Кто главный в семье


Всем привет! Кто главный в семье, вопрос очень популярный и обостренный во многих супружеских парах. Вступили партнеры в брак и смотрят, сколько всего было подарено гостями, подсчитывают денежки и думают, на что их потратить: приобрести шубу для жены или внести взнос на покупку квартиры, так как с родителями жить не хочется.

Время прошло, а определиться так и не получилось. Оба стоят на своем. От родителей слышится совет: вы стали семьей и решайте данный вопрос сообща и самостоятельно. Совет то хороший. Новая ячейка общества образовалась. Правила взаимодействия, обязанности и права определяются только супругами. И не редко появляется вопрос, кто должен быть главным в семье?

Если обратить внимание на общество, то, в последнее время, все больше пар начинают придерживаться равноправия между женщиной и мужчиной. Также, изменения затронули и понятие «глава семьи».

Как определить кто главный в семье

Всего 100 лет назад этот вопрос и не обсуждался. Сейчас от его решения зависит, насколько успешной и долгой будет семейная жизнь. Главой семьи испокон веков являлся мужчина. И тут лучше отдать предпочтение мужу, согласившись с общественными стереотипами. Но, как насчет того, что сегодня, все чаще, главнее в семье тот, кто решает все проблемы, устанавливает устойчивый порядок вещей и отвечает за спокойное существование собственных домочадцев.

Когда муж глава семь — это значит, что в семье патриархат.

Когда женщина глава семейства — это значит, что в семье матриархат.

Так какая же модель семейных отношений правильная?

Глава семейства

По мнению психологов семья является маленьким государством, где правит мужчина – справедливый, смелый, умеющий постоять за своих близких. Только тогда семья будет развиваться правильно.

Но сегодня во многих семьях все домашние заботы ложатся на плечи женщин.

Что же случится с такой семьей, если главной в ней будет женщина? Для начала она должна избавиться от эмоций, которые ее захлестывают, т. к. в основном все женщины слишком эмоциональные.

А сможет ли она защитить своих родных от опасностей? Нет, это может сделать только мужчина. В нормальной здоровой семье обычно главой семьи является муж.

Какими качествами должен обладать глава семьи?

  • Каждый член семьи имеет право голоса, и глава должен уважать каждое, но выбирать самое справедливое. Если он будет прислушиваться только к себе самому, его едва ли станут почитать. За ним укоренится звание самодура, который упивается своей значимостью;
  • Любой мужчина обязан обеспечить свою семью всем необходимым, чтобы ее члены ни в чем не нуждались. Но в современной жизни нередки случаи, когда жена зарабатывает деньги и тянет на себе и детей, и мужа, а тот лежит на диване и попивает пиво;
  • Глава семьи должен быть компетентен во всех семейных вопросах.

Чтобы быть настоящим главой семейства, необходимо этот статус подкреплять делами.

Какие обязанности у мужа и жены

Как конструктивно решать проблемы не перетягивая одеяло главы семьи на себя? Для этого нужно знать сложившиеся испокон веков обязанности супругов, которые невозможно изменить какой бы век на дворе ни стоял.

Обязанности мужа Обязанности жены
финансовая безопасность и защита семьирождение и воспитание детей
преданность жене и детямтерпимость и поддержка статуса мужа
руководство семьей и контрольсоздание и поддержание комфорта и уюта в доме
принятие важных решенийналаживание микроклимата в отношениях
эмоциональная признательность женеоказание морального содействия мужу

В семье необходимо четкое распределение обязанностей и ролей. Женщина считает, что на ней все заботы и трудности семейной жизни, занижая авторитет мужчины и утверждая, что жена главная в семье! Муж, достаточно часто, претендует на верховенство исключительно потому, что он мужчина и не желает выслушать женщину. Кто главный в семье? Как определить?

Успешный брак – на сегодняшний день редкое явление. Каждый человек мечтает, чтобы его супружество было счастливым, но не всякий знает, как этого достичь. Счастье в браке не приходит само. Над ним надо работать. И все чаще, вопрос главенства стоит на этом пути.

Не может быть два вожака в семье. Всегда найдется тот, кто будет принимать решение и брать на себя ответственность. Но умение уступать не значить, что вы проявляете слабость. Наоборот, это показательно мудрости.

Супругам надлежит договориться – главный в семье мужчина или женщина, иначе постоянно будет происходить перетягивание одеяла на себя. Несмотря на то, что многое в семейной жизни зависит от мужчины, психологический климат в доме в основном определяет именно женщина.

Следующий мини-тест поможет выяснить лидера в семье. Обведите соответствующую букву или две (если вы обоюдны в этом вопросе) в следующем тесте. Подсчитайте, чего больше «м» или «ж». Так вы узнаете кто главнее в вашей семье: муж или жена.

Функции главы семьиОбязанности главы семьи
м/жконтроль и выполнение четких правилм/жЗарабатывание денег. Кто гарант материального благополучия своего семейства. А также кто отвечает за сохранность и накопление семейных инвестиций.
м/жстратегическое и тактическое распределение расходовм/жПринятие важных решений. Кто проявляет инициативу в принятии всех принципиально важных решений.
м/жрешение трудных вопросов и ответственность за последствиям/жОбеспечение безопасности. На кого возложена полная ответственность за каждого члена семьи. Кто устраняет внутрисемейные конфликты.
м/жсиловое разрешение проблемым/жЛичный пример. Кто задает своим поведением пример для подражания. Оба супруга или только один?
м/жпредставительские функцииМ =
М =Ж =
Ж =

Отец — это образец мужественности для сына, а для дочери эталон, по которому она будет в дальнейшем выбирать спутника жизни.

