Эмоциональное состояние в психологии. Что это, определение, примеры


В психологии долгое время не уделялось достаточного внимания изучению природы эмоциональных состояний, их видов, свойств и механизмов проявления. Исследование данного нейрофизиологического феномена началось в 50-60 годы 20 века.

Первым, кто уделил должное внимание изучению эмоциональных состояний личности, стал советский ученый Н.Д. Левитов, который относил их к проявлению общих психических состояний человека. Это дало толчок к дальнейшему развитию психологических исследований, посвященных эмоциональной сфере.

Определение

Эмоциональное состояние в психологии — это отдельный психофизиологический процесс, который оказывает непосредственное влияние на поведение человека, мотивацию к совершению тех или иных действий, регулирует скорость мышления, восприятия объектов окружающей среды.

Формирование определенного эмоционального состояния тесно связано с ситуацией, в которой находится человек, а также событиями, происходящими в его жизни.

В научном мире существует огромное количество взглядов на природу возникновения эмоциональных состояний. В настоящее время не существует единого общепринятого определения, которое характеризует данное состояние человеческой психики.

Психологи, которые занимались изучением психоэмоциональной составляющей личности, высказывают свои собственные теории происхождения эмоциональных состояний.

Теория психолога А.Н. Леонтьева

Психолог А.Н. Леонтьев связывает возникновение эмоциональных состояний человека с тем, какие жизненные условия и прочие факторы воздействуют на личность в процессе выполнения тех или иных действий.

Во время проявления базовых эмоций в виде страха, робости, чувства радости, недовольства, происходит развитие эмоциональных процессов, которые в конечном итоге приобретают форму определенного состояния.

На данном этапе возникает изменение двигательной активности, повышается функциональная активность желез внутренней секреции, отвечающих за синтез дополнительного количества гормональных веществ.

Согласно теории психолога А. Н. Леонтьева, во время формирования эмоционального состояния человек теряет прямую инстинктивную природу своих эмоций, так как они дифференцируются, приобретают многообразные виды и сложнообусловленный характер.

По мнению данного ученого в жизни людей преобладают высшие эмоциональные состояния, подвергающиеся воздействию социальных, эстетических и интеллектуальных аспектов.

В определении А. Н. Леонтьева указано, что природа происхождения эмоционального состояния и процесса его формирования имеет двойственный характер, включая в себя физиологическую и психическую составляющую.

Теория психолога П.В. Симонова

Психолог П.В. Симонов развивал свою собственную теорию информационной природы эмоций и состояний, которые связаны с их проявлением. Мнение данного ученого базируется на том, что эмоциональное состояние человека формируется на основе эмоций, которые фактически являются отражением его индивидуальной потребности, а также потенциальных возможностей их удовлетворения.

При этом в каждом конкретном случае центры головного мозга проводят оценку сложившейся ситуации, используя информацию об индивидуальном и генетическом опыте.

Теория К.Э. Изард

Американский психолог К.Э. Изард не разделяет эмоции и состояния психики, которые формируются на основе их проявления. Данный ученый считает, что эмоциональные процессы и состояния тесно связаны с сознанием человека, а также переживаниями, которые возникают в той или иной ситуации.

Определяя природу происхождения эмоциональных состояний К.Э. Изард смещает акценты на мотивирующий аспект человеческой личности, в процессе реализации которого задействованы восприятие происходящего в окружающей среде, мышление, а также выполнение конкретных действий.

Эмоциональный стресс

Это особый вид состояния. Он характерен ярко выраженными психоэмоциональными переживаниями различных конфликтных ситуаций, несущих в себе длительное ограничение удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Эмоциональные стрессы имеют в основном социальное происхождение. Причем их проявление учащается с развитием научно-технического прогресса. На человеке сказывается ускоренный темп жизни, информационные перегрузки, экологические проблемы и все нарастающая урбанизация. Стоит иметь в виду, что эмоциональный стресс негативно влияет на организм, вызывая в нем различные патологические изменения.

Классификация

Эмоциональное состояние (в психологии это отражается тесной связью между эмоциями, чувствами и дальнейшими действиями человека, которые их испытывает) — душевное волнение, возникающее под воздействием внешних и внутренних факторов, которые являются не постоянными.

