Мнестическая деятельность — это… Понятие, определение, особенности, норма и нарушения, лечение коррекцией

Мнестическая деятельность — это способность мозга фиксировать, запоминать любую информацию, и в нужный момент воспроизводить. Человеческий мозг имеет хорошо развитую способность воспроизводить факты и события точно.

Но у некоторых людей случаются мнестические расстройства. Почему это происходит и как их корректировать будет рассмотрено в статье.

Мнестическая деятельность человека. Особенности

Мнестическая деятельность — это работа коры мозга, направленная на восприятие, систематизацию и последовательное воспроизведение информации. Только у человека есть способность запоминать информацию, не связанную с непосредственным восприятием мира через органы чувств. Однако именно чувства связаны с вниманием.

Мозг человека постоянно воспринимает и анализирует поступающий поток сигналов. Но как сознательные существа, мы можем избирательно фиксировать внимание на нужных областях знаний и запоминать абстрактные утверждения, не имеющие наглядности.

Забывчивость не всегда указывает на мнестические нарушения

Каким бы эффективным ни был человеческий мозг при обработке информации, он также может делать выбор: информация, которая не запрашивается регулярно и, следовательно, кажется излишней в долгосрочной перспективе, снова исчезает из памяти. Еще одна характеристика мнестических механизмов: люди запоминают позитивные вещи лучше и дольше, чем негативные переживания.

Только то, что мозг воспринимает очень впечатляюще – особенно когда он связан с сильными эмоциями – или то, что ему нужно и повторяется снова и снова, сохраняется годами. Тот факт, что индивидуальная информация теряется в процессе отбора или подавляется другими, не обязательно указывает на нарушения памяти. Однако определенные проявления нарушений памяти и провалов в памяти являются заболеваниями, которые при необходимости следует лечить.

Элементарные и специфические мнестические процессы

В нейронауках принято разделять элементарные и специфические мнестические процессы. Элементарные (сенситизация, условный рефлекс) имеются в наличии даже у примитивных животных. Специфические присущи уже более совершенным, многослойным типам памяти.

Модально-специфические мнестические процессы — это те, что сопряжены с функционированием различных сенсорных систем. На основе этого выделяются соответствующие типы памяти: визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, двигательная. Модально-специфический тип памяти часто становится необходимым в профессиональной деятельности (аудиальная память людей, занимающихся музыкой).

Процессы мнестической деятельности. Этапы

Процесс запоминания последовательно проходит несколько этапов.

  1. Узнавание материала. Необходимо внимательное чтение или слушание материала, чтобы остался какой-то след в мозге.
  2. Затем этот след нужно зафиксировать волевыми усилиями.
  3. Систематизация, когда новые знания накладываются на уже имеющиеся в разных структурах мозга и ассимилируются. При этом те блоки, которые не соответствуют ранее усвоенному материалу, и помеченному как важный, те знания стираются. Это необходимо для того, чтобы не возникало внутренних «сбоев» в системе воспроизведения.
  4. Воспроизведение. Тот материал, который успешно интегрировался в общую картину мира, построенную мозгом, надежно хранится в долгосрочной памяти.

На обработку новой информации нужно довольно много времени. Мало кто из людей имеет феноменальные мнестические способности, чтобы быстро схватить и навсегда запомнить что-то. Мозг к тому же тратит невероятно много энергии.

Особенность мнестической деятельности в том, что механизм восприятия всегда в работе. Но чтобы новые нейронные связи сформировались, в организме должно быть достаточно белка и нейромедиаторов: дофамин, серотонин. Кроме этого, необходимо не менее 8 часов сна, чтобы мозг отдохнул и мог также успешно концентрироваться на систематизации усвоенного.

Какие бывают типы памяти


Фото автора Michael Wysmierski: Pexels
Специалисты различают:

  • ультракороткую,
  • кратковременную
  • долговременную память.

Сверхкраткосрочная память относится к периоду всего в несколько секунд — например, когда только что услышанный телефонный номер может быть воспроизведен как эхо без ошибок. Это своего рода буфер для текущих сенсорных восприятий, поэтому его также называют сенсорной памятью или непосредственной памятью.

Кратковременная память – это память, в которой мозг обрабатывает свои восприятия и разделяет их на важную и неважную информацию. Срок хранения – несколько минут. Иногда кратковременную память также называют рабочей памятью.

Информация хранится в долговременной памяти в течение дней, недель или даже лет. Лишь небольшая часть записанной информации имеет место в долговременной памяти, но привязка к ней часто бывает еще глубже – например, многие люди все еще могут вспомнить свой первый день в школе в преклонном возрасте.


Мнемотехника и мнемоника. Что такое?

