Структура и компоненты человеческого сознания в психологии

Обновлено 24 июля 2021 563 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Что есть сознание человека?

Возможно, это голос души, и тогда мы не перестанем существовать даже после смерти тела. Конечно, при условии, что душа существует.

А если оно живет благодаря деятельности мозга, то вместе с прекращением жизни последнего исчезает и сознание. Этот феномен вызывает интерес у представителей различных научных направлений. Что известно о нем человечеству на сегодняшний день?

Определение понятия

Психологи и философы выделяют два аспекта психики, которые делают человека человеком.

Это сознание и самосознание. Под сознанием понимают высшую степень отражения действительности и управления жизнедеятельностью.

При помощи сознания человек контролирует свои психические функции, формирует модель внешнего мира, познает и оценивает все, происходящее с ним и вокруг него.

Важнейшим элементом сознания является самосознание. Под ним подразумевается понимание индивидом самого себя как объекта мира, формирование образа своего «,Я»,, представлений о себе.

Сознание и самосознание , это функции, которые человечество приобрело и развило в себе в процессе эволюционного развития.

Первые признаки проявляются еще в младенческом возрасте, когда ребенок различает ощущения от разных предметов и процессов, которые с ним происходят.

Четко осознавать себя малыш начинает в 2-3 года, в семь лет у детей появляется самооценка.

Наиболее быстро и бурно развитие сознания и самосознания проходит в подростковом возрасте, когда человек активно ищет себя, свой стиль, определяет свое место в жизни. В этот же период формируются и нравственные принципы.

Таким образом, в сознании выделяют следующие формы:

  • самосознание,
  • разумность , соотношение себя и своих понятий с миром,
  • рассудок , мыслящее сознание,
  • духовность , высшая степень сознания.

Существует множество теорий о сознании. Например, Фрейд считал, что каждое событие и переживание человека определяется сознательным и бессознательным.

В области бессознательного находится сексуальная и агрессивная стороны личности, а также те события, которые индивид намеренно вытеснил из своей памяти и разума. Когда бессознательное пытается «,прорваться», в сознание, у человека возникает чувство тревоги.

С точки зрения идеализма, сознание всегда первично. Мир не может существовать вне его восприятия человеком.

Материализм считает сознание свойством высокоорганизованной материи. Оно не просто отражает существующую действительность, но и управляет ей.

Функционализм определяет сознание как функцию, то есть человек, пребывая в сознательном состоянии, выполняет определенные функции. На этом построен искусственный интеллект.

Сознание как психический процесс: его структура, функции и характеристики

План:

  1. Понятие сознания.
  2. Структура.
  3. Функции.
  4. Характеристики.

Сознание — высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. «Ядром» сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит Зигмунду Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного.

Алексей Николаевич Леонтьев выделил три его составляющих: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл. (см. доп. материал)

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Эти функции сознания можно схематично показать на схеме в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (Рис. 18.1):

Основные функции сознания

Как писал известный немецкий философ Карл Маркс: «Мое отношение к моей среде, есть мое сознание», и это на самом деле так. В психологии выделяют основные функции сознания, благодаря которым и формируется определенное отношение к той самой среде, где находится индивид. Рассмотрим самые основные из них:

  1. Познавательная функция сознания отвечает за познание всего вокруг, формируя представление о действительности и приобретая фактический материал, при помощи ощущения, мышления и памяти.
  2. Накопительная функция порождается познавательной особенностью. Ее смысл заключается в том, чтобы в человеческом сознании и памяти «собиралось» множество знаний, чувств, впечатлений, переживаний, эмоций не только от собственного опыта, но и действий других современников и предшественников.
  3. Оценочная функция сознания или отражательная, с ее помощью человек сравнивает собственные потребности и интересы с данными о внешнем мире, познает себя и свои знания, различает «Я» и «не Я», что способствует развитию самопознания, самосознания и самооценки.
  4. Функция целенаправленности, т.е. в результате анализа полученного опыта, человек, которого не удовлетворяет окружающий мир, пытается изменить его в лучшую сторону, формируя для себя определенные цели и пути их достижения.
  1. Креативная или творческая функция сознания, отвечает за формирование новых, ранее неизведанных образов и понятий при помощи мышления, воображения и интуиции.
  2. Коммуникативная функция осуществляется при помощи языка. Люди работают вместе, общаются и наслаждаются этим, сохраняя в своей памяти полученную информацию.

