Телесно-ориентированная терапия: как снять мышечный панцирь, чтобы быть здоровым и счастливым

Люди веками пытались понять взаимосвязь между телесной оболочкой человека и его душевным состоянием. То считали, что они никак не соприкасаются друг с другом, то называли соматику мостиком между ними. А есть и такие концепции, для которых фобии, доминирующие чувства, темперамент, некоторые психические расстройства и прочие особенности личности оставляют еле заметные отпечатки на внешности человека. И, если увидеть их и устранить, можно справиться со многими проблемами. Вплотную этим занимается телесно-ориентированная терапия, сокращённо — ТОТ.

Что это такое

Телесно-ориентированная терапия — это направление в психологии и психотерапии, устраняющее проблемы и лечащее неврозы через различные техники телесного контакта.

Основоположником является Вильгельм Райх (середина XX века) — австрийский и американский психолог, единственный ученик Фрейда. Отстранившись от психоанализа своего учителя и взяв из него только некоторые моменты, он создал собственную концепцию, как можно помочь людям разрешать трудные жизненные ситуации и лечить различные виды психических расстройств. Для этого, по его мнению, нужно определённым образом воздействовать на слабую, пострадавшую из-за психотравм «зону» человеческого тела.

С течением времени оказалось, что работа с такими проблемными участками не только реально приносила успокоение и умиротворение людям, приходящим на сеанс, но и существенно улучшала их физическое самочувствие. В связи с этим у Райха появилось много последователей, и его терапия получила широкое распространение во всём мире.

Несмотря на множество благодарных отзывов, на сегодняшний день она относится к псевдонаучным отраслям, чья эффективность не подтверждена исследованиями. Не выдерживает критики и слабо прописанная теоретическая доказательная база, что ТОТ на самом деле работает.

Документы

Сертификаты и лицензии

Обучайтесь сейчас — платите потом!

Первые шесть месяцев бесплатно
Нет денег оплатить обучение сейчас? Начните проходить программу с оплатой через полгода, когда трудоустроитесь!

Интересно? Подробные условия вам расскажет персональный менеджер. Оставьте заявку.

Предложение действует для программ переподготовки всех направлений стоимостью от 15000 рублей

.

Ваше обращение принято! Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Ошибка обработки формы! Пожалуйста, напишите нам на электронную почту!

*Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных.

Основы

Основные понятия

В основе телесно-ориентированной терапии лежит фундаментальное понятие, без которого данное направления нельзя представить. Это телесный панцирь, хотя у него много других терминов-синонимов: мускульный, мышечный, характерологический панцирь, мускульные зажимы, эго-защита. Всего тело человека делится на 7 проблемных зон, где он может образовываться в соответствии с полученной психотравмой.

Согласно Вильгельму Райху, телесный панцирь — это защитные силы организма, физически подавляющие страхи, внутреннее беспокойство, комплексы и всё, что представляет угрозу для психики.

Оргонная энергия — так Райх называл всем известное по Фрейду либидо, которое высвобождается в результате работы с панцирями.

Распускание — так в телесно-ориентированной терапии называют процесс освобождения от мышечного зажима.

Схема формирования панциря

В отличие от всех остальных направлений, телесная терапия тесно связывает то, что происходит в душе человека, с его внешностью. Согласно её учению, контакт между ними налаживается следующим образом:

1. Психотравма.

2. Конкретная ситуация, связанная с ней, вызывает беспокойство.

3. Человек стремится защититься от этого тревожного состояния и повторения произошедшего.

4. Он подавляет свой страх с помощью «мышечных зажимов» в определённой части тела.

5. Это формирует одновременно:

  • характер или паттерн поведения;
  • телесный панцирь.

Пример, как данная схема работает на практике:

1. В школе ребёнку постоянно говорят о том, что он ничего собой не представляет.

2. Он не хочет ходить из-за этого в школу.

3. Так как это необходимо делать изо дня в день, он пытается уйти от прямых контактов с тем, кто ему это говорит.

4. Не смотрит в глаза, опускает взгляд, закрывает глаза, морщит лоб.

5. Это формирует:

  • заниженную самооценку;
  • телесный панцирь «Блоки в глазном сегменте».

