Объяснение того, чем индивид отличается от личности, заключается в двойственности человеческой природы. Человек рождается на свет с набором уникальных характеристик и свойств. О младенце можно говорить только как об индивиде, представителе вида Homo sapiens. Жизнь в обществе даёт возможность каждому индивиду социализироваться, развивать свои природные задатки и формировать уже личностные качества. О таких характеристиках человека, как личность и индивидуальность, можно говорить только тогда, когда он является полноправным членом общества.
Многочисленные примеры из жизни, когда в силу разных причин маленькие дети оказываются в обществе животных, подтверждают, что развитие человека как индивида продолжается по общим закономерностям. Ребёнок растёт, но не приобретает личностных качеств, так как лишён человеческого общения. Это подтверждает значимую роль социализации в формировании личности.
Кто такой человек – определение
Человек – это биосоциальное существо, проявляющее во взаимодействии с другими свои психологические черты.
Философия, раскрывая сущность понятия «человек», во главу угла ставит сравнение людей и животных. Главным отличие человека от животного философы считают наличие у него сознания и способности подчинить силе воли свои инстинкты.
Биологическую сущность человек получает наследственным путем. Новорожденный малыш обладает этими биологическими свойствами человеческого вида.
Охарактеризовать человека можно в соответствии со следующими научными подходами:
- Объективистский подход, характеризующий человека как существо, зависимое от природы.
- Субъективистский подход. Представители данной концепции дают краткие определения, в которых акцент делает на том, что индивидом является обладающий свободой представитель человеческого рода.
- Синтезный подход. Определение человека представители данного подхода строили на сочетании природных (биологических) и общественных (социальных) характеристик.
Несмотря на очевидные различия зверя и человека, некоторые философы не проводили четкой границы между этими определениями. А вот грань между личностью и человеком проводится всеми исследователями четко: биологическое существо (индивид) способно совершать действия, свойственные человеку, но не способно соотносить свои потребности с потребностями других индивидов. Поэтому определение личности у многих авторов строится именно на тех качествах, которые характеризуют особенности межличностного общения и коллективной деятельности людей.
Отличия понятий
Подытоживая вышесказанное, перечислим ещё раз основные особенности и отличия рассматриваемых понятий. Итак, человек – это обобщающее понятие. В отличие от остальных, оно может использоваться в биологическом смысле для обозначения представителя вида Homo Sapiens. При этом практически в любом контексте термины «личность» и «индивид» можно заменять словом «человек». Но высказывание при этом получится более обобщённым.
Индивид – это конкретный человек. Это техническое или юридическое понятие, используемое в правовых документах. Оно не включает каких-либо личностных особенностей, но строго указывает на конкретного человека. С точки зрения права, индивид – это субъект правоотношений (собственник, наследник, виновник ДТП). Рассматривая людей как индивидов, мы считаем их одинаковыми и пренебрегаем всеми их особенностями, кроме тех, которые важны в рамках решаемой задачи.
Личность – это социализированный человек, обладающий характером, темпераментом и мировоззрением, активно взаимодействующий с другими личностями. Личность не возникает сама по себе, она формируется благодаря социализации, которая происходит в процессе взросления.
Индивидуальность – это совокупность свойств и качеств, делающих человека уникальным. Она формируется параллельно с личностью. Чтобы лучше понять, чем личность отличается от индивидуальности, стоит обратить внимание на то, с какими эпитетами обычно используются эти слова. Про личность можно сказать, что она «сильная», «независимая», «самостоятельная». К индивидуальности больше подходят такие эпитеты как «яркая», «запоминающаяся» или «неповторимая».
Кто такой индивид
Понятие «индивид» происходит от латинского слова «individuum», которое переводится как «целостный, неделимый». Это понятие используется для описания социально-психологических особенностей конкретного человека.
Социальный индивид – это человек как представитель общества, определенной социальной группы.
Термин «индивид» используется в разных науках.
- В социальной психологии индивид – это базовой определение, вокруг которого строятся концепции и теории межличностного взаимодействия, общения, преодоления конфликтов, социального управления.
- В социологии с помощью данного термина изучается общественное мнение, поведение больших групп. При проведении социологических опросов, исследователи с помощью понятия «индивид» составляют типичные характеристики той или иной возрастной группы испытуемых, изучают индивидуальные особенности представителей конкретной профессии или категории населения.
