Индивидуальность – это свойство быть непохожим на остальных. Это слово подходит ко всему, что нас окружает. Обычный камушек на дороге, цветок в поле или на клумбе, любое дерево или куст, птица или другое животное по-своему уникальны. Все встречается в природе в единственном экземпляре, даже если входит в состав комплекса камней, целого букета, леса полного деревьев и кустов, даже если это часть целого класса или отряда некоего вида животных. Все в нашем мире разное. Касается это, естественно, и человека.
С психологической точки зрения, конечно, интереснее узнать об индивидуальности человека. Мы все разные. Это отличие начинается в различии генетического кода, набора хромосом и заканчивается непохожестью поведения, темперамента и характера каждого из нас. В каждом есть что-то свое личное: свой цвет глаз, волос, рост и вес, тип телосложения; манера разговора и голос; свой характер и темперамент; свое отношение к окружающему. Это делает нас разными в глубоком смысле этого слова. Каждый мыслит и делает по-своему. Однако индивидуальность это нечто более широкое, чем просто установленный природой набор признаков. Индивидуальность человека, как личности, развивается в течение всей жизни. Биологически, как индивиды, то есть, как представители рода человеческого, мы очень схожи. У всех с рождения два глаза и два уха, один рот и нос, две руки и две ноги. У некоторых бывают одинаковые признаки: один цвет глаз или волос, один цвет кожи, схожие формы носа и губ и т. д. Однако мы очень отличаемся друг от друга. Это отличие накапливается постепенно и придает нам индивидуальности.
Какие отличия между терминами индивид, индивидуальность и личность: характеристика
- Индивид — это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.
- Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.
- Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Индивидуальность в психологии
В этом плане понятие связано с термином «индивид» — представитель сообщества людей. В таком понимании психологов различия между людьми состоят в физиологических и психических особенностях. В числе первых: рост, цвет волос, глаз. В ряду вторых – набор способностей, тип темперамента, уровень эмоциональности.
Формирование индивидуальности всегда проходит у всех по-разному. Человек обосабливается в личностном плане, проходит процесс самоопределения. В итоге ощущает себя неповторимым и уникальным.
Индивидуальная личность всегда самобытна, занимает активную общественную и творческую позицию, проявляет себя в большом количестве жизненных ипостасей. Часто это проходит в процессе социализации. Сначала человек усваивает принятые в обществе нормы и правила поведения, а затем формирует индивидуальную трактовку разноплановых схем поведения и общения.
Характерным отражением понятия индивидуальность стали такие эпитеты, как творчество, неповторимость, яркость, талант. Что же касается личности, тут чаще всего употребляют такие слова, как сила духа, энергичность, целеустремленность, независимость.
Нередко психологи отождествляют понятие индивидуальности с личностью. Это касается вариантов трактовки, которые берутся в широком смысле и имеются в виду все отличительные особенности, характерные только для конкретно взятого человека. Но чаще ученые относят индивидуальность к личностным свойствам.
Харизматичная личность — какая она?
Чем отличается индивид от индивидуальности?
Да, это однокоренные слова, однако обозначают два совершенно разных понятия. Первый термин применим к абсолютно любому человеку, который живет среди людей, социализирован в обществе и представляет из себя не только биологический вид, но и представителя человечества. Второе определение, в свою очередь, предполагает путь развития индивида.
Зачастую большинство считает себя индивидуальностями только из-за того, что пытаются противостоять окружающему их миру. Они действительно отличаются ото всех, но до тех пор пока их не становится излишне много. Поэтому индивидуальным решением можно считать только то, которое придумано самостоятельно, а не скопировано с другого.
Индивидуальность человека и давящие правила общества
Будь собой! Оставайся таким, какой ты есть. Самовыражайся. Говорят люди со всех сторон. А сами, тем временем, думают, как сделать так, чтобы хорошо выглядеть в глазах других, и чтобы им комфортно жилось. Дело в том, что индивидуальность человека — вещь для общества не очень-то удобная. И некоторое давление начинается с самого раннего детства.
Мамы объясняют своим дочкам, что ходить в детский садик с короной на голове — не очень хорошая идея, и карнавальное платье принцессы тоже лучше оставить дома. Некоторые мальчики не отстают от девочек, и желают посещать детское сообщество, в образе Бетмена или, к примеру, Кэтбоя. Но здесь есть своя мера, и индивидуальность маленького человека можно удачно выразить красивыми бантиками на голове или яркой футболкой с любимым героем.
