Нарушение интеллекта: причины, выявление, классификацииматериал на тему


Интеллектуальные нарушения у детей

Клиническая картина нарушений интеллекта разнообразна. Симптомы следует рассматривать в соответствии с классификацией: при количественных изменениях отмечается снижение обучаемости, трудности/невозможность самообслуживания, при качественных – снижение интеллекта сочетается с мозаичностью, парциальностью развития отдельных функций.

Задержка психического развития.

Уровень интеллекта ниже среднего, достигает пограничных с умственной отсталостью показателей. Выделяют два варианта клинической картины. Если познавательная деятельность нарушена из-за недостаточного развития эмоционально-волевой сферы, на первый план выходит отсутствие интереса к познавательной деятельности: дети подвижны, импульсивны, предпочитают простые игры. Творческими, учебными занятиями не увлекаются, их трудно организовать, побудить к чтению, рисованию. Второй вариант – недостаточное формирование предпосылок интеллекта (памяти, работоспособности, внимания). Дети безынициативны, несамостоятельны, излишне активны либо пассивны, быстро утомляются, работают в медленном темпе (признаки церебрастении).

Дебильность.

Характеризуется примитивностью мышления, его привязанностью к конкретным, наглядным ситуациям, недостаточной дифференцированностью эмоций, слабостью волевых побуждений. Больные позже осваивают навыки самообслуживания, способны самостоятельно одеться, выполнить гигиенические процедуры. По специальной учебной программе овладевают письмом, чтением, счетом. Подростки осваивают простые рабочие профессии.

Имбецильность.

Мышление замедленное, тугоподвижное, опыт перенимается с трудом. Интеллектуально-мнестические функции снижены. Социальное взаимодействие ограничено, овладение учебными навыками невозможно. Дети с запозданием осваивают самообслуживание, простую домашнюю работу.

Идиотия.

Характеризуется отсутствием речи, способности устанавливать продуктивный контакт с окружающими (исключение – единичные выполнения простых команд). Часто имеются сопутствующие неврологические патологии, заболевания внутренних органов. Подвижность ограничена, самообслуживание недоступно.

Поврежденное и дефицитарное развитие.

Неравномерность интеллектуальных нарушений объясняется мозаичностью поражения ЦНС: одни функции развиты и продолжают формироваться в нормальном темпе, другие замедляются (зависит от локализации поражения – речь, пространственное, слухоречевое восприятие, запоминание). Сложные иерархические связи распадаются, развивается интеллектуальное отставание. Дефицитарное развитие приводит к интеллектуальным нарушениям на базе первичного дефекта – патологии анализатора (слуха, зрения), двигательного аппарата.

Искаженное и дисгармоничное развитие

. Обуславливается текущим патологическим процессом, нарушающим равномерное развитие функций. У детей хорошо развиты вербальные интеллектуальные функции, но адаптация осложняется трудностью усвоения, понимания социальных правил. Либо ребенок обладает уникальными математическими способностями, но бытовые навыки даются тяжело.

Причины умственной отсталости

  • наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы);
  • внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врождённый сифилис, токсоплазмоз);
  • вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорождённого, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врождённая гидроцефалия).

Интеллект и мышление

Характеристику интеллекту придаёт также его важнейший компонент — мышление. По одной из классификаций различают:

  • Наглядно-действенное мышление — самое простое. Оно формируется в первые годы жизни, когда ребёнок смотрит на взрослых и повторяет их действия, чтобы одеться, воспользоваться ложкой, чтобы покушать и т.д. ;
  • Конкретно-образное мышление. Когда ребёнок пытается делать выводы о вещах, которые он не наблюдает, а лишь представляет или вспоминает, он овладевает конкретно-образным мышлением;
  • Абстрактное мышление. Высшей ступенью развития мышления является абстрактное мышление, которое используется для обучения в старших классах школы. При абстрактном мышлении требуется умение работать с такими понятиями, как математические действия, физические законы и философские категории.

Методы лечения

После диагностики состояния, в зависимости от показаний, специалист может назначить медикаментозную терапию, но самое главное, что он подключает ребенка к системе психолого-педагогической помощи, которая включает в себя коррекционные занятия, в большинстве случаев, с тремя специалистами. Это дефектолог, логопед и психолог. Очень часто один педагог имеет две специализации, например логопед-дефектолог. Помощь данных специалистов можно получить в коррекционных центрах или в рамках дошкольного образовательного учреждения. В последнем случае ребенок, в сопровождении родителей, должен пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. Ранее выявление и своевременное подключение ребенка к психолого-педагогической коррекции напрямую влияют на дальнейший прогноз и уровень компенсации выявленных нарушений развития. Чем раньше выявили и подключили – тем лучше результат!

