Главный секрет успеха — активная жизненная позиция

В прошлый раз мы начали разговор о том, почему не получается изменить жизнь и выяснили, что дело в самом человеке и его жизненной позиции. Так почему у одних людей все получается, а у других — нет? В чем секрет успеха? Мы все ищем какую-то методику, которая поможет нам справиться с проблемами и достичь успеха во всем… Но причины успеха или неуспеха не в методике, а в нашей голове.
Если мы и вправду хотим «прожить жизнь так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» и собрались начинать новую жизнь, то нам нужно сначала «поменять голову», а точнее — жизненную позицию в целом. Именно она играет определяющую роль в том, достигнем ли мы успеха в жизни, а если правильнее — будем ли мы счастливы и удовлетворены.

Жизненная позиция бывает всего двух видов: активная и пассивная. Все успешные и удовлетворенные жизнью люди обладают про-активной (или просто активной) жизненной позицией. У большинства же из нас жизненная позиция реактивная (или пассивная) — и именно в ней кроется причина большинства наших несчастий.

Жизненная позиция — это база, фундамент нашей личности и нашего отношения к жизни и к миру. Ее первичное формирование происходит в детстве — под влиянием воспитания и по образу и подобию родителей, но вполне в наших силах ее изменить в сознательном возрасте. Однако, перестроить фундамент, на котором уже построено здание, сложно и боязно, поэтому мало кто на это решается. Тут нужно иметь серьезную мотивацию и быть готовым к преодолению трудностей. Для начала стоит еще раз ответить себе на вопрос: «Хочу ли я на самом деле стать успешным человеком и хозяином своей жизни или обойдусь тем, что есть, зато ничего не меняя и не рискуя?»

Что это такое

Жизненная позиция формируется благодаря ближайшему окружению в течение первых лет жизни. Особенности его развития, установки, ориентиры и потребности, а также способы реагирования на ситуации транслируются родителями и воспитателями, становясь интериоризированными категориями. Впоследствии эти заложенные части проявляются во всех возможных отраслях человеческой жизни, определяя как нравственные жизненные позиции, так и рабочие, личностные и даже политические.

Однако это не означает, что сформировавшись однажды, жизненная позиция остается статичной категорией. Она может меняться под влиянием новых полученных знаний или жизненного опыта. Во многом, человек может сам формировать ее изменения посредством приложения психических и умственных усилий, меняя свое направление и привычные способы реагирования и оценки ситуации. К моменту достижения психологической зрелости формируется основная жизненная позиция, и если не происходит кардинальных изменений в личности и внешней социальной ситуации, то она остается ключевой, лишь немного корректируясь под воздействием ситуационных факторов.

Существует также категоризация позиций. Одна из таких классификаций придерживается концепции о том, что сама позиция формируется еще до рождения ребенка, поскольку обусловлена психологическим состоянием родителей. Имеется ввиду не генетическая обусловленность или действия, сколько призма восприятия. Грубо говоря, человек может оценивать себя, как кого-то хорошего или ощущать собственную ущербность, таким же базовым оценкам подвергается вся внешняя реальность. Подобные, глубоко заложенные убеждения, практически не поддаются последующей волевой коррекции. Изменения возможны только при условии прикладывания осознанных усилий, часто при помощи психотерапевта, и требуют не одного года усиленной внутренней работы.

Схема Понци: одноуровневая финансовая пирамида

Особенностью классических одноуровневых финансовых пирамид является фактор привлечения новых участников силами самого организатора. В данном случае «инвесторы» выступают лишь в роли «пассивных кошельков», главным делом которых становится обеспечение денежного оборота.

Известны случаи, когда для наработки доверия первые выплаты осуществлялись за счет средств самого организатора, что помогало существенно увеличить вкладываемые суммы уже действующих участников и привлечь новых за счет эффекта «сарафанного радио».

При достижении определенного количества вкладчиков предприятие переходит на самообеспечение, формируя выплаты за счет внесения новых средств. Однако такая ситуация сохраняется до первого большого оттока средств, в котором ФП показывает свою несостоятельность, что вызывает панику участников, которая выражается в лавинообразном «закрытии вкладов».

