Метод Шульца: 6 основных упражнений аутогенной тренировки

Каждый человек обладает способностью гипнотизировать себя. Мы редко задумываемся об этом, но в обычной жизни многие люди очень часто использует самогипноз. Специалисты же пришли к выводу, что никакого внушения извне не существует. Есть только самовнушение, которое лежит в основе и самогипноза, и гипноза.

Аутогенные тренировки тесно связаны с сознательным самовнушением. Впервые об аутогенной тренировке заговорил известный немецкий психиатр Иоганн Шульц. Произошло это в 1932 году.

В последнее время аутогенная тренировка по Шульцу, которая со временем стала классической, начала опять вызывать интерес у многих людей. Что же такое аутогенная тренировка по Шульцу и в чем заключается её смысл? Сегодня рассмотрим эти и многие другие вопросы, касающиеся аутогенной тренировки, придуманной Иоганном Шульцем.

Обоснование

Аутогенная тренировка (АТ) — один из наиболее широко используемых методов психотерапии пациентов с хроническими соматическими заболеваниями (ХСЗ). Это обусловлено высокой эффективностью метода в рамках комплексной терапии, реабилитации, санаторно-курортного лечения и его экономичностью [1]. В ряде исследований показано улучшение психологического статуса больных на фоне АТ [2–4]. Однако до настоящего времени недостаточно изучены механизмы терапевтического действия и предикторы эффективности метода, что необходимо для разработки дифференцированных показаний к его применению.

Цель исследования — изучить эффективность АТ и выделить факторы, позволяющие ее прогнозировать при коррекции психологического состояния пациентов с ХСЗ.

Полезная литература (книги для скачивания)

Существует немало книг по аутотренингу, которые могут стать практическим пособием. Однако не все труды написаны профессиональными психологами. Мы же подготовили для вас тройку лучших, проверенных временем и авторитетных источников.

И.Г. Шульц «Аутогенная тренировка» (1983 год)

И.Г. Шульц – немецкий психиатр и психотерапевт. В книге подробно описана суть методики, расписана специфика выполнения упражнений, даны практические рекомендации по проведению тренинга. Аутотренинг по Шульцу прост в выполнении, но на изучение упражнений придется потратить время, поэтому будет весьма кстати всегда иметь под рукой эту книгу. Скачать книгу бесплатно в формате PDF можно по этой ссылке.

Р.И. Водейко «Как управлять собой» (1983 год)

Р.И. Водейко – кандидат психологический наук, в основу его методики легли практики отечественных и зарубежных психологов. Книга отлично подходит для новичков. В ней подробно рассмотрены основные принципы аутотренинга, даны практические рекомендации. При помощи этого пособия можно научиться управлять своими эмоциями и телом, быстро успокаиваться и расслабляться, повышать работоспособность, избавляться от стресса. Скачать книгу бесплатно в формате PDF можно по этой ссылке.

Х. Линдеман «Аутогенная тренировка» (2002 год)

Ханнес Линдеман – немецкий врач. Свою технику автор разработал на основе личного опыта, когда оказался в экстремальной ситуации, в одиночку отправившись на лодке в путешествие по океану. Как утверждает автор, только благодаря самовнушению, аутотренингу он смог выжить, не сломался, не заболел и не сошел с ума. В основу его практики и книги легки материалы И.Г.Шульца. В книге Х. Линдемана представлены упражнения для успокоения, исцеления, избавления от зависимостей, коррекции характера и многого другого. Скачать книгу бесплатно можно по этим ссылкам: PDF, DOC, FB2.

В.С. Лобзин и М.М. Решетников «Аутогенная тренировка» (1986 год)

Авторы – отечественные медики. Книга «Аутогенная тренировка» – это более сложный для восприятия труд, научная литература, которая издавалась для врачей и психологов. Но тем, кто на бытовом уровне интересуется аутотренингом, тоже будет интересно прочитать эту книгу. В ней впервые все объяснено с точки зрения науки, психофизических процессов. Это пособие помогает понять, что аутотренинг – это не выдумка, а действенный метод психологической самопомощи.

В книге описана история создания и развития аутотренинга, разобраны некоторые другие методы психической и нервной саморегуляции, подробно разобрано показания и противопоказания (из клинической практики, на примерах), освещена специфика воздействия аутотренинга через нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы. Скачать книгу бесплатно в формате FB2 можно по этой ссылке.

Материал и методы

Объекты (участники) исследования

В исследование были включены 325 пациентов с ХСЗ в возрасте от 25 до 64 лет (средний возраст 40,6±1,2 года), из них с синдромом раздраженного кишечника с запорами 82 человека, гипертонической болезнью 82, остеохондрозом позвоночника с болевым синдромом 81, хроническим неспецифическим сальпингоофоритом 80.

