ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ШИЗОФРЕНИИ У ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП — автор Керре Н.О.

Шизофрения у подростков часто проявляется неожиданно и достаточно бурно, как правило, с яркими проявлениями. Однако, в некоторых случаях она может начинаться незаметно для родителей, которые не редко считают начало заболевания проявлением пубертатного состояния. И это вполне понятно потому, что пубертатные проявления и проявления шизофрении весьма схожи.

Необходимо отметить, что терапия шизофрении у подростков тем эффективнее, чем ранее она начата. В этом возрасте весьма опасно затягивать с лечением. Это связано с тем, что шизофрения у подростков опасна тем, что быстрее наступает фаза деградации. Связано это с дополнительной нагрузкой не устойчивого гормонального фона.

Шизофренией можно заболеть человеку любого возраста, в том числе и подросткового. Около 30% больных впервые обнаруживают симптомы данного заболевания в возрасте от 10 до 20 лет. Шизофрения у подростков в 4 раза выше, чем в более зрелом возрасте.

Шизофрения у подростков — признаки

Подростковая шизофрения – это процесс, связанный с формированием у подростка патологического психического и эмоционального состояния в восприятии окружающей действительности. На первый план, в начале развития шизофрении у подростков, выходят признаки психопатии: непослушание, агрессивность, отказ посещать школу, сексуальные девиации.

Главным признаком шизофрении в подростковом возрасте является нагнетание отрицательной эмоции практически мгновенно, возникновение нарушений в мышлении, выраженный аутизм, снижение общей активности. Подростковая и взрослая шизофрения существенно различаются. В данной возрастной категории дебют шизофрении редко проявляется в виде галлюцинаций и бреда.

Шизофрения у подростков

  • параноидная – проявляется бредом в виде неправильного толкования событий и собственных переживаний, часты дисморфомании (обнаружение дефекта внешности, которого на самом деле нет);
  • простая – может начинаться с трудного характера и вспышек агрессии с последующим резким снижение активности и бедности интересов;
  • резидуальная – на фоне отсутствия острых проявлений шизофрении, остается заторможенность, низкая социальная активность, равнодушие к своему внешнему виду;
  • гебефреническая – проявляется элементами детского поведения: гримасничаньем, манерностью, крайним проявлением аутизма;
  • кататоническая – в настоящее время встречается достаточно редко, отмечается ступор или непродуктивная двигательная активность, негативизм, замирание в необычных позах.

По типу течения, шизофрения делится на непрерывно текущую и приступообразную.

ПРИЗНАКИ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Относительно шизофрении действует простое правило: чем раньше выявлено расстройство, тем благоприятнее прогноз. Ранняя детская шизофрения проявляется еще в младенческом периоде. Однако редкие родители задумываются о присутствии болезни, скорее оправдывая симптомы психического расстройства кризисными периодами развития, недочетами воспитания.

Поскольку деткам свойственно фантазирование, нестабильность психических реакций, до 7 лет болезнь диагностируется затруднительно. Психиатрам не хватает четкости картины для постановки диагноза. Чаще официальное заключение выносится в пубертатном возрасте, в период манифестации расстройства, вызываемой гормональными всплесками. Но к данному возрасту болезнь успевает пустить корни, формируя стабильные патологические изменения личности, чем затрудняет предстоящее лечение. Подростковая шизофрения диагностируется только у 2% пациентов.

Таким образом, детская форма является сложным типом заболевания. Характеризуется тяжелым течением, спутанной клинической картиной, стойкими необратимыми изменениями психики.

Профилактика

Подросткам, включённым в группу риска по заболеванию шизофрения, нужно объяснять важность отказа от приёма наркотических средств и алкогольных напитков. Подростков необходимо постоянно поддерживать в развитии социальных навыков, препятствовать наступлению социальной изоляции, формировать развитие отношений с людьми в положительном ключе, обучать навыкам гигиены и обслуживанию себя.