Четыре основные характеристики сознания.

1.Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире.

2. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я».

3. Сознание обеспечивает осуществление целеполагающей деятельности человека.

4.В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека.

Дополительый материал к вопросу 20.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание — важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе — биологической форме, а сознание — социальной форме движения материи.

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Содержание сознания обязательно, так или иначе, практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея — это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея — это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию — специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями.

Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего «Я» и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.

Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность. Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего, прогрессивным идеям.

Четыре основные характеристики.

1.Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире. Кроме того, оно позволяет делать эти знания совместными для всех людей. Само слово «сознание» подразумевает это: сознание — совместное, совокупное знание, т. е. индивидуальное сознание не может развиваться обособленно от общественного сознания и языка, являющегося основой абстрактного мышления — высшей формы сознания. Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные процессы — ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых человек непрерывно пополняет свои знания о мире и о самом себе. Нарушение любого из познавательных процессов автоматически становится нарушением сознания в целом.

2. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я». Человек— единственное существо, которое способно выделить себя из остального мира и противопоставить себя ему. На начальной стадии своего развития человеческое сознание направлено вовне. Человек, наделенный от рождения органами чувств на основе данных, доставляемых анализаторами, осознает мир как нечто отдельное от него, и более не отождествляет себя со своим племенем, с явлениями природы и т. п.

Помимо этого, только человек способен обращать свою психическую деятельность на самого себя. Это означает, что в структуру сознания входят самосознание и самопознание — способность производить сознательную оценку своего поведения, своих индивидуальных качеств, роли и места в общественных отношениях. выделение себя как субъекта и развитие самосознания происходило в филогенезе и происходит в процессе онтогенеза каждого человека.

3. Сознание обеспечивает осуществление целеполагающей деятельности человека. По окончании трудового процесса достигается реальный результат, который в идеальной, форме уже был сформирован а сознании, прежде чем трудовой процесс был начат. Человек заранее представлял конечную цель и продукт своей деятельности, формируя тем самым мотивацию. Он планировал действия в соответствии с этим представлением, подчинял ему свои волевые усилия, корректировал деятельность уже на стадии ее осуществления, чтобы конечный результат максимально соответствовал изначальному представлению о нем. Нарушение в осуществлении целеполагающей деятельности, ее координации и направленности является одним из видов нарушений сознания.

4.В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека. Она отвечает за формирование эмоциональных оценок в межличностных отношениях и самооценки, эмоциональных реакций на явления окружающего мире, на внутренние явления. Если эмоциональные оценки и реакции человека адекватны, это способствует регулированию его психических процессов и поведения, коррекции взаимоотношений с другими людьми, При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания выражается расстройством именно в сфере чувств и отношений.

Чувственная ткань сознания, по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д…. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное „поле» и объект его деятельности». Чувственная ткань — переживание «чувства реальности».

Значение — это содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка.

Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь.

Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность человеческого сознания.

Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий (личностный) смысл.
Артур Минимулин

Структура

Что входит в структуру сознания? В психологии выделяют важные структурные компоненты сознания:

  • бытие,
  • рефлексия,
  • самосознание.

Оно выполняет следующие функции:

  1. Отражение. Сюда относятся способность индивида познавать, воспринимать, запоминать и хранить информацию.
  2. Рефлексия. Это возможность осознавать себя как объекта мира, понимать свое «,Я»,.
  3. Преобразование. Человек способен ставить перед собой цели и достигать их.
  4. Креатив. При помощи разума личность проявляет воображение и творческий потенциал.
  5. Оценка. Сюда относятся эмоции.
  6. Коммуникация. Личность передает свои знания при помощи определенных знаков. То есть сознание не может существовать без общения.
  7. Времяобразование. Это целостная картина мира, содержащая в себе воспоминания о прошлом, понимание настоящего и будущего.
    Именно это свойство является главным отличием человека от животных.

