Записываясь к психологу на прием, большинство людей хотят сразу понять, как будет проходить психологическая консультация, сколько будет встреч и когда им станет лучше. Но, прикасаясь к внутреннему миру других людей, психолог не может заранее дать ответы на все эти вопросы. Ведь неизвестно, с чем связана проблема, насколько глубоко она укоренилась в душе. Работа с каждым человеком проходит определенные этапы психологического консультирования. О каждом из них ты сейчас узнаешь.
В этой статье:
Знакомство и установление доверияОпределение проблемыУточнение цели и дополнительных моментовЗаключение контрактаКонсультационная работаЗавершение
Знакомство и установление доверия
Фото автора Alex Green: Pexels
Первый этап психологического консультирования направлен на установление контакта между психологом и человеком, нуждающимся в поддержке или помощи. Контакт этот должен быть доверительным, таким, чтобы позволил снять у клиента страхи, напряжение, открыться психологу.
Любая консультационная работа начинается с запроса. Ты звонишь или пишешь консультанту, представляешься, записываешься на прием, возможно, вкратце озвучиваешь проблему. То, как тебя приняли на этом этапе, какое создалось впечатление, уже может настроить тебя на дальнейшее сотрудничество или, наоборот, заставит искать помощи в другом месте.
Кстати, не ты одна переживаешь перед встречей с психологом. В ожидании тебя он также много времени проводит, размышляя, какой будет консультация, сможет ли он тебе помочь.
Непосредственное знакомство происходит во время первой встречи. Ты видишь глаза человека, его улыбку, поведение. Чувствуешь, что сейчас он занят только тобой, отключил звонки, мессенджеры, компьютер. Его взгляд, тело направлено на тебя. Возможно, он повторяет за тобой некоторые фразы, уточняет моменты, иногда шутит или пытается сделать так, чтобы ты расслабилась.
И ты действительно чувствуешь, что тебя слушают и стараются понять. Это – основное чувство, которое, как ключик, открывает дверь доверию.
В настоящее время много консультаций проводится онлайн. Из-за этого коммуникация может быть более бедной – исчезнет часть жестов, движений. Однако благодаря принципам активного, эмпатийного слушания, поведению психолога ты все равно будешь чувствовать, что ему можно доверять.
Основные этапы психологического консультирования
Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности. В зависимости от того, какой из аспектов психологического консультирования становится главным для клиента, психологическое консультирование приобретает диагностическую, исследовательскую, информационную (просветительскую), развивающую, коррекционную, обучающую или психотерапевтическую направленность.
Как мы отмечали выше, каждый из этих аспектов, если он становится главным мотивом психологического консультирования, формирует определенную направленность психологического консультирования, тогда как другие аспекты становятся его подчиненными моментами. В то же время в любом психологическом консультировании присутствуют все его стороны, более или менее выражено, иногда латентно. Проиллюстрируем, какие этапы выделяют исследователи, ориентируясь на различные аспекты психологического консультирования.
Информационно-рекомендательный характер носит, на наш взгляд, модель консультирования, предлагаемаемая Р.С. Немовым, в которой выделяются следующие основные этапы проведения психологического консультирования (Р.С. Немов, 2001):
1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.
2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.
3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.
4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.
5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.
Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.
Психотерапевтическую направленность психологического консультирования можно отметить в модели консультирования, предложенной М.К. Тутушкиной и ее коллегами, отмечающими, что независимо от того, проводится ли разовая консультация или осуществляется пролонгированная работа в виде ряда психотерапевтических сессий, консультирование может рассматриваться как диалектический процесс, включающий в себя ряд стадий (Тутушкина М.К., 2001):
1. Заключение контракта между клиентом, от которого поступает добровольный заказ на консультацию, и консультантом, дающим согласие оказать помощь, обеспечивая безопасность и поддержку в ходе консультирования.
2. Прояснение запроса и анализ проблемной ситуации. На этой стадии консультанту необходимо сориентироваться в проблеме клиента, внимательно слушая его, используя открытые вопросы перефразирование и переспрашивание для получения достоверной информации. В то же время консультант рефлексирует свои чувства и чувства клиента, помогая ему глубже погрузиться в проблему и подойти к постановке психотерапевтической цели.
