Потребности человека, пирамида потребностей А. Маслоу

Маркетинг не обходится без знания основ психологии, потому что именно психологические причины влияют на решение клиента о покупке.

Понимание действий покупателей, их желаний и целей помогает маркетологам выстраивать стратегии продвижения бизнеса, составлять целенаправленные торговые предложения и привлекать клиентов к своему продукту.

Чтобы понять запросы покупателей и их поведение при выборе того или иного продукта, маркетологи пользуются пирамидой потребностей Маслоу. Пирамида потребностей — это теория американского психолога Абрахама Маслоу. Она помогает оценить желания и нужды клиентов и скорректировать предложение для каждой категории покупателей.

Пирамида потребностей А. Маслоу

Без чего-то выжить человек совсем не может, без чего-то жизнь будет некомфортной, а без чего-то можно обойтись, но очень хочется это все-таки иметь. Это говорит о том, что у потребностей есть своя иерархия. В 20-м веке ученый-психолог Абрахам Маслоу обратил внимание на эту закономерность и структурировал все человеческие потребности в виде пирамиды. Ее так и называют «Пирамида потребностей А. Маслоу».

Рассмотрим пирамиду по порядку, начиная от основания и поднимаясь к вершине.

  • Физиологические (биологические, материальные) потребности. В эту группу входят: потребность в еде, воде, воздухе. Потребность в лечении и выздоровлении, когда человек болеет. И, словом, все те биологические потребности, которые есть и у других млекопитающих.Потребность в безопасности (экзистенциальные потребности). Имеется ввиду, что человек нуждается в теплом и безопасном месте, где его жизни ничто не угрожает: ни суровая погода, ни хищники, ни враги.
  • Социальные потребности. Каждый в большей или меньше степени нуждается в общении, дружбе, любви, поддержке. От родителей, сверстников, старших и младших братьев или сестер и так далее.
  • Престижные потребности. Другими словами, это потребность в уважении, признании и в достижениях. Например, выиграть конкурс или соревнование, выступить на сцене или получить похвалу за свое творчество.
  • Потребность в самоактуализации (самовыражении). Это потребность человека в реализации своих талантов и возможностей. Потребность делать нужное и полезное дело, делиться своим творчеством.

Потребность в творческой деятельности — одна из потребностей высокоразвитой духовно-интеллектуальной жизни людей.  [c.58]
Человек издавна стремился выразить свои мысли, чувства, переживания в конкретных осязаемых образах и формах. Потребность в творчестве — высшая форма выражения человеческой, сути, способностей и талантов личности. В отличие от других потребностей, которые удовлетворяются путем потребления благ и услуг, созданных трудом других людей или самой природой, потребность в творческой деятельности удовлетворяется в процессе самой этой деятельности. В этом потребность в творчестве схожа с потребностью в труде, которая также реализуется в процессе самого труда (независимо от того, какова его сфера приложения, конкретная направленность или техническая вооруженность).  [c.58]

В нашей стране удовлетворение потребности в творческой деятельности и сама свобода этой деятельности конституционно гарантированы. Статья 47 Конституции СССР гласит Гражданам СССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни .  [c.58]

Необходимо подчеркнуть, что изобретательство и рационализация как форма потребности в творческой деятельности не просто служат более полному ее удовлетворению, всестороннему развитию духовных сил личности, но и дают огромный хозяйственный эффект. В одиннадцатой пятилетке, например, он составил 36 млрд. руб. (почти в 2 раза больше, чем в девятой пятилетке), а в 1986 г.— 8,1 млрд. руб.  [c.60]

Другое направление развития потребностей в творческой деятельности — искусство и литература. В нашей стране существуют многочисленные профессиональные коллективы в различных областях исполнительского искусства, в среде которых воспитаны яркие индивидуальности, искусство которых признано во всем мире.  [c.61]

Наряду с этим все шире распространяется самодеятельное искусство как форма развития и удовлетворения массовых потребностей в творческой деятельности. На конец 1986 г. насчитывалось свыше 700 тыс. кружков художественной самодеятельности, что в 1,6 раза больше, чем в 1970 г. В 1986 г. в них участвовало 12 млн. человек, или почти в 2 раза больше, чем в 1970 г. Всего же во всех коллективах и кружках художественной самодеятельности (включая культурно-просветительные учреждения профсоюзов в городах и колхозах) в 1986 г. участвовало 30 млн. человек .  [c.61]