Классификация по характеру психической активности

Индивидуальные особенности мнестических процессов характеризуются тем, какой материал лучшее усваивается: образный, вербальный или в равной степени тот и другой:

  1. Образная память. Это способность воспринимать и удерживать в памяти определенные зрительные образы (представления, картины из жизни) и в последующем их воспроизводить, тип памяти обусловлен совокупностью модально-специфических ощущений. Эта память пластична, может быть долгосрочной и проявляться неожиданно. Считается, что ее структуру составляют сложные соединения нейрональных звеньев из разных мозговых отделов.
  2. Эмоциональная память. Этот тип памяти является результатом фиксаций и нового проявления эмоциональных переживаний, проще говоря, это память на чувства. Впечатление, в котором присутствует эмоциональная окраска, запоминается моментально и без волевых усилий, пополняя таким образом структуры человеческого подсознания. Это очень устойчивый мнестический тип, материал которого может воспроизводиться совершенно непроизвольно. В его биологическом основании предположительно находятся соединения, сочетающие подкорковые нейрональные звенья со звеньями разных отделов коры мозга.
  3. Семантическая память. Этот мнестический процесс соотносится с запечатлением вербальных знаков, символизирующих происходящие в реальности и внутренние переживания. Схематически он представляет последовательно соединенные линейные звенья. Если пострадает одно из звений, то это чревато обрывом всей цепочки, сбоем правильного чередования сохраненных реалий и стиранием из памяти определенных фрагментов.

Традиционно мнестическая сфера подразделяется на 3 классических временных типа памяти:

  • Иконическую.
  • Кратковременную (оперативную).
  • Долговременную (декларативную).

Социальная значимость и высокая распространенность эпилепсии способствовали выделению эпилептологии в качестве самостоятельной дисциплины. Хроническое, прогредиентное течение эпилепсии усугубляется формированием мнестико-интеллектуальных расстройств, негативное влияние которых на социальную адаптацию больных не уступает отрицательным последствиям пароксизмального синдрома [7, 8].

Эпилепсию относят к высокоинвалидизирующим заболеваниям, обусловливающим стигматизацию больных в обществе. Именно стигму многие считают препятствием для улучшения качества жизни, что оказывает значительное влияние на личность, настроение и поведение [3, 15, 16, 20].

Познавательная способность больных эпилепсией подвержена влиянию многих факторов, включая этиологию заболевания, тип, частоту припадков, возраст больных к периоду их появления, а также наследственные и психосоциальные воздействия.

Заключительным является и влияние антиэпилептической терапии [21], так как особенность лечения заключается в необходимости многолетнего, иногда пожизненного приема противоэпилептических препаратов, которые в 7-25% случаев приводят к побочным эффектам и осложнениям.

В последнее время большое внимание уделяется изучению влияния функциональной межполушарной асимметрии на характер протекающего процесса у больных с неврологическими и психическими расстройствами — психозами [4, 6, 18], различными формами девиантного поведения [17, 22, 24-27] и собственно с эпилепсией [5, 9, 13]. Большинство авторов приходят к выводу о нарушении латерализации при всех перечисленных видах патологии. К сказанному можно добавить, что межполушарная асимметрия часто определяет особенности течения заболевания и эффективность терапии. Достаточно сказать, что среди больных шизофренией и эпилепсией левши встречаются в 2-3 раза чаще, чем в здоровой популяции, и у них выявляются в основном тяжелые формы заболевания [5, 23]. Кроме того, есть данные, свидетельствующие о том, что процессы компенсации и адаптации, а также течение заболевания у правшей и левшей при повреждении ипси- и контралатеральных полушарий протекают по-разному [1, 19]. Эффективность терапии у больных эпилепсией с правым, левым и смешанным индивидуальным профилем функциональной асимметрии также имеет отличия [13].

В этой связи актуальность настоящего исследования определили высокая медико-социальная значимость развития мнестико-интеллектуальных расстройств и недостаточная изученность проблемы с учетом функциональной асимметрии.

Целью исследования являлось установление закономерности формирования когнитивных нарушений у больных эпилепсией с учетом влияния базисных характеристик эпилептического процесса и функциональной асимметрии.

Материал и методы

Обследовали 132 больных (70 женщин и 62 мужчин, в возрасте от 16 до 50 лет; средний возраст 27,8±8,9 года), которые находились на лечении в специализированном эпилептологическом стационаре Московского научно-исследовательского института психиатрии. Основную группу составили 112 больных с когнитивными расстройствами, контрольную группу — 20 больных эпилепсией без когнитивных расстройств. Во вторую контрольную группу включены 20 здоровых, сопоставимых по демографическим показателям и уровню образования с основной группой.

В работе применялись клинико-психопатологический, психометрический, нейроинтроскопический, нейрофизиологический и статистический методы. При определении формы болезни и структуры ведущего пароксизмального синдрома использовалась современная классификация эпилепсии (Нью-Дели, 1981) и эпилептических приступов (Киото, 1981). Для оценки профиля функциональной асимметрии применялся набор методик, направленных на выявление предпочтения в моторной и сенсорной сфере [14]. Ведущее значение придавалось моторной сфере.

Уровень и структура интеллекта оценивались с помощью нейрокогнитивных тестов WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale) и шкалы MMSE (Mini-Mental Test Examination). Для количественной оценки расстройств неврологического уровня использовалась шкала NHS3 (Национальная госпитальная шкала тяжести припадков); расстройства личностно-психопатологического круга оценивались с помощью клинической шкалы самооценки (SCL-90) и Мюнхенского личностного теста (MPT).

В соответствии с результатами клинико-психопатологического обследования и когнитивных тестов в основной группе были выделены 3 подгруппы больных по степени расстройства интеллектуальной сферы: подгруппы когнитивного дефекта, пограничного уровня и среднего уровня интеллекта.

