляется применительно к спиртному напитку.

Соратник Петра I фельдмаршал граф Шереметьев в своем походном журнале часто расписывал, как они с государем «кушали вотку». Есть записи в письмах современников, как царь часто заходил в любимую аустерию на «чарку вотки». Это же написание слова встречается и в указе императрицы Елизаветы Петровны «о налоге на спиртное» от 1751 года.

Однако в большинстве источников используется все же название — «водка».

Как правило, этим словом называлось хлебное вино, ароматизированное на травах и с дополнительной одной перегонкой — так называемая «простая водка». В таком значении слово водка закрепилось вплоть до 60-х годов XIX века. С этого времени и до 1936 года, словом водка назывались все крепкие спиртные напитки. А, с 1936 года водкой стали называть смесь 40% ректификованного спирта и воды, пропущенную через угольный фильтр.

Реминисценция в психологии

Учеными достаточно не изучен причинный ряд возникновения внезапного воспоминания, факторы, обуславливающие внезапное вспоминание, но сам механизм эффекта реминисценции удалось исследовать, опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей.

Механизм возникновения внезапного воспоминания обусловлен действием аффективного торможения, вследствие выраженного эмоционального переживания, впечатления от воспринятого информационного материала. Эмоциональное торможение влияет на характер воспроизводимого материала. При воспроизведении заученной информации, рассказ начинают с той части, которая произвела наиболее яркое впечатление, при этом утрачивается логическая связь между воспроизводимой информацией. В случае отсроченного воспроизведения, информация не утрачивает логической последовательности.

С точки зрения психологии реминисценция является процессом нормализации состояния усталости после напряженной физической, интеллектуальной или эмоциональной нагрузки. Информационный материал после его восприятия индивидом упорядочивается в голове, после чего озвучить человеку его становится проще.

Также внезапное воспоминание возникает при отсутствии наслоения многих деталей одного логического явления, при котором возникает путаница. Может иметь место условное забывание, но после интервала, во время которого не действует стимульный материал на индивида и нет дополнительной нагрузки на память, может проявиться внезапное воспоминание.

Реминисценция зависит от аллюзии, которая является лишь намеком, подсказкой, толкающей на нужную мысль. У индивида вследствие возникновения аллюзии возникает внезапное воспоминание. Аллюзия является внешним явлением, стимульным фактором, который провоцирует появление внутреннего явления реминисценции.

Феномен реминисценции рассматривают и с точки зрения патологии в психологии, когда имеет место психотравмирующие событие и воспоминания принимают характер навязчивых и негативных. Попадая во внешние обстоятельства, схожие с обстоятельствами психотравмирующего события, личность может испытывать эмоциональный дискомфорт, связанный с эффектом навязчивой реминисценции. Это состояние напрямую зависит и от исходного эмоционального состояния индивида.

Явление внезапное воспоминание в навязчивой форме можно наблюдать у лиц с ПТСР. Реминисценция в этих случаях проявляется в сновидениях с воспоминаниями о приобретенном травмирующем опыте.

Внезапное воспроизведение раннее воспринятой информации зачастую является естественной особенностью работы памяти человека.

Если рассматривать реминисценцию со стороны психиатрии, то она может быть симптомом таких заболеваний, как черепно-мозговая травма, алкогольные или инфекционные интоксикации, патологии головного мозга и прочие.

Реминисценция в психиатрии рассматривается, как форма навязчивых состояний, как проявление неврозов, как симптом при депрессивных состояниях, проявляющийся бесконтрольными хаотичными мыслями. Внезапные воспоминания могут проявляться при панических состояниях, страхах и фобиях.

Проявление реминисценции, как патологического симптома, характеризуется навязчивостью мыслей и образов, а также вызывает у индивида достаточно выразительную эмоциональную реакцию (беспокойство, тревожность, панические реакции, страхи).

Реминисценция может стать объектом внимания в практической деятельности психолога, деятельности коррекционной направленности с целью подмены негативных переживаний на позитивные, при терапии состояний, связанных с психотравмирующими ситуациями. Вмешательства специалиста требуют как навязчивые реминисценции с негативной эмоциональной симптоматикой, так и полное отсутствие этого эффекта памяти, что может сигнализировать о нарушениях работы ЦНС или начинающей старческой деменции.

