Успешную адаптацию человека в любом социуме характеризует активная жизненная позиция. Принято считать, что личность только тогда социально приспособлена, если осмысленно участвует в общественной жизни, когда человек осознаёт и несёт ответственность за свои поступки, результаты которых соответствуют требованиям и нормам общепринятой морали.
Активная жизненная позиция
Что такое активная жизненная позиция (АЖП)
АЖП – это деятельность человека, вызванная определённой социальной ситуацией. Причём подобные действия обязательно должны иметь устойчивую форму проявления. При этом механизм их срабатывания базируется на таких чертах, как:
- идейно-нравственные ориентиры;
- знания и умения в сочетании с принципами и наклонностями.
Сформированная таким образом АЖП является основным регулятором деятельности и поведения личности с социуме.
Важно! Отправная точка для активной жизненной позиции – это детство. Родители, воспитывая, прививают основы социальных норм и отношение к ним. Далее АЖП выстраивается самостоятельно в результате обучения, преодоления различных жизненных и социальных ситуаций.
Значение для общества активных жизненных взглядов выражается в повсеместном пропагандировании АЖП. Такое продвижение предполагает всевозможные поощрения со стороны социальных институтов: награды, грамоты и позитивную информацию о номинантах в средствах массовой информации.
Внимание! Различают две жизненных позиции: активная – направленная на преобразование общества и конформистская (пассивная) – основанная на подчинении обстоятельствам.
Пассивные и активные взгляды на жизнь
Отличия двух позиций
Активная позиция характерна для тех людей, кто не привык довольствоваться малым и плыть по течению жизненной реки. Здоровые амбиции, желание что-то изменить в этом мире и хоть в какой-то мере контролировать ситуацию отличают активного члена общества от его пассивного представителя.
Определение пассивности в жизни означает то, что у человека нет желания ни самому меняться, ни что-либо менять в лучшую сторону. Так как любые изменения требуют энергетических затрат, то пассивная жизненная позиция основана на экономии сил и жизненной энергии.
Кстати. Основной закон природы – закон сохранения энергии, говорит о том, что она никуда не девается, а просто видоизменяется в другие формы.
Это значит, если человек не будет предпринимать активных действий и вкладывать свои силы в самообразование, преобразование общественных процессов, его энергия будет способствовать снижению потенциала, произрастанию болезней и возникновению всевозможных социальных рисков.
Проявление активных жизненных взглядов
Активность вырабатывается в разных видах труда
Как стать активным? При организации трудового процесса по ее воспитанию необходимо придерживаться следующих правил. Итак:
- Труд должен быть систематичным. Посредством нерегулярных занятий нельзя выработать такую устойчивую черту характера, как активность.
- Осуществляя любую деятельность, которая должна быть целесообразной, а не механической и монотонной, нельзя забывать о цели и мотивации. Нужно работать на результат.
- Труд в воспитательных целях должен соответствовать возрасту.
- Нельзя нарушать установленные нормы труда.
Главное — никогда не останавливаться на полпути. Любое дело должно быть завершено. Это воспитывает волю, целеустремленность и ответственность.
Будем разбираться далее, как стать активным человеком.
С чего начать формирование АЖП
Жизненная позиция — что значит
Ещё в семидесятые годы двадцатого века в СССР перед психологами, социологами и педагогами ставились задачи по становлению у подрастающего поколения АЖП. Главной целью было вовлечение советского гражданина в общественно-политическую жизнь. Этому способствовали Всесоюзная пионерская организация и Ленинский комсомол.
Пионерская организация им В.И. Ленина
С изменениями в стране многие из направлений формирования АЖП перестали что-то значить. Школьники уже не пишут сочинений на характерные темы типа: «Почему я хочу быть похожим на Павла Корчагина». Однако, как показывают результаты собеседований с современными молодыми людьми, активные жизненные взгляды помогают им самоопределяться в обществе. АЖП часто отмечается в их резюме. Лишь собирание всех личностно-ориентированных позиций в одно целое позволяет делать карьеру, как профессиональную, так и политическую.
Важно! Только планомерное и методичное формирование взглядов на жизнь на всех этапах развития индивида впоследствии помогает ему самовыражаться в жизни и добиваться существенных успехов.
К. А. Абульханова-Славянская (советский и российский психолог-исследователь) объясняет понятие АЖП, как результаты личностных достижений и взаимосвязей индивида в жизни. Она считала, что это главный потенциал совершенствования личности.
Как известно, начинать новую жизнь у людей принято с понедельника или любой значимой даты. Поставив перед собой какую-либо цель, человек говорит себе: «Всё! С понедельника начинаю жить активно, ходить на собрания общественности, защищать животных и вообще!».
Внимание! С активной жизненной позицией такие фокусы не проходят, но, если определённый фундамент не был заложен с детства, отчаиваться не нужно.
Стоит сначала рассмотреть все этапы личностного формирования человека и найти интервал, в котором он находится, чтобы внести необходимые коррективы.