Потребность в творческой деятельности 58  [c.348]

В рамках бизнеса креативность должна быть направлена на удовлетворение деловых потребностей и скорее всего проявляться в командной деятельности. Она отличается от традиционного стереотипа креативной личности, движимой только своими личными потребностями в творческом начале и совершенно не сосредоточенной на командных достижениях. Те, кому присущи высокие значения факторов 4 и 10, будут с удовольствием реализовывать свою потребность в креативности, усиливая творческий потенциал всей команды. Они будут стремиться к тому, чтобы работа в команде приносила удовольствие. Наша же задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективность работы команды этого следует добиваться путем четкого определения проблемы, требующей решения, и обеспечения четкого понимания членами команды предъявляемых к их работе требований.  [c.87]

Те, кому свойственно сильное стремление к достижениям в сочетании с низкой потребностью в креативности, проявляют тенденцию к свершениям, двигаясь по узкой прямой дороге. В отличие от своих более креативных коллег они не испытывают потребности в творческом риске или поиске кратчайших путей к решению задач. Наверное, их не следует привлекать к тем видам деятельности, для успешного осуществления которых требуется тонкая творческая интуиция.  [c.145]

Управление на базе потребностей и интересов основано на стимулировании деятельности человека через его потребности и интересы. Речь идет об основных потребностях — в пище, жилье, отдыхе, здоровье и т.д. социальных потребностях — в творческом труде, семье, порядке и стабильности и т.д., а также интересах — материальных, социальных, эстетических. Данная У.т. рекомендуется для организаций в небольших регионах (малых городах, поселках и т.д.), где деятельность организации непосредственно влияет на муниципальную инфраструктуру.  [c.341]

Поэтому можно сказать, что потребность трудящихся в творческой деятельности сама становится важным фактором развития советского искусства и литературы.  [c.61]

Веб-стиль работы позволяет лучше справляться с проблемой непредсказуемости спроса. У компаний нередко возникает острая потребность в тех или иных специалистах, которая спустя некоторое время может пропасть, поэтому в некоторых областях требуются гибкие схемы комплектования штата, позволяющие справляться с подобными взлетами и падениями. Интернет позволяет большему числу компаний применять к управлению основными компонентами бизнеса подход, аналогичный тому, который принят в крупных голливудских студиях. Вопросами финансов, маркетинга, дистрибуции и другими постоянными видами деятельности там занимаются штатные сотрудники, а число штатных служащих, занятых творческой работой, то есть собственно созданием фильмов, невелико. После того как концепция новой картины проходит стадию согласования, для работы над ней режиссер набирает большую группу людей. По окончании съемок группа распускается. Все, от режиссера и актеров до оператора и рабочих, расходятся по другим проектам.  [c.144]

Обозначение этим термином названных прав является своего рода данью исторической традиции. С развитием технического прогресса и распространением культурных ценностей возникает и объективная потребность в признании и защите законных интересов лиц, вкладывающих средства и труд в сферу художественного и технического творчества и первыми доводящих до сведения общества новые идеи и образцы. Развитие правового регулирования данной сферы общественной деятельности приводит к возникновению различных правовых теорий (теории естественного права, теории интеллектуальных прав). Названные теории так или иначе обосновали признание прав на творческие достижения непосредственно за их создателями и объясняли правовую природу этих прав. Для этих целей они приме-  [c.44]

Культура Цель реализовать городскую политику, формирующую высокий уровень русской национальной культуры горожан, обеспечивающую потребность в культурно-творческой деятельности, с ориентацией на молодежь города.  [c.75]

Николай Алексеевич Вознесенский (1903—1950), будучи непосредственно перед началом и в годы Великой Отечественной войны председателем Госплана СССР, сочетал эту работу с творческой деятельностью. Его книга Военная экономика СССР в период Отечественной войны содержит обширный фактический материал, полезный для понимания процессов развития экономи- ки, подчиненной потребностям войны. Первичный статистический материал к этой работе до сих пор не обнародован.  [c.155]