Срок существования у схемы Понци, как правило, находится в рамках от полугода до двух лет. Главная стратегия продвижения – агрессивный маркетинг, использующий популярных медиа-личностей и ньюс-мейкеров, выступающих символами «надежности и доверия».

Ожидаемый результат:

1. Обеспечение оптимальных условий для повышения качества образования.

2. Создание условий для становления социально-активной личности школьника в культурно-образовательном пространстве школы и семьи.

3. Обеспечение каждому учащемуся дифференцированного подхода и создание условий для реализации жизненных стратегий и нахождения жизненной позиции.

4. Повышение качества преподавания школьных дисциплин.

5. Изменение уровня обученности и развития обучающихся.

6. Готовность ученика к самостоятельному выбору относительно жизненной стратегии и принятию решения, которое касается жизненной позиции.

Как определиться с жизненной позицией

Когда подходит время определяться со своей точкой зрения, многие начинают метаться и не понимают, что для них лучше. При выборе своего личного отношения к различным ситуациям психологи советуют придерживаться таких соображений:

Расставить приоритеты. Личность должна определиться с самыми важными для нее аспектами, осознать, какие действия принесут ей больше комфорта. Опираться на опыт. В течение жизни действия бывают как правильными, так и ошибочными. Самое главное – уметь признавать свою неправоту и стремиться не совершать более действий, которые влекут за собой дискомфорт существования. Характер поведения

Для определения жизненной позиции очень важно понимать, какие действия более всего соответствуют характеру индивида. Существуют принципы, переступая которые человек загоняет себя в осознанную депрессию, поэтому рекомендуется избегать поступков, которые противоречат собственным взглядам на жизнь. Поиск группы людей с одинаковыми ценностями

Индивид должен заручиться поддержкой людей, которые имеют схожие взгляды на жизнь. В этом случае он не будет сомневаться в правильности выбора действий.

Существует 4 типа жизненных позиций:

  1. Я хороший, ты хороший. Философия этих людей заключается в совершении хороших поступков, не требуя ничего взамен, просто потому, что они считают оппонента хорошим человеком. Чаще всего это волонтеры.
  2. Я хороший, ты плохой. Контроль над своими эмоциями является главной характеристикой человека с такой жизненной позицией.
  3. Я плохой, ты хороший. Эти личности не склонны делиться, но желают получить максимум от других людей.
  4. Я плохой, ты плохой. В эмоциональной основе людей с такими убеждениями лежат злость, гнев, негатив, агрессия.

Позиционный тип: Я плохой, ты хороший

Социальная пассивность

Динамика трансформаций, проистекающих в социуме и мире, вынуждает людей иначе относиться к бытию, по-новому осмысливать различные аспекты существования. Из массы проблем, поставленных историческим развитием, самой острой сегодня становится проблема, направленная на преодоление социальной инертности.

Социальная пассивность означает отсутствие общественно инициативного поведения, нежелание заботиться об окружающих, безучастность к природе, социуму.

Сейчас сложилось очевидное противоречие между пассивностью, безучастием, мировоззренческим равнодушием, политической незрелостью многих граждан и потребностью социума в деятельном участии всего трудящегося населения и каждого индивида в социальных реорганизациях.

Пассивность социума в качестве многозначного понятия очерчивает определённые общественные связи, характер людей и жизненный уклад, изменённую общественную психологию, специфическое мировоззрение.

Социальная пассивность является качественной характеристикой позиции личности, которой присуще: отсутствие стремления, инертность, незрелость, отстранённость, застой, отсутствие потребности совершать социально значимые действия, уклонение от реализации знаний и способностей.

Опасность социального бездействия и пассивности состоит в сковывании активности, инициативности, самостоятельности.

Природа описываемого явления заключается в дисгармонии существующей ситуации с потребностями, отстранённости индивида от социума, пробелах экономических связей, несоблюдении социальной справедливости, ограничении личного интереса, отсутствии сформированных политических институтов, бюрократизация структур власти, слабость демократических обычаев. С духовно-практической стороны причинами социальной инертности считаются: низкая степень культуры, отсутствие духовности, безответственность, эгоизм, умственная лень. Способствуют сбережению стабильности пассивности индивидов следующие негативные явления: деформация образа бытия, вредные и устаревшие обычаи, отсталые привычки, избыточная религиозность, иждивенчество, потребительская позиция.

