Познавательные процессы в системе психических явлений
Восприятие — это простейший психический процесс, который заключается в отражении определенных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Не все существующие виды энергии, даже если они являются жизненно важными, воспринимаются человеком в виде ощущений. Для некоторых из них, например, облучение вообще не ощущается психически. Таким образом, человек получает в виде ощущений небольшую, но весьма значительную часть информации и энергии, действующей на его организм.
Недостаток ощущений приводит к серьезным нарушениям в работе организма.
Различают следующие типы ощущений:
1) При контакте со стимулом:
- Далекий.
- Контакт
- слуховой
- визуальный
- обонятельный
- тактильный
- вкусы
2) в зависимости от расположения приемника:
(a) интероцептивные — сигнализируют о внутреннем состоянии организма.
б) Проприоцептивные — сигнализируют о положении частей тела и их движении.
в) Экстероцептивные — сигнализируют о различных особенностях внешнего мира (зрительные, слуховые, кожные, обонятельные).
Для возникновения ощущений необходимо, чтобы стимуляция достигла определенной силы. Например, если мы положим кристаллик сахара в стакан с водой, мы вряд ли почувствуем сладость. Если мы будем добавлять один кристалл сахара за другим, то в конце концов обнаружим, что вода стала сладкой. Минимальный размер стимула, который вызывает едва уловимое ощущение, называется нижним порогом чувствительности. Чем ниже порог, тем выше чувствительность. Эти пороги индивидуальны для каждого человека. Например, один человек слышит очень слабые звуки (тиканье наручных часов), или один человек воспринимает тусклый, приглушенный свет, а для другого этот свет должен быть немного ярче. Кроме того, разные анализаторы имеют разные пороговые значения. Например, у людей очень высокая чувствительность к запахам. Зрительная и вкусовая чувствительность высоки, в то время как тактильная (кожная) чувствительность относительно низкая. Подсознательные стимулы называются подпороговыми. Организм не воспринимает эти раздражители. Это определенно защитная реакция организма, потому что если бы организм постоянно получал и обрабатывал информацию на всех рецепторах, это привело бы к истощению. Верхний порог чувствительности — это наибольшее значение, при котором еще сохраняется достаточная чувствительность [Error: Reference source not found,129]. Например, если мы насыпаем соль в воду, то в конечном итоге воспринимаем горький вкус, а не соленый. В большинстве случаев сверхпороговые стимулы вызывают боль (например, сверхгромкий звук, ослепляющая яркость).
Абсолютная чувствительность не является постоянной на протяжении всей жизни: чувствительность детей развивается и достигает своего наивысшего уровня в подростковом возрасте. Она уменьшается с возрастом. Деятельность, которой занимается человек, оказывает значительное влияние на чувствительность. Например, дегустаторы лучше различают вкусы (опытные дегустаторы вина могут сказать не только из какого винограда сделано вино, но и где оно было выращено).
Сенсации имеют следующие характеристики:
Адаптация — приспособление органов чувств к внешним воздействиям. Например, когда мы выходим из темной комнаты на яркий свет, мы на мгновение ослепляемся, но через несколько минут наши глаза адаптируются, и мы видим нормально.
Синестезия — это возникновение под влиянием стимуляции одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора. Например, у человека возникают зрительные образы под воздействием звуковых стимулов — зрительно-слуховая синестезия.
Сенсибилизация — это повышение чувствительности в результате взаимодействия с анализатором и практикой. Например, слабые музыкальные тона могут повысить чувствительность зрительного анализатора.
Познавательная сфера как системное образование
Восприятие — это целостное отражение предметов или явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Только люди и высшие животные наделены способностью воспринимать мир в виде образов; она формируется и совершенствуется в их жизненном опыте.
В отличие от ощущений, перцептивные процессы формируют образ целостного объекта, отражая всю совокупность его свойств. Таким образом, восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новый этап сенсорного восприятия с присущими ему характеристиками.
Основными характеристиками восприятия являются объективность, целостность, постоянство и осмысленность, избирательность.
Объективность — это способность человека воспринимать мир не как набор не связанных между собой ощущений, а с точки зрения отдельных объектов, обладающих свойствами, которые вызывают эти ощущения.