- Физиологи пользуются этим термином для изучения процессов, происходящих в конкретном организме. Это понятие позволяет физиологам изучать человеческий организм.
- В медицине этот термин используется для выбора тактики лечения того или иного заболевания у конкретного пациента. Возбудители инфекции могут быть одни и те же, а характер течения болезни у двух разных людей будет различным. Поэтому врачи учитывают индивидуальные особенности пациента при назначении тех или иных лекарственных препаратов.
- В педагогике этот термин помогает воспитателю или учителю осуществить личностно-ориентированный подход к ребенку. В детском саду педагоги создают развивающую предметную среду, в которой каждый малыш может удовлетворить свои потребности в познании окружающего мира, в занятиях той деятельностью, которая ему по душе. Учитель в школе должен не только предоставить ученикам материал по той или иной дисциплине учебного плана, но и создать условия для творческой самореализации каждого из них.
- В географии понятие индивид используется в качестве единицы измерения плотности населения, изучения этнокультурных особенностей того или иного народа.
- В истории с помощью термина «индивид» складывается представление о той или иной эпохе, историческом событии. Благодаря этому понятию, историки смогли составить психологические портреты выдающихся деятелей.
- В искусстве понятие индивид легло в основу разных направлений. Особенности того или жанра в литературе, музыке, живописи появились не сами собой. Они – результат деятельности смелых индивидов, которые смогли успешно реализовать свой творческий потенциал.
Майерсом-Бриггсом была разработана концепция, в соответствии с которой всех людей можно разделить на следующие типы:
- сенсорный экстраверт (ярко самовыражается, самоуверенный, социально активный);
- сенсорный интроверт (дружелюбный, общительный, обаятельный);
- интуитивный экстраверт (много говорят, но мало делают, живут мечтаниями и рассуждениями о возможностях, любят строить грандиозные планы, но не реализуют их);
- интуитивный интроверт (принимает решения, основываясь на собственных ощущениях);
- мыслительный экстраверт (во всем любит четкость, алгоритмы, логику, рациональность);
- мыслительный интроверт (пассивен в социальном плане, малообщителен, но генерирует гениальные идеи);
- чувствующий экстраверт (склонен давать советы, критиковать);
- чувствующий интроверт (склонен к ярким переживаниям и эмоциональным всплескам);
- решающий экстраверт (импульсивный, сначала говорит, а потом думает);
- решающий интроверт (спокойный, сдержанный, рассудительный);
- воспринимающий экстраверт (переполнен жизненной энергией, легкий на подъем);
- воспринимающий интроверт (творческая личность, которая черпает вдохновение в окружающем мире).
Волевые черты людей
Деловое общение — виды, правила и культура речи, как развить навыки
Для достижения поставленных целей индивиду требуется умение мобилизировать собственную психику. Сила воли является фундаментом этого навыка.
Обратите внимание! Волевые качества личности не всегда бывают врожденными. Нередко индивиду приходится тренировать их самостоятельно. На обучение требуется немало времени. Главное – тренировки должны периодически повторяться даже после получения хороших результатов.
Как формируется воля
Существует много методик исследования волевых свойств субъекта. Наиболее распространенными считаются:
- тест Н.Н. Обозова «Самооценка силы воли»;
- метод наблюдения А.И. Высоцкого;
- общая оценка воли у подростков по способу Н.Е. Стамбуловой.
Волевые черты человека подразделяются на 2 вида:
- моральные;
- экстраординарные.
Второй вид качеств является основой для улучшения моральной стороны личности. Среди основных волевых черт индивида можно выделить:
- Энергичность. Благодаря этому свойству, человек способен быстро действовать и принимать ответственные решения.
- Самообладание. Это волевое качество оберегает индивида от импульсивных и необдуманных поступков. С самообладанием субъект – сам себе руководитель.
- Смелость. Позволяет человеку преодолевать внутренние опасения и страхи.
- Терпеливость. При помощи этого волевого усилия индивид способен добиваться поставленных целей, несмотря на наличие внутренних препятствий: усталости, скуки, головной боли.
- Инициативность. Благодаря этому качеству, личность способна проявлять умственную активность, креатив и самостоятельность для достижения лучших результатов деятельности.
- Стратегичность. Позволяет человеку правильно расставлять приоритеты не только в личной жизни, но и деловой сфере.
- Целеустремленность. Эта волевая черта помогает личности сознательно ставить перед собой необходимые задачи и активно действовать для их выполнения.