Поведение матери — это залог благополучных отношений сына с его женой в будущем, а для дочери эталон воспитания своих детей.

А теперь вспомните своих отца и мать, и родителей вашего спутника. Так ли это? Копируете ли вы принятые в детстве паттерны в своей семье.

Главная женщина

В настоящее время нередка ситуация, когда активную роль «добытчицы» берет на себя женщина, а парень в это время занимается бытом. Такая модель хороша, когда девушка активна: ей нравится строить карьеру, отвечать за социальные связи, а парень – интроверт, «домосед». Бывает и так, что основной заработок в «копилку» приносит мужчина, но все ответственные решения принимает женщина, она же распоряжается крупными денежными тратами.

К сожалению, иногда такой сценарий угнетает обоих. К примеру, изначально девушка берет на себя больше обязанностей с целью помочь партнеру, позаботиться о нем, решить его проблемы. Постепенно парень «входит во вкус» и полностью снимает с себя ответственность. Что мы имеем? Женщину, которая чувствует себя «белкой в колесе» и мужчину, постепенно превращающегося в типичного «диванного нытика». Подробнее об этом я рассказываю в статье «Я женщина, а не ломовая лошадь!»: что делать, если мужчина сел вам на шею?».

Главенство женщины работает до тех пор, пока она с радостью берет на себя решение трудностей и не пилит партнера за бездействие. Но если вы чувствуете растущее раздражение или усталость: пора меняться ролями.

Скажите, а вы встречали пары, в которых семью девушка буквально «тащит» на своих плечах? Как вы к такому относитесь? Жду ответов в комментариях!

Отношение психологов к этому вопросу

Когда женщина главная в семье? Тогда, когда она строит отношения. Когда её мудрость проявляется в


способности воздействовать на решения мужа: он – голова, она – шея. Афоризм «Мужчина и собака – хозяева во дворе, а женщина и кошка – в доме» и на сегодняшний день не потеряла свой главный смысл. Мать глава семьи – это внутренний климат, душевный комфорт.

Когда мужчина главный в семье? Когда женщина позволяет ему это.

Женщины все чаще жалуются, что не могут найти настоящего мужчину. А ведь они попросту не могут позволить мужчинам взять главенство над ними. Ведь современная женщина привыкла все решать сама и не может допустить того, чтобы над ней командовали.

Но иногда сценарий наших родителей вмешивается в нашу жизнь. Если в семье мужа за все отвечала мама, дети всегда шли за помощью к маме и без её согласия ничего не решали самостоятельно, то и в своей семье, такой мужчина, без колебаний отдаст лидерство супруге.

А вот женщины из патриархальных семей, без колебаний согласятся с лидерством супруга.

Что делать, если женщина привыкла всю жизнь решать все за себя сама, привыкла быть капитаном, а не помощником. Очень часто, такие женщины поздно вступают в брак, так как не могут найти «того самого Мужчину». Но проблема не в том, что нет рядом достойных мужчин, а в том что (как уже говорилось выше) они просто не могут позволить кому-то довлеть над собой. Психологи считают, что в этом случае, женщине следует смягчиться, начать уступать мужчине и постепенно делегировать некоторые лидерские обязанности своему партнеру. Только так она сможет почувствовать себя настоящей женщиной. Но не стоит огорчаться и думать, что теперь вы подчинены. Пора включить женскую мудрость, вспомнив, что женщина «шея, которая управляет головой». Если женщина будет чаще вспоминать об этом и умело применять, это поможет избежать многочисленных конфликтов в семейной жизни. А брак будет долгим и счастливым. При сдаче поста «главы семьи», супруге помогут практические рекомендации:

  • Согласиться, что глава семьи муж. Принять это как аксиому. Передать не только ответственность, но и право принимать решение. Показать не словом, а делом, что вы его мнение уважается.
  • Перестать раздражаться и пилить супруга. У него тоже есть голова, и способность делать выводы. Вы может подсказать в чем-то, дать несколько вариантов решения проблемы, а вот что выбрать, пусть уже решает он.
  • Особо трудолюбивым сократить свою деятельность, или уйти с работы. С этого начинается доверие к мужчине, и так легче передать лидерство мужу. Если, конечно это необходимо и существенно не отразится на вашем семейном бюджете.
  • Набраться терпения. Ему тоже мужская роль дается тяжело, как и вам женская. Женщина ведь тоже не каждый день идеальная хозяюшка, так почему же мы требуем от мужчины, чтобы он был идеальным.
  • Хвалить мужа за его силу и мужественность. Он это оценит и будет носить жену на руках. Умение вовремя похвалить супруга, подметить его достижения укрепить его уверенность в себе и повысить продуктивность.

Настоящий глава семьи – это двое, которым удалось договориться.

Психологи советуют, еще на этапе романтических отношений понять и договориться, кто в будущей семье будет принимать окончательное решение и нести за него ответственность. Свадебная традиция «кто больше пирога откусит» это как наставление предков, о том, что все-таки важно определиться с главой семейного очага.

Сегодня, молодые пары все чаще вступают в брак потому что: «Все подруги замужем и я хочу, я же не хуже», «Мне уже пора», «А что скажут другие», «Все младшие братья и сестры уже замужем» и т.д. И совершенно забывают о том, а как они будут жить в этом браке потом.

