Компромисс в психологии. Что это, определение, примеры, плюсы, минусы


Часто людям не удается договориться и прийти к общему знаменателю в том или ином вопросе, что может порождать развитие недопонимания, конфликтов и разногласий. Такое поведение, когда двое или несколько человек не слышат друг друга и продолжают рьяно отстаивать свою точку зрения, носит деструктивный характер и, по мнению психологов, крайне неэффективно.

Для сохранения дружеских, семейных и рабочих отношений гораздо эффективнее, когда стороны не ругаются, а стремятся прийти к некому компромиссу – соглашению, которое будет более-менее устраивать всех участников спора. В ряде случаев это действие требует от сторон отказа от собственных амбиций и интересов, что бывает непросто сделать некоторым людям.

Понятие компромисса в психологии

«Компромисс» с латинского языка дословно переводится как «совместно обещают». За компромиссом всегда стоит столкновение интересов, конфликт.

Психологи называют компромиссом такое урегулирование спора, при котором сторонам удается прийти к некой, устраивающей каждую из них, позиции с обоюдным отказом от части предъявляемых требований. В результате разрешения возникших разногласий в ходе конфликта или спора партнеры, участвующие в переговорах, меняют своё мнение, и каждый из них принимает новую общую позицию, которая устраивает обе стороны.

Целью компромисса является выведение в ходе диалога некого общего знаменателя, который устраивал бы противоборствующие стороны. Нахождение таких точек соприкосновения, или по-другому компромисса, является самым разумным способом уравновесить конфликтующие интересы. В основе компромиссного подхода лежит принцип уважения к иным противоположным мнениям, который в глобальном смысле является частью демократического подхода управления обществом.

В психологии нахождение компромисса оценивается положительно, так как при принятии общего решения сторонам удается договориться и не уходить в неразрешимые деструктивные конфликты, где никто не слышит друг друга и не собирается уступать. Выведение же какого-то подходящего для всех решения не разрушает отношения, не выматывает эмоционально участников спора и не тормозит их развитие.

Сотрудничество

Сотрудничество, как и конфронтация, нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Это возможно при условии своевременной и точной диагностики проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения как внешних проявлений, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей для всех цели.
Этот стиль используется теми, кто воспринимает конфликт как нормальное явление социальной жизни, как потребность решить ту или иную проблему без нанесения ущерба какой-либо стороне. В конфликтных ситуациях возможность сотрудничества появляется в тех случаях, когда:

  • проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон, каждая из которых не намерена уклоняться от ее совместного решения;
  • конфликтующие стороны имеют примерно равный ранг или вовсе не обращают внимания на разницу в своих положениях;
  • каждая сторона желает добровольно и на равноправной основе обсудить спорные вопросы с тем, чтобы в конечном счете прийти к полному согласию относительно взаимовыгодного решения значимой для всех проблемы;
  • стороны, вовлеченные в конфликт, поступают как партнеры и доверяют друг другу, считаются с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонентов.

Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях. Но такой путь продвижения к положительному исходу конфликта по-своему тернист. Он требует времени, терпения, мудрости, дружеского расположения, умения выразить и аргументировать свою позицию, внимательного выслушивания оппонентов, объясняющих свои интересы, выработки альтернатив и согласованного выбора из них в ходе переговоров взаимоприемлемого решения.

Что такое компромисс в конфликте и при принятии решения?

Компромисс в психологии – это решение, для принятия которого противоборствующим сторонам следует сделать навстречу друг другу некоторые шаги и понять, какой результат будет взаимовыгоден и устроит каждую из них.


Компромисс в психологии

Нахождение такого общего знаменателя требует от участников конфликта частичного либо полного отказа от амбиций и интересов, что бывает очень сложно сделать в одностороннем порядке. По этой причине о компромиссе говорят только в том случае, если каждая из сторон идет на уступки и принимает взаимовыгодные условия.

Сегодня большинство цивилизованных людей не испытывают потребности решать вопросы и отстаивать свою позицию на кулаках, осыпая оппонента оскорблениями и ругательствами. В современном мире люди понимают, что проще, быстрее и эффективнее договариваться между собой, чем враждовать, ведь с противоположной стороной всегда можно обсудить все вопросы и без физического насилия.

Спокойный компромиссный подход к принятию решений и разрешению разногласий помогает выиграть как в мелком индивидуальном споре, так и в более глобальных вопросах на государственном и мировом уровне. Практика навязывания, в том числе физическая, воли одной стороны другой крайне неэффективна, и ведет к возникновению затяжных конфликтов и стагнаций, как в межличностных повседневных отношениях, так и в рамках урегулирования государственных и межгосударственных вопросов.

Формула успеха

Поиски компромисса увенчаются успехом только в случае соблюдения сторонами двух основных правил:

  1. В процессе общения оппоненты должны не только внимательно слушать друг друга, но и вникать в суть изложенного. Не поняв собеседника, человек вряд ли сможет адекватно прореагировать на его высказывания и, соответственно, принять верное решение.


    Невыполнение данного условия влечет за собой отсутствие взаимопонимания между сторонами и, как следствие, невозможность достигнуть договоренности.

  2. Обе стороны обязательно должны иметь желание достигнуть соглашения на взаимовыгодных условиях. Один из главных признаков компромисса заключается в уступках со стороны обоих оппонентов. Если же на уступки пойдет один оппонент, назвать ситуацию разрешенной будет нельзя.

Пригодится ли навык по жизни и где?

Некоторые люди считают, что принятие компромиссных решений является проявлением слабости, однако это в корне неверно. Компромиссы необходимы и очень полезны и демонстрируют не слабость оппонентов, а умение слушать и слышать друг друга. В этом случае концепция взаимных уступок ради погашения конфликтной ситуации демонстрирует большую эффективность, чем упрямое отстаивание позиции и нежелание жертвовать амбициями и убеждениями.

Умение приходить к общему решению пригодится индивиду везде – в рабочей, семейной, бытовой и общественной жизни, так как поможет ему выстраивать гармоничные отношения с окружением и не растрачивать свои энергетические ресурсы на скандалы и склоки.