- Принципиальность. Волевая черта позволяет индивиду на любом поприще основываться на собственных взглядах, а не идти на поводу у других людей.
Признаки индивида
В психологии главным отличительным признаком понятия «индивид» является противопоставление характерных социальных черт субъекта общественной жизни инстинктивной модели поведения животных. Если говорить простыми словами, то разница между животным и единичным представителем человеческого рода заключается в способности последнего подстраиваться под специфические условия социального взаимодействия.
Индивидом человек становится в процессе взаимодействия с другими людьми. Признаками индивида являются:
- сознание;
- разум;
- речь;
- прямохождение.
Как психологи рассматривают этот термин
Индивида называют точным носителем всех черт, которые даны человечеству. А вот в психологии термин индивид характеризуется целостностью психофизических организаций организма, его активностью, а также стойкостью к проявленным действиям.
Человек живёт как индивид с начала своего рождения и до момента смерти. Это состояние является начальным на планете с точки зрения его филогенетического формирования, а также онтогенетического развития. Он является конкретным продуктом создания жизни, который активно взаимодействует с разнообразными окружающими критериями, а не рядом условий, которые появились внезапно. Ясно одно, рассматривать личность без пристального внимания и акцента на его индивидуальные характеристики нельзя.
Они выступают тем самым фундаментом содержания человека. Именно от них будет зависеть ряд условий развития каждого представителя человеческой расы, то есть от задатков, которые на генетическом уровне в него были вложены. В наличии у индивида есть ряд основных функций, а конкретно всего выделяют их две. Одна классифицируется как сохранение, благодаря ей происходит процесс распределения энергетических и динамических признаков, а также ряд ресурсных особенностей. А вот другая, отвечает за функцию так называемых перемен, с точки зрения пластичности поведения.
Развитие индивида
Развитие индивида происходит постоянно. Предпосылками этого процесса являются:
- количественные и качественные изменения, происходящие в тканях и органах тела в процессе роста и созревания индивида;
- формирование сознания личности;
- свойственный человеку познавательный интерес;
- природное любопытство;
- общение с другими представителями малой социальной группы в частности и общества в целом;
- генетическая предрасположенность человека к освоению новых видов деятельности;
- генетически обусловленная способность человека к подражанию.
Факторы, оказывающие влияние на индивида и группу
Чем отличается индивид от индивидуальности
Хоть эти два слова имеют один корень, значения им присущи совершенно различные. Первый термин можно применить фактически к любому человеку, который живет среди людей, адаптировался в социуме и представляет из себя не только биологический вид, но и представителя общества. А вот второе определение предполагает развитие индивида. Можно развивать природные, врожденные свойства (никогда не стричь волосы, они сами вырастут до невероятных размеров), а можно – получить приобретенные.
Часто люди считают себя индивидуальностями только потому, что пытаются идти против общего мнения. Такие неформалы действительно отличаются от толпы, но проблема в том, что их становится очень много, они уже создают свою неформальную массу. Среди нее татуировки, рваные джинсы, зеленые волосы и тоннели в ушах становятся обыденностью. Так индивидуальным решением можно считать только то, которое придумано самостоятельно, а не скопировано с другого.
Группа и индивид
Так как человек является социальным существом, невозможно представить его полноценную жизнь вне общества. Жизнь в социуме так организована, что каждый индивид является представителем самых разных социальных групп. Наиболее значимыми для индивида являются такие социальные группы, как:
- семья;
- группа детского сада;
- компания сверстников во дворе;
- школьный класс;
- студенческая группа;
- производственный коллектив;
- клубы и объединения по интересам.
Для того, чтобы комфортно себя чувствовать, индивиду нужно быть принятым в группу. Для этого он должен выполнять правила, установленные в этой группе:
- признавать авторитет лидера группы;
- иметь соответствующие внешние атрибуты (конкретный стиль одежды, аксессуары, гаджеты);
- разделять мнение группы, ее убеждения и ценностные ориентации;
- отождествлять себя с этой группой.
Являясь членом группы, индивид постоянно находится в ситуации выбора: соглашаться с группой или показывать свое истинное лицо. Если индивид обладает харизмой и лидерскими способностями, он чувствует себя уверенно даже в те моменты, когда его личная позиция не совпадает с мнением большинства членов группы. Он не боится озвучить свое мнение. Так как свои мысли и убеждения он подкрепляет аргументами, члены группы прислушиваются к нему, а иногда даже встают на его сторону, меняя свои взгляды.