В соответствии с критериями МКБ-10, указанные расстройства соответствовали рубрикам: F-02.8 «Деменция», F-06.7 «Легкое когнитивное расстройство». Согласно делению деменции по степени тяжести [10], подгруппа когнитивного дефекта соответствовала деменции средней степени, подгруппа пограничного уровня — деменции легкой степени тяжести. Остановимся на указанных категориях расстройств более подробно.

Деменция средней степени тяжести.

Когнитивный дефект, соответствующий деменции, наблюдался у 17 (15,1%) больных. В эту подгруппу включены больные с общим уровнем интеллекта ниже 69 баллов по шкале WAIS, с выраженным мнестико-интеллектуальным дефектом. Клинически когнитивный дефект проявлялся значительным снижением памяти (непосредственной, опосредованной) и концентрации внимания, трудностями обобщения, переключения, абстрагирования, прогнозирования. Темп мыслительных процессов, счетные операции и ориентировочно-поисковые реакции также резко замедлены, а некоторым больным малодоступны. Ассоциативная продукция обстоятельна, детализирована, суждения примитивны, со склонностью к образованию сверхценных переживаний. Критика к состоянию и поведению резко снижена, большинство пациентов группы не могли проживать без посторонней помощи. Все перечисленное в целом значительно затрудняло восприятие нового материала и осмысления, либо делало его невозможным.

Деменция легкой степени тяжести.

Интеллектуальное снижение пограничного уровня выявлено у 37 (33,0%) больных. В эту подгруппу включены пациенты с уровнем интеллекта от 70 до 89 баллов по шкале WAIS, с достаточно выраженным мнестико-интеллектуальным снижением. От больных предыдущей подгруппы их отличало наличие возможности самостоятельного проживания и самообслуживания без ограничений. Клинически подгруппа представлена больными со снижением функций памяти и внимания, замедлением темпа мыслительных процессов, но в меньшей степени, чем в подгруппе когнитивного дефекта. Характерно снижение уровня обобщения, абстрагирования. Мышление обстоятельное, с трудностями переключения. Большинству больных доступно формирование простых новых навыков.

Легкое когнитивное расстройство

наблюдалось у 58 (51,78%) больных, с общим уровнем интеллекта от 90 до 109 баллов по шкале WAIS. Подгруппа отличалась незначительным снижением когнитивной сферы или ее отдельных функций, в большинстве случаев выявляемых только при использовании когнитивных тестов. На фоне незначительного замедления темпа мышления и памяти в пределах нормы отмечалась неустойчивость внимания. Обобщения проходили на категориальном уровне. Ассоциативная продукция адекватна, несколько обстоятельна, эмоционально окрашена. В клинике на первый план выходили церебрастенические симптомы и нарушения эмоциональной сферы в виде колебаний настроения, дисфорических реакций.

Результаты

Когнитивная сфера больных эпилепсией снижена с высокой степенью достоверности в сравнении с контрольной группой (табл. 1).


Мнестико-интеллектуальные функции больных с деменцией средней степени тяжести практически в 2 раза ниже, чем в контрольной группе больных без когнитивных расстройств (63,0±6,7 и 112,7±4,6 балла соответственно, t=–18,7; р=0,0000), и формировались в большей степени за счет вербальных показателей: осведомленности, социальной ориентации, счета, дефинитивного мышления и памяти.

Интеллектуальная сфера больных с деменцией легкой степени тяжести значительно снижена, но в меньшей степени, чем в группе с деменцией средней степени (82,9±4,6 балла, t=–16,2; р=0,0). Общий уровень интеллекта пограничной группы, как и группы когнитивного дефекта, формировался за счет вербальных функций: осведомленности, социальной ориентации, способностей понимания идиом и обобщения, дефинитивного мышления.

У больных с легким когнитивным расстройством интеллектуальная сфера в сравнении с контролем снижена незначительно (99,7±5,7 и 112,7±4,6 балла соответственно). Она равномерно формировалась за счет всех вербальных и невербальных показателей в отличие от подгрупп когнитивного дефекта и пограничного уровня, где проявлялись только вербальные функции. Таким образом, больные с легким когнитивным расстройством отличались гармоничным развитием интеллектуальной сферы, несмотря на ее снижение.

Данные когнитивной методики Векслера подтверждались результатами теста MMSE.

Анализ характеристик эпилептического процесса, влияющих на появление когнитивного расстройства, выявил наибольшую значимость следующих факторов.

1. Больные с деменцией средней степени отличались наличием на ЭЭГ диффузной медленноволновой активности с билатерально-синхронными вспышками, свидетельствующими о дисфункции срединно-стволовых структур, при этом амплитудный акцент в левой височной области приводил к значимому снижению когнитивных функций (p<0,05).

Больные с деменцией легкой степени отличались наличием менее выраженной диффузной медленноволновой активности, отсутствием билатеральной синхронизации, что, по результатам когнитивных тестов, положительно отразилось на их интеллектуальном уровне. Вместе с тем наличие очаговой эпилептиформной активности в левой лобно-височной области приводило к статистически значимому снижению когнитивных функций (p<0,01). Аналогичная очаговая эпилептиформная активность, но с фокусом в правой височной области коррелировала с легким когнитивным расстройством (p<0,005).

