Сбои в работе ЦНС, вызванные различными врожденными или приобретенными заболеваниями, органическое поражение мозга и снижение внимания из-за нарушения психики влияют на способность сохранения и воспроизведения информации, которая является основой разумной деятельности человека.
В результате разрушения механизма памяти развиваются прогрессирующие психические отклонения. Такие синдромы имеют общее название интеллектуально-мнестических расстройств. Они бывают врожденными и приобретенными, тотальными и лакунарными.
Виды интеллектуальных и мнестических нарушений
В основе классификации лежат дисмнезии, включающие в себя:
- гипермнезию
— невозможность выделить главные события от второстепенных при повышенной запоминаемости; - гипомнезию
— ослабление памяти в целом; - ретроградную амнезию
– утрата воспоминаний, предшествующих началу заболевания; - фиксационную амнезию
– отключение кратковременной памяти; - прогрессирующую амнезию
– постепенное стирание памяти.
Основной симптом этих заболеваний – деградация умственных и мнестических способностей личности.
Корсаковский синдром
При Корсаковском синдроме исчезает способность сохранять воспоминания ближайшего прошлого, но не затрагивается долговременная память.
Провалы в памяти больной заполняет собственными фантазиями и вымыслом. Человек оказывается неадаптированным к текущей ситуации: не может назвать день, час и место своего нахождения, с кем и о чем недавно общался. Апатичность, раздражительность, быстрая утомляемость – характерные признаки больных Корсаковским амнестическим синдромом.
Чаще всего таким синдромом страдают пожилые люди, больные после инсульта, интоксикации, травм головы и головного мозга, делирия. При отсутствии органического поражения отделов головного мозга возможно восстановление краткосрочной памяти.
Дементивный синдром
Деменция – прогрессирующее слабоумие, при котором происходит общее ослабление памяти, искажается речь, нарушаются двигательные функции, теряются навыки самоконтроля и адаптации.
В зависимости от зоны поражения головного мозга развиваются атрофическая, сосудистая или смешанная форма деменции, различной степени тяжести, в виде тотального (полное исчезновение интеллекта и личности) или лакунарного (снижения интеллекта с сохранением личности) слабоумия.
Атрофические деменции — болезни, называемые «старческим маразмом», носят прогрессирующий, неизлечимый характер. Они заканчиваются распадом личности (болезнь Альцгеймера), инвалидностью (болезнь Паркинсона) или личностными изменениями (болезнь Пика). Возраст больных – от 50 до 65 лет. Наркомания и алкоголизм могут снизить возрастную планку.
У больных сосудистой деменцией на фоне фиксационной и прогрессирующей амнезии развивается лакунарное слабоумие, сопровождающееся апатичностью, вялостью, неустойчивой походкой, недержанием мочи.
Психоорганический синдром
Психоорганический синдром означает психическую слабость, выражающуюся в ослаблении памяти, утере воли и сообразительности, эмоциональной нестабильности. Заболевание может развиться в любом возрасте, но преобладает в преклонном, что связано с атрофическими изменениями в головном мозге.
Различают четыре типа синдрома, все они являются частью одного и того же прогрессирующего процесса:
- астенический
– это нестабильное поведение и неадекватная реакция на обычные события и вещи, истощающие нервно-психические и физические силы больного, без снижения умственных способностей; - эйфорический
– благодушная суетливая бестолковость, с взрывами злобы и гнева, переходящими в депрессивно-слезливое состояние; - при эксплозивном
варианте к признакам первых двух типов добавляется ослабление воли, нарушение памяти и тяга к алкоголю; - в случае апатического
варианта наблюдается резкое снижение памяти и интеллекта, безволие и равнодушие к происходящему.
Больные органическим психосиндромом метеозависимы и чем устойчивее эта связь, тем меньше степень поражения мозга. Различают также острую и хроническую формы энцефалопатического синдрома.
Данным интеллектуально мнестическим расстройством могут страдать и дети любого возраста, что связано с нарушением формирования и развития головного мозга ребенка. Долгий период освоения речи, импульсивность, неусидчивость, невнимательность, переоценка своих способностей – это признаки формирующегося психосиндрома.