Схема работы с панцирем

Чтобы помочь человеку в решении его проблем, телесная психотерапия работает параллельно с обеими сущностями — внешней и внутренней:

  1. Выявляется вид телесного панциря, и где именно он находится.
  2. Постепенно снимается напряжение с проблемного участка тела различными техниками.
  3. Попутно выявляется психотравма.
  4. Ведётся параллельная работа с ней.
  5. Высвобождается оргонная энергия.
  6. Излечиваются невротические и другие расстройства.

Долгое время в рамках телесно-ориентированной психотерапии специалисты работали лишь с мышечными зажимами, считая, что после их устранения автоматически исчезнет и психотравма. И только спустя время был сделан вывод, что удалять необходимо и то, и другое одновременно. Так можно обеспечить стойкий эффект сеансов и гарантию того, что проблема не вернётся опять.

Телесно-ориентированная терапия в работе с детьми,имеющими психоэмоциональные расстройства

— Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку, это не столько любить его, сколько научить его любить самого себя». Жак Саломе

Кинезитерапия

— танцетерапия, хореотерапия, телесно –ориентированная арт- терапия, коррекционная ритмика — лечебное воздействие движениями.
Кинезитерапия
— вид терапии, основанный на единстве движения. Различные и формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Тело – зеркало души

«В здоровом теле — здоровый дух» («Spiritus sano in corpore sano») — это выражение известно многим. Тело является продолжением нашей психики. Обычно проблемы, связанные с психическим здоровьем, начинаются с физического или эмоционального стресса. Все наши мысли и действия запечатлеваются в теле. Постепенно накапливается усталость и стрессы, из-за чего происходит блокировка энергии, возникают телесные зажимы, что неизбежно приводит к болезни.

Поведение, связанное с физическими прикосновениями во время контакта, называют термином — хептика. Обычно исследователи различают слова —прикосновение (активный намеренный сознательный, чаще руками) и соприкосновение (случайный нечаянный контакт между любыми участками тела.). Кроме того, организм человека имеет особенность: мимолетное легкое случайное прикосновение может вызвать несоизмеримо более сильный эффект.

Так, американский психолог М. Кнапп проводил эксперимент. При выдаче студентам новых читательских билетов библиотекарь касался своими пальцами руки некоторых из них. В остальном к читателям отношение было одинаковым. На выходе студентов просили дать по рейтинговой шкале общую оценку, как библиотекарю, так и библиотеке в целом.

Те, кому досталось прикосновение (особенно девушки), дали высокую оценку и библиотекарю, и библиотеке, чем те, кого не касались. Причем не важно, ощутил ли он прикосновение (т.е. подпороговые сигналы тоже читаются всем организмом).

В западном обществе прикосновения во время контактов незнакомых людей не поощряются. Если взрослые случайно касаются друг друга, например, в транспорте, то принято извиняться. Это, по-видимому, связано с тем, что в названном обществе физическим прикосновениям приписывается сексуальный контекст (после «революции», которую вызвали работы 3. Фрейда). Однако во время общения знакомых людей допускаются прикосновения, когда надо подбодрить, высказать симпатию, поддержку.

Исследования в аэропорту показали, что 60% встречающихся и расстающихся соприкасаются. При расставании прикосновения дольше. Чаще инициаторы прикосновения мужчины, реже — женщины.

Взаимосвязь тела и душевного состояния человека установлена давно, поэтому активные исследования в этой области помогают значительно расширять возможности психотерапевтического лечения. Телесно-ориентированная терапия выступает как самостоятельное направление в психологии, обладая при этом четкой концепцией и разнообразными практическими наработками.

“Тело помнит все” – так звучит один из законов телесно-ориентированной психотерапии. Телом сохраняются все воспоминания и пережитые нами эмоции. Чувства и страхи, которые человек игнорирует, выливается в проблемы со здоровьем и если продолжать не обращать на них внимания – таких проблем будет прибавляться все больше. Каждая часть тела отвечает за определенные страхи человека и в зависимости от того, в каком месте возникают неприятные ощущения, можно определить, чего боится человек.

Наше Сознание не хочет признавать некоторые чувства, поэтому они разбредаются по телу и оседают в определенных местах. Этот механизм в психологии окрестили “вытеснение”. В Бессознательном происходит вытеснение болезненных переживаний, мыслей и воспоминаний, в том числе и страхов человека. Чтобы напомнить о себе, они трансформируются в болезни, таким образом, скрытые чувства пытаются обратить на себя внимание.