2. Большое влияние на когнитивную сферу оказывал возраст дебюта припадков. При деменции средней степени тяжести минимальные значения по тесту Векслера отмечены у больных с дебютом припадков в возрасте до 5 лет (р<0,03). При деменции легкой степени и легком когнитивном расстройстве минимальная оценка по тесту Векслера отмечена у больных с дебютом припадков в возрастной период от 11 до 15 лет (р=0,009 и р=0,0003 соответственно).

3. Длительность заболевания оказывала неоднозначное влияние на когнитивную сферу. В группах с когнитивным расстройством с увеличением возраста дебюта припадков (от 3,8 года при деменции средней степени тяжести до 13,8 года при легком когнитивном расстройстве) снижалась длительность заболевания (от 21,9 до 13,3 года). Вместе с тем в контрольной группе больных без когнитивных расстройств при максимально позднем возрасте дебюта припадков (16,6 года) длительность заболевания соответствовала группе с деменцией (рис. 1).


Рисунок 1. Средние значения возраста дебюта припадков и длительности эпилепсии в основной и контрольной группах (годы). Это, возможно, связано с особенностями преморбидного уровня интеллекта и степени зрелости мозга к моменту начала заболевания. Установлено, что у больных с преморбидно высоким интеллектом снижение когнитивных функций выявляется в меньшей степени, позже и лучше компенсируется [2, 11].

Таким образом, оценивая влияние на когнитивную сферу длительности заболевания, необходимо рассматривать его во взаимосвязи с возрастом дебюта припадков.

Среди других факторов эпилептического процесса значимое влияние на когнитивную сферу оказывали: высокая частота припадков (более 1 в неделю), припадки с вторичной генерализацией, симптоматическая форма эпилепсии.

В соответствии с задачами исследования когнитивная сфера больных эпилепсией изучалась с учетом функциональной асимметрии, в частности, ее моторной составляющей.

В основной группе больных с когнитивным расстройством выявлены 14% больных с левосторонней моторной асимметрией. Первая контрольная группа (больные эпилепсией без когнитивных расстройств) полностью представлена праворукими. Вторая контрольная группа (здоровые) включала 5% леворуких.

Больные эпилепсией с левосторонней моторной асимметрией отличались неоднородной структурой по генезу рукости с компенсаторными и наследственно обусловленными причинами.

У 37,5% больных с левосторонней моторной асимметрией в анамнезе установлены следующие факторы: патология родов с экстракцией плода, осложненные отоларингологические заболевания, черепно-мозговая травма и инфекционные заболевания головного мозга с формированием правостороннего пареза. На ядерной магнитно-резонансной томограмме головного мозга в левом полушарии у всех зафиксированы органические изменения кистозно-атрофического характера. В связи с указанными факторами больные отнесены в группу с компенсаторной или патологической леворукостью.

Большинство больных (62,5%) в связи с наследственной обусловленностью составили группу генетически закрепленной леворукости. Среди анализируемой группы больных эпилепсией с левосторонним мануальным предпочтением не установлено ни одного случая социокультурной или средовой леворукости, являющейся следствием социального воспитания, условий жизни или подражания родным.

Больные с левосторонней моторной асимметрией отличались наибольшей глубиной когнитивного расстройства в сравнении с праворукими. Доля дементных расстройств среди леворуких достигала 70%, среди праворуких — 45% (рис. 2).


Рисунок 2. Распределение когнитивных расстройств по степени тяжести с учетом функциональной асимметрии.

Интеллектуальная сфера больных эпилепсией с ведущей левой рукой отличалась значительным снижением вследствие резкого дефицита невербальных показателей (табл. 2),


а также за счет лиц мужского пола (табл. 3)


уровень интеллекта леворуких мужчин статистически значимо отличался от праворуких (77,2 и 91,3 балла соответственно, p=0,006), среди женщин различия не достигали статистически значимого уровня.

В структуре интеллекта больных с левосторонней моторной асимметрией установлен дефицит как вербальных (счет, р=0,007; память, р=0,02; дефинитивное мышление, р=0,04), так и невербальных показателей (синтетические способности, р=0,01; зрительно-моторная координация, р=0,02; внимание, р=0,02).

Анализ факторов формирования когнитивного дефекта с учетом моторной асимметрии установил следующие закономерности.

1. Ранний возраст дебюта припадков (до 5 лет) и длительность заболевания (больше 20 лет) у праворуких больных определяли достоверное снижение когнитивных функций, что не подтверждалось у леворуких.

2. Очаговая эпилептиформная активность головного мозга в левой височной области приводила к снижению когнитивных функций у праворуких больных и их повышению у леворуких. Снижение когнитивных функций у больных с ведущей левой рукой определяло наличие диффузной медленноволновой активности с включением билатерально-синхронных разрядов с амплитудным акцентом в лобной области.

3. Прием барбитуратов и клоназепама, а также фактор политерапии противосудорожными препаратами приводили к значимому снижению когнитивных функций у праворуких больных в отличие от леворуких.

4. К снижению мнестико-интеллектуальных функций у праворуких приводило назначение нейролептиков, что не находило подтверждения у леворуких.