Этнонациональный конфликт

Это противоречия между странами и народами. К причинам таких конфликтов относится:

  • территориальные споры;
  • культурные, исторические, экономические и социальные разногласия;
  • конкуренция при разделении труда;
  • борьба за ресурсы.

Этнонациональные конфликты развиваются дольше других. Для них характерен латентный период (выдвижение требований), этап проявления (санкции, начало действий), активный период (атаки, удары) и, собственно, результат (последствия).

Как правило, решаются такие конфликты сначала силой, потом поиском компромисса и сотрудничеством. Это вопросы политики, потому я не хочу подробнее залезать в эти дебри. Давайте лучше о чем-то более бытовом и менее масштабном поговорим.

Плюсы и минусы

Компромисс в психологии – это соглашение между людьми или группой лиц, к которому они приходят благодаря взаимным уступкам.

Выгода при выборе компромиссов при разрешении спорных ситуаций очевидна, так как подобное урегулирование вопросов позволяет:

  • сохранить взаимоотношения;
  • избежать взаимных оскорблений, упреков, применения грубой физической силы;
  • получить уникальный опыт ведения переговоров;
  • зачастую полностью разрешить возникший спор;
  • найти решение, которое будет привлекательно для всех сторон.

Несмотря на преимущества мирного компромиссного урегулирования разногласий, такой подход все же имеет некоторые минусы.

К ним относят:

  • неполное удовлетворение от полученного результата;
  • зачастую конфликт может обостряться вновь;
  • сторонам приходится поступаться своими амбициями и принципами, возможно гордостью;
  • не все люди умеют договариваться и принимать взвешенные решения.

Электронная библиотека

Менеджмент организации / Основы менеджмента / 10. КОНФЛИКТЫ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 512 с.

Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Однако общепринятой теории конфликтов, объ­ясняющей их природу, влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам воз­никновения, функционирования конфликтов, управления ими.

Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуа­ции. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угро­зу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участни­ков взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.

Таким образом, конфликтная ситуация

— это противоречивые по­зиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противополож­ным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.

Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объек­тивные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо ме­лочи: неудачно сказанного слова, мнения, т.е. инцидента — и конф­ликт может начаться.

Инцидент

(повод) — активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет (пусть даже неумышленно) интересы другой сто­роны.

Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную си­туацию необходимы:

• значимость ситуации для участников конфликтного взаимо­действия;

• наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность);

• превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.

В конфликтной ситуации уже проявляются возможные участни­ки будущего конфликта — субъекты или оппоненты, а также пред­мет спора или объект конфликта.

Субъектами конфликта

являются участники конфликтного взаи­модействия, в качестве которых могут выступать отдельные лично­сти, группы, организации.

Объектом конфликта

становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение чего одним из участников полностью или ча­стично лишает другую сторону возможности добиться своих целей.

Конфликтная ситуация — состояние достаточно подвижное, не­устойчивое, легко может измениться при изменении любого из составляющих элементов: взглядов оппонентов, отношений объ­ект — оппонент, при подмене объекта конфликта, появлении усло­вий, затрудняющих или исключающих взаимодействие оппонентов, отказе одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия и др.

При взаимодействии субъектов на поведение каждого из них ока­зывает влияние формальный, а иногда и неформальный, статус оппонентов, их ранг

, т.е. уровень власти, которым реально они рас­полагают.

Конфликтная ситуация — это условие возникновения конфлик­та. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику необ­ходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

Конфликт

— борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

В данном определении четко и ясно указаны цели конфликтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппо­нента, причем действия перечисляются в порядке нарастания их силы.

Конфликт

— столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.

В этом определении акцент сделан на предмет столкновения в ви­де противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным.

Несколько позднее было предложено такое представление конф­ликта:

КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ

Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта:

• наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфлик­тной;

• неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не мо­жет быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;

• желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.

Для того чтобы легче ориентироваться в многообразии конфликтов и иметь возможность выбрать адекватный метод воздействия, диагностики и управления, проведем их классификацию. На рис. 10.1 представлена классифи­кация конфликтов в зависимости от ряда факторов: способа их раз­решения, природы возникновения, последствий для участников, сте­пени выраженности, количества участников.

Антагонистические

конфликты представляют способы разреше­ния противоречия в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфлик­те. Эта одна сторона и выигрывает: война до победы, полное пора­жение противника в споре.

Компромиссные

конфликты допускают несколько вариантов их разрешения за счет взаимного изменения целей участников конф­ликта, сроков, условий взаимодействия.

Социальные

конфликты представляют собой высшую стадию раз­вития противоречия в системе отношений людей, социальных групп, институтов. Они характеризуются усилением противоположных тен­денций и интересов социальных общностей, коллективов, индиви­дов. Такие конфликты предполагают наличие значительного проме­жутка во времени между объективными причинами, породившими эти конфликты, от самих конфликтов и их последствий.

Особенностью организационных

конфликтов является то, что они являются следствием организационного регламентирования деятель­ности личности: применения должностных инструкций, внедрения формальных структур управления организацией и др.

Эмоциональные

или личностные конфликты характеризуются тем, что неудовлетворение интересов отдельной личности сразу же при­водит к ее столкновению с окружающими. Эти конфликты, как пра­вило, вызываются чувствами зависти, враждебности, антипатии и яв­ляются быстрой реакцией индивида на ущемление его интересов. Происходит совмещение (замещение) препятствия к достижению це­лей и личности, которая, по мнению индивида, мешает ему этой цели достичь.

Рис. 10.1. Виды конфликтов

Характерной чертой вертикальных

и
горизонтальных
конфликтов является объем власти. Вертикальные — предпола­гают распределение власти по вертикали сверху вниз, что и опреде­ляет разные стартовые условия у участников конфликта: начальник — подчиненный, вышестоящая организация — предприятие, малое предприятие — учредитель. При горизонтальных конфликтах пред­полагается взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов: руководители одного уров­ня, специалисты между собой, поставщики — потребители.

Открытые

конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуа­ции и уровню участников конфликта: международными (при меж­государственных столкновениях), правовыми, социальными, этиче­скими.

При скрытом

конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом исполь­зуются косвенные способы воздействия. Это происходит при усло­вии, что один из участников конфликтного взаимодействия опаса­ется другого, либо у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.