Если же внезапное воспоминание имеет место в патологическом проявлении, то необходимо вмешательство специалиста, который определит медикаментозные принципы лечения болезни, проявлениями которой стала реминисценция. Также квалифицированным специалистом должна быть подобрана эффективная и адекватная заболеванию психотерапевтическая тактика.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Причины возникновения

Присутствие моментов реминисценции зачастую является нормой, основанной на особенностях работы памяти. Эффект наиболее часто встречается в детском возрасте, особенно если первоначально запоминающийся материал имеет сильную эмоциональную окраску и внутренние логические связи. Если эмоциональная реакция в первый момент может мешать воспроизвести полученные знания, то после «обработки» материала «активируются» логические связи. Именно это позволяет спустя некоторое время наиболее подробно и правильно вспомнить о чем-либо.

С реминисценцией сталкиваются также студенты, когда происходит активная подготовка к экзаменам. А на первый план выходит не понимание материала, а целенаправленное заучивание. При первоначальных пересказах изученного за раз большого количества учебного материала его пересказ может быть неполным, в частности под воздействием усталости, скуки. Спустя сутки или более припоминание (реминисценция) осуществляется легче, а информация осознается в большем объеме.

Психологические причины

С психологической точки зрения эффект реминисценции проявляет себя ввиду нормализации состояния, когда проходит утомление. Материал «укладывается» в голове, из-за чего его озвучивание после становится проще.

Другим вариантом объяснения особенности считается отсутствие «наслоения» дополнительных деталей на ранее полученные данные. В ситуации, когда человек старается запомнить сразу много фактов, они «перекрывают» друг друга. Из-за этого возникает путаница, условное забывание. После определенного перерыва реминисценция может проявить себя, так как нет дополнительной нагрузки на память.

Психологи также считают, что даже при прекращении заучивания в сознании продолжается непроизвольный процесс повторения. Это позволяет основательно запомнить какие-либо данные. И после приводит к реминисценции в определенных обстоятельствах.

Психологические теории и школы

Реминисценция в психологии, согласно концепции М. Вартовского, это артефакты выступают, как объективизация человеческих потребностей и намерений, уже насыщенных когнитивным и аффективным содержанием.

  • Первый уровень артефактов составляют так называемые первичные артефакты.
  • Вторичные артефакты включают, кроме первичных артефактов, способы их использования.
  • Третий уровень представляет собой класс артефактов, которые, оставаясь посредниками между человеком и окружающим его культурным миром, одновременно выходят за свои собственные пределы, составляя как бы свой, автономный мир.

Существует единая теория, которая показывает специфику анализа социальной реминисценции. Она основана на работах Ю. Н. Давыдова, В. А. Колеватова, А. И. Ракитова, М. А. Розова, Л. П. Швец, в которых социальная память рассматривается с позиций теории информации.

Формы проявлений

Анализ современной философской литературы, посвященной проблемам реминисценций, позволил выявить специфику возникновения реминисценций, раскрыть их функционально-смысловую характеристику.

В процессе возникновения реминисценций могут быть задействованы, как 2 однородных (в определенной степени), так и 2 разнородных феномена культуры. Один из них – та сущность, которая обозначается в этом процессе, и поэтому выступает, как основная (primary subject) форма проявления.

Второй – сущность вспомогательная (secondary, subsidiary subject), как форма проявления.

Она соотносима с обозначаемым уже готового наименования:

  • Гетерогенность этих сущностей и сопутствующие им ассоциативные комплексы позволяют выходить за пределы и старого, и нового круга представлений, синтезируя принципиально новую реальность.
  • Сам процесс реминисциоризацни может быть рассмотрен, как собственно проблемная когнитивно-номинативная ситуация со многими переменными факторами, среди которых могут быть, как факты личной интеллектуальной, духовной культурной жизни человека, так и бытия общества, в котором живет человек.
  • Реминисцентный процесс предельно богат и разнообразен в формах проявления. Он охватывает всю интенцию субъекта реминисценции, включая момент выбора того или иного способа выражения смысла реминисценции.

Замысел реминисценции – это острая потребность назвать осознаваемое (зачастую довольно смутно), но еще не додуманое понятие (вещь, предмет) путем использования уже существующего текста, звука, краски, жанра искусства.

Эффект реминисценции

Реминисценция — это отличный прием, с помощью которого произведение можно сделать еще более насыщенным и динамичным. Ее эффект связан с человеческой памятью и основан на ассоциациях и воспоминаниях.

Выполняется прием путем отсылов к известным мировым произведениям, историческим фактам, биографиям знаменитых людей, различным произведениям искусства. Это может быть упоминание о конкретном персонаже, сцена из другого произведения. В редких моментах используется прямое цитирование. Достигается эффект в том случае, если читатель улавливает сходство и проводит аналогию, которую задумал автор.

