Психология подростка – это термин, трактующийся неоднозначно. Поскольку с одной стороны он подразумевает науку, изучающую особенности поведенческих паттернов детей, вступивших на пубертатный этап формирования. С другой – означает непосредственно суть рассматриваемого понятия – возрастную специфику поведения, особенности психических процессов.
Подростковая психология считается самым противоречивым феноменом, характеризующимся непостоянством и появлением ноток бунтарства. Подростковый этап знаменуется выходом крохи из детства. Здесь вчерашний малыш начинает заглядывать в собственный внутренний мир, постигает новое о своей личности. На описываемом этапе формируется критическое мышление на фоне бунтарства и отрицания привычных поведенческих паттернов.
Особенности подросткового развития
Пубертатный период наиболее трудный из всех этапов детского развития. Рассматриваемый этап ещё именуют переходным, поскольку происходит так называемое «превращение» ребёнка во взрослую личность, переход от детскости к зрелости. Такая трансформация затрагивает все стороны бытия подростка, его анатомо-физиологическое формирование, интеллектуальное и морально-нравственное созревание, а также все подвиды деятельности, а именно: игровую, учебную и трудовую.
На этапе пубертата существенно меняются обстоятельства бытия ребенка и его деятельности, что ведёт к необходимости преобразования психических процессов, ломке старых, ранее устоявшихся форм взаимодействия с однолетками и взрослыми лицами. Учебная деятельность осложняется повышенными требованиями, увеличением нагрузки, появлением новых наук, которые необходимо систематически штудировать. Всё это требует от психических процессов более глубокого уровня: основательных обобщений и аргументированных доказательств, понимания абстрактных связей между объектами, выработку отвлечённых понятий.
Помимо того у тинейджера значительно трансформируются его принципы, мировоззрение, общественная позиция, положение среди одноклассников. Ребёнок начинает играть более значимую роль в школьной среде, семье. В этой связи ему начинает предъявляться больше требований социумом и родителями, которые по содержанию становятся более серьезными и основательными.
В процессе усложнённой учебной деятельности заметно совершенствуется интеллект подростков. Содержание постигаемых в школе наук, модификация характера и содержания учебной деятельности вырабатывают у них способность самостоятельно мыслить, обобщать, рассуждать, анализировать, сопоставлять и резюмировать.
Помимо того описываемый этап в созревании детской личности знаменуется также и половым созреванием, что серьёзно осложняет прохождение рассматриваемого этапа развития.
Другие вехи
Многие 14-летние люди проявляют большой интерес к заработку, но обычно они не могут получить официальную работу. Вы можете помочь своему подростку найти случайную работу, которая поможет ему заработать немного денег, например, стрижка газона или присмотр за детьми.
К 14 годам подростки должны быть в состоянии выполнять все основные дела, которые вы делаете по дому. Вы можете подумать о том, чтобы заплатить своему подростку за работу, за которую вы можете платить кому-то еще, например, стричь лужайку или мыть машину. Плата подростку может стать хорошим способом начать преподавать ему ценные уроки о деньгах.
Психология мальчиков подростков
Подростковый период у сынов Адама заключается в трансформации мальчиков во взрослых мужей. На данной стадии происходит биологическое созревание, которое совпадает с зарождением новых интересов, разочарованием в былых увлечениях.
Юные подростки расстаются с детством, понимание того, что дальше будет с ними, отсутствует, поэтому они ощущают дискомфорт.
В пубертатном периоде отмечается активный рост мальчиков: меняется гормональный фон, «ломается» голос, растёт скелет.
Именно данный этап проявляется предельной нетерпимостью юношей, нежеланием оказать помощь тому, кто отличается. Мальчикам подросткам становится важной их внешность, поэтому если существуют проблемы с внешним обликом, то будет беда. Поскольку обязательно найдутся мальчишки, готовые обсмеять, а другие – готовые поддержать их в этом веселье.
Такие подростковые проблемы нередки. Они являются немаловажной психологической основой рассматриваемого периода. Вследствие скоростной гормональной перестройки у подростков нередко появляются прыщи, увеличивается вес. Мальчишки мучаются неконтролируемой эрекцией.
Помимо физических трансформаций, половых и гормональных метаморфоз, с ребёнком происходят и иные изменения. Видоизменяются его взгляды на бытие, начинают волновать вопросы, ранее совсем не интересовавшие. Опасность рассматриваемого этапа заключается в преувеличении собственных способностей, поскольку вчерашним детям всё кажется более радужным, доступным и простым.