При составлении рассказов по отдельным и серийным сюжетным картинкам большинство испытуемых клинической группы не смогло справиться с заданием без ошибок и допускало их значительно больше, чем здоровые испытуемые. Так, у 43% больных депрессией наблюдались отчетливые затруднения при оценке эмоционально-выразительных элементов изображенных на картинках ситуаций, юмора (в норме такие затруднения встречались только у 14% испытуемых), у 64% – проявления невнимания к тонким деталям и нюансам изображения (в норме таких случаев не было). Больные депрессией в случаях затруднений реже, чем психически здоровые испытуемые, могли самостоятельно оптимизировать свою деятельность или исправить первоначально выдвинутые ошибочные гипотезы, опираясь на наводящие вопросы и указания психолога. Следует также отметить, что испытуемые контрольной группы чаше проявляли собственную активность по поиску перцептивных и смысловых опор для успешного выполнения заданий, им реже требовалась помощь извне.

Результаты серийного устного счета (вычитание “от 100 по 7”) показали, что больным депрессией требуется больше времени на выполнение задания: если испытуемые контрольной группы в среднем тратили 1 мин. 10 сек., то больные депрессией – 1 мин. 51 сек. Они также допускали большее количество ошибок. Показательно, что если в контрольной группе ошибки чаще встречались на начальных этапах задания, то больные депрессией допускали ошибки на всех этапах счета примерно с одинаковой частотой. Данное задание вообще оказалось не очень простым для всех испытуемых. Об этом свидетельствует тот факт, что даже испытуемым контрольной группы в ряде случаев требовалось подтверждение правильности собственных действий (эта потребность, как правило, реализовалась в виде вопросительного уточнения инструкции “Так, по 7 отнимаем?”).

А вот в клинической группе чаще фиксировались не уточнения, а именно потери инструкции, для продолжения деятельности требовался ее дополнительный повтор. В целом можно сказать, что выполнение задания испытуемыми контрольной группы носило более автоматизированный и интериоризированный характер, тогда как больные депрессией чаще использовали “внешние” вербальные способы опосредования, т.е. проговаривали вслух выполняемые счетные операции (подобное устойчивое проговаривание встречалось у 21% здоровых испытуемых и у 64% больных депрессией). Представляется важным и тот факт, что вынесение счетных операций в план внешней речи как правило не способствовало улучшению деятельности, больные все равно вновь допускали ошибки. В контрольной группе вербальное опосредование практически исключало появление новых ошибок и существенно улучшало деятельность.

Полученные данные позволяют высказать ряд предположений о некоторых психологических особенностях функционирования опосредования психической деятельности при нормальном и патологическом старении. Формирующийся на протяжении онтогенеза арсенал способов опосредования (обусловленный действием комплекса средовых и биологических факторов, одновременно общий для всех людей данной культуры и вместе с тем обладающий индивидуальными характеристиками) имеет сложное многоуровневое строение. При нормальном старении, когда психические процессы протекают более или менее оптимально, многие способы саморегуляции и опосредствования столь автоматизированы и интериоризированы, что не всегда доступны рефлексии (об этом свидетельствуют самоотчеты испытуемых).

Психически здоровые лица пожилого возраста прибегают к дополнительным опосредующим приемам в основном в тех случаях, когда велик объем запоминаемого материала или характер деятельности требует повышенного внимания и значительной нагрузки на оперативную память, причем эти приемы в большинстве случаев существенно улучшают выполнение заданий. Что касается аффективных расстройств, то результаты проведенного исследования показывают, что у большинства обследованных больных изменяются качественные и скоростные показатели мнестической и интеллектуальной деятельности. Возникают отчетливые трудности включения в выполнение заданий, колебания внимания и уровня достижений, истощаемость, повышенная тормозимость следов памяти. Эти факты согласуются с современными клиническими данными о том, что при депрессиях в период старения бывает нарушена концентрация внимания, имеются трудности в принятии решений, а отчетливые мнестико-интеллектуальные изменения фиксируются у 5-25% больных (Концевой, 1999). Изменения затрагивают и приемы саморегуляции и опосредования: их спектр сужается, они зачастую утрачивают интериоризированный характер, делаются малоэффективными, хуже компенсируют затруднения в мнестико-интеллектуальных задачах. Подобные негативные проявления, по-видимому, могут быть обусловлены как состоянием мозговых структур, так и эмоционально-мотивационными нарушениями.

Рассмотрение процессов саморегуляции и опосредования психической деятельности при депрессиях представляется перспективным для понимания механизмов функционирования комплекса характерных для данной нозологии аффективных и мнестико-интеллектуальных изменений.

опосредование деятельности – предыдущая | следующая – деменция альцгеймеровского типа

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

Составляющие интеллекта

Составляющие интеллекта делятся на наследственные и приобретённые. К наследственным составляющим интеллекта относят способности, одарённость и целеустремленность. К приобретённым составляющим интеллекта относят воспитание, образование и жизненный опыт. Соотношение врождённых и приобретённых составляющих интеллекта уникально для каждой личности.

Если я когда-нибудь буду писать о медицинской психологии, я обязательно дам определения этим понятиям и немного расскажу про каждое. А мы пока что двигаемся далее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]