Потребности по Маслоу: разбор концепции и обзор критики

Сохранить статью:

В статье рассказывается:

  1. Суть концепции потребностей по Маслоу
  2. Принципы Маслоу, характеризующие природу человека
  3. Высшие потребности человека
  4. Практическое применение теории потребностей по Маслоу
  5. Критика концепции потребностей по Маслоу

Потребности по Маслоу – это известнейшая теория мотивации, о которой слышали, наверное, все. Знаменитая пирамида, где нужды идут в иерархическом порядке, стала основой для практического применения в различных сферах и для построения новых теорий. Но актуальна ли она сейчас, или же место данной теории только в учебниках?

Несмотря на то, что ряд положений теории Маслоу подвергается критике, все же подход можно использовать как в бизнесе, так и в целях карьеры или саморазвития. В нашей статье мы расскажем, как на практике применить выводы Маслоу, а также разберем его концепцию в целом, ее сильные и слабые стороны.

Что такое потребности

Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».

Потребность

– это нуждаемость в определенных вещах, объектах материального мира, предметах, людях, общественных показателях, в отсутствии которых человек ощущает себя не комфортно.

С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:

  • Дефицит потребности вызывает чувство неудовлетворенности. Потребность — это желаемое, благо.
  • Сопровождение эмоциями: от отрицательных на первом этапе до радостных после того, как потребность реализована. Когда сильно чего-то хочется мы нервничаем, тревожимся, когда получим желаемое — расслабляемся.
  • Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить. К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды.

Система потребностей также формируется по особым правилам:

  1. Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.
  2. Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.
  3. Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.

Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.

Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:

  • Физической гибели человека
    . Если не удовлетворена нужда в питании, сне, воде, воздухе, безопасности и т.д.
  • Фрустрации
    — длительному переживанию, сопряженному с нервным расстройством и способным привести с серьезным психологическим проблемам. Примером служит отсутствие признания заслуг человека со стороны общества.
  • Сублимации
    — переходу энергии неудовлетворенности в созидание, творчество. К примеру, отсутствие секса замещается тяжелыми спортивными нагрузками.

Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.

Понятие

Что относится к социальным потребностям человека?

Социальные потребности , это желания, которые возникают у человека в процессе его жизни в обществе и взаимодействия с другими людьми.

Социальные потребности являются вторичными по отношению к первичным биологическим или физиологическим (еда, вода, сон, отдых), экзистенциальным нуждам (безопасность, комфорт). Первичные нужды , врожденные.

Они возникают у человека независимо от его нахождения в обществе. Человек не может существовать без воды, без еды и т.д. Вторичные нужды, к которым относятся социальные потребности, возникают непосредственно в процессе жизни в обществе, то есть являются приобретенными.

Социальная неудовлетворенность в отличие от биологических проблем не может привести к гибели индивида, но может значительно понизить уровень его психологического здоровья, затруднить социализацию.

Также отсутствие возможности удовлетворить соц. потребности может привести к значительному снижению качества жизни человека, а это, в свою очередь, приводит иногда к ограничению вариантов для удовлетворения первичных биологических, экзистенциальных потребностей.

Например, нереализованная социальная потребность в труде может привести к потере чувства защищенности.

Как составить генограмму семьи? Узнайте об этом из нашей статьи.

Какие потребности есть у человека

Человек — один из представителей животного мира, с присущими другим видам инстинктами и нуждами. В тоже время мы обладаем более высоким интеллектом, чувствами, волевыми качествами. Такое сочетание обуславливает наличие потребностей двух уровней: базового и дополнительного (основного и вторичного).

Основные потребности

Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.

ФизиологическиеЭкзистенциональные
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище.Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д.

Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.

Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.

Базовые потребности могут видоизменяться с возрастом в пользу превалирования одних над другими. Сон, к примеру, имеет большее значение для маленьких детей и пожилых людей, а в молодости мы способны обходиться минимальными часами отдыха и чувствуем себя при этом бодрыми. Секс, как первичная потребность, также, по ряду причин может утрачивать приоритетность с возрастом, а в подростковом возрасте является приоритетным.