Внутриличностные

конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направлен­ных мотивов, потребностей, интересов. Это конфликты выбора «из двух зол меньшего».

Межгрупповые
и межличностные
конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или групп между собой.

Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой гра­ницы между различными видами не существует, и на практике воз­никают конфликты: организационные вертикальные межличност­ные; горизонтальные открытые межгрупповые и т.д.

Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функ­ции, как позитивные, так и негативные. Основные функции конф­ликтов представлены в табл. 10.1.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их вос­приятие индивидами.

Таблица 10.1

Функции конфликтов

Позитивные Негативные
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
Получение новой информации об оппоненте Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом Представление о побежденных группах, как о

врагах

Стимулирование к изменениям и развитию Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
Снятие синдрома покорности у подчиненных После завершения конфликта — уменьшение сте­пени сотрудничества между частью сотрудников
Диагностика возможностей оппонентов Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрупненных групп:

• ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

• различия в целях, ценностях, методах поведения, уровне ква­лификации, образования;

• взаимозависимость заданий, неправильное распределение от­ветственности;

• плохие коммуникации.

Вместе с тем, объективные причины только тогда явятся причи­нами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые ин­тересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зре­лостью личности, допустимыми для нее формами поведения, при­нятыми в коллективе социальными нормами и правилами.

Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов.

Психологическая защита личности происходит бессознательно как система стабилизации личности для предохранения сферы со­знания индивида от отрицательных психологических воздействий. В результате конфликта данная система срабатывает непроизволь­но, помимо воли и желания человека. Необходимость в такой защите возникает при появлении мыслей и чувств, представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся «я-образу» индивида, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку индивида.

Существует несколько способов или методов определения при­чин конфликтного поведения. В качестве примера рассмотрим один из них — метод картографии

конфликта. Суть этого метода состо­ит в графическом отображении составляющих конфликта, в последо­вательном анализе поведения участников конфликтного взаимодей­ствия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту.

Работа состоит из нескольких этапов.

На первом

этапе проблема описывается в общих чертах. Если, на­пример, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не «тянет лямку» вместе со всеми, то проблему можно отобразить как «распределение нагрузки». Если конфликт возник из-за отсут­ствия доверия между личностью и группой, то проблему можно вы­разить как «общение». На данном этапе важно определить саму при­роду конфликта, и пока не важно, что это не полностью отражает суть проблемы. Об этом — позже. Не следует определять проблему в форме двоякого выбора противоположностей «да или нет», целесо­образно оставить возможность нахождения новых и оригинальных решений.

На втором

этапе выявляются главные участники конфликта. В список можно внести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному кон­фликту, их можно объединить вместе. Допускается также смесь груп­повых и личных категорий.

Третий

этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участ­ников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить моти­вы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки определяются их желаниями, по­требностями, мотивами, которые необходимо установить.

Графическое отображение потребностей и опасений (рис. 10.2) расширяет возможности и создает условия для более ши­рокого круга решений, возможных после окончания всего процесса картографии.

Термин «опасения» означает озабоченность, тревогу личности при невозможности реализовать какую-то из своих потребностей. В дан­ном случае не следует обсуждать с участниками конфликта, насколь­ко обоснованны их страхи и опасения, пока они не внесены в карту. Преимущество метода картогра­фии состоит в том, что имеется возможность высказывания в процессе составления карты и отражения иррациональных страхов на ней. Опасения могут включать следующие позиции: провал и уни­жение, боязнь оплошать, финансовый крах, возможность быть отвергнутым, потерю контроля над ситуацией, одиночество, возможность быть подвергнутым критике или осуждению, потерю ра­боты, низкую заработную плату, боязнь, что им (участником конфликта) будут командовать, что все придется начинать сначала. Используя понятие «опасение», можно выявить мотивы, не на­зываемые вслух участниками конфликта.

Рис. 10.2. Карта конфликта

В результате составления карты проясняются точки совпадения интересов конфликтующих сторон, более ясно проявляются страхи и опасения каждой из сторон, определяются возможные пути выхо­да из создавшейся ситуации.

Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, считают, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп. Сло­жившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубежде­ния могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает реше­ния. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управ­ления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный ко­митет, стачком, милиция, суд.

Решение конфликта

представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей уча­стников конфликта.

Управление конфликтами

— это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупненно их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

· внутриличностные, т.е.

методы воздействия на отдельную лич­ность;

· структурные, т.е. методы по устранению организационных кон­фликтов;

· межличностные методы или стили поведения в конфликте;

· переговоры;

· ответные агрессивные действия, эту группу методов приме­няют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех пре­дыдущих групп.

Внутриличностные методы

заключаются в умении правильно ор­ганизовать свое собственное поведение, высказать свою точку зре­ния, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Не­которые авторы предлагают использовать способ «я-выска-зывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определен­ному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.

Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не пре­вращая другого в своего врага. «Я-высказывание» может быть по­лезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда че­ловек рассержен, раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует навыков и практики, но это бывает оправданным в дальнейшем.

«Я-высказывание» постро­ено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создав­шейся ситуации, выразить свои пожелания. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.

Событие.

Создавшаяся ситуация с учетом применяемого метода требует краткого объективного описания без использования субъ­ективных и эмоционально окрашенных выражений.

Реакция индивида.

Четкое высказывание, почему вас раздражают именно такие поступки окружающих, помогает им понять вас, а когда вы говорите от «я», не нападая на них, то такая реакция может под­толкнуть окружающих на изменение своего поведения. Реакция мо­жет быть эмоциональной: «я обижен на вас…», «я буду считать, что меня вы не понимаете…», «я решаю все делать сам…».

Предпочитаемый исход события.

Когда индивид высказывает свои пожелания об исходе конфликта, желательно предложить несколь­ко вариантов. Правильно составленное «я-высказывание», в кото­ром пожелания индивида не сводятся к тому, чтобы партнер сделал только выгодное для него, подразумевает возможность открытия но­вых вариантов решений.

Структурные методы –

это методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильно­го распределения полномочий, организации труда, принятой систе­мы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механиз­мы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграж­дения.

