Проблема метода психологического изучения школьных страхов учащихся начальных классов 1560

Обучение ребенка в образовательном учреждении оказывает влияние не только на его интеллектуальное, но и на психологическое развитие в более широком смысле. Важной составляющей последнего является эмоциональное развитие ребенка. Придя в школу, ребенок помимо радости, удивления, уверенности в своих силах испытывает и огорчение, гнев, неуверенность, страх. Полноценное, всестороннее развитие эмоциональной сферы ребенка, особенно в начальных классах, есть необходимое условие для сохранения психологического здоровья ученика. Такое развитие возможно при условии своевременной и точной диагностики эмоционального развития ребенка с самого первого дня обучения в школе.

Целью нашего исследования являются школьные страхи учащихся начальных классов.

Страх — тревожность — тревога — фобия

В различных психологических теориях страх относят к разным классам эмоциональных явлений: к чувствам (Э. Клапаред, П.М. Якобсон); к аффекту (М. Вильсон); к стрессу (Р. Эллинс); к психическим состояниям (Н.И. Конюхов, А.Т. Злобин); кроме того, его рассматривают как приобретенную мотивацию (Ж. Нюттен), как способность психики, т. е. как функцию отражения (В.К. Вилюнас, Е.Д. Хомская), как пусковой механизм инстинкта самосохранения (М.В. Осорина, Н.И. Рейнвальд и др.). В многочисленных определениях страха можно выделить следующие существенные признаки:

  • страх имеет аффективную природу;
  • страх подразумевает переживание реальной или воображаемой опасности;
  • страх относят к отрицательным состояниям (Э. Клапаред, А.Р. Лурия).

В своей работе мы будем придерживаться определения страха, данного А.И. Захаровым: страх — аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека

. Страх имеет защитный характер.

Выделяют множество оснований для классификации состояния страха: по предмету переживания, по объекту, интенсивности переживания, по происхождению, характеру протекания, по типам и способам возникновения, по силе переживания (А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, В.К. Вилюнас) и т. д. Страх выполняет следующие функции: охранительную синтезирующую, регулятивную, сигнализирующую, оценочную, тормозящую, приспособительную, организующую — дезорганизующую и эвристическую (В.К. Вилюнас). Существует также ряд авторских точек зрения на классификацию страхов (З. Фрейд и др.).

Для определения предмета исследования необходимо рассмотреть группу понятий, связанных с понятием «страх»: тревога, боязнь, тревожность, фобия. Тревога

— переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха как реакции на конкретную реальную опасность, тревога — переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы.
Боязнь
— устойчивое состояние страха.

Для исследования школьного страха важно рассмотреть взаимосвязь явлений: страх — тревога — тревожность — фобия. Страх возникает как реакция на угрозу, причем эта угроза должна быть конкретной. Тревога в отличие от страха не всегда является отрицательно воспринимаемым чувством, поскольку она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Объединяющим началом для страха и тревоги служит чувство беспокойства. В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если чувства не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение.

В процессе, когда страх становится частью характера человека, появляется тревожность. Тревожность

— индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги и в низком пороге его возникновения. Она рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Фобия

— навязчивое состояние страха. Часто в психологической литературе понятия «страх» и «фобия» рассматриваются как синонимичные по отношению к психическим явлениям. Особенно четко эта тенденция прослеживается в зарубежной литературе. Школьные страхи учеников попадают в сферу исследования ученых-психологов, психиатров, психоаналитиков чаще всего, когда речь идет именно о болезненном, навязчивом состоянии страха, т. е. о фобиях. А.И. Захаров выделяет школьную фобию как навязчиво преследуемый страх перед посещением школы.

В своем исследовании мы хотели бы остановиться на проблеме изучения школьных страхов

, т. е. страхов, связанных со школой. Эти страхи должны изучаться педагогической психологией с целью внесения определенных коррективов в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения.

При поступлении ребенка в школу происходит изменение его социального статуса. Это ведет к переориентации ребенка на социальные нормы и установки. По данным различных авторов (Н.И. Гуткина, О.В. Хухлаева и др.), ребенок, готовый к обучению в школе, не испытывает страха перед ней. Первоклассник с радостью заходит в класс, готов общаться с учителем, выполнять его требования, узнавать что-то новое, подчиняться требованиям, предъявляемым школой.