Как нарисовать индивидуальную телесную карту страхов?

Вам понадобится чистый лист бумаги и инструменты для рисования (но не фломастеры и ручки).

1. Нарисуйте Ваше тело.

2. Закрыв глаза, попытайтесь ощутить свое тело. Чувствуете ли Вы напряжение? Комфортно ли Вам? Ощущаете ли Вы тепло?

3. Продолжая ощущать свое тело, спросите себя: “Где в моем теле живет страх?”.

4. Отметьте на рисунке места, в которых живет страх. Таких участков может быть несколько, где-то страх человека выражен больше, где-то меньше – можно выразить это при помощи цветов.

Телесная карта страхов человека: где спрятались переживания

1. Ноги. Боль в ногах может говорить о страхе потери стабильности и опоры. Человек не чувствует уверенности в завтрашнем дне.

2. Таз. Проблемы в области таза говорят о страхах человека в сексуальной сфере. Этим страхом провоцируется развитие различных заболеваний, а также он препятствует получению оргазма у женщин.

3. Живот. Дискомфорт в этой области обусловлен страхом человека за жизнь. Может быть ситуация угрозы для жизни была и не реальной, но даже когда опасность проходит для Бессознательного она остается актуальной. В связи с этим не удается достичь полноценного расслабления и ощутить себя в безопасности.

4. Район диафрагмы, включая желудок и солнечное сплетение. В этой зоне обосновались социальные страхи. Страх человека – быть отвергнутым обществом.

5. Грудная клетка. В этой зоне на карте страхов отражается страх человека перед одиночеством, человек боится быть отверженным как личность.

6. Руки. Через эту часть тела выражается страх человека перед контактом с миром. Зачастую люди, которые скрывают этот страх, выбирают профессию, где не нужно общаться с окружающими.

Проблемы с кистями указывают на проблемах с коммуникацией. Правая кисть свидетельствует о страхе мужчин, а левая – женщин.

7. Спина. Дискомфорт в этой области свидетельствует о том, что человек боится предстать несовершенным, не оправдав ожидания окружающих. Зачастую с такой проблемой сталкиваются перфекционисты.

Что касается плеч, то они символизируют ответственность и силу. Боль в этой области связана со страхом человека оказаться слабым или не справиться с ответственностью.

8. Шея. Частые ангины, ощущение сжатия и першение преследует людей, которым трудно выражать свои чувства. Постоянное напряжение в шее возникает из-за того, каждый раз, когда чувства хотят выйти наружу, шея сжимается и удерживает их внутри.

9. Лицо. На телесной карте страхов лицо символизирует боязнь “потерять лицо”. Такие люди нуждаются в любви и одобрении, поэтому чтобы всем угодить им приходится постоянно носить маски.

10. Глаза. Страх реальности поражает один из основных каналов восприятия. Человек отказывается видеть правду, что выливается в проблемы со зрением.

Эмоции нельзя держать в себе, именно тайные страхи и являются причиной большинства заболеваний. Справившись со своими внутренними переживаниями Вы сможете избавиться от проблем со здоровьем.

Теоретические и практические системы телесно-ориентированной психотерапии основываются на убеждении о крепкой взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем человека. Так, психологически закрепощенный, замкнутый человек, будет закрепощен и в физическом плане. Именно поэтому, воздействуя на телесную оболочку человека можно устранить или минимизировать его психологические расстройства.

Походка, мимика, жесты, манера ходить, любимые позы – это язык нашего тела, который знающему человеку расскажет очень многое: о его проблемах в семье, чертах характера, комплексах и страхах. Физическое состояние человека способно рассказать о его внутренних проблемах, о его психическом и эмоциональном состоянии. Тело человека отображает все его чувства, эмоции, переживания и страхи. Именно поэтому психотерапевты и психологи всего мира уделяют такое особое внимание обучению телесно-ориентированной психотерапии.

Она хорошо подходит для работы с эмоциональными расстройствами детей, подростков и взрослых в больницах, клиниках и спец. школах. ТО терапия также может помочь людям с физическими недостатками улучшить свою самооценку, научиться балансу и координации.

Большое влияние на развитие телесно-ориентированной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. «Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как — позволим себе встать на точку зрения души — душа ничего не может значить без тела…» » …могут лгать мысли, могут лгать чувства. Единственное, что никогда не лжет – это тело и сны»…

В течение всей жизни желания, чувства, запреты «кодируются» телом человека, создавая блоки и броню. Телесный контакт играет в жизни человека огромную роль с самого рождения, когда прикосновения матери открывают ребёнку мир ещё до того, как он начнёт осознавать себя.