После изменения основополагающих обстоятельств данное состояние человека меняется, что влечет за собой изменение мотивировочной части дальнейших действий. В таблице ниже описаны классификационные виды эмоциональных состояний человека.

Вид Характеристика психофизиологического процесса
НастроениеНастроение — это особый вид эмоционального состояния, которое влияет на мыслительный процесс, мотивировочную часть поведения и действий, проявляющихся в той или иной ситуации. Возникновение данного психоэмоционального состояния тесно связано с событиями в жизни человека, его здоровьем, временем года, кругом общения. Большинство психологов считает, что настроение относится к числу одних из наиболее слабых эмоциональных состояний, которое легко меняется под воздействием факторов окружающей среды. Данный вид психоэмоционального состояния может быть насыщен положительными или отрицательными эмоциями, чувствами, наличие которых является неотъемлемой составляющей настроения.
АффектАффект — это одно из наиболее динамично развивающихся эмоциональных состояний, которое возникает по типу одновременной реализации взрыва эмоций. Данный вид психоэмоционального состояния возникает внезапно, динамично развивается, но также очень быстро меняется. Основным характеризующим признаком аффекта является то, что в подобной ситуации сознание человека теряет контроль над действиями и процессом принятия решения. Этот вид эмоционального состояния может быть положительным, либо же несет в себе негативные последствия для самого человека, находящегося под его воздействием. Аффект становится причиной провалов в памяти, отсутствия воспоминаний о целом ряде происходящих событий.
ФрустрацияФрустрация — это сложное эмоциональное состояние человека, которое возникает по причине сильного психологического и физического напряжения. Основным фактором раздражителем выступает то или иное препятствие, из-за воздействия которого человек не может достичь поставленных целей и задач. Нарастающий эмоциональный порыв в виде недовольства и сильного негодования превышает границы терпения. Психоэмоциональное состояние фрустрации характеризуется наличием выраженного раздражения, гнева, разочарования в происходящих событиях. Изменение этого эмоционального состояния возможно только в том случае, если человек сможет преодолеть условное препятствие, найдет другие пути достижения поставленных целей, либо же перенаправит свое внимание на другие объекты окружающей среды.
СтрастьСтрасть — это сильное, продолжительное и устойчивое эмоциональное состояние человека, которое вызывает максимальную концентрацию мыслительного процесса, а также перенаправляет все энергетические резервы организма для достижения поставленных целей. Данный вид психоэмоционального состояния может иметь краткосрочный характер, либо же сопровождает человека на протяжении всей жизни. Например, короткий порыв страсти, который реализуется во время признания в любовных чувствах к близкому человеку. Длящийся тип этого эмоционального состояния свойственен людям, которые одержимы маниакальными идеями, имеют пагубные зависимости, различного рода мании.
СтрессСтресс — это особое эмоциональное состояние человека, которое является защитной реакцией организма на воздействие агрессивных факторов окружающей среды. Выделяют несколько подвидов этого психоэмоционального состояния, в котором хотя бы 1 раз, но оказывался каждый взрослый человек. В первом случае возможно возникновение стресса, когда происходящие события и возникающие факторы, оказывают положительное влияние на дальнейшее развитие личности, способствуя ее адаптации к радикально новым условиям и стандартам жизни. Дистресс действует прямо противоположно, препятствуя дальнейшей деятельности человека, отрицательно влияет на функции нервной системы, провоцирует развитие тяжелых заболеваний. Длительное нахождение в данном эмоциональном состоянии способно приводить к появлению хронического чувства тревоги, нарушениям процесса сна и засыпания, возникновению продолжительных депрессий.


Эмоциональное состояние в психологии
Эмоциональное состояние (в психологии этот термин является синонимом определений «эмоциональный процесс, феномен») – особый способ проявления чувств, который зависит от стечения множества факторов. Поэтому не исключается, что положительное настроение человека может резко поменяться под воздействием стрессовой ситуации, сопровождаться страстью или перейти на стадию аффекта.