Между тем у женщин фактор леворукости коррелировал с длительностью ремиссии (p=0,0001, t=4,02). Среднее значение продолжительности ремиссии у женщин с ведущей левой рукой составляло 3,93±5,15 года, с правой — 0,66±1,24 года. Это позволяет рассматривать левостороннюю моторную асимметрию у женщин как предиктор прогностически благоприятного исхода терапии в отношении пароксизмального синдрома.

Обсуждение

Проведенное исследование показало, что в формировании мнестико-интеллектуального снижения (дефекта) принимает участие ряд факторов. При этом дефект может формироваться как в результате повреждения головного мозга и собственно эпилептической активности, так и вследствие негативного влияния антиэпилептической терапии. Среди факторов риска ведущими являются меньший возраст пациентов ко времени дебюта заболевания, большая частота припадков (более 1 в неделю) и их вторичная генерализация; существенно усугубляет развитие когнитивного дефекта многолетняя нейролептическая терапия, особенно клоназепамом и препаратами барбитурового ряда. Изучение профиля латеральной организации с учетом пола вносит существенные коррективы в представление о формировании и течении когнитивного снижения при эпилепсии. Выявленное влияние левосторонней моторной асимметрии на формирование выраженного интеллектуального дефекта обусловлено, по-видимому, снижением правополушарных функций головного мозга, что проявляется в большей степени у мужчин. Вероятно, левосторонний профиль мозговой асимметрии является неблагоприятным прогностическим фактором в отношении когнитивной сферы. Вместе с тем у женщин он способствует становлению ремиссии пароксизмального синдрома. Очевидно, что работа по изучению взаимоотношений профиля асимметрии и различных проявлений эпилепсии, в том числе и интеллекта, должна быть продолжена.

Виды памяти. Кратковременная и бессрочная память

Мнестическая деятельность — это особая активность мозга, которая позволяет научится держать в голове большие объемы информации длительно; оперировать понятиями.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Память делят по модальности на моторную, эмоциональную, образную, словесно-логическую. Есть деление также на произвольную и непроизвольную.

Память по длительности хранения разделяют мгновенную, краткосрочную и долгосрочную, или бессрочную. Информация, попадающая в краткосрочную память, при постоянном фиксировании внимания на этом материале и многоразовом повторении, переходит в долгосрочную.

Интеллектуально-мнестическая деятельность

Запоминание тесно связано с интеллектуальной деятельностью. И тренируя интеллект, мы тем самым развиваем память.

Мнестическая деятельность — это способность обучатся новому, адаптироваться к изменяющейся реальности. Если много лет работать на одной работе и выполнять стандартные требования, интеллект снижается. Человек должен постоянно что-то изучать, интересоваться новыми веяниями науки, иметь развивающее хобби.

Дети до 5 лет развиваются очень быстро. Их сознание не дифференцирует входящий поток информации на – “плохо” и “хорошо”, “выгодно” – “невыгодно”. Они воспринимают абсолютно все .

Для развития мнестической деятельности у детей важно общение с ними в игровой форме. Именно игра развивает интеллект, а не зазубривание.

Меры по предотвращению проблем с памятью

Полностью обезопасить себя невозможно, но некоторые методы показывают неплохой результат:

  • Мозговая тренировка и умственная стимуляция (например, чтение, разгадывание головоломок, изучение языков).


Фото автора George Milton: Pexels

  • Физические упражнения и фитнес (не менее 30 минут три раза в неделю)
  • Небольшой стресс.
  • Достаточный сон (от шести до восьми часов в день).
  • Здоровое питание (фрукты, овощи, цельнозерновые продукты, жирные кислоты омега-3).
  • Вода (около 2 литров в день).
  • Умеренное употребление алкоголя.

Встречи с друзьями и знакомыми делают людей более здоровыми. Поэтому у человека с живым социальным окружением меньше шансов заболеть. Важно поддерживать связь со своей семьей и часто встречаться с друзьями. Также новые встречи бросают вызов мозгу и стимулируют его. Нужно знакомиться с новыми людьми и делать что-то хорошее для других, чтобы сохранить здоровье.

Исследования доказали, что вероятность развития старческого слабоумия увеличивается на 50 процентов даже при небольшом дефиците витамина D. Поэтому по возможности необходимо выходить на улицу хотя бы на 20 минут каждый день. Солнечные лучи стимулируют собственное производство витамина D.

Механизмы регуляции и запечатления

Фиксирование новых сведений проходит три этапа во времени: первоначально на основе работы зрительного, слухового и тактильного анализаторов формируется энграмма, то есть особый след в иконической памяти. На последующей стадии имеющиеся данные отправляются в высшие инстанции головного мозга. В определенных корковых структурах и частях лимбической системы поступивший материал анализируется и сортируется.

Известно, что гиппокамп выступает в роли своеобразного фильтра, классифицирующего все это и отбрасывающего лишнее, а задача височной области заключается в налаживании взаимосвязей с участками хранения энграмм из других частей мозга. На последнем этапе все это переводится в четкую схему долговременной памяти.

Диагностика и концепция лечения

Олигофрения и ее степень определяется с помощью стандартных психологических тестов, благодаря которым выводится интеллектуальный коэффициент (IQ):

  • идиотия – IQ < 20;
  • имбецильность — IQ 20-49;
  • дебильность – IQ 50-69.

Диагностирование психоорганического, Корсаковского, дементного и сопутствующих синдромов зависит от основного заболевания, ставшего причиной отклонений.