Врожденные формы слабоумия
Олигофрения – врожденное слабоумие, вызванное наследственными, внешними факторами или их совокупностью. На сегодняшний день около 300 наследственных болезней являются причиной умственной отсталости. Болезнь Дауна и микроцефалия – следствие генетической патологии.
Олигофрения имеет три стадии:
- Дебильность
– легкая степень умственной и психической неполноценности, при которой развитие взрослого человека соответствует 12-летнему возрасту. - Имбецилы
остаются на всю жизнь на уровне 3-7-летнего ребенка. Речь их примитивна, но понятна. Поведение не агрессивно. - Идиотия
– тотальное слабоумие, при котором не формируется личность, умственные способности соответствуют 3-годовалому ребенку, требуется постоянный уход и контроль за поведением.
Для больных с портальной гипертензией характерны нервно-психические расстройства эпизодического характера: паракосизмальные состояния с полиморфными нарушениями, иногда с изменением сознания и вегетативными нарушениями, периодически возникающий тремор кистей, эпизоды дневной сонливости, приступы цефалгии, крампи. Указанные нарушения чаще встречаются у больных с наличием оперативно наложенного сосудистого анастомоза и хронической энцефалопатией. Губский (1970) указывает, что интеллектуально-мнестические нарушения могут иметь диагностическое значение при изучении хронической ГПЭ. АВТОР проводил экспериментально-психологическое oбследование больных с использованием методов исследования памяти, мышления, темпа моторных реакций. Экспериментально-психологическое обследование больных показало, что для них характерно снижение памяти, выражающееся в нарушении процесса заучивания и падении продуктивности длительного сохранения материала. При исследовании мышления выявлены изменения его операциональной стороны, что выражалось в снижении уровня обоб¬щений, а в ряде случаев — в их искажении (Зейгар- ник, 1962). Интеллектуально-мнестические нарушения обна¬ружены главным образом у больных с внутрипеченочной формой портальной гипертензии. Карделл (Kardell et al., 1970) использовал набор психологических тестов для оценки степени ухудше¬ния познавательной деятельности у 34 больных с портальной гипертензией после оперативного нало¬жения порто-кавального анастомоза. К сожалению, авторы не провели структурного анализа выявлен¬ных нарушений, а ограничились общей оценкой ус¬пешности выполнения использованных тестов, отме¬тив лишь, что при хронической ГПЭ, в отличие от алкогольной энцефалопатии, нет избирательного страдания памяти. Эта особенность психоорганиче¬ского синдрома при ГПЭ была еще раньше отмече¬на Викфором (Vicfor et al., 1965), который использо¬вал набор психологических тестов Векслера. Полученные различными авторами результаты свидетельствуют о нарушениях динамики психиче¬ских процессов, которая выявлялась в колебаниях внимания, истощаемости больных, снижении способ¬ности к концентрации внимания, неустойчивости ра¬ботоспособности, инертности мыслительных процес¬сов, нарушениях продуктивности ассоциативного про¬цесса. Наряду с изменением динамики описаны кон¬кретность мышления, затруднения при выполнении сложных обобщений, склонность больных к детали¬зации. Подобные нарушения познавательной деятель¬ности квалифицируются в патопсихологической ли¬тературе как нарушения операционального компо¬нента мышлений (Зейгарник, 1962, 1976). Степень выраженности нарушений мыслительной деятельности зависит от тяжести состояния, дли¬тельности и интенсивности интоксикации и является объективной характеристикой соматогенной энцефа¬лопатии (Цивильно, 1970, 1977; Цивильно, Гудкова, 1972; Карева и др. 1979). Как видим, психологические аспекты проблемы мало разработаны. В то же время клиника хрониче¬ских соматических заболеваний ставит перед психологами целый ряд вопросов. Один из них: как влияет болезнь и лечение на личность больного? Чаще всего больные знают о своем заболевании, становятся раздражительными, депрессивными. Здесь необходима помощь психиатра и психолога, выбор ими адекватного психотерапевтического воздействия на больного. Применение гемодиализа позволило продлить жизнь тем, кто прежде погибал от уремии, и провести подготовку к трансплантации почки. Но применение гемодиализа поставило и ряд проблем: больной должен принять решение лечиться гемодиализом, и отсюда вытекают проблема зависимости от аппарата «искусственная почка», страх перед первым гемодиализом, ожидание установки артериовенозного шунта и т.д. Аппарат «искусственная почка» далеко не совершенен, вместе со шлаками из организма удаляются и полезные вещества (калий, витамины и др.). В связи с этим должны решаться вопросы влияния гемодиализа на психическое и соматическое состояние больного. Другой вопрос – это вопрос об отношении больных к своему заболеванию, к факту получения инвалидности. Установлено, что среди больных, как правило, намечаются две группы: больные, полностью «ушедшие» в болезнь, и те, которые желают продолжать работать, не быть оторванными от жизни. Перед психологами также стоит сложная проблема социально-трудовой реадаптации и реабилитации больных. А решение этого вопроса невозможно без изучения познавательной сферы больных.