Эмоциональные состояния подростков

У детей с 13-14 лет возникает особая черта. Она характеризуется интенсивностью и остротой эмоциональных состояний. Подросток способен длительное время буквально купаться в собственном горе, чувстве вины или гневе. У детей этого возраста появляется повышенная потребность в ощущениях. Причем все переживаемые чувства должны быть не только сильными, но и новыми. Нередко это выражается в любви к громкой музыке или приводит к первому знакомству с наркотическими средствами.

То или иное эмоциональное состояние подростков характеризуется легкостью появления. Однако в процессе становления личности более сложными и многозначными становятся ее связи с окружающим миром. С все возрастающим уровнем организации человека повышается его эмоциональная чувствительность. И круг тех факторов, которые вызывали у подростка чувство возбуждения, с возрастом отнюдь не сужается, а, напротив, расширяется.

Характеристики и свойства

Каждый вид психоэмоционального состояния имеет основные свойства, которые непосредственно связаны с тем, какие чувства человек переживает в той или иной ситуации, а именно:

  • эмоциональная окраска, которая придает неповторимость переживанию хороших или плохих жизненных событий, определяет дальнейшее формирование настроения, мотивирует к выполнению конкретных действий;
  • интенсивность проявляемых эмоций, а также их количественный показатель, возникающий в течение короткого промежутка времени;
  • длительность, которая характеризуется наличием продолжительного или короткого психоэмоционального состояния определенного вида.

По своему проявлению свойства эмоциональных состояний человека могут быть более или менее выраженными, что зависит от конкретных условий и влияния факторов окружающей среды, в которой находится человек.

Самочувствие

Эмоциональные состояния личности находятся в прямой зависимости от характера ее психической деятельности. При этом существует и обратная связь. Человек, находящийся в хорошем состоянии, способен активизировать свою познавательную и волевую деятельность.

Однако эмоциональные состояния личности зависят не только от рода выполняемой ею деятельности. Они соразмерны самочувствию. И здесь также можно наблюдать обратную связь. Ведь даже больной, находящийся в очень тяжелом состоянии, во время душевного подъема способен ощутить себя абсолютно здоровым.

Функции и роль

Эмоциональное состояние (в психологии это определение предусматривает обязательное наличие чувств и душевного волнения) — неотъемлемая составляющая жизненного процесса, которая выполняет целый комплекс необходимых функций.

Адаптационная функция

Адаптационная функция эмоционального состояния проявляется в предоставлении возможности индивиду приспособиться к новым обстоятельствам и условиям окружающей среды.

При этом в организме запускаются защитные механизмы, позволяющие человеку пережить данный период жизни, сохранив физическое и психическое здоровье. Например, максимально быстро обустроить свой быт после переезда на новое место жительства, начать профессиональную или учебную деятельность.

Коммуникативная функция

Реализация коммуникативной функции происходит путем общения человека с окружающими его людьми. Используя дар речи, индивид получает возможность выразить свое эмоциональное состояние, рассказав о наличии положительных или негативных чувств.

Отличительной особенностью коммуникативной функции является то, что она является двухсторонней. В процессе своей жизнедеятельности человек постоянно сталкивается с ситуациями, когда на качество его психоэмоционального состояния влияет коммуникация с окружающими людьми.

Отражательная функция

Отражательная функция эмоционального состояния характеризуется тем, что за счет совокупности душевных переживаний и объема окружающей информации человек получает обобщенную оценку об определенных событиях, людях, а также их текущей деятельности.

Побудительная функция

Побудительная функция психоэмоционального состояния определяет направление и мотивацию действий одного человека или группы людей, которые способны привести к достижению общей цели. Без наличия данной функции невозможно преодоление препятствий, дальнейшее прогрессирование в личностном развитии.

Предпочтительная

Реализация предпочтительной функции происходит в тех ситуациях, когда у человека возникает конфликт нескольких мотивов к выполнению определенных действий, среди которых необходимо выбрать наиболее выгодный вариант.

Регулятивная

Регулятивная функция эмоционального состояния обеспечивает контроль и лабильность возникающих взаимоотношений между индивидом и окружающими его людьми.

На процесс реализации данного механизма влияет уровень общественной культуры, моральные нормы и нравы, свойственные для конкретного общества или местности проживания человека.