3.Переформулирование проблемы и постановка психотерапевтической цели, уточнение контракта. На данной стадии по мере выяснения условий и ситуации возникновения проблемы, анализа чувств и отношений клиента к ней определяется суть проблемы, то есть та психологическая трудность, которая мешает клиенту найти выход из сложившейся ситуации, При этом главным является осознание самим клиентом сути проблемы с психологической точки зрения.
4. Поиск способов решения проблемы. На данном этапе необходимо согласие клиента на исследование собственных психологических трудностей, поиск и принятие на себя ответственности за выбираемые решения.
В процессе консультирования у клиента происходят изменения, которые могут в той или иной мере повлиять на его личность и жизнь в целом. В любом случае клиенту предоставляется возможность получить новый опыт, и чем глубже он осознает это, тем благоприятнее для него окажутся последствия консультации, следовательно, ее эффективность.
Обучающий и коррекционный характер направленности психологического консультирования можно отметить, на наш взгляд, в подходе, предлагаемом А.Ф. Бондаренко, в связи с этим на каждом этапе процесса консультирования психолог решает соответствующие задачи (Бондаренко А.Ф., 2000):
Начальный этап. Этап вхождения в ситуацию психологической помощи.
Главные задачи психолога на этом этапе, основополагающем для установления рабочих отношений, заключаются в следующем:
— поддержка мотивации клиента к совместной работе;
— разъяснение истинных (реалистичных) возможностей психологической помощи и коррекция нереалистичных ожиданий;
— выражение готовности понять, принять клиента и оказать ему возможную психологическую помощь;
— пробная постановка целей психологической помощи и определение ориентировочных сроков и результатов работы;
— проработка, при необходимости, собственных затруднений в работе, связанных с возможным контрпереносом или возникающими проекциями.
Этап действования и проживания ситуации психологической помощи.
Включает в себя работу с личностным материалом клиента: переживаниями, отношениями, чувствами, снами, ценностными смыслами.
Возможные задачи психолога вытекают из логики его действий и феноменологии переживаний клиента, среди них:
— обеспечение эмоционального отреагирования;
— проработка и символическое удовлетворение тех или иных фрустрированных потребностей;
— создание условий для инсайта и катарсиса;
— подкрепление желаемого направления действий (переобучение);
— обеспечение условий для личностной рефлексии и проживания ситуации свободного и ответственного выбора.
Этап вхождения в новый опыт.
Это – стадия личностных трансформаций и попыток приобщения к иному способу проживания жизни, свободному от прежних заблуждений и проблем.
Отсюда вытекают следующие возможные задачи в деятельности психолога:
— эмоциональная и экзистенциальная поддержка;
— подкрепление тенденций к личностным переориентациям и трансформациям;
— помощь в совладании с личностной и ситуативной тревогой, вызванной изменениями жизненного мира;
— проработка ценностно-смысловых или поведенческих препятствий, блокирующих осуществление необходимых действий.
Этап вхождения в повседневность с обогащенным новым опытом.
Это – заключительный этап работы.
Его значимость отражают специфические задачи, стоящие перед психологом:
— подбадривание клиента и подчеркивание временных границ как травмировавшей проблематики, так и конца консультативного процесса;
— анализ элементов зависимости в поведении клиента и помощь в достижении самостоятельности и самодостаточности;
— переопределение и переосмысление ситуации психологической помощи как предоставленной возможности человеку понять собственные мотивы, ценности, цели и выборы;
— нахождение “золотой середины” между тенденциями гиперопеки, покровительства и эмоциональной отстраненности от клиента.
Каждый из этапов имеет свою длительность. Последствия консультирования можно рассматривать с точки зрения изменений, происходящих в личности клиента, и степени его удовлетворенности результатами консультирования.
Р. Кочунас, ссылаясь на В. Е. Gilland, предлагает структуру процесса психологического консультирования в виде системной модели, в которой делается акцент на исследовательском и обучающем характере психологической помощи (Кочунас Р., 2000):
Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.
1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.
2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.
3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.
4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, «репетиция» действий и др.).
5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.
6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.
Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.
Как видим, направленность психологического консультирования определяется не только структурными характеристиками (целями, предметом, ведущими видами деятельности клиента и консультанта, ролевой позицией психолога), но и процессульными, одной из которых является последовательность осуществления его этапов.
Определение проблемы
Следующий этап психологической консультации связано с пониманием проблемы. Клиент, пришедший к психологу, рассказывает о том, что его беспокоит. Психолог задает уточняющие вопросы. Это один их самых долгих этапов; иногда он может растянуться на несколько встреч.
