как проявляется индивидуальный характер потребностей

Вопрос о нуждах человека и других биологических организмов всегда интересовал ученых-психологов. Для того чтобы выявить, как проявляется индивидуальный характер потребностей, необходимо сначала дать определение данному понятию. В общих чертах, потребность – это состояние нужды, которое испытывает организм. Это может быть необходимость в особых внешних или внутренних условиях, стремление принадлежности к группе, познавательной деятельности и т. д. Такое толкование справедливо и по отношению к животным. Разные исследователи дают свои определения тому, что такое человеческие потребности, но основным понятием является вышеуказанное.

Как проявляется индивидуальный характер потребностей. Свойства потребностей и их связь с сознанием

Вопрос о нуждах человека и других биологических организмов всегда интересовал ученых-психологов. Для того чтобы выявить, как проявляется индивидуальный характер потребностей, необходимо сначала дать определение данному понятию. В общих чертах, потребность – это состояние нужды, которое испытывает организм. Это может быть необходимость в особых внешних или внутренних условиях, стремление принадлежности к группе, познавательной деятельности и т. д. Такое толкование справедливо и по отношению к животным. Разные исследователи дают свои определения тому, что такое человеческие потребности, но основным понятием является вышеуказанное.

Конспект урока по обществознанию на тему «Потребности и способности человека». часть 1 (6 класс)

Обществознание. Л. Н. Боголюбов. 6 класс

Урок 8. Потребности и способности человека

Разработка Н. П. Овдиенко, учителя обществознания

МБОУ «СОШ № 13 с УИОП» г. Выборга Ленинградской области

Цели и задачи:

познакомить учащихся с ролью, видами и значением потребностей в жизни человека; показать противоречивость влияния потребностей на жизнь личности; обсудить проблему духовного мира человека; выделить характерные черты мыслительного и чувственного процессов.

Планируемые результаты:

учащиеся должны научиться характеризовать иерархию потребностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы и дополнительный текст и вопросы; приобрести умения и навыки анализа проблемы, проведение дискуссии и участия в эвристической беседе; работать с документами, выполнять проблемные задания, вырабатывать навыки работы в группе.

Формируемые УУД:

Предметные:

различать виды потребностей; классифицировать в соответствии с собственными ошибками; применять полученные знания, умения;

Метапредметные

1) коммуникативные:

планировать учебное сотрудничество достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, участвовать в обсуждении проблем
;
2) регулятивные:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
;
3) познавательные:

осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;
4) личностные:
формирование заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.

Оборудование:

учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов.

Тип уроков:

открытие нового знания.

Ход уроков

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.

    Раздать карточки (в конце конспекта)

  1. Мотивационно – целевой этап

Спросили как-то трех каменщиков, работающих на стройке: что вы делаете? Ответ первого был таков: «Я таскаю тяжелые камни». Второй сказал: «Я зарабатываю на хлеб для себя и своей семьи». А третий произнес: «Я строю храм».

Вопрос к классу

Учитель: Как вы поняли смысл этого рассказа? Чем занимаются? Зачем?

Дети: Они занимаются различной деятельностью:

  • один просто таскает камни (без цели).
  • второй работает с целью прокормить свою семью – (материальная потребность),
  • а третьего заботит духовный мир – его цель построить храм для людей.

Учитель: Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке?

Дети: О деятельности человека.

Собрать карточки с домашним заданием.

Записать в тетрадь.

Число. Потребности и способности человека.

— На какие вопросы вы сегодня хотели бы получить ответы? (Стр. 38 учебника)

План уроков

  1. Что такое потребности? Какие потребности есть у человека?
  2. Как проявляется индивидуальный характер потребностей?
  3. Как проявляются и развиваются способности человека?
  4. Что такое мышление?
  5. Чем чувства отличаются от эмоций?
  6. Что составляет духовный мир человека?

— Давайте подумаем, какие бывают потребности у человека?
Потребности
Характеристика

Биологические (материальные)

Самыми базовыми, самыми мощными обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием:

  • потребности в пище,
  • воде укрытии (жилище),
  • защите от неблагоприятных воздействий климата,
  • отдыхе,
  • сне,
  • кислороде и т. д.