Разъяснение требований к работе

является одним из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов. Каждый спе­циалист должен четко представлять, какие результаты от него требу­ются, в чем состоят его обязанности, ответственность, пределы пол­номочий, этапы работы. Метод реализуется в виде составления соответствующих должностных инструкций (описаний должности), распределения прав и ответственности по уровням управления.

Координационные механизмы

представляют собой использование структурных подразделений в организации, которые в случае необ­ходимости могут вмешаться и разрешить спорные вопросы между ними.

Общеорганизационные цели.

Данный метод предполагает разработ­ку или уточнение общеорганизационных целей с тем, чтобы усилия всех сотрудников были объединены и направлены на их достиже­ние.

Система вознаграждений.

Стимулирование может быть исполь­зовано как метод управления конфликтной ситуацией, при грамот­ном оказании влияния на поведение людей можно избежать конф­ликтов. Важно, чтобы система вознаграждения не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Например, если вознаграждать руководителей отделов сбыта только за увеличе­ние объема продаж, то это может привести к противоречию с наме­ченным уровнем получения прибыли. Руководители этих отделов мо­гут увеличить объемы сбыта, предлагая большие скидки и, тем самым, снижая уровень средней прибыли компании.

Межличностные методы.

При создании конфликтной ситуации или в начале развертывания самого конфликта его участникам необ­ходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.

К.Томас

и
Р.Килменн
выделили следующие пять основных сти­лей поведения в конфликтной ситуации:

• приспособление, уступчивость;

• уклонение;

• противоборство;

• сотрудничество;

• компромисс.

Основу классификации составляют два независимых параметра:

1) степень реализации собственных интересов, достижения своих це­лей,

2) уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.

Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса-Килменна, позволяющую проанализировать конкретный конфликт и выбрать рациональную форму поведения (рис. 10.3). Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти фор­мы поведения, но обычно имеется приоритетная форма. Рассмотрим подробнее эти стили поведения.

Рис. 10.3. Формы поведения в конфликте

Уклонение (избегание, уход).

Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей по­зиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухо­да от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если си­туация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для реше­ния конфликта в свою пользу.

Противоборство, конкуренция характеризуется

активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: власти, принуж­дения, других средств давления на оппонентов, использованием за­висимости других участников от него. Ситуация воспринимается ин­дивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам кон­фликта в случае их сопротивления.

Уступчивость, приспособление.

Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппо­нентом путем сглаживания разногласий за счет собственных инте­ресов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонен­та, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хоро­шие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные ин­тересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Сотрудничество

означает, что индивид активно участвует в пои­ске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует продолжитель­ной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интере­сов всех участников.

При компромиссе

действия участников направлены на поиски ре­шения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного ре­шения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют вза­имоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

Стили избежания и уступчивости

не предполагают активного ис­пользования конфронтации при решении конфликта. При
проти­воборстве и сотрудничестве
конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу пол­ностью. При
избежании и уступчивости
решение конфликта откла­дывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму.
Компро­мисс
может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаим­ных уступок, а полностью причины не устранены.

В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных, контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения реше­ния конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместе с тем, встает вопрос о цене победы и что представляет собой пораже­ние для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управле­нии конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось ба­зой формирования новых конфликтов и не привело бы к расширению зоны конфликтного взаимодействия.

Переговоры

представляют широкий аспект общения, охватыва­ющий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических при­емов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для кон­фликтующих сторон.

Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо вы­полнение определенных условий:

• существование взаимозависимости сторон, участвующих в кон­фликте;

• отсутствие значительного различия в возможностях (силе) субъ­ектов конфликта;

• соответствие стадии развития конфликта возможностям пере­говоров;

• участие в переговорах сторон, которые реально могут прини­мать решения в сложившейся ситуации.

Каждый конфликт в своем развитии проходит несколько этапов (табл. 10.2). На некоторых из них переговоры могут быть не при­няты, так как еще рано, а на других будет уже поздно их начинать и тогда возможны только ответные агрессивные действия.

Считается, что переговоры целесообразно вести только с теми си­лами, которые имеют власть в сложившейся ситуации и могут по­влиять на исход события. Можно выделить несколько групп, чьи ин­тересы затрагиваются в конфликте:

первичные

группы — затронуты их личные интересы, они сами уча­ствуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров;

вторичные

группы — затронуты их интересы, но эти силы не стре­мятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их дей­ствия скрыты до определенного времени. Могут существовать еще и третьи силы, также заинтересованные в конфликте, но еще более скрытые. Примером существования множества сил за внешним про­явлением одного конфликта является «югославский кризис».

Таблица 10.2

Возможность переговоров в зависимости от этапа развития конфликта

Этапы развития конфликта Возможности переговоров
Напряженность несогласие Переговоры проводить рано, еще не все составляющие конфликта определились
Соперничество, враждебность Переговоры рациональны
Агрессивность Переговоры с участием третьей стороны
Насилие, военные действия Переговоры невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия

Правильно организованные переговоры проходят последователь­но несколько стадий:

• подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров);

• предварительный выбор позиции (первоначальные заявления участников об их позиции в данных переговорах);

• поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба, установление реальной позиции оппонентов);

• завершение (выход из возникшего кризиса или переговорного тупика).

К четвертому этапу уже существует значительное количество различ­ных предложений и вариантов, но соглашение по ним еще не до­стигнуто. Несколько последних усту­пок, сделанных обеими сторонами, могут спасти дело. Но здесь важно для конфликтующих сторон четко помнить, какие уступки не влия­ют на достижение их основной цели (табл. 10.3), а какие сводят на нет всю предыдущую работу.

Таблица 10.3

Возможные цели и результаты участия в переговорах

Формулировка целей Возможные результаты
Отражают в максимальной степени наши интересы Наиболее желательные для нас результаты
Учитывают наши интересы Допустимые результаты
Практически не учитывают наши интересы Неприемлемые результаты
Ущемляют наши интересы Совершенно неприемлемые результаты

Общие рекомендации по решению

конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.

1) Признать существование конфликта,

т.е. признать наличие про­тивоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников.

2) Определить возможность переговоров.

После признания нали­чия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, ка­ких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.

3) Согласовать процедуру переговоров.

Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру веде­ния переговоров, время начала совместной деятельности.

4) Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.

Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет.

5) Разработать варианты решений.