Принимать все решения необязательно должен кто-то один. Часто в семьях звучат такие правильные фразы:

  • «Так, ты занимаешься детьми, я финансовым обеспечением» или
  • «Вопросы семейного бюджета регулируешь ты: куда потратить, сколько откладывать, куда вложить, т.к. ты более компетентен/компетентна» или
  • «Наймом рабочих для ремонта занимаюсь я, контролирую их тоже я, а вот планировкой и дизайном интерьера занимаешься ты, я доверяю твоему вкусу».

Главное, чтобы эти фразы не были началом конфликта. Важно, чтобы оба супруга пришли к компромиссу, проговорили вслух все обязанности и договорились. Чтобы не было такого «моя мама подарила больше денег на свадьбу, значить мне и решать куда их потратить».

Грамотное распределение обязанностей выстроит гармоничный климат внутри семьи. Делегирование обязанностей, в принятии тех или иных вопросов, избавит от конфликтных ситуаций.

Семья — это не место для реализации лидерских амбиций, это место, где все члены семьи чувствуют себя в безопасности и спокойствии, где все уважают мнения друг друга. Семья — это место, куда дети приходят за советом в личных отношениях в маме, а за мужской поддержкой к отцу.

Читать статью: Практические советы психолога молодой семье

Кто в доме главный

Кто в доме главный? Если верить популярной песенке «папа в доме, конечно, главный, если мамы, конечно, нет», если верить глазам и ушам своим, оглядывая просторы многих знакомых домов, – то глава дома, пожалуй, чаще всего жена. И нередко муж совсем не против такого расклада. Меньше власти – меньше ответственности. Жена бывает главой семьи и тогда, когда декларируется, будто глава – муж. Это когда «жена – шея», куда захочу, туда голова и повернется.

Можно встретить такие семьи, в которых глава – действительно муж. Настоящий глава, мудрый руководитель, которого все домочадцы действительно уважают, которого любят, советам которого действительно хотят следовать. И еще бывают сказочные, драконьи, многоголовые семьи. В них головами пытаются быть одновременно бабушки, и жена, и дети. У бабушек опыта больше, а детям – все самое лучшее. Трудно определить, кто при таком раскладе важнее и громче.

Кто главный в доме? Почему, с какой стати – главный? Это вопрос не праздный. Это вопрос о том, зачем мы вместе. Почему, ради чего мы – семья.

Главный тот, кто денег больше зарабатывает? Логично. Это когда мы живем ради денег.

Главный тот, «на ком весь дом держится»? Тоже логично. Это когда чистый пол, горячий борщ и выглаженные рубашки, то есть «быт» и «комфорт» – то, ради чего мы живем.

Дом возглавляет система ценностей семьи.

Дом возглавляет система ценностей семьи, и эта система ценностей определяет все

И эта система ценностей определяет все. Все. Как мы разговариваем друг с другом. С чего начинается наше утро. Как мы садимся за стол. Какая планировка комнат в нашем доме. Куда дети едут на лето. Как мы встречаем известие о беременности. Как мы встречаем смерть того, кого мы любили…

Каждая семья с момента знакомства будущих супругов, с первых произнесенных слов о браке определяет для себя эту главную ценность. Эта ценность – то самое, что соединяет две души в один дом – или эта ценность постепенно вырастает вместе с устроением дома. Так или иначе, но именно эта ценность становится в основание дома и завершает, возглавляет его. Сначала это могла быть одна ценность – а постепенно ее подменит другая. А еще мы можем специально, сознательно отречься от одной ценности и посвятить свой дом совсем другой. Как на разрушенном капище вырастает монастырь, как языческий храм превращается в место служения Истинному Богу.

***

Семья – это ячейка общества.

Семья – это совместное ведение хозяйства.

Семья – это несколько человек под одной крышей, спят-едят-решают текущие проблемы.

Но семья может вставать, подниматься, расти. Переходить из плоскости «лимузин-любовная лодка разбилась о быт-развелись» в плоскость духовную. От существования – к Жизни.

Настоящая семья


Святитель Иоанн Златоуст

Есть только один путь – отвергнуться себя и последовать за Самим Христом

Что такое – настоящая семья? Мы можем пофантазировать, можем опереться на художественную литературу, можем поднять научные работы по философии, социологии, по психологии семейных отношений, можем походить по форумам и соцсетям (по «православным», конечно!), можем собрать кружок друзей и родственников за столом, можем просто следовать «логическим рассуждениям». И это будет множество очень интересных мнений и кладовая жизненного опыта наших знакомых. Но если для нас настоящее, истинное – значит Христово, то есть только один путь – отвергнуться себя и последовать за Самим Христом. Построить свой дом не на песке мнений и самомнения, а на камне церковного учения об устроении семьи.

Одним из основных выразителей этого учения, одним из тех, кто ясно и подробно рассказал нам, что такое настоящая христианская семья, оказывается великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

***

Семья – малая Церковь (именно так, с большой буквы), как утверждает святитель Иоанн Златоуст[1].

Семья может быть даже раем: «…сделай свой дом небом», – призывает нас все тот же Иоанн Златоуст. А потом добавляет совершенно удивительные слова, мои любимые слова:

«Где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос»[2].

Христос может быть «посреди» нашего дома. Внутри нашего дома. Живой Бог – вместе с нами.

Семью – малую Церковь – возглавляет Бог

При условии, что в доме будут любовь и согласие. Если мы все будем соединены друг с другом не только бытом, не только приятными чувствами, но и стремлением к добродетели… И Бог будет главным в доме.

Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Кор.11,3).

Получается такая иерархия в семье, в браке: у жены есть глава, и это – ее муж; и у мужа, в свою очередь, есть глава – это Христос. Главный в такой семье – Сам Бог.