Часто возникают вопросы о безопасности как необходимости для существования. Человек всегда испытывал опасность от явлений окружающего мира или других людей. Цунами, сход ледников, нападение диких зверей или других племен — все это заставляло человека защищаться или убегать. Со временем были сформированы целые институты, которые должны защитить отдельного индивида от внешних вторжений (армия, полиция, МЧС). Именно поэтому безопасность является первичной потребностью, мы должны понимать, что наша жизнь и имущество находятся под охраной, защищены.

Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.

Второстепенные потребности

Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.

В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:

  • Духовные
    . К ним можно отнести потребность в получении новых знаний о мире, поиск смысла жизни и своего места в ней, развитие творческих способностей, стремление к гармонии.
  • Социальные
    – любовь, дружба, взаимодействие с другими людьми, ощущение себя частью социума, отдельной социальной группы (класса, рабочего коллектива, семьи).
  • Престижные
    . Речь идет о нуждаемости в признании наших успехов, достойной самооценке, уважении со стороны других членов сообществ, в которые мы входим.

Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.

Примеры социальных потребностей

Для того чтобы лучше понимать, что такое социальные потребности личности, нужно разбираться с ними на примерах. В обществознании эта важная для жизни тема изучается подробно так же, как и её проявления.

  • В развитии. Открытия человечества на начальном этапе были привязаны к утолению потребностей в одежде, инструментарии, домашней утвари. Но были и такие исследователи, которые стремились к открытиям в науке ради того, чтобы стать знаменитыми.
  • В общественном порядке. Любой политический деятель надеется получить общественное одобрение так же, как и волонтер, организатор общественных мероприятий или другой активный гражданин. При этом в умах последних нет места холодному расчёту: забота о людях происходит по велению сердца.

    Бизнесмены тоже могут принимать участие в удовлетворении социальных потребностей личности: владелец булочной возьмёт себе за правило бесплатно отдавать хлеб для малоимущих и престарелых.

Виды потребностей

Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.

Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.

Биологические или физиологические

В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:

  • Безопасность пищи и ее вкусовые характеристики.
  • Комфортная внешняя температура и электромагнитный фон.
  • Пригодная для утоления жажды чистая вода.
  • Здоровая экология.
  • Безопасность жизни и жилища.
  • Сексуальная удовлетворенность.
  • Избавление от продуктов жизнедеятельности.

Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.

Духовные

Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.

В числе духовных потребностей выделяются следующие:

  • Нуждаемость в получении знаний
    . Зрелый человек понимает, что в целях дальнейшего роста он должен постоянно учиться. Причем расширять границы уже имеющихся навыков и получать новые. Люди поступают в учебные заведения для получения дополнительного образования, ходят на курсы повышения квалификации, овладевают новыми профессиями, осваивают азы живописи и музыки.
  • Потребность в постоянной работе над собой, улучшении своей личности (самосовершенствование)
    . Удовлетворяя эту потребность, мы бросаем курить, садимся на диету, избавляемся от токсичных людей и вредных эмоций. Человек размышляет о том, каким бы он хотел себя видеть через определенный отрезок времени и стремится к этому.
  • Потребность в любви и личном счастье
    . Подавляющее большинство людей мечтает о наличии рядом близкого человека противоположного пола, создании стабильной семьи. Многие находится в поисках долгие годы, так сильна эта потребность.

Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.

Социальные

Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.

Примеры социальных потребностей:

  1. Идентификация личности
    . Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик.
  2. Самоутверждение

    . Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.

  3. Альтруистические устремления

    . Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.

Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.

