Чувства в психологии. Что это, определение высших, интеллектуальных, моральных


Интеллектуальные чувства

Основаны на познании людей, стремлении к удовлетворению любознательности, поиска истины и решения конкретных мыслительных задач. К ним относят заинтересованность, любопытство, чувство таинственности, сомнение, недоумение.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Виды чувств 450 ₽ Реферат Виды чувств 260 ₽ Контрольная работа Виды чувств 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Функции и виды эмоций

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — положительные и отрицательные. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.

Диагностика

Эмоции в психологии, классификация и их функциональная роль, изучаются с целью определения настроения и общего состояния человека, выявления ярко окрашенных негативных реакций и поиска путей выхода из них, самоконтроля за своим эмоциональным фоном и его устойчивостью.

Диагностика эмоций проводится по нескольким направлениям:

  • Наблюдение – анализируются физиологические изменения в организме (артериальное давление, пульс, температура кожных покровов, анализ мимики лица, речи).
  • Опросники – наиболее распространенный и информативный метод диагностики, направленный на выявление ведущих эмоций человека, с помощью специально разработанных тестов. Метод используется и для определения самооценки эмоционального состояния.
  • Для установления ведущих эмоций была разработана дифференциальная шкала К. Изарда (1976 г.). Она состоит из 10 основополагающих эмоций, характеризующихся 3 значениями, с которыми сопоставляются собственные ощущения. Этим значениям присваиваются баллы, после чего производится подсчет коэффициента самочувствия.
  • Цветовой тест М. Люшера (1949 г.) – связывает эмоциональное состояние со светочувствительностью глаз. Предполагает, что те или иные эмоции ассоциируются с определенными цветами, и человек должен соотнести 1 из 8 цветов с заданным вопросом. Теплые оттенки (красно-желтая гамма) свидетельствуют о наличии положительных эмоций и хорошего настроения, холодные тона сигнализируют о присутствии негативных эмоций.
  • Шкала оценки значимости эмоций по Б. И. Додонову (1977 г.) – ранжирование предпочтений в эмоциях по 10 критериям (от наиболее значимых к менее существенным) с целью определения преобладающих потребностей (биологическая, познавательная, социальная).

Для детей младшего возраста чаще всего применима методика оценки эмоциональной устойчивости с помощью рисунков (методы Кактус, Рисунок семьи).

Анкетирование – разновидность опроса, проводимая в письменной форме, путем заполнения бланков анкеты. Часто используется для опроса группы лиц как в статике (однократно), так и в динамике (повторный опрос спустя определенное время).

Пройти клинико-психологическое или нейропсихологическое обследование в Москве можно в клиниках:

  • М-Вита, ул. Зеленоградская, д. 39, к. 1 – от 1500 до 2500 руб.;
  • АВС медицина, ул. Столетова, д. 19 – 1100 руб.;
  • Альянск КРК, ул. Цюрупы, д. 1, стр. 6 – 4000 руб.;
  • Семейная клиника, ул. Первомайская, д. 42 – 3300 руб.;
  • Лечебный центр, ул. Тимура Фрунзе, д. 15/1 – 2900 руб.

Обратиться за консультацией психотерапевта можно к частному доктору или в одну из клиник Москвы:

  • Столица, пр-т Мира, д. 12, стр. 3 – 3000 руб.;
  • М-Вита, ул. Зеленоградская, д. 39, к. 1 – 2000 руб.;
  • Клиника Фомина, ул. Долгоруковская, д. 17, стр. 1 – 6000 руб.;
  • Альянск КРК, ул. Цюрупы, д. 1, стр. 6 – 3000 руб.

Завершение

Будьте внимательны к себе! Эмоции влияют не просто на наше самоощущение, но и на такие умственные процессы, как восприятие, память, мышление. Да, они легко могут активизировать любой из них, либо же наоборот, притормозить. Стимулируют фантазию и способность находить креативные решения. С их помощью мы смело можем утверждать, что живы, а это ведь самое главное. Они обогащают нас и позволяют полноценно проживать каждый день, ценить его, запоминать.