«В браке всегда есть третье лицо – Лицо Самого Бога»[3], – пишет исследователь святоотеческого учения о браке С. Троицкий.

Семью – малую Церковь – возглавляет Бог. И он входит в этот дом и находится внутри него. Бог, сотворивший небо и землю, может быть посреди нас. И это правда возможно. Это и есть настоящая семья: такая, в которой главный – Бог.

Отношения в семье – к Богу

В семье мы связаны друг с другом. Взаимными обязательствами, взаимной ответственностью. Христос – посреди любых отношений в настоящей семье. Вот посмотрим, как это выглядит.

Муж

Муж должен любить жену, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25-33). Не просто – любить. Любить жену – с Богом, ради Бога, как путь к Богу:

«Не столько ради ее самой должно любить ее, сколько ради Христа… Итак, делай все из повиновения Господу и как бы ты делал все ради Него»[4].

Как именно любить, где мера этой любви – сказано: как Христос. До смерти. В быту – тоже предельно понятно:

«Хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим об ней попечением, любовью и дружбой. Нет уз, крепче этих, особенно для мужа и жены… общницу жизни… нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью»[5].

Пока все идет хорошо, пока все в порядке – нетрудно любить жену и ради ее самой, ради той радости, которую приносит общение с любимой, красивой, родной женщиной. А когда все становится вверх ногами, когда жена все делает не так, и говорит не то, и истеричка, и склочница, и один вид этой сварливой бабы вызывает раздражение… В конце концов, когда она сама-то не выполняет возложенных на нее обязанностей, когда не слушает мужа и даже «развратна»… Вот тогда уже подвиг ради Христа – любить ее. Вот тогда подвиг – окутать ее теплой заботой, «любовью и дружбой». Ради Христа, во Имя Которого мы живем, Которому посвящен наш Дом, ради послушания истинному Главе семьи.

Жена

Жена должна повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Кол. 3,18, Еф. 22-24). И снова – повиноваться не ради мужа (хотя и ради него тоже), и не ради мира и согласия в семье (хотя и мир обеспечен), но как бы совершая служение Богу, служение Тому, ради Кого все отношения в семье выстраиваются, ради Кого – весь этот дом. По словам Златоуста, жена должна повиноваться мужу «если не ради мужа, то, в особенности, ради Господа»[6]. Это, продолжает учитель Церкви, и означает – оставить мужа или жену, чтобы последовать за Христом: то есть выполнять свой долг любви к жене и, соответственно, послушания мужу именно ради Бога, именно как служение Богу. И святитель напоминает нам, женам, слова апостола:

«Если повинуешься мужу, то думай, что ты повинуешься, как работающая Господу»[7].

Легко слушать того, кого любишь, легко слушаться мужа, который тебя любит. Для которого ты – единственная, прекрасная, родная. Но мелкие и серьезные проблемы, болезни, обиды, усталость, в конце концов, очевидные выкрутасы женской психики во время беременности и во время обычных женских состояний – все это первым делом выплескивается на отношения с мужем. И если в это время видеть только мужа, то… не так-то просто взять себя в руки, не так-то просто заставить себя слушаться его. Того, кто, конечно же, неправ (как можно класть зелень в суп еще до картошки?! как можно разрешать детям смотреть мультики 4 часа подряд? как можно ставить перед ребенком тарелку с черникой на белую скатерть?!). Слушать мужа в это время тяжело, почти невозможно.

А если смотреть не на мужа, который вызывает раздражение, а обратиться к Богу? Послушаться мужа – не потому что он прав, а потому что прав Господь, заповедавший мне послушание. Послушаться мужа – как принести жертву Богу. И самое удивительное то, что в таких случаях, когда ради Господа, а не во имя логики и тем более не во имя демонстрации послушания (вот сейчас муж увидит всю нелепость своих приказов!) удается победить свою гордость, свое стремление во всех ссорах выходить победительницей, – тогда все встает на свои места. Ради такого крошечного подвига Господь, Глава нашего дома, дает нашему дому мир. И дает любовь – уже не ту любовь, которая «сама по себе» когда-то привела нас друг ко другу, а любовь новую, еще более крепкую и сильную. И после такого маленького усилия над собой, сделанного именно ради Бога, появляется «естественное», легкое послушание мужу, послушание в любви уже к нему самому, послушание в радости согласия и единомыслия… Да, единомыслие в семье достигается как-то даже банально: жена повинуется мужу – и никаких разногласий быть не может:

«Не просто и не напрасно Павел выказал великую заботливость об этом деле, когда сказал: «Жены, повинуйтесь своим мужьям как Господу». Почему? Потому что, если они единомысленны, то и дети их воспитываются хорошо… Если же где бывает напротив, то там во всем беспорядок…»[8].

Вот как легко приходит мир и единомыслие в дом: если жена слышит и слушает мужа – откуда взяться разногласиям? Уничтожается сам механизм возникновения ссор, анархии, «беспорядка», в котором обычно воспитываются наши дети – дети беспорядочных семей…

Дети

Дети должны повиноваться родителям, ибо это благоугодно Господу (Еф. 6,1-3, Кол.3,20). А вовсе не потому, что родители всегда правы. Можно ли быть правым, не позволяя детям пойти на речку? Или неправым?… Но послушайтесь – «о Господе», то есть когда родители не требуют от детей нарушения заповедей.