Если же индивид обладает низкой самооценкой, он опасается выражать свое несогласие с мнением большинства в группе. Он вынужден кривить душой, носить маску, льстить, желая произвести впечатление на лидера группы. Его поведение будет оставаться неискренним до тех пор, пока человеку выгодно быть членом данной социальной группы.
Влияние группы на индивида можно проследить на примере некоторых профессий:
- Продавец. Существуют определенные стандарты обслуживания покупателей, в соответствии с которым продавец должен быть доброжелательным, вежливым, улыбчивым. Этот профессиональный стандарт не позволяет продавцу на работе демонстрировать свое плохое настроение или негативное отношение к неопрятному покупателю.
- Учитель. В школьном классе могут оказаться совершенно разные дети. Некоторые из них обладают высокой учебной мотивацией, а другие – низкой. Учитель, как правило, видит детей, которые заинтересованы в получении знаний, но он не может учить только их. В соответствии с должностной инструкцией, педагог должен одинаково относиться ко всем ученикам. Профессиональный стандарт запрещает учителю выделять в классе любимчиков. Личностное отношение учителя к конкретному ребенку не должно накладывать отпечаток на его обучение.
- Работник конвейера. Данная процессия не предполагает проявления индивидуальности. Сотрудник фабрики или завода должен выполнять определенные операции в нужной последовательности. Группой для данного сотрудника будет являться производственный цех. Если индивид прекрасно справляется со своими обязанностями, то другие работники конвейера относятся к нему лояльно. Если же он допускает ошибку, его ждут санкции со стороны других работников, ведь его ошибка непременно отразится на их работе.
Группа оказывает влияние на индивида, формируя его систему жизненных ценностей и принципов. Но и индивид оказывает влияние на группу, если обладает достаточным личностным потенциалом. Получается, что не только группа формирует те или иные личностные характеристики своих членов, но и каждый индивид, который является членом группы, оказывает влияние на ее социально-психологические характеристики.
2.6. Человек, индивид, личность
Самоучитель по обществознанию — Человек
Указанные в заголовке понятия часто употребляются как синонимы. Однако между ними имеются существенные смысловые различия. Человек —это существо биологического вида homo sapiens. Индивид — это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей, чертами. Индивидом является любой из нас. Каждый человек от рождения наделен особыми внешностью, характером, способностями и т.д. Специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных, составляют его индивидуальность. Она предполагает не только особенности внешнего облика, но и комплекс социально значимых качеств индивида.
Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может стать личностью. Какими качествами должна обладать личность? С какого возраста ею становятся? На эти вопросы нет однозначного ответа. С одной точки зрения, личность — это человек, обладающий комплексом положительных характеристик. В соответствии с другой точкой зрения личность предстает как нечто особенное, взятое в социальном аспекте.
Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание — это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества. (Важнейшим качеством личности выступает социальная активность, которую можно рассматривать в двух проявлениях. Первое предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться. Второе проявление социальной активности связывают с активностью как некоторой конкретной мерой деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием «социальная активность» тесно связано понятие «социальный субъект» — человек, способный к активной социальной деятельности.
В социологии выделяются такие виды личности, как нормативная (базисная) и модальная. Нормативная (базисная) личность — это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. В любой социальной группе можно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в университете существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии — военнослужащий, на заводе — рабочий и т.д.
Модальная (от слова «мода») личность — это человек, приверженный тем же культурным образцам, что и большинство членов данного общества. То есть это тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент времени. Модальная личность отражает реальное положение человека в обществе. Например, в последнее десятилетие XX в. в России получил распространение тип торгового человека, ориентирующегося на получение прибыли. Следует отметить, что в обществе может существовать несколько типов модальной личности в зависимости от наличия разных социальных групп.
Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя иногда встречаются некоторые совпадения. Отклонения от нормативного типа, если они довольно существенны, встречают противодействие общества, которое принуждает индивидов к исполнению общепринятых норм. Кроме того, нормативная личность более постоянна, а модальная — более динамична. Со сменой условий жизнедеятельности изменяются и типы личностей. Так, для демократического общества характерен политически активный тип личности, а для антидемократического — тип, подчиняющийся руководящим указаниям.
