Психика человека как система, ее структура, компоненты и элементы

  • 10 Октября, 2018
  • Психологические термины
  • Сергей КостюченкоЖелязков

Перцептивность – это отображение ситуаций действительности, при котором многое зависит от индивида. Такое отображение необходимо, чтобы формировать образ предметов. Что касается психологии, подобное явление позволяет понять, как человек видит проблему и какие выводы он делает в результате общения с окружающими людьми.

Основные понятия

Перцептивность – это основной биологический процесс человеческой психики. Приобретается такая функция через органы чувств, которые принимают участие в формировании полноценного образа предметов. Перцепция воздействует на анализаторы за счет ряда ощущений, вызываемых восприятием.

Также стоит сказать, что перцептивность – это популярный предмет исследования психологов. Ведь подобное отображение действительности позволяет сформировать в человеческом сознании полноценный образ определенного явления.

Характеристики и свойства перцепции

Данный процесс имеет такие основные показатели:

  • определение отдельных параметров;
  • тактичная абсорбция данных;
  • образование точного чувственного образа восприятия.

Перцепция находится в тесном сотрудничестве с логикой, мышлением, вниманием и памятью. Она определяется стимулированием индивида и имеет эмоциональной окрас конкретного типа.

Замечание 1

Основными характеристиками перцепции выступают: структурность, апперцептивность, вещественность, контекстность, рациональность, осознанность.

Разновидности перцепции

Психологи классифицируют перцепцию в зависимости от задействованного органа восприятия следующим образом:

  • Зрительная перцептивность – это вид перцепции, при которой глаза совершают скачкообразное движение – таким образом люди обрабатывают информацию, которую они получили. Когда движение глаз останавливается, начинается зрительное восприятие. На подобный тип перцепции влияют ранее выработанные стереотипы. К примеру, когда человек привык бегло просматривать текст, ему будет трудно полноценно прорабатывать изучаемый материал. Он может не замечать большие абзацы, а если его спросят, говорит, что в книге их не было.
  • Слуховая перцептивность в психологии – это способ восприятия, при котором важную роль играет мелодическая и фонематическая система. При этом задействуются моторные компоненты (они выделены в отдельную полноценную систему – к примеру, пропевание мелодии позволяет развить музыкальный слух).

Также существуют следующие виды перцепции, в которых отражение информации происходит за счет понимания, а не органов чувств. Это перцепция направления и расстояния предметов, которые располагаются на расстоянии, и перцепция времени, то есть последовательность и скорость событий.

Суть перцепции времени заключается в том, что у всех людей внутренние часы разные. Нередко они не совпадают с суточными ритмами. Чтобы воспринимать подобные ритмы, человек пользуется дополнительными анализаторами.

Факторы перцепции

Факторы перцепции делятся на два типа:

  • внутренние;
  • внешние.

К внешним факторам относятся: насыщенность, размер, новизна, противоположность, цикличность, движение, различимость, определяемость

К внутренним факторам перцепции относятся:

  1. стимулирование, состоящее в визуальном рассмотрении индивидом всего важного и значимого для нее, того, в чём она нуждается;
  2. установки личностного восприятия, когда ожидания человека сводятся к тому, чтобы увидеть то, что было рассмотрено раньше в идентичной ситуации;
  3. опыт, открывающий возможности восприятия того, что уже знакомо, изучено в течение жизнедеятельности, как самой личностью, так и другими людьми;
  4. специфика характера личности, отражающая индивидуальную специфику восприятия. Каждый человек обладает различным характером, имеет разный темперамент, что приводит к разному взгляду на одни и те же вещи, их разному восприятию;
  5. восприятие собственной личности. У каждого человека имеется своя призма восприятия, отражающая свой воспринимающий механизм.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Перцепция в психологии 460 ₽ Реферат Перцепция в психологии 220 ₽ Контрольная работа Перцепция в психологии 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Социальная перцепция

Развитие и зарождение взаимодействия людей возможно при условии взаимопонимания. Важно, чтобы люди понимали не только окружающих, но и свою личность. Это возможно за счет процессов коммуникации и отношений, формирующихся между людьми в процессе беседы. Также важно учитывать методы, используемые для реализации совместной деятельности.

Обязательной составляющей общения считается процесс познания. Подобная составляющая является перцептивным аспектом общения. Ученые считают социальную перцепцию важным и серьезным явлением психологии. Впервые подобное определение ввел Д. Брунер (он сформировал другой взгляд на восприятие человеком различных субъектов).