Данный возраст характеризуется возникновением «разрыва» между здравым смыслом и эмоциями. Недоразвитие префронтальной зоны в пубертатном периоде объясняет возникновение основных проблем в поведенческом реагировании. Поэтому тинейджеры зачастую неспособны верно проанализировать ситуацию только в связи с незрелостью нервных процессов.
Поиск авторитета
Во все времена четырнадцатилетние парни старались найти пример для подражания. В это время ему очень важно разобраться, правы или нет родители, можно ли доверять их утверждениям и истинам, которые внушались ему с детства. Подросток сам выбирает авторитет. Чтобы быть похожим на своего кумира подростки меняют не только стиль одежды, но и все свое поведение. В это время родителям очень важно ненавязчиво подтолкнуть его к правильному выбору. Сделать это надо так, чтобы подросток не догадывался, кто способствовал нужному ему знакомству. Мальчик должен сам почувствовать необходимость такого общения. Он не может брать пример с тех, кто не нравиться, к кому он не чувствует дружеского расположения и доверия.
Психология девочек подростков
В периоде пубертата происходит интенсивный рост организма и гормональная перестройка. Поэтому многие девушки начинают прибавлять в весе, тело округляется, становясь более женственным.
Поскольку организм быстро адаптироваться к происходящим метаморфозам не успевает, ему приходится трудиться на износ. Отсюда у девочек наблюдается повышенная усталость, сонливость и апатия. Также могут обостриться недуги хронического течения или появиться новые.
Состояние кожи может ухудшаться из-за роста продукции эстрогена и прогестерона, что также негативно воздействует на эмоциональный настрой ребёнка. Также данный этап знаменуется появлением первых менструаций, которым нередко сопутствуют болезненные ощущения и слабость.
Все проистекающие в организме процессы, неизбежно отражаются и на детской нервной системе. Помимо того надуманные недостатки такие как: лишний вес, проблемная кожа, появление запаха пота, негативно влияют на самооценку девочки-тинейджера. Это благодатная почва для зарождения различных комплексов у девочки подростка.
Вследствие увеличенной продукции половых гормонов эмоциональный фон девочек нестабилен, его различные формы могут сменяться ежесекундно – от апатии до радостного беспричинного возбуждения, от плаксивости до явной агрессии.
Девочки-тинейджеры часто подвержены унынию. Они убеждены, что у них всё плохо. Девушки часто склонны к плаксивости. Нередко они ощущают ненависть и раздражение в отношении наиболее близких лиц.
У них ухудшается память, снижается концентрация, нарушается способность выражать свои мысли.
Девушки, находящиеся на описываемом этапе взросления, зачастую собственными действиями и словами напоминают трехлетних малышей. Часто от них можно услышать: «я сама», «не лезьте ко мне», «отстаньте от меня».
Поможем выстроить отношения со сверстниками
Общение в коллективе сверстников приобретает первостепенное значение. Подросток реализует способы взаимодействия, проходят этапы социальных взаимоотношений. Цель общения – реализация потребности в принятии, признании, завоевании авторитета. Особую ценность приобретает совместное постижение мира.
Как воспитывать 14-летнюю дочь, чтобы сохранить хорошие отношения? Взрослые должны терпимо относиться к его друзьям. Любая попытка плохо отозваться о товарище превратится в бунт. Желательно давать нейтральную оценку другу подростка. Свобода выбирать людей по духу воспринимается как право на взрослость. Отношения со сверстниками носят товарищеский характер. К концу переходного возраста появляются дружеские связи.
В подростковом коллективе существует иерархия, присутствует лидер. Группы живут по созданному ими «кодексу чести». Родители должны внимательно отнестись к тому, какое окружение предпочитает подросток. Плохая компания – сигнал к тому, что между взрослыми и ребенком наступил разлад. Ругань и запреты не принесут результат. Оптимальный выход – изменить отношение к подростку, разрешить ему быть взрослым.
Проблемы подросткового возраста
Усложнение реальных тенденций социального продвижения, убыстрение ритма существования, предпочтение гедонистического образа бытия оказывают воздействие на формирование современных подростков. Сложившиеся обстоятельства вызывают пассивность у детей, агрессию, депрессивные настрои, нравственное безразличие и создаёт преграды на пути идентификации собственных моральных ценностей и постижения смысла собственного существования.