Для детей до года тактильный контакт жизненно важен, также как и питание или сон. Ребенка надо гладить не менее 8 раз в день. А еще лучше 20. Дело не в количестве, а в качестве. Лучше один раз обнять так, чтобы ребенок почувствовал: он вам нужен, он любим, чем 8 раз но формально. Исследования психологами знаков физического контакта между людьми показали, что, если ребенок обделен прикосновениями человеческих рук и тела, его развитие протекает замедленно и в социальном, и в эмоциональном и в физическом планах.

Но и для старших деток он, разумеется, тоже важен. То, что детки меньше любят обниматься с возрастом — это наша «медвежья услуга». Многие родители говорят: «Ты уже вырос, что ты как маленький». Вот так ставится запрет на проявление потребности в телесном контакте. Однако эта потребность все равно есть. Даже самые «ежатые», то есть «колючие» детки нуждаются в нем. Для деток самые любимые и важные – это родители. И им важно телом чувствовать, что они нужны родителям.

Исследования Сидни Джоурарда показали, что прикосновения от других лиц больше всего случаются со стороны близкого человека противоположного пола. Такими же частыми бывают прикосновения матери (правда, лишь на определенных участках и лишь до определенного возраста).

Напомним, что прикосновение (в отличие от соприкосновения) является действием намеренным, осознанным и чаще всего производится руками, оно передает более активный характер действий со стороны конкретного лица.

Схема прикосновений по С. Джоурарду.

М Ж М Ж Прикосновение матери Прикосновения отца М Ж М Ж Прикосновения однополого друга Прикосновения друга

противоположного пола

— 76 – 100%
— 51 – 75 %— 26 – 50%-0 – 25%
В процессе формирования личности появляются сложности взросления, издержки воспитания, многочисленные стрессы подавляют чувства и ощущения тела, способствуют оскудению эмоций. Более глубокие переживания закрепляются в памяти тела. Так образуется «мышечный панцирь», зоны и узлы хронических напряжений и зажимов, что понижает подвижность жизненных ресурсов организма. Теряется способность получать удовольствие от жизни, так как броня блокирует возможные негативные и положительные ощущения внутри тела и извне.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что эта терапия — это вид терапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Использовать ее можно в работе с детьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями.

Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний ребенка основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения по теории телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна. Суть этой теории заключается в том, что психические травмы, получаемые человеком в течение своей жизни, заключаются в так называемом мышечном панцире, тормозящем импульс и свободное выражение эмоций.

Имеется семь основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза, в которых «закупорены» различные отрицательные эмоции — страх, гнев, обида. Снятие такого физического напряжения в движениях, в танце или в специальных ритмических упражнениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций.

Техники ТОТ применяются при таких проявлениях, как:

  • — Тревожность, возбудимость, плаксивость
  • — Агрессивность
  • — Страхи и фобии
  • — Навязчивости и стереотипии
  • — Трудности с общением, стеснительность, зажатость
  • — Замкнутость, закрытость
  • — Психосоматические проблемы:
  • — Тики, энурез, заикание, рвота не нервной почве, нарушения работы ЖКТ, остеохондроз и пр.

Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.

Все теоретические концепции телесной психотерапии имеют практические формы применения, которые состоят из ряда упражнений направленных на достижение определенных целей:

• снятие стресса;

• снятие хронической усталости;

• лечение неврозов, депрессий;

• избавление от страхов;

• избавление от чувства неудовлетворенности

  • Повышение самооценки

Благодаря упражнениям телесной терапии пациент сможет научиться расслабляться, слушать свое тело, понимать его и обрести гармонию с окружающим миром.

Использование элементов анималотерапевтических техник позволяет регулировать

отношения в семье. Это позволяет родителям в игровой форме находить контакт со

своим ребенком, снимать напряжения мышц тела, получать положительные эмоции,

доверять друг другу.

Телесно-ориентированные упражнения:

«Марионетки»

Психолог просит детей представить, что они — мягкие тряпичные игрушки, которые

висят на ниточках.