Записать в тетрадь

Биологические (материальные) — связаны с физическим выживанием:

  • потребности в пище,
  • воде укрытии (жилище),
  • защите от неблагоприятных воздействий климата,
  • отдыхе,
  • сне,

кислороде и т. д.

Социальные

Свидетельствуют о том, что человек – существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Человек жаждет

  • дружбы,
  • привязанности и общения,
  • любви и заботы,
  • помощи близких,
  • принадлежности к сообществу и
  • участия в организациях и т.д.

Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.

Записать в тетрадь

Социальные:

  • дружба,
  • привязанность и общение,
  • любовь и забота,
  • помощь близких,
  • принадлежность к сообществу и
  • участие в организациях и т.д.

Духовные

Потребности в

  • познании мира,
  • получение знаний и умений,
  • достижении гармонии и красоты.
  • стремление выразить творческую активность, т. е. самореализоваться.

Духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека

Записать в тетрадь

Потребности в

  • познании мира,
  • получение знаний и умений,
  • достижении гармонии и красоты.
  • стремление выразить творческую активность, т. е. самореализоваться.

Учитель: Удовлетворение потребностей – это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения.

Учитель: Но потребности иногда носят индивидуальный характер.

Стр. 35 абзац «Есть потребности…» читаем цепочкой.

Записать в тетрадь

Подлинные – это потребности, к которым человек приходит самостоятельно, осознанно. Удовлетворение подлинных потребностей помогает решить какую-либо проблему.

Мнимые потребности навеяны рекламой, самолюбием, стремлением продемонстрировать свой достаток. Они приводят к потребительству, расточительности.

Рубрика «Жил на свете человек». Читаем цепочкой.

Учитель: Что заставляло Шампольона действовать? (Ответы детей)

Учитель: Можно ли сказать, что расшифровка дневнеегипетских письмен стала жизненно важной потребностью? (Ответы детей)

Учитель: Настолько важной, что он не смог бы спокойно жить и чувствовать себя счастливым, не расшифровав письмена? (Ответы детей)

Учитель: Если бы он не смог расшифровать письмена, как бы это повлияло на его жизнь? (Ответы детей)

Учитель: Что помогло, послужило началом к осуществлению мечты Шампольона? (Его желание учиться, изучать историю, языки)

Учитель: Можно сказать, что он обладал определенными способностями, чтобы заниматься историей, языками? (Да)

Учитель: А что такое способности?

Стр. 35 читаем 1 предложение.

Записать в тетрадь

Способности – это умение быстро, глубоко и прочно овладевать способами различной деятельности.

Читаем дальше.

Записать в тетрадь

Общие способности (наблюдательность, зрительная и эмоциональная память, воображение и др) помогают достичь успеха в самых разных занятиях.

Специальные способности (математические, художественные, музыкальные, литературные, спортивные и др.) помогают достигать высоких результатов какой-либо определенной области деятельности.

Читаем дальше.

Записать в тетрадь

Задатки – потенциальные возможности человека.

Читаем дальше.

Записать в тетрадь

Способности развиваются при регулярных занятиях соответствующей деятельностью.

Творческое задание в командах.

Представьте, что вы выступаете в роли строителей дома под названием «Потребности человека». Это задание состоит из нескольких этажей. Расположите на 1, 2, 3 этажах изученные вами потребности в порядке, который вы считаете самым правильным. Свой выбор объясните.

(Проверка выполнения задания.)

Многие из вас расположили духовные потребности на верхнем этаже, объясняя это тем, что путь к ним долгий и трудный. В наши дни многие люди материальные интересы ставят выше духовных.

Но правильно ли это? Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Рефлексия

Игра «Светофор».

Учитель: У вас на партах лежат учебные принадлежности разных цветов: зеленая тетрадь или желтая ручка, или простой карандаш красного цвета.

Поднимите предмет зеленого цвета, если урок вам был полезен, вы узнали что-то новое.