Связано это с тем, что у любой проблемы обычно длинные корни. Не стоит этого бояться. Раскрытие причин играет огромную терапевтическую роль, позволяет понять, как и почему возникла проблема, определить пути ее решения.
Для психолога этот этап значит столько же, сколько составление истории болезни для любого другого врача.
Особенности консультирования детей у психолога
Задачи и цели консультирования взрослых и детей похожи, но в связи с незрелостью и несамостоятельностью подрастающего поколения методики нуждаются в трансформации.
Отличия при работе с детьми:
- Отклонения в развитии, которые служат причиной обращения к психологу, замечаются педагогами или родителями, а не самими детьми. Инициатива обращения за помощью, соответственно, тоже исходит не от них.
- Детская психика изменяется быстро, поэтому важно, чтобы коррекционное воздействие имело скорый эффект. Задержка может привести к накоплению отрицательных последствий.
- Ответственность за результаты не может быть возложена на субъект, так как его самосознание и мыслительная активность не сформированы в полной мере, и близкое окружение имеет большое влияние.
Психологические методы для влияния на детей имеют поведенческую природу и основаны на игровых методиках. Большое количество информации консультант получает от родителей ребенка, чаще всего матери.
Нередко работа с ребенком превращается в семейную терапию, т. к. семья играет существенную роль в обучении и воспитании.
Уточнение цели и дополнительных моментов
Как только проблема раскрыта, формулируются цели консультирования. Даже если человек пришел с одним вопросом, по мере беседы раскрываются и другие, а потому целей консультирования может быть несколько. Среди них выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Например, к психологу пришла молодая женщина и пожаловалась, что она не может организовать свой день. Она постоянно занята, переживает, что ничего не успевает, тревожится о мелочах. Выяснилось также, что она ссорится с мужем, не может найти контакт с ребенком.
Целей у работы с этой женщиной будет несколько, причем каждая займет свой отрезок времени:
Психологическое консультирование
- Определить собственные ресурсы – не всегда клиентка не справлялась со своей жизнью. Когда-то были светлые, счастливые моменты. Помимо этого, и сейчас в ее силах совершить то, что может только она.
- Нормализировать эмоциональное состояние. Определяются причины беспокойства, тревожности, обсуждается режим, который позволит больше отдыхать, распределить обязанности в семье.
- Восстановить отношения с семьей через более разумное распределение обязанностей, упорядочивание семейных связей и интересов. На каком-то этапе может потребоваться проведение семейной консультации.
- Улучшить самооценку, в том числе через обсуждение прошлых успехов и определение собственных интересов.
На этом же этапе целесообразно определить место проведения консультаций, частоту. Если психолог, к которому пришел клиент, чувствует, что вопрос находится не в его компетенции, лучше предложить посещение другого специалиста.
Основы консультирования
Психологическая консультация основана на принципах гуманистической философии и интегральном восприятии личности.
Законы и правила, цели и ценности индивидуальной системы координат клиента, его убеждения и картина мира являются тем материалом, с которым работает консультант-психолог.
Результатом, подтверждающим истинность выбранной методики, считают: отсутствие эмоциональных симптомов напряжения и дискомфорта, исчезновение психологических трудностей в межличностных отношениях и деятельности субъекта, который обратился за помощью.
Отношения с окружающими, особенности поведения личности в недалеком прошлом и сейчас, ее непосредственное психическое состояние служат источниками данных для психодиагностики.
Работая с человеком, психолог:
- чаще всего проводит с клиентом небольшое время – 5-6 встреч;
- влияет на поведение субъекта прежде всего через изменение его установок на других людей, характер и формы взаимоотношений с ними;
- целью консультаций является устранение укоренившихся в мышлении вредных стереотипов обработки информации, восприятия и реагирования;
- отношения клиент-консультант представляют собой осознанное взаимодействие, когда субъектом принимаются самостоятельные решения, чтобы изменить собственную личность;
- для осуществления своих функций по исследованию проблемной сферы человека психологу требуется атмосфера доверия.
Консультационная работа
Как только все вопросы и условия будут определены и приняты, начинается непосредственно консультационная работа. Используемые методы и техники зависят от проблемы, ее остроты, актуальности:
- В процессе может использоваться арт-терапия, драматерапия, нарративная практика. Эти способы актуальны для выяснения глубинных проблем и их безболезненного разрешения.