Дети встают в круг и поднимают руки. По команде психолога последовательно

выполняют следующие движения: опускают вниз кисти рук; сгибают руки в локтях;

расслабляют руки и те падают вниз; сгибают туловище и опускают голову; сгибают

колени и приседают на корточки.

(снятие напряжения мышц тела, получать положительные эмоции)

«Лежачая восьмерка»

Дети соединяют ладони и вытягивают руки вперед.

Психолог встает напротив детей, выполняет те же движения и говорит:

— Представьте, что кончики ваших пальцев соединены с моими невидимыми нитями.

Куда будут двигаться мои руки, туда и ваши.

Психолог начинает медленно «рисовать» соединенными ладонями знак

бесконечности:

В ходе выполнения упражнения рекомендуется «нарисовать» пять таких восьмерок.

По окончании дети встряхивают кистями рук .

«Поза Аиста»

Ребенок стоит прямо, ноги месте. Поднимая руки вверх ладонями вперед, надо

прогнуться и вдыхая медленно наклониться. При этом руками необходимо захватить

голени ног. Надо постараться не сгибать ноги в коленях, хорошо бы достать лбом

колени. Дышать можно произвольно. Держать позу 10-15 секунд, а затем медленно

выпрямиться.

«Возьми себя в руки»

Как только вы почувствовали, что ребенок беспокойный. хочет кого-то стукнуть,

что-то кинуть, есть очень хороший способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями

локти и сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека.

«Снеговик»

Взрослый предлагает детям превратиться в снеговика. Дети разводят напряженные

руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

Педагог говорит: «Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна,

пригрело солнышко, и снег начал таять». Дети постепенно расслабляются, опускают

руки, «обмякают», подставляют лицо солнцу и приседают на корточки.

«Карандаши»

Взрослый. Пальчики — это карандаши и их надо убрать в коробку- сжать кулачок.

Сжимать надо сильно. а то карандаши упадут.

Через несколько секунд педагог предлагает достать карандаши — разжать кулачок.

Дети шевелят пальчиками: «Вот какие карандаши!»

Ребенок встает на колени, руки и бедра надо поставить перпендикулярно полу и

перпендикулярно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в

пояснице. Необходимо удерживать позу 10-15 секунд. Дыхание ровное, спокойное.

Попросите ребенка подумать о чем-то добром и радостном.

«Поза сердитой кошки»

Полезно чередовать с позой доброй кошки. Исходное положение тоже. Далее

ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание произвольное.

Ребенка просят подумать о том, что его сердит и злит. Удерживать позу 10-15 секунд.

«Вжиться в образ»: раскрепощенного человека с распрямленными плечами, высоко поднятой головой и свободной походкой; побыть играющим ребенком, кошкой и т.п. Пройдитесь «по зыбучим пескам», по болоту, по натертому скользкому паркету, по грязной дороге в туфлях на высоких каблуках. Представьте себя вырастающим из саженца кустом, раскрывающимся цветком. Пройдитесь в костюме полярника, в рабочем комбинезоне, в норковом манто, в вечернем платье со шлейфом, в купальнике.

«Мотивированный бег или ходьба»: против ветра, по росе, по болоту, над пропастью, по ущелью; спешка на работу, с работы, на свидание, в бассейн. Движение против толпы, если не хотим кого-то возбудить, разбудить, если мы злы и сердиты, если идем делать что-то для себя неприятное.

«Диалог телодвижений». По две минуты общайтесь с партнером с помощью пантомимы в ролях: учитель и ученик, родитель и ребенок, колдун и зомби, вор и полицейский, мужчина и женщина, сила и слабость, активность и пассивность, грубость и мягкость, любовь и ненависть, принятие и отклонение, огорчение и удовлетворение, скука и интерес и т.д.

«Змейка». Группа выстраивается за водящим в затылок и двигается за ним, повторяя все его движения; затем водящий переходит в конец шеренги, и водящим становится следующий за ним участник.

«Стеклянная кобра». Участники становятся в затылок, закрывают глаза и ощупывают спину впереди стоящего, стараясь запомнить его. Ведущий произносит «Дзинь!», «кобра» разбивается и в течение минуты «осколки» бродят по комнате, защищая себя выставленными ладонями. По сигналу ведущего «кобра» начинает срастаться.

«Путаница». Участники берутся за руки, образуя цепочку, водящий ведет ее, переступая через руки других и запутывая. Участник, ожидавший все это время за дверью, входит и пытается распутать цепочку. Когда это ему удается, он меняется с водящим ролями.