В условиях радикальных перемен в общественной жизни получает распространение маргинальный тип личности, т.е. личности пограничного типа: человек, выпавший из своей прежней социальной среды и не сумевший приспособиться к изменившимся обстоятельствам, испытывает психический дискомфорт, неуверенность в будущем и стремится примкнуть к какой-либо социальной группе для стабилизации своего положения.
На формирование личности оказывают влияние многие факторы. В первую очередь это наследственность. От родителей человек получает набор индивидуальных свойств внешности, здоровья, психики и т.д. Но на уровне наследственности человеку передаются только психофизиологические свойства. В большинстве случаев они играют второстепенную роль. В качестве основных они могут выступать тогда, когда человек существенно отличается от окружающих. В крайних случаях это либо физические и психические патологии, либо одаренность.
Другим, более важным фактором, выступает воспитание ~ процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Воспитательное воздействие человек испытывает со стороны родителей, учителей, друзей.
Немаловажный фактор формирования личности — социальная среда, т.е. те люди, среди которых человек вращается, от которых он зависит или которые зависят от него, на которых он ориентируется или которые ориентируются на него. Выделяют макросреду (общество в целом, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Личность и общество взаимодействуют друг с другом. Общество может влиять на становление личности и на ее поступки. В то же время личность способна изменять социальную среду. Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными.
Социальные отношения — это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения складываются между людьми, включенными в различные социальные группы. Человек не может существовать обособленно. В своей деятельности он должен учитывать интересы других людей. Так, для достижения успехов на работе мало быть хорошим специалистом. Необходимо уметь построить правильные отношения и с начальниками, и с сослуживцами. Все действия людей есть производные социальных отношений, которые включают в себя два уровня: социальный уровень (взаимодействие людей посредством различных социальных групп) и психологический уровень (непосредственно межличностные отношения).
Возможна ситуация, когда несмотря на благоприятные условия процесс развития личности приостанавливается, так как сам человек не прикладывает к этому никаких усилий. Для формирования личности необходимо стремление человека к самосовершенствованию. В каждом человеке заложен огромный потенциал, который может раскрыться только если человек сам ставит перед собой цели и предпринимает попытки их достижения.
Не последнюю роль в становлении личности играют способности человека. Способностями называют индивидуально-психические качества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки. Чем шире круг интересов человека, тем проще выявить его подлинные способности. Нередки случаи, когда родители заставляют ребенка заниматься каким-либо видом деятельности (математикой, спортом), а он имеет способности в совершенно иной сфере (например, в литературе и искусстве).
Ярко выраженная способность называется талантом. Способность и талант — врожденные качества. Но если их не развивать, они могут угаснуть. Талант нужно вовремя увидеть в человеке. Это задача родителей, школы, других общественных институтов. Развитие же таланта во многом зависит от самого человека. Талантливого человека, постоянно развивающего свои способности и достигшего высоких результатов в своей деятельности, мы называем гением. Все гениальные люди, оставившие свой след в истории, были личностями.
Но не только таланты и гении становятся личностями. Личность — это результат становления индивида, развития его способностей, накопления опыта. Личность характеризуется развитым самосознанием, твердой жизненной позицией, умением принимать решения и способностью нести ответственность за свои поступки. Она всегда имеет свою точку зрения на те или иные проблемы и в некоторых случаях может противопоставлять себя обществу. Личность отличается развитой силой воли, способностью заставить себя действовать так, как это необходимо в данной ситуации.
Становление личности происходит в ходе социализации. Социализация — это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.
Жизненный цикл человека составляют определенные возрастные этапы: детство, юность, зрелость и старость. Возрастные границы этих этапов довольно размыты. Тем не менее существуют те признаки, по которым можно отличить ребенка от юноши или зрелого человека от старика. В зависимости от возраста различают и этапы социализации. Период детства и юности составляет начальную социализацию, период зрелости и старости — продолженную. На человека в процессе социализации оказывают влияние родители, школа, друзья (на стадии начальной социализации), а затем институт, армия, работа, государство (на стадии продолженной социализации).
Не последнюю роль в социализации играет воспитание — привитие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов. Воспитание, как отмечалось выше, представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Но существует и другая сторона воспитания, а именно, стихийное усвоение правил поведения. В первом случае воспитание осуществляют родители, школа, вуз. Во втором — ребенок воспринимает образцы поведения, подражая родителям, старшим товарищам, кумирам кино, эстрады, спорта. Целенаправленное воспитание всегда связано с задачей сформировать у ребенка совокупность положительных качеств. Стихийно же усваиваться могут и отрицательные образцы поведения.
