Лекция «Психика человека. Функции психики»
ПСИХИКА
План:
- Понятие о психике
- Функции психики
- Нарушение Сознания
Литература:
- Выготский Л.С. Психология. –М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010.
- Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: учеб. Ун-тов по специальности «Психология». –М.: Изд-во МГУ, 2009.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Т.2. /Под ред. В.В. Давыдова и др. –М.: Педагогика, 2008.
- Маклаков А.Г. Общая психология. –СПб., 2008.
1. Понятие о психике. Функции психики.
Мы ощущаем вкусы, запахи, видим предметы, испытываем эмоции. Кто-то из нас обладает абсолютным музыкальным слухом, у кого-то хорошая память; одним доставляет удовольствие гулять, другим читать книги. Почему мы можем что-то испытывать и ощущать, почему мы так отличаемся друг от друга? Что-то даёт нам все эти возможности. Это наша психика. Именно свойства и функции психики человека обеспечивают нам всё, что мы видим, слышим, чувствуем, то, как ведём себя.
Психика даётся человеку от рождения, но в процессе жизни развивается. Развивается в зависимости от получаемого опыта, обстоятельств. Психика нужна нам, чтобы получить, объединить, понять информацию об окружающем мире, сопоставить её со своими потребностями и выработать необходимое поведение. Основные функции психики обеспечивают человеку адаптацию к разным условиям, возможность общаться, учиться, а, если возникает необходимость – выживать. Все функции тесно связаны и взаимообусловлены, поэтому нормальная психика целостна, они обеспечивают взаимодействие человека с окружающей средой.
Психика — отражение мозгом реальной действительности, проявляющаяся у человека в виде психических явлений.
Все психические явления делятся на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.
Психические процессы
подразделяются на:
1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение);
2) эмоциональные;
3) волевые.
Психические состояния
подразделяются на: 1)
мотивационные
– желания, интересы, влечения, страсти; 2)
состояния организованности сознания
(проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности); 3)
эмоциональные
(эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация); 4)
волевые
(состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.
Различаются также пограничные психические состояния личности
– психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
К психическим свойствам
личности относятся:
1) темперамент;
2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы);
3) характер;
4) способности .
Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы – не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния – текущее своеобразие этих возможностей.
2. Функции Психики
- Коммуникативная – обеспечивает возможность общения людей друг с другом.
- Познавательная – позволяет человеку познавать окружающий внешний мир.
- Регулятивная функция обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения.
Факторы психического развития Факторами психического развития
принято считать:
- наследственность (свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития);
- среду (окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования);
- активность развития (деятельное состояние организма, проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоление сопротивления среды).
Существуют различные точки зрения в отношении происхождения психики:
- Идеалистический —
психическое (душа) в своём происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное начало; - Дуалистический —
существует 2 начала: психическое(идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере связаны друг с другом. - Материалистически й-
феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.
Выготский Лев Семёнович (1896-1934) – советский психолог, автор работы «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ».
Выготский Л.С. показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Это высшие психические функции составляют высший уровень психики человека и называются сознанием. Формируются они в ходе социальных взаимодействий.
Высшие психические функции (произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление) – имеют социальную природу.
- Первый вывод
в работе Выготского Л.С. отвечает на вопрос: «Как отличаются отношения со средой у животных и человека?» и звучит так:
Среда действует на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. Человек действует на природу и видоизменяет её.
2) Второй вывод
заключается в том, что
человек, овладевая природой, научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности(только человек способен заставить себя запомнить нужный материал, обратить внимание на что-то).
3) Третий вывод
заключается в том, что человек пытается овладеть своим поведением при помощи психологических орудий. (Выготский Л.С. называл их знаками).
Знаки —
искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и т.д.
Главный вывод концепции Выготского:
«Человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику — он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он использует психологические орудия (знаки). Универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь».
Четыре уровня развития психики живых организмов
1. Раздражимость—
свойство, которое отличает живую материю от мёртвой. Проявляется в вынужденной активности живого организма.
Чем выше уровень развития организма- тем более сложную форму имеет проявление его активности.
Первичную форму раздражимости имеют растения (например: «тропизм»- вынужденное движение к свету).
2.Чувствительность —
характеризует общую способность к ощущениям.
Отличительной чертой от раздражимости является то, что живые организмы получают возможность реагировать не только на биологические факторы среды, но и на биологически нейтральные. (Характерно для более развитых организмов: черви, моллюски- способность избегать вредных воздействий среды).