Многие авторы научились использовать реминисценцию в своих текстах. В таком случае, даже если читатель не уловил аналогии, понять это он сможет с подсказкой автора. Однако случается, когда припоминание проскальзывает в сюжете интуитивно. Тогда эффект не будет столь явным, поэтому разгадать его смогут только очень внимательные читатели. Открытием это может стать и для самого писателя, который явной аналогии проводить и не собирался.

Русская литература

Реминисценция в литературе русских классиков чаще всего встречается в поэзии. Авторы бессознательно заимствовали чужие образы или же ритмико-синтаксический ход. Встретить подобные примеры можно в произведениях А. Блока, А. Пушкина, О. Мандельштама и многих других.

Сознательно приемом реминисценции пользовались многие русские поэты для создания у читателя сложных ассоциаций, которые обогащали восприятие произведения.

Литературные реминисценции в поэзии:

  • В поэме А. Пушкина «Евгений Онегин» при описании могилы Ленского автор создал ассоциацию с популярной в то время элегией Ш. Мильвуа.
  • В своем произведении «Скифы» А. Блок использует фразу из «Слова о полку Игореве».
  • В своих стихах А. Блок и О. Мандельштам сознательно намекают на творчество И. Анненского.

Медикаментозное лечение

План фармакологической терапии составляется, исходя из общего состояния больного, а также опираясь на ту болезнь (психическую или соматическую), которая приводит к возникновению этой патологии.

Выбор может пасть на седативные препараты для нормализации сна. К нейролептикам, успокоительным средствам разумно прибегать при наличии повышенной тревожности, паническом состоянии. Для избавления от депрессии, подкрепленной неконтролируемыми воспоминаниями, применяются соответствующие препараты.

Осуществление медикаментозного воздействия должно протекать наряду с психокоррекцией. Если нарушения работы памяти вызваны заболеванием телесного типа, то лечение направляется и в данную область.

Практика

Психология

Эффект лучшего воспроизведения запоминаемого материала по прошествии некоторого времени, чем сразу после заучивания.

Литература

Различие между реминисценцией и литературным заимствованием заключается в бессознательном характере реминисценции, помогающем реализовать конкретные художественные задачи. Реминисценция обнаруживается подготовленным и проницательным читателем (зрителем или слушателем) там, где автор использовал опыт предшественников. В романе немецкого писателя Германа Гессе «Игра в бисер» () реминисценция представлена структурообразующим элементом бытия персонажей вымышленного мира. Роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс» перенасыщен реминисценциями — на одной странице их может быть до нескольких десятков. Похожим образом построен роман Энтони Бёрджесса «Долгий путь к чаепитию», отсылающий читателя к сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Мастером реминисценции был американский поэт Эзра Паунд.

Кино

Реминисценцией как методом максимального воздействия на зрителя пользовалась Лени Рифеншталь. Например, в фильме «Триумф воли» кульминация достигалась в кадрах, в которых зрителю сверху было видно море из древков и колыхающихся знамён, но не были видны фигуры знаменосцев. Данные кадры следует рассматривать как реминисценцию известного живописного полотна основателя импрессионизма Клода Моне «Улица Сен-Дени. Праздник 30 июня 1878 года. (Флаги)».

Явные реминисценции из фильма «Триумф воли» часто встречаются в современном мировом документальном кинематографе. Например, в английском фильме «Повелитель „Золотого треугольника“», посвящённом сращиванию мятежных армий с торговцами наркотиками на территории азиатского народа Шан: в сценах с юношеской бригадой, утренним войсковым смотром, в эпизоде с торжественным подъёмом флага в армии азиатского наркобарона и при натурных съёмках поющих солдат, армейскими колоннами передвигающихся по горам. Не вступая в открытый конфликт с командующим незаконной армией, авторы фильма обозначают анализируемое общественное явление «большой угрозой западному миру» исключительно благодаря реминисценции как приёму, доступному только зрителю западноевропейской культуры.

В политической кинодраме «Три дня Кондора» (Three days of the Condor, ) при объяснении главному персонажу позиции ЦРУ офицер Хиггинс упоминает интересы толпы потребителей, которым нефть нужна любой ценой и вопреки международным договоренностям. Этот диалог кинематографических персонажей можно рассматривать реминисценцией монолога Великого Инквизитора из романа Ф. М. Достоевского.

Американский фильм «Айк: Обратный отсчёт» () оказался насыщен реминисценциями из более объективной, а местами самокритичной американской военной драмы «Мост слишком далеко» (A Bridge Too Far, ).