Типы активной жизненной позиции личности

Активная социальная позиция бывает двух видов:

  • позитивная, придерживающаяся взглядов, типа «Добро всегда побеждает зло», и настроенная на соблюдение общепринятых нравственных правил;
  • негативная, имеющая цели, идущие в разрез с общественными и наносящие последним вред.

Например, доказательством негативной АЖП может служить позиция Адольфа Гитлера, который развязал войну на всех континентах и желал поработить весь мир.

АЖП необходима для усовершенствования окружающего мира при помощи личностных качеств и участия в общественных проектах. Главное, чтобы она была позитивной.

Какие бывают жизненные позиции у человека

Жизненные позиции в психологии делятся на 2 вида:

  1. Активная;
  2. Пассивная.

Активная жизненная позиция (позитивная и негативная)

Люди, обладающие активной позицией, зачастую имеют лидерские качества. Синонимами этого понятия являются оптимизм, энтузиазм, иногда – альтруизм. Такие личности являются хорошими ораторами, способными заразить своим отношением к разным ситуациям множество людей. В последнее время даже при приеме на работу в резюме нужно вносить пункт «активная жизненная позиция». Психологи делят активную жизненную позицию на 2 вида:

  1. Позитивная;
  2. Негативная.

Позитивная активная жизненная позиция нацелена на искоренение зла, как в глобальном смысле, так и в индивидуальном. Позитивной точкой зрения обладают только оптимисты – люди, которые даже в бочке дегтя способны увидеть ложку меда. Такие личности обладают высокой нравственностью.

Отношение к жизни формируется с детства

Негативное отношение направлено на разрушение. Как правило, такие люди не способны радоваться чужим успехам, для того чтобы обрести собственный душевный комфорт, им необходимо доставить социуму неприятности. Индивиды, обладающие негативной жизненной позицией, часто создают себе окружение из людей, которые обладают низкими моральными качествами. Для них является нормой навязывание своих мыслей, своего мнения, целей и т.д. Ярким примером личностей с негативной позицией являются лидеры бандформирований.

Пассивная жизненная позиция

Пассивная – также делится на несколько видов:

  • Безынициативность;
  • Инфантильность;
  • Разрушительность;
  • Импульс.

Покорность, как вид пассивного отношения к жизни, определяет собой человека, который неспособен на принятие каких-либо решений. Он никогда не сделает первый шаг, а займет позицию ожидания. Ситуация все равно будет решаться рано или поздно, но без активного в ней участия индивида.

Инфантильные люди не способны задумываться о том, какое бы действие смогло принести им больше комфорта и положительных эмоций. Они выберут самый легкий путь, который уже кто-то прошел, и будут следовать основным правилам разрешения обстоятельств, не обдумывая, насколько они рациональны, не замечая их несоответствия.

Инфантильность – отсутствие способности к принятию решений

Разрушительные личности создают вокруг своей идеи много шума, навязывают свое мнение другим людям, не составив четкого плана действий. То есть они продвигают в общество идею, но не ее решение. Излишняя суета не приводит к конструктивности и решению, поэтому их идеи так и остаются лишь идеями, на обсуждение которых потрачено много сил и энергии. Они склонны отрицать очевидное.

Последняя категория относит к себе холериков-пессимистов. Эти импульсивные личности характеризуются тем, что перекладывают свое эмоциональное напряжение на близких или совершенно посторонних людей. Они винят в своих проблемах всех вокруг, только не себя, при этом очень агрессивны, не склонны к рассуждению и самоанализу.

Обратите внимание! Иметь в своем окружении такого человека очень тяжело, так как негатив выплескивается с него постоянно. Для людей с тонкой душевной организацией это чревато постоянными депрессиями и склонностью к психологическому самобичеванию

Пассивность в отношениях

Рассматриваемое явление в качестве личностной черты является склонностью к бездеятельностному существованию, безразличию и безынициативности в отношении партнёра, требований среды. Это неумение проявить собственную волю, неспособность выказать самостоятельность в семейных взаимоотношениях.