Целостность восприятия выражается в том, что каждый объект воспринимается как стабильное системное целое, даже если некоторые части могут быть недоступны для наблюдения. В этом случае образ воспринимаемых объектов как бы мысленно конструируется в целостную форму на основе небольшого набора элементов.
Постоянство определяется как способность воспринимать объекты относительно постоянными по форме, цвету и размеру, а также по ряду других параметров, независимо от изменения физических условий восприятия.
Осмысленность — заключается в придании смысла объектам, которые мы воспринимаем. Например, предложение на иностранном языке трудно распознать.
Избирательность — из множества различных влияний мы выделяем только некоторые из них с большей отчетливостью и осознанностью. То, что находится в поле зрения человека во время восприятия, называется объектом (субъектом) восприятия, все остальное находится на заднем плане.
Иллюзии восприятия Иллюзии — это искаженное восприятие реально существующих предметов или явлений.
Существуют различные типы иллюзий. Наиболее распространенными являются зрительные иллюзии. Например, все светлые объекты кажутся больше, чем темные.
О зрительных иллюзиях нужно знать художникам, артистам, портным. Например, портной шьет платье из полосатой ткани. Если он расположит ткань так, чтобы полосы шли вертикально, то женщина в этом платье будет казаться выше. А если расположить полосы горизонтально, то хозяйка платья будет казаться ниже и толще.
Одним из вариантов таких иллюзий является мираж. В этом случае воспринимается реально существующий в природе объект, только расстояние до него и его размер оцениваются неверно. Мираж, описанный К. Фламмарионом, широко известен. Однажды утром в июне 1815 года жители бельгийского города Вервье увидели в небе сражающиеся войска, и можно было различить костюмы артиллеристов, пушку со сломанным колесом. Это была битва при Ватерлоо. Хотя расстояние от Вервье до Ватерлоо составляло более 100 км. Физические иллюзии характеризуются тем, что они воспринимаются всеми людьми одинаково.
Иллюзии наблюдаются не только в зрительном восприятии, но и в других видах восприятия. Попробуйте подержать руку в очень холодной воде, а затем окунуть ее в теплую воду. Вы почувствуете, как будто ваша рука находится почти на вершине кипящей воды.
Если съесть кусочек лимона или селедки и запить его чаем с небольшим количеством сахара, то первый глоток покажется очень сладким.
Физиологические иллюзии возникают у людей, находящихся в состоянии эмоционального стресса. Например, человек в страхе может принять один предмет за другой (пень в лесу за животное или человека).
Галлюцинации — это восприятие, которое происходит без присутствия реального объекта. Например, при алкогольном помрачении сознания пациент видит вокруг кровати мертвых людей. Иногда пациентам кажется, что они видят свои внутренние органы: Желудок, мозг. Иногда пациент слышит воображаемый голос, обычно громко говорящий о действиях пациента, осуждающий его. У пациента может выработаться привычка советоваться с голосами.
Приемы запоминания
Существуют приемы, предназначенные для облегчения запоминания и позволяющие записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов – это мнемотехника.
Довольно действенным способом запоминания информации является рифма и ритм. Данный способ, который используется в ряде мнемонических упражнений, широко применяется в рекламе. Зарифмованная информация запоминается значительно быстрее, врезается в память независимо от желания и часто избавиться от неё невозможно.
Другим приемом запоминания является аббревиатура (акроним). Такая аббревиатура, как МВФ, ООН и др. не только сокращает длинные названия организаций, но и способствует их запоминанию.
Способ запоминания предметов при помощи фиксирования места их расположения, пришел из Греции. Человек этот метод использует довольно часто, хотя и не отдает себе в этом отчета. Например, на вопрос, сколько окон в доме, где живет человек, сразу дать ответ сложно, но, если представить, что он идет по своему дому, тогда можно все окна подсчитать.
Метод связи между цифрами и буквами широко применяется для запоминания чисел. Способ помогает перевести числа в слова, потому что слова для человека имеют больше смысла. Соответствие между цифрами и согласными буквами является основой данного метода.
Метод картинок – суть состоит в переводе имен собственных в картинки на основе их смыслового значения или звучания. Особенно полезен этот метод для запоминания профессий и фамилий людей.
Для фиксирования в памяти имен собственных или просто предметов довольно полезно использовать цепочки. Для запоминания надо связать каждый предмет из списка с последующим при помощи ассоциаций.