Именно поэтому психология современных подростков в сравнении с психологией ранних периодов формирования характеризуется специфичностью. Ведь динамичность бытия и его отношение к удовольствию как к наивысшей ценности отражается в сердцах и сознании новых поколений.
К основным проблемам подросткового периода следует отнести:
– гневливость детей (при этом проблема заключается не в самом наличии этого чувства, а в неумении им управлять), проявляемая в пассивно-агрессивных поведенческих реакциях, дабы вывести взрослое окружение либо родителей из равновесия, и характеризуется неосознанностью, являясь результатом замалчиваемого гнева;
– эмоциональная неустойчивость;
– суицидальные наклонности, которые порождает заниженная самооценка, родительское равнодушие, чувство одиночества, депрессивные настрои;
– гомосексуализм, заключающийся в интимном влечении к субъектам своего пола;
– подростковая депрессия, выражаемая тоскливым, подавленным настроением, пессимизмом, ощущением собственной никчемности, заторможенностью движений, однообразием представлений, снижением побуждений, различными соматическими отклонениями;
– личностное самоопределение, которое включает социальное самоопределение, семейное, профессиональное, нравственное, религиозное и жизненное.
Проявление фантомного чувства взрослости
Организм подростка в 14 лет обладает практически всеми функциями взрослого человека. И подросток, замечая эти внешние соотношения, делает первые попытки ассоциировать себя как взрослого. Но психика и внутренний мир подростка остаются детскими, и потому эти проявления скорее фантомные.
Очень скоро подросток начинает понимать, что одних внешних признаков недостаточно, он впервые задумывается о возможности самостоятельного существования в обществе, о своей будущей профессии. Как общаться с подростком 14-ти лет, чтобы не подорвать их самооценку?
Отношения в семье
В общении с ребенком, который находится на 3-ем этапе взросления главное – не злоупотреблять властью. Несмотря на то, что вы родитель, вы должны давать ребенку право выбора, и слушать его мнение. Для правильного понимания как общаться с подростком 14 лет нужно помнить, что это живой человек, а не ваша игрушка. Старайтесь в общении вести себя как друг, и быть “наровне” с вашим ребенком. Он равноправный член семьи, и может также участвовать в дискуссиях и выражать свое мнение. Так он будет более открыт по отношению к вам, и это также укрепит его уверенность в себе.
Поиск авторитета
В юном возрасте часто возникают сложности в поиске себя, и подростки часто находят себе идеал. Авторитетом для ребенка может стать популярный певец, талантливая актриса или даже добрая бабушка. Важно дать понять ребенку, что он – уникальная личность, и он или она не должны следовать какому-то готовому шаблону. Важно анализировать информацию, и впитывать в себя самое лучшее.
Если вы задумываетесь как общаться с подростком 14 лет помните: главное – комфорт подростка.
Признаки
У одних подростков симптомы кризиса 13 лет отсутствуют или выражены слабо, у других наблюдается кардинальное изменение поведения.
Отношения с окружающими:
- конфликтность;
- противопоставление себя всем остальным;
- враждебность;
- в приоритете — общение со сверстниками (убегают из дома, не хотят проводить время в кругу семьи);
- увлечённость виртуальным общением;
- стремление к одиночеству, изоляции от людей (запираются в своей комнате и сидят там по несколько часов);
- доверительные разговоры по душам с одним или двумя выбранными из окружения фаворитами.
Поведение:
- эмоциональная неуравновешенность;
- частые нарушения дисциплины и запретов (отказываются выполнять обязанности по дому);
- перепады настроения;
- вспыльчивость, импульсивность;
- недовольство, раздражение, угрюмость.
Внутреннее состояние:
- повышенный уровень тревожности, беспокойство;
- неуверенность в себе;
- внутренние комплексы;
- повышенные требования к себе (особенно к своей внешности);
- заниженная самооценка;
- перестройка системы ценностей;
- мысли о суициде;
- внутриличностные конфликты;
- интенсивное развитие саморефлексии;
- повышенная чувствительность к критике;
- ведение личного дневника.