Стороны при совместной ра­боте предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.

6) Принять согласованное решение.

После рассмотрения ряда воз­можных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее реше­ние представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, дого­воре о сотрудничестве и др. В особо сложных или ответственных слу­чаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.

1) Реализовать принятое решение на практике.

Если процесс со­вместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не ме­няется, то такое положение может явиться детонатором других, бо­лее сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненны­ми обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее .

Виды

Компромисс– это способность противоборствующих сторон пойти навстречу друг другу и найти устраивающее решение где-то посередине.

В психологии выделяют 2 вида компромисса:

  • положительный – его еще называют добровольный;
  • отрицательный – или по-другому вынужденный.

Положительный компромисс

Добровольный или положительный компромисс заключается сторонами без вмешательства третьих сил. В качестве примера можно привести ситуацию, когда 2 человека, которые давно не виделись, желают встретиться и, договариваясь на определенную дату, выясняют, что в это время у одной из сторон запланирован поход на концерт, билеты на который были приобретены заранее, а другая сторона не может прийти на встречу в другой день.

В этом случае стороны могут, обсудив ситуацию, договориться увидеться на самом концерте, после него либо же вообще отложить встречу на более удачное время, при этом никто не будет давить друг на друга и оппоненты совместно примут решение максимально удовлетворяющее их.

Отрицательный компромисс

Отрицательный компромисс рассматривается как вынужденный, так как в этом случае одна из сторон давит на другую при принятии решения. В этом случае соглашение скорее становится похоже на ультиматум, так как обычно один оппонент пытается воздействовать на другого нечестно, надавливая на жалость, уязвимые стороны, страхи.

Примером может служить ситуация, когда муж заставляет располневшую жену сбросить лишний вес, грозя, что уйдет от неё и разведется. Если в этой ситуации перепуганная женщина идет на поводу и начинает изнурять себя диетами, таблетками и непосильными физическими нагрузками, то такой компромисс отрицательно воздействует на её здоровье и вряд ли поможет сохранить действительно гармоничные семейные отношения.

Когда конфликт считается трудноразрешимым и неуправляемым

Конфликт считается трудноразрешимым, когда:

  • участники воспринимают его как борьбу;
  • участники считают интересы сторон взаимоисключающими;
  • у участников изначально расходятся ценности или интерпретация конфликта, от чего и возникают разногласия;
  • сторонами выступают социальные институты (например, семья и школа).

Конфликт считается неуправляемым, когда:

  • стороны настроены на поддержание конфликта;
  • конструктивное взаимодействие невозможно в силу эмоционального накала или особенностей участников;
  • возникший конфликт – часть обширного непринятия субъектами друг друга.

Что такое невыгодный компромисс

Компромисс в психологии – это способ культурного урегулирования проблем между различными представителями социума. Нередко компромисс перерастет в отношения, напоминающие ультимативные, когда одна из сторон полностью подавляет волю другой стороны. Однако в этом случае компромисс не может быть взаимовыгоден, так как его достижение не предполагает одновременный отказ от собственных интересов каждой из противоборствующих сторон.

В реальной жизни существует немало факторов, заставляющих человека идти на неравноправный компромисс и поступать вопреки своим желаниям и жизненным принципам.

Окружающие люди

Чаще всего тяжело достичь компромисса именно с близкими окружающими людьми, которые, владея информацией о жизни человека, знают, как и чем на него можно надавить, чтобы добиться желаемого. Такого рода компромиссы нередко встречаются в парах, где один из партнеров является деспотом, нарциссом или абьюзером и хорошо умеет манипулировать своей второй половиной.

Также при невыгодных компромиссах возможно использование людьми своего более высокого положения, как в семейной, так и в социальной жизни, что нередко наблюдается в конфликтах отцов и детей, подчиненных и начальников, когда сторона, занимающая более высокое положение или находящаяся в старшем возрасте, давит на оппонента своим авторитетом.

Например, молодой человек, заканчивающий школу, желает поступать учиться на учителя, однако родным не нравится его выбор, и они всячески пытаются воздействовать на него, говоря, что у них больше опыта, и они лучше знают, где можно больше заработать.

В итоге они своим авторитетом подавляют волю юноши, и он идет поступать, туда, куда хочет более опытная родня. В этой ситуации никак не учитываются интересы самого молодого человека, которому не нравится будущая профессия, но он вынужден идти на уступки, так как зависит от родителей и не желает их расстраивать.

Комплексы

Наличие комплексов у человека ведет к развитию чрезмерной жертвенности и резко увеличивает его шансы оказываться в невыгодных для него ситуациях при разрешении споров и конфликтов. Нехватка родительской любви в детстве (особенно материнской), отсутствие заботы и тепла, а также сложности в подростковом возрасте, ведут к тому, что у человека могут развиться различные комплексы, неуверенность в себе и чувство вины.

Такие личности зачастую не в состоянии отстаивать свои интересы, так как чувствуют себя никому не нужными и не заслуживающими счастья. При попадании в конфликтную ситуацию им проще принять все невыгодные условия, чем остаться виноватыми и, как им кажется, всеми брошенными.

Влияние большинства

Под давлением коллектива людям нередко приходится идти на невыгодные для них уступки из-за страха быть отвергнутыми и стать, что называется «белой вороной». Ситуация нередко может усугубляться наличием у индивида комплексов и при таком раскладе он никогда не пойдет против мнения большинства, даже если оно ему не нравиться и заставляет пренебрегать собственными высокими моральными принципами.

Например, в организациях нередко возникает такая ситуация, когда с новым сотрудником остальные члены коллектива разговаривают высокомерно и всячески стремятся указать ему, где его место. Такая «вводная» тактика может быть по нраву далеко не всем, но из-за боязни оказаться на одном месте с этим новым сотрудником человек не скажет об этом и никак не продемонстрирует свою возможную симпатию к новичку, а будет подражать большинству.