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Будьте внимательны к собственным переживаниям, а также тех, кто повстречался на вашем пути. Удовольствия вам, и счастья! Напоследок рекомендую пройти тест, чтобы узнать, насколько вы чувствительны и осознанны. Его вы найдёте здесь.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина.

3

Возрастные этапы развития

Развитие чувств в раннем детстве — важный, сложный процесс. Он происходит поэтапно:

Новорожденный младенец. Появившись на свет, ребенок владеет базовыми формами проявлений, необходимых для выживания: голод, удовольствие, боль, страх. Эмоциональное состояние зависит от физических ощущений. Новорожденный не умеет различать чувства. Его главный интерес, потребность — физический контакт с матерью. Младенец реагирует на ее настроение, копирует его. От 0 до 6 мес. Младенец понимает, какие ощущения он испытывает при контакте со взрослыми. Его восприятие фрагментарно: он видит мир частями. К полугоду он учится различать родных и чужих, в его арсенале появляется тревога, настороженность. Изучая мир, он пытается потрогать все, что видит. Если это не удается, младенец испытывает гнев, дискомфорт. 6–12 мес. Полугодовалые малыши умеют удивляться, проявлять интерес. Помимо физических потребностей, у ребенка возникают умственные. Постепенно формируются интересы: ребенок разделяет игрушки на любимые, нелюбимые. В возрасте 8 месяцев появляется страх разлуки с матерью, ребенок испытывает тревогу, становится беспокойным. 1–1,5 г. Появляются собственные желания, потребность их реализовать. Ребенок учится принимать самостоятельные решения, но часто сталкивается с запретами со стороны взрослых. Препятствие вызывает злость, стремление получить свое

В этом возрасте важно научиться разделять желания и действия. Основное достижение 1,5 лет — у ребенка формируется представление о самом себе, малыш отождествляет себя со своим именем. 1,5–2 г

Ребенок больше не беспомощный. Он уверенно передвигается, может сам взять игрушку, у него появляется больше свободы и потребностей. Он стремится доказать самостоятельность, право на собственное мнение. В этом возрасте он уже разделяет чувства, но не может их назвать. 2–2,5 г. Двухлетние дети видят себя центром мира, у них нет понимания опасности. Также еще не сформировано чувство сострадания и жалости: если ребенку не понравится другой малыш, он может ударить его или укусить, выражая неприязнь. 2,5–3 г. При благополучном развитии к трем годам у ребенка сформируется целостное представление о себе. Появляется гордость за свою самостоятельность и стыд в случае неудачи. Просыпается интерес к другим детям, стремление занять свое место в коллективе.

Развитие чувств продолжаться до окончания подросткового возраста. Первые годы жизни формируют основу, которая поможет ребенку отличать чувства от эмоций.


Адаптация ребенка в коллективе

Два полюса эмпатии

Еще одна важная тема – эмпатия, способность к сопереживанию, эмоциональному чувствованию другого человека.

В аддиктивных семьях механизм эмпатии неоптимален, обычно проявляются полярности.

Недостаточность эмпатии, эмоциональная холодность и черствость

Истинные чувства подавляются, эмпатия представляется чем-то угрожающим. Но в некоторых случаях механизм эмпатии просто не был достаточно развит в раннем детстве. Если окружение ребенка не было эмпатичным, он не может научиться эмпатии. Здесь особенно важен возраст до полутора лет.

Эмпатия чрезмерна, граница размывается, возникает симбиотическая связь

Чужие чувства, боль воспринимаются как свои собственные. Это так называемый «контакт без границ», в котором легко себя потерять. Чаще всего такой тип контакта является следствием фиксации в оральном симбиотическом периоде, когда ребенок и мать представляют собой словно бы единое целое.

Зависимые личности чаще развиваются по пути недостаточности эмпатии; созависимые личности – по пути чрезмерной эмпатии

Важно нормализовать механизм эмпатии, прийти к балансу между чувствованием другого человека и настроенностью на себя

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]