Наш следующий пример того, как индивидуальность человека подавляет общество, уже не такой радостный. Кто-то придумал, что в школе или институте, где собственно и изучают такие понятия как индивид, индивидуальность, личность, должно быть именно столько-то часов математики. Кто-то решил, что все выпускники школ должны знать химию на таком-то уровне, и сдать именно столько-то лабораторных работ по биологии. Конечно, государство не может обеспечить каждому ребенку индивидуальную образовательную программу и так просто легче.
Школа, армия, работа в муниципальных органах и другие общественные институты, очень сильно подавляют индивидуальность человека. Что уж говорить о ситуациях, когда люди вынуждены жить при диктатуре: диктате правительственных режимов, или под влиянием не слишком хорошей уличной компании или даже собственных родственников дома в семье.
В маленьких сообществах и семьях тоже может подавляться индивидуальность человека
Почему человек является индивидом: описание
Каждый человек — индивид. Ведь все мы родились на Земле и являемся представителями человеческого рода. В большинстве современных теорий тем, что отличает человека от животного, выступает культура, которая играет решающую роль в определении человеческого поведения и поступков. Ведь природа человека признается бинарной, то есть человек — существо биосоциальное.
Таблица, доказывающая, что человек — индивид.
Животное | Человек |
Жизнь сопровождается инстинктами. | Наравне с инстинктами человек имеет мышление и членораздельную речь. Это и направляет деятельность человека. |
Все действия изначально запрограммированы, деятельность животных бессознательна. | Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность. Человек способен держать под контролем свои инстинкты. |
Воспроизводит только свою биологическую сущность. Орудие их труда — примитивные предметы окружающей среды. | Воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность; изготавливает орудия труда; создает материальные и духовные ценности. |
Социальное становление индивида
Если понимать индивида в социальном аспекте, то можно представить такое понимание этого слова: это человек, который участвует в социально-культурной жизни и деятельности общества, раскрывающий свои индивидуальные черты в процессе общения с другими людьми. Поэтому индивид может существовать как бы в двух ипостасях: это, во-первых, отдельное лицо, субъект некоторых отношений, и в этом смысле таковым является каждый человек; во-вторых – это член какого-либо общества, обладающий набором устойчивых качеств: актёр, писатель, спортсмен, политик, учёный… Во втором случае индивидом, или личностью, необходимо стать в процессе социального развития.
Социальное становление индивида – это достаточно широкое понятие, элементами которого являются различные воздействия на человека, оказываемые с самого его рождения: целенаправленные и случайные, положительные и отрицательные. Говорят также о социализации – процессе включения индивида в систему общественных отношений, самостоятельного производства таких отношений и усвоения социального опыта.
Целенаправленное и систематическое воздействие на индивида ещё называют воспитанием. В первую очередь это относится к ребёнку, однако воспитанию подвергаются и в зрелом возрасте – в более широком понимании этого слова. Воспитание призвано сформировать необходимые нравственные качества человека, что влияет и на его социализацию. Роль воспитания, впрочем, меняется по мере развития ребёнка: в первые годы жизни оно является основным видом социального воздействия, а в более старшем возрасте его значение уменьшается – человек становится более самостоятельным.
При этом социальное становление индивида может иметь и определённые сложности. К примеру, нормальной социализации могут мешать особенности его психического и физического развития. Обычные общественные отношения в такой ситуации (особенно если проблемы имеют психический характер) затруднены, и ребёнку для социализации требуется помощь.
В социальном становлении индивида принято выделять три группы внешних факторов. Первая – это «большая» группа, в которую входят космос, мир, планета, страна, государство; эти факторы формируют социализацию очень больших групп людей, в том числе населения всей планеты. Вторая группа – «средняя», в ней группы людей выделяются по определённому признаку: место проживания (город, село), национальность, аудитория какого-либо средства массовой информации (публика определённого телеканала, любители кино, радиослушатели и др.). Третья группа – «малая», она охватывает факторы, непосредственно влияющие на конкретного человека: семья, дружеский коллектив, школа и т. д.
Социальное становление индивида – это, можно сказать, высший уровень развития человека как общественного существа и его высшая потребность. В процессе такого развития человек стремится не только потреблять (пищу, развлечения, знания и др.), ну и что-то отдавать, вносить свой посильный вклад в дальнейшее формирование общества. При этом нельзя забывать и о внутреннем потенциале человека: изначальные особенности будущей личности всё-таки заложены в нём при рождении; каждый из нас имеет определённый темперамент, характер, те или иные склонности, тот или иной уровень физического развития. С помощью воспитания, конечно, можно сформировать любую личность, но подход при этом должен быть индивидуальный, учитывающий все особенности конкретного человека. То, что хорошо работает с одним индивидом, может не работать с другим.