Поднимите предмет желтого цвета, если урок не вызвал у вас интереса.

Поднимите предмет красного цвета, если после урока тема не понятна и вас остались вопросы.

Учащиеся «сигналят»

VI. Подведение итогов уроков

Посмотрите на стр. 38. На какие вопросы мы нашли сегодня ответы?

  1. Что такое потребности? Какие потребности есть у человека?
  2. Как проявляется индивидуальный характер потребностей?
  3. Как проявляются и развиваются способности человека?

V. Домашнее задание

Прочитать стр. 33 – 36 учебника. Подготовить ответы на 1 – 4 вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 38 учебника устно. Выучить определения в тетради.

Ф. И., класс ________________________________________________________________

  1. Дайте определение понятию эмоции — это ____________________________________________________________________________________________________________________________________.
  2. Назовите три закона, которые помогают управлять эмоциями.

Закон 1. __________________________________________________________

___________________________________________________________________.

Закон 2. _________________________________________________________

___________________________________________________________________.

Закон 3. __________________________________________________________

___________________________________________________________________.

Ф. И., класс ________________________________________________________________

  1. Дайте определение понятию эмоции — это ____________________________________________________________________________________________________________________________________.
  2. Назовите три закона, которые помогают управлять эмоциями.

Закон 1. __________________________________________________________

___________________________________________________________________.

Закон 2. _________________________________________________________

___________________________________________________________________.

Закон 3. __________________________________________________________

___________________________________________________________________.

Ф. И., класс ________________________________________________________________

  1. Дайте определение понятию эмоции — это ____________________________________________________________________________________________________________________________________.
  2. Назовите три закона, которые помогают управлять эмоциями.

Закон 1. __________________________________________________________

___________________________________________________________________.

Закон 2. _________________________________________________________

___________________________________________________________________.

Закон 3. __________________________________________________________

___________________________________________________________________.

Ф. И., класс ________________________________________________________________

  1. Дайте определение понятию эмоции — это ____________________________________________________________________________________________________________________________________.
  2. Назовите три закона, которые помогают управлять эмоциями.

Закон 1. __________________________________________________________

___________________________________________________________________.

Закон 2. _________________________________________________________

___________________________________________________________________.

Закон 3. __________________________________________________________

___________________________________________________________________.

Правильные ответы

  1. Эмоции — это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.
  2. Закон 1. Ты бурно реагируешь только на то, что для тебя лично значимо и действительно важно.
  3. Закон 2. И положительные и отрицательные эмоции нужны – они помогают нам расти и развиваться.
  4. Закон 3. Эмоции нельзя копить в себе, их нужно выражать конструктивно.

7

Фокус внимания

Избирательность внимания при восприятии реальности определяется доминирующей на данный момент времени потребностью. К примеру, у голодного человека все внимание будет сосредоточено на тех объектах внешнего мира, которые связаны с пищей. Человек, которые одержим приобретением нового, более дорогого, автомобиля, будет видеть вокруг только фешенебельные иномарки. Поэтому такая избирательность будет также одним из индикаторов, свидетельствующих о том, как проявляется индивидуальный характер потребностей человека.

Потребности людей

Постоянны ли потребности людей? Некоторые потребности постоянны. Они связаны с физическим существованием и обеспечивают жизнедеятельность организма.

Человек не может жить без питания, воды, кислорода, сна. Чтобы спокойно жить, он должен чувствовать себя в безопасности, по меньшей мере, иметь одежду и обувь.

Большинство остальных потребностей могут меняться в зависимости от состояния, настроения, вида деятельности, места нахождения человека. Согласитесь, если человек не спал продолжительное время, при первой же возможности он ляжет отдыхать, даже если придется пожертвовать походом в театр или ресторан.