Стандартные инструменты для обследования больного – МРТ, , УЗИ головного мозга, а также анализы крови и наблюдение у врача-психиатра.

Взаимосвязи внимания интеллекта и памяти

Процессы мнестической деятельности обусловлены умением произвольно удерживать внимание на одном объекте. Внимание — это такая программа, которая обеспечивает удержание в поле сознания информации, нуждающейся в обработке. Слабый контроль внимания является залогом того, что человеку трудно запомнить факты, даже при хорошем интеллекте, он не сможет достигнуть успеха в своей профессии.

Также и с низким интеллектом. Даже хорошее внимание, способность сосредотачиваться надолго на одном объекте не поможет развить хорошую память, если интеллект слабо развит.

Факторы, влияющие на интеллект

Основу развития умственных способностей человека составляют три основных фактора:

  1. Наследственность. Гены считаются одним из главных факторов. Опытным путем доказано, что в высокоинтеллектуальных семьях дети вырастают более развитыми, чем их сверстники. Показатели памяти, мышления, грамотности речи и способности к сосредоточенности у таких детей обычно выше.
  2. Окружающая обстановка. Именно она формирует систему ценностей, стремления и цели человека. Умение правильно избрать свою жизненную задачу помогает интеллекту развиваться в должной степени.
  3. Раса, пол и возраст. Ряд исследований подтверждает, что некоторые расы обладают признаками низкого интеллекта в гораздо большей степени, чем другие. Так, к примеру, европейцы в среднем умнее выходцев из Африки, а мужчины умнее женщин. Возраст тоже влияет на интеллект — пик развития умственных способностей приходится примерно на 25-летний возраст. В дальнейшем с возрастом интеллект постепенно угасает.

Причины нарушений

Когда человек при исследовании не может запомнить 4 предмета или слова из 10, исследователи могут констатировать нарушения мнестической деятельности. Причинами сбоев в памяти могут быть физиологические нарушения либо психологические.

Попробуем разобраться в причинно-следственных связях, приводящим к ухудшению способности воспринимать, анализировать и запоминать информацию^

  1. Истощенность нервной системы стрессами или неврозом.
  2. Тяжелые нарушения лобных долей мозга вследствие травмы или инсульта.
  3. Последствия инфекционных заболеваний (менингит, арахноидит), повлиявших на структуру мозга.
  4. Аффективно-эмоциональная неустойчивость.
  5. Врожденные аномалии мозга. Как, например, шизофрения, детский аутизм или дислексия.
  6. Неспособность к регуляции внимания, отсутствие целенаправленного усилия.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Функциональные расстройства памяти, в основе которых лежит продолжительный невроз или нарушения внимания лечатся с помощью психолога. Но более серьезные нарушения нуждаются в длительном лечении. Причем поздно начатое лечение часто приводит к тому, что устранить нарушения уже становится невозможно.

Бывают разные причины, по которым в сильной степени страдают мнестические процессы. В психологии это является значимой темой для исследований, так как расстройства памяти лежат в основе многих психических недугов. Например, у больных с маниакально-депрессивным синдромом часто нарушена функция запоминания.

Модально-специфическая регуляция памяти зависима от работы первичных полей и функциональных зон коры головного мозга. Если их функционирование нарушается, нарушаются также и процессы памяти. Наиболее тяжелые нарушения мнестических процессов — те, которые обусловлены органическими изменениями мозга.

Модально-неспецифические нарушения образуются при патологиях подкорковых мозговых структур: нейронной сети ствола, лимбической системы, гиппокампа. Если вдруг деятельность гиппокампа будет нарушена может возникнуть “корсаковский синдром”, при котором пострадавший, сохранив долговременную память, теряет способность запомнить недавние события.

Какие бывают типы мнестических нарушений

  • Селективные расстройства

Пациент не запоминает ни вербальную, ни пространственную информацию.

  • Количественные нарушения памяти, такие как:

Здесь речь идёт об антероградной амнезии, когда отсутствуют не только отдельные связи, но и есть явные пробелы в памяти на определенный период времени; ретроградной амнезии, когда происходит потеря воспоминаний до определенного события; гипермнезии – очень редком нарушении памяти, когда процессы отбора в мозгу работают в ограниченной степени для пострадавших.

  • Качественные нарушения памяти

Последняя группа состоит из переживаний дежавю, которые являются фальсификациями. Например, может случиться так, что в стрессовых ситуациях сохраняются неправильные воспоминания.

Методы исследования памяти

Канис-терапия проводимая в пансионатах и социальных домах для взрослых пациентов с депрессиями и легкими деменциями , проводится на основе метода групповой психотерапии. Групповая психотерапия – направление, родившееся из требований самой жизни: медсестры одной из частных больниц в США заметили, что беседы с больными, проводящиеся в группе пациентов оказывают гораздо большее влияние на их самочувствие, взаимодействие между собой, улучшение настроения, нежели проводимые индивидуально.

А в 1905 году американский врач Пратт начал использовать психотерапевтические группы, как способ и удобный, и экономически выгодный для информирования больных, при этом, первоначально не выясняя их психотерапевтических возможностей. Впоследствии он заметил, что в психотерапевтической группе эффективность помощи складывается из влияния одного человека на другого, из складывающихся отношений понимания и групповой солидарности, а также из снижения пессимизма и ощущений изолированности.