Понятие перцепции в психологии

Определение 1
Перцепция – это когнитивный процесс прямого активного отображения человеком разных явлений, объектов, событий, ситуаций. Если данное познание направлено на социальные объекты, то явление называется социальной перцепцией.

Механизмы социальной перцепции можно ежедневно наблюдать в нашей повседневной жизни. Упоминание о перцепции встречались уже в античном мире. Огромный вклад в развитие данного понятия внесли философы, физиологи, деятели искусства, физики. Но самое большое значение этому понятию придаёт психология.

Перцепция — это важная психическая функция познания, которая проявляется в качестве сложного процесса преобразования и получения чувственной информации. Посредством перцепции индивид формирует цельный образ объекта, воздействующий на анализаторы.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Таким образом, перцепция — это своеобразная форма сенсорного отображения.

Механизмы перцепции

Социальная перцептивность – это определение чувств собеседника. Механизм прост: человек вступает во взаимодействие с собеседником как личность (именно так его воспринимают собеседники).

Общение – важный механизм. Суть его в том, что собеседники пытаются понять друг друга. Общение опосредуется не только наличием системы понимания информации, но и особенностями восприятия собеседника.

Общение подразумевает присутствие межличностного восприятия, то есть выработку первых впечатлений о собеседнике. Поэтому психологи выделяют несколько механизмов перцепции, являющиеся специфическими методами, которые подразумевают оценивание и анализ поведения собеседника. Наиболее распространенными механизмами считаются идентификация, казуальная атрибуция и социальная рефлексия.

Что касается казуальной атрибуции, то ее суть в анализе реакции на поведение собеседника, то есть человек строит предположения, почему его собеседник ведет себя так, а не иначе. При этом человек основывается на схожести поведения собеседника с людьми, с которыми он общался раньше, или использует собственный опыт.

При казуальной атрибуции используется принцип аналогии. Она зависит от того, как человек, оценивающий поведение собеседника, воспринимает сам себя. Суть идентификации заключается в том, что человек пытается понять собеседника, строя предположение о том, каково его душевное состояние, пытаясь поставить себя на место того, с кем он общается.

Идентификация позволяет понять ценности собеседника, его поведение и привычки. Она имеет особый смысл в подростковом возрасте и юношестве, потому что в этот период создаются взаимоотношения между подростком (юношей) и обществом.

Под социальной рефлексией понимается процесс и результат самовосприятия человека. Основной инструмент социальной рефлексии – осмысление человеком своих личностных характеристик. Он пытается понять, как они выражаются в реакции на поведение собеседника, и как их воспринимают окружающие.

Суть эмпатии в том, что человек сопереживает собеседнику и пытается понять его внутреннее состояние. Эмпатия основана на понимании переживаний собеседника, а также понимании того, каким образом он оценивает происходящее. Эмпатийность – важная профессиональная черта педагога или психолога.

Мир психологии

Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению. В результате сделанной оценки формируется определенное отношение к собеседнику, и делаются отдельные выводы о его внутренних психологических свойствах. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения и относится к социальной перцепции. Понятие социальная перцепция было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком. Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение. Термин «восприятие» не является наиболее точным при определении формирования представления наблюдателя о своем собеседнике, так как это более специфический процесс. В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» (А.А. Бодалев) в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком. Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.

Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.

Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия. Эмпатия — способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов.

Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы. Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом.

Существуют следующие социально — перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:

  1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта
  2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.

Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе (Я — концепция), о партнере по общению (Ты – концепция) и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид (Мы – концепция). Познание себя через другого возможно через сравнение себя с другим индивидом или через рефлексию. Рефлексия это процесс осознания того, как собеседник понимает его самого. В результате между участниками общения достигается определенный уровень взаимопонимания.

Социальная перцепция занимается изучением содержательного и процессуального компонентов процесса общения. В первом случае изучаются атрибуции (приписывания) различных характеристик субъекту и объекту восприятия. Во втором осуществляется анализ механизмов и эффектов восприятия (Эффект ореола, первичности, проекции и другие).

В целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.

Структура и механизмы социальной перцепции.

«Идентификация» (от позднелатинского identifico – отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Термин “идентификация” является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Существует множество результатов экспериментальных исследований идентификации — как механизма социальной перцепции, исходя из которых, выявлена взаимосвязь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, – эмпатией.

«Эмпатия» — это понимание другого человека путем эмоционального чувствования его переживания. Это способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия – это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей.