Эмоции – спутник потребностей

Эмоциональная составляющая – это атрибут, который сопровождает любую нужду. Ведь при наличии определенной неудовлетворенности человек, да и любой живой организм, будет испытывать негативные переживания. А при восполнении потребности всегда им на смену приходят положительные эмоции. Поэтому, говоря о том, как проявляется индивидуальный характер потребностей человека, можно упомянуть также о силе эмоционального ответа. Разные люди в разных ситуациях будут демонстрировать ту или иную его степень: один человек, ожидая багаж в аэропорту в течение длительного времени, будет сдержан и спокоен. Другой может начать вести себя подобно маленькому ребенку.

Характеристики потребностей

Потребности имеют ряд характеристик и подчиняются определенным законам:

  1. При рождении человеку свойственны только физиологические нужды, остальные развиваются позже.
  2. Низшие потребности характерны для всех людей в равной мере.
  3. Высшие же сильно отличаются у разных людей и формируют индивидуальный портрет личности.
  4. Удовлетворение низших нужд открывает возможность для формирования высших, но не гарантирует его.
  5. Чем выше потребность, тем менее она важна для выживания и тем дольше она может быть неудовлетворенной.
  6. Чем больше человек вовлечен в различные виды деятельности, тем сложнее его система нужд.
  7. Подавление негативно сказывается на психологическом и физиологическом благополучии и деформирует личность.
  8. Возникновение и удовлетворение связано с различными эмоциями.
  9. Фокус человека фиксируется на предмете нуждаемости и заставляет внимание течь в его сторону.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга Начать развиваться

Иерархия нужд

Построением иерархии потребностей занимались разные ученые, но одной из самых известных концепций является, безусловно, пирамида Маслоу. Помимо попыток организовать нужды человека в определенную последовательность, он также стремился ответить на вопрос о том, что определяет потребности. Оказалось, что при наличии неудовлетворенных нужд низшего порядка, следующие за ними потребности не могут быть удовлетворены в должной степени. Например, тому же голодному человеку вряд ли будут интересны картины Ван Гога. А тот, кто находится в опасных для жизни условиях, вряд ли очень сильно станет задумываться о своем статусе на рабочем месте или в коллективе.

Суть и сущность человеческих потребностей

Ученые в разное время находили отличные друг от друга объяснения:

  1. Рубинштейн. Указывал на пребывание в положении индивида при возникновении нужды в определённых условиях жизни, объектах, предметах без которых невозможно развитие и существование.
  2. Леонтьев. Определял как систему взаимосвязей и взаимодействия между субъектом и его средой обитания.
  3. Мак-Клелланд. Утверждал, что это отклонение от нормы, диссонанс между ожидаемым субъекта и действительностью.
  4. Левин. Состояние максимального напряжения, побуждающее человека действовать. Спадает при совершении определённых действий.
  5. Додонов. Приравнивал потребность к программе поведения, посредством которой реализуют все функции жизнедеятельности организма, приобретённые вследствие эволюции.
  6. Монастырский. Определял это как состояние психики, причину появления нервозов.

Главная черта, определяющая индивидуальный характер нужд

Таким образом, говоря о том, как проявляется индивидуальный характер потребностей, необходимо отметить прямую связь этого характера с сознанием человека. Нужды определяют направленность, фокусируют внимание в конкретном направлении. С другой стороны, сам человек как высокоразвитое существо способен определять свои потребности и концентрироваться именно на тех вещах, которыми был определен его персональный выбор. Тот, в чьей системе ценностей преобладает карьерный рост, будет иметь потребность в нем. Его сознание сосредоточится на действиях по достижению повышения. Тот, кто хочет переехать в другую страну, направит фокус своего внимания на восполнение этой потребности.

Формирование потребностей человека

С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования. Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.

Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.

Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.

Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.

Младенчество

Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.

Ранее детство

Примерно в возрасте 3 лет у малыша появляется понимание о предметах для удовлетворения потребностей — он осознает нуждаемость в игрушках, определенной пище, конкретной одежде. Познавательные потребности растут, ребенок читает книги, занимается лепкой, рисованием, активно познает мир.

Дошкольный период, младший школьный возраст

У детей значительно расширяется социальное окружение. Помимо мам и бабушек у них появляются свои друзья — детки из детского сада, класса, двора или кружков, куда он начинает ходить. Формируется потребность в коммуникации, признании, взаимопомощи и взаимопонимании.