«Хаотическое движение». Участники свободно располагаются в пространстве, по команде начинают быстро беспорядочно перемещаться, сталкиваясь друг с другом.

«Ноев ковчег» отправляется в плавание через пять минут. Каждый получает карточку, на которой написано название животного, которого надо будет молча изображать. У кого-то есть карточка с таким же названием. Надо найти свою пару.

«Зоопарк». Каждый член группы изображает какое-нибудь выбранное им животное в тесном вольере.

«Пингвины». Во время мороза пингвины, чтобы согреться, сбиваются в кучу; те, кто оказывается с краю, пытаются протиснуться вглубь стаи.

«Против движения». Участники становятся в круг, закрывают глаза, выставляют руки перед грудью ладонями наружу. По сигналу ведущего каждый переходит на другую сторону круга.

«Встреча на узком мостике». Протиснуться навстречу друг другу через узкий проход, образованный участниками, и при этом разминуться с партнером: в узкую дверь, между двумя лужами, на узком мостике.

«Пеньки и бульдозеры». Пеньки, укоренившись, стоят намертво. Бульдозеры пытаются столкнуть их с места или стащить с него, хватая за руки.

«Передача по кругу» ритма, движения или воображаемого предмета: чаши с вином, трубки мира, котенка, ежика.

«Оригинал». Каждый проходит перед группой в манере, непохожей на других.

«Этюды с воображаемыми предметами». Играйте с воображаемым мячом, ощупывайте невидимую стену, откройте форточку, найдите нужную книгу в книжном шкафу, уроните любимую чашку, пожарьте яичницу.

«Разожми кулак». Один сжимает кулак, другой без слов должен добиться того, чтобы кулак разжался.

«Тихое озеро»

Взрослый. Встаньте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого,

прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, его

лучи согревают вас, вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы слышите пение птиц и

стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух прозрачен и

чист. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это

тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться.

Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы

отдыхаете…

А теперь откройте глаза. Мы в школе, мы хорошо отдохнули, у вас бодрое

настроение, и приятные ощущения будут с вами в течении всего дня.

Методы телесной психотерапии особенно эффективны для лечения психосоматических заболеваний, неврозов, последствий психических травм (травмы развития, шоковые травмы) и посттравматических стрессовых расстройств, депрессивных состояний. Телесно-ориентированную терапию можно так же назвать инструментом личностного роста, позволяющим добиться более полного раскрытия личностного потенциала, увеличения числа доступных человеку способов самовыражения, расширения самоосознания, коммуникации между людьми и улучшения физического самочувствия.

Спасибо за внимание!

Использованная литература

1. https://lib100.com/book/art_therapy/techniques/ 2. https://www.therapy.by/therapy/telesno-orientirovannaya_terapiya/

3. https://www.uaua.info/planirovaniye-semji/beremennost/article-11385-emotsionalnyie-problemyi-u-detey-telesno-orientirovannaya-terapiya-kak-metod-korrektsii/

4. https://psyera.ru/2453/uprazhneniya-po-telesno-orientirovannoy-terapii

Методы

На основе концепции Вильгельма Райха были созданы различные методы телесно-ориентированной психотерапии и подходы к взаимосвязи тела и психики.

Основные методы телесно-ориентированной терапии:

  • биоэнергосистемотерапия (биоэнергетическая системная терапия, БЭСТ) Е. И. Зуева: воздействие на разум, чувства и тело с целью лечения психики;
  • вегетативная (соматическая, телесная) терапия В. Райха;
  • двигательная практика М. Фельденкрайза, цель которой — научить человека правильно двигаться (как дети), чтобы снять мышечные зажимы;
  • организмическая психотерапия М. Брауна: панцирь рассматривается как рассогласование тела и мозга;
  • радикс (источник жизненной энергии) Ч. Келли — групповой вариант телесно-ориентированной терапии;
  • розен-метод М. Розен: работа с напряжёнными мышцами в сочетании с вербальным контактом;
  • рольфинг (структурная интеграция) И. Рольф: работа над улучшением походки, осанки, манеры сидеть, стиля общения, их взаимосвязь с поведенческими паттернами;
  • соматическая психотерапия биосинтеза Д. Боаделлы: работа с 3 жизненными потоками — энтодермой, мезодермой и эктодермой;
  • телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ (биоэнергетика) А. Лоуэна;
  • хакоми (телесно-центрированная психотерапия) Р. Курца: основные методы — танцевально-двигательная терапия, йога, медитация.