«Аттракция» (от лат. attrahere – привлекать, притягивать), рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему. Аттракция также представляется механизмом формирования симпатии между людьми в процессе общения. Присутствие аттракции в процессе межличностной перцепции, указывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных), и в основном аттракция более проявляется в межличностных отношениях. Психологи выделили различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Дружба, представляется как вид устойчивых, межличностных отношений, характеризующийся устойчивой взаимной привязанностью их участников, в процессе дружбы усиливается аффилиация (стремление быть в обществе, вместе с другом, друзьями) и ожидание взаимной симпатии.

Симпатия (от греч. Sympatheia – влечение, внутреннее расположение) это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения. Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного отношения, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, а на первый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта.

Социальная рефлексия — это понимание другого человека путем размышления за него. Это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Представление о том, что думают обо мне другие, — важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир — самый эффективный источник самопознания в процессе общения.

Каузальная атрибуция — это интерпретация поведения партнера по взаимодействию через выдвижения гипотез о его эмоциях мотивах, намерениях, качествах личности, причинах поведения с дальнейшим их приписыванием этому партнеру. Каузальная атрибуция тем больше обусловливает социальную перцепцию, чем больше недостаток информации о партнере по взаимодействию. Наиболее смелую и интересную теорию построения процесса каузальной атрибуции выдвинул психолог Г. Келли, он выявил, каким образом человек осуществляет поиск причин для объяснения поведения другого человека. Результаты приписывание могут стать основой для создания социальных стереотипов.

«Стереотипизация». Стереотип – это устойчивый образ или психологическое восприятие, какого либо явления или человека, свойственное членам той или иной социальной группы. Стереотипизация — это восприятие и оценка другого человека путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы. Это процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов. Наиболее распространены этнические стереотипы, иначе говоря, образы типичных представителей определенной нации, наделенных национальными чертами внешности и особенностями характера. Например, существуют стереотипные представления о педантичности англичан, пунктуальности немцев, эксцентричности итальянцев, трудолюбие японцев. Стереотипы являются инструментами предварительного восприятия, позволяющие человеку облегчить процесс перцепции, и каждый стереотип имеет свою социальную сферу применения. Стереотипы активно используются для оценки человека по социальным, национальным, или профессиональным характеристикам.

Стереотипное восприятие возникает на основе не достаточного опыта в распознавании человека, в результате чего выводы строятся на базе ограниченной информации. Стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, по его принадлежности к профессии, тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии ( все бухгалтеры педантичны, все политики харизматичны). В этих случаях проявляется предрасположенность извлекать информацию из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим опытом, не обращая внимания на его ограниченность. Стереотипизация в процессе социальной перцепции может привести к двум различным следствиям: к упрощению процесса познания одним человеком другого и к возникновению предубеждения.

Проявление первого впечатления

Психологи выделяют следующие факторы, от которых зависит, какое впечатление сложится о человеке:

  • Превосходство обычно наблюдается, если человек, превосходящий своего собеседника, высоко оценивается и по другим характеристикам. В результате происходит пересмотр оцениваемого человека. Этот фактор в первую очередь зависит от неуверенного поведения наблюдателя. Так что в экстремальных ситуациях многие люди доверяют тем, к кому до этого не решились бы подойти.
  • Привлекательностью объясняются свойства перцепции для собеседника, внешние данные которого привлекательны. Основная ошибка перцепции в этом случае заключается в том, что психологические свойства человека, который выглядит привлекательно, люди нередко переоценивают.
  • Фактор «отношение» подразумевает, что человек воспринимает собеседника в зависимости от того, как тот к нему относится. Основная ошибка здесь заключается в склонности переоценивать собеседника, который соглашается с мнением или настроен дружелюбно.

Апперцепция

Что такое апперцепция в психологии? Термин апперцепция ввёл в науку исследователь Г. Лейбниц.

Он первым доказал, что перцепция , это просто восприятие действительности, а апперцепция , уже осознанное.

Если вернуться к уже сказанному, мы можем добавить, что апперцепция , высший уровень восприятия, максимальная степень которого принадлежит человеку.

Основатель экспериментальной психологии В. Вунд, основываясь на этом, доказал, что основное участие в данном процессе принимает внимание, как часть сознания.

Если внимание не фокусируется на каком-то отдельном предмете, не происходит и его осознания. Но стоит сосредоточению внимания произойти, начинается уже процесс апперцепции, которая и является основой осознанного мышления.

По теории апперцепции Вунда именно способность к такому восприятию и сделала человека человеком.

Восприятие неизбежно зависит от предшествующего опыта. Скажем, многие предметы мы вообще рассматриваем бегло, вскользь, потому что ежедневно с ними сталкиваемся.