Пассивностью называется неспособность индивида стать творцом собственной судьбы и отношений. Это добровольное отречение от инициативности, выбора. Такой человек умышленно выбирает позицию ведомого. Его направление поведения всегда очевидно и предсказуемо, проявляется в «ничегониделании». Пассивный индивид во взаимоотношениях всегда проигрывает лишь второстепенную роль, которая его устраивает.

Последствия пассивности в отношениях часто приводят к разрыву последних. Поскольку партнёр устаёт тащить всю тяжесть совместного проживания на собственных плечах, когда второй участник взаимоотношений предпочитает стиль жизни, заключающийся в отстранённости от бытовых проблем, семейных неурядиц, разнообразия взаимоотношений.

Пассивность в отношениях – это приспособление партнёра в любовной связи, ограниченной устоявшимися рамками, поэтому от него не требует применения дополнительных усилий. Однако среда динамична, окружение изменчиво. Стабильность его лишь временна и неустойчива, поскольку действительность либо разрушается, либо развивается, но неизменной не остаётся. Именно поэтому инертность в любых сферах бытия разрушительна. Индивидуум, выбравший стезю без роста, совершенствования, рискует очутиться вне среды, в которой ранее он чувствовал себя уверенно.

Зачастую индивида делает пассивным авторитарное родительское воспитание, при котором инициатива нетерпимо пресекается, энтузиазм не в почёте, любая активность усмиряется и не приветствуется.

Что такое жизненная позиция

Жизненная позиция – это выражение отношения определенного индивида к конкретным моментам, которые случаются в данной реальности. Этим выражением личность показывает свое неравнодушное отношение к событиям, которые случаются в его жизни. Определенная точка зрения на многие обстоятельства значительно облегчает течение жизни и сокращает время, потраченное на решение многих проблем.

Человек, который не определился со своими взглядами, расходует свой потенциал еще и на поиск порядка действий. К тому же такая неопределенность чревата тем, что решение некоторых ситуаций затягивается на годы, и индивид просто не может выйти на новый этап, не преодолев предыдущий. Жизненная позиция – это не всегда устоявшееся отношение. Она может меняться с течением времени, но ее суть, как правило, остается неизменной.

Читайте также

Стоит ли мечтать о несбыточном?

Павел Колесов (Томск)
Как часто вы говорите — «О, нет! Это не для меня?». Если вы проанализируете свои привычки, то убедитесь, что все запреты лежат только в вашей голове. Однако вы в этом не одиноки. Многие люди предпочитают подходить к своим желаниям «с умом».

Например, вы можете обходить стороной дорогой мебельный… Читать дальше

«Инструкция» по восстановлению жизненных сил

Евгения Федоровна Иванова (Санкт-Петербург)
Когда дела «не идут», обстоятельства «не складываются», всё будто «валится из рук», и не видно конца и края «чёрной полосе», похоже, у вас не хватает жизненных сил, необходимых для любых изменений, будь то выполнение работы, сохранение близких отношений и поддержание своего здоровья и хорошего самочувствия… Читать дальше

5 ошибок, которые мешают вам достичь цели

Наталья Тюлюпова (Москва)
«Идёшь-идёшь, делаешь-делаешь — а всё без толку!». И хочется кричать, топать, плакать и плюнуть на всё! Знакомо?Если цель не достигается — это совсем не значит, что вы идёте не туда! Вероятнее всего, вы совершаете эти 5 ошибок. И стоит только обратить на них внимание — результаты не заставят себя… Читать дальше

Откровение о себе. Делайте то, что любите!

Инна Игоревна Тройнина (Оренбург)
Здравствуйте. Я хочу рассказать свою историю. Я Художник. Но так было не всегда. Я не родилась с кисточкой в руке, не заканчивала художественных школ или училищ, и тем не менее Я художник. Недавно, года 4 назад, Я вдруг почувствовала, что больше всего на свете Я хочу рисовать. На тот момент Я работала… Читать дальше

Используемые источники:

  • https://srazu.pro/vospriyatie/aktivnaya-zhiznennaya-poziciya.html
  • https://samopoznanie.ru/articles/aktivnaya_zhiznennaya_poziciya/

Когда и как она формируется?

Фундамент жизненной позиции закладывается в раннем детстве. И уже по мере взросления ребенка ее стенки либо укрепляются, либо ослабевают. Построение этого каркаса будет зависеть от родителей и близкого окружения, в котором рос индивид. А именно: от наследственности, воспитания, семейных традиций и прочего.