Когнитивные способности:
- развитие абстрактно-логического мышления;
- механическое выполнение упражнений по заданной схеме сохраняется на высоком уровне, а вот с творческими заданиями (написать сочинение, разработать проект) справляются далеко не все;
- увлечение музыкой, философией, психологией, любовными романами и приключениями;
- снижение учебных показателей;
- смена хобби и увлечений.
Главным новообразованием кризиса 13 лет возрастная психология называет негативизм. Всё происходящее, всех окружающих и себя самого подросток воспринимает в чёрном свете, отрицательно и постоянно критикует. Это связано с формированием саморефлексии: он начинает оценивать собственные способности, личностные качества, недостатки и возможности на фоне других.
Согласно статистике, в 20% случаев подростковый негативизм остро и болезненно проявляется эмоциональными бесконтрольными вспышками практически во всех областях жизни. Ребёнок при этом может полностью выпадать из семьи или школы на несколько недель или месяцев. У 20% детей он вовсе отсутствует. 60% 13-летних — потенциальные негативисты. Они начинают возражать и конфликтовать лишь в ответ на вызов извне (несправедливые оценки со стороны учителя, предательство друга, непомерные запреты и ограничения в семье).
Вы родились в 2006 или 2007
2006 — 29 марта. На территории России можно было наблюдать первое в XXI полное затмение солнца. 24 августа. Ученые лишили Плутон статуса планеты. Данное решение было принято на съезде Международного союза астрономов в Праге, Чехия.
2007 — Генетики обнаружили в организме человека модификации, отвечающие за развитие тех или иных заболеваний. Появилась возможность после анализа ДНК выявить предрасположенность к определенным болезням.
2008 — 17 февраля. Независимость от Сербии провозгласило Косово. 8 августа. Начались военные действия в Южной Осетии. 4 ноября. В США состоялись президентские выборы. Во главе государства стал первый в истории государства чернокожий президент – Барак Обама.
2009 — 17 августа. Произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Жертвами стали сотни людей. Причиной неполадок стала сери недоработок и сбой в перераспределении электроэнергии в энергосистеме.
2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался. 10 апреля. Над Смоленском произошла авиакатастрофа, в которой погибли Лех Качиньский – президент Польши, его супруга Мария Качиньская, высшее военное командование, польские политики, в также религиозные и общественные деятели (всего 97 человек). Создана первая живая клетка, собственная ДНК в которой была заменена на ДНК, созданную искусственным путем. Человечество получило новые инструменты для развития технологий искусственного выращивания органов.
2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести. 2 мая. Был убит Усама бен Ладен – террорист «№1» в мире, лидер «Аль-Каиды», который, в частности, считается ответственным за теракт «11 сентября». 7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один. 31 октября. В Калининграде родился семимиллиардный житель Земли.
2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией. 1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.
2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек. 15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние. 13 марта. В пустыне Атакама, Чили, начинает работать самый мощный телескоп на планете.
2014 — 7-23 февраля. В Сочи прошли XXII зимние Олимпийские игры. 18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта. 26 октября. Введено постоянное зимнее время
2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.
Мама научит быть красивой
Пример родителей очень важен для становления личности подростка. Мама может помогать в выборе гардероба, но не навязывать свое видение. У подростка может быть свое понятие красоты и это нормально. Нельзя критиковать внешний вид, даже если наряд не подходит. Следует похвалить за выбор и предложить альтернативу. Маме стоит рассказать, что девушка в этом возрасте должна выглядеть элегантно, что нужно найти свой стиль, а не гнаться за «иконами стиля», предложенными в журналах и интернете. Одежда и макияж должны быть уместны. Выбор гардероба во многом определяет образ жизни.
Этапы взросления
- Ребёнок, взрослея, проходит три временные этапа.
- Первый этап – детство. Длится оно примерно до наступления 11 лет.
- Второй этап – младший подростковый. Его временной отрезок – от 11 до 14 лет.
- И, наконец, третий этап взросления человека – старший подростковый, располагающийся в промежутке от 15 до 18 лет.
- Между вторым и третьим этапом взросления находится промежуточный, не выделяемый специалистами-психологами в отдельный, средний этап – с 14 до 16.
Психология подростков – основные моменты
Говоря об этой категории детей, необходимо отметить, что разделение по этапам взросления достаточно условно.
В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.
Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.
Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка – юноши или девушки – является наиболее сложным в жизни.
Эмоциональная сфера подростков и мотивации
В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.