Анализ в группах

Методом рандомизации (по мере включения в исследование всем больным последовательно присваивали номер, каждый четный пациент попадал в основную группу, нечетный — в контрольную) больные были разделены на две группы: основную и контрольную.

До начала психотерапии основная и контрольная группы были сопоставимы по возрасту, полу, назначенным комплексам физиотерапии, медикаментозному лечению (исключали назначение психотропных препаратов), а также показателям психологического статуса.

Пациентам основной группы (n

=163) была назначена психотерапия с помощью АТ, в контрольной группе (
n
=162) психотерапию не проводили.

Для изучения предикторов эффективности АТ в основной группе были выделены две подгруппы. Подгруппа, А включала 128 больных, у которых за период наблюдения состояние нормализовалось, подгруппа Б — 35 пациентов, у которых к концу наблюдения было отмечено улучшение состояния. Был проведен сравнительный анализ фоновых показателей выделенных подгрупп.

Дизайн исследования

Проведено открытое одномоментное одноцентровое обсервационное исследование.

Критерии соответствия

Критерии включения:

– возраст пациентов от 25 до 64 лет;

– наличие ХСЗ.

Критерии исключения:

– психические заболевания (коды F01–F99 по Международной классификации болезней 10-го пересмотра);

– прием психотропных препаратов.

Условия проведения

Исследование проведено в условиях стационара ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России (Москва).

Продолжительность исследования

Продолжительность исследования составила 3 года (с 2014 по 2016 г.), период наблюдения за каждым пациентом — 3 нед.

Описание медицинского вмешательства

АТ проводили по модифицированной нами методике [5], включающей в себя следующие основные элементы:

1) вербальные формулы суггестии (внушение) для достижения ощущения релаксации, тепла и легкости в области лица, шеи, рук, спины, живота, ног, всего тела, а также ощущения покоя;

2) визуализацию — пациентам предлагалось запоминать не формулы внушения, а приятные ощущения, которые возникают в состоянии релаксации и покоя, и связывать эти ощущения с визуальным символом («фигура релаксации»).

При самостоятельных тренировках было рекомендовано воспроизводить состояние релаксации, взглянув на «фигуру релаксации» или представив ее. Занятия проводили в малых группах (3–5 больных) 4 раза в нед (общий курс 12 занятий).

Основной исход исследования

Оценивали уровень психологической адаптации, тревоги и депрессии по данным обследования в начале и конце наблюдения.

Методы регистрации исходов

Психологическое обследование проводили в начале и конце (спустя 3 нед) курса лечения с помощью сокращенного многофакторного для исследования опросника личности (СМОЛ) [6], шкалы тревоги и тревожности Спилбергера (ШТТ) [7] и шкалы депрессии Бека (ШДБ) [8].

Этическая экспертиза

Проведение исследования одобрено локальным этическим комитетом ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России (протокол № 2 от 01.06.16).

Статистический анализ

Принципы расчета размера выборки

: размер выборки предварительно не рассчитывали.

Методы статистического анализа данных:

статистическую обработку данных проводили с использованием пакета программ Statistica v. 10.0 («StatSoft», США). При анализе материала были использованы приемы математической статистики: коэффициент корреляции Спирмена, критерий Вилкоксона для парных измерений. В описании результатов представлены средние значения и среднеквадратичные отклонения.

Как работает аутотренинг

Механизм действия аутотренинга пока не до конца понятен. Ученые предполагают, что он действует по принципу биологической обратной связи. Аутотренинг усиливает связь между сознанием и телом, позволяя человеку влиять на те реакции тела, которые он, как правило, не способен контролировать. Похожие улучшения возникают после релаксации и медитации

, когда усилием сознания человек фокусирует внимание на одном процессе или объекте, отодвигая на второй план внешние раздражители.

Упражнения для аутогенной тренировки

Первые тренировки проводите под руководством специалиста. Все внушения проговаривайте монотонным голосом.

Первая стадия – расслабление

Упражнение «Приятное спокойствие и расслабленность»

Цель

: успокоиться. Повторяйте внушения, пока максимально не расслабитесь. Нужно достичь безэмоционального, близкого ко сну состояния. Варианты внушений: «я спокоен», «я совершенно спокоен», «лицо расслаблено, я чувствую спокойствие моего лица», «мои шея и плечи совершенно расслаблены». Продолжайте повторять внушения для каждой конечности отдельно и про туловище.

Упражнение «Приятная тяжесть»

Цель

: расслабить мышцы. Проговаривайте: «моя правая рука тяжелеет», «моя левая рука тяжелеет», «мои руки стали тяжелыми», «моя правая нога тяжелеет», «моя левая нога тяжелеет», «мои ноги стали тяжелыми», «мои руки и ноги стали тяжелыми». Ощущения интересные: тяжесть в теле и конечностях сочетается с общим ощущением легкости.