Что такое реминисценция

Реминисценцией называют такой феномен памяти, который появляется после запоминания информации без непосредственного воспроизведения ее сразу же после восприятия, а через определенный промежуток времени без действия на человека стимульного ряда.

Термин реминисценция был предложен в психологии сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 году. Ученый изучил феномен, который наблюдал у испытуемых при запоминании материала (вербального, невербального характера и сенсомоторных движений).

Эффект реминисценции наиболее выражен в дошкольном возрасте и у младших школьников. В области психологии учеными выявлены более высокие качественные показатели отсроченного воспроизведения заученного материала, нежели воспроизведение информации сразу после ее заучивания.

Внезапное воспроизведение материала после заучивания изучал П. Бэллард. В его экспериментальных исследованиях принимали участие личности, которые заучивали стимульный материал, но время для достаточного освоения было недостаточно. Через интервал времени длительностью в 24 часа – 7 дней испытуемые воспроизводили материал. Наилучшие результаты показали воспроизведения после 2-3 суточного интервала. Полученные результаты отличались количественно высокими показателями, что закрепилось в психологической науке о памяти, как феномен Бэлларда.

Также в психологии ученый Пьер Жане изучал реминисценцию. В своих трудах он описывал феномен, как независящий от внешних факторов автоматическое повторение действий.

Реминисценция это явление, которое довольно широко распространено, при этом частота ее возникновения зависит во многом от характера материала, который нужно запомнить.

В исследованиях ученого Д. И. Красильщиковой воспроизведение смыслового материала было выявлено гораздо в большем объеме, чем бессвязного воспроизведения материала. Экспериментальные исследования установили, что интерес к материалу существенно влияет на проявление реминисценции.

На возникновение явления внезапного воспоминания влияет степень овладения содержания материала заучивающим. При условии, что индивид недостаточно овладел содержанием информационного материала, внезапное воспоминание не состоится. Если заучивающий пытается непосредственно после самого заучивания воспроизвести материал, то он опирается на ассоциации, появляющиеся между образами и понятиями, а если воспроизведение более отстроченное, то субъект опирается на логическую связь.

Примером реминисценции можно назвать сдачу зачета студентом, который наизусть заучивает необходимую информацию без ее понимания, осмысливания. Перед сдачей зачета у индивида может быть «каша в голове», но в необходимый момент информация вспоминается. А после сдачи зачета студент забывает все, так и не поняв смысла заученного. Или же, например, какой-либо стих у школьника, формулировка, понятие. Во многих моделях обучения главным как раз выступает неосмысленное запоминание действий, фраз или слов, которое достигается частым повторением стимульного материала.

Реминисценцию может наблюдать у себя практически каждый человек. Бывает, что индивид неожиданно вспоминает ту или иную песню, стих или незначительные события. Особенностью данного эффекта есть то, что это воспроизведение материала происходит без целенаправленных на это усилий. Человек не вытягивает из памяти, не старается вспомнить строчки с песни, они сами выныривают из глубин памяти.

Определение

Вонг и Ватт в 1991 г., в одном из немногих исследований, посвященных функциям воспоминаний в связи с адаптивным старением, разработали таксономию 6 типов реминисценций, чтобы различать успешное и неудачное старение.

Их модель состояла из следующих форм:

  • интегративных;
  • инструментальных;
  • пропускающих;
  • повествовательных;
  • эскапистских;
  • навязчивых.

Точно так же Вонг и Уотт обнаружили, что успешные люди имели более низкие уровни навязчивых воспоминаний (Lo Gerfo 1980 г.).


Реминисценция в психологии — это процесс памяти, а в литературе — прием

Фрай в 1991 г. обнаружил, что конкретные личностные факторы являются сильными предикторами частоты и приятности воспоминательной активности, утверждая, что люди, обладающие «тонким балансом» таких личностных черт, как чувствительность и открытость, могут обладать большей способностью и быть более отзывчивыми.

В нескольких исследованиях изучалась взаимосвязь между реминисценцией и личностью с использованием шкалы функций воспоминаний Вебстера 1993 г. (RFS) и пятифакторного перечня личности NEO (NEO-FFI).

Вебстер обнаружил, что реминисценция о возрождении горечи коррелировало с невротизмом, воспоминание о разговоре – с экстраверсией, а воспоминание об идентичности и решении проблем – с открытостью.

Вебстер указал, что личностные черты открытости и невротизма, как было обнаружено, значительно коррелировали с общей частотой воспоминаний, тогда как люди с высоким уровнем невротизма чаще испытывали отрицательные эмоции, когда вспоминали что-либо.