Характеристики потребностей

Потребности имеют ряд характеристик и подчиняются определенным законам:

  1. При рождении человеку свойственны только физиологические нужды, остальные развиваются позже.
  2. Низшие потребности характерны для всех людей в равной мере.
  3. Высшие же сильно отличаются у разных людей и формируют индивидуальный портрет личности.
  4. Удовлетворение низших нужд открывает возможность для формирования высших, но не гарантирует его.
  5. Чем выше потребность, тем менее она важна для выживания и тем дольше она может быть неудовлетворенной.
  6. Чем больше человек вовлечен в различные виды деятельности, тем сложнее его система нужд.
  7. Подавление негативно сказывается на психологическом и физиологическом благополучии и деформирует личность.
  8. Возникновение и удовлетворение связано с различными эмоциями.
  9. Фокус человека фиксируется на предмете нуждаемости и заставляет внимание течь в его сторону.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Классификации потребностей

В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.

Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.

Примеры:

  • Г. Мюррей
    — достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание.
  • А. Пьерон
    — новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов);
  • Э. Фромм
    — значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.

Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.

В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:

  • Отталкиваясь от природы возникновения потребностей — естественные и культурные
    .
  • В зависимости от сферы приложения — коммуникативные
    (общение с другими людьми),
    когнитивные
    (потребность в получении новых знаний),
    потребности в труде
    и т.д.
  • Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость — биологические, материальные, духовные и социальные
    .
  • Коррелируя к их происхождению — эндогенные
    (обусловленные внутренними факторами) и
    экзогенные
    (зависят от внешних условий).

Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды. Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».

Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.

Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.

В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.

Практическое применение теории потребностей по Маслоу

Где и как применяется теория потребностей Маслоу? На самом деле, психологическая теория применима ко многим вопросам, связанным с потребностями и мотивацией человека, или основывающихся на них. Она реализуется в маркетинге, менеджменте, психологии, в процессе самоанализа, например.

  1. Маркетинг
    В процессе продвижения продукта маркетологу необходимо проанализировать реализуемый продукт, определить его центральную аудиторию и, в свою очередь, изучить уже её. Следующий этап – понять, как представить продукт этому покупателю. На большинстве этапов понимание потребностей человека может сыграть ключевую роль. Как сами потребности, так и механизмы и природа мотивации человека позволяет сформировать представление о нуждах и целях людей, а также о том, как убедить их приобрести продукт.


    Практическое применение теории потребностей по Маслоу

    Примеры можно привести касательно разных уровней потребностей. Базовые потребности – в пище и воде – реализуются в рекламе доступных продуктов или заведения, когда акцент делается на питательности и цене. В маркетинге, связанном с товарами премиум-класса, анализ явно затрагивает потребности в признании, и так далее.

    Более того, теория Маслоу позволяет планировать изменение мышления и, соответственно, целей и потребностей аудитории, которая остается с брендом. Механизм и природа потребностей, а также само распределение в иерархии является отличным инструментом для проведения анализа потребностей аудитории и динамики их изменения в определенный период времени.

    Впрочем, необходимо понимать, что использовать теорию Маслоу как единственный инструмент бессмысленно. Хороший специалист-маркетолог пользуется целым спектром методов и ресурсов, и теория потребностей Маслоу является лишь одним из них, хоть и довольно полезным в определенных условиях.

  2. Менеджмент
    Заинтересованный в высоких показателях продуктивности своих работников управляющий должен понимать, что и как мотивирует работников. Некоторые руководители пользуются лишь экономическими стимулами, в то время как теория американского психолога может стать очень полезным инструментом анализа аудитории. Понимание природы мотивации работника и непосредственно целей и нужд этого работники позволяет заинтересовать сотрудника в работе.

Формирование потребностей человека

С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования. Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.

Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.

Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.

Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.

Младенчество

Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.

Ранее детство

Примерно в возрасте 3 лет у малыша появляется понимание о предметах для удовлетворения потребностей — он осознает нуждаемость в игрушках, определенной пище, конкретной одежде. Познавательные потребности растут, ребенок читает книги, занимается лепкой, рисованием, активно познает мир.

Дошкольный период, младший школьный возраст

У детей значительно расширяется социальное окружение. Помимо мам и бабушек у них появляются свои друзья — детки из детского сада, класса, двора или кружков, куда он начинает ходить. Формируется потребность в коммуникации, признании, взаимопомощи и взаимопонимании.