Самым главным же фактором эффективности при групповой психотерапии является то, что группа становится “моделью мира”, в которой каждый участник начинает проявляться свойственным для него способом, а значит, у него появляется возможность заметить, проанализировать и пережить то, как и каким он проявляется в отношениях с другими людьми, как они реагируют на него (через “обратную связь”), какие мысли и чувства возникают в ситуациях взаимодействия с различными людьми.

Групповая психотерапия проводится в форме 1,5-2-х часовых занятий в группе людей, которые сидят в кругу и обсуждают темы, либо возникающие из опыта участников, либо предложенные психотерапевтом. Также используются разнообразнейшие дополнительные методы, органично связанные как с личностью и образованием ведущего группы, так и с групповым запросом.

Могут использоваться методы, способствующие развитию невербальных способов взаимодействия (например, психогимнастика), усилению и прояснению чувств , ролевые игры. Как правило, само по себе появление собаки в такой группе вызывает поток положительно окрашенных воспоминаний, если же стимулировать пациентов вопросами, какие у них были животные, то общение делается еще более активным.

В начале работы нужно познакомить группу с собаками, из расчета 2-3 собаки на 10-15 человек, рассказать пациентам о животных как можно более подробно. Рассказать о том, где собаки живут, как их тренируют, почему вожатый выбрал ту или иную породу. После этого можно начать коллективное обсуждение достоинств разных пород и видов дрессировки собак.

Как улучшить состояние пациента?

Подбирая схему лечения пациента, важно предварительно установить причину развития когнитивного расстройства. Поэтому после оценки психического статуса проводится всестороннее обследование больного

Тактика лечения расстройств определяется на основании тяжести заболевания и причины, спровоцировавшей нарушение мозговых функций. В терапии легкой и умеренной деменции, вызванной болезнью Альцгеймера или сосудистыми патологиями, применяются ингибиторы ацетилхолинэстеразы либо Мемантин. Однако эффективность этих препаратов пока не доказана. Их назначают в основном с целью предупреждения дальнейшего прогрессирования патологического процесса и развития деменции.

В случае диагностирования сосудистых патологий, спровоцировавших сбой мозговой деятельности, применяются:

  • ингибиторы фосфодиэстеразы способствуют расширению сосудов, что приводит к нормализации кровообращения;
  • блокаторы а2-адренорецепторов подавляют действия симпатического отдела нервной системы, которые привели к сужению кровеносных сосудов.

Помимо указанных лекарств при наличии неврологических расстройств применяются различные терапевтические тактики, направленные на коррекцию поведения пациента. На выполнение этой задачи уходит немало времени, так как подобное лечение предполагает последовательную трансформацию психики человека.

Дислексия из-за нарушений памяти у детей

Расстройства мнестических процессов довольно часто поддаются медикаментозной терапии, а также другим способам лечения. Варианты их применения зависят от конкретного диагноза, в особо тяжелых случаях возможно хотя бы облегчение симптомов. Основная терапевтическая схема выстраивается на следующих принципах:

  • снятие острого состояния (при психозах, травмах);
  • употребление витаминов;
  • лечение психотропными препаратами (транквилизаторы, нейролептики);
  • коррекция мозгового кровообращения (ноотропы: “фенибут”, “фенотропил”, “мексидол” и другие).

Дополнительно к основному лечению назначаются:

  • сбалансированное питание;
  • лекарственные травы (валериана, имбирь, пустырник);
  • когнитивное развитие памяти (различные хобби, заучивание стихов, освоение новых языков, развивающие игры);
  • индивидуальная работа с психотерапевтом.

В детском возрасте коррекция мнестических процессов — это прежде всего упражнения, основанные на межмодальном синтезе, то есть на переведении информации с уровня одной модальности на уровень другой:

  1. Переведение из тактильной модальности в зрительную. Нужно взять объемные предметы различной формации и потом в случайном порядке изобразить их на бумаге. Далее попросить ребенка закрыть глаза и ощупать предметы, а после попросить его открыть глаза и выбрать правильный предмет из нарисованных.
  2. Переведение из тактильной модальности в аудиальную и речевую. Ребенок также закрывает глаза и ощупывает объемный предмет, затем при включенных аудиозаписях нужно попросить его выбрать соответствующий данному предмету звук.
  3. Переведение из визуальной модальности в тактильную. Ребенку предлагается с закрытыми глазами наощупь найти показанные ему до этого фигуры.
  4. Переведение из аудиальной модальности в визуальную. Необходимо включить ребенку аудиозапись с определенным речевым звуком, либо звуком какого-нибудь механизма или транспорта, после чего предложить ему отыскать соответствующее изображение на бумаге или нарисовать его самостоятельно. Независимо от того, какой мнестический тип подвергается коррекции, нужно соблюдать определенную очередность. Сначала формируются мнестические процессы узнавания. Затем — воспроизведения, и в конце — избирательности.

Это очень важно: начать своевременное развитие гностических и мнестических процессов (то есть познания и памяти) в раннем детстве. Чтобы избежать проблем в будущем.