Исследования

Согласно исследованиям некоторых психологов переживание и эмоции относятся к различным классам психических явлений. Как же можно представить рассматриваемый процесс без включения эмоций? Эксперименты показывают, что часто чувствование протекает без эмоциональной сферы, что связано с действиями психологических защит.

К примеру, можно встретить случаи, когда человек на празднике веселится, улыбается, а в глубине его души протекают антивитальные переживания (размышления о бессмысленности собственной жизни). Люди очень удивляются, когда узнают о попытке суицида такого человека на следующий день. Уход от мучительных эмоций происходит с использованием психологических защит, они приводят к уходу от реальности. Надо отметить, что антивитальные переживания не всегда обладают суицидальной направленностью, часто это размышления о бессмысленности жизни.

Снятие психологических защит приводит к сильным изменениям индивида, они сопровождаются эмоциональными, телесными, когнитивными процессами. На такой схеме основана практика психотерапии. Для развития клиента его освобождают от гнета защитных механизмов, за счет чего происходит его личностный рост. Видео: 10 фактов об эмоциональных переживаниях

Формы проявлений

Эмоциональное состояние (в психологии это понятие означает наличие определенных переживаний, которые возникают под воздействием положительных и отрицательных факторов) — порыв чувств, которые могут меняться в зависимости от тех или иных жизненных обстоятельств. Выделяют 9 основных форм проявления эмоциональных состояний.

Интерес

Интерес, как одна из форм проявления эмоционального состояния человека, является механизмом реализации познавательной потребности, которая обеспечивает полноценное развитие личности. В данном случае происходит возбуждение нейронов головного мозга.

Проявление эмоционального состояния в форме интереса обусловлено обязательным наличием нового объекта, вызывающего желание к его изучению. Аналогичная психоэмоциональная реакция возникает после резкого изменения условий окружающей среды. Например, переезд на новое место жительства, путешествие.

Удивление

Проявление эмоционального состояния в форме удивления может возникнуть под воздействием отрицательных или положительных переживаний. Обязательным условием является наличие внезапного события, наступление которого не ожидалось и не предполагалось самим человеком, либо же его ближайшим окружением.

Радость

Форма проявления эмоционального состояния в виде радости возможна только под влиянием положительных факторов и событий. В данном случае человек одновременно чувствует удовлетворенность своих потребностей, уверенность в себе, ощущает свою значимость. Проявление радости носит краткосрочный характер, так как длительное выражение положительных эмоций является стрессом для нервной системы.

Страдания

Страдания всегда насыщены большим количеством негативных переживаний. Данная форма проявления эмоционального состояния играет важную роль в мотивировании человека к дальнейшим действиям по изменению своего образа жизни, достижению целей, которые в конечном итоге приведут к радости, удовлетворению, ощущению счастья.

Пренебрежение

Пренебрежение тесно связано с выражением чувства личного преимущества.

Данная форма проявления эмоционального состояния становится основой для выражения других негативных эмоций, большая часть из которых приводит к конфликтам и разрушению социальных связей.

Враждебность

Проявление эмоционального состояния в форме враждебности возможно только при условии одновременной комбинации чувства гнева, пренебрежения и отвращения к определенному объекту. В данном случае не исключается возникновение агрессии, которая выражается в физическом и словесном воздействии.

Страх

Эмоциональное состояние, проявляющееся в форме страха, возникает после того, как мозг получает информацию о потенциальной опасности. Это может быть реальная угроза жизни или воображаемая ситуация, которая моделируется в сознании на основании ранее пережитых эмоций. Например, страх перед походом к стоматологу, боязнь темноты, плавания на большой глубине.

Тревога

Тревога является той формой проявления эмоционального состояния, которая оказывает непосредственное влияние на развитие неврозов. В данном случае нервная система человека находится в состоянии постоянного возбуждения и стимуляции одним, либо же целым рядом негативных факторов. Это может быть сопутствующее чувство стыда, обиды, гнева, интереса.

