Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы

Эмоционально неустойчивое (лабильное) расстройство личности — это повышенная возбудимость, импульсивность, низкая способность к самоконтролю и эмоциональная неуравновешенность. Как и другие личностные расстройства, это скорее патология характера («тяжелый характер»), а не болезнь. Помочь при расстройстве может опытный врач-психотерапевт.

Важно

«Тяжелый характер», невозможность совладать со своими эмоциями — повод обратиться за помощью к психотерапевту.

По-другому называется агрессивным, эпилептоидным, возбудимым, эксплозивным расстройство личности. Иногда врачи рассматривают его как два отдельных расстройства — импульсивное и пограничное расстройство личности.

Общее свойство людей с обоими вариантами эмоционально неустойчивого расстройства личности — то, что им сложно сдерживать себя, подчиняться нормам и правилам из-за слабого самоконтроля и импульсивности. Особенности характера мешают устанавливать и поддерживать контакты с другими. Лечение у психотерапевта для таких людей — возможность принять особенности своей психики и научиться жить в гармонии с окружающими.

Эмоционально волевые-нарушения у детей.

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа и жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, служат индикатором его отношений с родителями, помогают познавать и реагировать на окружающий мир. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонность к асоциальному поведению, затруднения в обучении.

Гиперкинетическое расстройство

Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.

Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.

Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны.

Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.

Агрессия у детей.

Поговорим о самом распространенном признаке даного нарушения — агрессии у ребенка, разберем подробно: Причина агрессии у детей. Откуда агрессия у ребенка? Признаки агрессии у детей. Как происходит лечение агрессии у детей! Проявления агрессии могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе, но чаще сверстникам. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых. Агрессия у ребенка, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий. Детская агрессивность может быть управляемой и неуправляемой. Неуправляемая агрессивность вредна, как и неуправляемый страх, неуправляемый восторг и любая другая неуправляемая эмоция. Агрессивность не уместна в отношениях между родственниками и друзьями по школе, кроме шуточной агрессивности, когда агрессивность — это игра, обе стороны заинтересованы в такой игре, воспринимают только как игру и получают от этого удовольствие, соответсвенно никакого физического насилия в ней нет. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью, но чаще всего происходит жесткий тактильный контакт. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Агрессивность у детей, пожалуй, самая важная проблема, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет из года в год.

Признаки агрессии у детей

Ребенок может чувствовать свои эмоции, но не всегда он способен осознать их и понять причины своего поведения. Но как правило родители слишком поздно замечают, что с их ребенком что то происходит. Зачастую признаками агрессии у детей являются их поступки, которые они совершают:

  • Истерят, зачастую напоказ.
  • Не признают своих ошибок.
  • Щипаются.
  • Гневаются.
  • Обзываются.
  • Отбирают игрушки. .
  • Отказываются выполнять поручения.
  • Злятся (топая ногами и стуча руками).
  • Плюются
  • Используют оскорбительные слова.
  • Бьют сверстников
  • Замахиваются на других.
  • Мстят.

Если в семье родители в воспитании ребенка всячески подавляют его, соответственно ребенок просто начинает скрывать свои чувства. Но как мы можем догадаться они никуда не уходят, а копятся как снежный шар и в ближайшем будущем происходит «взрыв эмоций». Агрессивный ребенок часто руководствуется страхом. Такой ребенок либо боится остаться в одиночестве, он думает, что никто не сможет его полюбить, никто не позовет его погулять и т.д. Все дети хотят, чтоб ими интересовались, звали с собой на любые мероприятия, говорили добрые слова. Того же желает ребенок, который просто пока еще не понимает, что агрессия еще больше отталкивает от него людей. Соответственно, если родители не будут тянуться к ребенку, который проявляет агрессию и злость, тогда он может задуматься над тем, что другого сделать, чтобы родители его снова любили.