Сангвиники, к примеру, в большей степени настроены на общение и обмен собственным опытом с другими людьми, чем флегматики. Холерики более вспыльчивы и необузданны, чем представители остальных темпераментов.
Социальное формирование индивида – исключительно важный процесс для человеческого общества. Уже хотя бы потому, что человек, как подтверждают учёные, вообще не имеет инстинктов. Можно сказать, что человек является единственным существом, которое не рождается самим собой, а лишь становится им в процессе воспитания и прочих видов социального воздействия. Выросшие в лесу «люди-маугли» давно перестали быть диковинкой; с детства не имея контактов с обществом себе подобных, такие существа не способны даже к элементарным действиям. Даже инстинкт самосохранения у них отсутствует, поэтому сам факт выживания таких людей в диких условиях кажется чем-то невероятным. Животные, в отличие от человека, при рождении уже имеют набор «записанных» моделей поведения на все основные случаи жизни, и эти модели нередко достаточно сложные. Так, кошки с определённого возраста начинают зарывать отходы своей жизнедеятельности, даже если с рождения воспитывались без матери.
При этом до конца пока неизвестно, что образовалось раньше: человеческая беспомощность, принуждающая к жизни в обществе, или же общество, жизнь в котором привела к утрате врождённых инстинктов. Ясно одно – человек в процессе своего развития окончательно «оторвался от природы», и с тех пор общественная деятельность стала для него основным способом существования.
При этом изменилась и роль отдельного индивида. В животном мире каждое существо стремится оставить после себя потомство, продолжить «свою кровь». Это, в общем-то, главная цель любого живого организма. Но в человеческом обществе самовоспроизведение каждого его члена перестаёт быть главной целью, и на первый план выходит другая потребность – поддержание и развитие именно общества. Это достигается путём выполнения определённых трудовых задач. Только ограниченная часть людей способна оставить после себя здоровое потомство, но вот превращение этих детей в полноценных людей – это уже задача всего общества. Биологический мужчина-родитель не является для ребёнка единственным отцом: зачастую большее значение имеют другие «отцы» и «матери» — учителя, различные знаменитости (музыканты, актёры, писатели), учёные, политики. Это подтверждается и постоянными социально-экономическими проблемами: часто оба биологических родителя вынуждены много работать, чтобы прокормить своих детей, и тогда их воспитание перекладывается на посторонние силы – это могут быть бабушки, дедушки и другие родственники, кого-то «воспитывает улица», кого-то «воспитывает телевизор»…
Это человечество поняло ещё в глубокой древности. Недаром в древних религиозных культурах появились понятия «духовный отец», «крёстный отец». На таких «родителей» изначально возлагалась большая ответственность за воспитание ребёнка, чем на биологических отцов и матерей. Постепенно без своего «духовного отца» уже не мог обойтись ни один индивид.
Разумеется, социальное формирование индивида появилось не внезапно. Нечто подобное в более упрощённом виде можно отметить и у так называемых общественных животных. Это муравьи, пчёлы, термиты и некоторые другие насекомые, а также ряд видов млекопитающих – голые землекопы (африканские подземные грызуны), волки и др., включая, конечно, и приматов. Постоянным воспроизводством потомства в сообществах этих животных занимается лишь ограниченное количество самцов и самок, у муравьёв это вообще обычно одна-единственная самка и один-три самца, во всём муравейнике при этом может насчитываться несколько миллионов особей. Чем же занимаются все остальные члены сообщества? Они добывают пищу, охраняют территорию, проводят разведывательную работу – то есть различными способами обеспечивают сохранность сообщества и, в частности, молодняка. Способность рабочих особей размножаться не играет особой роли в выживании сообщества: у некоторых видов они тоже могут спорадически давать потомство, у других они являются бесполыми и размножаться не могут физически. Но их существование важно для молодняка не в меньшей степени, чем существование их биологических родителей. Если все рабочие особи прекратят заниматься своей деятельностью и начнут поголовно размножаться, то сообщество погибнет. Человеческое общество очень похоже на сообщества этих животных, разве что «профессий» (в узком и широком смысле) у людей гораздо больше.
Что означает термин «личность» в обществознании?
Термин «личность» в обществознании играет важную роль и изучается первостепенно в разделе «Человек и общество».
Личность – индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами.
Личность характеризуется уникальным сочетанием природных свойств индивида (возрастно-половые, биохимические, нейродинамические и прочие) и социальных качеств, формируемых в той или иной среде.
Понятие «личность» позволяет рассматривать человека как носителя определенных общественных ролей, а его деятельность соотносить с нормативно установленными принципами.