Кроме того, необходимо проведение специальной психотерапевтической работы, целью которой является беседы о необходимости вести здоровый образ жизни, следить за своим внешним видом, работа по коррекции патологического поведения подростка и обучение формальным контактам с окружающими. В родительской семье больного подростка важно сохранять стабильно спокойные отношения, без физического и морального насилия, излишней зависимости и бесконтрольного поведения. При наличии девиантного поведения, не бойтесь показать ребенка психиатру. Раннее обнаружение болезни предотвратит злокачественное течение болезни и шизофрения у подростков может быть заблаговременно купирована. Вовремя начатое лечение шизофрении у подростка — один из важнейших факторов успеха и предупреждения деградационных процессов.

Важно научить подростка

  • контролировать свое поведение и эмоции;
  • выполнять работу самостоятельно;
  • строить отношения с окружающими;
  • заниматься творчеством и спортом

СИНДРОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Шизофрения в детском возрасте проявляется группами синдромов, охватывающих абсолютно все сферы деятельности ребенка: эмоциональную, социальную, интеллектуальную, поведенческую, волевую. В результате малыши теряют связь с реальностью, существуют в собственном, отстраненном, вымышленном мире.

Апато-абулический синдром сопровождается вялостью, безынициативностью, утратой интересов. Поведение характеризуется однообразными, бесцельными, вялыми движениями. Резко снижается активность. Дети утрачивают присущую им жизнерадостность. Обычно принимают одну позу, просиживая так довольно долго: стоят, лежат, сидят, не изменяя положения. Иной вариант – начинают отрешенно ходить или бегать, полностью игнорируя людей, происходящее вокруг. Внимание уделяют однообразным, стабильным процессам: поток воды, снегопад, движение рыбок в аквариуме. Часами способны наблюдать подобные явления.

Малышей сложно заинтересовать игрой, новыми игрушками. Наблюдается быстрая пресыщенность любой деятельностью: начинают что-либо делать и сразу бросают, теряя интерес. Игра приобретает примитивные черты: катание машинки «туда-сюда», перекладывание игрушки с места на место, многократное отстукивание по поверхности.

Эмоциональный фон скудеет. Игнорируют родных. Родителей как будто не замечают. Теряют способность сопереживать друзьям, близким. Перестают выражать собственное недовольство или удовлетворенность. Игнорируют выполнение просьбы, задаваемые вопросы.

Безразличие проявляется по отношению к еде, внешнему виду. Перестают выполнять элементарные гигиенические процедуры. Носят грязную, порванную одежду вопреки уговорам родителей, порой надевая вещи наизнанку. Налицо регресс элементарных навыков. Относительно взрослые детки, приученные к правилам пользования туалетом, начинают испражняться на пол, в штаны, находясь в общественном месте.

Изменяется речь, становится тихой, скудной. Дети манипулируют односложными фразами. Называют себя, используя местоимения третьего лица. Разговаривают невнятно, смазано. Постепенно речь приобретает нечленораздельный характер. Часто и вовсе перестают разговаривать.

Психопатоподобный синдром проявляется неуравновешенностью, беспокойством, неустойчивым настроением. Эмоциональный фон малышей становится довольно лабильным. Остро воспринимают самые незначительные стимулы. Падают на пол, катаются по полу. Кричат, хаотично размахивают руками, ногами. Обычно подобные реакции являются ответом на неугодную просьбу.

Дети агрессивны. Грубят окружающим, способны плюнуть, ударить, толкнуть человека. Встречаются случаи раптоидного состояния: острый страх делает поведение детей неадекватным. Больной начинает метаться, бесцельно бегать, плакать. Бросается на прохожих, срывает одежду. Падает в грязь, катается в ней, затем внезапно вскакивает, бежит дальше.

Рождается самоагрессия. Больные нередко наносят самоповреждения: кусают себя, царапают, бьют. Проявляется повышенная чувствительность, провоцируемая громкими звуками, ярким светом. Порой малышей раздражает собственная одежда: дети фактически срывают ее.