А.И. Захаров на основании наблюдений пришел к выводу, что если в младшем школьном возрасте и возникает страх, то чаще всего — это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. «Это выражается в страхах сделать что-то не так, не правильно, не так, как следует, как нужно, быть не тем, кого уважают. Это говорит о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т. е. о том, что объединено понятием «совесть», как центральное новообразование, младшего школьного возраста» [2, с. 63].

Нахождение ребенка в коллективе сверстников, с которыми он связан не только личными, но и социальными отношениями (одноклассники), может способствовать как возникновению школьных страхов (например, страх оказаться хуже других), так и способствовать преодолению некоторых школьных страхов (например, «все сделали, и я смогу»).

Особо хочется выделить страх отметки (страх получения плохой отметки). С одной стороны, этот страх негативно сказывается на развитии познавательной активности ученика, на его отношении к изучаемому предмету. С другой стороны, страх отметки в современной школе часто является ведущим мотивом обучения. Есть вероятность, что его преодоление без создания более приемлемого мотива учения (учебного) может негативно сказаться на процессе обучения. Необходимо решить данное противоречие при создании психолого-педагогических условий преодоления школьных страхов.

Существуют страхи, причина

которых
не связана напрямую со школой, но оказывает негативное влияние на процесс учения
. Так, например, страх ухода из дома, разлуки с родителями вызван тревожными привязанностями внутри семьи, он мешает школьнику освоить новый социальный статус. Данная группа страхов не входит в область изучения педагогической психологии, так как чаще всего свидетельствует о неготовности ребенка к школьному обучению и должна быть предметом изучения возрастных и клинических психологов.

Таким образом, на основании анализа психолого-педагогической литературы мы выяснили, что описание феномена школьных страхов в начальных классах было получено в основном путем наблюдения и анализа общих принципов психологического развития ребенка.

Происхождение страхов у дошкольников

По различным причинам дети дошкольного возраста становятся наиболее подверженными воздействию неблагоприятных факторов. Число детей с признаками эмоционального неблагополучия возрастает. Они становятся легковозбудимыми, тревожными или агрессивными.

Происхождение страхов может иметь различный характер. Часть из них наблюдается из-за проблем и трудностей взаимоотношений дошкольника с родителями или же с ровесниками. Другие могут быть связаны с личностными переживаниями. Психологи считают, что формирование фобических расстройств имеет 2 основные теории происхождения, которые объединяют все причины возникновения.

Первая теория – травматический фактор, вторая же – следствие угрозы повторения этого фактора. Особенности психического развития детей зависят от реальности угрозы после пережитых стрессовых ситуаций, результатом которых стало формирование боязни определенного раздражителя. Аффективно-заостренное восприятие опасности является частью защитного механизма. Те дети, которые страдают от страхов, меняют собственное поведение и по-другому эмоционально реагируют.

Иммунитет к страхам, то есть отсутствие воздействия на психику, наблюдается очень редко. Психологи уверены, что для нормального развития детей это неестественно. Подобные проблемы могут указывать на проблемы с выражением эмоций, чрезмерную возбудимость и даже слабые инстинкты самосохранения.

Методическое обеспечение изучения школьных страхов

В связи с необходимостью объективного исследования возникает проблема выбора методов психологического изучения школьных страхов.

Несмотря на то что проблема школьных страхов актуальна именно для начальной школы, в массовой психолого-педагогической практике школьные страхи обычно предлагают изучать с помощью небольшого набора методик: теста школьной тревожности Филипса, проективной методики Захарова «Нарисуй свой страх», теста детской тревожности Темпл-Дорки и некоторых других, недостаточно распространенных в школьной практике.