ХПН – предыдущая страница|следующая страница – нарушения памяти
Влияние хронической болезни на психику. Содержание.
Причины и провоцирующие факторы
Нарушения в работе мозга из-за поражения нервных клеток вследствие болезни, травмы или возрастного угасания являются причиной интеллектуально-мнестических расстройств.
Ослабление памяти также может быть вызвано снижением уровня концентрации (внимания), нарушениями сознания. В первом случае расстройства имеют необратимый характер, во втором случае мнестические и интеллектуальные процессы могут восстановиться в полной мере.
На возникновение Корсаковского синдрома влияют опухоли головного мозга, гипоксия, нарушения кровообращения головного мозга, черепно-мозговые травмы, двустороннее поражение лимбических систем, тяжелые отравления, в том числе алкогольное, недостаток витамина В (провоцирует глиоз, некроз и разрушение капилляров).
Атрофия нервных клеток в височно-теменной области с распространением на затылочную и лобную часть является причиной болезни Альцгеймера.
Дегенерация лобной и лобно-височной корковой зоны вызывает болезнь Пика. Болезнь Паркинсона – это последствия атеросклероза, повреждения среднего мозга (клеток черной субстанции), наследственности и повторяющихся травм головного мозга.
Сосудистая деменция – результат нарушения кровоснабжения головного мозга из-за атеросклероза, инсульта, ишемии, сердечной недостаточности.
Начало психоорганического синдрома провоцируется различными факторами:
- сосудистыми заболеваниями головного мозга;
- атеросклеротическим поражениям;
- новообразованиями головного мозга (кисты и опухоли);
- энцефалитом;
- черепно-мозговой травмой;
- атрофией клеток мозга;
- нейросифилисом;
- абсцессом головного мозга;
- эпилепсией.
Неблагоприятное течение беременности, тяжелые роды, инфекционные и эндокринные заболевания матери и алкоголизм влияют на кровоснабжение мозга ребенка, нарушают его нормальное развитие, что может стать причиной рождения олигофрена. Краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и сифилис предвестники эмбриопатии и фетопатии.
Мнестическая деятельность человека. Особенности
Мнестическая деятельность — это работа коры мозга, направленная на восприятие, систематизацию и последовательное воспроизведение информации. Только у человека есть способность запоминать информацию, не связанную с непосредственным восприятием мира через органы чувств. Однако именно чувства связаны с вниманием.
Мозг человека постоянно воспринимает и анализирует поступающий поток сигналов. Но как сознательные существа, мы можем избирательно фиксировать внимание на нужных областях знаний и запоминать абстрактные утверждения, не имеющие наглядности.
Диагностика и концепция лечения
Олигофрения и ее степень определяется с помощью стандартных психологических тестов, благодаря которым выводится интеллектуальный коэффициент (IQ):
- идиотия – IQ < 20;
- имбецильность — IQ 20-49;
- дебильность – IQ 50-69.
Диагностирование психоорганического, Корсаковского, дементного и сопутствующих синдромов зависит от основного заболевания, ставшего причиной отклонений.
Стандартные инструменты для обследования больного – МРТ, КТ, УЗИ головного мозга, а также анализы крови и наблюдение у врача-психиатра.
Взаимосвязи внимания интеллекта и памяти
Процессы мнестической деятельности обусловлены умением произвольно удерживать внимание на одном объекте. Внимание — это такая программа, которая обеспечивает удержание в поле сознания информации, нуждающейся в обработке. Слабый контроль внимания является залогом того, что человеку трудно запомнить факты, даже при хорошем интеллекте, он не сможет достигнуть успеха в своей профессии.