Слушатели, предпочитающие проектный стиль обучения, отличаются инициативностью по отношению к учебной ситуации в целом. Это относится и к содержанию учебного материала, и к процессу обучения. Для этой категории слушателей обучение — это процесс, который никогда не прекращается и лучше всего реализуется в реальной деятельности. Они готовы включаться в различные проекты, участвовать в деятельности в самых разных позициях (от исполнительских до творческих). Лекционное занятие они склонны превратить в дискуссию, а деловую игру насытить множеством существенных нюансов. Им необходимо максимально широко и глубоко познать сложную и многообразную деятельность, к которой они себя готовят и которая, по их мнению, не может быть однозначно определена в виде инструкций. Кроме того, для слушателей с проектным стилем обучения характерна потребность в личностном выборе профессиональных позиций и ролей, а также направлений, которые они считают приоритетными и важными с точки зрения собственного развития. Ориентация на проектный стиль обучения может быть особенно эффективной при подготовке менеджеров высшего Звена управления, консультантов и, конечно, преподавателей.  [c.371]

Рассмотрение уровня жизни населения, исходя из степени удовлетворения потребностей, позволяет более полно представить его характеристику. В таком понимании уровень жизни населения в результате будет определяться исходя из удовлетворения наивысшей в иерархии потребности в самореализации и саморазвитии. Таким образом, уровень жизни будет зависеть от того, в какой мере в обществе созданы условия для творческой деятельности, прежде всего, в науке и искусстве. Естественно, базовые потребности лежат в основе общественного развития, без них оно немыслимо. Но вместе с тем именно потребность в самореализации и в саморазвитии обеспечивает общественное развитие, она сделала человека собственно человеком.  [c.493]

Существует много определений понятия «потребность». В них основным, как правило, является признак недостатка чего-либо, т. е. понятие потребности определяется обычно через понятие нужды. Мы полагаем, что понятие потребности должно включать также стремление к чему-либо, например, к славе, власти, творческой Деятельности, духовному совершенству. Таким образом, приведенное определение можно считать более общим по сравнению с существующими.  [c.10]

Во-вторых, в книгах и статьях Маслоу подчеркивается относительность иерархии потребностей, ее обусловленность индивидуальностью людей, целями, которые они считают для себя основными. Ни в одной публикации Маслоу нет пирамиды потребностей. И дело не только в отсутствии соответствующих рисунков. Из смысла текстов основоположника гуманистической психологии следует, что не может быть жесткой, единой для всех иерархии потребностей. Маслоу подчеркивает особую важность индивидуализации структуры потребностей для тех, кто стремится к творческой деятельности.  [c.58]

Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены прежде всего характеристиками трудового потенциала здоровьем, нравственностью, творческими способностями, активностью, образованием, профессионализмом, организованностью, ресурсами рабочего времени. Таким образом, человек в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как потребитель благ, производимых предприятиями, а с другой — как обладатель способностей, знаний и навыков, необходимых предприятиям, государственным и общественным органам.  [c.265]

Наши исследования показывают, что для индивидуумов с повышенной потребностью в креативности денежное вознаграждение в качестве мотиватора обычно не имеет большого значения. Если их нанимают, то должны предоставить им возможность и пространство для проявления креативности в их собственном понимании. Это означает, что они нуждаются в возможности посвятить себя тому, что их интересует. Отсюда следует, что если они действительно обладают этим качеством, то их принимают на работу в университет или научно-исследовательский институт, где подавляющая часть работы требует креативности, скажем, в области исследований или реализации крупных проектов. Если же они не обладают выдающимися способностями, то затраты на их заработную плату окупаются использованием той части их креативности, которая имеет коммерческое применение, или другими направлениями их работы, не связанными с креативностью. Но если не дать им поля для креативной деятельности, они могут покинуть организацию, чем поставят себя в такое финансовое положение, которое менее креативные и творческие личности назвали бы финансовым крахом.  [c.192]

Для современного мирового рынка характерно постоянное расширение товарного обращения в связи с углублением международного разделения труда, развитием науки и техники, ростом общественных и личных потребностей. В круг Т. вовлекаются все более разнообразные результаты трудовой деятельности, включая не только продукты в овеществленной форме, но и плоды творческой интеллектуальной деятельности в виде технической документации, научных публикаций, произведений литературы и искусства, а также  [c.410]