Родители – это воспитатели, которым Царь и Отец поручил воспитание Его детей

И отношение родителей к детям: родители должны воспитывать детей в учении и наставлении Господнем (Еф. 6,4), снова – для Бога. Родители воспитывают детей не для самих себя, не для того, чтобы потешить свое тщеславие детскими достижениями, и даже не для того, чтобы «упокоить свою старость». Родители – это воспитатели, которым Царь и Отец поручил воспитание Его детей. Чтобы воспитали их по Его законам, по Его правилам, по Его Образу, для Него, чтобы им жить с Ним, царствовать в Его Царстве… Мы принимаем детей, дарованных нам Богом, как вверенный нам «залог», и готовим их ко встрече с Богом[9]…

Это тоже не просто теория или идеология. Такое отношение к детям зовет за собой все устроение нашей заботы о детях. Мы отдаем детей на самбо и в бассейн, мы ищем для них курсы английского с преподавателем-носителем языка, мы готовим их к олимпиадам по математике, мы читаем смешные книжки Астрид Линдгрен, включаем мультики про кроликов и фильмы про Шерлока Холмса – но главным всегда остается то, ради чего Господь поручил нам наших детей. Главное – когда мы не позволяем детским занятиям, детским увлечениям выращивать и поддерживать детские грехи и страсти. Главное – когда мы выстраиваем и каждый детский день, и все пространство детских занятий в памяти об этом главном. Главное – когда «учение Господне» предваряет и сопровождает все другие виды обучения детей и все наше общение с нашими детьми. Главное – когда мы начало каждого дела, каждого дня, и каждый седьмой день приобщаем нашу малую Церковь – Церкви великой. Когда общность всей нашей семьи с Христовой Церковью, с учением Церкви пронизывает весь строй жизни нашего дома.

Если Господь поручил нам, именно нам, воспитание наших детей – это означает и степень вовлеченности родителей в дело воспитания детей. Мы уже не можем отмахнуться от этого задания, от этой заповеди, «потому что нет времени», и даже потому, что «я не умею воспитывать детей», не можем запросто и полностью перебросить это благое иго на чужие плечи. Тем более, что в нашем доме, над нашим домом – наш Глава, наш истинный Отец, Воспитатель и Учитель – Господь, Который будет всегда заботиться о наших детях. Будет помогать нам воспитывать их. Если мы будем просить Его о помощи, если мы вообще призовем Его в свой дом, если мы посвятим именно Ему свой дом. Тогда получится, что наши дети рождаются и живут в доме Божием… Ничуть не меньше. Потому что как иначе назвать дом, в котором Бог – Глава? Как иначе назвать малую Церковь?

Если Господь поручает нам детей – то мы встретим появление нового малыша с радостью: ведь это не случайный «залет», а дар нашему дому, дар нашего Бога. И со спокойной уверенностью: раз Господь дал малыша –– Он поможет нам в заботе о нем. И если нам кажется, что мы не готовы, что мы не справимся… это только так кажется: Бог дал – Он и поможет нам справиться, Он знает, когда и кого приводить в наш дом. И нам остается только принять малыша, любить его и воспитывать его. Для Того, Кто его нам послал.

И если Он забрал малыша… Большого, маленького или долгожданного, но еще не рожденного… Это горе, которое может разрушить дом. Это горе. Но разрушает оно, когда дом – не к Богу, не в Боге. Но ведь настоящая семья – это дом Божий. Ведь малыш – Божий. Ведь рождение малыша – это не приз, не игрушка, рождение – задание воспитать маленького человека для его истинного Владыки и Отца. Наш Бог, наш Царь поручил нам воспитание – и забрал к Себе обратно нашего воспитанника. Мы любили этого малыша, мы заботились о нем – но наш Царь отозвал Свое поручение. Мы думали, что будем воспитывать малыша до его взросления. Чтобы дальше он сам смог жить – жить к Богу, идти к Богу и войти в Царство Небесное. А Господь дал нам позаботиться о нем не до взрослости, но всего лишь первый триместр беременности, или всего лишь до его пятилетия… И он ушел к Богу, к Отцу своему, гораздо раньше, чем мы надеялись. Но ведь главное, чтобы он в конце концов, сейчас или через восемьдесят лет, пришел именно к Нему, в Его руки… Разве не об этом мы молились с того самого момента, как тест на беременность показал две красные полоски?

Все в настоящей семье – к Богу и в Боге. И поэтому – все просто, все легко, даже когда слишком непросто и совсем не легко. Весь наш дом – в руках Божиих…

Любовью и единомыслием к Троице Нераздельней

Такое дело: служение Богу в семье как будто отворачивает нас друг от друга. И действительно, говорит же Златоуст: слушать мужа ради Бога – это «оставить мужа и жену», последовав за Христом. И выходит, как будто мы, идя к Богу, уходим друг от друга. Но чудо как раз в том, что все ровно наоборот. Ведь все эти заповеди об отношениях в семье буквально заставляют нас быть ближе друг ко другу, ближе в общем-то и некуда.

Мы идем к Богу – и соединяемся на этом пути, этим путем друг с другом

Авва Дорофей говорит о том, что Бог – это солнце, а мы, люди, как солнечные лучи: чем ближе мы к Богу, тем ближе мы друг ко другу. Это – две основные заповеди: «возлюби Бога» и «возлюби ближнего». Мы идем к Богу – и соединяемся на этом пути, этим путем друг с другом. Такое происходит даже с монахом, к которому преимущественно и обращены слова аввы Дорофея. Что же говорить о семье!

В семье мы идем к Богу вместе. Любовь к Богу по-настоящему, навечно соединяет нас друг с другом.

Мы связаны отнюдь не только взаимным долгом, взаимными обязательствами, теми заповедями, которые нам, семейным людям, необходимо соблюдать, если мы считаем себя христианами.