Уклонение (уход)

Уклонение (уход) как стиль поведения в конфликтах характеризуется явным отсутствием у вовлеченного в конфликтную ситуацию желания сотрудничать с кем-либо и приложить активные усилия для осуществления собственных интересов, равно как пойти навстречу оппонентам; стремлением выйти из конфликтного поля, уйти от конфликта.
Такой стиль поведения обычно выбирают в тех случаях, когда:

  • проблема, вызвавшая столкновение, не представляется субъекту конфликта существенной, предмет расхождения, по его мнению, мелочный, основан на вкусовых различиях, не заслуживает траты времени и сил;
  • обнаруживается возможность достичь собственных целей иным, неконфликтным путем;
  • столкновение происходит между равными или близкими по силе (рангу) субъектами, сознательно избегающими осложнений в своих взаимоотношениях;
  • участник конфликта чувствует свою неправоту или имеет оппонентом человека, обладающего более высоким рангом, напористой волевой энергией;
  • требуется отсрочить острое столкновение, чтобы выиграть время, более обстоятельно проанализировать сложившуюся ситуацию, собраться с силами, заручиться поддержкой сторонников;
  • желательно избежать дальнейших контактов с трудным по психическому состоянию человеком или крайне тенденциозным, чрезмерно пристрастным оппонентом, преднамеренно ищущим поводы для обострения отношений.

Уклонение бывает вполне оправданным в условиях межличностного конфликта, возникающего по причинам субъективного, эмоционального порядка. Этот стиль чаще всего используют реалисты по натуре. Люди такого склада, как правило, трезво оценивают преимущества и слабости позиции конфликтующих сторон. Даже будучи задетыми за живое, они остерегаются безоглядного ввязывания в «драку», не спешат принимать вызова на обострение столкновения, понимая, что нередко единственным средством выигрыша в межличностном споре оказывается уклонение от участия в нем.
Иное дело, если конфликт возник на объективной основе. В такой ситуации уклонение и нейтралитет могут оказаться неэффективными, поскольку спорная проблема сохраняет свое значение, причины, ее породившие, сами собой не отпадают, а еще более усугубляются.

Чем компромисс отличается от консенсуса?

Компромисс нередко путают с консенсусом, однако 2 этих понятия несколько отличаются. В переводе с латинского языка консенсус означает «единодушие» и обозначает такой способ разрешения конфликтных ситуаций и споров, при которых стороны не имеют принципиальных возражений по ключевым вопросам.

Типичный пример консенсуса — ситуация, когда семейство выбирает, куда отправится на отдых, на море, в горы или в экскурсионный тур, но при этом никто принципиально не настаивает ни на одной из позиций и после совместного обсуждения все соглашаются ехать на море.

Если же одному члену семьи (или нескольким) обязательно хочется съездить на экскурсию, а другому (другим) на море, то стороны могут достичь компромисса, договорившись совместить оба мероприятия.

Таким образом, о консенсусе говорят, когда решение принимается в результате единодушного согласия и у сторон не возникает принципиально разных взглядов на тот или иной вопрос. В случае же если оппоненты пошли на ряд взаимовыгодных уступок, то речь идет о заключении компромисса.

Профилактика конфликтов

Предотвращать всегда эффективнее, нежели устранять. Потому предлагают несколько методов по снижению напряженности ситуации:

  1. Согласие, или общее дело. Если очевидно, что, например, между детьми назревает конфликт, то нужно их объединить делом, удовлетворяющим интересы обоих. Будучи увлеченными, они найдут другие общие темы и научатся сотрудничать.
  2. Развитие эмпатии, способности сопереживать.
  3. Формирование уважительного отношения и понимания ценности каждой личности.
  4. Опора на достоинства оппонента. Важно акцентировать внимание на отличиях, но в положительном ключе. «Я умею творчески излагать материал – ты структурировано оформлять».
  5. Снятие психологического напряжения с помощью «поглаживаний» (праздники, презентации, совместный отдых).

Нужно самому проходить или организаторам проводить тренинги, мероприятия, курсы по общему развитию и укреплению межличностных отношений, повышению коммуникативных навыков.

Компромисс в психологии лидера сила или слабость?

Многие считают, что уступки и послабления при разрешении конфликтных ситуаций свидетельствуют о проявлении слабости и сильный человек, лидер, никогда не будет совершать подобных шагов при урегулировании споров и конфликтов. Однако это мнение ошибочно, так как грубая демонстрация силы и нежелание идти на переговоры свидетельствует не о силе, а о глупости и негибкости личности или какой-то социальной группы.

Принятие бескомпромиссных решений характерно для недемократических стилей управления – авторитаризма, тоталитаризма, для которых вообще не свойственно рассматривать иную позицию как имеющую право на существование.

Однако если посмотреть динамику развития демократических стран Европы и авторитарных режимов (северная Корея, некоторые бывшие страны СССР), то наглядно видно кто из них ушел дальше в своем развитии, а кто, подавляя инакомыслие и не желая искать компромиссы с обществом и оппозицией, долгие годы находится в стагнации.

Такую же аналогию можно провести и на бытовом уровне. Если мужчина-тиран не учитывает потребности интересы своей жены и детей, но зато при этом отстаивает и навязывает свое мнение по всем жизненно важным вопросам, то это ведет, в конечном счете, к краху семьи и свидетельствует не о силе личности, а о склонности к деспотизму.

С другой стороны умение принимать компромиссные решения вовсе не означает, что человек должен идти у оппонента во всем на поводу и со всем соглашаться. Задачей сильного и уверенного в себе лидера при решении вопросов и урегулировании конфликтов является убеждение оппонента в своей правоте и завоевании авторитета, благодаря чему противоборствующая сторона и будет прислушиваться к приводимым аргументам. Также не менее важно лидеру уметь слышать и чужие доводы и считаться с ними.

Структура конфликта

В структуру конфликта входят два элемента:

  1. Конфликтная ситуация как совокупность причины и условий развития конфликта (противоречие между потребностями, интересами субъектов).
  2. Инцидент как действия (конфликтогены) одной из сторон, направленные на достижение целей. «Да как он мог, ну все, это была последняя капля! Война, значит, война!»

Конфликтная ситуации в свою очередь базируется на характеристике объекта (реальный или вымышленный), целях и мотивах субъектов (сторон), их особенностях и видении ситуации.

