Человеческая цивилизация – это продукт творчества, поэтому творческие личности всегда находятся в центре внимания. Не только философы и психологи, но и далекие от мудрствований люди задумывались над тем, кто же все эти создатели шедевров и талантливые ученые, и чем они отличаются от обычных людей. Может, это гении, наделенные божественным даром, или безумцы, мозг которых работает с серьезными отклонениями? А возможно, они обычные люди, и способность к творчеству доступна каждому?
Несмотря на серьезные исследования в области психологии творчества, которые проводились в течение всего XX века, однозначного ответа на эти вопросы нет. Но я постараюсь познакомить вас с наиболее распространенным подходом к пониманию сути творческой личности.
Вы открыты для разных людей и идей
Исследователи коллективного разума утверждают Innovation in the collective brain. : инновация — это продукт не талантливых единиц, а многих. Другими словами, инновации возникают благодаря общению и обмену идеями.
Один из авторов исследования призывает: если хотите быть более креативными, поговорите с людьми, с которыми несогласны.
Необязательно воспринимать эти слова буквально. Но если вы действительно готовы слышать и слушать разные мнения, у вас, вероятно, больше шансов на создание чего-то прорывного.
Принципы интерпретации творчества (философский, социологический, культурологический аспект)
Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её “необходимое, существенное, неотъемлемое свойство”. Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.
Творчество — это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин.
Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.
Творческая деятельность — это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей.
В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека.
Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важнейшим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой — творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству. Преобразующая деятельность человека, воспитывает в нем, субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, т.е. творить.
Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества.
Культурологический аспект исходит из принципа преемственности, единства традиции и новаторства.
Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно — дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей.
Развитая чувственная сфера
Творческий человек немыслим без широчайшего спектра чувств, которые он способен испытывать. Невозможно успешно творить или иметь предпосылки к этому, будучи эмоциональным «сухарем». Поэтому если вы склонны к креативности, то вы наверняка можете заметить за собой весьма внушительный набор переживаний. Это не обязательно должно иметь четко выраженные внешние проявления: вы можете и подавлять свои чувства – однако внутри вас все происходящие события должны находить весьма сильный отклик.
Вы легко отвлекаетесь
В каком-то смысле противоположный предыдущему вывод сделали американские учёные. Согласно результатам их исследования Creativity and sensory gating indexed by the P50: Selective versus leaky sensory gating in divergent thinkers and creative achievers. , творческие личности легче отвлекаются на посторонние сигналы. На память приходит Марсель Пруст, который запирался в обитой пробкой комнате и надевал беруши, чтобы работать в тишине.
Исследователи отмечают, что повышенная чувствительность бывает полезна творцам: с её помощью они могут тоньше почувствовать мир. Но какой ценой!
Поиск новых впечатлений
Креативные личности стремятся к новым впечатлениям. Они любят их испытывать, специально ищут. В них творцы черпают материал для своих творений. Любознательность, поиск новых ощущений, эмоциональность, чувствительность, развитое воображение являются двигателем их творческой активности.
Для более продуктивной работы многие используют медитацию. Она оптимизирует эмоции, снимает тревожность, стимулирует ясность ума, что позволяет настроиться на творческий процесс.
Медитация
Творческая личность в быту
Уже давно было известно, что творческие личности склонны мечтать, обладают развитой фантазией и плохо переносят рутину, а также почти не справляются с бытовыми задачами. Они способны найти решение многих сложнейших технических задач, но убрать у себя в квартире и приготовить еду им тяжело.
Ученые из новозеландского университета Окленда исследовали феномен блуждающего ума. Это состояние, при котором человек поглощен собственными мыслями и плохо реагирует на внешние раздражители, о которых сигнализируют органы чувств, или, наоборот, выполняет рутинные действия неосознанно, автоматически.
Согласно выводам исследователей из университета Окленда, во время «блужданий» ума задействованы различные участки головного мозга, что плодотворно влияет на развитие творческих способностей.