Структура сознания

Сознание представляет собой сложный, многогранный и многоаспектный феномен, в структуре которого можно выделить следующие составляющие:

  1. Интеллект – психические способности личности, необходимые в процессе решения умственных задач. К способностям данной группы можно отнести характеристики мышления (интенсивность, гибкость, системность), памяти (объем, скорость запоминания, забывания, готовность к воспроизведению), внимания (распределенность, устойчивость, переключаемость, концентрация, объем), восприятия (избирательность, наблюдательность, способность узнавания). Ядром интеллекта является система знаний;
  2. Мотивация – совокупность побуждений, стимулов, определяющая целенаправленность деятельности личности;
  3. Эмоции, чувственно-эмоциональная сфера – переживания личности, отражающие ее субъективное отношение, оценивание тех или иных явлений, феноменов, процессов, ситуаций, социального окружения. В чувственно-эмоциональную сферу входят настроения, чувства, переживания, эмоциональные стрессы, аффекты и пр.;
  4. Воля – способность личности сознательно регулировать собственную деятельность и поведение, достигать поставленных целей, преодолевая трудности. Волевая регуляция предполагает ответственность и свободу;
  5. Самосознание — репрезентация собственного «Я», часть сознания личности, обеспечивающая ее саморегулирование, самоконтроль и самовоспитание.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Структура сознания 400 ₽ Реферат Структура сознания 240 ₽ Контрольная работа Структура сознания 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Стадии и функции самосознания

Самосознание , это восприятие личностью себя, понимание своего отличия от других, осознание своих потребностей, эмоций, чувств, переживаний.

Самосознание выполняет следующие функции:

  1. Отличие себя от других, принятие свое индивидуальности.
  2. Сохранение постоянства поступков и поведения, ответственность за свои действия.
  3. Мотивация к определенной деятельности.
  4. Формирование модели взаимоотношений с окружающими.
  5. Способность развивать личностные черты, контролировать эмоции, чувства.

В своем развитии самосознание проходит следующие ступени:

  1. Природная. Ребенок учится различать и воспринимать ощущения и воздействия на него внешних факторов при помощи сенсомоторного интеллекта.
  2. Социальная. Человек воспринимает себя, оценивает и сравнивает с другими.
    На этой ступени появляется самоуважение и воля.
  3. Личностная. Индивид понимает причины своих поступков, оценивает возможности дальнейшего развития.

Таким образом, психологическая структура самосознания состоит из следующих компонентов:

  • самопознания,
  • самоконтроля и саморегулирования,
  • самооценки,
  • самопринятия,
  • самоуважения.

Стадии развития:

  1. Осознание тождественности, выделение себя. Развивается к 12 месяцам жизни малыша.
  2. Понимание себя как субъекта общества и деятельности. Проявляется в 2-3 года.
  3. Принятие индивидуальных психических особенностей. Формируется у подростков.
  4. Формирование моральных и нравственных принципов. Начинает развиваться в подростковом возрасте.

Функции сознания

Выступая важнейшей составляющей личности, сознание успешно выполняет ряд функций, включая следующие:

  • познавательная – благодаря сознанию человек формирует систему знаний;
  • целеполагающая – личность осознает свои потребности, осуществляет целеполагание, планирование стратегий для достижения поставленных целей;
  • ценностно-ориентационная – личность анализирует, подвергает оцениванию феномены, процессы действительности, формулирует свое отношение к ним;
  • управленческая – личность осуществляет контроль за собственным поведением, реализацией собственных поведенческих паттернов в соответствии с поставленными целями, сформулированными стратегиями их достижения;
  • коммуникативная – сознание существует и передается в знаковой форме, тесно связано с коммуникативной деятельностью личности;
  • рефлексивная – благодаря сознанию личность осуществляет самоконтроль, самосознание, саморегулирование, обеспечивающие возможности личностного развития.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Главные характеристики сознания

Активно. Эта характеристика относится ко многим животным, однако отличительной чертой человека является способность психологически отражать действительность, воспринимать окружающий мир не пассивно и равнодушно, а по степени значимости. Такая дифференциация происходит осознанно, но без вмешательства человека в психологические процессы мозга.