Однако за рамками определения остается ответ на вопрос о том, какие именно затраты являются необходимыми. Например, возникают известные трудности с отнесением к свободному времени затрат на исполнение социальных обязанностей или реализацию потребности в общественной активности. С одной стороны, мы видим добровольность участия человека в деятельности партийных и общественных организаций, творческий характер воспитания детей, общения с род-  [c.225]

Интеллектуальные потребности рождаются разумом человека и связаны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, различных видах творческой деятельности (в том числе и творческой самодеятельности) и т. д.  [c.24]

Каждый человек будет добровольно и сознательно участвовать в производственной деятельности, в создании тех благ, которые необходимы для его жизни и для благосостояния общества. У всех членов общества благодаря изменению характера труда и росту его технической вооруженности, благодаря высокому уровню сознательности разовьется внутренняя потребность добровольно и по своим склонностям трудиться для общественного блага. Люди не смогут жить без участия в творческом, созидательном труде, как они не могут жить без воздуха. Труд по способностям станет привычкой, первой жизненной потребностью человека.  [c.406]

Моральные стимулы к труду — факторы, побуждающие членов общества к общественно полезной деятельности для реализации их потребностей в труде и достижения общественных целей (вне связи с соответствующим присвоением жизненных благ). Моральным стимулом труда выступает прежде всего сам труд как особая форма жизнедеятельности человека творческий, результативный характер труда порождает удовлетворенность достигнутым результатом, трудовую состязательность. Это творческие стимулы труда. Собственно моральными стимулами выступают осознанные общественные и коллективные цели и задачи, а также личный престиж, связанный с приобретением определенного профессионального и общественного положения.  [c.222]

Повышение творческого характера труда рабочих — одна из важнейших функций ИТР. С самого начала становления бригад нового типа возникла объективная необходимость в удовлетворении запросов рабочих в творческом, более богатом по содержанию труде. Эту потребность в полной мере можно реализовать лишь при помощи технической интеллигенции. Передача инженерно-техническими работниками новых идей, совместная поисковая и внедренческая деятельность с рабочими бригад осуществляются в разных формах.  [c.206]

Моральные стимулы — факторы, побуждающие людей к общественно полезной деятельности для реализации их потребности в труде и его результатах. в достижении определенных общественных целей. М. с. включают различные виды общественного признания и поощрения за достигнутые высокие результаты в трудовой деятельности работников и коллективов и направлены на поддержание и развитие трудовой инициативы и творческой активности трудящихся.  [c.142]

В отличие от времени так называемого «Красного проекта». См. Белоусов А.Р. Становление советской индустриальной системы // Россия XXI. — 2000. — № 1. — С. 31. Здесь представляют интерес и могут вызвать возможную полемику аргументы А.В. Бузгалина об одновременном формировании как материальных, вещных потребностей, так и «потребностей в творческой деятельности» в процессе становления у нас сектора неоэкономики. См. Формирование российской модели рыночной экономики противоречия и перспективы Междунар. науч. конф. «Ломоносовские чтения» 24-26 апреля 2002 г. Материалы для обсуждения / Отв. за вып. К.А. Хубиев. — М. МАКС Пресс, 2002. — С. 25-33.  [c.120]

ПОТРЕБНОСТИ — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человека, соц. группы, общества в целом внутренний побудитель активности. Различают биол. П. человека, обусловленные обменом веществ — необходимой предпосылкой существования любого организма, и П. соц. субъектов (личности, соц. групп) и общества в целом, которые формируются в зависимости от уровня развития данного общества и специфических соц. условий их деятельности. Источник развития последних — взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ. Удовлетворение относительно элементарных, витальных П. ведет к порождению новых П. и это отличает человека как субъекта своего исторического процесса, преобразующего природную и соц. среду, от животного, приспосабливающегося к среде. П. личности образуют как бы иерархию, в основании которой — витальные П., а последующие ее уровни — соц. П., высшее проявление которых — П. в самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой деятельности. При изучении человеческих П. различают следующие их виды по сферам деятельности — П. труда, познания, общения, отдыха по объекту — П. материальные и духовные, этические, эстетические и т.д. по их функциональной роли — П. доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные по субъекту — П. групповые, индивидуальные, коллективные, общественные.  [c.265]