Подростки

В этом возрасте раскрывается последняя физиологическая потребность — сексуальная. Впервые формируются такие вторичные нужды как самореализация, самосовершенствование. Происходит резкое изменение и расширение познавательных интересов. Подросток стремится к познанию тех вещей и предметов, о которых в ранние периоды жизни даже не задумывался.

На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.

Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.

Какие центры потребностей влияют на темперамент человека?

Эти центры могут запускать программы так называемого активно-оборонительного поведения или пассивно-оборонительного поведения. И активно-оборонительное поведение ― это тогда, когда мы храбро нападаем на источник опасности и пытаемся разобраться и прекратить некое неприятное воздействие. Соответственно, это еще называют реакциями агрессии, ярости, то есть это реакции, которые действительно направлены на очень активное воздействие на окружающий мир. А альтернативный вариант ответа — это реакции страха, затаивания, убегания. Их называют пассивно-оборонительные, когда мы стремимся как-то избежать контакта с источником неприятностей.

Как правило, в течение жизни по ходу поведения мозг сначала предпочитает пассивно-оборонительные реакции. А если уже загоняют в угол, то выбираются активно-оборонительные реакции. И то, насколько легко происходит переход от пассивно-оборонительного поведения к активно-оборонительному, является очень важным свойством нашего темперамента. Еще со времен Гиппократа особо выделялся меланхолический темперамент и холерический темперамент.

Третья группа программ, которые Симонов отнес к витальным, ― это программы гомеостатические. Термин «гомеостаз» обозначает постоянство внутренней среды нашего организма. И для того, чтобы наши органы и ткани нормально работали, нужно, чтобы многие параметры оставались достаточно неизменными. Это и температура крови, и концентрация различных химических веществ, кровяное давление и так далее. И за этим следят специальные нейронные контуры, которые очень широко рассеяны по нашему мозгу. Их очень много внутри продолговатого мозга, моста. Там находится дыхательный центр. Дыхание ― это тоже гомеостатическая программа.

Там находятся сосудодвигательные центры, которые отвечают за тонус сосудов и интенсивность сердечных сокращений. Очевидно, насколько эти программы жизненно важные. К этой же группе программ, кстати, относятся и те нейронные контуры, которые отвечают за наш сон и бодрствование. И действительно, нарушения сна очень опасны, и очевидно, что данная группа программ относится к витальным.

И еще о двух программах следует упомянуть ― это программы груминга и программы экономии сил. Симонов тоже отнес их к витальным. Программы экономии сил направлены на то, чтобы наш организм тратил на достижение цели как можно меньше энергии. С биологической точки зрения очевидна польза от этих программ, потому что для того, чтобы добыть энергию, нужно кого-то съесть, кого-то поймать, а на это потратить тоже кучу сил. И к тому же это может быть сопряжено с опасностью. Поэтому мозг так устроен, что для достижения цели порой стремится выбирать самые короткие и самые очевидные, самые легкие пути.

И получается, что, например, человеческая лень возникает не просто так, а в ее основе лежат такие программы экономии сил. Тут нужно еще понимать, что наш мозг ― это арена постоянной конкуренции центров разных потребностей. И если конкретно в вашем мозге эти центры, связанные с экономией сил, очень активно установлены, тогда вы действительно будете несколько ленивым человеком. Правда, остается разум, волевое усилие, которое все-таки может оторвать вас от дивана и двинуть куда-то в светлое будущее.

Программы груминга ― это программы, связанные с уходом за телом, то есть умывание, вылизывание, вычесывание. Они тоже относятся к жизненно важным программам, потребностям, реакциям. Если вы не будете это делать, то через некоторое время покроетесь грязью, паразитами и умрете в ужасных мучениях. То есть понятно, что эта программа не такая витальная, как, скажем, дыхание, но без нее тоже никак нельзя.