Сами субъекты и объект также входят в структуру конфликта. Кроме того, иногда бывают задействованы второстепенные лица, которые могут оказывать неоднозначное влияние:

  • подстрекать ради собственных интересов (провокатор);
  • урегулировать разногласия (медиатор);
  • поддерживать одну или обе стороны (союзник, группа поддержки);
  • планировать и руководить конфликтом (организатор, «кукловод»);
  • быть случайно вовлеченным (жертва).

Компромисс как метод разрешения конфликтов

Психологи утверждают, что любые конфликты не должны оставаться неразрешенными, так как такая незаконченность негативно влияет на межличностные отношения. Одним из самых действенных способов их урегулирования они называют компромисс. При данной стратегии разрешения конфликта стороны идут на взаимные уступки, при этом ни одна из них не остается в выигрыше, но проигравших также нет, так как каждый из оппонентов был вынужден чем-то пожертвовать, чтобы прийти к общему соглашению.

Этот способ разрешения конфликтных ситуаций позволяет сохранить имеющиеся отношения и урегулировать возникшие разногласия. Начиная переговоры и стремясь достичь компромисса стороны, как правило, делают это добровольно и не воспринимают противоположную сторону как соперника или противника, что способствует нахождению максимально приемлемого для каждой стороны решения.

Конфронтация

Конфронтация по своей направленности ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов, невзирая на другие стороны, непосредственно участвующие в конфликте, а то и в ущерб им. Применяющий подобный стиль поведения стремится навязать другим свое решение проблемы, уповает только на свою силу, не приемлет совместных действий. При этом проявляются элементы максимализма, волевой напор, желание любым путем, включая силовое давление, административные санкции, запугивание, шантаж и т.п., принудить оппонента принять оспариваемую им точку зрения, во что бы то ни стало взять верх над ним, одержать победу в конфликте. Как правило, конфронтацию избирают в тех ситуациях, когда:

  • проблема имеет жизненно важное значение для участника конфликта, считающего, что он обладает достаточной силой для ее быстрого решения в свою пользу;
  • конфликтующая сторона занимает весьма выгодную для себя, по сути беспроигрышную позицию и располагает возможностями использовать ее для достижения собственной цели;
  • субъект конфликта уверен, что предполагаемый им вариант решения проблемы в данной ситуации, и вместе с тем, имея более высокий ранг, настаивает на принятии этого решения, в данный момент лишен другого выбора и практически не рискует что-либо потерять, действуя решительно в защиту своих интересов и обрекая оппонентов на проигрыш.

Нельзя, однако, забывать, что любое давление, в какой бы форме оно ни происходило, может обернуться взрывом необузданных эмоций, разрушением уважительных и доверительных отношений, чрезмерно негативной реакцией со стороны тех, кто окажется побежденным и не оставит попыток добиться реванша. Поэтому данный стиль мало пригоден в большей части межличностных конфликтов, не лучший вариант сохранения здоровой морально-психологической атмосферы в коллективе, создания условий, позволяющих сотрудникам ладить друг с другом.

Компромисс в семейных отношениях

В семейной жизни возникновение конфликтных ситуаций неизбежно. Людям, которым действительно важно сохранить отношения, следует научиться правильно расставлять приоритеты и идти друг другу на уступки, ведь умение находить компромисс является основой счастливого брака.

Нередко кто-то из партнеров может действовать эгоистично и заставлять вторую половину жертвовать своими интересами ради собственной выгоды. В этом случае у жертвы все равно будет копиться обида, которая рано или поздно найдет свое выражение.

В браке, повседневной семейной жизни регулярно возникают ситуации, когда точки зрения жены и мужа не совпадают. Это может касаться воспитания детей, траты денежных средств, выбора места отдыха или покупки новой мебели в жилище.

Если каждый партнер будет вести себя эгоцентрично и демонстрировать неприятие мнения другого, то вряд ли такой брак будет крепким и сможет долго просуществовать. Можно сказать, что компромисс является основой семейной жизни, в противном случае жизнь одного под указку другого не будет счастливой и вряд ли он захочет долго видеть себя в таких неравноправных отношениях.

Причины и функции

Как себя мотивировать — ставим цель и делаем все для ее достижения

Причиной обострения конфликтной ситуации может стать все, что задевает интересы личности или группы, ограничивает деятельность.

Основные причины конфликтов:

  • искаженное представление о себе, сложившейся ситуации, других субъектах;
  • разные характеры и темпераменты;
  • дискриминация по разным признакам;
  • битва за место или блага при их ограниченности.

Функции определяют динамику конфликта и его влияние на внешнюю среду и психологический климат. Бывают конструктивные и деструктивные конфликты.

Конструктивный выполняет следующие функции:

  • разрядка напряженной ситуации;
  • информационная и связующая (появление новой информации о субъектах);
  • сплочение коллектива;
  • расстановка приоритетов;
  • стимулирование к дальнейшему развитию;
  • открытое выражение мыслей;
  • диагностика отношений.

Деструктивный выполняет негативные функции:

  • снижение работоспособности;
  • ухудшение взаимоотношений;
  • эмоциональное выгорание;
  • занижение значимости оппонента;
  • эмоциональная тяга на дальнейшую борьбу.

Как найти компромисс?

Компромисс в психологии – это эффективное соглашение между противоборствующими сторонами, которое достигается ими на добровольной основе в результате уступок каждой из них.

Для того чтобы найти компромисс необходимо:

  • вступить в открытый диалог с противоборствующей стороной;
  • внимательно слушать оппонента;
  • каждой из сторон вести себя уважительно и спокойно (недопустимы сарказм, крики, ругательства);
  • поставить себя на место партнера, то же самое посоветовать сделать и ему;
  • высказывать и защищать свою точку зрения допустимыми способами;
  • быть честными и открытыми.

Результатом таких переговоров должно стать нахождение общего решения, которое в большей мере устраивало бы всех участников конфликта.

Формы завершения конфликта

Конфликт может быть разрешен, урегулирован, затушен, устранен или трансформирован в другой конфликт.

Разрешение

Возникает при условии, что участники настроены на полное решение проблемы и устранение противодействия. Проходит в несколько этапов:

  1. Определение конфликтующих сторон.
  2. Выявление личностных особенностей, мотивов, целей и интересов каждой из них.
  3. Выявление истиной причины.
  4. Определение намерений сторон и их понимания ситуации.
  5. Сбор мнений лиц, не задействованных непосредственно в конфликте, но заинтересованных в его благополучном разрешении.
  6. Выбор оптимальной стратегии для решения конфликта. При выборе важно учитывать характер причины, особенности участников, нацеленность на улучшение взаимоотношений.