- Применяется беседа, обсуждение позиций разных сторон в конфликтах.
- В работе с проблемным поведением, агрессией отрабатываются новые способы реагирования на сложные ситуации.
- При страхах, неуверенности в себе, тревожности актуально разобраться с прошлым клиента – какие отношения складывались с родителями, были ли сложности с адаптацией.
- При проблемах во взаимоотношениях в семье, со сверстниками, коллегами могут применяться групповые тренинги, семейные консультации.
- Вопросы смысла жизни эффективно обсуждать с позиций экзистенциальной терапии.
Виды консультирования
Чаще всего, оказавшись на приеме, человек не представляет действительных причин своих трудностей. Психолог-консультант помогает ему прояснить ситуацию, осознать положение во всех взаимосвязях.
В зависимости от характера трудностей и особенностей клиента, консультирование возможно в разных формах:
- Производственное. Направлено на мотивацию персонала, повышение эффективности управления, устранение конфликтов и улучшение взаимодействий в трудовом коллективе.
- Профессиональное. Относится к вопросам профориентации. Оценки предрасположенности субъекта к тому или другому роду деятельности, наличие у него необходимых качеств.
- Семейное. Сюда входят вопросы отношений в добрачный период, работа с парами во время совместной жизни, помощь в ситуации развода. К специалисту могут обратиться родители по проблемам с детьми, супруги, не нашедшие взаимопонимания с родственниками жены или мужа.
- Личностное. Индивидуальные интимные вопросы – сложности во взаимодействии с окружающими, межличностные конфликты, повышенная тревожность, потеря смысла жизни.
По другим признакам можно дополнительно выделить следующие типы консультирования:
- заочное (дистанционное) и контактное (очное);
- групповое и индивидуальное;
- психолого-педагогическое и деловое;
- проблемное и кризисное.
Завершение
Идеальный итог психологического консультирования – полностью счастливый, свободный от проблем и готовый к новой жизни клиент. Чтобы хотя бы приблизиться к такому идеалу, в рамках консультационного процесса нужно формулировать промежуточные результаты.
Такой подход позволяет вовремя внести корректировки в процесс консультирования, выявить актуальные проблемы, уточнить многие вопросы, изменить тактику работы.
Этапы психологической консультации – шаги, совершая которые, человек в сотрудничестве с психологом решает внутренние проблемы, приходит к ощущению благополучия, успешности.
Условия результативности консультаций у психолога
Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно становится действенным, если сочетаются ряд факторов:
- Специалисты рассматривают проблему всесторонне, не делают акцент на решении сиюминутных задач, которое чаще всего имеет временный эффект. Психолог должен ориентироваться на разрешение глубоких внутренних конфликтов.
- Квалификация консультантов позволяет создать атмосферу доверия и установить отношения, которые позволяют получить всю требуемую информацию о проблемах и внутреннем мире клиента, использовать методы воздействия, которые требуются для достижения нужного результата.
- Обратившийся за помощью человек ведет себя благоразумно и дисциплинированно: посещает все встречи, выполняет самостоятельную работу в нужном объеме, выдает достоверную информацию о своих состояниях.
- Методики воздействия и структура консультации построены в расчете на индивидуальные особенности личности клиента.
- Психолог не в состоянии выполнить работу за клиента. Поэтому мотивировочная часть остается наиболее важной для всей консультационной работы.
Можно ли консультировать друзей и родных
Личностное консультирование специалистом в области психологии своих друзей, родных и близких не считается правильным по ряду причин:
- Переживание за состояние знакомых людей мешает психологу воспринимать ситуацию объективно, эмоции – плохой советчик.
- В случае если проблема усугубится, не исключено, что виноватым в исходе дела посчитают человека, который опрометчиво давал рекомендации. Причем это может случиться вне зависимости от того, следовал ли консультируемый советам, или нет.
- Возможно, что специалист совершит ошибку. Последствия ему будет трудно воспринять профессионально – сделать выводы и продолжать работать.
Нельзя не учитывать и вопрос материальный. На оказание помощи будет затрачено большое количество времени, переработан немалый объем информации, но потребовать оплату с близкого человека способен не каждый. Кроме того, люди не склонны относиться должным образом к тому, что им досталось бесплатно.