Дмитрий Лихачёв: Человек должен быть интеллигентен

В восемнадцатом веке писателем П. Бобрыкиным было введено в обиход слово «интеллигент». Корни самого слова происходят от латинского «интеллект», что значит ум. Тогда к интеллигенции причисляли людей, которые занимались умственным трудом: писатели, ученые, учителя, инженеры и художники. Если точнее, то это были все те, кто не работал на полях, в цехах и шахтах. Люди, занятые в умственном труде отличались образованностью, и считались «белой костью» в массе себе подобных. Уместно ли сегодня смешивать понятие «образованность» и «интеллигентность»? Означает ли, что каждая образованная личность обязательно интеллигентна, и наоборот?

Кто это — интеллигент?

Если спрашивать людей о том, кто такой интеллигентный человек, четко сформулированного ответа вы не получите. Одни утверждают, что для этого человека важнее уровень образованности, знания и наличие «корочки» о полученном образовании, другие говорят, что это хорошее воспитание и манеры.

Любопытно, что и те и другие окажутся как правы, так и не правы. Д. Лихачев в своем труде «Человек должен быть интеллигентен», по мнению большинства, дал достоверную характеристику интеллигентного человека. Он утверждал, что это качество, данное от природы, которое образование и воспитание только оттачивают.

Человек, родившийся и выросший в семье шахтеров, может быть интеллигентнее, чем тот, кто появился на свет в профессорской семье. Интеллигентность подразумевает не факт знания наук и человеческих ценностей, а желание человека познавать их. Сведя воедино все высказывания автора статьи, можно сделать вывод, что терпимость в отношении к миру и лежит в основе интеллигентности. Фанатик по своей природе не интеллигентный человек. Это кардинально противоположные личности.

Письмо двенадцатое. Человек должен быть интеллигентен

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.

Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой — великое счастье.

Интеллигентный человек. Какой он? (беседа)

Беседа с элементами дискуссии: «Интеллигентный человек. Какой он?»

Цель:

формировать представление об интеллигентности как высшем проявлении воспитанности человека, его красоты.

Задачи:

создать особую установку на работу всех участников беседы: живой, эмоциональный, насыщенный контакт.

Развитие совокупности качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет воспитанника.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ход

I. Постановка проблемы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, всем ли нужно быть интеллигентными людьми? Можно ли считать человека интеллигентным, если ему не удалось получить образование в связи какими-то обстоятельствами? Почему иногда человека называют «белой вороной»? Может ли интеллигентность мешать сближению человека с другими людьми? Прочитайте высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья». Как вы относитесь к этому мнению компетентной личности?

II. Беседа «Что значит быть интеллигентным человеком?».

Воспитанники обсуждают заявленную проблему.

«Интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков».

«Интеллигентный человек — это тот, кто не обязательно должен много знать, помнить наизусть стихи, знать величайшие произведения искусства, но зато способный воспринимать культурные ценности, обладающий эстетическим чутьем, способный отличить настоящее произведение искусства от грубой подделки под него, способный восхищаться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему».

«Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, скромно себя вести, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или бранью, дурными идеями (это тоже мусор, еще какой!)».

III. Обсуждение ситуации.

Женщина, получившая зарплату, отправилась за покупками к празднику. Выйдя из троллейбуса, она обнаружила, что оставила там свою сумку с паспортом, деньгами, ключами от квартиры.

Вечером в квартире женщины раздался звонок. Очень вежливый мужской голос поинтересовался, не теряла ли она что-нибудь. Он поздравил ее с наступающим праздником и сказал, что сумку нашла жена, что они порядочные люди и женщина может приехать за своей сумкой.

Женщина, захватив с собой коробку конфет, приехала по указанному адресу. Хозяин произвел впечатление интеллигентного человека, очень занятого, так как он работал преподавателем, увлекался коллекционированием значков. После милой «светской» беседы хозяин предъявил перечень вещей, находящихся в сумке с точной их оценкой до копейки. Общая сумма оказалась 1800 рублей (в смету вошла даже стоимость записной книжки и носового платка), и он сказал, что женщина должна заплатить за находку одну четвертую общей суммы, то есть четыреста пятьдесят рублей, «по государственным законам» и «по совести», так, как положено среди «порядочных интеллигентных людей».

Вопросы воспитанникам для обсуждения:

— Можно ли считать этого человека интеллигентным и порядочным?

— Как бы вы поступили на месте его жены, нашедшей сумку? На месте мужа?

— О каких чертах характера можно судить по его поведению? Что можно сказать о его воспитанности?

После обсуждения вопросов учитель знакомит учащихся с высказываниями ученого, писателя, артиста по проблеме дискуссии.

IV. Заключительная часть.

Воспитатель. «Слово «интеллигент» у нас по-разному понимают. Часто под ним упрощенно подразумевают человека умственного труда. Но не каждый человек умственного труда по-настоящему интеллигент в традиционном русском понимании этого слова. Интеллигентность — не столько знания, хотя они, безусловно, важны, сколько умение понимать, умение получать наслаждение от чтения книги, просмотра хорошего фильма, театральной постановки, произведений живописи. Это чрезвычайно важно, поскольку умение понимать искусство порождает умение понимать другого человека. Интеллигентность необходима человеку при всех жизненных обстоятельствах» (Д. С. Лихачев).

Интеллигент вовсе не обязательно должен все знать и любить, но он должен быть глубоко порядочным человеком, трудолюбивым, бескорыстным и скромным, жить интересами и заботами страны, своего народа.

«Кто-то считает интеллигентом человека в очках с узким от природы лицом, то есть в понимании своем исходит от внешности, для другого — олицетворение интеллигентности в кожаном пиджаке, ну и так далее… Из классиков интеллигентом я бы назвал Чехова. Видимо, потому что Чехов для нас — олицетворение какой-то гармонии человеческой. Высокая духовность и тонкая душа, удивительная деликатность и чуткость, мягкость и одновременно жесткость, даже порой — жестокость, но — в отношении жестокости…

Возможно ли быть интеллигентом каждому? Нужно ли это?

Что вы предпочитаете: чтобы вас окружали люди, умеющие услышать вашу боль, способные открыто сказать правду, даже если это сулит им одни неприятности, готовые отдать последнее другому, когда тому это нужнее? Или — гребущие только под себя, хапающие подряд, подобострастные с одними в нужной ситуации и обливающие их же грязью, когда ситуация изменилась? Ведь бывает — человек красиво и много рассуждает, а на поверку — там такая пустота, такая труха…

И еще. Без образования, без культуры, постоянного вбирания что ли, в себя духовного наследия быть интеллигентом невозможно». (Л. Дуров).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]