В гуманистических философских концепциях личность рассматривается как высшая ценность, ради которой осуществляется общественное развитие.
Черты индивидуальности
Отдельно взятый индивид
Специфика этого понятия заключается и в наборе характеристик, присущих лишь ему. Черты индивидуальности интегрируют в себе большой набор качеств, формирующихся в процессе деятельности человека.
Они имеют как социальные, так и сугубо психологические особенности. К ряду физиологических черт индивидуальности
психологи относят:
- Наследуемая внешность.
- Поведенческие особенности.
- Адаптационные свойства.
Социальные черты индивидуальности
:
- Культурные особенности, которые накладывают отпечаток на свойства личности и формируют ее индивидуальность.
- Характерные ценности, привитые в семье.
- Стабильность поведения.
- Самооценка.
- Система контроля поступков.
Очень важный момент в оценке черт индивидуальности – возраст человека. За всю свою жизнь люди проходят огромное количество разных стадий социализации и на каждом этапе характеристики индивидуальности могут меняться. Другой вопрос, кардинально или нет. Чаще некардинально.
Что же до процесса самой социализации, нельзя сказать, что он завершается после становления личности. Социализироваться способен даже престарелый человек. К примеру, желание научиться пользоваться техническими средствами, которых и в помине не было в его молодости — это уже процесс социализации.
Человек не только с технической точки зрения познает азы обращения с телефоном или ноутбуком, но и впитывает в себя основы культуры общения в интернет-пространстве при использовании тех или иных гаджетов. Эта культура и ценности могут значительно отличаться от принятых им ранее. Их трактовка и проявляется в разном наборе новых черт индивидуальности.
Среди людей индивидуальность не каждый раз встретишь. Георгий Михайлович Вицин
Рефлексия в психологии — что это?
Структура личности
Личность представляет собой достаточно сложную систему, для структурирования которой психологи используют четыре уровня:
- Низший. Врожденные свойства психики, а также те, которые обусловлены возрастом, полом и физиологическими особенностями.
- Второй. Особенности восприятия, мышления и поведения, формирующиеся под влиянием факторов первого уровня.
- Третий. Личный опыт, включающий приобретенные знания и навыки. Формирование этого уровня зависит от социального взаимодействия и жизненного опыта.
- Высший. На высшем уровне находятся принципы, идеалы, самооценка, желания, интересы и прочее «личное». Именно этот уровень определяет внутреннее содержание человека.
На каждом уровне можно найти уникальные особенности, характеризующие конкретную личность. Умение различать их и связанные с ними личностные качества – очень полезный навык, овладев которым, можно научиться лучше понимать близких и самого себя.
Личность — это внутренняя свобода и самобытность
Личность есть избавление от законов необходимости, неподвластность господству природы, возможность свободно себя определять. Человек в большинстве случаев действует по естественным импульсам; он обусловлен своим темпераментом, своим характером, своей наследственностью, космической или социально-психической средой, даже собственной своей «историчностью».
Но истинность человека пребывает вне всякой обусловленности, а его достоинство – в возможности освободиться от своей природы: не для того, чтобы ее уничтожить или предоставить самой себе подобно античному или восточному мудрецу, а для того, чтобы преобразить ее.
(Н.О. Лосский)
Этот взгляд на личность и на сущность человека возник в 4 веке в христианском богословии, и так или иначе присутствовал в сознании европейских народов и у нас. Присутствует он и теперь. Наш менталитет необратимо христианизирован — независимо от нашего отношения к этой религии. Согласитесь, что наши смутные представления о личности соответствуют этому описанию?
В восточных философских системах, например, — в Индии, Китае, Тибете, Японии представления о человеке совсем другие. Там «Я» — это то, от чего нужно избавиться, а истинная сущность человека безлична и должна раствориться в Абсолюте. Меня всегда поражало в китайских фильмах, например, то, насколько там отсутствует ценность личности, уважение ее самой и ее свободы — диковато для нашего взгляда…
Христианская и постхристианская гуманистическая философия утверждает богоподобность личности, безусловную ценность личности каждого человека и ее уникальности. Основные черты личности — свобода и самоопределение, признаются неотъемлемой потребностью человека, реализуемой после того, как он вырвется из оков природной и социальной условности.
И когда мы говорим о Личности, мы имеем в виду человека, который сумел сказать свое слово или сделать дело, превышающее то, что доступно каждому в «естественном» порядке вещей. Это не просто индивидуальность, а реализованная самобытность, раскрывшая свой потенциал и подарившая миру нечто новое — состоявшийся человек. А. Маслоу назвал таких людей самоактуализированными личностями.