3.Поведение высших животных —
сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.
Чем выше уровень развития, тем более сложное у него поведение. Способность к научению.
4. Сознание человека —
высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку.
Сознание выступает, как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.
Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через систему представлений о себе и формирует своё поведение, исходя из ценностей, идеалов и мотивационных установок.
Высшим уровнем сознания психики обладает только человек!
СОЗНАНИЕ —
высший уровень психического отражения действительности, проявляющегося способностью личности отдавать себе отчёт об окружающем, настоящем и прошлом времени, принимать решение и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.
Сознательная деятельность представляет собой одну из высших психологических функций. Без участия сознания невозможно представить себе какое-либо законченное сложное действие.
Болезнь может изменить самосознание, в частности нарушить осознание самого себя как больного или понимания себя как личности, своего «я».
3. Нарушение Сознания
В клинической практике различают две большие группы
выраженных патологических состояний сознания:
- Помрачение;
- Выключение;
1) К помрачению сознания
относятся:
- Делирий-
нарушение ориентировки в месте, времени окружающей обстановке при условии сохранения ориентировки в собственной личности.
Типичным является появление обильных зрительных и слуховых галлюцинаций, обычно устрашающего характера. Зрительный образ- это чаще различные зоопсии (крысы, мыши, змеи и т.д.). Эти расстройства сопровождаются психомоторным возбуждением: больной испытывает страх, тревогу, пытается обороняться, спасаться бегством. Активируется симпатическая нервная система (повышение АД, потливость, дрожание, тахикардия). В остром состоянии больной представляет определенную опасность для окружающих. После выхода из состояния сохраняется частичное воспоминание о пережитом. Наиболее часто делирий наблюдается при алкоголизме, в быту квалифицируется как «белая горячка».
- Аменция (аментивное состоян
ие
)-
отмечается при тяжелых и длительно текущих болезнях (инфекциях, септикопиемии и др.).
Нарушается ориентировка в окружающем, во времени и собственной личности. Больной не осмысливает окружающее, речь его представляет обрывки фраз. Нередко больной возбужден в пределах постели. Болезненное состояние может продолжаться длительно.
- Онейрод
(сноподобное состояние)- характеризуется неполной, чаще двойной, ориентировкой в месте, времени и собственной личности. Больной как бы погружается в мир сноподобных фантастических грёз: он находится на других планетах, в экзотических садах и т.п.
При этом он не является основным действующим лицом, а скорее соучастником в отличии от состояния делирия, в котором больной сопереживает с яркими зрительными и слуховыми обманами, соответственно строит своё поведение.
Характерна мимика больных: она то отрешенно-грустная, то «зачарованная». Глаза чаще закрыты или полузакрыты. Если попытаться вступить с больными в контакт, то он может рассказать о своих сновидениях и в то же время сообщить своё имя и номер палаты (двойная ориентировка). Воспоминание о пережитом сохраняются. О наиболее острых болезненных расстройствах больные рассказывают красочно. Онейроидные расстройства сознания наблюдаются при острых эндогенных психозах, некоторых инфекционных заболеваниях.
- Cумеречное состояние
напоминает состояние человека, находящегося в сумерках, когда он видит только небольшое число слабо освещенных окружающих предметов.
При таких состояниях сознание как бы скользит, внимание останавливается лишь на отдельных явлениях. Больной неплохо ориентирован в окружающем, самосознание его изменено. В поведении преобладают автоматизированные действия, внешне достаточно упорядоченные. Больной производит впечатление человека, глубоко погруженного в свои мысли и отгороженного от окружающего. Иногда развиваются устрашающие галлюцинаторно-бредовые состояния: больной в страхе бежит или нападает на мнимых врагов. В таких случаях он опасен для окружающих.
Сумеречное состояние наблюдается при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга. Сумеречное состояние возникает внезапно и также неожиданное может прекратиться. Продолжается обычно от нескольких минут до нескольких часов, реже дней. Память о пережитом не сохраняется.
- Состояние амбулаторного автоматизма
также характеризуется автоматизированными формами поведения. Сознание окружающего и самосознание изменены (как в полусне). Сюда относятся снохождение (сомнамбулизм, лунатизм) и транс – нарушение сознание, при которых больной может совершать целенаправленные действия, ездить на транспорте в дневное, уезжать в другую местность
Состояние амбулаторного автоматизма обрывается так же внезапно, как и появилось. Если при выходе из него больной оказывается в незнакомой обстановке, то он не может дать себе отчёта в происшедшем.