В воспитании целенаправленное и стихийное могут соответствовать друг другу, а могут и вступать в конфликт, например, когда родители постоянно говорят ребенку о вреде курения, а сами курят. Поэтому процесс воспитания предполагает ответственность и самоконтроль со стороны родителей.
Но воспитание не заканчивается со взрослением человека. Процесс усвоения норм поведения продолжается всю жизнь. Меняется только его направленность. Если в детстве человека воспитывали окружающие, то с возрастом он сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки. Такой процесс называется самовоспитанием.
Самовоспитание — свойство развитой личности. Оно требует наличия силы воли и стремления к более высоким результатам. Неудовлетворенность достигнутым положением, приложение усилий к продвижению вперед, состояние постоянного поиска — признаки, свидетельствующие о статусе личности. Общество, состоящее из ярких личностей, развивается более динамично и быстрее движется по пути социального прогресса.
Вопросы и задания
1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?
2. Что такое социальная активность? Каковы ее проявления?
3. Охарактеризуйте понятия нормативной и модальной личности. В чем проявляется их соотношение? Приведите примеры.
4. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?
5. Какую роль в развитии личности играют способности и талант?
6. Что такое социализация? Каковы ее этапы? Какие факторы влияют на процесс социализации?
7. Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем со стоит взаимосвязь целенаправленного и стихийного воспитания?
8. Какое значение имеет самовоспитание? Занимаетесь ли вы само воспитанием?
9. Прочитайте высказывание Г.В.Плеханова.
«Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».
Какие черты великого человека он выделяет?
2.7. Духовный мир человека →
← 2.5. Общение
2.6. Человек, индивид, личность
2.9 (58.75%) 64 votes
Добавить комментарий
Что такое индивидуальность человека
Индивидуальность – это уникальный набор личностных характеристик человека, который обеспечивает его естественную гармоничность, многогранность. Индивидуальность определяет отношение человека к самому себе, к окружающим людям и вещам, к своей и чужой деятельности.
Социально-психологический парадокс заключается в том каждому человеку хочется быть непохожим на других, самовыражаться в творчестве. Но при этом каждый опасается того, что его самовыражение окружающие не смогут понять и принять. Поэтому люди, как правило, стараются быть как все.
Структуру индивидуальности составляют:
- тип темперамента;
- внешний вид человека;
- стиль общения личности;
- характер человека;
- интеллектуальные способности личности;
- интересы и склонности человека
Индивидуальность человека вырисовывается в процессе его жизни. Эта характеристика личности есть у каждого. Сложно найти двух людей, которые обладали бы одинаковыми личностными характеристиками. Даже у близнецов характеры бывают противоположными, что свидетельствует об уникальности индивидуальности каждого человека.
Индивидуальность человека заметна уже с самого младенчества. Малыши имеют различия во внешности, свойствах темперамента. Даже плач у детей отличается.
Чем личность отличается от индивидуальности или индивида
Основное отличие – максимальное самосознание и способность контролировать собственные поступки, нести за них ответственность, принимать решения. Особенность в силе воли, которая выражается не в жажде отличаться от окружающих, а в желании стать лучше самого себя. Обычно личностные качества, хоть и проявляются в сравнении с другими, оцениваются самим человеком по отношению к себе самому. То есть, например, абстрактное «я» украл и имеет муки совести не по тому, что сосед/друг или полицейский сказал, что так делать нельзя. Причина – в осознании ценностей и в их нарушении. Личность будет стыдиться в первую очередь перед самим собой.
Структура личности
Структуру личности образуют характеристики индивида, приобретенные им в процессе социального взаимодействия. К ним относятся:
- развитая сила воли;
- готовность нести ответственность за свои слова и поступки;
- самостоятельность;
- самодисциплина;
- самоорганизованность;
- высокий уровень самоконтроля:
- высокий уровень нравственности.
Психологи объединили характеристики личности, составив ее социально-психологическую структуру:
Социально-психологическая структура личности
А что же такое individuum
Основное отличие – отсутствие конкретных, уникальных черт. Это человек, который имеет принадлежность к толпе, обладает сходными характеристиками, соответствует основным стереотипам и поддается общественному мнению.
Такая персона личностно не возросла. На бытовом уровне можно привести следующие черты индивида, который так и не стал личностью:
- неумение принимать решения;
- отсутствие ответственности за события;
- низкая социальная адаптированность;
- следование за мнением большинства;
- отсутствие точки зрения;
- способность манипулятивного воздействия по отношению к рассматриваемому человеку.