Тем не менее, обобщаемость этих результатов для пожилого взрослого населения представляется ограниченной из-за небольшого размера выборки взрослых в возрасте 63 лет и старше (n = 13).

Опираясь на данные исследований, многие учёные отметили следующие понятия реминисценции:

  • Это воспроизведение более точного материала по сравнению с тем моментом, когда это было изучено. Так говорил С. Ю. Головин, который приводил в пример студентов: перед экзаменами многие забывают всё, а через 10 лет после окончания школы могут вспомнить, что было на лекциях, какие вопросы были на экзаменах.
  • В. А. Жмуров, доктор наук в сфере психиатрии, установил, что реминисценция – это бессознательное восстановление информации, которую человек не пытается вспомнить.
  • А. С. Никифоров утверждал, что реминисценция возможна также при негативном переживании событий. Так, например, во время войны многие старики уже не помнят особенности каких-либо дней, но они прекрасно вспоминают те мгновения, в которые им пришлось пережить страшное явление бытия. Иными словами, в мозге человека остаются сильные переживания, которые помогают восстановить картину происходящего даже тем, кто отнюдь не помнит ни единого действия.

В отличие от аллюзии, реминисценция не может быть основана на каком-либо историческом факте. Несмотря на то, что многие воспоминания приходят людям, казалось бы, из прошлого, точно сказать дату и место этих воспоминаний не сможет никто.

Аллюзия считается более сознательным фактом воспоминания:

  • Всплывают отдельные куски происходящего, память зацикливается на каком-то моменте. Человек может сказать, «помнишь, улицу и дом красного цвета, там были (опознавательные предметы)…» Это и есть аллюзия, которая всегда имеет отголосок к прошлому.
  • Во время аллюзии человек может точно назвать причину воспоминания. Например, в поле обзора попался предмет, который когда-то был связан с каким-то историческим событием.
  • Реминисценция больше походит на дежавю, хотя оба феномена считаются нарушением работы отдельных участков коры головного мозга.

Реминисценция в психологии – это способность человеческого мозга обращаться к истокам воспоминаний, которые имели место когда-то давно, но оставили свой след в подсознании за счёт психофизиологических способностей мозга человека.

К какому итогу приводит реминисценция?

Вполне нормальным явлением для здорового мозга является реминисценция – непроизвольный накат воспоминаний, о которых человек мог и не догадываться. Однако если они являются негативными, эмоционально захлестывающими, навязчивыми, проявляются во снах, тогда речь может идти об отклонениях в психике. Итог зависит от того, какие меры будут предприняты человеком.

Каждый человек хоть раз о чем-то вспоминал, что было уже давно забыто. У всех периодически возникают четкие и яркие воспоминания, которые никогда не воспроизводились человеком осознанно. Данная функция мозга часто проявляется в ситуации, когда человек попадает в обстоятельства, являющиеся триггерами. Они имеют некую логическую связь с теми воспоминаниями, которые вызвали, что может вызвать интерес для психологов и самого человека. Если задаться вопросом, почему возникли эти воспоминания, тогда можно увидеть связь между триггером и реминисценцией.

Симптомы

Так как реминисценция является или нормой, или одним из симптомов болезни, не приходится говорить о разнообразных вариантах проявления феномена. Психологические особенности реминисценции являются основой, на которой базируется и психиатрическая составляющая.

В форме нормы

Условный симптом реминисценции наглядно отражен в непосредственном объяснении сути феномена. Человек, спустя некоторое количество времени, способен четко рассказать о чем-либо, что, как казалось, забыто.

В варианте патологии

Патологическую реминисценцию характеризует эффект навязчивости образов и мыслей, не поддающихся контролю. Они возникают спонтанно, несмотря на то, что, как казалось, негативный опыт прошлого был забыт.

В зависимости от силы и яркости воспоминаний эффект способен провоцировать эмоциональную реакцию (усиление тревожности и беспокойства, страх, паническая реакция и так далее), отражаться на физиологии (дрожь, бледность, бесконтрольность поведения и прочее).

Так как проявление является дополнительным симптомом к какому-либо негативному состоянию, то наряду с реминисценцией могут фигурировать и иные проявления, характерные для конкретного заболевания.

Коррекция

Не являясь отклонением, эта патология не требует вмешательства со стороны психолога или психиатра. Большее беспокойство может вызывать полное отсутствие данного проявления психики, которое в старческом возрасте может указывать на развивающуюся деменцию, в иных ситуациях быть сигналом патологических состояний памяти, головного мозга.

Если рассматривается припоминание как форма отрицательной навязчивости, то способы коррекции могут быть как медикаментозными, так и психотерапевтическими.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]