Упражнение «Приятное тепло»

Цель

: усиление тока крови. Проговаривайте: «по моей правой руке разливается тепло», «по моей левой руке разливается тепло», «по моим рукам разливается тепло», «по моей правой ноге разливается тепло», «по моей левой ноге разливается тепло», «по моим ногам разливается тепло», «по моим рукам и ногам разливается тепло». От упражнения тело и конечности теплеют и расслабляются еще сильнее. Не распространяйте действие на лицо.

Упражнение «Дыхание»

Цель

: дышать глубоко и спокойно. Проговорите 5 или больше раз: «я дышу медленно и спокойно», «я дышу очень легко», «я дышу глубоко», «моё дыхание ровное и спокойное, очень легкое и глубокое».

Варианты упражнений для воздействия на сердце и сосуды

Упражнение «Сердце»

Цель

: улучшить внутрисердечный и коронарный кровоток, унять боль со стороны сердца. Проговаривайте до максимального уменьшения боли, чувства дискомфорта и страха: «моё сердце бьется сильно и ровно», «я чувствую, как тепло проникает в каждую клеточку моего сердца», «боль уходит из моего сердца», «моё сердце работает хорошо и всё лучше и лучше».

Упражнение «Пульс»

Цель

: нормализовать сердцебиение, восстановить правильный сердечный ритм. Повторите не менее четырех раз: «моё сердце бьется ровно», «моё сердце работает спокойно», «мои сердцебиения ритмичные, как часы».

Упражнение «Солнечное сплетение»

Цель

: нормализовать кровоток в большом круге кровообращения, кровоснабжение во внутренних органах и расслабить диафрагму. Проговаривайте 5 раз: «у меня в районе солнечного сплетения тепло, которое разливается по телу, приятно греет меня и мои внутренности (можно уточнить: «мою спину», «мой живот» и т.д.).

Упражнение «Грудная клетка»

Цель

: нормализовать кровообращение в малом круге кровообращения, улучшить самочувствие при сердечной одышке, избавиться от чувства нехватки воздуха. Повторите 4 раза: «Всё, что находится в районе грудной клетки, меня не тревожит, мне тепло и приятно, спокойно и легко». Между предложениями делайте паузы для дыхательных упражнений: на счет раз-два – медленный глубокий вдох, на счет три-четыре – медленный глубокий выдох.

Упражнение «Прохладный лоб»

Цель

: избавиться от головной боли, снизить артериальное давление, при гипертоническом кризе или тепловом ударе, сильном волнении. Проговаривайте до 4 раз: «Мой лоб прохладный, моя голова ясная, мои мысли легкие, я спокоен/спокойна…».

Результаты

Основные результаты исследования

Согласно полученным данным (см. таблицу),


Динамика показателей психологических тестов за 1 мес у пациентов основной и контрольной групп (DM±m) Примечание. * — p<0,05; ** — p<0,01; *** — p<0,001. в основной группе к концу наблюдения отмечалось достоверно более выраженное, чем в контроле, снижение показателей по 1, 2 и 7-й шкалам и повышение значений по 9-й шкале теста СМОЛ, что свидетельствует об уменьшении уровня тревожности, напряженности, фиксации внимания на своих ощущениях, повышении активности и настроения на фоне АТ.

В основной группе было отмечено также достоверно более выраженное (р

<0,001) по сравнению с контролем снижение уровня реактивной и личностной тревожности по ШТТ и снижение показателей по ШДБ.

Изучение механизмов действия АТ выявило следующие корреляции: изменение показателей по ШТТ и 2-й шкале СМОЛ коррелировало с динамикой уровня систолического артериального давления у пациентов с гипертонической болезнью (r

=0,51,
p
<0,001 и
r
=0,46,
p
<0,01 соответственно); динамика показателей по ШТТ, ШДБ, 2-й и 9-й шкалам СМОЛ — с выраженностью болевого синдрома по данным визуальной аналоговой шкалы боли у пациентов с хроническим неспецифическим сальпингоофоритом (
r
=0,54,
p
<0,001;
r
=0,44
p
<0,01;
r
=0,55,
p
<0,001 и
r
=–0,45,
p
<0,01 соответственно), остеохондрозом позвоночника (
r
=0,50,
p
<0,001;
r
=0,42,
p
<0,01;
r
=0,48,
p
<0,01 и
r
=–0,41,
p
<0,01 соответственно) и синдромом раздраженного кишечника (
r
=0,57,
p
<0,001;
r
=0,39,
p
<0,05;
r
=0,48,
p
<0,01 и
r
=–0,38,
p
<0,05 соответственно).