Дисгармоничные расстройства зрелой личности

Дисгармоничное расстройство зрелой личности и поведения у взрослых (психопатия) — аномалия развития личности с преимущественной недостаточностью в эмоционально-волевой сфере, стойкие нарушения адаптации в поведении, начинающиеся с детского и подросткового возраста и сохраняющиеся на протяжении последующей жизни. Этой аномалии характера, ведущего в структуре личности свойственна триада: тотальность нарушений, их стойкость и выраженность до уровня социальной дезадаптации. При этом страдает сам человек с дисгармоничным складом личности и окружающие его люди. Субъекты с личностными расстройствами обычно склонны к отказу от психиатрической помощи и отрицанию наблюдающихся у них нарушений.

При расстройствах личности субъекты не освобождаются от уголовной ответственности (в судебно-психиатрической экспертизе), признаются негодными к службе в армии, в отношении их имеются ограничения в выборе профессии.

По имеющимся данным, распространенность этих расстройств составляет 2—5% среди взрослого населения, 4—5% среди госпитализированных в психиатрические больницы, преобладание среди психопатических личностей мужчин по сравнению с женщинами (2:1—3:1).

Причины

К возникновению расстройств зрелой личности и поведения у взрослых предрасполагают генетические, биохимические и социальные факторы.

Генетические факторы. Особенности темперамента (характера), проявляющиеся с детства, более четко прослеживаются в подростковом возрасте: боязливые по характеру дети в последующем могут обнаружить поведение избегания. Небольшие нарушения органического характера со стороны центральной нервной системы у детей в последующем наиболее часты у антисоциальных и пограничных личностей.

Биохимические факторы. У лиц с импульсивными чертами часто отмечается повышение уровня гормонов — 17-эстрадиола и эстрона. Низкий уровень фермента моноами-ноксидазы тромбоцитов в определенной степени коррелирует с социальной активностью. Дофаминергические и серотонинерги-ческие системы оказывают активирующее влияние на психофизическую активность. Высокий уровень эндорфинов, способствуя подавлению реакции активации, встречается у пассивных, флегматичных субъектов.

Социальные факторы. В частности, несоответствие между темпераментом (характером) матери, обладающей чертами тревожности, и воспитательным подходом приводит к развитию у ребенка повышенной тревожности, большей подверженности его личностным расстройствам, чем в случае воспитания его спокойной матерью.

Симптомы

Дисгармония личности и поведения проявляется в нескольких сферах: в когнитивной (обеспечивающей познавательную деятельность человека) — изменяется характер восприятия окружающего и самого себя; в эмоциональной — изменяется диапазон, интенсивность и адекватность эмоциональных реакций (их социальная приемлемость); в сфере контроля влечений и удовлетворения потребностей; в сфере межличностных отношений — при разрешении конфликтных ситуаций тип поведения существенно уклоняется от культуральной нормы, проявляется в отсутствии гибкости, недостаточной адаптивности в различных ситуациях. Если в детском возрасте имеются патохарактерологические радикалы (избыточная возбудимость, агрессивность, склонность к побегам и бродяжничеству и т.д.), то в подростковом возрасте может наблюдаться их трансформация в патохарактерологическое формирование личности, затем в зрелом возрасте — в психопатии. Здесь диагноз расстройства личности может быть выставлен с 17 лет.

Акцентуации характера — крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. При этом наблюдается избирательная уязвимость в отношении определенных психических воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Не менее 50% населения развитых стран обладают акцентуированными чертами характера. Степень выраженности расстройств личности (тяжелые, выраженные, умеренные) определяется степенью выраженности компенсаторных механизмов. Среди типов расстройств зрелой личности и поведения у взрослых выделяют следующие.

Шизоидное расстройство личности помимо общих диагностических критериев психопатий характеризуется ангедонией, когда мало что доставляет удовольствие, эмоциональной холодностью, неспособностью проявлять теплые чувства или гнев по отношению к другим людям, слабой ответной реакцией на похвалу и критику, незначительным интересом к сексуальным контактам с другим лицом, повышенной озабоченностью фантазиями, постоянным предпочтением уединенной деятельности, игнорированием доминирующих в обществе социальных норм и условностей, отсутствием близких друзей и доверительных связей.