ТОВАР (goods, ommodity) — экономическая категория, которую в самом общем виде можно определить как продукт, реализуемый на рынке, объект купли-продажи. Для современного мирового хозяйства характерно постоянное расширение товарного обращения в связи с развитием науки, техники, ростом общественных и личных потребностей. В число товаров вовлекаются все более разнообразные результаты человеческой деятельности, включая не только продукцию в вещественной форме, но и плоды творческой, интеллектуальной деятельности в виде технической документации, научных публикаций, произведений литературы и искусства, а также многообразные услуги и работы. При этом новые, редкие Т. обычно продаются по высоким ценам. Освоение массового производства сопровождается снижением цен на них. Наиболее дорогостоящим Т. является наукоемкая, художественная и иная продукция, требующая больших умственных затрат. По мере возрастающего включения в хозяйственный оборот природных богатств, многие из них также приобретают свойства товара, становясь объектом купли-продажи с устойчивой тенденцией повышения цен на них (земля, полезные ископаемые, дикие животные и растения, вода и др.). Во внешнеторговых сделках рекомендуется точно и подробно указывать наименование товара, являющегося объектом купли-продажи.  [c.226]

Культура кооперации Открытые организационные системы. Демократическая управленческая форма. Партиципативная организационная культура. Преобладают формы организации совместно-творческой деятельности. Область целеопределения — законные интересы большинства народа при обязательном учете интересов меньшинства. Тип хозяйствования — развивающееся хозяйство, ориентированное на использование возобновляемых ресурсов, в первую очередь — человеческих. Долевые (кооперативная, акционерная) формы собственности. Властный механизм — разделение властей ( система сдвижек и противовесов ) основная функция — регулирование различных сторон общественной жизни. Экономический механизм — распределение по вкладу (трудовому, капитала) и перераспределение по общественно-признанным потребностям. Основная этическая ценность — равенство всех перед законом. Базовый морально-психологический принцип — гуманизм.  [c.21]

Для индивидуумов, склонных к творческой деятельности, проблемы свободного времени практически не существует. Сам процесс творчества и его результаты составляют для них наиболее желаемое благо (удовольствие), полезность которого не уменьшается по мере потребления (в пределах физических возможностей). В отличие от потребления материальных благ, творческая деятельность не подчиняется законам Госсена и Вебера-Фехнера. Эти законы не относятся также к потребностям в духовном совершенствовании и большинству социальных потребностей. Известно, что славы и власти не бывает слишком много. В частности, человек, стремящийся к власти, испытывает постоянную неудовлетворенность в этом специфическом благе и ищет «возможности для расширения сферы своего влияния. Примеры Сталина и Гитлера особенно впечатляют.  [c.70]

ПОТРЕБНОСТИ — одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, творческой деятельности, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать внутренний побудитель активности. К потребностям относят не только то, что приносит людям пользу, крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются людьми в силу сложившихся привычек и получаемого ими удовольствия, удовлетворения. Потребности разделяются на биологические и социальные, последние обусловлены общественной риродой человека.. Кроме тогохразличают. насыщаемые и ненасыщаемые потребности. К ненасыщаемым относится, например, потребность в знаниях, духовной пище, а иногда и потребность в деньгах, которых всегда мало.  [c.253]

Креативность может служить однозначным источником признания. Те, кто движим высокой потребностью в признании и успешно проявляет креативность, почувствуют себя в идеальных условиях. В значительной степени они будут самомотивированны. Их потребность в признании также поможет им сосредоточить внимание на тех, от кого они ожидают признания. В некоторых случаях это может создать проблему они будут стараться генерировать идеи в угоду тем, от кого ждут признания, однако идеи эти могут в сущности не удовлетворять потребностям бизнеса. В этой ситуации потребность в признании начнет ограничивать их творческую независимость. Они также будут страдать от того, что идеи, которые, по их мнению, должны принести им признание, не оправдывают надежд. Тогда их творческая энергия станет расходоваться на завоевание признания, а не на творческую деятельность.  [c.123]