Качества личности
Индивид, который является личностью, прошел долгий путь от человека как представителя биологического вида до индивида, наделенного общественными свойствами. Индивида как личность характеризуют такие качества, как:
- энергичность;
- неповторимость;
- креативность;
- инициативность, предприимчивость;
- социальная активность;
- ответственность;
- высокая мотивация достижения цели;
- способность контролировать эмоции;
- независимость от мнения большинства;
- умение защитить свою индивидуальность.
Ася Рахович
Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.
Задать вопрос
Что означает термин «личность» в обществознании?
Термин «личность» в обществознании играет важную роль и изучается первостепенно в разделе «Человек и общество».
Личность – индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами.
Личность характеризуется уникальным сочетанием природных свойств индивида (возрастно-половые, биохимические, нейродинамические и прочие) и социальных качеств, формируемых в той или иной среде.
Понятие «личность» позволяет рассматривать человека как носителя определенных общественных ролей, а его деятельность соотносить с нормативно установленными принципами.
В гуманистических философских концепциях личность рассматривается как высшая ценность, ради которой осуществляется общественное развитие.
Развитие личности
По мнению педагогов и психологов, процесс формирования личности начинается, когда ребенку исполняется 3 года. У малыша появляется потребность все делать самостоятельно. Однако в стремлении к самостоятельности он сталкивается с некоторыми трудностями: оказывается, большинство видов деятельности, которые ему так интересны, он еще не может выполнять самостоятельно. Это противоречие между желаниями малыша и его беспомощностью вызывает бурные негативные поведенческие реакции. Ребенок часто капризничает, плачет, отказывается выполнять требования родителей.
Взрослым нужно с пониманием и терпением относиться к ребенку в этот период, так как противоречия являются движущей силой развития. Пройдет несколько месяцев, и малыш найдет правильные способы освоения новых видов деятельности. Это и будет первым его шагом на пути развития личности.
Чтобы индивид стал личностью, нужны специальные условия. Развитие личности происходит, если:
- Родители заинтересованы в развитии малыша, поэтому с раннего детства создают дома развивающую среду. Детям необходимо читать сказки, петь колыбельные на ночь, принимать участие в детских играх. Все это формирует у малыша морально-нравственный базис личностного развития.
- Ребенок должен посещать дошкольное образовательное учреждение.
Степень успешности личностного развития проявляется в критических ситуациях, когда человек стоит перед морально-нравственным выбором. Человек, который смог стать сильной личностью, способен с достоинством выходить из разных жизненных ситуаций. Духовные ценности он ставит выше материальных. Он способен:
- ответить отказом на сомнительные предложения товарищей;
- проявлять силу воли;
- быть целеустремленным в работе;
- внимательно относиться к близким.
Нельзя оправдывать противоправные и криминальные действия человека тем, что он не смог социализироваться и проявить себя в социально поощряемых видах деятельности. Совершать преступление или нет – это выбор, на который способен не индивид, а личность. Преступники сделали свой выбор осознанно. Значит, они являются личностями.
Индивидуальные черты характера
Специальная психология — что это такое
Индивидуально-психологические черты, характеризующие личность, изучают дифференциальная психология и криминология. Динамическая структура особенностей человека включает в себя 4 основные группы:
- биологические черты: задатки, темперамент, первичные потребности;
- социальные свойства личности: мировоззрение, моральные качества, направленность;
- индивидуальные способности: талант, одаренность или гениальность;
- опыт: навыки, умения, привычки и знания.
Необходимо учитывать, что не все индивидуальные особенности индивида могут стать чертами характера.
Задатки и способности
Важно! Все черты характера относятся к особенностям личности. Этот факт занимает особое место в криминологической практике.
Благодаря индивидуально-психологическим чертам, человек способен достигать успеха и совершенствоваться в деятельности.
Влияние социума на личность
Находясь в обществе, человек испытывает на себе давление окружающих. Социум влияет на формирование системы ценностных ориентаций личности, оказывает влияние на ее поступки.
Поведение индивида регулируется не только его собственными волевыми усилиями, но и общественным мнением.
Человек чувствует себя счастливым только в те моменты, когда он может заниматься тем, что ему действительно нравится, чувствуя при этом понимание и поддержку со стороны близких.