Семья – единый организм. Это – единица, а не множество

Семья – единый организм. Это – единица, а не множество.

Начинается все с непостижимой вещи: муж и жена – это один человек. Святитель Иоанн Златоуст говорит:

«Известно, что изначала Бог прилагал особенное попечение об этом союзе, и, говоря об обоих, Он выражается как об одном: мужа и жену сотворил я есть (Мк, 10:6)… Он устроил изначала, соединяя их в одно, как бы на каменном основании»[10].

Много раз, в самых разных проповедях, святитель повторяет, что «муж и жена – не два человека, а один человек»[11].

«С идеальной точки зрения богосовершенства и Богочеловечества, то есть какой должна быть истинно христианская и совершеннейшая чета супружества, она есть «плоть едина», один неделимый телесно-душевный организм, с одним телом и одной душой, одним умом, одним сердцем, одной волей»[12], – писал учитель святителя Илариона (Троицкого) проф. М.Д. Муретов.

Общность мужа и жены и менее тесная, но также сильная связь родителей и детей – не праздные слова или отвлеченная философия. Да, конечно, муж и жена – это две половинки, мы любим друг друга, и детей своих любим. Но, как выясняется, из разряда романтического образа это положение переходит в плоскость, для верующего человека невероятно серьезную и даже страшную.

Вот как обращается святитель Иоанн Златоуст к отцу семейства:

«Ужели, если наши жены и дети будут беспорядочны, то мы будем подлежать за них ответу? Да, если (это случится) от неприятия нами строгих мер, потому что для спасения недостаточно нам собственной добродетели… а требуется еще (добродетель) другого»[13].

Вот так – недостаточно собственной добродетели. Не получится самому потрудиться, а другие – уж как-нибудь, на их усмотрение. Не получится семейному человеку идти к Богу, если он не ведет, не старается приводить к Нему и свою жену, и своих детей. Вот еще слова Златоуста, из другой его проповеди:

«Ты ведь отвечаешь за спасение и детей, и домочадцев. Как мы дадим отчет за вас, так и каждый из вас несет ответственность… за жену, и за сына»[14].

Эта ответственность сама по себе делает нас единым целым. И это целое начинает жить как живой организм, больной или здоровый.

Вот, вроде бы, учение о спасении говорит о спасении души человека. Но спасаться может и дом, как единая душа. Например – пришло спасение дому (τῷ οἴκῳ) сему (Лк.19,9). Не одному хозяину дома спасение, не одной хозяйке, не рабу Божьему Александру или Елене, Иоанну или Василисе – а дому.

Дом может спасаться – и может погибать, «впадать в нечестие», и тоже – как единое целое, как связанность, как взаимозависимость домочадцев. В книге «Пастырь» Ерма, включенной в «Писания мужей апостольских», мы читаем:

«Не ради тебя собственно гневается на тебя Господь, но за дом твой, который впал в нечестие <�…> И ты, любя детей, не вразумлял своего семейства, но допустил их развратиться»[15]..

У нас есть обязательства друг перед другом. И перед Богом. Это не просто традиция, не просто образ жизни, а путь ко спасению. Выполнять все эти обязательства – вместе, всем домом, идти к Богу. Да, дом умеет ходить. К Богу или от Бога. И дом идет к Богу, если это настоящий дом. И, один за другим, мы постепенно переходим из нашего земного дома в вечность, к Богу. Должны, должны приходить именно к Богу. И тогда оказывается, что кто-то из нашей семьи – еще здесь, на земле, а другие – уже «на месте», уже с Богом. И дом переходит в вечность. И дом оказывается вечным.

Так строится дом: от земли к вечности. С самого начала – и навсегда.

Святитель Иоанн Златоуст предлагает мужу говорить об этом своей жене сразу после свадьбы:

«Настоящая жизнь ничего не значит, и я прошу, и умоляю, и всячески стараюсь сподобиться нам так устроить настоящую жизнь, чтобы можно было и там, в будущем веке, совершенно безбоязненно встретиться друг с другом. Настоящее время кратко и ненадежно; если же сподобимся перейти эту жизнь, благоугодив Богу, то будем пребывать вечно и со Христом в великой радости. Я всему предпочитаю твою любовь, и ничто не может быть для меня так тяжело, как когда-нибудь разлучиться с тобою»[16].

Вечно быть вместе, вечно быть с Богом

Не разлучаться никогда – ни в земной жизни, ни в вечности. Вечно быть вместе, вечно быть с Богом.

***

Выполнение возложенных на нас, семейных людей, заповедей может быть тяжелым подвигом. Наверное, сравнимым с мученичеством или юродством… Если приходится служить Богу в семье – в одиночестве, если приходится ради Бога любить свою строптивую жену, если приходится ради Бога быть покорной жестокосердному мужу. Не бросать свой крест, а нести до конца. Даже до смерти… Ведь с креста не сходят. С креста – снимают…

***

Но если мы вместе пойдем по этому пути, если мы вместе будем так служить Богу, то наш дом действительно станет небом на земле. Где муж окружает жену заботой, любовью и дружбой, где жена послушна мужу своему и единомысленна с ним, где родители посвящают себя заботе о детях, воспитанию их, где все отношения – в любви друг ко другу и к Богу. И это небо, этот рай мы будем снова и снова восстанавливать, когда наше самолюбие, наши страсти будут сбивать нас с выбранного пути. Сбивали, сбивают и будут сбивать, пока мы на этой земле живем… А мы, падая, будем снова вставать, и снова будем идти, ползти, карабкаться, помогая друг другу, вытягивая друг друга. Чтобы дети наши рождались и росли в доме Божием. Чтобы послужить Богу, как это доступно нам, как Он Сам заповедал нам. Чтобы мы все встретились в Царстве Небесном. Чтобы семья наша пребывала вечно со Христом, с Главой нашего дома. И чтобы любовь наша не преставала никогда.