Руководство поведением есть разновидность творческой деятельности. На рис. 2.1 изображена структура мотивов творческой деятельности человека (символ (В) означает взаимодействие Провидение — совокупность событий, реализующих замысел Создателя), побудительным из которых является возникшая жизненная потребность (Пт), ощущаемая им как чувство некомфортности, рождающее, в свою очередь, желание (причем не всегда доступное выражению) — стремление устранить это чувство. Выразимое желание очень важно в техническом аспекте в силу своей конструктивности — ведь это представление человеком способа (выраженного на языке известных ему явлений), который, по его мнению, устранит чувство некомфортности только на его основе можно формировать систему, выполняющую желание, которая и есть система управления. Из рис. 2.1 становятся ясными причина и степень необходимости создания СУ, а также основной парадокс управления задача управления — удовлетворение желания, в то время как побудительным мотивом управления является потребность, вызвавшая чувство некомфортности.  [c.199]

Следует, однако, различать понятия труд как первая жизненная потребность и потребность в труде . Если превращение самого труда в первую жизненную потребность человека должно быть подготовлено развитием производительных сил и производственных отношений, то потребность в труде как социальная потребность в содержательной, творческой трудовой деятельности, соответствующим образом оплачиваемой, реально существует у членов социалистического общества и требует своего удовлетворения. Сейчас эта потребность, как отмечено на XXVII съезде КПСС, все больше выдвигается на передний план 4.  [c.37]

Мы полностью согласны с экономистами, считающими, что единый фонд развития науки и техники должен распределяться в процессе финансирования работ пропорционально экономически обоснованным оптимальным затратам, необходимым для осуществления каждого из этапов технического прогресса с учетом дости-жения максимальной эффективности на единицу затрат как на каждом этапе, так и применительно к освоению всего фонда в целом . Но, как совершенно справедливо отмечают Б. Д. Моторыгин и П. А. Седлов, … точный учет потребности в средствах практически невозможен из-за отсутствия возможности установления точных нормативов затрат на исследования, разработки и освоение новой техники и наличия в сфере творческой деятельности неопределенности затрат и результатов труда 2.  [c.46]

Потребности могут возвышаться и расширяться

Как мы видим, в основании пирамиды потребностей находятся такие потребности, без которых человеку невозможно выжить. А на самой вершине – потребность в самовыражении, которую испытывает даже не каждый человек и не в каждый момент времени.

В этом одна из ключевых идей пирамиды потребностей: человек чаще всего склонен к «возвышению» потребностей. То есть, когда удовлетворены низшие потребности, у человека появляются потребности следующего уровня. Потом следующего, и так далее.

Например, голодный и замерзший человек нуждается в еде и тепле и не может наслаждаться прекрасной музыкой или глубокой литературой. Однако, когда он поест и согреется, у него появится желание и послушать музыку, и почитать книгу.

Теперь рассмотрим понятие «расширение» потребностей. Это означает, что для удовлетворения одних и тех же потребностей у людей появляется все больше различных способов.

Например, когда-то человек довольствовался очень ограниченным набором продуктов питания: пойманной рыбой и дичью, собранными плодами. А сейчас мы не просто привозим продукты из всех стран мира для разнообразного питания, но и готовим из них самые изысканные блюда.

Критика и спорные моменты

Как и любая теория, Пирамида Маслоу не работает в точности так, как описана. Иногда человек может пропускать какой-то из уровней, а иногда удовлетворять потребности непоследовательно.

Например, любой из нас может забыть об ужине или сне, если увлечен чем-то и мотивирован довести дело до конца прежде, чем пойти есть и спать.

Также человек может не иметь семьи, друзей, быть социально замкнутым, но при этом добиваться успехов в творчестве и карьере.

Именно поэтому маркетологи не используют пирамиду в отрыве от других факторов. Они обязательно обращают внимание на пол, возраст клиентов, их интересы и т.д. А при обращении к пирамиде наблюдают за тенденциями в потребностях и направляют внимание на удовлетворение более актуальных в данный момент.

Пирамида Маслоу — это не единственная теория, которая раскрывает особенности целевой аудитории. Мы рекомендуем ознакомиться с не менее интересной с точки зрения маркетинга теорией поколений, которую также можно использовать, выстраивая стратегию продаж.

Подлинные (разумные) и мнимые (неразумные) потребности

Потребности бывают подлинными и мнимыми. Удовлетворение подлинных (разумных) потребностей приносит радость и удовольствие и самому человеку, и окружающим. Это все те примеры, которые мы рассматривали выше.

Мнимые (неразумные) потребности могут наносить вред кому-либо. Например, если человеку хочется сказать что-то обидное другому человеку – это мнимая, неразумная потребность. Также яркий пример мнимых потребностей – вредные привычки. Когда человек курит или употребляет алкоголь, это разрушает его самого.