Эмоционально-неустойчивое расстройство личности характеризуется выраженной тенденцией действовать импульсивно, без учета последствий, наряду с неустойчивостью настроения. Выделяют две разновидности этого личностного расстройства:

импульсивный тип со вспышками жестокости и угрожающего поведения, особенно в ответ на осуждение окружающими;

пограничный тип, которому свойственно хроническое чувство опустошенности, расстройство и неопределенность образа Я, намерений и внутренних предпочтений, в том числе сексуальных (фактор риска формирования сексуальных перверзий), склонность вовлечения в интенсивные и нестабильные взаимоотношения, чрезмерные усилия избегания уединения. Если такие лица остаются одни, могут быть суицидальные угрозы или акты самоповреждения из-за незначительной субъективной ценности жизни.

Истерическое расстройство личности характеризуется театральностью поведения, преувеличенным выражением эмоций, повышенной внушаемостью, поверхностностью и лабильностью эмоций, склонностью к перепадам настроения, постоянным стремлением к деятельности, при которой индивидуум находится в центре внимания, неадекватной обольстительностью во внешнем виде и поведении, повышенной озабоченностью по поводу своей физической привлекательности.

Ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство личности проявляется чрезмерной склонностью к сомнениям и осторожности, озабоченностью деталями, правилами, перечнями, порядком, организацией или графиками; стремлением к совершенству, препятствующим завершению задач; чрезмерной добросовестностью; скрупулезностью и неадекватной озабоченностью продуктивностью в ущерб удовольствию и межличностным связям; повышенной педантичностью и приверженностью социальным нормам (консерватизмом); ригидностью и упрямством; недостаточно обоснованными, появлением настойчивых и нежелательных мыслей и влечений.

Тревожное (уклоняющееся) расстройство личности характеризуется постоянным общим чувством напряженности и тяжелыми предчувствиями и представлениями о собственной социальной неприспособленности, личностной непривлекательности, приниженности по отношению к другим; повышенной озабоченностью критикой в свой адрес, ее нежеланием вступать во взаимоотношения без гарантий понравиться; ограниченностью жизненного уклада из-за потребности в физической безопасности; уклонением от социальной или профессиональной деятельности из-за боязни быть критикуемым или отвергнутым.

Зависимое расстройство личности характеризуют активное или пассивное перекладывание на других большей части решений в своей жизни; подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей, от которых зависит пациент и неадекватная податливость их желаниям; нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых пациент находится в зависимости; чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха неспособности к самостоятельной жизни; страх быть покинутым лицом, с которым имеется тесная связь, и остаться предоставленным самому себе; ограниченная способность принимать повседневные решения без усиленных советов и подбадривания со стороны других лиц.

Диссоциальное расстройство личности (антисоциальные психопатии — «тип врожденного преступника») проявляется бессердечным равнодушием к чувствам других; грубой и стойкой позицией безответственности и пренебрежения к социальным правилам и обязанностям; неспособностью поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении; крайне низкой толерантностью к фрустрациям, а также низким порогом разряда агрессии, включая насилие; неспособностью испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания; выраженной склонностью обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом.

Параноидное расстройство личности характеризуют: чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам; тенденция постоянно быть недовольным кем-то; подозрительность; воинственно-щепетильное отношение к вопросам, связанными с правами личности, что не соответствует фактической ситуации; возобновляющиеся неоправданные подозрения относительно сексуальной верности супруга или полового партнера; тенденция к переживанию своей повышенной значимости, что проявляется постоянным отнесением происходящего на свой счет, охваченность несущественными “законспирированными” толкованиями событий, происходящих с данной личностью.

Диагностика

Ставится на основании динамического наблюдения за поведением субъекта и результатов психологического тестирования.