Отношение церкви к этому вопросу

Кто должен быть главным в семье? В христианстве ответ однозначен и прост: муж.

Христианское главенство мужа воспринимается, как обязанность заботиться, думать о каждом члене семьи, поддерживать благополучие и мир в семье.

Церковь придерживается позиции, что жена повинуется мужу, также как церковь Богу. При этом муж должен также любить жену, и если это необходимо, то приносить жертву ради неё, также как Христос принес в жертву себя, ради веры. Ради Церкви Христос пошел на муки. А способен ли глава семьи пойти на это ради жены? До этого уровня еще нужно дорасти многим мужчинам.

Позиция церкви в том, что не может быть равенства в семье. Неравенство, которое сотворил Бог во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной совсем не унизительно. Какой бы век на дворе не стоял, но обязанность женщины рожать детей не переложишь на мужа.

Рецепт гармоничной жизни очень прост: любите и уважайте друг друга.

Что значит партнерство и возможно ли оно при патриархате?

Заглянем в толковый словарь Ожегова:

партнёр, -а, м. 1. участник какой-н. совместной деятельности. Деловой п. торговый п. страны-партнеры (государства — участники какого-н. союза, блока, соглашения). п. по рыбалке. 2. участник (игры, танца, выступления) по отношению к другому участнику. партнеры согласились на ничью. п. балерины. ii ж. партнерша, -и (ко 2 знач.; разг.). ii прил. партнерский, -ая, -ое.

К нашему разговору больше подходит первое значение слова, и противоречий здесь никаких нет, сами видите. Уже из определения следует, что при патриархате возможно партнерство. Равно как и возможно обратное, все зависит от конкретных людей, а не от наличия или отсутствия власти. Тем не менее, я изложу имеющиеся у меня мысли о противоречии партнерства и иерархии с распределением ролей.

Учредители организации – партнеры

Обращусь к аналогии с бизнесом. Представим коммерческую организацию с двумя учредителями. Роли чётко распределены: один производит продукт (либо руководит производством), второй продаёт (или руководит продажами). При этом у первого партнера продукт может быть контрольный пакет акций, скажем, 60%, у второго – 40%. Бывает по-разному, и 5/95, и 50/50, и все эти ситуации имеют право на жизнь. В нашем примере формального математического равенства нет, но нет и дискриминации. Отсутствие математического равенства не означает дискриминацию, ведь счастлив не тот, у кого много или столько же, а тот, кому хватает! Так они договорились при создании акционерного общества, добровольно, обоим это выгодно. Распределили роли, и никому не приходит в голову лезть в дела другого. Все отлично работает, и все довольны. Хотя, есть и иерархия, и роли, как и в любой организации. Чем не партнерство?

ПАРТНЕРЫ – НЕ ТОЛЬКО ТЕ, КТО ДЕЛИТ ПРИБЫЛЬ КОМПАНИИ ПОРОВНУ, А ВСЕ, КТО ПОЛУЧАЕТ ХОТЯ БЫ КАКУЮ-ТО ПРИБЫЛЬ

Я повторюсь, неважно, что есть кто-то главный, что доли в уставном капитале не равны и что распределены роли и зоны ответственности. Главное – чтобы компания эффективно работала и приносила прибыль, и чтобы учредители были довольны результатом. Аналогично, неважно, что приоритет в принятии решений у мужчины. Важно, что они при этом счастливы друг с другом.

Итак, партнерский патриархат подразумевает, что СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ РЕШЕНИЯ В СЕМЬЕ ПРИНИМАЕТ МУЖ И ДЕЛАЕТ ЭТО В ИНТЕРЕСАХ СЕМЬИ, а значит, и в интересах женщины. Такой формат отношений нисколько не отрицает обсуждения и участие в принятии решений обоих супругов, но последнее слово остается за мужчиной.

Вот один из киношных примеров проявление главенства мужчины в семье (сериал «Всегда говори «всегда», 5 сезон, 4 серия):

В критической ситуации мужчина корректно, но твердо указал своей женщине, что нужно делать, и она послушалась его, хотя она – успешный руководитель, генеральный директор компании. При этом обратите внимание, насколько нежные отношения между ними и насколько расслаблена и защищена главная героиня рядом со своим мужчиной. Вот это и есть правильный патриархат.

Или еще эпизод из фильма «Пряники из картошки». По сюжету девушка попросила парня, делающего ремонт в соседском доме, заключить с ней фиктивный брак, чтобы была возможность усыновить мальчика, ставшего сиротой…

И здесь она – руководитель бизнеса, привыкла командовать и строить мужчин. Но не тут-то было… Да и сопротивлялась она недолго, и то по привычке. После чего расслабилась и испытала реальный кайф от того, что рядом – сильный мужчина, способный решать вопросы и принимать решения вместо нее. О чем тут же на радостях рассказала подружке. Закончилось все это настоящей семейной идиллией. Он принимает решения, а она расслабленная, довольная, умиротворённая:

Многие скажут, что это – сказка, так не бывает, но это сейчас неважно. Я лишь пытаюсь продемонстрировать идею, а она такова:

МУЖЧИНА – ГЛАВНЫЙ, А ЖЕНЩИНА – СЧАСТЛИВАЯ.