К зоосоциальным программам Симонов отнес программы, которые регламентируют внутривидовое взаимодействие особей. Это программы полового поведения, родительского поведения, это программы, направленные от детеныша к матери, и еще целый ряд более тонких программ, связанных в основном со стайным образом жизни, например стремление к лидерству в неком сообществе, а еще программы территориального поведения, программы, направленные на занятие и защиту некой территории.

Наиболее изучены центры полового и родительского поведения. Они находятся в переднем гипоталамусе и очень чувствительны к гормональному статусу нашего организма. Программы полового поведения активируются тогда, когда высока концентрация половых гормонов, андрогенов, эстрогенов. Активная реализация программ родительского поведения связана с содержанием в крови и мозге таких веществ, как пролактин и окситоцин.

С программами территориального поведения, программами, связанными со стремлением к лидерству, работают в основном базальные ганглии. Внутри базальных ганглиев, а точнее, внутри височных долей нашего мозга находится структура, которая называется миндалина. Миндалина расположена внутри височных долей больших полушарий. То есть если рассечь височные доли, то там будет небольшое, но очень значимое скопление серого вещества, такое округлое ― отсюда и название «миндалина». Не нужно путать это с миндалиной, которая в горле. Это особая часть базальных ганглиев.

Наконец, Симонов отнес к зоосоциальным программам так называемые реакции сопереживания, когда животное и человек переносит на себя эмоции, испытываемые, скажем, соседом по стае или другой особью. Значительно позже, уже в 2000-х годах, было показано, что за подобного рода реакции отвечают так называемые зеркальные нейроны. Открытие зеркальных нейронов — одно из самых интересных открытий современной физиологии.

Потребности людей и психология

Если потребности существуют, то их надо удовлетворять, а для этого совершать целенаправленные действия. Когда у человека появляется потребность, он направляет в свои силы на ее удовлетворение. Захотелось есть – покупает продукты, и готовит какое-то блюдо. Есть желание создать семью – ищет партнера.

Но, к сожалению, не всегда человек способен удовлетворить свои желания. Более того, он не всегда может понять, чего именно он хочет. А ведь именно от этого зависит его душевное равновесие и счастье. Поэтому психология много внимания уделяет изучению потребностей людей. Психологи подметили несколько интересных особенностей, касающихся потребностей и их удовлетворения.

Человек не всегда осознает свои потребности. Порой люди не понимают, чего они хотят на самом деле. Это порождает душевные страдания, которые часто переходят в психосоматические заболевания.

Желание и влечение

Если человек не осознает к чему тянется, психологи используют термин «влечение». То есть он не может достичь комфортного состояния поскольку его мучит потребность, которой он не осознает и не понимает. Когда он начинает понимать, что ему надо на самом деле, это называется желанием. Когда появляется желание, возникает мотивация.

Мотивы, цели, потребности

Что такое мотивация? Это движение человека к цели. Он осознал, чего хочет, и к этому стремиться, у него появляется мотив. Например, у девушки есть цель – похудение. Она начинает совершать определенные действия: садится на диету, бегает по утрам и т.п. У нее появляется мотив – чтобы на нее больше обращали внимания парни. Тогда она начнет чувствовать себя востребованной, то есть реализует свою потребность.

Потребности и эмоции

Сильные потребности влекут за собой сильные эмоции. Если человек испытывает сильное раздражение, следовательно, какая-то из его потребностей не удовлетворена, и он жаждет получить что-то. Поэтому важно понять, чего именно хочется: хорошего мужа, славы, денег, возникает желание купить большой дом или поехать в Париж. В принципе, ничего невозможного нет. Главное понять, чего вы хотите на самом деле. Может быть просто, чтобы на вас обратил внимание симпатичный сосед.

Природа человеческих желаний

В широком смысле потребности определяются как источник активности и форма связи живого организма с окружающим миром.

Социальные потребности человека – желания и стремления, присущие индивиду как представителю человеческого рода.