Частично опираются на телесно-ориентированную терапию такие методы, как:

  • Core-энергетика Д. Пьерракоса;
  • биодинамика Г. Бойсен;
  • инсайт-терапия (телесный инсайт) М. Белокуровой;
  • первичная терапия А. Янова;
  • процессуально-ориентированная психотерапия А. Минделла;
  • психология соматического развития (бодинамика, бодинамический анализ) Л. Марчер;
  • танатотерапия (лечение смертью) В. Баскакова;
  • чувственное (сенсорное) осознавание Ш. Селвер.

И это ещё далеко не все методы. Их обилие доказывает популярность данного направления.

Виды телесного панциря

Несмотря на такое огромное количество методик, практически все они опираются в своей теоретической базе на те виды телесного панциря, которые в своё время выделил Вильгельм Райх.

Глазной

Что входит: глаза, брови, лоб, скальп.

Внешние признаки панциря:

  • ощущение неподвижной маски на лице;
  • бегающий взгляд;
  • человек никогда не смотрит в глаза;
  • глубокая вертикальная морщина на переносице и множественные — на лбу.

Внутренние проблемы: социальные страхи, неумение налаживать межличностные контакты.

Соматика: проблемы со зрением, головные боли, слезливость.

Оральный / челюстной

Что входит: затылок, подбородок, горло.

Внешние признаки:

  • напряжённая челюсть;
  • гримасничанье;
  • привычка всегда жевать жвачку;
  • «ходящие ходуном желваки»;
  • немногословие.

Внутренние проблемы: скрытность, необходимость держать всё в себе, сдерживать гнев.

Соматика: жалоб обычно нет.

Горловой / шейный

Что входит: язык, шея.

Внешние признаки:

  • невротический кашель;
  • тихий голос;
  • частое сглатывание.

Внутренние проблемы: те же, что и при челюстном зажиме, но более глубокие, уходящие в детство (например, обида на родителей).

Соматика: частые ангины, постоянный ком в горле.

Грудной

Что входит: грудь, плечи, лопатки, руки.

Внешние признаки:

  • затруднённое дыхание;
  • неправильная осанка;
  • неестественное положение плеч (опущены, приподняты, асимметричны);
  • отсутствие гибкости тела.

Это интересно! Согласно телесно-ориентированной терапии, каждый может проверить своих знакомых на наличие грудного панциря и тем самым определить, счастлив он или нет. Для этого достаточно его окликнуть, когда человек будет стоять к вам спиной. Если он повернётся всем телом — зажим и проблемы налицо. Если он повернёт только голову или только верхнюю часть корпуса — у него всё в порядке.

Внутренние проблемы: подавление в себе основных человеческих чувств — любви, мечтаний, ревности, увлечений. В социально-ориентированной терапии грудной панцирь — свидетельство того, что пациент глубоко несчастен.

Соматика: боли в плечах, одышка, гипергидроз ладоней.

Диафрагмальный

Что входит: диафрагма, солнечное сплетение, нижние позвонки.

Внешние признаки:

  • сколиоз;
  • затруднённость выдоха.

Внутренние проблемы: запрет на проявление чувств отвращения и брезгливости. Часто такой вид панциря наблюдается у тех, кто вынужден жить, работать или просто общаться с нелюбимым и даже противным человеком.

Соматика: частая рвота, лёгочные заболевания.

Брюшной

Что входит: живот, спина.

Внешние признаки: выпяченный, большой живот.

Внутренние проблемы: страх нападения, злость, неприязнь.

Соматика: ожирение, проблемы с пищеварением.

Тазовый

Что входит: таз, нижние конечности.

Внешние признаки:

  • таз выпячивается назад;
  • напряжённые ягодицы;
  • походка на полусогнутых.

Внутренние проблемы: невозможность удовлетворить возбуждение, подавление сексуального удовольствия, ощущение угрозы жизни.

Соматика: ватные, подкашивающиеся ноги, дрожащие колени.