Тест школьной тревожности Филипса наиболее распространен в школьной практике. Первоначально этот тест предназначался для детей младшего подросткового возраста, но в последнее десятилетие его стали активно применять в школьной практике и для младшего школьного возраста. Цель методики (опросника) — изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам или предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет». Все вопросы по содержанию объединены в 8 факторов.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора

):

  1. Общая тревожность в школе
    — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса
    — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками). В ключе нашей темы этот фактор можно обозначить как страх одноклассников.
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха
    — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
  4. Страх самовыражения
    — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний
    — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
    — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
    — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. В нашей теме этот фактор можно обозначить как проявление страха на физиологическом уровне.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями
    — общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Для первого и второго классов возникают следующие трудности применения данного теста:

  • большой объем вопросов не позволяет провести тест за один раз, как того требует инструкция;
  • желание первоклассника «быть не хуже других» снижает уровень искренности ответов;
  • низкий уровень развития рефлексии своих психических функций снижает эффективность опросных методов в данном возрасте.

В психологической практике тест Филипса применяется при обследовании учащихся третьих классов. Однако когда мы попытались провести данный тест с учащимися третьих классов общеобразовательной школы, более чем в половине случаев возникли трудности в понимании детьми формулировки вопросов, поэтому проведение теста стало невозможным.

С целью проверки адекватности применения теста школьной тревожности Филипса для изучения школьных страхов нами было проведено исследование школьных страхов учащихся четвертых классов прогимназии г. Москвы.

Перед исследователем были поставлены две цели:

  1. Практически ориентированная цель:
    исследование ведущих осознаваемых школьных страхов у учащихся четвертых классов.
  2. Теоретическая цель
    : проверка адекватности применения метода для исследования школьных страхов на начальной ступени образования.

Распространенные виды страхов у детей

Теории Захарова об особенностях формирования фобических расстройств у детей используются специалистами и сегодня. По его классификации дошкольникам относят от 12 до 15 различных видов страха. Наиболее распространенные из них:

  • страх смерти родителей;
  • боязнь посторонних людей;
  • страх темноты;
  • ночные страхи;
  • страх воды, огня или высоты;
  • страхи кошек, собак или других животных.

Не менее распространенными также являются и страх перед родителями, боязнь быть наказанным или же страх врачей и уколов. Вариантов множество. Квалифицированный специалист, приступая к коррекции страхов детей дошкольного возраста, обязан изучить клиническую картину больного.

Ночные страхи у детей

Работа заключается в применении специальных методик, задачи которых основываются на создании доверительных отношений с больным с присущим эмоциональным контактом.

Для выявления страхов важно использовать готовую отработанную модель диагностики с применением специальных опросников или игр.

Метод

В исследовании принимали участие 72 ученика четвертых классов прогимназии г. Москвы (35 девочек, 37 мальчиков). Исследование проводилось в ноябре 2005 г. в середине учебного дня в спокойной обстановке.

Процедура применения теста школьной тревожности была вполне стандартной. Тест предъявлялся в группах, размер которых не превышал 15 человек, в письменном виде школьным психологом, с которым у респондентов были доброжелательные отношения. Обследование проводилось в учебное время.

Выявление тревожного ребенка в группе

Работа с дошкольниками может проводиться и на групповых занятиях. Одним из способов выявления тревожных детей является определение признаков страха по системе, созданной Г. Лаврентьевой и Т. Титаренко. Опросник включает 20 основных пунктов, каждый из которых требует определенного наблюдения специалиста за детьми.

Специалист оценивает, может ли тот или иной дошкольник:

  1. Играть не уставая.
  2. Жаловаться, когда ему снятся кошмары.
  3. Подвергаться частой смене настроения.
  4. Иметь проблемы с аппетитом.
  5. Сдерживать слезы при конфликтах.
  6. Иметь проблемы со сном.

Для обозначения ответов по пунктам строится таблица с фамилиями детей. Напротив каждого вопроса специалист ставит «плюс» или «минус». Подсчитывается общее количество знаков в колонке каждого тестируемого. Уровень тревожности определяет количество «+»:

  • 1-6 – низкая;
  • 7-14 – средняя;
  • 15-20 – высокая.

Такая методика в индивидуальной диагностике неэффективна. Ее задача – выявлять тревожных детей, а не выяснять особенности их страхов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]