Итак, мнестические процессы — это сложная и тонкая деятельность. Которая протекает в человеческом мозге на нейрофизиологическом, биологическом и психическом уровнях. Эти процессы, составляющие подвижную структуру нашей памяти, могут подвергаться расстройствам разного спектра в зависимости от характера поражения нервной системы. Если причиной нарушений являются не глубокие органические поражения мозга, то при современном подходе они вполне подвергаются коррекции.

Нарушение запоминания слов и объектов, трудности с речью в раннем детском возрасте могут быть связаны с дислексией. Это особое нарушение мнестической деятельности, связанное с врожденной аномалией в области языкового центра мозга.

При этом синдроме ребенок испытывает трудности с восприятием речи, разделением потока звуков на составные части. Естественно, что развитие памяти и мышления у таких детей замедлено. Исследования мнестической деятельности у детей показывают, что работа с ними, общение, указание на ошибки восприятия способствуют излечению от синдрома.

Бывает, причиной трудностей при освоении письма связаны со зрительно-перцептивными расстройствами.

Клиническая картина

Проявления интеллектуальной недостаточности – это разнообразные клинико-психофизиологические состояния, зависящие от ряда факторов. Подобные нарушения проявляются в виде слабой любознательности и замедленной обучаемости. У таких детей практически отсутствует восприимчивость нового. При этом первичные нарушения наблюдаются уже с первых дней жизни ребенка:

  • отсутствует реакция на внешние раздражители;
  • поздно проявляется интерес к окружающему миру;
  • в поведении такого малыша преобладает вялость и сонливость, однако это не исключает крикливости и беспокойства;
  • малыш не умеет различать своих и чужих людей;
  • не проявляет живого интереса при общении со взрослыми;
  • не проявляет интереса к игрушкам, подвешенным над кроваткой, и не реагирует на игрушки, находящиеся в руках взрослого.

У детей первого года жизни с различными формами нарушения интеллекта долго отсутствует рефлекс хватания. Лишь к двум-трем годам у них происходит некоторый сдвиг в овладении навыками манипуляции, однако интеллектуальная недостаточность проявляется в поведении и игровой деятельности.

Дети долгое время не могут самостоятельно обслуживать себя, не выказывают живого интереса к чему-либо и не проявляют любознательности. Редко возникающая заинтересованность быстро исчезает. В процессе игр такой ребенок ограничивается элементарным манипулированием, слабо контактирует с окружающими сверстниками, мало двигается.

В старшем дошкольном возрасте для него характерно отсутствие интереса к интеллектуальным занятиям. В играх со сверстниками такие детки несамостоятельны и не проявляют инициативу, при этом копируют окружающих детей.

Важно Капельницы для сосудов головного мозга и укрепления нервной системы

В общении со сверстниками никогда не имеют статуса лидера. Эти дети гораздо охотнее играют с младшими детьми, причем стремятся проявить излишнюю активность и внести в игру дезорганизованность.

Интеллектуальные расстройства выходят на первый план в школьном возрасте: они особенно заметны в учебных сферах деятельности и поведении. Восприятие новой информации замедленно, а учебный материал усваивается в узком объеме. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью не могут выделить главное или общее на картинке или в тексте и не понимают связи между частями. Они не воспринимают логику событий, а при пересказе сюжета или описании картинки воспроизведение носит бессмысленный характер.

Большинству детей данной категории присущи локальные нарушения, выражающиеся затруднениях при восприятии таких понятий, как «право — лево», «над — под», и усвоении школьных навыков. Некоторые дети с подобными патологиями не различают правую и левую сторону даже к девяти годам, часто не способны найти свой класс. У многих из них возникают трудности в определении времени на часах, дней недели, месяцев и времен года.

Очень часто такие дети страдают фонетико-фонематическим недоразвитием речи и не способны правильно воспроизвести лексико-грамматический строй предложения. Для них характерна скудность словарного запаса, поэтому они испытывают трудности при выражении своих решений и действий. На вопросы обычно отвечают импульсивно, не задумываясь над ответом. В развитии детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается нарушение функции внимания, частая отвлекаемость и быстрая истощаемость.

Коррекция

Проблемы с запоминанием негативно отражаются на учебе и карьере. Что сделать, чтобы улучшить память? Есть несколько приемов коррекции мнестической деятельности:

  • Если человек работает с информацией, ему нужно постоянно высыпаться.
  • Делать паузы в процессе обучения. Мозг должен отдохнуть и “перегрузиться”.
  • Организовывать материал, чтобы его было легче осознать и запомнить. Строить таблицы, рисунки, схемы.
  • Использовать ассоциации при обучении.
  • Чаще вспоминать стихи, которые учили в школе.

Для улучшения способности к запоминанию, рекомендуется принимать витамины для мозга. Это Омега-3, глицин, все витамины группы В.

https://www.youtube.com/watch?v=cosamomglavnom

Если есть серьезные нарушения в функционировании коры мозга из-за травм, необходимы более серьезные химические препараты и лечение под наблюдением врача.

Расстройства, указывающие на болезнь

Одним из наиболее распространенных нарушений памяти в пожилом возрасте является деменция, особенно в форме болезни Альцгеймера и деменции. Эти заболевания обычно прогрессируют, то есть со временем становятся сильнее, и все больше ограничивают умственную деятельность человека. Помимо расстройств памяти, часто возникают проблемы с языковым выражением и сориентированием своего окружения.


Giphy

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]