Советы следующие
Они просты, но тем не менее помогут сделать жизнь более активной. Итак:
- Не ленитесь делать по утрам зарядку. Потратив всего 15 минут, обретете заряд бодрости и прекрасного настроения на целый день.
- Купите абонемент в бассейн или тренажерный зал.
- Лучше пройдитесь пешком лишний раз.
- Вместо лифта идите по лестнице.
- Если ведете сидячий образ жизни, даже во время обеда перекусите и пройдитесь. Устраивайте небольшие перерывы, в которые двигайтесь по офису, лестнице. Сделайте несколько легких упражнений. Потренируйтесь эспандером.
- Гуляйте вечером перед сном.
- Выходные используйте для активного отдыха, не лежите дома на диване перед телевизором.
Проводите свободное время с семьей. Прогуливайтесь по парку, играйте в футбол, теннис, бадминтон, бегайте.
Продолжаем беседу дальше, как стать активным и все успевать.
Основные этапы развития личности
Ролевой конфликт — что это такое в социологии
Опираясь на то, что развитая личность – это взрослый человек, немецкие мастера психоанализа, Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон, придерживались возрастной градации. Каждый из психоаналитиков по-своему трактует различные периоды этих градаций, но во всех разъяснениях можно выделить общие позиции.
Интересно. З. Фрейд рассматривал развитие личности как процесс прохождения через психосексуальные стадии.
Фрейд считал, что всякая человеческая активность определена инстинктами и признавал только два из них: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Психоаналитик считал главными в личностном развитии – сексуальные инстинкты.
Стадии развития по Фрейду
Если обращаться к общепринятой градации, то человеческое развитие претерпевает изменения, поднимаясь по следующим ступеням:
- младенчество – от рождения до 1 года;
- раннее детство – от 1 года до 3 лет;
- возраст дошкольника – от 3 до 6 лет;
- возраст школьника – от 6 до 12 лет;
- юность – от 12 до 19 лет;
- молодость – от 20 до 25 лет;
- зрелость – от 26 до 64 лет;
- старость – от 64 лет до смерти.
Можно подробнее рассмотреть период от младенчества до юности. Основу психики в младенческом периоде составляет формирование пропорции: «доверие – недоверие». В первые дни младенец нуждается в заботе матери, через которую пытается понять, доверять этому миру или нет. Если она укрепляет в нём осознание доверия, то малыш настроен позитивно, может спокойно выдерживать кратковременное отсутствие рядом с собой мамы. Он воспринимает всё положительно, и мир для него предсказуем. Если забота со стороны мамы недостаточна или отсутствует вовсе, то недоверие и страх к окружающему миру закладываются на подсознательном уровне.
В раннем детстве параллельно с физическим развитием проявляются способности ходить, бегать, выполнять самостоятельно другие приёмы.
Важно! В этом возрасте ребёнок пытается начинать все делать сам. Родители должны аккуратно предоставлять ему такую возможность. Начинается формирование таких личностных черт, как самоконтроль и воля.
Главное в этот момент – излишне не опекать ребёнка и позволить ему освоить этап становления своей автономии. В противном случае будут заложены такие свойства характера, как слабоволие и неуверенность в себе.
В дошкольном возрасте наступает самый подходящий момент для формирования активной жизненной позиции. Именно в этом «возрасте игры» дошкольники вступают в социальные взаимодействия со сверстниками. Они общаются и играют с товарищами, начинают осознавать половые различия, учатся налаживать отношения с другими взрослыми (кроме родителей). В этот период закладывается Супер-Эго.
Ребёнок уже может брать на себя ответственность за младших по возрасту, начинает понимать смысл социальных ограничений. Пытается стать защитником для мамы, младшей сестры или брата. Он получает удовольствие от своей самостоятельности и на базе этого уже формирует собственные цели.
К сведению. В фантазиях при выборе игр и придумывании своих сценариев развития ситуации проявляются инициативность, независимость и творческая изюминка.
В этот момент развития важно не навязывать ребёнку свои идеи и мечты. Возможно, вовремя подмеченные и тактично поддерживаемые природные задатки успешно перерастут в развитие определённых способностей.
Школьный возраст позволяет проявлять стремление к познанию внешнего мироздания и отодвинуть на второй план собственные психические переживания. Ребёнок пытается изучить всё то, что важно в обществе. Этот момент также продолжает способствовать формированию АЖП.
Главное! Это период привития дисциплины и постановки задач для самостоятельных решений. В этом возрасте возникают острая потребность обучаться и тяга к творчеству. Существует нужда в поддержке со стороны взрослых людей.
Юность – значимый этап собственной идентичности и самоопределения. Это поиск своего места в жизни, переоценка ценностей. Переходный период в психике может приводить к выявлению всех ошибок, допущенных при воспитании в более раннем возрасте. При закладке активной социальной позиции это опасный момент.
Осторожно! Даже правильно заложенные активные жизненные взгляды могут иметь преломление в результате негативной самоидентификации.
На пике этого возможно проявление девиантного поведения. Задача родителей, школы и общественности – провести необходимую коррекцию для направления психической энергии в нужное русло.