Мнимые (неразумные) потребности не нуждаются в том, чтобы их удовлетворяли. Наоборот, их следует избегать и преуменьшать их влияние на свою жизнь.

Важность нематериальных аспектов жизни

Показателем может послужить культура Востока, в которой духовные потребности ставят ничуть не ниже, чем физические. Неправильно говорить: «У человека есть душа». На самом деле это у духа есть тело, которое он обретает на очередном этапе своего пути.

Самосознание формируется еще в детстве. Многих детей учат умываться, убирать свою комнату, хорошо учиться в школе, но упускают один немаловажный нюанс. Подрастающее поколение не наделяют способностью разбираться в собственных эмоциях. Порой бывает даже такое, что подростки теряются в чувствах, не знают, как воспринимать себя или мир в той или иной ситуации. О них говорят: «тихие дети».

Но, как правило, такие индивиды переживают свой инфантильный период намного позже, когда от них уже ожидают взрослого осмысленного поведения. А все потому, что им не объяснили, как осознать свои идеальные потребности.

Может ли потребностей быть слишком много?

Но даже разумные потребности могут иногда приносит вред: если «застрять» на какой-то одной из них надолго и не знать меры.

Этот вопрос красочно показан в сказке А.С. Пушкина «Золотая рыбка», где старуха сначала просила только новое корыто, но постепенно ее запросы и потребности росли, пока она не захотела стать владычицей морскою, что привело ее к потере всего полученного и полному разочарованию.

Также на эту тему рекомендуем пересмотреть мультфильм «Золотая антилопа» про султана, жадного до золота, с которым также его слишком большие потребности сыграли злую шутку, и он получил хороший жизненный урок.

В каждом из нас есть что-то особенное

Потребность в самореализации относится идеальным потребностям. Люди, не имеющие возможности достигнуть чего-то, утверждают, что если бы получили желаемое, оказались бы на пике блаженства. Когда определенная вещь находится в зоне нашего воображения, всё действительно так. Но, став обыденностью, приобретение утратит новизну.

Когда шаг за шагом достигаешь своих целей, понимаешь, что, в сущности, не пункты переправы важны, а сам маршрут. Большинство людей идут на работу с более-менее хорошей заработной платой. Ну и что, если работенка не из приятных? Можно ведь некоторое время пережить. Только рано или поздно терпению приходит конец.

Другие классификации потребностей человека

Интересно, что на протяжении истории человечества философы и ученые выдвигали разные классификации потребностей.

Так древнегреческий философ Эпикур подразделяет их на три вида:

  • Потребности без которых жить невозможно, назвав их естественными и обязательными.
  • Потребности естественные, но необязательные. Например, если семья из пяти человек ютится в однокомнатной квартире, у нее есть потребность в расширении жилья, но в сущности она в состоянии выжить и в таких условиях.
  • Потребности неестественные и необязательные. В этом случае можно рассматривать прихоти, которые не являются естественными. К примеру «хочу жить в лесу, подальше от всех», «Хочу, чтобы моим мужем стал конь» и т.п.

Еще одна интересная классификация потребностей принадлежит психоаналитику Эриху Фромму.

  • На первое место он ставил любовь и дружбу, относя их к основным, в которых нуждается человек.
  • На втором месте находится самоутверждение и ощущение собственной с значимости.
  • На третьем – необходимость в принадлежности к какой-либо социальной группе, религии, культуре.
  • Четвертое место по Фромму занимает творчество и желание человека что-то создавать.
  • И, наконец, пятое – познание мира, который окружает человека.

Всё куда интереснее

Идеальные потребности – это нечто большее, чем существование с целью прокормить себя и обеспечить кровом. Человек научился выгодно использовать ресурсы земли. И, в сущности, не так уж много нужно для обеспечения своего организма энергией и нормальными условиями.

Когда в материальном плане все налажено, возникают духовные потребности. Одни люди обращаются к богам, а для других святыня – весь мир вокруг. Посвятить себя любви к этому чуду – куда возвышеннее и интереснее, чем просто курсировать по замкнутому кругу потребительства и истощения жизненных сил ради обманчивых, навязанных целей.