Стыд

Ощущение стыда формируется из комплекса отрицательных эмоций, которые возникают под влиянием негативных событий. Данная форма проявления эмоционального состояния возникает на почве несоответствия поступков, внешности и мнения субъекта по отношению к ожиданиям большинства окружающих.

Довольно часто чувство стыда провоцирует сильное душевное волнение, которое приводит к продолжительным страданиям и состоянию депрессии.

Блок 2. Эмоции в психологии. Структура переживаний.

Сейчас мы с Вами рассмотрим составляющие эмоциональных переживаний на примере с секретаршей.

2.1. Субъективное эмоциональное переживание.

Секретарша разливает минеральную воду руководителям двух компаний перед предстоящими переговорами. И в этот момент, возможно, она волнуется. Настроение у нее не самое лучшее. Секретарша испытывает беспокойство при автобиографических воспоминаниях. Возможно она переживает конфликт с коллегой накануне и поэтому находится в контексте «там и тогда» вместо того, чтобы быть «здесь и сейчас». Такое состояние является легким трансом.

2.2. Совокупная реакция организма.

В связи с воспоминаниями у секретарши увеличивается частота сердечных сокращений, возникают небольшие задержки дыхания. Она в состоянии легкого стресса. Этому сопутствует повышенный тонус мышц плечевого пояса. В результате рука у секретарши «дрогнула», и вода оказывается не внутри стакана, а на столе переговоров, где разложены документы.

2.3. Внутренний монолог, сопровождающий эмоцию.

У секретарши моментально происходит смена внутреннего монолога. Она говорит себе примерно следующее: «Какая я растяпа, что же теперь будет, как это неловко перед гостем и своим боссом.»

2.4. Двигательные реакции на лице, теле.

У секретарши можно наблюдать сенсомоторные реакции, брови поднимаются вверх, губы «скривились», она побледнела, зрачки сузились. Общий мышечный тонус увеличился. Возникает моментальная телесная реакция на стресс.

2.5. Генерализованная эмоциональная реакция.

Секретарша испытывает коктейль из смешанных переживаний: стыд, страх, гнев на себя.

2.6. Штампованные действия, сопровождающие эту эмоциональную реакцию.

Секретарша начинает извиняться «угнетенным» голосом, старается сгладить ситуацию. Ищет салфетки и пытается просушить лужицу воды на столе.

Все эти составляющие проявляются практически одновременно. Каждая из них не является самостоятельной, и они оказывают воздействие друг на друга. Переживая сильную эмоцию, в теле человека запускаются процессы соответствия данному переживанию. Организм становится готов к деятельности. Затем эмоция затухает и тело человека возвращается в обычное состояние.

Все психические процессы покрыты «изоляцией» эмоциональных переживаний.

Методы управления

Существует 3 наиболее надежных и проверенных методик, с помощью которых можно осуществлять эффективный контроль эмоциональных состояний.

Психоэмоциональная регуляция

Данный метод контроля над эмоциональным состоянием предусматривает активацию воспоминаний о хороших или плохих событиях, которые были пережиты ранее. Например, для подавления чувства гнева, раздражения, ярости, достаточно подумать о жизненной ситуации, в которой присутствовало избыточное количество положительных эмоций, ощущение счастья, радости.

Регуляция умственного процесса

Этот способ управления эмоциональными состояниями является более сложным, так как требует осуществления контроля над мыслительным процессом и сознанием.

Реализация данного метода проводится следующим образом:

  • необходимо отвлечь свои мысли от негативных событий, которые происходят в окружающей среде;
  • переключить внимание на другие объекты и предметы, не вызывающие негативных эмоций;
  • из каждой ситуации следует выбирать только ту эмоциональную составляющую, которая не вызывает состояние стресса;
  • всегда придерживаться принципа позитивной интерпретации любого события;
  • придавать сложившейся ситуации несущественное значение, как будто она не оказывает никакого влияния на жизненные процессы.

Рекомендуется всегда перенаправлять негативные эмоциональные порывы в различные сферы жизни, профессиональной деятельности.

Телесная регуляция

Данный вид контроля над эмоциональным состоянием предусматривает выполнение отвлекающих действий, которые не позволяют сосредоточиться на возникших чувствах и душевном волнении.