Интенционально. Это свойство означает «стремление», «направленность». Характеристика сознания выражается в желании человека реализовать цель, появившуюся в результате осознанного мышления или же бессознательного намерения. В буквальном смысле «интенция» подразумевает влечение человека к осуществлению поставленной задачи без непосредственного вмешательства.

Наличие главных характеристик сознания вырабатывает такие свойства:

Психологическое отражение за счет использования чувств и познавательных процессов человека (память, мышление, ощущение, воображение, восприятие). При нарушении одного из процессов происходит и нарушение сознательных поступков. Самооценка и рефлексия. Человек способен наблюдать за самим собой, контролировать эмоции, мысли и поступки. Благодаря этому зарождаются идеалы и ценности человека. Хорошо отражает эту характеристику высказывание Гегеля. Он сказал, что, хотя человек – это животное, он это осознает, а значит уже не является животным. Способность давать здравую оценку. Это свойство ярко проявляется в нравственных чувствах и суждениях, моральных качествах и жизненных ценностях. Постановка цели. Человек способен на основе осознанной деятельности принимать решения, строить планы, мотивировать себя, вносить некоторые коррективы.

Примечательно, что вся поступаемая в мозг информация перерабатывается и осознается человеком. Поначалу человек прилагает активные действия на оценивание произошедшей ситуации, а затем происходит автоматизация процессов.

О сознании простыми словами

Давно доказано, что сознанием наделен только человек: оно является его главной отличительной чертой по сравнению с другими живыми существами. Цветок не думает, во сколько закрывать свои лепестки или раскрывать их – он делает это в определенный час, потому что так заложено в его ДНК.

Лев не расстроится, если не поймает добычу и не станет строить наполеоновских планов, чтобы отомстить тигру, с которым недавно подрался. Аквариумные рыбки не вспоминают, какого вкуса был вчерашний корм, не рисуют его мысленный образ. Все это доступно только представителю человеческого рода.

Таким образом, сознание – это свойство психической материи, с помощью которого мы можем отражать реальную действительность.

Простой пример: я вижу перед собой чашку. Она красивого красного цвета. Кстати, может чаю попить? Того, что я купил неделю назад на выставке чаев. Продавец очень нахваливал этот сорт. Пора убедиться в его честности и заварить этот многообещающий напиток.

За одну минуту в моей голове пронеслась куча мыслей и образов, с ними связанных. Я побывал в прошлом, в будущем и настоящем, испытал определенные эмоции и даже ощущения. Это и есть то, что мы называем сознанием.

Сознание можно сравнить с ветром, который увидеть нельзя, но можно наблюдать следы его активности.

Эту мысль я почерпнул из этого интересного видео:

Сознание и данные самонаблюдения

Как кон­сти­туи­рую­щий факт внутр. жиз­ни, С. по­тен­ци­аль­но от­кры­то для са­мона­блю­де­ния, ко­то­рое по­зво­ля­ет вы­де­лить в нём неск. ха­рак­тер­ных фе­но­ме­нов: 1) мно­же­ст­во спе­ци­фич. сен­сор­ных ка­честв, или «ква­лиа» (лат. qualia – свой­ст­ва), со­став­ляю­щих «чув­ст­вен­ную ткань» об­раза (А. Н. Ле­он­ть­ев); 2) разл. сте­пень яс­но­сти со­дер­жа­ний С., од­ни из ко­то­рых на­хо­дят­ся как бы в «фо­ку­се» С., то­гда как дру­гие об­ра­зуют его раз­мы­тую пе­ри­фе­рию (в слу­чае эмо­цио­наль­ных пе­ре­жи­ва­ний та­кой пе­ри­фе­ри­ей, или фо­ном, яв­ля­ет­ся на­строе­ние че­ло­ве­ка); 3) чув­ст­во сво­бо­ды вы­бо­ра и воз­мож­но­сти про­из­воль­но оп­ре­де­лять ха­рак­тер хо­тя бы про­стей­ших из со­вер­шае­мых дей­ст­вий (см. Сво­бо­да во­ли).