Также и с низким интеллектом. Даже хорошее внимание, способность сосредотачиваться надолго на одном объекте не поможет развить хорошую память, если интеллект слабо развит.
Методы исследования памяти
Как было сказано, память бывает произвольной и непроизвольной; а по срокам хранения — краткосрочной и долгосрочной. Чтобы изучить свойства непроизвольной памяти, испытуемым предлагали выполнить не тяжелую работу. А по окончании ее выполнения, просили рассказать об основных этапах, о том, что запомнилось наиболее ярко.
Краткосрочную память исследуют более подробно. Испытуемых проверяют на возможность запомнить разные по модальности объекты, на длительность сохранения этой информации. А также важен объем краткосрочной памяти. У каждого субъекта эти свойства особенные. Но исследования позволяют выделить общие закономерности — почему мы помним хорошо одни мысли и факты, и почему забываем другие.
Классический метод исследования памяти придумал психолог Герман Эббингауз. Для испытания памяти он предложил использовать слоги, абсолютно лишенные смысла. Невозможность провести какие-либо ассоциации, применить свои интеллектуальные способности дает возможность определить чистый объем «технической памяти». То есть тот резервуар в мозге, где хранятся сведения лишь для какой-нибудь срочной задачи.
Механизмы регуляции и запечатления
Фиксирование новых сведений проходит три этапа во времени: первоначально на основе работы зрительного, слухового и тактильного анализаторов формируется энграмма, то есть особый след в иконической памяти. На последующей стадии имеющиеся данные отправляются в высшие инстанции головного мозга. В определенных корковых структурах и частях лимбической системы поступивший материал анализируется и сортируется.
Известно, что гиппокамп выступает в роли своеобразного фильтра, классифицирующего все это и отбрасывающего лишнее, а задача височной области заключается в налаживании взаимосвязей с участками хранения энграмм из других частей мозга. На последнем этапе все это переводится в четкую схему долговременной памяти.
Классификация по характеру психической активности
Индивидуальные особенности мнестических процессов характеризуются тем, какой материал лучшее усваивается: образный, вербальный или в равной степени тот и другой:
- Образная память. Это способность воспринимать и удерживать в памяти определенные зрительные образы (представления, картины из жизни) и в последующем их воспроизводить, тип памяти обусловлен совокупностью модально-специфических ощущений. Эта память пластична, может быть долгосрочной и проявляться неожиданно. Считается, что ее структуру составляют сложные соединения нейрональных звеньев из разных мозговых отделов.
- Эмоциональная память. Этот тип памяти является результатом фиксаций и нового проявления эмоциональных переживаний, проще говоря, это память на чувства. Впечатление, в котором присутствует эмоциональная окраска, запоминается моментально и без волевых усилий, пополняя таким образом структуры человеческого подсознания. Это очень устойчивый мнестический тип, материал которого может воспроизводиться совершенно непроизвольно. В его биологическом основании предположительно находятся соединения, сочетающие подкорковые нейрональные звенья со звеньями разных отделов коры мозга.
- Семантическая память. Этот мнестический процесс соотносится с запечатлением вербальных знаков, символизирующих происходящие в реальности и внутренние переживания. Схематически он представляет последовательно соединенные линейные звенья. Если пострадает одно из звений, то это чревато обрывом всей цепочки, сбоем правильного чередования сохраненных реалий и стиранием из памяти определенных фрагментов.
Традиционно мнестическая сфера подразделяется на 3 классических временных типа памяти:
- Иконическую.
- Кратковременную (оперативную).
- Долговременную (декларативную).
Дислексия из-за нарушений памяти у детей
Нарушение запоминания слов и объектов, трудности с речью в раннем детском возрасте могут быть связаны с дислексией. Это особое нарушение мнестической деятельности, связанное с врожденной аномалией в области языкового центра мозга.
При этом синдроме ребенок испытывает трудности с восприятием речи, разделением потока звуков на составные части. Естественно, что развитие памяти и мышления у таких детей замедлено. Исследования мнестической деятельности у детей показывают, что работа с ними, общение, указание на ошибки восприятия способствуют излечению от синдрома.
Бывает, причиной трудностей при освоении письма связаны со зрительно-перцептивными расстройствами.