Отличие между мужчиной-главой и мужчиной-деспотом существенное. Глава несет ответственность за все, он же во всем виноват. Деспот не несет ответственности (или делает вид, что несет), и у него виноваты все вокруг. Чувствуете разницу?

Очевидно, что мужчина и женщина могут быть счастливы только совместно. Не бывает такого, что в одной семье муж счастлив, а жена несчастна, либо наоборот. Таким образом, для счастья и гармоничных отношений необходима стратегия win-win, ответственность за реализацию которой и лежит на главе семьи – мужчине. Злоупотребление властью приведет к принятию решений, выгодных мужчине и невыгодных женщине (и детям), а значит, будет нарушена первоначальная суть патриархата, которую можно выразить следующей формулой:

ДЛЯ ЖЕНЫ СЛОВО МУЖА – ЗАКОН, ДЛЯ МУЖА ИНТЕРЕСЫ ЖЕНЫ И ДЕТЕЙ – ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Как правильно распределить?

Все мы , разные и уникальные. Нет единой схемы разделения семейных обязанностей.

Например, где-то супруга обожает чинить бытовую технику и буквально медитирует во время этого процесса, а муж не любит возиться с бытовыми приборами.

В другой семье мужчина хорошо готовит и с раннего детства мечтал стать поваром.

А вот его жена так устает из-за ухода за двумя погодками, что категорически отказывается еще и готовить.

И в каждой из этих ситуаций супруги довольны своими обязанностями.

Так как распределять обязанности? Возьмите за основу традиционную схему распределения обязанностей в семье (на мужские и женские).

Семья не место для амбиций.

Сегодня часто можно видеть, как молодые люди вступают в брак не потому, что «созрели» для этого, а потому что «пора», «родные давят», «подруги/друзья все давно в браке и детей заимели». Создавая таким образом союз, люди не думают о том, что семья – это не то место, где следует реализовывать свои лидерские амбиции. В семье каждому её члену должно быть комфортно, спокойно и безопасно. Каждый должен чувствовать любовь и уважение. А для этого надо поработать над собой и над отношениями. И, если требуется, где-то уступить своему партнёру, чтобы сохранит мир и гармонию в семье. Причём чаще всего уступает именно сильный, проявляя тем самым свою мудрость.

А у вас кто в доме главный?

Гендерные роли

Семейные системы основаны на гендерных ролях. Эти роли формируются под влиянием культурных норм общества и являются своеобразными «,трафаретами», поведения, диктуя участникам социума стандарты поведения.

Вступая в семейные отношения, человек уже понимает, какую роль он будет занимать. Что можно делать, а чего делать категорически нельзя.

Так маленьким девочкам с юного возраста объясняют, что в будущем они станут женами и хранительницами очага.

А мальчикам говорят о необходимости развивать физическую силу и осваивать профессию, чтобы защищать и содержать семью.

Сюда же относятся установки по типу «,женщина не должна спорить с мужчинами, с таким характером будешь получать от мужа», или «,нельзя дергать девочек за косички, ты же будущий глава семьи, должен защищать слабый пол»,.

Какие бывают жизненные ценности у человека? Читайте об этом здесь.

Качества, присущие главе семьи

Чтобы быть настоящим главой семейства важно активно участвовать в семейной жизни. Нередки случаи, когда все заработанные мужем деньги находятся под руководством жены, а он ни о чем не заботясь, попивает пиво на диване. Настоящий глава семейства должен подкреплять свой статус делами.

Чтобы определить свою роль в семье не достаточно расставить приоритеты и разделить обязанности. Важно узнать подробнее о внутреннем мире вашего спутника и себя. Но далеко не все психологи смогут помочь вам в этом. Результата можно добиться, если сделать персональный расчёт рейв-карты, по дате и времени рождению. Это самый действенный метод понять кто вы, что вам нужно и как себя вести в той или иной ситуации.

Список обязанностей

Обязанности мужчины:

  • зарабатывать и покрывать все базовые потребности семьи,
  • обеспечить безопасность каждому члену семьи,
  • предоставить жене свободы выбора (зарабатывать или быть домохозяйкой), но при этом обеспечение стабильности в семье независимо от выбора,
  • участвовать в воспитании детей,
  • заботиться о родственниках (как своих, так и о родственниках жены),
  • уделять внимание жене, отмечая ее заслуги и вклад в семью.

Обязанности женщины:

  • ведение домашнего хозяйства (готовить еду, поддерживать порядок и т.д.),
  • деятельность (жена не обязана обеспечивать семью и работать, но должна иметь увлечение, чтобы не погрязнуть в быту),
  • воспитание детей,
  • эмоциональная поддержка мужа,
  • сохранение морального облика семьи.

Когда у женщины наступает кризис среднего возраста? Узнайте об этом из нашей статьи.

Предназначение и функции

Мужчины

Материальное обеспечение. Обязанность мужчины в семье , это материальное обеспечение ячейки общества. Доход должен покрывать все базовые расходы современной семьи (еда, жилье, одежда, ком.услуги и т.д.).

Конечно, иногда женщина зарабатывает больше мужа. Но мужчина, который не может рожать и вскармливать детей, идеально подходит для роли добытчика (и скорее всего, примерит ее, когда жена уйдет в декрет, даже будучи экономически пассивным).

Социальные предпосылки также диктуют свои условия, и сильному полу зачастую предлагают более ответственные и высокооплачиваемые позиции.

Защита. Защита семьи , это важная функция. Мужчины сильнее женщин физически. Они также более уравновешены в эмоциональном плане и имеют математический склад ума.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]