Человечество – общественная система, вне которой невозможно развитие личности. Человек всегда часть общности людей. Осуществляя социальные стремления и желания, он развивается и проявляется как личность.

Принадлежность к обществу людей обуславливает возникновение социальных потребностей человека. Они переживаются как желания, влечения, стремления, яркоокрашенные эмоционально. Они формируют мотивы деятельности и определяют направленность поведения, сменяют друг друга по мере реализации одних и актуализации других желаний.

Биологические желания и природа людей выражаются в необходимости поддерживать жизнедеятельность и оптимальный уровень функционирования организма. Достигается это путем удовлетворения нужды в чем-либо. У людей, как у животного, есть особая форма удовлетворения всех видов биологической нужды – бессознательные инстинкты.

Вопрос о природе потребностей остается дискуссионным в научной среде. Одни ученые отвергают социальную природу желаний и влечений, другие – игнорируют биологическую основу.

↑ Интересы и склонности

Интересы возникают на основе потребностей.

Интерес

— целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту, стремление к ознакомлению с новыми фактами о нем, более полному и глубокому его изучению.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Иногда интересы перерастают в увлечения всей жизни или становятся её смыслом. В процессе удовлетворения одних интересов человек зачастую приобретает новые, что даёт ему возможность постоянно совершенствоваться.

Существует несколько классификаций интересов:

  • по направленности:
    социальные, экономические, политические, духовные;
  • по степени общности:
    индивидуальные, групповые, общественные;
  • по содержанию:
    непосредственный (интерес к самому процессу деятельности), опосредованный (интерес к результатам деятельности);
  • по характеру субъекта
    : национальные, государственные;
  • по уровню деятельности:
    пассивный (ограничивается восприятием интересующего объекта), активный (человек действует для того, чтобы получить объект).
  • по возможности их реализации
    : реальные, мнимые;

Рассматривая понятие «интерес», мы должны сравнить его с понятием «склонности», так как они являются результатом потребности человека в определённой деятельности. Интерес — это направленность человека на предмет, а склонность — на деятельность. Например, когда говорят, что юноша интересуется футболом, то подразумевают, что он любит смотреть футбольные матчи, собирает информацию о знаменитых футболистах или командах, а когда говорят, что у юноши склонности к футболу, то это означает, что он хорошо играет в футбол.

Склонность

— направленность на определённую деятельность.

Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес человека к кино не обязательно влечёт за собой возможность работать в качестве кинорежиссёра, актёра или оператора. Зато интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в них.

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ

Все потребности человека и общества в целом делятся на две категории: естественные и противоестественные; кроме того, есть некие пределы минимума и максимума в удовлетворении естественных потребностей, по выходе за которые те же самые потребности становятся противоестественными. Вследствие этого все производимое в общественном объединении труда и потребляемое из природы в готовом виде принадлежит к двум спектрам продукции:

  • демографически обусловленные потребности (ДОП)
    , удовлетворение которых обеспечивает существование индивидов и их семей и личностное развитие, и объём которых во всяких природно-географических условиях ограничен, поскольку подчинён естественной физиологии организма человека, количеству семей, численности населения в регионе и исторически сложившемуся образу его жизни. Демографически обусловленные потребности не могут быть антибиосферными, поскольку они должны обеспечивать жизнь человечества в преемственности поколений, а человечество — часть биосферы Земли;
  • деградационно-паразитические потребности (ДПП)
    , удовлетворение которых подрывает жизненный потенциал и самих индивидов-потребителей и их потомков. В отличие от демографически обусловленных потребностей деградационно-паразитические потребности непредсказуемы и их удовлетворить в принципе невозможно, поскольку их воспроизводство в обществе характеризуется пословицей «с жиру бесятся» (последнее излечивается только постом во всех смыслах, непосредственно производительным трудом в сфере материального производства и молитвой, применяемых в совокупности). Все потребности, удовлетворение которых разрушает биоценозы и биосферу Земли и исключает возобновление биоценозов в естественных для биосферы ритмах, — деградационно-паразитические потребности.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]