Подростки

В этом возрасте раскрывается последняя физиологическая потребность — сексуальная. Впервые формируются такие вторичные нужды как самореализация, самосовершенствование. Происходит резкое изменение и расширение познавательных интересов. Подросток стремится к познанию тех вещей и предметов, о которых в ранние периоды жизни даже не задумывался.

На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.

Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.

Как проявляется индивидуальный характер потребностей ответы 6 класс?

У каждого человека есть потребности, но для каждого человека они имеют свои особенности, свои черты, которые напрямую связаны с индивидуальностью человека.

Все мы разные, у каждого в жизни свои интересы, у каждого своя мечта, у каждого свое отношение к тем или иным событиям. Именно так мы проявляем себя как индивидуальность, как личность.

Соответственно и наши запросы оказываются разными. Вернее разным оказывается оценка значимости этих запросов. Так, одним кажется более важным удовлетворение материальных потребностей, деньги, машины, дома. Другие больше ценят потребности духовные, для них важнее духовное развитие и духовные ценности. Третьим кажутся наиболее важными потребности социальные и они стремятся делать карьеру, заполучит вес в обществе.

Поэтому индивидуальный характер потребностей проявляется в различиях системы жизненных ценностей, имеющейся у каждого человека.

Проявление индивидуального характера потребностей зависит от воспитания и той среды, в которой человек находится, от личного таланта, от духовного развития, от материального достатка. Например если у ребёнка родители музыканты, то обучают его музыке и ребёнок начинает испытывать потребность в музыке. Другой пример, когда вокруг ребёнка все курят и ребёнок начинает тоже курить, а впоследствии испытывает потребности в курении. То есть индивидуальные потребности существуют разумные и неразумные. Курение мы относим к неразумным потребностям, а потребности в музыке — это разумные потребности. К разумным потребностям относятся потребности, которые его развивают.

Виды потребностей

Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.

Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.

Биологические или физиологические

В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:

  • Безопасность пищи и ее вкусовые характеристики.
  • Комфортная внешняя температура и электромагнитный фон.
  • Пригодная для утоления жажды чистая вода.
  • Здоровая экология.
  • Безопасность жизни и жилища.
  • Сексуальная удовлетворенность.
  • Избавление от продуктов жизнедеятельности.

Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.

Духовные

Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.

В числе духовных потребностей выделяются следующие:

  • Нуждаемость в получении знаний
    . Зрелый человек понимает, что в целях дальнейшего роста он должен постоянно учиться. Причем расширять границы уже имеющихся навыков и получать новые. Люди поступают в учебные заведения для получения дополнительного образования, ходят на курсы повышения квалификации, овладевают новыми профессиями, осваивают азы живописи и музыки.
  • Потребность в постоянной работе над собой, улучшении своей личности (самосовершенствование)
    . Удовлетворяя эту потребность, мы бросаем курить, садимся на диету, избавляемся от токсичных людей и вредных эмоций. Человек размышляет о том, каким бы он хотел себя видеть через определенный отрезок времени и стремится к этому.
  • Потребность в любви и личном счастье
    . Подавляющее большинство людей мечтает о наличии рядом близкого человека противоположного пола, создании стабильной семьи. Многие находится в поисках долгие годы, так сильна эта потребность.

Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.

Социальные

Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.

Примеры социальных потребностей:

  1. Идентификация личности
    . Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик.
  2. Самоутверждение

    . Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.

  3. Альтруистические устремления

    . Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.

Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.

Какие потребности есть у человека

Человек — один из представителей животного мира, с присущими другим видам инстинктами и нуждами. В тоже время мы обладаем более высоким интеллектом, чувствами, волевыми качествами. Такое сочетание обуславливает наличие потребностей двух уровней: базового и дополнительного (основного и вторичного).

Основные потребности

Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.

ФизиологическиеЭкзистенциональные
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище.Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д.

Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.

Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.