Нарушается сон, становится поверхностным, тревожным. Ребенок трудно засыпает, прося взрослого лечь рядом. Просыпаются среди ночи, не может уснуть до утра.

Параноидный синдром определяется позитивной симптоматикой: бредом, галлюцинациями чаще слухового, тактильного характера.

Псевдоорганический синдром является конечным результатом течения болезни. Проявляется схизисом, расщеплением сознания. Характеризуется нарушением всех познавательных функций: восприятия, памяти, мышления, интеллекта.

Шизофрения у подростков — симптомы

Существуют целые симптомо-комплексы, которые нельзя рассматривать отдельно друг от друга, все они, в той или иной степени, применимы и для ряда других заболеваний. Рассматривать их применительно к шизофрении можно, лишь, в совокупности.

  • Изменение эмоциональной сферы (больной шизофренией подросток испытывает большие сложности в выражении эмоций, либо реагирует на повседневные жизненные ситуации неадекватно).
  • Появление бреда, возможны галлюцинации (больной подросток слышит не существующие в действительности голоса и видит воображаемые предметы).
  • Нарушение поведения у подростков выражается в неуправляемости, отсутствию целеустремленности, пассивности, равнодушию к учебе, побегам из дому, ранней алкоголизации и примитивности интересов.

Указанные симптомы не всегда проявляются одновременно, более того, они изменяются и имеют зависимость от стадии заболевания. Начинать лечение шизофрении у подростка необходимо только после проведения полноценной дифферинциальной диагностики.

Дифференциальный диагноз

Шизофрения у подростков требует тщательной диагностики, потому что обычно данный диагноз сопровождает человека всю жизнь. Проявления, характерные для этой болезни, как правило, сопровождают и другие состояния подростка, где имеются нарушения психики. Разобраться во всех проявлениях заболевания и поставить первичный диагноз — шизофрения определённого типа, наделён правом исключительно врач-психиатр. Как, в прочем, назначать терапию и контролировать процесс лечения.

Основным в диагностике шизофрении является скрупулёзный сбор анамнеза, психологическое тестирование на личностные особенности подростка и длительное наблюдение группой врачей в условиях психиатрического стационара. Большое значение доктор придаёт данным о приёме лекарственных и наркотических препаратов, информации о воздействии токсического вещества, о возможности передачи болезни по наследству. Кроме того, для исключения патологии головного мозга принимаются во внимание состояние нервной системы подростка.

СИНДРОМ КАННЕРА

Большой вклад в изучение симптомов ранней детской шизофрении внес Лео Каннер. Психиатр выявил у детей подобной группы такие показательные признаки как:

  • безличностные взаимоотношения с родителями;
  • однообразные игры со стереотипными движениями;
  • игнорирование личных местоимений.

Доктор объединил данные признаки термином ранний детский аутизм. Впоследствии оказалось, что аутизм, выявленный им, является неотъемлемым признаком шизофренического расстройства. Аутизм в рамках шизофрении нередко представлен понятием «синдрома Каннера».

Младенцами такие дети имели нарушения сна, менялась его глубина и качество. Он становился поверхностным, больные трудно засыпали.

Малышам свойственно беспокойство, плаксивость без явной причины. Хотя отдельные детки обладают стабильным эмоциональным фоном. Возможно снижение чувствительности относительно звуковых раздражителей. Порой создается впечатление, что ребенок страдает глухотой.

С возрастом у маленьких больных более четко проявляются признаки расстройства. Им сложно овладевать элементарными навыками самообслуживания: чистить зубы, одеваться, складывать вещи. Речь хоть и формируется своевременно, впоследствии теряет эмоциональный окрас. Дети перестают задавать вопросы и отвечать на них. Многие слова выпадают из обихода. Фразы укорачиваются, порой не завершаются, произносятся скандировано, отрывочно, штамповано. Теряется привычная интонация, приобретая вычурный характер: меняется ударение, манера произношения. Речь детей характеризуется невнятностью, непонятностью, монотонностью, автоматизмом, поэтому не годится для коммуникаций.