Техники

Работая с пациентом, телесный терапевт использует различные техники для снятия мышечных зажимов. Причём некоторые из них всем знакомы:

  • различные виды массажа;
  • мануальная терапия;
  • дыхательные гимнастики;
  • йога;
  • обычные комплексы упражнений из спортивных программ;
  • танцы;
  • гимнастики для лица;
  • актёрское мастерство.

В телесно-ориентированной терапии часто применяются направления арт-терапии. В частности, танцевальное и драматическое. Существуют также целые комплексы двигательных упражнений, разработанных специально для ТОТ, — например, Фредерика Матиаса Александера и Р. Лабана.

Для работы с психотравмами используются обычные техники и приёмы, типичные для всех направлений в психотерапии: беседа, групповые тренинги, аффирмации, гипноз.

Помощь профессионального наставника в построении карьеры

Обучаясь в НАДПО, вы получаете поддержку наставника-профессионала HR в трудоустройстве, а именно:
Помощь в составлении резюме и поиске новой высокооплачиваемой работы

Чек-лист, как выбрать компанию для трудоустройства на долгие годы

Еженедельная рассылка с подбором вакансий по интересному направлению

Консультация, как быстро и эффективно проходить испытательный срок

Ответы на вопросы, как достичь профессионального роста, как избежать выгорания и т.д.

Чирченко Анна Александровна

Руководитель отдела персонала АНО ДПО «НАДПО»

Эксперт в подборе кадров, консультант по профессиональной ориентации

Имеет опыт работы более 15 лет в крупнейших Российских и Европейских компаниях

Прошла более 50 курсов повышения квалификации по различным направлениям в HR

Оставьте заявку на обучение

Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

и получите информацию, как трудоустроиться после получения диплома

*Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных.

На практике

Телесно-ориентированная терапия применяется для лечения различных расстройств личности и поведения и для устранения проблем психологического плана. В частности — неврозов, стрессов, посттравматических расстройств, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний. Приведём несколько примеров, как это работает на практике.

Для детей

Телесно-ориентированная терапия полезна для детей, уже столкнувшихся в своей жизни со стрессом, отличающихся повышенной тревожностью, аутизмом, застенчивостью, не умеющих контролировать свои эмоции и поступки. ТОТ позволяет нормализовать их психическое состояние, помогает им успокоиться, избавиться от эмоционального возбуждения и психотравм, повысить уровень осознанности, пережить негативный жизненный опыт.

Несмотря на простоту многих упражнений, с детьми должны работать специалисты.

Есть несколько универсальных упражнений, которые помогут избавить ребёнка от мышечных зажимов по всему телу.

  • «Солдат-кукла»

Задача №1 — вытянуться в струнку, напрягая все части тела, изображая из себя солдата. Простоять, не шелохнувшись, несколько минут (в зависимости от возраста ребёнка). Задача №2 — резко расслабить тело и стать на некоторое время тряпичной куклой без костей. Менять данные положения нужно 2-3 раза. Выполнять 2-3 раза в день.

  • «Семечко»

Ребёнок в низком присесте сворачивается калачиком и изображает из себя семечко, посаженное в землю. Специалист делает вид, что поливает его, обкапывает, заботится и ухаживает за ним. Время от времени взрослый отмечает, что растение подросло, у него появились листочки, бутон, цветок. В соответствии с его рассказом ребёнок медленно расправляет тело.

При работе с детьми в ТОТ также используются сказкотерапия, дыхательные гимнастики, ролевые игры, групповые тренинги.

Для женщин

Телесно-ориентированная терапия просто необходима женщинам, потому что она, помимо психического и физического здоровья, обеспечивает красоту и молодость тела. Сейчас многие центры ТОТ открывают для этого специальные курсы. Работа ведётся со всеми сегментами, независимо от того, имеется там панцирь или нет:

  • глазной — очищение взгляда и устранение морщин на лице;
  • оральный — умение управлять своими органами речи, чтобы не пустословить;
  • горловой / шейный — умение выражать свои эмоции через пение;
  • грудной — выработка прямой осанки, улучшение работы сердца;
  • диафрагмальный — освоение дыхательных гимнастик;
  • брюшной — очищение ЖКТ, коррекция талии и боков;
  • тазовый — работа с материнскими инстинктами, репродуктивными функциями, собственной оргонной энергией.

Телесные психотерапевты обещают из любой женщины с самыми глубокими комплексами сделать настоящую королеву всего за 10 сеансов (каждый длится около 2 часов).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]