Например, счет бусин, расположенных на ручных четках. В этом случае происходит тактильный контакт пальцев, который создает эффект отвлечения. В тот же момент из-за постоянного подсчета происходит рассеивание внимания.

Эмоциональное состояние — это совокупность чувств, ощущений, душевных волнений, которые испытываются на протяжении длительного или короткого периода времени. В психологии изучением психоэмоциональных состояний человека занимались ученые П.В. Симонов, К.Э. Изард, А.Н. Леонтьев.

Изменение эмоционального состояния происходит под воздействием положительных или негативных факторов окружающей среды, а его формы проявления тесно связаны со всеми видами жизненных процессов. Психоэмоциональные состояния человека наполнены хорошими и плохими переживаниями, ситуациями, которые оказывают влияние на его личностное развитие, мотивацию к действиям.

Теория Ф.Е. Василюка

Василюк рассматривает процесс не как созерцание, а как деятельность. Устойчивые эмоциональные переживания возникают вследствие критической ситуации. В ходе этой ситуации человек может реализовать свои мотивы, ценности.

Согласно Василюку, переживание это не психическая функция, а самостоятельный процесс, деятельность. Оно ведет к восстановлению психологической возможности. Существует четыре типа критических ситуаций:

  • Фрустрация;
  • Стресс;
  • Конфликт;
  • Кризис.

Положительные события увеличивают способность человека, они реализуют одну жизненную необходимость, но нарушают реализацию других.

Итак, рассматриваемая тема в психологии еще требует дополнительных исследований и изучений. Жизнь наполняется смыслом через чувствование эмоций, этот психический процесс влияет на формирование личностных качеств.

Чем чувства отличаются от эмоций?

Близкими по значению, но всё-таки неидентичными являются понятия эмоции и чувства. В научной психологии эти термины определяют разные составляющие единого эмоционального фона.

Чувства — это состояния более глубокие, определяющие устойчивое отношение личности к окружающим событиям. Они часто бывают менее выраженными, имеют сглаженные проявления. Эмоции — реакция-всплеск на конкретную ситуацию, вызывает яркие проявления, зачастую рождается бессознательно. В психологии чувства — более осознанные проявления отношения к тому или иному объекту. Личность может испытывать всю гамму эмоций, но при этом не проявлять чувств, если для этого нет предпосылок. Например, не испытывать ненависть к врагу, если врага не существует. При этом проявлять гнев, если что-то послужило для этого поводом.

На чувства, присущие конкретному человеку, значительно влияет общество, окружающее пространство. Эмоции же — субъективная оценка, основанная на внутреннем понимании действительности и особенностях нервной системы.

Виды чувств

По сути, эту часть восприятия окружающего сложно классифицировать, так как она многогранна и разнообразна. Условно в психологии определены виды чувств:

  • нравственные;
  • интеллектуальные;
  • праксические;
  • эстетические.
КатегорияПодкатегорияПроявленияХарактеристика
НравственныеМоральныеГуманностьВзаимоотношения людей, отношение к собственному положению в обществе, определение приемлемого для себя поведения, рамок дозволенного.
Патриотизм
Чувство долга
Любовь
АморальныеЖестокость
Эгоизм
Ненависть
Жадность
ИнтеллектуальныеСпецифическиеВдохновениеОпределяют отношение к интеллектуальным потребностям.
Целеустремлённость
Жажда познания
Удовлетворение от новых знаний, открытий
НеспецифическиеЛюбопытство
Удивление
Юмор
Ирония
ПраксическиеВыбор деятельностиПрофессияОпределяют отношение к повседневным заботам, обязанностям, взаимосвязи с обществом.
Любимый досуг
Интересные занятия
ЭстетическиеУдовлетворение от созерцания, прикосновения, прослушиванияЛюбовь к природеОпределяют круг интересов, направленных на удовлетворение эстетических потребностей
Любовь к технике
Любимая музыка
Произведения искусства, зодчества, скульптуры

Бывают более сложные чувства, которые нельзя однозначно отнести к одному из видов. Так, например, любовь пробуждает личность стремиться к познанию, раскрытию эстетического потенциала, вдохновляет, определяет выбор деятельности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]