Лечение

Различные методы психотерапии, в состоянии декомпенсации биологические методы терапии (нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы

Классификации эмоциональных нарушений и их симптомы

Сложность в выявлении эмоционально-волевых нарушений повлекло за собой то, что у ряда психологов сформировались различные взгляды на данные виды нарушений. Например, ученый-психолог Г. Сухарева отмечала, что эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте, нередко наблюдаются у детей страдающих неврастенией, что выделялось его чрезмерной возбудимостью.

Другое представление об этих нарушениях имел психолог Ю. Миланич. Он установил, что к эмоционально- волевым нарушениям относятся 3 группы эмоциональных расстройств;

1.Острые эмоциональные реакции, которые характеризуются окрашиванием определенных конфликтных ситуаций, что проявлялось в агрессии, истерии, реакции страха или обиды.

2. Состояние повышенной напряженности – тревога, боязливость, снижение настроения.

3.Дисфункция эмоционального состояния, что проявлялось в резком переходе от положительных эмоциональных явлений к отрицательным и также в обратном порядке.

Однако наиболее подробную клиническую картину эмоциональных расстройств составила Н.И. Костерина. Она подразделяет эмоциональные расстройства на 2 большие группы, которые характеризуются повышением уровня эмоциональности и соответственно его понижением.

В первую группу включаются такие состояния как:

1.Эйфория, которая характеризуется неадекватным повышением настроения. Ребенок в данном состоянии, как правило, обладает повышенной импульсивностью, нетерпеливостью и стремлением к доминированию.

2. Дисфория – противоположная форма эйфории, характеризующаяся проявлением таких эмоций как: злоба, раздражительность, агрессивность. Является разновидностью депрессивного синдрома.

3. Депрессия – патологическое состояние характеризующееся проявлением негативных эмоций и поведенческой пассивностью. Ребенок в данном состоянии ощущает подавленное и тоскливое настроение.

4. Синдром тревоги – состояние, при котором ребенок ощущает беспричинную обеспокоенность и выраженное нервное напряжение. Выражается в постоянной смене настроения, плаксивости, отсутствии аппетита, повышенной чувствительности. Зачастую данный синдром перерастает в фобию.

5. Апатия – тяжелое состояние, при котором ребенок ощущает безразличность ко всему происходящему вокруг, а также характеризуется резким снижением инициативных функций. Большинство психологов утверждает, что утрата эмоциональных реакций сочетается с снижением или полной утратой волевых побуждений.

6. Паратамия – характерное расстройство эмоционально фона, при котором переживание одной конкретной эмоции сопровождается внешними проявлениями абсолютно противоположных эмоций. Зачастую отмечается у детей страдающих шизофренией.

Вторая группа включает в себя:

1. Синдром гиперактивности и дефицита внимания, выделяется такими симптомами как двигательная дезориентация, импульсивность. Из этого следует, что ключевые признаки этого синдрома – это отвлекаемость и чрезмерная двигательная активность .

2. Агрессия. Данное эмоциональное проявление сформирована как часть черты характера или как реакция на воздействия окружающей среды. В любом случае вышеперечисленные нарушения нуждаются в коррекции. Однако перед тем как корректировать патологические проявления, в первую очередь выявляется главная причины заболеваний.

Диагностика нарушений

Для последующей терапии нарушений и ее эффективности, очень важно своевременное диагностика эмоционального развития ребенка и его нарушений. Существует множество специальных методик и тестов, оценивающих развитие и психологическое состояние ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Диагностика детей дошкольного возраста включает в себя:

1. Диагностику уровня тревожности и ее оценка

2. Исследование психоэмоционального состояния.

3. Цветовой тест Люшера.

4. Изучение самооценки и личностных особенностей ребенка.

5. Изучение развития волевых качеств.

Обращение за психологической помощью необходимо, если ребенок испытывает определённые трудности в учебе, общении со сверстниками, поведении или у него имеются определенные фобии.

Также родителям стоит обратить внимание, если ребенок испытывает какие-либо эмоциональные переживания, чувства, а также, если его состояние характеризуется как подавленное.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]