Например, не будем же мы пристально рассматривать по утрам кухонный стол, за которым завтракаем, или яичницу, которую на этот завтрак подают.

А вот, если в первый раз попробовать, скажем, авокадо, воспринимать этот предмет мы будем иначе.

Апперцепцией и называют зависимость восприятия от предшествующего опыта человека.

Причём, эта зависимость может абсолютно по-разному выражаться по отношению к одному и тому же предмету.

Ребёнок, увидев круг, будет его только, как круг и воспринимать. Школьник неизбежно вспомнить об уроках геометрии. Автомобилист сразу подумает о колесе, а любитель цирка , об арене.

Большое значение в восприятии окружающего имеют профессиональные навыки.

Скажем, ландшафтный дизайнер, появившись в незнакомом саду или парке, сразу будет определять составляющие этого дизайна, садовник отметит ухоженность участка и влажность почвы, а ребёнок будут искать места, где можно будет поиграть или спрятаться.

Апперцепция во многом определяется возрастом человека и его знаниями.

С возрастом органы чувств, которые являются основой восприятия, изменяются, причём, не всегда в сторону развития. Слух, например, к старости становится часто хуже. Но рождается ребёнок уже с хорошим слухом.

Другое дело , зрение. Оно на протяжении жизни у человека развивается:

  • младенцы плохо контролируют движения глаз и имеют чёрно-белое зрение,
  • в 2 месяца они осознанно воспринимают глубину и удалённость,
  • острота зрения в этот период у малышей уже адекватна этим показателям у взрослых людей,
  • в 3 месяца они приобретает зрение цветовое,

Постепенно у ребёнка возникают перцепционные способности , средства, которые формируют представление об окружающем мире, когда отдельные его проявления воздействуют на органы чувств человека.

Основными показателями таких способностей на разных этапах развития ребёнка можно считать следующие качества:

  • объём восприятия, он измеряется определённым количеством предметов, которые испытуемый может воспринять, скажем, в течение одной минуты,
  • точность восприятия, под ним подразумевается соответствие образа предмета, сформировавшегося в сознании и собственно предмета в реальности,
  • полноту, это степень подобного соответствия,
  • быстроту восприятия, тут определяется время окончательного формирования образа предмета в сознании,
  • эмоциональную реакцию ребёнка на исследуемый предмет.

Развитие перцептивных навыков

По мнению психологов, для дружеского общения и взаимной симпатии достаточно простой улыбки. Чтобы развивать перцептивные навыки, психологи рекомендуют научиться улыбаться. Мимика позволяет получить информацию о чувствах человека, поэтому если научиться ее контролировать, можно улучшить навыки перцепции.

Методика Экмана позволит научиться отличать проявления эмоций и совершенствовать навыки восприятия. Суть ее в том, что на лице можно выделить три зоны (лоб и глаза, рот и подбородок, а также нос). Именно в этих зонах отмечается проявление основных эмоций (грусть, радость, страх и так далее).

Уровни перцептивной психики

Подразделяют 2 уровня перцептивной психики , низший и высший.

Низший уровень свойственен членистоногим и моллюскам.

У них есть предметное восприятие, разделение предметов на полезные и те, к которым следует относиться безразлично.

На высший уровень психики выходят уже развитые позвоночные. У них высоко развита нервная система, намного разнообразнее функции движения.

В их психическом восприятии появляются новые свойства и навыки:

  • манипулирование предметами,
  • обобщение на основе зрительного восприятия,
  • деятельность с помощью этих предметов, основанная на обобщении всех этих факторов.

Во время познания ребёнком окружающего мира перцептивные действия проходят несколько основных этапов:

  1. На первом происходит знакомство с окружающими предметами.
  2. На втором этапе происходит определённая перестройка сенсорных процессов, которые происходят в органах чувств, дети начинают познавать пространственные свойства предметов.
  3. На третьем этапе действия в процессе восприятия уже не играют основной роли, их становится меньше, основную роль берёт на себя узнавание и осмысление воспринимаемого.

Несколько слов о ролевых принципах поведения

Отдельно стоит сказать о ролевых принципах поведения. Так, ролевой принцип перцептивности состоит в том, что роль человека должна позитивно восприниматься его собеседниками, а он, в свою очередь, должен позитивно воспринимать их интересы.

Принцип интерактивности заключается в том, что исполнение человеком определенной роли в обществе должно упрощать регуляцию поведения его собеседников за счет воздействия на его цели и мотивы. Так же, как и ролевой принцип перцептивности, он подразумевает, что надо учитывать интересы собеседника.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]