Но это не значит, если был получен плохой жизненный опыт, личность не будет обладать никакой или пассивной жизненной позицией, вовсе нет, ее сознательно можно изменить, как и характер. Итак, уясним: формирование жизненной позиции начинается с самого рождения. Посмотрите на себя со стороны, если вас не устраивает жизнь, переосмыслите ее, возможно, что-то делаете не так. Попробуйте изменить себя.

Причины пассивности

Снижение интереса к внешнему миру может быть порождено множеством причин. Ниже приведены самые существенные из них:

– воздействие стрессоров таких как: конфликты в семейных отношениях, конфронтации в коллективе, потеря близкого;

– злоупотребление алкогольсодержащими жидкостями либо одурманивающими веществами;

– приём противозачаточных препаратов, влияющих на продукцию гормонов, или фармакопейных средств, понижающих давление;

– побочный эффект употребления снотворных средств, стероидов либо антибиотиков;

– дефицит витаминов;

– недостаток солнечного света;

– профессиональная деятельность, спровоцировавшая эмоциональное выгорание;

– физическое перенапряжение.

Помимо того следует отметить среди вероятных причин пассивности и ряд недугов, а именно паралич, рак, диабет, поражения мозга, отклонения в функционировании эндокринной системы, шизофрения, хронические соматические недуги.

Пассивность в поведении у представительниц прекрасной половины часто является предвестником наступления предменструального синдрома. Также оно наблюдается у людей, пребывающих продолжительное время в эмоциональном перенапряжении, без отдыха и разгрузки.

Часто безучастность и отстранённость бывают обусловлены наследственностью. Также провоцировать появление пассивности может отсутствие мотивации, прямо связанной с потребностями индивида и его интересами.

Наличие нескольких противопоставленных стимулов, ставящих индивида перед необходимостью совершить выбор, нередко может порождать пассивный настрой.

Помимо выше приведённых факторов общее ослабление организма по причине продолжительного серьезного недуга или переутомления также приводит к появлению безучастности к происходящему.

Пассивность порой представляет собой сознательно выбранной жизненной стезёй либо непреднамеренной, являясь функцией защиты вследствие воздействия стрессоров.

Часть 1.

1.Каковы психологические подходы к раскрытию понятия личность?

2.В каком соотношении находится между собой понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?

3.Какие психологические факторы вы знаете, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей?

4.Охарактеризуйте известные Вам потенциалы личности

5.Что входит в структуру психических свойств личности?

7 стр., 3357 слов

Особенности решения проблемных ситуаций учителями различного стиля взаимодействия

… не только определенной ситуации, но и личности учащегося в целом. И только 9,4% стараются предупредить возникновение трудностей. Однако большинство учителей авторитарного стиля … взаимодействия при решении педагогических ситуаций …

Инструкция

Сейчас Вам предстоит прочитать двенадцать незаконченных утверждений. Для каждого утверждения выберите один из трех предлагаемых вариантов. Поставьте в бланке ответа рядом с номером утверждения букву выбранного варианта. Не торопитесь с ответом. Хорошо вдумайтесь в смысл написанного. Представьте несколько типичных примеров из жизни.

Человек, особенности поведения которого Вам предстоит оценить: _______________________ (нужное вписать)

Список литературы.

Список литературы:

1. Абульханова К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова.- М.: Мысль, 1991. — 240 с.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. / Л.И. Божович. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. — 200 с.

3. Варламова Е. П. Психология творческой уникальности человека / Е.П. Варламова, С. Ю. Степанов.- М. Изд-во: ИПРАН, 1998. — 204 с.

4. Мдивани М.О. Методика исследования жизненных стратегий личности / М.О. Мдивани, П. Б. Кодесс // Вопросы психологии. — 2006.- № 4.- С. 146 — 150.

5. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе / Н. Ф. Наумова // Социологический журнал.- 1995.- № 2.- С. 5 — 22.

6. Немов Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. Учреждений сред.проф. образования./ Р.С. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с.

7. Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии // Психология личности и образ жизни / Р. Пехунен. — Под ред. Е В. Шорохова. М., 1987. — 100 с.

8. Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов.- М.: Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. — 200 с.