Анализ предикторов эффективности АТ выявил в подгруппе с улучшением психологического состояния достоверно более высокие, чем в подгруппе с его нормализацией, фоновые (до начала лечения) показатели по 4-й (62,1±1,58 и 47,2±0,96 Т-балла соответственно; p

<0,001) и 6-й (61,3±1,97 и 50,1±0,87 Т-балла соответственно;
p
<0,01) шкалам СМОЛ. Показатели по ШДБ выше 20 баллов (что свидетельствует о наличии умеренной или выраженной степени депрессии) до начала лечения были выявлены у 11 (31%) больных подгруппы Б, и только 2 (1,6%) пациентов подгруппы, А (χ2=29,5;
p
<0,01).

Дополнительные результаты исследования

Анализ эффективности АТ в зависимости от характера основного патологического процесса не выявил достоверных различий в динамике психологического статуса у пациентов с различными ХСЗ.

Нежелательные явления

Нежелательные явления отсутствовали.

Обсуждение

Резюме основного результата исследования

Применение АТ позволяет не только улучшить психологический статус пациентов, но и позитивно влияет на основные проявления заболевания. Выраженные изменения психического статуса, повышенный уровень ригидности и сниженный уровень контроля за своим поведением позволяют прогнозировать недостаточную эффективность А.Т. Предикторами высокой эффективности метода оказались умеренное снижение уровня психологической адаптации, а также такие особенности, как целеустремленность и настойчивость в достижении цели.

Обсуждение основного результата исследования

Позитивное влияние АТ на психологический статус пациентов с ХСЗ происходит в основном за счет уменьшения тревожности, напряженности, фиксации внимания на негативных ощущениях, чувствительности к стрессовым воздействиям, а также из-за повышения активности и настроения больных. Действие А.Т. неспецифично, т. е. ее эффективность не различается у пациентов с различными ХСЗ. Применение А.Т. позволяет не только улучшить психологический статус пациентов, но и позитивно влияет на основные проявления заболевания. Так, снижение уровня артериального давления у пациентов с гипертонической болезнью было взаимосвязано со снижением уровня тревоги, а уменьшение выраженности болевого синдрома у лиц с неспецифическим сальпингоофоритом, остеохондрозом позвоночника и синдромом раздраженного кишечника — с повышением психологической стрессоустойчивости, активности, настроения и снижением уровня тревоги и напряженности.

Изучение предикторов эффективности АТ выявило, что повышение показателей по ШДБ, 4-й и 6-й шкалам СМОЛ позволяет прогнозировать недостаточную эффективность метода. По всей видимости, повышенный уровень ригидности снижает эффективность АТ из-за склонности пациентов к чрезмерным усилиям для достижения состояния релаксации. Кроме того, в силу ригидности убеждений пациентов, они трудно поддаются коррекции при недостаточной мотивации к психотерапии. Вместе с тем эффективность АТ, при освоении которой необходимы регулярные занятия, была выше у больных, отличающихся высоким уровнем контроля за своим поведением, целеустремленностью и настойчивостью в достижении цели.

Недостаточная эффективность АТ у пациентов с более выраженными изменениями психологического статуса может быть обусловлена, в частности, тем, что значительная психологическая дезадаптация у них существенно затрудняет освоение практически всех психотерапевтических приемов. Следует отметить, что аналогичные данные были получены и при изучении предикторов эффективности других методов психорелаксационной терапии [4], что позволяет предположить общие механизмы их действия у пациентов с ХСЗ, определяющие единые подходы к применению немедикаментозной психокоррекции.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к назначению АТ, эффективность которых тесно связана с личностными характеристиками пациентов с ХСЗ. Применение А.Т. показано при лечении и реабилитации пациентов с ХСЗ с повышенным уровнем тревоги, незначительным снижением активности и настроения. При выявлении выраженной импульсивности, ригидности, а также депрессивных расстройств можно прогнозировать недостаточную эффективность АТ. В этих случаях рекомендуется использование других методов психотерапии либо сочетанное применение АТ и психофармакотерапии.

Ограничения исследования

Результаты данного исследования требуют уточнения на выборках пациентов с другими ХСЗ в амбулаторных условиях.

Идеомоторная тренировка.

Эффект реального и воображаемого движения лег в основу идеомоторной тренировки. Самостоятельное использование данной техники невозможно в силу специфики метода. Основу идеомоторной тренировки составляет сходный эффект реального и воображаемого движения, но только в том случае, если воображаемое движение было ранее освоено в реальности. Идеомоторная тренировка является следующей логической ступенью после освоения метода нервно-мышечной релаксации, когда двигательные релаксационные упражнения могут быть трансформированы в их мысленное воспроизведение.

  • Часть 1
  • Часть 2

Следующая статья Обо мне и о сайте (заметка от 13 сентября 2020 года)Предыдущая статья Психопрофилактика стрессов. Часть 2

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]