Внимание как регулятор познавательной деятельности
В процессе человеческой деятельности происходит познание окружающего мира, то есть его отражение. Мы узнаем о богатстве окружающего нас мира с помощью органов чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды в виде сенсорных впечатлений. Органы чувств являются единственными каналами, через которые внешний мир проникает в сознание человека. Они позволяют человеку ориентироваться во внешнем мире. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, который принимает и обрабатывает этот огромный и неиссякаемый поток. Это приводит к адекватному отражению окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе генерируются нервные импульсы, которые передаются к исполнительным органам.
Восприятие — это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Он не дает целостного представления о явлении, вызвавшем ощущение.
Специфические качества внешнего мира породили специфику органов чувств. Восприятия отражают действительные качества предметов и явлений материального мира, которые действуют на органы чувств субъекта, но существуют независимо от него. Для возникновения ощущения недостаточно, чтобы тело подверглось соответствующему действию материального стимула; необходима также некоторая работа самого тела. Эта работа может выражаться либо только во внутренних процессах, либо также во внешних движениях, но она всегда должна присутствовать. Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии стимула, действующего на рецептор в данный момент, в энергию нервных процессов. Ощущение возникает как реакция нервной системы на конкретный раздражитель и носит рефлекторный характер. Физиологической основой ощущений является нервный процесс, возникающий при воздействии раздражителя на адекватный ему анализатор.
Анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела (рецептора), который является специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс; 2) афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов — проводящих путей, соединяющих периферические отделы анализатора с центральным; 3) подкорковых и корковых отделов (мозговых окончаний) анализатора, где происходит обработка нервных импульсов, поступающих из периферических отделов.
Для возникновения ощущения необходима работа анализатора в целом. Действие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Возникновение этого раздражения проявляется в преобразовании посторонней энергии в нервный процесс, производимый рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает клеток коры анализатора, происходит ответ организма на раздражитель. Мы воспринимаем свет, звук, вкус и другие свойства раздражителей. Анализатор образует первую и самую важную часть целого пути нервных процессов, называемого рефлекторной дугой. Рефлекторная дуга состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора. Связь элементов рефлекторного кольца составляет основу для ориентации сложного организма в окружающем мире и деятельности организма в зависимости от условий его существования.
Классификация ощущений может быть проведена по разным основаниям. В 1906 году английский физиолог Ч. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений: экстероцептивные, возникающие в результате воздействия внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела; они делятся на два подкласса: Дистанционные (зрительные, слуховые) и контактные (тактильные, вкусовые) ощущения.
Внимание и память
Процесс познания можно представить в виде лестницы, восхождение по которой начинается с ощущений, затем переходит к восприятию, мышлению, воображению и завершается на вершине, которую представляет творчество. Но два когнитивных процесса стоят особняком. Это внимание и память. Они играют вспомогательную роль и существуют только в связи с другими процессами познания. Но с другой стороны, никакая разумная деятельность человека без них невозможна.
Внимание
Это концентрация сознания на внешних объектах и явлениях или на внутренних процессах. Чтобы воспринимать что-то, мы должны на этом сосредоточиться, а объекты, не попадающие в сферу внимания, нами просто не замечаются, то есть и не включаются в процесс познания.
Выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное.
- Непроизвольное внимание возникает само по себе, под воздействием специфических раздражителей. Такое сосредоточение независимо от нашего желания вызывают какие-то сильные, яркие, необычные объекты и явления или те, что имеют для нас значение, связаны с нашими интересами и потребностями.
- Произвольное внимание – осознанная деятельность, направленная на поддержание сосредоточения на объектах, не вызывающих интереса. Значимость этих объектов обусловлена целями и задачами деятельности, а не их яркостью и необычностью. Например, чтобы сосредоточиться на сложном тексте учебника, надо приложить усилия. Произвольное внимание часто вызывает затруднение, поэтому необходимо развивать навыки осознанной концентрации.
В психологии внимание рассматривается и как динамическая сторона познания, и как его направляющая. Именно этот процесс определяет избирательность нашего сознания, причем не только в плане познания, но и в психической деятельности в целом. Внимание также связано с повышенной активностью различных центров головного мозга и делает любую нашу деятельность, в том числе познавательную, эффективной и продуктивной. А утрата способности к концентрации и сосредоточению, непроизвольная потеря внимания – это серьезное психическое заболевание.