Поведение малыша, страдающего синдромом Каннера, может характеризоваться как удовлетворительное, даже с нотками веселья. Отдельные случаи подкрепляются равнодушием относительно окружения. Однако подобный фон настроения сохраняется, когда стабильна ситуация вокруг ребенка. Стоит внести изменения, корректировки в привычный детский уклад жизни – изменить маршрут прогулок, поменять интерьер комнаты, разнообразить пищу, поведение маленького пациента изменяется. Он становится агрессивным, беспокойным, тревожным.

Игровая деятельность детей с виду кажется обычной, однако характеризуется быстрой сменой действий или застреванием на одном определенном, отсутствие сюжета игры. Деток сложно заинтересовать привычными игрушками. Они проявляют интерес к иным вещам: цифрам, предметам обихода, электротехнике. Деятельность сопровождается стереотипностью, однообразием, например, бесцельным счетом любых попадающихся предметов.

Изменяется двигательная активность. Усложняющиеся двигательные формы объединяются с сохраняемыми примитивными движениями: взмахи кистей, перебирание пальцев рук, их сгибание, разгибание. Подобные стереотипии характерны для раннего возрастного периода. Походка становится нескоординированной, резкой, отрывистой. Отсутствует плавность движений. Поражает грациозность одних двигательных актов и нелепость, неловкость других.

Андрюша, 4 года. Младенчество сопровождалось обычным развитием: вовремя начал сидеть, ходить, речевое развитие – с 1 года. Мать отмечала чрезмерное спокойствие, пассивность и сонливость ребенка, слабую реакцию на игрушки. Он не различал посторонних и родных людей, проявляя одинаковую реакцию.

Мальчик страшился других детей, убегал от них, не хотел с ними играть. Попытка привлечь ребенка к игре заканчивалась агрессией, раздражением, беспокойством, криками. Любил ходить на носочках или широко поставленными ногами, прыгать, совершал разнообразные манипуляции руками. Игра сопровождалась перекладыванием игрушек с места на место. На улице игровая деятельность отсутствовала. Встретив собаку, вскрикивал: не бойся, ударяя себя по лицу.

Имея развитую речь, хороший словарный запас, речью не пользуется. Игнорирует вопросы, просьбы. Высказывает отдельные короткие фразы, когда испытывает нужду в чем-либо, чаще жестикулирует. Любит слушать стихи, запоминает прочитанное и страницу, где напечатано стихотворение. Говорит о себе в третьем лице: мальчик идет гулять, мальчик хочет есть.

Подозревая олигофрению, был направлен на прием к врачу. В кабинете бродил или бегал, игнорировал просьбу сесть на стул. На вопросы не отвечал. Предложенные игрушки сбрасывал на пол. Кричал, выкрикивая непонятные слова. Разбил рамку для фотографий, ударив об стол.

Истории подростковой шизофрении

История болезни: Пациент В. 18 лет

В период подросткового возраста можно отметить несносное, досаждающее, конфликтное поведение в отношении родителей и друзей. Сбегал из дома, жил в подвале, употреблял спиртные напитки и наркотические средства. Курит. Были случаи воровства. 9 классов окончил с трудом. Поступил в ПТУ, но не окончил и 1 курса, так как был задержан за хулиганство.

Вернувшись домой, решил пойти работать. Устроился грузчиком в магазин. Там ему понравилась девушка, которой он стал оказывать странное внимание. При виде девушки начинал говорить очень громко, нецензурно выражался, плевал в её сторону, компрометировал и другими способами. В ответ на её возмущение раскидал продукцию по магазину и разбил витрину.

Кроме того, стал выглядеть неопрятно, перестал мыться, много и бессмысленно говорил.