Базовые потребности могут видоизменяться с возрастом в пользу превалирования одних над другими. Сон, к примеру, имеет большее значение для маленьких детей и пожилых людей, а в молодости мы способны обходиться минимальными часами отдыха и чувствуем себя при этом бодрыми. Секс, как первичная потребность, также, по ряду причин может утрачивать приоритетность с возрастом, а в подростковом возрасте является приоритетным.

Часто возникают вопросы о безопасности как необходимости для существования. Человек всегда испытывал опасность от явлений окружающего мира или других людей. Цунами, сход ледников, нападение диких зверей или других племен — все это заставляло человека защищаться или убегать. Со временем были сформированы целые институты, которые должны защитить отдельного индивида от внешних вторжений (армия, полиция, МЧС). Именно поэтому безопасность является первичной потребностью, мы должны понимать, что наша жизнь и имущество находятся под охраной, защищены.

Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.

Второстепенные потребности

Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.

В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:

  • Духовные
    . К ним можно отнести потребность в получении новых знаний о мире, поиск смысла жизни и своего места в ней, развитие творческих способностей, стремление к гармонии.
  • Социальные
    – любовь, дружба, взаимодействие с другими людьми, ощущение себя частью социума, отдельной социальной группы (класса, рабочего коллектива, семьи).
  • Престижные
    . Речь идет о нуждаемости в признании наших успехов, достойной самооценке, уважении со стороны других членов сообществ, в которые мы входим.

Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.

Определение и развитие потребности

Любая задача формируется поэтапно, в несколько шагов. При здоровой психике основные идеи заключаются на раннем этапе – до 18-20 лет, тогда появляется самостоятельная, целостная личность. Если ребенок медленно развивается и не осознает, что хочет, можно ставить вопрос об отклонениях в развитии.

Стоит отметить, что большинство людей в течение всего периода жизни испытывают различного рода изменения. Это обуславливается новыми задачами – это нормально. Если женщина не понимает, что ей движет, почему она принимает не свойственные для нее решения, значит, она не распознала собственные новые желания.

В таких случаях обращайтесь ко мне, я помогу вам разобраться в себе. После моей консультации вы почувствуете прилив сил, проанализируете собственные мотивы, поставите цели и реализуете их.

Итак, любая задача формируется в два этапа:

  1. Появляется идеальная сущность – представляемое уникаьное условие для достижения поставленных задач. Этот идеал для деятельности постепенно конкретизируется, приобретает логические черты.
  2. Понятие преобразуется в конкретную форму, осознается. Оно начинает двигать намерениями, действиями.

Приведу пример. Человек сперва чувствует пустоту, желание сблизиться с другими. Затем он понимает, что это ощущение – нужда в любви. И только когда происходит полное осознание, данная цель способствует появлению задачи – найти любимого мужчину/женщину, чтобы реализовать собственные интенции.

Пирамида потребностей А. Маслоу

В середине XX века получила распространение классификация потребностей по Маслоу, который разработал иерархическую модель. Согласно определению, иерархия — это расположение частей чего-либо в порядке возрастания, от низшего к высшему. При этом потребности определённой группы становятся актуальными только в том случае, если удовлетворены предыдущие. Познакомимся с кратким содержанием теории Маслоу.

Психолог разделил все потребности на первичные, данные нам природой (физиологические и экзистенциальные) и вторичные, то есть приобретённые в процессе жизни (социальные, престижные, познавательные, эстетические, духовные).

  • Физиологические потребности необходимо удовлетворять, чтобы выжить (потребность в еде, сне).
  • Экзистенциальные — это потребности в безопасности, гарантированном будущем.
  • Социальные — потребности в совместной деятельности, поддержке, участии.
  • Престижные — стремление добиться более высокого общественного положения, потребность в уважении, общественном признании.
  • Познавательные — получение новых знаний, творческая деятельность.
  • Эстетические — стремление к прекрасному, тяга к искусству.
  • Духовные — саморазвитие, самореализация.


Рис. 3. Таблица «Пирамида потребностей А. Маслоу».
С тем, что такое потребности, школьники знакомятся на уроках обществознания в 6 классе, на эту тему можно подготовить доклад.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]