- Расстройство сознания собственной личности, и
ли
деперсонализация –
болезненное чувство отчуждение собственной личности, осознавемое и болезненно переживаемое самим больным.
Изменилось тело (стало большим, маленьким, тяжелым, легким) и его привычная схема (руки длинные, туловище короткое, голова чрезмерно большая и т.д.)
В клинике внутренних болезней встречается преимущественно выключение сознания (от лёгкого до полного).
2)К
выключению сознания
относятся:
- Обнубиляция
(от лат. пubes- облако)- лёгкое нарушение сознания.
Сознание на несколько секунд или минут затуманивается, заволакивается лёгким облачком. Ориентировка в окружающем и собственной личности не нарушается, воспоминания о событиях после болезненного расстройства сохраняются.
- Сомноленция
(сонливость)- длительное (часы, дни) состояние, напоминающее дремоту.
Ориентировка при этом не нарушена. Чаще это происходит на фоне нейротропной интоксикации (отравление алкоголем, снотворными и др.).
По глубине нарушения сознания различают кому, сопор и оглушение
.
- Оглушение
– состояние неполного бодрствования, для которого характерны утрата или нарушения разной степени выраженности связности мыслей и действий, в связи с грубым расстройством внимания, сонливость. Больные вялые, заторможенные, не сразу реагируют на обращенные к ним вопросы; сообразительность снижена, память ослаблена.
Оглушение бывает различной степени выраженности и наблюдается при диабетической гипергликемии, крупозном воспалении лёгких, перитоните, нейроинфекциях, при анемии, тифах и др.
- Сопор
(лат. «беспамятство»)- глубокая стадия оглушения.
Больной обездвижен, не удаётся вызвать у него ответных реакций, за исключением болевой (отдергивание руки при нанесении ей болевого раздражения), реакции зрачков на свет. Реакция на речь или слабая или отсутствует. После кратковременного пробуждения (при легком сопоре) больной вновь впадает в бессознательное состояние, моментов пробуждения в дальнейшем не помнит. Такое состояние наблюдается при тяжело протекающих инфекциях, интоксикациях, тяжелой сердечно — сосудистой декомпенсации.
- Кома-
состояние полного выключения сознания.
У больного отсутствуют реакции на раздражения (речь, боль). Отсутствует чередование сна- бодрствования. Глаза закрыты. Наблюдается при дальнейшем утяжелении указанных выше состояний, а также при тяжёлой черепно — мозговой травме.
- Обморок —
внезапная потеря сознания, обусловленная кратковременной анемией головного мозга (за счёт спазма сосудов мозга).
Кома и обморок отличаются друг от друга не только внешними клиническими проявлениями, но и причинами их вызвавшими, и характером течения.
При коме и глубоком сопоре, кроме нарушения сознания наблюдаются другие симптомы:
- Нарушение нормального ритма дыхания, в тяжелых случаях дыхание становится хаотичным, может даже наблюдаться угнетенное дыхание;
- Нарушенная реакция зрачков на свет
(нарушенные движения глаз, наблюдаемое при подъеме век или плавающие движения, фиксация взгляда).
Причины нарушения сознания:
- Неврологические (инсульт, эпилептический статус, опухоли мозга, ЧМТ, и др.);
- Метаболические (сахарный диабет, гипотериоз, надпочечниковая недостаточность, печеночная недостаточность и др.);
- Гипоксия (асфиксия, тяжелая сердечная недостаточность);
- Солнечным или тепловым ударом;
- Отравлениями.
Особенности мужской психологии
Мужчины более сконцентрированы, но время концентрации очень непродолжительное, поэтому представители сильного пола, которые имеют четкую цель в жизни, такие энергичные и всегда добиваются своего. Их внимание не распыляется на другие цели.
При этом мужчинам намного сложнее выдерживать длительное физическое и психологическое напряжение. Мужские мысли имеют четкую направленность. Им сложно переключаться с одной темы на другую. Если мужчины разговаривают об автомобилях, то другая тема для беседы будет открыта лишь после того, как данная исчерпает себя полностью.
Научная трактовка
Концепция ученых по вопросу возникновения психики такова:
- По мнению ученых, психика появилась на определенном этапе развития живых организмов. Она является отражением их манер, привычек и поступков. По мере прогресса живых существ развитие получала и психика. В своей эволюции она прошла два этапа: инстинктивный и персональное обучение.