Пример направления девиации
Чем чревата пассивность?
Внесем ложку дегтя. Не стоит бояться читать правду, необходимо смотреть страху в глаза, разбираться в нем и становиться на путь исправления. Так вот, что ожидает людей, которые не ведут активный образ жизни? У них:
- Атрофируется организм. Замедляется обмен веществ, что приводит к ослаблению иммунитета, мышц (сердечной, к примеру), набору лишнего веса, зашлакованности и т. д.
- Деформируется позвоночник.
- Повышается риск инфекционных заболеваний, сердечно-сосудистых и других, в число которых входит рак.
Продлить себе жизнь, сделать ее здоровой и качественной поможет только активность.
Типы активной жизненной позиции личности
Неуверенность в себе — что это такое, определение
Активная социальная позиция бывает двух видов:
- позитивная, придерживающаяся взглядов, типа «Добро всегда побеждает зло», и настроенная на соблюдение общепринятых нравственных правил;
- негативная, имеющая цели, идущие в разрез с общественными и наносящие последним вред.
Например, доказательством негативной АЖП может служить позиция Адольфа Гитлера, который развязал войну на всех континентах и желал поработить весь мир.
АЖП необходима для усовершенствования окружающего мира при помощи личностных качеств и участия в общественных проектах. Главное, чтобы она была позитивной.
Еще несколько действенных советов
Как стать более активным? В первую очередь необходимо:
- Заняться своим здоровьем. Не откладывать в долгий ящик визит к врачу. Избавьтесь от недугов.
- Не забываем про отдых и полноценный ночной сон.
- Составляйте план на день. Это позволит уберечься от напрасной траты сил на бесполезные дела.
- Питайтесь правильно. Возможно, многих это раздражает, ставит в тупик. Не нужно ломать голову, кушайте больше свежих овощей и фруктов, исключите вредные продукты, сахар. Трудно — двигайтесь маленькими шажками, уберите один элемент, потом другой и так далее. Это повысит ваш жизненный тонус, запас энергии и плюс ко всему, вы будете здоровы и сбросите ненужные злосчастные килограммы.
- Сведите к минимуму употребление энергетических напитков, кофеина и алкоголя, разумеется. Избавляйтесь от вредных привычек.
- Занимайтесь физкультурой.
Запишитесь на курсы массажа, смотрите позитивные фильмы вместо ужасов, слушайте рекомендации психологов, общайтесь больше с друзьями. Это поднимет настроение и внутреннюю жизненную силу.
Формы и факторы человеческой активности
При рождении человек полностью зависит от окружающих его людей. Но по мере его взросления и развития появляются новые возможности, которые поддерживают его самостоятельное существование как индивида, побуждают к определенным видам деятельности.
Советский психолог Б. Г. Ананьев в своих исследованиях выделил такие формы активности человека как общение, труд и познание.
В трудах других ученых к ним относятся созерцание, рефлексия и поведение, управление другими людьми, самодеятельность, а также творческая, художественная, когнитивная, побудительная, практическая, боевая, спортивная, информационно-коммуникативная формы.
Причины или факторы активности человека объясняются необходимостью удовлетворения ряда потребностей, которые гарантируют ему, во-первых, физическое выживание (пища, одежда, жилище, защита, размножение). Во-вторых, он нуждается в общении и признании другими членами социума, что является источником активизации его трудовой, коммуникативной деятельности. В-третьих, удовлетворение духовных запросов требует от индивида собственных энергичных поисков внутренней свободы, самопродвижения в творчестве, действий по изменению среды в соответствии со своими взглядами и запросами.
Хочу стать активной, но боюсь чего-то не успеть…
Быть активной не значит вертеться как белка в колесе и не доводить работу до конца, потому что ее скопилось много. Есть рекомендации, которые помогут делать больше, итак:
- Планируйте день, неделю.
- Вычислите «пожирателей времени». То есть запишите все то, на что бессмысленно тратите драгоценные часы и силы, к примеру, на поиск пропавшей вещи, просмотр ненужной информации в социальных сетях, пустое общение и другое. Все это только отсрочивает выполнение полезной работы.
- Делайте заранее. Не откладывайте ничего на завтра, ведь потом на это попросту может не хватить времени.
- Правильно распределяйте обязанности, не стоит выполнять чужие.
- Добавляйте в свой распорядок дня новые занятия. Казалось бы, странно, давать такой совет человеку, который и так ничего не успевает. Но известны примеры, когда студент пишет за ночь курсовую, а хозяйка за 20 минут наводит порядок к приходу гостей. Просто включите его в свой план. Это позволит развиваться и самосовершенствоваться.
- Соблюдайте порядок, чтобы не тратить часы на поиск нужной папки. Только не стоит становиться перфекционистом, учитесь рационально использовать время.
И не забывайте про отдых.
Теперь понятно, как стать активным и при этом все успеть?
Кстати, чтобы выработать привычку, производите план намеченных действий в течение 21 дня. Не выполнили, начинайте сначала.
А теперь рассмотрим следующий важный вопрос.