Однажды пригласил милиционера в качестве охраны сопровождать его поход в ресторан. Получив от него отказ, инициировал драку. Работу оставил. Поселился на свалке, радовался и ждал там возлюбленную. За этот период им было совершено несколько краж. В итоге был задержан, при попытке отнять у ребёнка кулёк с конфетами. Во время госпитализации смеялся и вёл себя дурашливо, гримасничал, при разговоре отмечено тематическое соскальзывание. Существует 4 вида прогноза при шизофрении.

Прогноз

  1. В общем и целом прогноз болезни.
  2. Прогноз социального плана, возможности обучения и дальнейшего трудоустройства.
  3. Прогноз эффективности лечения.
  4. Прогноз в плане возможности гомицида или суицида.

Шизофрения у подростков — прогноз

  • Мужской пол является неблагоприятным фактором, женский пол — более благоприятным.
  • Ухудшают прогноз шизофрении сопутствующая органическая патология головного мозга.
  • Неблагоприятной является наследственность по заболеванию в анамнезе.
  • Наличие шизоидной акцентуации характера так же плохо влияет на прогноз.
  • Хорошим признаком будет острое начало заболевания, плохим — не ясное, стёртое начало заболевания.
  • Плохо, если преобладает галлюцинаторная составляющая, хорошо — если аффективная.
  • Хорошим признаком является отклик на первую терапию.
  • Длительные по времени, и частые обострения также ухудшают прогноз.

По статистике, около 20% больных подростков, совершают суицидальные попытки, из них почти 12% погибают.

Наиболее вероятный прогноз развития заболевания в каждом конкретном случае, можно получить на консультации в нашей клинике.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О БОЛЕЗНИ, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ СИМПТОМАТИКИ

Детский тип шизофрении – это разновидность психического заболевания, которая проявляется в раннем возрасте и характеризуется такой же симптоматикой, как и взрослая ее форма. Патология оказывает влияние на поведение, эмоциональное состояние, мышление ребенка, что приводит к неправильной интерпретации им окружающей реальности.

Очевидные симптомы отклонения психики проявляются, чаще всего, по достижении 7-летнего возраста. В некоторых случаях диагностировать заболевание можно уже на первом году жизни младенца.

Признаки шизофрении у детей и подростков нелегко поддаются классификации. Поэтому постановлением окончательного диагноза с последующей терапией больного должен заниматься психиатр, у которого имеется достаточный опыт работы с такими больными.

Зарождение шизофренического процесса происходит в том возрасте, когда психическое сознание индивида только начинает свое становление. Поэтому симптомы детской патологии обладают такой спецификой:

  • неясность клинического проявления. Признаки шизофренической болезни у детей не достигают степени зрелой патологии. Однако опытный специалист в состоянии определить группу риска даже у младенцев от одного года;
  • подростки склонны к фантазированию и философствованию. Их стремление к ассоциативному образу жизни не всегда свидетельствует о наличии болезни, а может быть «отзеркаливанием» негативного окружения;
  • непостоянность развития. Она заключается в том, что в жизни малолетнего члена общества происходят чередования периодов опережения нормального формирования личности и таких, что характеризуются явными задержками развития.

Диагноз вялотекущая шизофрения

Эта разновидность шизофренического расстройства диагностируется с частотой 0,1 – 0,4%. На ранних стадиях установить диагноз вялотекущая шизофрения довольно сложно, потому что шизофренические психозы и явные продуктивные признаки патологии отсутствуют. Преобладающая симптоматика может составлять картину как одной, так и другой болезни.

Чтобы подтвердить диагноз, психиатру необходимо провести тщательный анализ личных данных пациента, определить, встречались ли случаи заболевания шизофренией среди кровных родственников. Немаловажно обращать внимание на наличие продуктивной симптоматики, такой, как:

  • расстройство самовосприятия;
  • странные, необъяснимые ощущения в теле;
  • зрительные, вкусовые, слуховые галлюцинации;
  • беспричинная тревожность;
  • паранойя.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]