- Психика и сознание – это кульминационная фаза эволюции. Это достижение возникло благодаря активной трудовой деятельности, которая проходила в достаточно цивилизованном для того времени обществе.
- Психика в действии имеет самое сильное развитие. Именно движения и активность формируют изменения. Важная закономерность – это переход деятельности и каких-либо поступков в психический образ, и наоборот.
- Психика человека сформирована функционированием мозга, но по факту она является индивидуальным феноменом, который зависит от общественных действий.
- Психические явления обладают конкретизированной системой и структурной организацией.
ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ИГРА
Итак, игра занимает главную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Проходя определенные возрастные этапы, она трансформируется в зависимости от степени развития малыша:
- 3 – 4 года – игра режиссерская;
- 4 – 5 лет – игра становится образно-ролевой;
- 5 – 6 лет – игра приобретает сюжетно-ролевую направленность;
- 6 – 7 лет – дошкольники играют по установленным для каждой игры правилам.
В каждой игре в той или иной степени отражается какая-либо сфера деятельности, а также отношений. Игра постепенно перестает быть манипулятивной – использующей только предметы. Ее суть переносится на человека, на его деятельность. Поэтому действия взрослых ребенок воспринимает уже как пример не только объективный, но и субъективный.
Игра имеет огромное развивающее и воспитательное значение. В процессе игр дети учатся полноценно общаться между собой: делиться, договариваться, помогать, конфликтовать. Игра развивает мотивацию, а также потребности малышей. В ролевой игре со сложными сюжетами и действиями у дошкольников активно развивается творческое воображение. Игра помогает ребенку совершенствовать произвольную память, восприятие, мышление, интеллектуальную деятельность. Все это способствует его дальнейшему развитию, становится основой для подготовки к обучению.
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Одним из важных аспектов в психологии дошкольного возраста считается процесс развития маленькой личности: ее эмоций, мотивации, самосознания.
- Эмоциональная сфера.
Период дошкольного детства относительно стабилен и спокоен в эмоциональном плане: особенных вспышек или конфликтов практически не возникает, за исключением кризиса 3 лет, когда ребенок как раз осознает себя как маленькую социальную личность. Стабильному развитию эмоциональной сферы способствует развитие представлений ребенка. Представления позволяют ему переключиться с конкретной ситуации, поэтому возникающие затруднения не кажутся такими значительными. Однако сами переживания постепенно становятся все сложнее, все глубже, разнообразнее, увеличивается спектр переживаемых эмоций. Появляется, например, сопереживание другому. Ребенок учится чувствовать и понимать не только свое Я. Эмоциональную окраску приобретают все образы в представлении ребенка, вся его деятельность (а это, прежде всего, игра) насыщается яркими эмоциями.
- Мотивация.
Начало становления личности связывают с формированием такого важного личностного механизма, как соподчинение мотивов. Они у дошкольника имеют разную значимость. Можно выделить мотивы самооценки (соперничество, достижение успеха), мотивы, связанные с формированием моральных, нравственных норм, и др. В дошкольные годы начинает выстраиваться индивидуальная мотивационная система ребенка, что будет иметь огромное значение для его дальнейшей успешности.
- Самосознание.
Его принято считать главным новообразованием периода. Формированию самосознания способствуют активное личностное и интеллектуальное развитие. Самооценка формируется в среднем дошкольном возрасте, изначально из собственной оценки (обязательно положительной), а затем и оценки поведения других. Что характерно: малыш учится оценивать поступки, навыки или поведение сначала других детей, а затем уже свои собственные.
На этом этапе происходит половая идентификация. Дети осознают себя как представителей мужского или женского пола – девочку или мальчика, усваивают особенности внешности, одежды, характера, поведения, социальные роли разных полов. К старшему дошкольному периоду ребенок начинает воспринимать себя во времени: помнит, каким был в прошлом, осознает себя «здесь и сейчас», а также может представить, каким станет в будущем. Малыш умеет правильно выражать эти представления в речи.
Особенности женской психологии
Концентрация у женщин развита слабо, зато представительницы слабого пола способны быстро переключать внимание. Только что она говорила с подругой о том, какой сорт кофе лучше, и тут же перескакивает на то, где лучше покупать сумочку. Женщины могут говорить одновременно на несколько тем и прекрасно понимать друг друга. Но мозг женщины постоянно фиксируется на мелочах, которые могут мешать.
Женщины способны длительное время выдерживать психологическое напряжение, но, если не дать ему выход, наступит срыв. Поэтому представительницам слабого пола необходима разрядка и переключение внимания на несущественные мелочи.