Фото: pxhere.com: UGC
Внутренняя мотивация
Творческие люди не могут не творить. Это, наверное, их главная отличительная особенность. Творчество – это их состояние души, их образ жизни. Все остальные дела уходят на второй план, когда ими овладевает вдохновение.
Страстное увлечение делом помогает создавать шедевры, которыми восхищается весь мир
Творцами двигает больше внутренняя мотивация, а не материальное вознаграждение. Деньги являются приятным бонусом. Обычно продвижением гениев занимаются агенты.
Любовь к красоте
Комментарии в статье: Цвимадзе Евгений Васильевич.
Цвимадзе Евгений Васильевич, директор Института театра, кино и телевидения Университета «Синергия»
Творческим людям очень тяжело находиться в неэстетичных условиях. Как правило, они стремятся хоть как-то, но преобразить все вокруг себя, чтобы жить/работать/учиться/проводить время в относительно красивой, приятно оформленной обстановке. Это может быть что угодно: от генеральной уборки до художественной росписи стен – однако если вы творческий человек, то вам не будет лень потратить на это время и силы.
Как правило, творческим людям важно находиться в комфортной обстановке. И они действительно стараются окружить себя красивой атмосферой и людьми. Но творческие люди так сильно бывают увлечены самим процессом, что у них просто нет времени, чтобы самим создавать эту красоту вокруг себя дома. Зачастую тот быт, который их окружает в повседневной жизни, скорее всего, может иметь такой достаточно неряшливый вид. Я часто видел это — так называемый творческий беспорядок. Тот же режиссер, который, например, любит позавтракать в ресторане на 50-м этаже с видом на Москву, будет иметь дома полнейший хаос и бардак. Потому что, когда он уходит после завтрака в круговорот творческого процесса, ему просто не до этого. Евгений Цвимадзе
Творческая личность: как трактуют понятие психологи
Творческая личность в психологии понятие достаточно дискуссионное. Существует как минимум два подхода к его трактовке.
Согласно одному из них, творческой является любая личность. Способности создавать новое заложены в природе человека, а творчество — это неотъемлемая потребность саморазвития личности, которая заключается в создании чего-то нового и значимого прежде всего для самого творца. Иными словами, творчеством будет и детский рисунок, сделанный впервые, и впервые решенное математическое уравнение.
Согласно второму подходу, творческая личность — это индивид, испытывающий устойчивую и непреодолимую потребность в творчестве и видящий в нем главный смысл своей жизни.
Описание процесса
По сути, ни один человек творческий никогда не задумывался, каким образом ему удается достичь того или иного результата. Что приходилось пережить в это порой очень долгий период создания? Какие этапы нужно было преодолеть? Этими вопросами озадачился психолог из Британии в конце 20-го века – Грэм Уоллес. В итоге своей деятельности он выделил основные пункты творческого процесса:
- подготовка;
- инкубация;
- озарение;
- проверка.
Первый пункт – это один из самых длительных этапов. Он включает в себя весь период обучения. Человек, ранее не имевший никакого опыта в конкретной области, не может создать нечто уникальное и ценное. Для начала приходится учиться. Это может быть математика, письмо, рисование, конструирование. Весь предшествующий опыт становится основой. После чего появляется идея, цель или задача, которую необходимо решить, полагаясь на полученные ранее знания.
Второй пункт – это момент отрешения. Когда длительная работа или поиски не дают положительного результата, приходится все отбросить в сторону, забыть. Но это не означает, что наше сознание также обо всем забывает. Можно сказать, что идея остается жить и развиваться в глубинах нашей души или разума.
И вот однажды приходит озарение. Открываются все возможности творческих людей, и истина выходит наружу. К сожалению, не всегда можно достичь поставленной цели. Не каждая задача нам под силу. Последний пункт включает в себя диагностирование и анализ результата.