9. Созонтов А.Е. Жизненные стратегии современной студенческой молодежи большого города / А. Е. Созонтов // Журнал практического психолога.- 2007.- № 5.- С. 129 — 146.

17 стр., 8458 слов

Влияние личности учителя на формирование личностных качеств

… только как сочетание качеств личности, обеспечивающих успешность педагогической деятельности, но и как профессиональную активность учителя по перестраиванию педагогической ситуации» . Определяя … интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться правильно и красиво писать, читать, считать. Пока они только вбирают, впитывают …

10. Щербатых Ю. В. Общая психология. / Ю.В. Щербатых. — СПб.: Питер, 2008 — 272 с.

Еще несколько слов о жизненных позициях

Человек может не осознавать свои представления о других или себе, считать себя таким от рождения и без шанса на изменения. Недостаточно сказать ему: «Эй, цени себя, ты такой же важный и ценный человек в этом мире, как и другие» или «Другой человек такой же важный и ценный, поэтому относись к нему с уважением». Корни того или иного выбора уходят глубоко в детство. И можно знать, какими бывают жизненными позиции, и повторять себе, как должно быть или как лучше сделать. Но в действительности все будет совсем по-другому, если есть еще вера и убеждения об обратном.

В каждой ситуации с разными людьми у одного и того же человека могут проявляться разные жизненные позиции, если они не осознаются. Например, одна и та же женщина может выстроить здоровые отношения (Я+ Ты+) со своим мужем, а на работе иметь проблемы со своими коллегами, считая себя лучше их (Я+ Ты-) или наоборот считая себя недостойной (Я- Ты+) этой должности.

Выделяют следующие виды общения

1. «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются стандартные фразы, привычные маски вежливости, маски неприступности. 2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. 3. Формально-ролевое общение, например, при общении врача и пациента регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника каждый из них обходится знанием социальной роли собеседника. 4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроение собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. 5. Духовное, межличностное общение (например, дружеская беседа), когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый его участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. Начиная разговор, вы уточняете свою «модель» собеседника, вносите в нее необходимые коррективы, но одновременно вы даете своему собеседнику информацию о себе, чтобы он правильно «смоделировал» вас. Общаясь, вы бессознательно (или сознательно) подчеркиваете какие-то стороны своей личности («самоподача»), чтобы у собеседника сложился определенный образ о вас. 6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрации напоказ доброты и т.п.), в зависимости от особенностей личности собеседника. 7. Светское общение — суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Кодекс светского общения: 1)вежливость, такт — «соблюдай интересы другого»; 2)одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»; 3)симпатии — «будь доброжелателен, приветлив».

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Интеллектуальная пассивность

Под интеллектуальной инертностью принято понимать снижение уровня умственной деятельности, что обусловлено, прежде всего, особенностями воспитания. Проявляется она недостаточным развитием интеллектуальных умений, отрицательным отношением к умственной деятельности, использованием окольных путей при решении интеллектуальных заданий.

Интеллектуальная пассивность человека проявляется неодинаково. Она бывает срытой, а может характеризоваться яркой выраженностью проявлений. Ранние признаки рассматриваемого явления можно наблюдать в дошкольном периоде. Более явно интеллектуальное безразличие проявляется у младших школьников в виде невозможности усвоения знаний в нужном объеме.

Анализируя рассматриваемый феномен, ученые выдвинули предположение, что интеллектуальная инертность бывает двух вариаций. Первая – возникает вследствие отклонений в операционально-техническом аппарате интеллектуальной деятельности. Вторая – является проявлением негативной тенденции формирования мотивационно-потребностной сферы.

По обширности проявлений различают избирательную и общую интеллектуальную безучастность. Первая обнаруживается в выборочном отношении к предметам и разновидностям деятельности.

Возникновение описываемой особенности нередко обусловлено познавательным уровнем семьи, поскольку ребенок большую часть времени проводит с родными. Отличительной чертой когнитивного уровня семьи считается: базисный уровень знаний родственников, сложившийся климат в семейных отношениях, совместное проведение свободного времени, интересы, хобби. Также здесь следует учитывать возникновение у детей следующих «полезных» качеств: инициативности, самостоятельности, осознанности собственных поступков и деяний.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]