По­след­няя груп­па фе­но­ме­нов ука­зы­ва­ет на при­сут­ст­вие в эпи­зо­дах осоз­на­ния Я че­ло­ве­ка, иг­раю­ще­го роль на­блю­да­те­ля, ар­бит­ра и ини­циа­то­ра при­ни­мае­мых ре­ше­ний (см. Лич­ность). Не слу­чай­но вы­ра­же­ния «прий­ти в соз­на­ние» и «прий­ти в се­бя» яв­ля­ют­ся поч­ти си­но­ни­мич­ны­ми. Внут­рен­ний «те­атр для се­бя» (Н. Н. Ев­реи­нов) час­то вклю­ча­ет не­сколь­ких дей­ст­вую­щих лиц, что ха­рак­те­ри­зу­ет диа­ло­гич­ность С.: мы за­меча­ем, что ве­дём с со­бой или с кем-то дру­гим внутр. диа­лог, смот­рим на се­бя со сто­ро­ны гла­за­ми ок­ру­жаю­щих, оце­ни­ва­ем дру­гих в за­ви­си­мо­сти от то­го, как они оце­ни­ва­ют нас, пы­та­ем­ся пред­ста­вить, как бы мы по­сту­пи­ли на мес­те дру­го­го ли­бо как др. че­ло­век по­вёл бы се­бя в на­шей си­туа­ции.

Что такое сознание человека?

Сознание человека − это программа, энергоинформационная модель восприятия и воспроизведения предметной действительности. Иными словами, Сознание это система понимания и восприятия окружающего нас мира, это то, что формирует личность человека, его оценку окружающей реальности.

Такая энергоинформационная модель не может существовать сама по себе и существует она строго по алгоритму. Хорошо развитое астральное тело, как и профессиональный сотрудник, может легко разобраться в описаниях мира, в котором живет тело и сознание. Так как же в сознании проявлен этот алгоритм?

Функцию эту выполняет ментальное тело – третье тонкое тело человека. Именно в ментальном теле и хранятся все эти многотомные описания Мира.

Ментал – огромная библиотека знаний. Там находится вся информация, которую человек накопил за свою жизнь − прочитал, узнал, выучил, увидел, услышал. Все знать он не может, но его можно восполнить, обогатить, развить, расширить, если на это нет запретов.

Развивая свое сознание, можно:

  1. Раскрыть в себе все таланты и способности;
  2. Перепрограммировать базовые правила и принципы, на которых строится реальность человека;
  3. Избавиться от «вшитых» при рождении программ, которые негативно влияют на развитие личности;
  4. Убрать негативные чувства и эмоции (обиду, вину, зависть, месть…);
  5. Увеличить пропускную способность знаний и изменить структуру их восприятия;
  6. Получить измененную программу судьбы. Что такое судьба, смотрите здесь>>.

Как узнать свою судьбу, читайте вот здесь>>.

Свойства сознания личности.

Многослойность структуры и многозначность термина сознания также породила разные мнения ученых о свойствах этого феномена. Есть несколько общих трактовок, которые дают понимание свойств сознания:

  • Это продукт эволюции человека. Постепенно мозг научился не просто реагировать на внешние стимулы, но перешел к самонаблюдению и отслеживанию своих реакций на происходящее.
  • Оно реально и не может быть сведено к другим явлениям. Доказательство этому — утверждение американского профессора нейрофизиологии Джозефа Богена, который сравнивал сознание с ветром. Ветер увидеть нельзя, возможно только заметить результаты его деятельности.
  • Оно наполнено субъективными переживаниями. Ученые называют это явление «Qualia»-«феноменальное сознание». Это наши ощущения: тепло-холодно, вкусно-невкусно, кисло-сладко, комфортно-некомфортно. Все это не измеряется никакими физическими приборами, но обозначают разные ощущения у разных людей.
  • Качественно проявляется в разных состояниях. В моменты, когда человек признается в любви или читает политические новости, он чувствует себя иначе.
  • Интегрирует разные элементы в единое поле. Например, когда человек читает книгу, он не только складывает буквы в отдельные слова. В это же время он ощущает шероховатость страниц, составляет мнение о прочитанном, испытывает эмоции, переживает по поводу возникающих ассоциаций и своего прошлого опыта.
  • Оно первично. Все созданное человеком сначала возникло в его сознании. Именно оно помогает человеку реализовывать задуманное, «вкладывать» душу в свои дела, ощущать собственную ценность и нужность.

Пройти тест на полушария мозга

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]