Культурные потребности – это тяга к прекрасному и желание расширять собственную эрудицию. Ведь богатства человека находятся не только на счетах в банках, но еще и в его собственной голове. Самое лучшее вложение – вклад в себя.

У каждого человека от природы есть определенные таланты. Их развитие также подразумевают идеальные потребности. Примеры: запись в творческие кружки, изучение языков. Такие занятия могут проводиться с определенной целью. Но, в конце концов, получение удовольствия – это тоже довольно весомый повод. Время, потраченное с радостью, израсходовано не зря. Самое главное – во всем стремиться находить баланс. В том числе между духовностью и материальным миром.

Откройте душу

Большинство людей находится в своем вакууме недолго. После того как раны после прошлого падения подлечены, возникает естественное желание снова пуститься в полет. Для того чтобы уберечь себя от моральных ранений, нужно научиться органично сочетать мир эмоций и чистый разум.

В школе нас этому не учат. На данные темы есть книги, но открывает их только тот, кто сам осознал в этом потребность, ощутил, что полная жизнь подразумевает удовлетворение идеальных потребностей. Удовольствие нужно учиться получать как от вкусной пищи, так и от душевной беседы, как от удобного дивана, так и от интересной книги. Банальное потребительство в конце концов надоедает, появляется желание прикоснуться к чему-то божественному.

Кроме того, сам человек может стать ближе к Всевышнему в процессе творения. Создавая интересные проекты, произведения искусства, организовывая мероприятия, делая мир вокруг себя лучше, мы сами расцветаем на глазах, пожиная благодатные плоды собственной деятельности. Нужно лишь открыть свое сердце и душу, ступая навстречу всему новому.

Преимущества и недостатки

Пирамида Маслоу представляет собой ценность для изучения больших масс людей, когда нет необходимости присматриваться к индивидуальности. Если говорить о ее плюсах и минусах, то можно выделить следующее:

  • Плюсы. Возможность понимать большие массы людей, применимость теории к работе в больших коллективах, способность объяснять поведение отдельных людей достаточно точно, иметь рычаги влияния на них. Также благодаря теории можно лучше понять самого себя;
  • Из минусов: Маслоу А. не смог досконально описать своей теорией каждого индивида, учесть изменчивость характера, непостоянство, наличие гениальностей, зависимостей от определенных вещей. Многие люди ведут себя не так и имеют не те приоритеты, которые бы должны иметь, если оценивать их с точки зрения теории Маслоу.

Многие психологи считают, что пирамида уже устарела и сегодня, когда большинство людей не волнуется о низких потребностях, не отображает действительности.

Жизнь в социуме

Крайне важно общение с другими людьми. Замыкаясь в себе, индивид может задавать такой вопрос: «В чем смысл разговоров на все эти бессмысленные темы? Ведь реальной пользы в этом нет». Тем не менее человек может все равно иметь жажду контакта с окружающими, но ощущать себя неловко из-за невозможности объяснить ее причину.

Идеальные потребности подразумевают признание со стороны окружающих. Когда мы попадаем в круг людей, которые нас понимают, имеют сходные интересы, готовы выслушать или рассказать собственные секреты, мы чувствуем себя хорошо, радостно, получаем удовольствие от контакта с миром. Человек создан для жизни в социуме, поэтому необходимость общаться с себе подобными, так или иначе, возникает периодически.

Виды потребностей человека

Потребности можно разделить на два вида: врожденные и приобретенные.

Врожденными являются те, с которыми человек пришел в этот мир. Малыш не может обходиться без пищи, воды, воздуха. Ему нужно чувствовать, что рядом есть мама и заботится о нем. Необходимо, чтобы в комнате было тепло, иначе он замерзнет. Без базовых потребностей не может обойтись и взрослый человек. Ему тоже необходимо питаться, спать, дышать.

Приобретенными являются те, которые появились в результате взаимодействия с социальной средой. Например, они будут отличаться, если человек вырос в бедной и богатой семье. Одни будут рады, если вместо овсяной каши им на завтрак подадут бутерброды с колбасой, а другие обидятся, если им вместо таунхауса подарят двухкомнатную квартиру. Если вдруг жизненные реалии изменятся, и привыкший к роскоши человек останется без привычных больших денег, то он будет испытывать сильный дискомфорт, даже если у него будет возможность удовлетворять основные потребности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]