Урегулирование

Предполагает включенность в процесс завершения конфликта независимого третьего лица. При этом ему важно быть максимально беспристрастным. В результате урегулирования удается повысить доверие сторон, наладит между ними прямой контакт, организовать совместное спокойное обсуждение, действовать в интересах урегулирования конфликта. Процесс также протекает в несколько этапов:

  1. Выяснение причин, а не поводов конфликта.
  2. Определение полномочий третьей стороны.
  3. Выяснение мотивов конфликтующих сторон (зачем они конфликтуют).

Затухание

Предполагает переход открытого конфликта в скрытый, то есть это прекращение противодействия, но сохранение напряжения. Конфликт может затухнуть из-за:

  • истощения сторон;
  • потери мотива, значимости объекта;
  • отвлеченность сторон (возникли другие проблемы, конфликт отошел на второй план).

Устранение

Предполагает устранение конфликтной ситуации (условий, социальной ситуации, предрасполагающей к конфликту) и инцидента (действий оппонентов). Например, работника могут перевести в другой цех.

Трансформация

В процессе взаимодействия меняются мотивы и интересы сторон, от чего возникает новый объект конфликта. Иногда трансформация появляется на фоне не полностью решенного конфликта.

Что плохого в компромиссе?

Противники компромиссов считают, что данное решение не ведет к урегулированию споров и результат «ни тебе, ни мне» являясь чем-то усредненным и, на самом деле, не удовлетворяет ни одну сторону. Они считают, что компромисс является частным случаем ситуации «проигрыш-проигрыш», когда ни одна из сторон в итоге не получает того, чего хотела. В этой ситуации разрешается или гасится сам конфликт, но стороны не испытывают радости от достигнутых договоренностей.

Также нередко бывает, что достигнутые соглашения не равноценны из-за того, что одна из сторон идет на уступки в большей мере, а другая в меньшей. В итоге получается завуалированный вариант компромисса «выигрыш-проигрыш», что не является честным и справедливым решением по отношению к одному из оппонентов.

Вместе с тем найти вариант компромисса, при котором в выигрышном положении, без необходимости идти на уступки, оставались бы обе стороны практически невозможно. Именно поэтому компромисс, в котором оппоненты чем-то жертвует ради сохранения мира и достижения общих целей, является все же более приемлемым вариантом урегулирования споров.

Стадии конфликта

Можно выделить 4 стадии развития конфликта:

  1. Формирование конфликтной ситуации, то есть потенциальный конфликт (не всегда осознается самими субъектами).
  2. Осознание противоречия. Притом оно может быть адекватным (реальное видение ситуации), неадекватным (искаженное видение ситуации), неясным (очевидно напряжение, но не ясна причина), ложным («раздули из мухи слона»).
  3. Выбор тактики конфликтного поведения. Цель – блокировка намерений и достижений противоположной стороны.
  4. Разрешение конфликта. Происходит за счет изменения ситуации или отношения сторон к ней. Возможно частичное (устранены внешние признаки конфликта, но у сторон остались внутренние побуждения к противоборству) и полное (внешнее и внутреннее устранение конфликтного поведения и побуждений) разрешение.

Когда не следует идти на компромисс?

Существует немало ситуаций, когда не стоит делать уступки и идти на компромисс:

В случае если:ПояснениеПример
Необходимо пожертвовать своими моральными принципамиНе стоит идти против собственных этических и моральных установокНельзя прощать измены мужа, даже если он клянется в любви и пытается подкупать подарками и деньгами.
Присутствует манипуляцияКогда за добрыми поступками сокрыты корыстные намеренияЧеловеку не стоит доверять коллегам по работе, которые навязчиво угощают чем-то вкусным и всячески пытаются войти в доверие с той целью, чтобы переложить часть обязанностей на него.
Человека используют в одностороннем порядкеНельзя позволять пользоваться своей добротой и отзывчивостьюПодруга оставляет своего малыша, когда ей надо отлучиться, но отказывается делать то же самое, когда возникает необходимость у другой стороны.
Что-то интуитивно предостерегает от ошибкиКогда внутреннее чутье подсказывает, что не стоит идти на компромисс, то лучше к нему прислушатьсяНе стоит устраивать на работу под свою ответственность неблагонадежных родственников, если есть ощущение, что они могут подвести, даже если за них очень просит родня и обещает отблагодарить.

Компромисс является цивилизованным способом урегулирования возникающих разногласий на разных уровнях – семейном, рабочем, государственном. В психологии этот способ разрешения проблемных ситуаций считается самым эффективным и приемлемым, так как ведет противоборствующие стороны не к вражде и открытому противостоянию, а помогает сгладить острые углы и избежать развития деструктивного конфликта.

Идя друг другу на уступки, стороны, даже если им приходится чем-то жертвовать, в любом случае получают больше, чем, если они начинают враждовать в намерении подавить волю оппонента и добиться своего в полной мере.

Организационные конфликты

Конфликты между участниками одной или нескольких организаций могут быть вызваны внешними и внутренними факторами. К внешним относится:

  • нестабильная социально-экономическая обстановка в стране или неблагополучные условия;
  • изменение законов, выплат, пособий, льгот;
  • изменение правовых возможностей работников.

К внутренним факторам относится:

  • разрушающий стиль руководства;
  • замалчивание, нежелание выполнять обязанности, нарушение прав рабочих;
  • активная деятельность неформальных лидеров;
  • изменение производственного процесса без учета интересов работников.

К признакам конфликта в организации относится:

  • официальные или неофициальные факты унижения личности;
  • резкая смена обязанностей (нередко без учета интересов работника);
  • халтура, уклонение от выполнения приказов начальства;
  • оскорбления;
  • деление на неофициальные группы;
  • формализм;
  • подавленность отдельных работников;
  • негативные отзывы служащих.

Решается с помощью выбора третьего лица для управления конфликтом и устранения его причин, особенно если они носят нормативный характер. Примерный ход решения такого конфликта будет представлен ниже.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]